27 сентября 2010 г.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 22 июня 2004 г. N 925-ОД "Об инновационной деятельности в Волгоградской области", постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15 мая 2009 г. N 515 "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области" на 2009 год и на период до 2011 года и об утверждении перечня ее основных мероприятий, реализуемых в 2009 году", в целях создания благоприятных условий для устойчивого развития экономики на основе использования научно-технического и инновационного потенциала региона, формирования конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области" на 2009 год и на период до 2011 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава Администрации |
Н.К. Максюта |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области" на 2009 год и на период до 2011 года
(утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 г. N 347-п)
27 сентября 2010 г.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 27 сентября 2010 г. N 464-п в паспорт настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области" на 2009 год и на период до 2011 года
1. Содержание проблемы
В современных условиях уровень развития научно-технического потенциала становится определяющим фактором в обеспечении конкурентоспособности, безопасности и устойчивого развития страны, условием ее равноправной интеграции в мировую систему.
Стратегия инновационного развития России, сформулированная в феврале 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г., получила дальнейшее развитие в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также в других программных документах страны.
Глобальный финансово-экономический кризис потребовал ускорения процесса перевода отечественной экономики на инновационный путь развития как безальтернативный вариант для России в третьем тысячелетии, что отмечалось в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2009 г. N 1757-5 ГД "О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О действиях Правительства Российской Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики".
Изменение ситуации требует принятия решений системного характера. Для инновационного развития российской экономики необходимо построение федеральной инновационной системы, неотъемлемыми составными частями которой должны стать ее региональные составляющие. Решение задач социальной и экономической направленности ставит вопросы развития инновационной деятельности в ряд важнейших государственных задач, делает их частью экономической политики государства.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года осуществление перехода экономики на инновационный путь развития признано одним из приоритетов, определяющих устойчивое развитие региональной экономики.
По-видимому, в предыдущем абзаце раздела 1 настоящей Программы имеется в виду Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Волгоградская область сохраняет значительный научно-инновационный потенциал, хотя традиционно и не входит в число лидеров по инновационному развитию по показателям наукоемкости, локализации научного потенциала, инновационной и инвестиционной активности. На ее территории научные исследования и разработки осуществляют более 40 научных, научно-образовательных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических институтов и научно-исследовательских центров. Кроме того, в регионе расположены 12 государственных вузов и 6 филиалов государственных вузов, 5 лицензированных негосударственных вузов и 11 филиалов, 8 академических научно-исследовательских институтов и отделов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук.
В Волгоградской области сформированы следующие рациональные элементы региональной инновационной системы:
1) создана правовая основа инновационной деятельности - принятые законы определяют правовое поле для субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной помощи и поддержки инновационной деятельности;
2) действует Совет при Главе Администрации Волгоградской области по науке, технологиям и инновациям, созданный в целях организации эффективного использования научно-технического комплекса Волгоградской области и координации его деятельности для решения социально-экономических проблем и повышения уровня жизни населения путем обеспечения опережающего развития наукоемких и ресурсосберегающих технологий и выпуска на их основе конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках продукции в интересах Волгоградской области и Российской Федерации;
3) формируется инфраструктура поддержки инновационной деятельности, составляющими которой являются:
Волгоградский центр трансфера технологий, осуществляющий продвижение высокотехнологичных продуктов, разработанных в научных организациях региона, за счет коммерциализации научно-технических разработок, оказывая содействие интеграции науки и промышленности;
Волгоградский региональный научно-технический центр и Академический центр Волгоградской области;
государственное учреждение "Волгоградский научный центр Российской академии медицинских наук и Администрации Волгоградской области";
"Волгоградский центр научно-технической информации", входящий в структуру "Объединения "Росинформресурс" Минпромэнерго России и являющийся генератором межрегиональной текстографической базы данных "Промышленные инновации". В настоящее время массив этой базы данных составляет около 26 тыс. документов, из которых более 1,5 тыс. документов представлено Волгоградской областью;
4) организуется подготовка кадров инновационных менеджеров и переподготовка государственных служащих при вузах и инновационных центрах;
5) создано некоммерческое партнерство "Агентство инвестиций и развития Волгоградской области" в целях поддержки малых инновационных предприятий, создающих среду для повышения инновационной активности. Администрация Волгоградской области совместно с названным агентством создали Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области, общая сумма финансирования которого предусматривается в размере 280 млн. рублей. Основные функции фонда - привлечение средств частных инвесторов для реализации бизнес-проектов в научно-технической сфере, коммерциализация технологий и инновационных разработок путем создания малых предприятий;
6) создаются внедренческие зоны, технопарки.
Волгоградская область имеет развитый промышленный потенциал, который включает в себя крупные предприятия ведущих отраслей - металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения и других. Выгодное географическое положение Волгоградской области, развитая транспортная сеть способствуют развитию производства и сбыта продукции, формированию объектов транспортной инфраструктуры общероссийского значения. Все это создает благоприятные условия для развития инновационной деятельности, создания инфраструктуры межрегионального и международного трансфера технологий.
За последние 4 года объем выполненных научно-исследовательских работ вырос в 2,3 раза и составил в 2008 году 3165,3 млн. рублей, объем работ, выполненных собственными силами предприятий и организаций, - в 3,2 раза и составил 3033,7 млн. рублей.
Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее именуются - НИОКР) в 2008 году по сравнению с 2005 годом возросли в 2,8 раза и составили 2645,8 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 1711,6 млн. рублей, то есть по сравнению с 2005 годом увеличились в 2,4 раза.
Вместе с этим эффективность практического использования научно-технического и образовательного потенциала области явно недостаточна, а формирование инновационной инфраструктуры находится на начальной стадии.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области в 2008 году инновационная деятельность в регионе осуществлялась в 677 организациях, в том числе в 454 организациях промышленных производств, в 166 организациях по предоставлению услуг, в 44 организациях связи.
Общий объем затрат на инновации в Волгоградской области в 2008 году составил 7706 млн. рублей, в 2007 году - 6829 млн. рублей. Общий объем отгруженной продукции собственного производства, работ, услуг в 2008 году составил 391298 млн. рублей, в том числе инновационной - 28558 млн. рублей, что составляет 7 процентов.
В целом по области инновационно активны были в 2008 году 64 организации, в 2007 году - 67. Готовые технологические инновации использовались в 2008 году в 66 организациях, маркетинговые - в 11 организациях, организационные - в 35 организациях, в 2007 году соответственно - в 63, 18 и 32.
Причем большая часть затрат на инновации приходится на промышленность (98 процентов), другие отрасли народного хозяйства - агропромышленный комплекс, связь, торговля имеют еще меньшую инновационную активность. Основным видом инновационной деятельности является приобретение оборудования.
Все это свидетельствует о крайне низкой инновационной активности предприятий, что обусловлено недостатком инвестиционных ресурсов и неопределенностью реализации инновационной продукции на рынке (изменение условий, сокращение государственного заказа и другое).
Среди экономических факторов, препятствовавших инновациям в 2008 году, следует отметить недостаток собственных денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства, высокую стоимость нововведений и высокий экономический риск. Среди внутренних факторов, препятствующих инновациям, выделяются низкий инновационный потенциал организаций, недостаток квалифицированного персонала и информации о новых технологиях и рынках сбыта, а также неразвитость кооперационных связей.
Таким образом в Волгоградской области складывается неблагоприятная ситуация в инновационной сфере. Без целенаправленной инновационной политики на государственном уровне невозможно преодолеть сложившиеся тенденции. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка программы инновационного развития Волгоградской области в долгосрочной перспективе, которая будет способствовать формированию и эффективному использованию инновационного потенциала.
В Волгоградской области имеется значительный опыт разработки и реализации документов стратегического планирования.
В настоящее время реализуется Программа социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года, утвержденная Законом Волгоградской области от 26 декабря 2008 г. N 1825-ОД, составной частью которой является раздел "Развитие инновационного потенциала".
Администрацией Волгоградской области в 2008 году был разработан и реализован перечень мероприятий по развитию инновационной деятельности, утвержденный постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2008 г. N 549. В соответствии с данным постановлением разработана стратегия инновационного развития и промышленная политика Волгоградской области до 2025 года, проведены НИОКР по исследованию и созданию новых материалов и технологий наноуровня.
Финансирование инновационной деятельности на территории Волгоградской области осуществляется на основании статьи 13 Закона Волгоградской области от 22 июня 2004 г. N 925-ОД "Об инновационной деятельности в Волгоградской области" за счет средств областного бюджета в соответствии с Программой.
При существующих проблемах в экономике (региональной, российской и мировой), ограниченности ресурсов у самих субъектов инновационной деятельности и ресурсов бюджетов всех уровней применение программно-целевого метода позволит обеспечить постановку конкретной цели, отбор наиболее результативных первоочередных мероприятий, контроль за использованием средств и эффективностью реализации Программы.
Применение программно-целевого метода к решению проблем в инновационной сфере Волгоградской области сопряжено с возможными отклонениями в промежуточных результатах из-за влияния внешних факторов.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
осуществление эффективного управления;
мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ, ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
2. Основные цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества жизни населения Волгоградской области на основе создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, импортозамещения на внутреннем рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, направленных на формирование целостной эффективной инновационной системы:
разработка программы "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области до 2025 года";
позиционирование Волгоградской области как территории инновационного развития;
интеграция имеющихся в Волгоградской области ресурсов и организационных структур и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития инновационной сферы;
обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Волгоградской области путем создания инновационной инфраструктуры;
вовлечение научно-технического потенциала Волгоградской области в процесс инноваций;
усиление роли государственно-частного партнерства, повышение спроса на инновации и привлечение частного капитала к финансированию отраслевых проектов технологического перевооружения промышленности и других отраслей производства.
Количественными индикаторами реализации Программы являются:
доля конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости (увеличение на 2 процентных пункта ежегодно);
доля затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта (увеличение до 3 процентов).
Базовым годом является 2008 год.
3. Срок реализации Программы
Программа реализуется в 2009-2011 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 27 сентября 2010 г. N 464-п в раздел 4 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
4. Технико-экономическое обоснование
Данное технико-экономическое обоснование определяет целесообразность выделения средств областного бюджета на развитие инновационной деятельности в Волгоградской области.
Общий объем финансирования Программы составит 618298 тыс. рублей, в том числе по источникам:
федеральный бюджет - 49000 тыс. рублей (прогноз):
15000 тыс. рублей - 2009 год (прогноз);
17000 тыс. рублей - 2010 год (прогноз);
17000 тыс. рублей - 2011 год (прогноз);
областной бюджет - 59298 тыс. рублей:
19860 тыс. рублей - 2009 год;
22860 тыс. рублей - 2010 год;
16578 тыс. рублей - 2011 год;
внебюджетные источники - 510000 тыс. рублей (прогноз):
170000 тыс. рублей - 2009 год (прогноз);
170000 тыс. рублей - 2010 год (прогноз);
170000 тыс. рублей - 2011 год (прогноз).
Средства областного бюджета будут направлены на реализацию основных мероприятий Программы:
1) разработку программы "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области до 2025 года" - 500 тыс. рублей (2009 год), 500 тыс. рублей (2010 год).
Необходимость эффективного использования инновационного потенциала региона, достижения высоких показателей экономического и социального развития Волгоградской области в долгосрочной перспективе посредством активизации инновационной деятельности обозначила следующие основные цели программы "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области до 2025 года":
совершенствование системы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности на территории Волгоградской области;
повышение предпринимательской активности в инновационной сфере;
инновационное обновление основных фондов;
повышение уровня затрат государства и бизнеса на НИОКР;
повышение уровня наукоемкости производства;
обеспечение инновационно активных предприятий и организаций услугами инновационного посредничества;
увеличение частных инвестиций в инновационную деятельность;
создание системы подготовки кадров для инновационной деятельности;
создание инновационных кластеров Волгоградской области.
Достижение указанных целей позволит:
совершенствовать законодательные и нормативные акты в целях стимулирования инновационной деятельности, поддержки новых кластеров инновационного развития;
уменьшить уровень износа основных фондов;
увеличить долю внутренних текущих затрат на разработки к общему количеству внутренних текущих затрат;
увеличить долю отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий);
увеличить долю инновационно активных организаций в общем числе организаций (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий);
увеличить удельную численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, на 1000 человек населения (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий ежегодно);
2) исследование и разработку новых перспективных материалов и технологий наноуровня - 14000 тыс. рублей (2009 год), 14000 тыс. рублей (2010 год), 10000 тыс. рублей (2011 год).
Предусматривается реализация инновационных проектов, направленных на решение актуальных научно-технических и социально-экономических проблем наноуровня в промышленности, экономике, сельском хозяйстве, медицине:
выполнение теоретических исследований и разработка принципов наноэкономического мониторинга и регулирования затрат при производстве конкретных видов продуктов, разработка рекомендаций по использованию наноэкономических технологий в промышленном секторе Волгоградской области;
использование нанотехнологий в решении проблем повышения качества питьевой воды и очистки сточных вод Волгоградской области;
разработка технологических свойств и характеристик будущих сорбентов, отвечающих потребительским запросам рынка стройиндустрии и жилищно-коммунального хозяйства при использовании современных нанотехнологических изысканий;
исследование и разработка технологий получения полимерных и металлокерамических композиционных наноматериалов, твердых сплавов и покрытий;
разработка и создание лечебных препаратов, состоящих из нанорегуляторных ферментов;
разработка интенсивных приемов размножения кормовых культур методами с использованием нанотехнологий;
разработка нанотехнологии переработки регионального сырья для повышения урожайности сельскохозяйственных культур в условиях рискованного земледелия.
Реализация мероприятия позволит:
увеличить долю инновационно активных организаций региона в общем числе организаций (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий);
увеличить количество выданных патентов на изобретения и полезные модели (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий ежегодно);
увеличить уровень инновационной активности организаций;
увеличить долю отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий);
3) формирование системы подготовки (переподготовки) специалистов в области реализации инновационных проектов - 1000 тыс. рублей (2010 год), 1978 тыс. рублей (2011 год).
Целью мероприятия является проведение подготовки (переподготовки) специалистов в области реализации инновационных проектов как одной из важнейших мер, направленных на развитие науки и промышленности в Волгоградской области, получение теоретических знаний и практических навыков, в том числе изучение отдельных дисциплин, техники и технологии, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, что способствует повышению роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке инновационных технологий.
Предусматривается подготовка (переподготовка) в области реализации инновационных проектов руководителей и специалистов научных организаций, промышленных предприятий, инновационных предприятий и организаций, вузов, имеющих высшее образование, с целью приобретения знаний и умений их использовать на практике в области трансфера и коммерциализации инновационных проектов и иной научно-технической продукции, представления и оформления участия своих предприятий и организаций в международных, российских и региональных конкурсах и грантах (Федерального агентства науки и инноваций, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника) и других).
Подготовка (переподготовка) специалистов в области реализации инновационных проектов будет осуществляться в соответствии с федеральными и региональными законами об образовании, утвержденными rocyдарственными стандартами образования по уровню и направлению подготовки, на основе разработанных учебных программ, учебных и учебно-тематических планов. В результате указанной подготовки (переподготовки) формируются устойчивые знания и навыки по капитализации и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, формированию и управлению инновационными проектами и процессами, ведению инновационной деятельности, маркетингу инноваций, методике работы и управлению инновационными проектами, информационным системам для ведения инновационной деятельности, управлению производством, инновациями и рисками внедрения инноваций, организации работы менеджеров инноваций.
Реализация мероприятия позволит повысить уровень профессионального образования в инновационной сфере - не менее 100 работников субъектов инновационной деятельности в Волгоградской области в год;
4) проведение независимой экспертизы инновационных проектов и отчетов по их реализации - 700 тыс. рублей (2009 год), 700 тыс. рублей (2010 год), 600 тыс. рублей (2011 год).
Предусматривается предоставление услуг наиболее авторитетными в инновационной сфере учеными и практиками региона по проведению независимой экспертизы инновационных проектов и отчетов по их реализации, в целях обеспечения объективности при государственной поддержке наиболее значимых и актуальных проектов.
Мероприятие не является самостоятельным, его цель - проведение независимой экспертизы инновационных проектов, представляемых для участия в конкурсах на выполнение мероприятий программы, и отчетов по их реализации для обеспечения объективности при осуществлении государственной поддержки наиболее значимых и актуальных для Волгоградской области инновационных проектов.
Состав группы экспертов определяется на заседании экспертного совета по инновационной деятельности. Экспертиза проектов и отчетов по их реализации проводится на основании договоров на возмездное оказание услуг между экспертами и государственным заказчиком Программы;
5) содействие реализации на промышленных предприятиях области наукоемких инвестиционных проектов, разработке и распространению инновационных технологий - 1060 тыс. рублей (2010 год), 700 тыс. рублей (2011 год).
Мероприятие направлено на:
содействие реализации на промышленных предприятиях Волгоградской области наукоемких инвестиционных проектов;
содействие разработке и распространению на промышленных предприятиях Волгоградской области инновационных технологий;
создание реестра инновационных промышленных предприятий Волгоградской области.
Позволит эффективно использовать в промышленном производстве интеллектуальный, научно-технический и инновационный потенциалы Волгоградской области, что приведет к увеличению инновационной активности промышленных предприятий региона (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий);
6) содействие созданию и развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности Волгоградской области - 600 тыс. рублей (2010 год), 700 тыс. рублей (2011 год).
Реализация мероприятия направлена на паритетное с промышленными предприятиями Волгоградской области развитие технопарков, региональных инновационных центров и других элементов инновационной инфраструктуры в Волгоградской области, что позволит создать более 50 рабочих мест по окончании реализации программы, а также обеспечит льготный доступ к информационным базам данных и консалтинговым услугам;
7) стимулирование промышленных предприятий Волгоградской области к использованию инноваций. Развитие государственно-частного партнерства по инновационной деятельности - 1160 тыс. рублей (2009 год), 1500 тыс. рублей (2010 год), 600 тыс. рублей (2011 год).
Мероприятие направлено на развитие эффективного взаимодействия государства и частного бизнеса в инновационной сфере по средствам использования основных форм государственно-частного партнерства в сфере инноваций. Реализация мероприятия позволит увеличить долю частных инвестиций в общем объеме инвестиций в инновационную сферу Волгоградской области;
8) проведение научно-практических конференций - 1500 тыс. рублей (2009 год), 1500 тыс. рублей (2010 год), 1000 тыс. рублей (2011 год).
Мероприятие предусматривает проведение для субъектов инновационной деятельности семинаров, круглых столов и иных обучающих мероприятий, а также направлено на развитие науки и техники в сфере инновационной деятельности в Волгоградской области, интеграцию науки и производства на пути инновационного развития, разработку и внедрение наукоемких технологий, развитие инновационных технологий в образовании и науке, что позволит привлечь внимание науки к проблемам инновационного развития Волгоградской области, стимулировать развитие инновационной инфраструктуры, увеличить численность работников, выполняющих научные исследования и разработки и объемы НИОКР (на 2 процентных пункта по итогам реализации всех мероприятий ежегодно);
9) проведение Волгоградского областного конкурса "Инженер года" - 500 тыс. рублей (2009 год), 500 тыс. рублей (2010 год), 500 тыс. рублей (2011 год).
Мероприятие направлено на привлечение внимания к проблемам качества инженерных кадров Волгоградской области, повышение привлекательности труда и профессионализма инженерных работников, пропаганду достижений и опыта лучших инженеров Волгоградской области, повышение интереса к инженерному труду в молодежной среде;
10) проведение Волгоградского областного конкурса "Инновационному развитию - профессиональное мастерство" - 500 тыс. рублей (2009 год), 500 тыс. рублей (2010 год), 500 тыс. рублей (2011 год).
Мероприятие направлено на повышение престижа высококвалифицированного труда рабочих основных профессий, пропаганду их достижений и передового опыта, мотивацию работодателей к улучшению качества труда работников промышленных предприятий Волгоградской области, профессионального обучения молодежи рабочим профессиям;
11) организация выпуска справочной и методической литературы по вопросам развития инновационной деятельности в Волгоградской области - 1000 тыс. рублей (2009 год), 1000 тыс. рублей (2010 год).
Мероприятие направлено на обеспечение субъектов инновационной деятельности Волгоградской области и организаций, образующих инновационную инфраструктуру, необходимыми информационными и методическими материалами (справочниками, сборниками и другим) по вопросам развития инновационной деятельности.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена в приложении к Программе.
6. Нормативное обеспечение качества работ
Реализация мероприятий Программы осуществляется путем заключения государственных контрактов на производство продуктов, товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также иным законодательством, регулирующим государственные заказы.
С учетом специфики Программы нормативное обеспечение качества работ обеспечивается наличием необходимых лицензий у субъектов инновационной деятельности, реализующих Программу, на соответствующие объявляемым конкурсам виды деятельности.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на инновационную деятельность по кодам ведомства, утвержденным на реализацию Программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области с возможным софинансированием из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального и областного бюджетов, размер внебюджетных средств подлежат ежегодному уточнению на очередной финансовый год.
Программа носит направленный социальный и экономический характер, что позволит достичь максимального социально-экономического эффекта для развития Волгоградской области.
Финансирование из федерального бюджета включает средства, предусмотренные:
1) на реализацию федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России (2007-2012 годы)" и федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008-2010 годы;
2) на поддержку гуманитарных и фундаментальных научных исследований - средства Российского гуманитарного научного фонда и средства Российского фонда фундаментальных исследований;
3) на проведение открытых конкурсов - средства Федерального агентства по науке и инновациям на право заключения государственных контрактов в 2009-2011 годы по прикладным научным исследованиям по приоритетным направлениям науки и техники "Исследования в области нанотехнологии и физики высоких энергий" и средства Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий".
Финансирование из внебюджетных источников включает:
собственные средства инновационных предприятий, направленные в том числе на создание и развитие технико-технологической базы (материально-техническое оснащение ранних этапов инновационного процесса, проведение фундаментальных и прикладных научных разработок, доведение их до стадии промышленного образца);
средства, привлекаемые за счет эмиссии ценных бумаг;
кредиты коммерческих банков;
средства венчурного фонда Волгоградской области;
средства частных инвесторов, заинтересованных в повышении конкурентоспособности собственной продукции и услуг;
другие средства, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 27 сентября 2010 г. N 464-п в раздел 8 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
8. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы строится на принципах партнерства, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей.
Государственный заказчик Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы включает в себя:
стратегическое планирование и прогнозирование;
определение исполнителей мероприятий Программы на конкурсной основе в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством;
применение экспертного метода оценки (независимой экспертизы) заявленных на конкурс инновационных проектов и отчетов по их реализации;
совершенствование нормативной и правовой базы системы стимулирования развития инновационной деятельности Волгоградской области.
Отбор инновационных проектов Программы осуществляется экспертным советом по инновационной деятельности, в состав которого входят наиболее авторитетные в инновационной сфере ученые и практики региона, в целях обеспечения объективности при осуществлении государственной поддержки наиболее значимых и актуальных для Волгоградской области инновационных проектов.
Состав группы экспертов определяется на заседании экспертного совета по инновационной деятельности в Волгоградской области. Экспертиза проектов и отчетов по их реализации проводится на основании договоров на возмездное оказание услуг между экспертами и государственным заказчиком Программы.
Реализация Программы осуществляется через:
предоставление субсидий на проведение Волгоградского областного конкурса "Инженер года" и Волгоградского областного конкурса "Инновационному развитию - профессиональное мастерство";
отбор инновационных проектов для дальнейшего предоставления мер государственной поддержки в соответствии с Законом Волгоградской области от 22 июня 2004 г. N 925-ОД "Об инновационной деятельности в Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 2 марта 2010 г. N 2010-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области" в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области, в целях содействия реализации на промышленных предприятиях области наукоемких инвестиционных проектов, разработке и распространению инновационных технологий; содействия созданию и развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности Волгоградской области; стимулирования промышленных предприятий Волгоградской области к использованию инноваций; развития государственно-частного партнерства по инновационной деятельности;
заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации Программы, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также иным законодательством, регулирующим государственные заказы.
В качестве исполнителей Программы выступают:
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области;
аппарат Главы Администрации Волгоградской области;
субъекты, содействующие инновационной деятельности в Волгоградской области и осуществляющие выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации Программы;
организации, образующие инфраструктуру поддержки региональной инновационной системы Волгоградской области (среда превращения знаний в инновационные технологии).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 27 сентября 2010 г. N 464-п в раздел 9 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области является государственным заказчиком Программы.
Руководитель Программы несет ответственность за:
реализацию Программы;
конечные результаты Программы;
эффективное использование выделяемых для реализации Программы финансовых средств.
Руководитель Программы определяет формы и методы управления реализацией целевой Программы.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Заказчик Программы ведет отчетность в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Контроль за выполнением Программы осуществляют в пределах компетенции:
Администрация Волгоградской области;
уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Волгоградской области;
уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета;
уполномоченный орган по экономической политике Волгоградской области;
Контрольно-счетная палата Волгоградской области.
10. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
Учитывая, что в условиях финансовой и экономической нестабильности происходят изменения структуры и уровня занятости населения, в социальной сфере положительные последствия реализации Программы будут выражаться в стимулировании развития действующих субъектов инновационной деятельности, в предотвращении сокращения численности наемных работников, создании новых рабочих мест для высвобождаемых граждан с крупных предприятий.
Государственная поддержка, оказываемая субъектам инновационной деятельности в течение всего периода реализации Программы, будет способствовать укреплению экономической устойчивости и социальному развитию.
В условиях кризисных явлений в экономике страны реализация Программы в 2009 году позволит предотвратить резкое сокращение количества субъектов инновационной деятельности.
Реализация Программы позволит обеспечить существенный вклад в социально-экономическое развитие Волгоградской области, в том числе:
сохранить рабочие места;
создать благоприятную инновационную среду на территории Волгоградской области;
повысить инновационный уровень экономики;
повысить конкурентоспособность отраслей промышленности за счет инновационной составляющей;
обеспечить приток молодых специалистов в инновационную сферу;
повысить профессиональный уровень более тысячи работников субъектов инновационной деятельности (более трехсот человек в год);
расширить внутренние и внешние рынки сбыта продукции субъектов инновационной деятельности;
увеличить долю отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (увеличение на 2 процентных пункта ежегодно);
увеличить долю инновационно активных организаций в общем числе организаций (увеличение на 2 процентных пункта ежегодно);
создать условия для ежегодного вывода двух наукоемких инновационных разработок на зарубежные рынки;
увеличить долю затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта до 3 процентов (увеличение на 1 процентный пункт ежегодно).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 27 сентября 2010 г. N 464-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие инновационной деятельности в Волгоградской
области" на 2009 год и на период до 2011 года
Мероприятия долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области" на 2009 год и на период до 2011 года
27 сентября 2010 г.
N п/п |
Мероприятие |
Источник финансирования и вид расходов |
Основные виды товаров, работ и услуг |
Объем бюджетных ассигнований (тыс. руб.) |
Исполнители |
|||
всего |
в том числе по годам |
|
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Разработка программы "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области до 2025 года" |
областной бюджет, прочие расходы |
прикладные научные исследования в области национальной экономики |
1000 |
500 |
500 |
- |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
2. |
Совершенствование законодательной базы, регулирующей развитие инновационной деятельности региона |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет по образованию и науке) |
3. |
Исследование и разработка новых перспективных материалов и технологий нано-уровня |
областной бюджет, прочие расходы |
прикладные научные исследования в области национальной экономики |
38000 |
14000 |
14000 |
10000 |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
4. |
Формирование системы подготовки (переподготовки) специалистов в области реализации инновационных проектов |
областной бюджет, прочие расходы |
прикладные научные исследования в области национальной экономики, научно-образовательные услуги |
2978 |
- |
1000 |
1978 |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
5. |
Проведение независимой экспертизы инновационных проектов и отчетов по их реализации |
областной бюджет, прочие расходы |
прикладные научные исследования в области национальной экономики |
2000 |
700 |
700 |
600 |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
6. |
Содействие реализации на промышленных предприятиях области наукоемких инвестиционных проектов, разработке и распространению инновационных технологий |
областной бюджет, прочие расходы |
прикладные научные исследования в области национальной экономики, услуги по организации и проведению |
1760 |
- |
1060 |
700 |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
7. |
Содействие созданию и развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности Волгоградской области |
областной бюджет, прочие расходы |
прикладные научные исследования в области национальной экономики, услуги по организации и проведению |
1300 |
- |
600 |
700 |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
8. |
Стимулирование промышленных предприятий Волгоградской области к использованию инноваций, развитие государственно-частного партнерства по инновационной деятельности |
областной бюджет, прочие расходы |
прикладные научные исследования в области национальной экономики, услуги по организации и проведению |
3260 |
1160 |
1500 |
600 |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
9. |
Проведение научно-практических конференций |
областной бюджет, прочие расходы |
услуги по организации и проведению |
4000 |
1500 |
1500 |
1000 |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
10. |
Проведение Волгоградского областного конкурса "Инженер года" |
областной бюджет, прочие расходы |
услуги по организации и проведению |
1500 |
500 |
500 |
500 |
Комитет по образованию и науке с участием управления промышленности и ресурсов аппарата Главы Администрации Волгоградской области |
11. |
Проведение Волгоградского областного конкурса "Инновационному развитию - профессиональное мастерство" |
областной бюджет, прочие расходы |
услуги по организации и проведению |
1500 |
500 |
500 |
500 |
Комитет по образованию и науке с участием управления промышленности и ресурсов аппарата Главы Администрации Волгоградской области |
12. |
Организация выпуска справочной и методической литературы по вопросам развития инновационной деятельности в Волгоградской области |
областной бюджет, прочие расходы |
услуги по организации и проведению |
2000 |
1000 |
1000 |
- |
определяются по результатам размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
|
Итого |
|
|
59298 |
19860 |
22860 |
16578 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 г. N 347-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области" на 2009 год и на период до 2011 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 23 сентября 2009 г. N 177
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Волгоградской области от 8 августа 2011 г. N 419-п
Постановление Администрации Волгоградской области от 27 сентября 2010 г. N 464-п