Решение Волгоградского областного суда от 18 сентября 2000 г. N 3-209/2000
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Прокурор Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 5 Закона Волгоградской области от 26 мая 2000 года N 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
В обоснование заявления указал, что Волгоградской областной Думой был принят вышеуказанный Закон, статья 5 которого противоречит федеральному законодательству.
В названной статье определен порядок предоставления российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства и условия ее продления на территории Волгоградской области. Включение названных норм в закон субъекта Федерации неправомерно, поскольку правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства единый на территории всей Российской Федерации и регулируется федеральным законодательством.
Статья 1 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает: "Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ и настоящим Федеральным законом".
Статья 2 Закона СССР от 24.06.81 "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (в редакции федеральных законов от 19.05.95 N 82-ФЗ, от 15.08.96 N 114-ФЗ гласит: "Законодательство Союза ССР о правовом положении иностранных граждан в СССР состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Союза ССР, определяющих правовое положение иностранных граждан в СССР. Законодательством союзной республики разрешаются вопросы правового положения иностранных граждан, отнесенные к ее ведению законодательством Союза ССР и Конституцией Республики...".
Субъектам Российской Федерации ни в одном названном законе право самостоятельного регулирования вопросов пребывания иностранных граждан на их территориях не предоставлено.
Прокурор области, кроме того указал, что пункт 3 статьи 5 закона области противоречит федеральному законодательству по тем основаниям, что согласно закону области хозяйствующие субъекты, привлекающие иностранную рабочую силу на длительное время, обязаны требовать медицинский документ об отсутствии ВИЧ-инфекции у лиц, возвращающихся из стран постоянного местожительства после отпуска или выезда по другим причинам на срок более одного месяца. Подобной нормы в федеральном законодательстве не содержится. Из смысла пункта 4 статьи 27 ФЗ N 114-ФЗ и статьи 10 Федерального закона от 30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями) усматривается необходимость лишь однократного предъявления сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции иностранными гражданами и лицами без гражданства при оформлении российской визы на срок более трех месяцев. Неоднократное подтверждение отсутствия ВИЧ-инфекции, предусмотренное законом области, ограничивает предоставленное федеральным законодательством право иностранных граждан и лиц без гражданства на въезд в Россию.
В судебном заседании требования прокурора Волгоградской области в полном объеме поддержала прокурор Волгоградской областной прокуратуры С.Г.П.
Представитель Волгоградской областной Думы С.Н.И., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал, пояснив, что областная Дума действовала в пределах своих полномочий, каких-либо противоречий федеральному законодательству в оспариваемой прокурором статье Закона N 405-ОД он не усматривает.
Представитель Администрации Волгоградской области Г.Н.В., действующая на основании доверенности, требования прокурора области признала в части. В судебном заседании пояснила, что п. 1 ст. 5 Закона области N 405-ОД не противоречит федеральному законодательству, поскольку дублирует нормы федерального закона; п. 3 ст. 5 оспариваемого закона не касается порядка выдачи российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, поэтому требования прокурора в указанной части, по ее мнению, являются необоснованными.
Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Волгоградской области обоснованным и подлежащим удовлетворению за исключением части требований о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 1 статьи 5 Закона Волгоградской области N 405-ОД.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2000 года Волгоградская областная Дума приняла, а 26 мая 2000 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области N 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Пункт 1 статьи 5 названного Закона гласит: "Выдача российской визы на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в соответствии с Федеральным Законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Поскольку основания и порядок, а также определенные ограничения выдачи виз для въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства действительно регулируются федеральным законодательством, в том числе и Федеральным Законом N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", судебная коллегия не находит в оспариваемом пункте Закона Волгоградской области противоречий федеральному законодательству. Пункт 1 статьи 5 Закона области N 405-ОД носит декларативный характер, является отсылочной нормой, указывает на то, что порядок выдачи виз регулируется федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона области N 405-ОД "...продление российской визы для возможности проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Волгоградской области суммарным сроком более трех месяцев осуществляется после предоставления медицинского документа об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.".
Указанный пункт статьи 5 Закона Волгоградской области противоречит требованиям ст. 27 Федерального Закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и ст. 10 Федерального Закона N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", в соответствии с которыми дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает возможности продления российских виз для проживания на территории Волгоградской области. В федеральном законодательстве отсутствует такое понятие как проживание на территории "суммарным сроком более трех месяцев". В норме Закона Волгоградской области, кроме того, отсутствует указание, на возможность применения иного порядка выдачи виз в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии, обоснованными являются ссылки прокурора области на то, что субъектам Российской Федерации федеральным законодательством право самостоятельного регулирования вопросов въезда и пребывания на их территориях иностранных граждан и лиц без гражданства не предоставлено.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 114-ФЗ выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией РФ, международными договорами и настоящим федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона области N 405-ОД "...администрации предприятий, учреждений и организаций, привлекающие на длительное время иностранную рабочую силу, обязаны требовать медицинский документ об отсутствии ВИЧ-инфекции у лиц, возвращающихся из стран постоянного местожительства после отпуска или выезда по другим причинам на срок более одного месяца.".
По мнению судебной коллегии, доводы прокурора области о противоречии указанной нормы областного закона федеральному законодательству, предполагающему однократное предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции при оформлении российской визы на срок более 3-х месяцев являются несостоятельными, поскольку п. 3 ст. 5 Закона области N 405-ОД не регулируются вопросы выдачи и продления российских виз, администрации предприятий, учреждений и организаций такими правами не наделяются.
Вместе с тем, судебная коллегия находит оспариваемую норму противоречащей статье 9 Федерального закона N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации...".
В соответствии с п. 3 ст. 9 названного Федерального закона "работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.".
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона предусмотрено, что "...Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет.".
Поскольку п. 3 ст. 5 Закона области N 405-ОД не содержит в себе ссылок на Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых обязаны проходить освидетельствование на предмет выявления у них ВИЧ-инфекции и Правила обязательного медицинского освидетельствования, утверждаемых Правительством РФ, каких-либо дополнительных требований федеральным законодательством к иностранной рабочей силе и администраций предприятий и т.д. в отношении представления и истребования медицинских документов, свидетельствующих об отсутствии у работника ВИЧ-инфекции, не предъявлено, указанная норма областного закона должна быть признана противоречащей федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Волгоградской области удовлетворить частично. Пункты 2 и 3 статьи 5 Закона Волгоградской области от 26.05.2000 N 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. В остальной части требований прокурора Волгоградской области о признании пункта 1 статьи 5 Закона Волгоградской области от 26.05.2000 года N 405-ОД противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 18 сентября 2000 г. N 3-209/2000
Текст решения официально опубликован не был