Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 26 апреля 2012 г. N 63/2555
Рекомендации круглого стола на тему "Направления, формы и эффективность государственной поддержки инновационной деятельности в Волгоградской области"
Заслушав и обсудив выступления депутатов Волгоградской областной Думы, представителей органов исполнительной власти Волгоградской области, высших учебных заведений, предприятий и общественных организаций о направлениях, формах и эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в Волгоградской области, участники круглого стола отмечают, что такая поддержка в настоящее время осуществляется в виде:
государственных научных грантов Волгоградской области (10 грантов в размере 300 тыс. рублей каждый) на финансирование инновационной деятельности (Закон Волгоградской области от 04 марта 2005 г. N 1020-ОД "О государственных научных грантах Волгоградской области");
субсидирования части затрат:
субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационную продукцию, связанным с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
действующим предприятиям, применяющим инновационные технологии и производящим инновационную продукцию;
субъектам малого и среднего предпринимательства, внедряющим современные энергосберегающие технологии, на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов (постановление администрации Волгоградской области от 30 марта 2009 г. N 85-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009-2012 годы").
Ежегодно на конкурс государственных научных грантов Волгоградской области подается более 200 заявок. Среди претендентов на их получение ведущие вузы и научно-исследовательские институты региона, инновационные предприятия и организации Волгоградской области. В соответствии с условиями конкурса проводится более 600 экспертиз представленных проектов.
Администрацией Волгоградской области организовано сотрудничество с ведущими научными правительственными фондами страны. С 2005 года действует соглашение с Российским гуманитарным научным фондом, а в сентябре 2006 года было заключено соглашение с Российским фондом фундаментальных исследований о проведении региональных конкурсов проектов. Такой механизм позволяет ежегодно привлекать из федерального и областного бюджетов на паритетных условиях 20 млн. рублей для финансирования научных работ.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-ОД "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники" научные и технические исследования и опытно-конструкторские разработки волгоградских авторов (исполнителей) могут быть выдвинуты на соискание премий Волгоградской области в сфере науки и техники (первая премия - 200 тыс. рублей, вторая премия - 175 тыс. рублей, третья премия - 150 тыс. рублей). Ежегодно на соискание таких премий подается около 100 заявок, среди претендентов на их получение ведущие промышленные предприятия Волгоградской области, вузы и научно-исследовательские институты региона, субъекты малого и среднего предпринимательства. В соответствии с условиями конкурса проводится около 300 экспертиз представленных на конкурс работ.
Администрация Волгоградской области принимает меры по расширению действующих форм поддержки инновационной деятельности, в частности, подготовлен проект закона Волгоградской области о внесении изменений в Закон Волгоградской области от 04 марта 2005 г. N 1020-ОД "О государственных научных грантах Волгоградской области". Законопроектом предусматривается увеличение до 500 тыс. рублей сумм присуждаемых государственных научных грантов Волгоградской области.
В то же время участники круглого стола отмечают недостаточность существующих форм государственной поддержки инновационной деятельности в регионе.
В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" положения Закона Волгоградской области от 22 июня 2004 г. N 925-ОД "Об инновационной деятельности в Волгоградской области" вошли в противоречия с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". На заседании Волгоградской областной Думы 14 февраля 2012 года Закон Волгоградской области "Об инновационной деятельности в Волгоградской области" был признан утратившим силу. Администрацией Волгоградской области и депутатами Волгоградской областной Думы С.В. Коротковым, С.В. Поповым, Н.И. Латышевской, О.Г. Болотиным подготовлены проекты закона Волгоградской области "О государственной поддержке инновационной деятельности в Волгоградской области".
Проект, подготовленный администрацией Волгоградской области, разработан в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" в целях создания благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Волгоградской области. Проект закона определяет формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в Волгоградской области.
В целях оказания финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности, а также в целях создания и развития инновационной инфраструктуры администрацией Волгоградской области разрабатывается долгосрочная областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности на 2013-2015 годы".
Также необходимо отметить особую роль субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационном процессе в Волгоградской области. В индустриально развитых странах две трети малых и средних технологических предприятий занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малосерийной продукции, производством комплектующих и оказанием инновационных услуг. Кроме того, малые и средние предприятия играют особую роль в развитии отраслей, непосредственно ориентированных на массовый потребительский спрос (легкой и текстильной, пищевой промышленности и других).
Управлением развития предпринимательства администрации Волгоградской области за период 2010-2011 годов оказывалась активная поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий.
В 2010 году субсидии получили 16 действующих инновационных компаний Волгоградской области на сумму 15 млн. рублей (3 млн. рублей из областного и 12 млн. рублей из федерального бюджета). В 2011 году из средств областного и федерального бюджетов получили субсидии 25 инновационных компаний области на сумму 50 млн. рублей (10 млн. рублей из областного и 40 млн. рублей из федерального бюджета).
В 2010 году 19 инновационных компаний Волгоградской области, начинающих свою деятельность, получили субсидии на сумму 5,6 млн. рублей (0,9 млн. рублей из областного и 4,7 млн. рублей из федерального бюджета). В 2011 году из средств областного и федерального бюджетов получили субсидии 32 такие инновационные компании Волгоградской области на сумму 8,6 млн. рублей (1,3 млн. рублей из областного и 7,3 млн. рублей из федерального бюджета).
В конце 2010 года был запущен и в течение 2011 года успешно реализован проект "Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства в Волгоградской области". Волгоградская область была выбрана пилотным регионом в Южном федеральном округе по реализации проекта за счет средств ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса". Общий объем инвестиций в Волгоградскую область на реализацию этого проекта составил 1,5 млн. рублей из федерального бюджета. Было отобрано 30 участников проекта из ведущих вузов Волгоградской области, которые прошли обучение, освоили бизнес-планирование и в итоге создали 10 малых инновационных предприятий.
В 2010 году в Волгоградской области на базе некоммерческого партнерства "Волгоградский центр трансферта технологий" создано постоянное представительство федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Исполнительным органом администрации Волгоградской области, курирующим работу представительства Фонда, стало управление развития предпринимательства. За период 2010-2011 годов в область было привлечено более 50 млн. рублей из средств Фонда.
В 2011 году из средств областного и федерального бюджетов произведена выплата субсидий пяти инновационным компаниям Волгоградской области, созданным при вузах, на сумму 2,4 млн. рублей. По состоянию на 1 марта 2012 года вузами Волгоградской области создано еще 19 малых инновационных предприятий, которые также могут получить господдержку.
К числу основных факторов, ограничивающих рост производства и создание новых инновационных предприятий, представители волгоградского сообщества предпринимателей относят недостаток финансовых средств и высокую стоимость коммерческого кредита, отсутствие промышленных площадок с необходимой инженерной инфраструктурой, сложные процедуры и длительные сроки согласования инженерных проектов.
С учетом вышеизложенного, участники круглого стола рекомендуют:
1) Правительству Волгоградской области:
с целью улучшения инвестиционного климата в Волгоградской области и поддержки инновационной деятельности организовать взаимодействие министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области - основного звена в определении стратегических направлений поддержки научно-технического потенциала Волгоградской области с подразделениями численностью 2-3 человека в ведущих министерствах (промышленности и торговли, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства, образования и науки) для стимулирования научно-технических знаний с целью их коммерциализации, а также поиска, сопровождения и содействия реализации инвестиционных и инновационных проектов посредством различных механизмов в том числе форм государственно-частного партнерства;
в срок до 1 июня 2012 года внести в Волгоградскую областную Думу проект закона Волгоградской области "О государственной поддержке инновационной деятельности в Волгоградской области";
в срок до 1 июня 2012 года разработать закон Волгоградской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области" (внесение изменений в Закон Волгоградской области от 04 марта 2005 г. N 1020-ОД "О государственных научных грантах Волгоградской области" и Закон Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-ОД "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники");
в срок до 1 июня 2012 года подготовить и направить в Волгоградскую областную Думу аналитическую записку с обоснованием экономической эффективности представленных за 2009-2011 годы научных грантов для финансирования инновационной деятельности;
в срок до 1 июля 2012 года разработать долгосрочную областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности на 2013-2015 годы";
при корректировке областного бюджета в текущем финансовом году рассмотреть возможность финансирования мероприятий в сфере государственной поддержки инновационной деятельности в Волгоградской области;
с целью развития и эффективного использования инновационного потенциала в экономике Волгоградской области, содействия развитию рынка технологий Волгоградской области, внедрению результатов научно-технической деятельности, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции организовать и проводить не реже одного раза в квартал семинары по инновационной деятельности на базе ведущих предприятий Волгоградской области (ООО ИПГ "Волга Бас" и ОАО НПГ "Сады Придонья") и высших учебных заведений г. Волгограда;
с целью организации эффективного использования научно-технического комплекса Волгоградской области, определения приоритетных направлений региональной научно-технической и инновационной политики, а также с учетом изменений в системе органов исполнительной власти Волгоградской области пересмотреть персональный состав Совета при главе администрации Волгоградской области по науке, технологиям и инновациям и Волгоградского областного Совета по инвестициям;
расширить сферу действия долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009-2012 годы" и внести в нее изменения в части:
создания новых и развития существующих финансовых инструментов поддержки высокотехнологичного бизнеса: лизинг промышленной продукции, субсидии на покрытие понесенных затрат инновационных предприятий, международная сертификация продукции, программы обучения и консалтинга, организация участия предприятий малого и среднего бизнеса в международных деловых миссиях, выставках, ярмарках, форумах и так далее;
создания полноценной инновационной инфраструктуры региона: бизнес-инкубаторов, производственных технологических парков, технопарка высоких технологий, промышленных парков, промышленных кластеров;
создания центра экспертной поддержки малых и средних инновационных предприятий Волгоградской области;
обеспечения бесплатного доступа инновационных предприятий Волгоградской области к международной и российской маркетинговой информации;
мониторинга инновационной деятельности малых и средних предприятий по отраслям промышленности Волгоградской области с возможностью дальнейшего совершенствования региональных инструментов поддержки инновационного предпринимательства;
2) Волгоградской областной Думе в текущем финансовом году проконтролировать предоставление финансирования на мероприятия в сфере государственной поддержки инновационной деятельности в Волгоградской области;
3) Правительству Волгоградской области совместно с администрацией Волгограда оказывать организациям г. Волгограда и Волгоградской области поддержку, необходимую для включения их в федеральные целевые программы, направленные на поддержку инноваций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 26 апреля 2012 г. N 63/2555 "О рекомендациях круглого стола на тему "Направления,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.