Постановление Правительства Вологодской области
от 6 декабря 2011 г. N 1514
"О Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года"
24 августа 2015 г.
В целях развития экологической культуры населения, сохранения и улучшения социо-природной среды Вологодской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года (далее также - Концепция).
2. Рекомендовать Концепцию для реализации органам исполнительной государственной власти области, органам местного самоуправления, образовательным учреждениям (организациям) всех уровней и типов, учреждениям культуры, организациям всех форм собственности, связанным с образовательной, оздоровительной, производственной, природоохранной деятельностью, средствам массовой информации, общественным организациям и объединениям, занимающимся экологическим образованием.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 9 августа 2002 года N 507 "О Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Концепция
непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года
(утв. постановлением Правительства области
от 6 декабря 2011 г. N 1514)
24 августа 2015 г.
1. Общие положения
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений (организаций) всех уровней и типов, учреждений культуры, организаций всех форм собственности, связанных с образовательной, оздоровительной, производственной, природоохранной деятельностью, средств массовой информации (далее - СМИ), общественных организаций и объединений, направленной на развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области, и является частью социально-экономической политики устойчивого развития региона.
Концепция определяет:
ведущие идеи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области;
цель, задачи и ожидаемые результаты непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
основные принципы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
основные направления деятельности по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области;
основные механизмы управления и координации действий по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области.
1.1. Нормативно-правовая основа Концепции
Концепция базируется на следующих нормативных и правовых документах:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации от 28 апреля 2011 года N Пр-1168;
постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Концепция разработана на основе ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В Послании Президента Российской Федерации от 30 ноября 2010 года отмечено, что "свою решающую, принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть наше гражданское общество", поэтому чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования.
При разработке Концепции учтены основные положения Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, опыт Вологодской области в экологическом образовании, воспитании и просвещении населения, а также региональный опыт разработки концепций в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
1.2. Концептуальные основы развития экологического образования, воспитания и просвещения населения области
Экологическое образование в настоящей Концепции понимается как нацеленный на достижение экологической культуры познавательно-воспитательный процесс, осуществляемый во всех видах педагогически организованной жизнедеятельности учащихся. Оно отражает новый социальный заказ образованию: формирование у обучающихся способности проектировать свою жизнедеятельность на основе идей устойчивого экологического, экономического и социального развития, с учетом ее экономических, социальных и экологических последствий для состояния окружающей среды, здоровья, безопасной жизни населения Вологодской области.
Важнейшая цель экологического образования и одна из приоритетных задач образования для устойчивого развития - это развитие экологической культуры личности. В этой связи процесс экологического образования должен пониматься не только как процесс усвоения определенной системы экологических знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей. Поэтому экологическое воспитание не должно быть оторвано от процесса экологического образования, а, наоборот, должно быть органически включено в него.
Экологическое просвещение определяется в Концепции как распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, охране, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов в целях формирования в обществе основ экологической культуры.
Экологическое образование, воспитание и просвещение в Концепции рассматриваются как процесс преемственного и поступательного развития экологической культуры людей всех возрастов.
Экологическая культура рассматривается как разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы.
Экологическая культура есть качественное состояние духовной культуры, выражающей гармонию человека и природы в целях сохранения как целостности человека, так и саморегулирующих возможностей природы.
Структура экологической культуры отражает ее аксиологическое, информационное, эмоциональное, поведенческое содержание. Ведущим компонентом в структуре экологической культуры являются эколого-ценностные ориентации, как выражаемые человеком предпочтения или отвержения определенных экологических ценностей, предпочтения вида взаимодействия человека и природы, готовность личности к практической деятельности в соответствии с избираемым видом взаимодействия с природой. Это позволяет выделить основные результаты экологического образования, воспитания и просвещения, выраженные в терминах ключевых компонентов экологической культуры:
эколого-ценностные ориентации;
эколого-значимые знания;
адекватные эколого-ценностные отношения;
эколого-оправданная деятельность.
2. Термины и понятия
В рамках настоящей Концепции используются следующие термины и понятия:
базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
экологические ценности - разновидность ценностей, относящихся к сфере взаимодействия человека и природы;
эколого-ценностные ориентации - выражаемые личностью векторы предпочтений экологических ценностей, определяющие вид взаимодействия человека с природой и готовность личности к практической деятельности в соответствии с избираемым видом взаимодействия с природой;
эколого-значимые знания - знания, значимые для установления рационального взаимодействия человека и природы;
эколого-ценностные отношения - весь спектр интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств, возникающих у человека в процессе его знакомства с экологическими проблемами или в непосредственном контакте с природой, а также принятие (неприятие) тех или иных выделенных видов взаимодействия человека и природы;
эколого-оправданная практическая деятельность - это деятельность, направленная на охрану природы и восстановление утраченных ее элементов, активную пропаганду экологических идей и принципов эколого-нравственного императива.
3. Состояние экологического образования, воспитания и просвещения населения области и перспективы его развития
3.1. Итоги реализации Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области (2002 - 2010 годы)
К основным достижениям в сфере экологического образования и просвещения населения области отнесены:
разработка проекта закона Вологодской области "Об экологическом образовании и просвещении в Вологодской области";
создание и функционирование межведомственного координационного Совета по экологическому образованию и просвещению населения Вологодской области;
формирование системы экологического образования на уровне отдельных муниципальных образований Вологодской области;
включение в региональный компонент школьного образования курса "Экология Вологодской области";
осуществление мониторинга экологической культуры учащихся;
изучение и распространение положительного опыта экологического образования Вологодской области, выпуск научных и учебно-методических материалов;
проведение областных школ практической экологии, школы безопасности, школы экологической безопасности;
развитие театрального экологического движения;
формирование молодежного экологического движения, создание и проведение школы практической экологии "Школа лидеров" для активистов молодежных экологических объединений;
опубликование в СМИ тематических экологических выпусков;
реализация программы "Природное и культурное наследие Вологодчины", разработанная и курируемая БУК "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина";
реализация проекта "Экология. Культура. Образование. Творческая лаборатория библиотекарей Северо-Западного региона";
разработка и реализация программы работы музеев и культурно-досуговых учреждений по экологическому воспитанию и просвещению.
3.2. Проблемы экологического образования, воспитания и просвещения населения области
В настоящее время выделяются следующие основные проблемы:
несовершенство нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, регламентирующей деятельность в сфере экологического образования, воспитания и просвещения;
в действующей системе экологического образования не нашел должного отражения аспект воспитания, отсутствует единство в понимании и принятии социумом важнейшей цели экологического воспитания - развитие экологической культуры человека, без которой не возможно устойчивое экологическое, экономическое и социальное развитие региона;
отсутствует целостная система непрерывного развития экологической культуры населения, наблюдается недостаточная преемственность отдельных этапов экологического образования, воспитания и просвещения, несогласованность действий участников системы.
3.3. Цель, задачи и ожидаемые результаты развития непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области
Цель настоящей Концепции - объединение усилий всех структур гражданского общества в развитии экологической культуры населения в интересах сохранения и улучшения социо-природной среды Вологодской области.
Задачами настоящей Концепции являются:
развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
профессиональная экологическая подготовка и переподготовка специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и безопасного экологического развития региона;
информированность населения об экологическом состоянии региона;
консолидация населения региона вокруг проблем сохранения и улучшения социо-природной среды;
выработка необходимых нормативно-правовых, экономических и этических механизмов в вопросах устойчивого экологического развития региона.
Итогом успешной реализации Концепции станет достижение качественно нового уровня развития экологической культуры населения области, что позволит вооружить людей эколого-значимыми знаниями и умениями, повысить их личную ответственность и компетентность в решении экологических проблем региона, расширить их возможности вести здоровый образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о базовых национальных ценностях, а именно стремиться к обустройству малой Родины как процветающему экологически комфортному уголку Земли.
3.4. Основные принципы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации, в основу разработки Концепции положены следующие принципы:
законность;
демократизм;
гуманизм:
взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;
обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;
соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества;
возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства.
Кроме того основополагающими следует также считать:
принцип всемерного расширения эколого-образовательного пространства;
культурологический и ценностный принципы;
принцип консолидации;
принцип ориентации на реальные жизненно-значимые экологические проблемы региона;
принцип учета интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
принцип непрерывности и преемственности отдельных этапов экологического образования, воспитания и просвещения.
Среда для развития экологической культуры рассматривается как многомерная и многофакторная, состоящая из совокупности различных по характеру и функциям сред: природной, социальной, культурной и других. Принцип всемерного расширения эколого-образовательного пространства направлен на управление процессом развития экологической культуры населения региона.
Также важную роль в развитии экологической культуры населения региона играют принципы культурологический и ценностный (аксиологический), поскольку экологические ценности и эколого-ценностные ориентации являются стержнем экологической культуры, выполняя нормативно-регулирующую роль во взаимодействии человека и природы. Указанные принципы обеспечивают ориентацию экологического образования, воспитания и просвещения на духовно-нравственное развитие личности. Данная система ценностей имеет важное значение для организации жизнедеятельности населения региона.
Принцип консолидации связан с развитием экологических ценностей в обществе, а также с установлением эколого-ценностных отношений человека с природным окружением. Он способствует выработке экологически оправданного поведения с позиций общественной и индивидуальной экологической безопасности.
Принцип ориентации на реальные жизненно-значимые экологические проблемы региона предполагает включение в содержания экологического образования и просвещения населения Вологодской области достоверной информации об экологических проблемах региона, ориентацию на развитие субъектного опыта каждого жителя региона, его экологической компетенции в принятии решений в конкретных ситуациях.
3.5. Концепция как инструмент реализации региональной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения населения
В Концепции экологически устойчивое развитие Вологодской области рассматривается как обеспечение эколого-экономической жизнеспособности, охраны и восстановления окружающей среды, устойчивого управления природными ресурсами в интересах каждого жителя региона. Экологическое образование, воспитание и просвещение выступают как предпосылки для достижения устойчивого развития региона и важнейшие инструменты эффективного управления, обоснованного принятия решений в области природопользования, сохранения и восстановления окружающей среды.
Концепция разработана на основе процесса консолидации усилий Правительства области, ведомственных департаментов, учреждений образования, культуры и других заинтересованных участников процесса развития экологической культуры населения региона.
Настоящая Концепция должна содействовать непрерывному процессу развития экологической культуры населения области.
Для реализации Концепции в регионе существуют не только предпосылки, но и необходимость в ее осуществлении. Необходимо всемерно повышать уровень экологической культуры населения посредством вовлечения гражданского общества в решение эколого-экономических и эколого-социальных проблем региона, мобилизовать адекватную институциональную и материально-техническую поддержку экологических программ и проектов.
Достижение цели и решение задач Концепции будут обеспечены посредством осуществления комплекса взаимоувязанных мероприятий:
принятие закона Вологодской области "Об экологическом образовании и просвещении в Вологодской области";
разработка целевой межведомственной программы развития непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области до 2020 года (Департамент образования области совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области и Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия области при участии всех заинтересованных структур);
разработка перспективного плана развития экологической культуры населения области на 2012 - 2015 годы;
обновление программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти по вопросам экологического права и экологического образования в интересах устойчивого развития региона;
создание областного банка данных культурно-образовательных программ, включающего образцы учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, справочников, а также материалы, содержащие важнейший опыт разработки и использования технологий экологического образования для устойчивого развития в образовательных учреждениях различного уровня;
создание единого областного информационного экологического портала, содержащего полную информацию о событиях, новостях, проблемах экологии и экологического образования, воспитания и просвещения, а также ссылки на уже имеющиеся сайты БУК "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина", национального парка "Русский Север", Дарвинского государственного природного биосферного заповедника и других;
рассмотрение и утверждение программ и учебных планов по дисциплинам, включающим вопросы экологического образования и воспитания, на всех уровнях системы формального образования;
разработка дополнительных программ курсов повышения квалификации педагогов и работников культуры по проблемам экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
обеспечение проведения учреждениями культуры совместно с природоохранными и общеобразовательными учреждениями целенаправленной работы по экологическому воспитанию и просвещению населения области;
размещение в СМИ и на Интернет-сайтах ежегодных докладов о состоянии и охране окружающей среды в Вологодской области, экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
организация и проведение ежегодных смотров-конкурсов образовательных учреждений и учреждений культуры, внедряющих новые инновационные образовательные программы и технологии в области экологического образования, воспитания и просвещения в интересах устойчивого развития региона;
сохранение олимпиады школьников по экологии в перечне предметов областной олимпиады школьников, принимая во внимание не только большое социальное значение экологической олимпиады, но и ее значение как фактора модернизации образования в интересах устойчивого развития региона;
обеспечение государственной поддержки молодежным экологическим объединениям области;
развитие театрального экологического движения области;
совершенствование работы любительских объединений, клубов экологического профиля на базе различных учреждений области;
включение вопросов мониторинга состояния и развития экологической культуры учащихся и студентов, изучения экологических настроений населения в программы социально-экономического развития области;
предоставление различным организациям возможности участвовать в тендерах по программам поддержки экологического образования, воспитания и просвещения;
формирование программ поддержки разработки учебно-методических материалов для педагогов, учащихся, научных работников на всех уровнях системы образования и профессиональной подготовки, поощрения разработки и применения электронных, аудио, - видео, - и мультимедийных средств;
формирование программ поддержки научных исследований и разработок, а также их своевременного распространения среди всех участников процесса на местном и региональном уровнях.
4. Основные направления деятельности по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области в интересах устойчивого развития региона
4.1. Экологическое образование и воспитание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования
Экологическое образование и воспитание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования базируются на нормативно-правовых актах в сфере образования и направлены на развитие экологической культуры обучающихся.
Экологическое образование и воспитание - это непрерывный процесс становления и развития экологической культуры личности, осуществляющийся на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание дошкольников предполагает формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем в соответствии с Концепцией успешно осваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечивает его выживание и развитие.
Формирование начал экологической культуры дошкольника - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это отношение к самому себе, как части природы, ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Экологическое образование в начальной школе осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлено на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
В результате реализации стандарта предполагается:
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе населения России и Вологодчины, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Экологическое образование на ступени основной общеобразовательной школы осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и ориентировано на повышение уровня экологической культуры обучающихся, проявляющегося в:
формировании экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознании главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования с учетом регионального опыта;
формировании умения применять эколого-значимые знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории региона, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
формировании навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Экологическое образование на старшей ступени общеобразовательной школы осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) образования и ориентировано на повышение уровня экологической культуры обучающихся, проявляющегося в:
сформированности представлений об экологической культуре как средстве достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа", их противоречиях, закономерностях, теориях и моделях развития, историческом опыте экологической культуры разных времен и народов;
сформированности основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
владении экологическим мышлением как средством научного познания, опытом его творческого применения в познавательной, коммуникативной, практической деятельности, при самоопределении;
владении умениями применять экологические знания при обсуждении (анализе) жизненных ситуаций, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, труженик, потребитель, член семьи), знание экологических императивов, гражданских прав и обязанностей по бережному потреблению энергии и материальных благ в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
умении моделировать по заданным параметрам влияние экологических рисков на здоровье и безопасность жизни, увеличение экономических затрат в разных сферах человеческой деятельности;
способности выражать личное отношение к экологическим ценностям, сформированность моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде, умение принимать решения в условиях противоречия экологических, экономических и социальных интересов;
способности повышать экологическую грамотность свою и окружающих людей;
способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, индивидуальной и партнерской, направленной на решение личностно и социально значимых проблем местного сообщества, связанных с его устойчивым развитием, экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;
способности к рефлексии личного опыта воспроизводства, выбора и порождения новых эколого-культурных образцов поведения и применение его в экологическом просвещении (сверстников, родителей и других социальных групп населения).
Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования способствует формированию экоцентрического типа экологического сознания как новой востребованной системы взаимоотношений человечества с природой и обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, дает больше возможностей, чем в общеобразовательной школе для развития эколого-ценностного отношения к природе и общественного экологического сознания.
В системе дополнительного образования детей уделяется большее внимание индивидуальному подходу, предоставляется возможность формирования личности с высоким уровнем развития субъективного отношения к природе, человека как индивидуального природопользователя с его эколого-оправданным поведением в природной среде.
4.2. Экологическое образование в профессиональных учебных заведениях
Экологическое образование в профессиональных учебных заведениях (начальное, среднее и высшее) базируется на государственных нормативно-правовых актах в сфере профессионального образования и ориентировано на развитие эколого-профессиональной культуры будущего специалиста.
Экологическое образование в начальных и средних профессиональных учебных заведениях направлено на формирование общих и профессиональных знаний в области экологии, привлечение обучающихся к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией.
Экологическое образование в высших профессиональных учебных заведениях направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов, бакалавров и магистров, имеющих глубокие научные знания в области взаимодействия человека и окружающей среды, основанные на принципах устойчивого развития, выполнения экологических прав и обязанностей, умеющих оценить степень возможного антропогенного воздействия на природу и здоровье людей, способных осуществлять эколого-оправданную профессиональную деятельность.
4.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Понимание руководящими работниками предприятий, учреждений и органов власти важности решения экологических проблем, умение оценивать возможные экологические последствия всех проектов развития еще на стадии предварительного рассмотрения, принятие мер по охране и рациональному использованию окружающей среды имеют первостепенное значение в реализации экологической политики области.
Современные условия требуют наличия как руководителей, так и исполнителей, способных к быстрой адаптации, готовых к решению постоянно усложняющихся проблем развития и охраны окружающей среды. Осуществление и совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, принимающих ответственные решения на областном и муниципальном уровнях, руководителей организаций и специалистов (за счет собственных средств), непосредственно связанных с природопользованием и осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, а также преподавателей образовательных учреждений всех уровней должно составлять неотъемлемую часть процесса экологического образования.
4.4. Экологическое просвещение и информирование населения области
Экологическое просвещение и информирование населения является неотъемлемой частью структуры экологического образовательного пространства и осуществляется на территории области через деятельность СМИ, учреждений культуры (музеев, библиотек, культурно-досуговых учреждений), особо охраняемых природных территорий федерального значения, учреждений искусства и отдыха, спорта и туризма, природных и историко-архитектурных комплексов, научных и общественных организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды.
СМИ играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, выступая не только самостоятельным субъектом, но и выполняя функцию общественного посредника между представителями государственной власти, бизнес-структурами, общественными организациями и населением. По мере того, как общество начинает осознавать важность и сложность экологических проблем, культурообразующая, воспитательная функция СМИ с каждым годом становится все актуальнее. СМИ обладают реальной способностью формирования общественного мнения в защиту окружающей среды. Вместе с тем СМИ должны не только оперативно реагировать на случившиеся происшествия, но и прилагать все усилия для того, чтобы не допустить подобного в будущем, выступать организатором активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны окружающей среды, способствовать формированию экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. В этой работе должны быть задействованы центральные, областные и районные СМИ.
В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, в число основных задач которых входит эколого-просветительская деятельность. Разработка и реализация просветительских программ на базе Дарвинского государственного природного биосферного заповедника и национального парка "Русский Север" с учетом их природных особенностей и опыта научно-информационной деятельности способствуют расширению знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитию бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечению широких слоев населения в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность, заинтересованности и готовности населения участвовать в решении экологических проблем.
4.5. Библиотеки, музеи и культурно-досуговые учреждения в системе экологического воспитания и просвещения населения области
Деятельность учреждений культуры области в сфере экологического образования и просвещения населения как часть их профессиональной деятельности направлена на:
соблюдение права гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
оказание содействия в деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
оказание содействия в активизации участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Деятельность учреждений культуры в области экологического образования и просвещения населения осуществляется во взаимодействии с учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды: научными и образовательными учреждениями, природоохранными территориями и организациями, СМИ, участниками общественного экологического движения и другими.
Библиотеки обеспечивают доступ пользователей к информационным ресурсам по экологии и охране окружающей среды собственной генерации, своих партнеров по региональным библиотечным консорциумам, баз данных международных информационных центров, а также сами создают информационные продукты: тематические подборки (пресс-клиппинг) материалов, экологические дайджесты, специализированные справочники-путеводители, фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам.
Отделы природы краеведческих музеев, музеи природы - это важнейшее звено в экологическом воспитании и просвещении населения, которое позволяет донести до самого широкого круга посетителей достоверную информацию о природе области, природных процессах и явлениях на нашей территории, современных экологических проблемах и путях их решения.
4.6. Участие общества и общественных организаций в системе экологического воспитания и просвещения населения области
Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру детей. Экологическое воспитание в семье заключается в формировании такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формировании основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитании принципов взаимодействия с окружающим миром.
Особая роль в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития области отводится общественным организациям, способствующим формированию и развитию общественного экологического движения, становлению его как позитивной социальной силы общества. Участие общественных организаций в обсуждении проектов, потенциально опасных для окружающей среды, в принятии управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности региона, в организации общественного контроля за соблюдением природоохранного законодательства, в реализации конкретных природоохранных массовых мероприятий и акций гарантирует привлечение широкой общественности к активной экологической деятельности и практическому выполнению экологических программ, формированию общественного мнения в защиту окружающей среды.
5. Механизм управления и координации действий по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области
5.1. Необходимые условия реализации региональной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения населения
В целях реализации региональной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения населения необходимо обеспечить:
широкое распространение и пропаганду устойчивого развития как стратегии коэволюционного развития человека в гармонии с природой;
создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
экологическую подготовку и переподготовку педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
включение вопросов экологического образования, воспитания и просвещения в региональные и местные программы развития территорий;
конкурсную целевую государственную поддержку структур, осуществляющих экологическое образование, воспитание и просвещение;
развитие системы экологической подготовки лиц, принимающих решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышение квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;
повышение информированности деловых кругов в области природоохранного законодательства, рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления;
поддержку производства и публикации материалов по вопросам экологии в СМИ.
Постановлением Правительства Вологодской области от 24 августа 2015 г. N 698 в подраздел 5.2 раздела 5 настоящей Концепции внесены изменения
5.2. Контроль за реализацией Концепции
Управление системой непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения осуществляется на областном уровне Правительством области, Департаментом образования области, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, Департаментом культуры и туризма Вологодской области на принципах координации. Координационным органом выступает межведомственный координационный Совет по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Вологодской области (далее - Совет). Деятельность Совета осуществляется на основе ежегодных планов работы. Отчеты о деятельности Совета и о ходе реализации Концепции освещаются в ежегодном докладе о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области и в СМИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 6 декабря 2011 г. N 1514 "О Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 9 декабря 2011 г. N 233
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 24 августа 2015 г. N 698
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления