Постановление Администрации Волгоградской области от 24 января 2011 г. N 9-п
"О Программе действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы"
Постановлением Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2011 г. N 854-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2012 г.
В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 12 Закона Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области", с учетом положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы (далее именуется - Программа).
2. Координацию работ по организации выполнения мероприятий Программы возложить на Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области.
3. Руководителям органов исполнительной власти Волгоградской области - исполнителям мероприятий Программы до 5 февраля года, следующего за отчетным, представлять информацию о реализации мероприятий Программы в Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области.
4. Комитету по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области до 25 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчет о ходе реализации программных мероприятий Главе Администрации Волгоградской области.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Волгоградской области разработать программы действий по улучшению условий и охраны труда в муниципальных образованиях и обеспечить контроль за их выполнением.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области Г.А. Чурикова.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава Администрации |
А.Г. Бровко |
Программа
действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 24 января 2011 г. N 9-п)
Паспорт
Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы
Наименование Программы |
- |
Программа действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы (далее именуется - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
статьи 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, статьи 12 Закона Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области", Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, пункт 2 Приложения 1 к Положению о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 91 |
Заказчик Программы |
- |
Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области |
Цель Программы |
- |
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области |
Основные задачи Программы |
- |
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; повышение качества условий труда на рабочих местах; снижение смертности от предотвратимых причин; улучшение здоровья работающего населения |
Целевые индикаторы Программы |
- |
количество погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (человек); количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек); удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (процентов); доля выявленных профзаболеваний на 10000 работников |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2011-2013 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
разработка нормативных и методических документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда; информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда; совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области, Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области, Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области, Комитет информационных технологий и телекоммуникаций Администрации Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Управление охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области, Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 6313 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 2042,5 тыс. рублей; 2012 год - 2671,5 тыс. рублей; 2013 год - 1599,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с 1126 человек в 2008 году до 1110 человек в 2013 году; снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам с 21,4 процента в 2008 году до 19,5 процента в 2013 году; снижение случаев производственного травматизма со смертельным исходом с 58 в 2008 году до 53 в 2013 году; снижение доли выявленных профзаболеваний на 10000 работников с 2,2 в 2008 году до 2 в 2013 году |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляют органы исполнительной власти Волгоградской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития демографической ситуации в Российской Федерации стали проблемой национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу перспективам развития страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования. Бессмысленно принимать меры по стимулированию рождаемости без исправления ситуации с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Не имеет смысла увеличивать ассигнования на здравоохранение населения, если люди теряют жизнь и здоровье на работе.
Проблемы системы управления охраной труда оборачиваются серьезными финансовыми потерями в системе обязательного социального страхования. Так, например, средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направленные на выплату досрочных трудовых пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также на работах с тяжелыми условиями труда, составляют более 10,4 млрд. рублей в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием - более 6,6 млрд. рублей в год.
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, основными целями демографической политики Российской Федерации являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. К концу 2025 году ставится задача сокращения уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин.
Действующая в стране модель управления охраной труда, построенная на принципах реагирования на несчастные случаи, а не на принципах их профилактики, устарела, поскольку основана на концепции социальной политики применительно к экономическим и социально-демографическим условиям СССР.
Между тем за годы индустриального развития страны социально-демографическая ситуация существенно изменилась. В ходе социально-экономических реформ и приватизации сформировался новый класс работодателей. Все это обуславливает новые требования к качеству рабочего места и условиям труда, поскольку восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже. Экономические потери от отсутствия травмированного, заболевшего работника на рабочем месте в масштабах страны исчисляются миллиардами рублей.
Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства будут соответственно расти показатели производственного травматизма и количество несчастных случаев на производстве.
В 90-е годы в результате реформ принципиально изменилась структура занятости населения, что оказало существенное влияние на снижение показателей заболеваемости и травматизма на производстве. В Волгоградской области за период с 1990 по 2009 год более чем в два раза увеличилась доля работающего населения, занятого в сфере управления, финансов, кредита и страхования, почти в два раза - в оптовой и розничной торговле и общественном питании. Перераспределение работающего населения произошло в основном за счет снижения доли занятых в промышленности и строительстве, то есть за счет тех видов экономической деятельности, в которых риски профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и несчастных случаев со смертельным исходом традиционно высоки.
Частично по этой причине за последние десять лет в экономике в целом, произошло абсолютное снижение показателей производственного травматизма: коэффициент частоты производственного травматизма снизился на 50 процентов, в том числе со смертельным исходом - на 36 процентов, снижение производственного травматизма с утратой трудоспособности на один рабочий день и более в целом по Волгоградской области произошло на 64 процента.
Необходимо также принять во внимание, что рост занятости в сфере торговли и услуг во многом происходит за счет субъектов малого предпринимательства. В то же время организация охраны труда на малых предприятиях отличается особенно низким уровнем, о чем свидетельствуют данные выборочных наблюдений. На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест по условиям труда, работники не обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры, санаторно-курортное оздоровление работников.
Волгоградская область - регион с высоко развитой промышленной инфраструктурой. По состоянию на 1 января 2010 г. в области зарегистрировано около 63000 работодателей, нанимающих лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций за январь-декабрь 2009 г. составила 779146 человек, или 95 процентов к соответствующему периоду 2008 года.
Статус промышленного региона предопределят# высокую степень травмоопасности производственных объектов. Основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются болезни системы кровообращения (34,8 процента случаев) и несчастные случаи, отравления и травмы (27,2 процента случаев).
Ежегодно на производстве в Волгоградской области погибает около 60 человек, более 1400 человек получают производственные травмы различных степеней тяжести, выявляется около 80 случаев профессиональных заболеваний. Только в основных отраслях экономики (обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь) 17 процентов работников заняты в условиях, не соответствующих действующим санитарно-гигиеническим нормативам. По-прежнему высоким остается удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом (в 2008 году - 3,7 процента). В 2009 году по санитарно-гигиенической характеристике на долю объектов I группы надзора (удовлетворительное состояние) приходилось 225 объектов, что составляет 15,9 процента от общего количества объектов надзора, ко II группе (неудовлетворительное состояние) - 729 объектов (51,6 процента), к III группе (крайне неудовлетворительное состояние) - 458 объектов (32,4 процента).
Администрацией Волгоградской области высоко оценивается важность улучшения условий и охраны труда в организациях как составляющих стабильного экономического развития региона.
Для организации эффективной работы по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих в области сформирована система управления охраной труда. В ней задействовано более 100 федеральных и областных органов управления, образовательных учреждений и других организаций, оказывающих различные услуги по охране труда, 39 специалистов, реализующих полномочия по управлению охраной труда на уровне муниципальных образований, более 550 штатных специалистов по охране труда обеспечивающих выполнение соответствующих требований на уровне государственных и муниципальных организаций.
В 2000 году в целях придания работе по управлению охраной труда планового характера Администрация Волгоградской области инициировала вопрос о необходимости принятия программы улучшения условий и охраны труда в Волгоградской области.
Впервые такая программа была принята на период с 2001 по 2002 годы и успешно реализована, затем была принята аналогичная программа на 2003-2005 годы. В 2006 году было принято постановление Главы Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2006 г. N 1438 "О перечне мероприятий Администрации Волгоградской области по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2007-2010 годы".
Программно-целевой подход, применяемый в работе по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области, показывает высокую эффективность.
Так, в настоящее время наметилась устойчивая тенденция к улучшению основных показателей, характеризующих состояние охраны труда в нашем регионе.
С 2001 по 2009 год количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 день и более снизилось на 1588 человек или 65 процентов. Соответственно, снижаются относительные показатели, характеризующие общий уровень производственного травматизма. Одновременно наблюдается снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом на 28 процентов (в 2001 году - 0,121 случая на 1000 работающих, в 2009 году - 0,087 случая).
Улучшение названных показателей, достигнутое в результате планомерных действий по охране труда в Волгоградской области, повлекло за собой достижение социального и экономического эффекта.
По оценке Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области, общая экономия, полученная в результате снижения количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (экономический эффект), за период с 2001 по 2009 год составила более 122 млн. рублей.
Необходимо учесть, что социальная и экономическая эффективность мероприятий по охране труда, в основном, проявляется не сразу, а в отдаленном времени, и в этом ее особенность.
Таким образом, разработка Программы определяется следующими факторами:
исполнением требований действующего законодательства Российской Федерации и Волгоградской области по вопросам охраны труда,
необходимостью завершения работ по разработке программы реабилитационных мероприятий для лиц с профессиональной патологией, проживающих на территории Волгоградской области, включенной в Перечень мероприятий Администрации Волгоградской области по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2007-2010 годы;
невозможностью решения проблемы улучшения условий и охраны труда силами отдельного муниципального образования либо отдельного хозяйствующего субъекта без поддержки со стороны Администрации Волгоградской области и иных субъектов системы управления охраной труда (особенно в части нормативного правового обеспечения вопросов охраны труда, интеграции взаимодействия государственных органов управления, надзора и контроля, систематизации и координации организационных и информационных вопросов);
высокой социальной и экономической значимостью улучшения условий труда и снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области.
Для реализации этой цели Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества условий труда на рабочих местах;
снижение смертности от предотвратимых причин;
улучшение здоровья работающего населения.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Программа занимает особое место в долгосрочной государственной стратегии, поскольку является:
системным элементом демографической политики, так как направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части российского общества;
условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, так как новая экономика связана с качественно новыми условиями труда и, соответственно, высокими требованиями к культуре труда.
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Основное внимание при разработке Программы уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы проявится в:
снижении числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с 1126 человек в 2008 году до 1110 человек в 2013 году;
снижении количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам с 21,4 процента в 2008 году до 19,5 процента в 2013 году;
снижении случаев производственного травматизма со смертельным исходом с 58 в 2008 году до 53 в 2013 году;
снижении доли выявленных профзаболеваний на 10000 работников с 2,2 в 2008 году до 2,0 в 2013 году.
Для оценки результатов реализации Программы используются целевые индикаторы, представленные ниже в таблице:
Наименование индикатора |
Контрольное значение индикатора за 2008 год |
Планируемые значения индикатора |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Количество погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (человек) |
58 |
55 |
54 |
53 |
Количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек) |
1126 |
1120 |
1115 |
1110 |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (процентов) |
21,4 |
21,1 |
20,0 |
19,5 |
Доля выявленных профзаболеваний на 10000 работников |
2,2 |
2,15 |
2,1 |
2,0 |
В качестве контрольного показателя применяются данные условий труда и производственного травматизма 2008 года, так как аналогичные показатели 2009 года не отражают реальной ситуации в сфере охраны труда из-за последствий финансово-экономического кризиса.
Последующий экономический эффект проявится в:
сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного от травм на производстве и профессиональных заболеваний (оценочно, не менее чем на 83,7 млн. рублей);
сокращении количества потерь рабочего времени, связанных с авариями, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
увеличении размера прибыли, полученной в результате увеличения производительности, связанной с улучшением охраны труда (при благоприятных условиях работоспособность человека растет, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов);
снижении количества потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда (численность увольняющихся по причине неблагоприятных условий труда составляет в среднем по промышленности около 20 процентов);
снижении размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций для работающих во вредных условиях труда (на предоставление различных компенсаций расходуются денежные средства, значительно превышающие расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда).
Кроме того, организации, принимающие меры по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение действующего законодательства о труде и об охране труда (в настоящее время размер штрафных санкций, налагаемых на работодателей, составляет от 500 до 5000 рублей. В 2009 году размер наложенных Государственной инспекцией труда в Волгоградской области на работодателей штрафов составил 9975 тыс. рублей).
Программа является неотъемлемым звеном системы управления охраной труда, созданной на территории Волгоградской области, интегрирующим деятельность по решению комплекса задач всеми ее участниками - органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями.
Являясь первым управленческим и организационным звеном, Программа позволит сформировать аналогичный комплекс мер, направленных на оздоровление условий труда в организациях области, на двух последующих уровнях управления и успешно их реализовать.
Отсутствие областной Программы улучшения условий и охраны труда либо реализация ее мероприятий не в полной мере при благоприятном развитии экономической ситуации в регионе повлечет за собой лишь временную относительную стабилизацию численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям. Достижение же других целей, обозначенных в Программе, важнейшей из которых являются снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области, без привлечения программного звена на региональном уровне в долгосрочной перспективе маловероятно.
4. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение трех лет в 2011-2013 годах.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы является областной бюджет. Объем бюджетного финансирования Программы составит 6313 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 2042,5 тыс. рублей;
2012 год - 2671,5 тыс. рублей;
2013 год - 1599,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы.
Объем финансовых ресурсов по каждому мероприятию определяется исходя из продолжительности срока реализации мероприятия, планируемой минимальной величины стоимости товаров, работ, услуг и их объемов.
Финансирование конкретных работ в рамках Программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых органами исполнительной власти Волгоградской области с организациями-исполнителями в соответствии с установленным законодательством порядком. В расчет включены расходы на информационное сопровождение реализации Программы, а также на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию Программы.
Распределение средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию Программы, между исполнителями программных мероприятий приведено в приложении 1.
6. Описание программных мероприятий
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Особенность планирования мероприятий в сфере улучшения условий и охраны труда на территории Волгоградской области заключается в трехступенчатой системе организации работ.
Первая ступень - областной уровень, включающий, как правило, мероприятия областного масштаба. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с требованиями трудового законодательства, с целями, определенными государственной политикой на долгосрочную перспективу и тактическими задачами, установленными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Вторая ступень - уровень местного самоуправления, включающий мероприятия муниципального масштаба. Указанные мероприятия разрабатываются и закрепляются в программах улучшения условий и охраны труда соответствующих муниципальных образований. Разработка мероприятий проводится с учетом особенностей территорий (количество и отраслевой состав организаций, удаленность и другие особенности) в рамках Рекомендаций по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 декабря 1995 г. N 68, и иных нормативных правовых актов.
Третья ступень - уровень организаций, включающий мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда конкретных рабочих мест соответствующих организаций. Данные мероприятия разрабатываются на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (в том числе проведенной на первом этапе) с учетом постановления Министерства труда Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 11 "Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда", Рекомендаций по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях (письмо Министерства труда Российской Федерации от 5 января 1996 г. N 3-13) и иных нормативных правовых актов.
Настоящая Программа разработана с учетом реализации мероприятий первой ступени в рамках указанной трехступенчатой системы организации работ.
Система основных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
разработка нормативных и методических документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда;
информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда;
совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте.
1. Разработка нормативных и методических документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда.
Большая часть нормативно-правовой и методической базы, включая схему управления охраной труда, порядок обучения по охране труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, основана на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад, и не адаптирована к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг современного бизнеса. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
Необходимо существенно модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодателями и работниками, адаптировать к современным условиям ведения бизнеса и новым потребностям развития экономики. Особое внимание в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы следует уделить вопросам значительного упрощения правоприменения.
Основной целью мероприятий данного раздела является совершенствование нормативной и методической базы в соответствии с действующим законодательством об охране труда.
Реализация мероприятий данного направления обеспечит нормативную и укрепит методическую базу, усилит защиту работников, повысит ответственность работодателей за состояние охраны труда.
2. Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда.
Главной целью мероприятий информационного и пропагандистского характера является повышение уровня информированности руководителей и специалистов организаций Волгоградской области в вопросах охраны и улучшения условий труда на рабочих местах, распространение передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве.
Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда. Особое значение отводится массовой пропаганде безопасности труда и здорового образа жизни с использованием ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации.
Следует методично и целенаправленно культивировать в обществе ответственное отношение к труду и организации рабочего места, внедрять в сознание трудящихся культуру безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье, принять меры по повышению информированности работников и работодателей о наиболее распространенных профессиональных рисках и способах управления ими. При этом приоритет отдан развитию культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье среди молодежи.
Целенаправленное информационное воздействие на массовое сознание должно стать важнейшим элементом политики в сфере охраны труда. К этой работе будут привлечены администрации муниципальных районов и городских округов, а также соответствующие межведомственные комиссии.
Для успешного функционирования системы управления охраной труда на сегодняшний день возникает насущная необходимость развития сферы услуг в данной области.
Так, в Волгоградской области осуществляют деятельность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда 28 организаций, из них 24 расположены в городах Волгограде и Волжском, 1 - в Камышине и 3 - за пределами области. Для проведения работы в этом направлении такого количества организаций недостаточно.
Подобная ситуация сложилась в Волгоградской области и по территориальному распределению учебных центров, оказывающих услуги по обучению и проверке знаний требований охраны труда. Из 26 учебных центров Волгоградской области, имеющих лицензию на соответствующий вид обучения, 16 сконцентрированы в Волгограде и лишь 10 находятся в муниципальных районах (оптимальным является наличие учебного центра в каждом муниципальном образовании).
Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проводит выплаты страхового обеспечения застрахованным работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оплату реабилитационных мероприятий, финансирует проведение превентивных мер, позволяющих стабилизировать и в какой-то мере снижать уровень производственного травматизма.
При этом, из-за недостаточной информированности из 63000 страхователей в Волгоградской области скидку и надбавку к страховому тарифу получают от 20 до 100 страхователей ежегодно. Предупредительные мероприятия по охране труда за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осуществляют 116 страхователей.
Осуществление комплекса информационно-разъяснительных мероприятий в сфере охраны труда предусматривается с применением передовых информационных технологий, учитывая, что переход к компьютеризированной обработке и хранению информации в сфере охраны труда, как показывает практика, при наличии огромного информационного потока, является наиболее оптимальным как в отношении трудозатрат, так и по степени надежности.
3. Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.
Законодательство по охране труда устанавливает систематическое обучение по охране труда (не реже 1 раза в 3 года) в специализированной обучающей организации, кроме того, при изменении нормативных актов или при поступлении на работу каждый работник должен пройти обучение по охране труда. В связи с этим число работников, которые должны проходить обучение, варьируется каждый год. На основании анализа информации, поступающей от органов исполнительной власти и местного самоуправления Волгоградской области, Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области проведена оценка реальной потребности в обучении работников по вопросам охраны труда и разработаны соответствующие мероприятия.
4. Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте.
Основой системы управления профессиональными рисками должна стать оценка условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.
С этой целью предполагается в течение 2011-2013 годов за счет средств бюджета Волгоградской области реализовывать мероприятия по снижению профессионального риска работающего населения.
Одним из таких мероприятий является проведение мониторинга условий и охраны труда в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 91.
Исходя из того, что в органах исполнительной власти отсутствует информация об условиях труда работников как самих органов власти и управления, так и государственных учреждений, предусматривается проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в два этапа. На первом этапе будут проведены работы по аттестации рабочих мест по условиям труда в органах исполнительной власти Волгоградской области. После получения результатов, руководители этих органов обязаны будут организовать выполнение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями нормативных актов за счет собственных средств. На втором этапе, после проведения соответствующего мониторинга, будут проведены работы по аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных учреждениях.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 2.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Координацию работ по организации выполнения мероприятий Программы осуществляет Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области. Контроль за реализацией Программы осуществляют Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области и другие органы исполнительной власти Волгоградской области.
В качестве инструмента контроля за ходом реализации Программы будут использоваться ежегодные отчеты, представляемые Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области на заседания межведомственной комиссии по охране труда и промышленной безопасности при Администрации Волгоградской области.
Приложение 1
к Программе действий по улучшению
условий и охраны труда в Волгоградской
области на 2011-2013 годы
Распределение средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы, между ее исполнителями
N п/п |
Исполнитель |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||
всего |
в том числе |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
1. |
Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области |
3931,0 |
811,0 |
1752,0 |
1368,0 |
2. |
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области |
132,0 |
- |
132,0 |
- |
3. |
Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области |
1231,5 |
1231,5 |
- |
- |
4. |
Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области |
24,0 |
- |
24,0 |
- |
5. |
Комитет информационных технологий и телекоммуникаций Администрации Волгоградской области |
75,0 |
- |
75,0 |
- |
6. |
Комитет по культуре Администрации Волгоградской области |
73,5 |
- |
73,5 |
- |
7. |
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области |
208,5 |
- |
145,5 |
63,0 |
8. |
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области |
78,0 |
- |
60,0 |
18,0 |
9. |
Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области |
300,0 |
- |
150,0 |
150,0 |
10. |
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области |
90,0 |
- |
90,0 |
- |
11. |
Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области |
34,5 |
- |
34,5 |
- |
12. |
Управление охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области |
135,0 |
- |
135,0 |
- |
|
Итого |
6313,0 |
2042,5 |
2671,5 |
1599,0 |
Приложение 2
к Программе действий по улучшению
условий и охраны труда в Волгоградской
области на 2011-2013 годы
Перечень
мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Исполнители |
|||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Разработка нормативных и методических документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений трудового законодательства в части полномочий субъектов Российской Федерации по государственному управлению охраной труда |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет по труду и занятости населения) |
1.2. |
Подготовка и издание методических рекомендаций по организации работ по охране труда для субъектов малого и среднего предпринимательства |
2011 год |
25,0 |
25,0 |
- |
- |
Комитет по труду и занятости населения |
1.3. |
Разработка Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2014-2016 годы |
2013 год |
- |
- |
- |
- |
Комитет по труду и занятости населения |
|
Итого |
|
25,0 |
25,0 |
- |
- |
|
2. |
Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Подготовка и издание информационных бюллетеней "Охрана труда", информационных листков о положительной практике организации работы по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Волгоградской области |
2011-2013 годы |
66,0 |
21,0 |
22,0 |
23,0 |
Комитет по труду и занятости населения |
2.2. |
Организация и проведение областных совещаний, конференций, обучающих семинаров по проблемам охраны труда |
2011-2013 годы |
90,0 |
25,0 |
30,0 |
35,0 |
Комитет по труду и занятости населения |
2.3. |
Подготовка к изданию статей о решении проблем в сфере охраны труда |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
Комитет по труду и занятости населения |
2.4. |
Размещение информации о принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Волгоградской области на официальном портале Администрации Волгоградской области в сети Интернет |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
Комитет по труду и занятости населения |
2.5. |
Организация и проведение областных смотров-конкурсов по охране труда среди муниципальных образований Волгоградской области |
2011-2013 годы |
1350,0 |
440,0 |
450,0 |
460,0 |
Комитет по труду и занятости населения |
|
Итого |
|
1506,0 |
486,0 |
502,0 |
518,0 |
|
3. |
Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Организация обучения работников бюджетных организаций по вопросам охраны труда и проверка знаний требований охраны труда |
2012-2013 годы |
1440,0 |
- |
930,0 |
510,0 |
Комитет по труду и занятости населения |
3.2. |
Участие в международных и всероссийских совещаниях, конгрессах, конференциях и целевых семинарах, посвященных проблемам охраны труда |
2011-2013 годы |
330,0 |
100,0 |
110,0 |
120,0 |
Комитет по труду и занятости населения |
|
Итого |
|
1770,0 |
100,0 |
1040,0 |
630,0 |
|
4. |
Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте |
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Проведение мониторинга условий и охраны труда на предприятиях, в организациях и учреждениях Волгоградской области |
2011-2013 годы |
630,0 |
200,0 |
210,0 |
220,0 |
Комитет по труду и занятости населения |
4.2. |
Разработка программы реабилитационных мероприятий для лиц с профессиональной патологией, проживающих на территории Волгоградской области |
2011 год |
1231,5 |
1231,5 |
- |
- |
Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области |
4.3. |
Проведение аттестации пятидесяти рабочих мест по условиям труда |
2012 год |
75,0 |
- |
75,0 |
- |
Комитет информационных технологий и телекоммуникаций Администрации Волгоградской области |
4.4. |
Проведение аттестации девяноста рабочих мест по условиям труда |
2012 год |
135,0 |
- |
135,0 |
- |
Управление охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области |
4.5. |
Проведение аттестации пятидесяти двух рабочих мест по условиям труда |
2012-2013 годы |
78,0 |
- |
60,0 |
18,0 |
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области |
4.6. |
Проведение аттестации двадцати трех рабочих мест по условиям труда |
2012 год |
34,5 |
- |
34,5 |
- |
Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области |
4.7. |
Проведение аттестации двухсот рабочих мест по условиям труда |
2012-2013 годы |
300,0 |
- |
150,0 |
150,0 |
Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области |
4.8. |
Проведение аттестации шестнадцати рабочих мест по условиям труда |
2012 год |
24,0 |
- |
24,0 |
- |
Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области |
4.9. |
Проведение аттестации восьмидесяти восьми рабочих мест по условиям труда |
2012 год |
132,0 |
- |
132,0 |
- |
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области |
4.10. |
Проведение аттестации ста тридцати девяти рабочих мест по условиям труда |
2012-2013 годы |
208,5 |
- |
145,5 |
63,0 |
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области |
4.11. |
Проведение аттестации шестидесяти рабочих мест по условиям труда |
2012 год |
90,0 |
- |
90,0 |
- |
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области |
4.12. |
Проведение аттестации сорока девяти рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда |
2012 год |
- |
0,0 |
73,5 |
- |
Комитет по культуре Администрации Волгоградской области |
|
Итого |
|
3012,0 |
1431,5 |
1129,5 |
451,0 |
|
|
Всего |
|
6313,0 |
2042,5 |
2671,5 |
1599,0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа принята с целью снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 6313 тыс. рублей.
В результате реализации Программы ожидается снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, снижение случаев производственного травматизма со смертельным исходом, снижение доли выявленных профзаболеваний.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Администрации Волгоградской области от 24 января 2011 г. N 9-п "О Программе действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 2 февраля 2011 г. N 18
Постановлением Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2011 г. N 854-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2012 г.