Решение Вологодской городской Думы
от 28 июня 2012 г. N 1196
"Об утверждении отчета о деятельности Контрольно-счётной палаты города Вологды в 2011 году"
Решением Вологодской городской Думы от 30 октября 2014 г. N 34 настоящее решение признано утратившим силу
Рассмотрев представленный Контрольно-счетной палатой города Вологды отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Вологды в 2011 году, на основании статей 31, 32, 45 Устава муниципального образования "Город Вологда" Вологодская городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемый отчет Контрольно-счетной палаты города Вологды о деятельности Контрольно-счетной палаты города Вологды в 2011 году.
2. Настоящее решение подлежит опубликованию в газете "Вологодские новости" и размещению на официальном сайте Вологодской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель |
И.В. Степанов |
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты города Вологды в 2011 году
1. Вводные положения
Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Вологды в 2011 году (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статей 21, 32 Устава муниципального образования "Город Вологда" и пункта 21.2 Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2011 года N 759.
2. Полномочия Контрольно-счетной палаты
Полномочия Контрольно-счетной палаты города Вологды (далее - Контрольно-счетная палата) определены Бюджетным кодексом РФ, федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом муниципального образования "Город Вологда", Положением о Контрольно-счетной палате города Вологды и Положением о бюджетном процессе в городе Вологде.
Контрольно-счетная палата в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Вологда" является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля и осуществляет следующие основные полномочия:
- контроль за исполнением бюджета города Вологды;
- экспертизу проектов бюджета города Вологды;
- внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета города Вологды;
- организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города Вологды, а также средств, получаемых бюджетом города Вологды из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Вологда", в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию "Город Вологда".
Полномочия Контрольно-счетной палаты по осуществлению внешнего финансового контроля распространяются на все органы местного самоуправления, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципального образования "Город Вологда", а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального образования "Город Вологда". На деятельность иных организаций контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета города, предоставивших указанные средства.
Контрольно-счетная палата осуществляет возложенные на нее полномочия по внешнему муниципальному финансовому контролю в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В 2011 году Контрольно-счетная палата одновременно осуществляла контроль бюджета города на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (на стадии рассмотрения и утверждения), на 2011 год (текущее исполнение) и за 2010 год (исполнение за отчетный финансовый год).
Комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках контроля за исполнением бюджета города, существенно дополнялся тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проведенными в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты, по поручениям Председателя Вологодской городской Думы.
Результаты контроля исполнения бюджета, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отражены соответственно в разделах 4 и 5 Отчета, общая информация об итогах работы Контрольно-счетной палаты за 2011 год - в разделе 3 и приложении к настоящему Отчету.
3. Основные направления и итоги деятельности Контрольно-счетной палаты в 2011 году
Деятельность Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде была направлена на обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, выявление и предотвращение причин нарушений и злоупотреблений при использовании средств бюджета города и муниципальной собственности; обеспечение Вологодской городской Думы объективной и независимой информацией об исполнении бюджета города.
В 2011 году Контрольно-счетная палата осуществляла контрольную и экспертно-аналитическую работу на основании плана работы, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 27 декабря 2010 года N 543, квартальных планов, поручений Председателя Вологодской городской Думы.
В отчетном периоде усилия Контрольно-счетной палаты были сосредоточены на оценке результативности исполнения бюджетных полномочий администраторов доходов бюджета города, главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Комплекс контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в 2011 году, включал проверки администрирования доходов бюджета города и эффективности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение безопасности и проведение ремонтов в образовательных учреждениях; реконструкцию и строительство школьных стадионов, спортивных сооружений; капитальный ремонт автомобильных дорог, ремонт улично-дорожной сети и содержание территорий города; снос жилых домов; приобретение дорогостоящего медицинского оборудования.
В сфере управления муниципальным имуществом проведена проверка по вопросам соблюдения порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Отдельной задачей являлся дальнейший контроль за выполнением представлений, вынесенных по результатам проверок, проведенных в предыдущие годы.
В отчетном году Контрольно-счетная палата подготовила 15 заключений на проекты решений Вологодской городской Думы, а также заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2010 год, 3 аналитические записки о ходе исполнения бюджета в 2011 году. Специалисты Контрольно-счетной палаты приняли участие в рассмотрении проектов решений на заседаниях постоянных комитетов Вологодской городской Думы.
В 2011 году проведено 10 контрольных мероприятий, которыми охвачено 35 организаций и структурных подразделений Администрации города Вологды, из них 13 проверены камерально. В ходе контрольных мероприятий проведено 49 обследований объектов муниципального имущества. По результатам проведенных в отчетном году контрольных мероприятий составлено 20 актов проверок, 2 аналитические справки, 15 актов осмотра (обследования), 13 заключений, 9 отчетов.
Динамика количества проведенных Контрольно-счетной палатой экспертно-аналитических и контрольных мероприятий за 2007 - 2011 годы приведена на диаграмме N 1.
Диаграмма N 1
Всего в 2011 году проверено расходование бюджетных средств в объеме 341,3 млн. рублей, поступление доходов бюджета города в объеме 325,2 млн. рублей. Динамика объема проверенных расходов бюджета города за 2007 - 2011 годы представлена на диаграмме N 2.
Диаграмма N 2
Кроме того, проверена достоверность отражения в бюджетной отчетности администраторов средств бюджета города за 2010 год: доходов в объеме 2934,1 млн. рублей, расходов - 5069,3 млн. рублей.
В 2011 году в результате экспертно-аналитической работы выявлены нарушения на сумму 2948,5 млн. рублей, из них устранены - в размере 2808,2 млн. рублей. Наибольшая доля нарушений связана с несоблюдением требований бюджетной классификации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления при планировании и исполнении расходов (2542,8 млн. рублей, или 86,2% от общей суммы выявленных нарушений).
В ходе контрольных мероприятий в отчетном году установлены нарушения и недостатки в общем объеме на 408,9 млн. рублей, из них нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств - 5,9 млн. рублей и неэффективные расходы - 2,9 млн. рублей.
Нарушения в сфере муниципальной собственности (неэффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом) составили 22,2 млн. рублей, нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности - 145,7 млн. рублей, неисполнение требований Бюджетного кодекса РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления - 199,5 млн. рублей, прочие нарушения и недостатки - 2,8 млн. рублей. Недополучено доходов бюджета в связи с нарушениями при их администрировании в объеме 29,9 млн. рублей.
Нарушения отражены в актах и отчетах, которые представлены Вологодской городской Думе и Главе города Вологды, а также истребованы прокуратурой города Вологды. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены на заседаниях постоянных комитетов Вологодской городской Думы.
По итогам проведенных мероприятий в 2011 году направлено 15 представлений и 14 писем с предложениями по устранению нарушений. Динамика количества направленных представлений за 2007 - 2011 годы приведена на диаграмме N 3.
Диаграмма N 3
По предложениям Контрольно-счетной палаты, в том числе внесенным в предыдущие периоды, в 2011 году восстановлены в бюджет города и на счета муниципальных учреждений и предприятий нецелевые и неэффективные расходы в размере 7,5 млн. рублей, из них поступило в бюджет города 4,0 млн. рублей, доначислены доходы и предъявлены иски на сумму 1,4 млн. рублей, из них поступили в бюджет города доходы в сумме 0,4 млн. рублей. Кроме того, устранены нарушения требований Бюджетного кодекса РФ при расходовании средств в объеме 162,4 млн. рублей, поставлено на учет муниципальное имущество стоимостью 79,6 млн. рублей, устранены искажения в учете и отчетности на сумму 35,5 млн. рублей. Внесены изменения в три нормативных правовых акта и один приказ. За допущенные нарушения один специалист получил дисциплинарное взыскание. На момент подготовки Отчета финансовая оценка исполненных предложений составила 285,3 млн. рублей, или 93,8% от суммы нарушений, предложенных к устранению (304,3 млн. рублей), и 70,0% от выявленного объема нарушений и недостатков.
Материалы проведенной Контрольно-счетной палатой в 2011 году проверки соблюдения Администрацией города Вологды установленного порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений послужили основанием для возбуждения 09 ноября 2011 года уголовного дела по части 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ.
Материалы проверки законности и эффективности расходования средств бюджета города на снос жилых домов за 2009 - 2010 годы направлены прокуратурой города в УМВД по городу Вологде для решения вопроса об уголовном преследовании.
На момент подготовки Отчета поступила информация о возбуждении 13 апреля 2012 года уголовного дела по части 3 статьи 159 Уголовного кодекса РФ по материалам проведенной Контрольно-счетной палатой в 2010 году проверки исполнения условий муниципальных контрактов и целевого расходования средств бюджета города, направленных на строительство муниципальных жилых домов и инженерных сетей к ним.
4. Контроль исполнения бюджета города
В 2011 году Контрольно-счетной палатой осуществлен необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий для подготовки заключений на проект бюджета города на 2012 - 2014 годы и отчет об исполнении бюджета города за 2010 год, а также ежеквартальных аналитических записок о ходе исполнения бюджета города в 2011 году. Для реализации этих задач проведено 14 экспертно-аналитических мероприятий и 1 контрольное мероприятие.
В соответствии с планом работы в установленные бюджетным процессом сроки проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета города за 2010 год. Проверена бюджетная отчетность 13 главных администраторов бюджетных средств, которые являлись администраторами доходов бюджета города в объеме 2934,2 млн. рублей, а также распорядителями (получателями) бюджетных средств в объеме 5069,3 млн. рублей. Проведена 1 встречная проверка в МУ "Градостроительный центр города Вологды". По результатам проверок составлено 13 заключений, 1 акт, направлено руководителям организаций 3 представления и 1 письмо с предложениями по устранению выявленных нарушений.
Результаты проверки отражены в заключении на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2010 год, которое направлено в Вологодскую городскую Думу и Главе города, рассмотрено всеми постоянными комитетами Вологодской городской Думы.
Проверкой бюджетной отчетности Департамента городского хозяйства Администрации города установлено завышение объема незавершенных капитальных вложений на 55,6 млн. рублей, что повлекло искажение указанного показателя консолидированного баланса бюджета города.
Анализ результатов деятельности главных распорядителей бюджетных средств за 2010 год выявил ряд нарушений статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) и формирования муниципального задания учредителя для муниципальных автономных учреждений на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением Главы города от 27 октября 2008 года N 6335. Эти нарушения привели к тому, что цели формирования муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) в 2010 году в полной мере не достигнуты: в отдельных случаях расходы на содержание учреждений планировались исходя не из объемов оказываемых ими услуг и норматива финансовых затрат, а из необходимости содержания существующей сети, не прослеживалась взаимосвязь между планированием бюджетных ассигнований на оказание услуг и существующей потребностью в этих услугах, не корректировались задания на оказание муниципальных услуг при изменении состава муниципального имущества, переданного учреждениям в оперативное управление, изменении бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности учреждений. При выделении субсидий муниципальным автономным учреждениям допускались нарушения условий соглашений о финансовом обеспечении выполнения муниципальных заданий; итоги и качество выполнения муниципальных заданий не учитывались; имелись факты доведения заданий на сумму, превышающую объем субсидий, предусмотренный в бюджете города на 2010 год, и фактического выделения субсидий, не предусмотренных в бюджете города на 2010 год. Задание на оказание муниципальных услуг МАУ "Универсальный спортивный комплекс "Вологда" не выполнено, перечисленная субсидия в размере 280,0 тыс. рублей использована незаконно.
Встречной проверкой в МУ "Градостроительный центр города Вологды" был установлен факт ввода универсального спортивного комплекса по ул. Конева с нарушением пункта 4 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ. При отсутствии акта приемки законченного строительством объекта и полной сформированной стоимости по нему 24 декабря 2010 года Администрацией города выдано разрешение на ввод в эксплуатацию спорткомплекса стоимостью 553,4 млн. рублей, при фактически принятых работах по состоянию на 01 января 2011 года в объеме 381,8 млн. рублей.
По результатам внешней проверки Администрацией города в 2011 - 2012 годах поставлена на учет автодорога в селе Молочное стоимостью 37,0 млн. рублей, МАУ "Универсальный спортивный комплекс "Вологда" возвращена незаконно использованная субсидия в размере 130,0 тыс. рублей. Работы по строительству универсального спортивного комплекса по ул. Конева приняты в полном объеме, но до настоящего времени не переданы Департаменту имущественных отношений Администрации города для отражения полной стоимости объекта в реестре муниципальной собственности.
В связи с ежегодным ростом (более чем на 50%) задолженности по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, одновременно с внешней проверкой проведена проверка исполнения в 2010 году Департаментом земельных отношений Вологодской области бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом РФ, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной исполнительной власти области и иных участников бюджетного процесса. Проверка проводилась одновременно со специалистами Контрольно-счетной палаты Вологодской области.
Задолженность по арендной плате по состоянию на 01 января 2011 года составляла 161,5 млн. рублей, в том числе в доле бюджета города - 129,2 млн. рублей. Долги имелись по 1317 договорам аренды (42,4% к их общему количеству). Практически каждый третий рубль из начисленной в 2010 году арендной платы остался невзысканным.
Принимаемых мер по обеспечению поступления текущих платежей и ликвидации задолженности было явно недостаточно. За 2010 год подготовлены документы для обращения в суд по 58 договорам аренды на сумму задолженности 23,1 млн. рублей, что составило 23,5% от суммы задолженности на начало года. Не в полной мере отстаивались заявленные требования, допускались пропуски сроков исковой давности и сроков для заявления требований о включении в реестр требований. Не проведена была исковая работа в отношении 75,0% задолженности, сложившейся на 01 января 2011 года.
Проверкой установлено, что за четыре года исполнения полномочий Департамент земельных отношений совместно с Администрацией города не выверил суммы переданной задолженности и переплаты по арендной плате. Указанная задолженность в сумме 31,1 млн. рублей, в том числе в доле бюджета города 24,9 млн. рублей, в бухгалтерском учете Департамента земельных отношений не отражалась, что вело к искажению показателей бюджетной отчетности.
Кроме того, была не обеспечена достоверность отражения в бухгалтерском учете начисленных доходов и задолженности по доходам, дебиторская задолженность по доходам на конец года занижена на 2,6 млн. рублей. Инвентаризация расчетов с дебиторами по доходам перед составлением годовой бюджетной отчетности не проводилась, не учитывались изменения, произошедшие в составе собственников недвижимости, расположенной на земельном участке. Допускались факты двойного начисления арендной платы за один и тот же земельный участок. Не в полном объеме начислялись пени за несвоевременное внесение арендных платежей, не отслеживалась информация о реорганизации юридических лиц, являющихся арендаторами, не во всех случаях предъявлялась плата за фактическое пользование земельными участками.
Результаты проверки были рассмотрены на совещании, проведенном в Контрольно-счетной палате, с приглашением представителей Контрольно-счетной палаты Вологодской области и Департамента земельных отношений.
Для устранения нарушений и недостатков Департаментом земельных отношений составлен план мероприятий, проведена инвентаризация договоров аренды, направлено 13 исковых заявлений о взыскании 1375,9 тыс. рублей за фактическое пользование земельным участком, из которых поступило в бюджет 438,8 тыс. рублей, взыскано пени 3,8 тыс. рублей. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, задолженность по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, продолжает увеличиваться: за 2011 год выросла на 49,9 млн. рублей (39,4%) и по состоянию на 01.01.2012 составила 176,6 млн. рублей, из которых 26,7 млн. рублей (15,1%) - просроченная (нереальная к взысканию).
В рамках оперативного контроля исполнения бюджета города анализировалась информация о ходе исполнения бюджета, о реализации принятых проектов и программ, публичных нормативных обязательств. Выводы и предложения нашли отражение в аналитических записках об исполнении бюджета за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2011 года. Аналитические записки направлены в Вологодскую городскую Думу и Главе города Вологды, рассмотрены на заседаниях постоянных комитетов Вологодской городской Думы.
В 2011 году сохраняла актуальность проблема качества планирования расходов бюджета города. По инициативе Администрации города Вологодской городской Думой было принято 11 решений (два из них на внеочередной сессии), изменяющих и дополняющих показатели бюджета. По поручению Председателя Вологодской городской Думы Контрольно-счетной палатой подготовлено 8 заключений на проекты решений Вологодской городской Думы по внесению изменений и дополнений в бюджет города. По предложениям Контрольно-счетной палаты сокращены излишне запланированные расходы в сумме 9,6 млн. рублей; устранены нарушения Указаний о применении бюджетной классификации РФ при расходовании бюджетных средств в сумме 15,6 млн. рублей, Бюджетного кодекса РФ в сумме 13,1 млн. рублей, недостатки и несоответствия при внесении поправок в текстовую часть и приложения к бюджету в сумме 11,8 млн. рублей. Следует отметить, что по-прежнему проекты, изменяющие показатели бюджета, поступали в Контрольно-счетную палату с нарушением регламентных сроков, на анализ вносимых поправок и подготовку заключения приходилось от 1 до 3 дней, что не позволяло провести их экспертизу в необходимом объеме.
В ноябре 2011 года проведен анализ показателей проекта бюджета города Вологды на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, подготовлено заключение на проект решения Вологодской городской Думы "О бюджете города Вологды на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов". В ходе экспертизы проекта была дана оценка реалистичности бюджетных проектировок по всем доходным источникам и по основным разделам классификации расходов, проверено соблюдение предусмотренных бюджетным законодательством предельных объемов и ограничений.
В заключении отмечено, что характерными особенностями проекта бюджета являются: предельный объем дефицита бюджета в течение всего планового периода; увеличение объемов заимствований и зависимости от кредитов коммерческих банков; рост муниципального долга и расходов на его обслуживание.
При таких условиях увеличиваются риски обеспечения сбалансированности бюджета города, поскольку в случае сохранения сложившихся пропорций с доходами и расходами бюджета или срыва исполнения доходных источников, спрогнозированных на пределе возможностей, покрытие дефицита бюджета или кассовых разрывов будет в основном осуществляться за счет дальнейшего наращивания заимствований. Вместе с тем, инвентаризация и систематизация действующих льгот могли бы содействовать сокращению выпадающих доходов бюджета, а система мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усиление контроля за использованием бюджетных средств, позволила бы более рационально расходовать имеющиеся средства.
В ходе экспертизы было установлено несоблюдение требований отдельных положений Бюджетного кодекса РФ и Указаний о применении бюджетной классификации РФ при планировании бюджетных ассигнований в сумме свыше 1,0 млрд. рублей расходов бюджета города 2012 года и более 1,5 млрд. рублей расходов бюджета планового периода.
При планировании предельного объема муниципальных заимствований на 2014 год не соблюдены требования статьи 106 Бюджетного кодекса РФ: объем привлекаемых кредитов превысил сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств на 9,7 млн. рублей. В плановом периоде завышен размер расходов на обслуживание муниципального долга на 13,2 млн. рублей.
Заключение Контрольно-счетной палаты, в котором даны предложения по устранению нарушений действующего законодательства, было направлено в Вологодскую городскую Думу и Главе города, рассмотрено всеми постоянными комитетами Вологодской городской Думы. Предложения по устранению ошибок в планировании расходов и применении бюджетной классификации, а также завышение предельного объема муниципальных заимствований Администрацией города учтены на стадии рассмотрения проекта.
По поручению Председателя Вологодской городской Думы проведена экспертиза проекта решения "О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в городе Вологде", подготовлено заключение. Предложение Контрольно-счетной палаты о сохранении в числе документов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете, инвестиционных проектов учтено при принятии решения.
В рамках последующего контроля в течение отчетного года Контрольно-счетной палатой проведены следующие тематические документальные проверки:
- законности и эффективности расходования средств бюджета города, направленных на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования в рамках городской целевой программы "Мероприятия по обеспечению реализации национального проекта "Здоровье" на 2009 - 2013 годы";
- поступления доходов от платных услуг муниципальных учреждений здравоохранения и расходования ими средств, выделяемых при условии выполнения задания на оказание муниципальных услуг на платной основе;
- выполнения мероприятий городской целевой программы "Школьный стадион", целевого и эффективного расходования средств на их реализацию;
- выполнения мероприятий городской целевой программы "Комплексная безопасность и мероприятия по проведению ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда" на 2010 - 2015 годы", целевого и эффективного расходования средств на их реализацию;
- исполнения условий муниципальных контрактов и целевого расходования средств бюджета города, направленных на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция спортивного сооружения по ул. Беляева, 13 "б";
- законности и эффективности расходования средств бюджета города на снос жилых домов;
- законности и эффективности расходования средств бюджета города на капитальный ремонт автомобильных дорог, ремонт улично-дорожной сети и содержание территорий городского округа.
Проверками установлены факты завышения объемов и стоимости выполненных работ, неисполнения договорных обязательств, недостоверности отчетных данных, слабой проработки конкурсной документации при размещении муниципального заказа, нарушения требований федеральных законов "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О защите конкуренции", недостатки в администрировании доходов.
Проверкой законности и эффективности расходования средств бюджета города, направленных на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования в рамках городской целевой программы "Мероприятия по обеспечению реализации национального проекта "Здоровье" на 2009 - 2013 годы" установлено, что в рамках данной программы в 2010 году приобретено дорогостоящее лечебно-диагностическое оборудование для двух муниципальных учреждений здравоохранения на сумму 54,1 млн. рублей (МУЗ "Детская городская поликлиника N 1" - 4,4 млн. рублей, МУЗ "Вологодская городская больница N 1" - 49,7 млн. рублей, из них ангиографическая система - 44,3 млн. рублей). Все приобретенное оборудование принято к учету, отражено в реестре объектов муниципальной собственности. Фактов незаконного расходования бюджетных средств проверкой не выявлено.
Ангиографическая система введена в эксплуатацию 01 декабря 2010 года. Для ее установки потребовалась подготовка помещений МУЗ "Вологодская городская больница N 1", заказчиком ремонтных работ являлся МУ "Градостроительный центр города Вологды". Проектно-сметная документация по ремонту помещений к моменту начала монтажа оборудования не была согласована в установленном порядке с Ростехнадзором, согласование получено только в январе 2011 года (после завершения ремонтных работ). В 2011 году для устранения замечаний Ростехнадзора потребовалась разработка нового инвестиционного проекта, на реализацию которого в бюджете города на 2011 год были предусмотрены дополнительные средства в сумме 0,4 млн. рублей. Разрешение Северного управления Ростехнадзора на допуск оборудования в эксплуатацию получено только 21 июля 2011 года, т.е. по истечении трети 24-месячного гарантийного срока.
Проверкой поступления доходов от платных услуг муниципальных учреждений здравоохранения и расходования ими средств, выделяемых при условии выполнения задания на оказание муниципальных услуг на платной основе, в МУЗ "Вологодская городская поликлиника N 1" установлено, что учреждением оказывались платные медицинские услуги, не предусмотренные в разрешении Управления здравоохранения Администрации города от 05 мая 2009 года N 1; допускались факты нарушения отдельных положений Административного регламента по предоставлению муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) на платной основе, муниципальными учреждениями здравоохранения муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением Главы города от 30 июля 2009 года N 3918, Методических указаний по расчету тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений города Вологды, за исключением организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Главы города от 18 апреля 2007 года N 1650, Порядка ведения реестра объектов муниципальной собственности города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 12 декабря 2007 года N 643.
Управлением здравоохранения Администрации города, как главным распорядителем бюджетных средств, в нарушение требований Порядка предоставления средств из бюджета города Вологды при выполнении условий и доведения до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, утвержденного постановлением Главы города от 11 февраля 2008 года N 464, не установлена форма задания на оказание муниципальных услуг, оказываемых на платной основе; до подведомственных учреждений не доведено задание на оказание муниципальных услуг на платной основе на 2010 - 2011 годы; в нарушение пункта 2 статьи 74 Бюджетного кодекса РФ не осуществлялся контроль за соблюдением условия предоставления средств из бюджета, не обеспечен контроль за полным возмещением затрат по содержанию муниципального имущества, понесенных учреждениями при оказании платных медицинских услуг. По результатам исполнения вынесенных Контрольно-счетной палатой представлений в 2011 - 2012 годах возмещены расходы бюджета города на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества за счет доходов от платной деятельности в сумме 1,9 млн. рублей.
Проверка выполнения мероприятий городской целевой программы "Школьный стадион", целевого и эффективного расходования средств на их реализацию нецелевого расходования бюджетных средств не выявила.
В ходе проверки установлено нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, несоблюдение отдельных требований Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденного постановлением Главы города от 12 декабря 2007 года N 5868, в части срока утверждения программы, определения ресурсов, необходимых для реализации каждого мероприятия программы. В программе предусмотрено строительство новых объектов (хоккейных кортов и скейт-площадок), при этом в бюджете города на 2011 год бюджетные ассигнования на реализацию программы в виде бюджетных инвестиций не были выделены.
Управлением образования Администрации города, как главным распорядителем средств бюджета, не соблюдались сроки доведения до подведомственных получателей уведомлений о лимитах бюджетных обязательств, установленные Порядком исполнения бюджета города Вологды, утвержденным постановлением Главы города от 18 декабря 2007 года N 6000; не сформирован план мероприятий по проведению ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях на 2011 год, предусмотренный Положением о порядке проведения ремонтных работ зданий и сооружений муниципальных учреждений муниципального образования "Город Вологда", утвержденным постановлением Администрации города от 04 июля 2011 года N 3661.
Муниципальными учреждениями образования допускались нарушения статьи 162 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ (заключены договоры на приобретение оборудования и проведение работ при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств), пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (заключены договоры на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ в течение квартала на сумму, превышающую 100,0 тыс. рублей).
По результатам проверки направлены представления в адрес Управления образования Администрации города и директора МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4". Необходимые изменения внесены в программу постановлением Администрации города от 18 мая 2012 года N 2793.
Проверкой выполнения мероприятий городской целевой программы "Комплексная безопасность и мероприятия по проведению ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда" на 2010 - 2015 годы", целевого и эффективного расходования средств на их реализацию в Управлении образования Администрации города установлены нарушения утвержденного постановлением Главы города от 12 декабря 2007 года N 5868 Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ в части формулировок целей, задач программы, определения целевых показателей. Планы реализации программы на каждый год, утверждаемые Управлением образования, и фактическое их исполнение не соответствовали утвержденной программе в разрезе объемов финансирования основных мероприятий. Управлением образования Администрации города не соблюдались сроки доведения до подведомственных получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, установленные Порядком исполнения бюджета города Вологды, утвержденным постановлением Главы города от 18 декабря 2007 года N 6000. Выявлены факты нарушения пункта 2 статьи 179 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ в части срока утверждения программы и заключения договоров при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на программу, а также пункта 14 части 2 статьи 55 федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части заключения договоров с единственными подрядчиками на выполнение в течение квартала одноименных работ на сумму, превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
Проверкой в МУ "Градостроительный центр города Вологды" установлено нарушение подрядчиками сроков завершения работ по перепрофилированию здания под размещение детского сада по адресу 1 мкр. ГПЗ-23, д. 35 (в сентябре введена в эксплуатацию 1 очередь). Работы по перепрофилированию здания для размещения детского сада осуществлялись подрядчиком ЗАО "ЖелДорСтрой" в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на протяжении почти 5 месяцев без разрешения на строительство, при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы на проект.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков постановлениями Администрации города от 08 ноября 2011 года N 6694 и от 30 декабря 2011 года N 8147 внесены изменения в городскую целевую программу "Комплексная безопасность и мероприятия по проведению ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда" на 2010 - 2015 годы", МКУ "Градостроительный центр города Вологды" направлены претензии, исковые заявления о взыскании 44,1 тыс. рублей с подрядчиков, нарушивших сроки завершения работ.
Проверкой исполнения условий муниципальных контрактов и целевого расходования средств бюджета города, направленных на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция спортивного сооружения по ул. Беляева, 13 "б" установлено, что контракт на выполнение работ по реконструкции заключен МУ "Градостроительный центр города Вологды" с подрядчиком (ООО "РС Гросстрой") в нарушение пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ с превышением на момент заключения предела бюджетных обязательств и при отсутствии бюджетных ассигнований непосредственно на выполнение работ по реконструкции сооружения.
После реконструкции сооружение 24 января 2011 года по акту передано подрядчиком МУ физкультуры и спорта "Спорт-Центр" для использования. При этом право муниципальной собственности на сооружение не зарегистрировано, капитальные вложения заказчиком МУ "Градостроительный центр города Вологды" пользователю сооружения МУ физкультуры и спорта "Спорт-Центр" не переданы, стоимость имущества на сумму произведенных затрат в размере 4852,1 тыс. рублей не увеличена.
Выявленные недостатки по результатам проверки Администрацией города устранены.
Проверкой законности и эффективности расходования средств бюджета города на снос жилых домов за 2009 - 2010 годы в Департаменте городского хозяйства и МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды" установлены факты незаконного и неэффективного использования бюджетных средств, завышения объемов выполненных работ. По результатам контрольного мероприятия составлено 2 акта проверки, 1 акт встречной проверки и 1 акт осмотра (обследования) 35 территорий после сноса домов.
Порядок сноса обгоревших и разрушенных муниципальных домов в городе Вологде в проверяемом периоде регулировался Положением, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 16 мая 2002 года N 478. В нарушение пункта 2 данного Положения средства на работы по сносу домов отдельной строкой в бюджете города в 2009 и 2010 году не выделялись. Расчеты потребности в бюджетных средствах на снос домов к проектам бюджетов не представлялись.
Сметная документация на выполнение работ по сносу домов составлялась, как правило, по данным технических паспортов, фактическое состояние зданий при формировании смет и определении первоначальной цены аукционов (котировок) не учитывалось, хотя подлежащие сносу дома были частично разрушены, повреждены при пожарах. В сметах на разборку домов стоимость разгрузочных работ при автомобильных перевозках дров, подлежащих утилизации, завышена в 4 раза, в результате неэффективные расходы бюджета города составили 0,2 млн. рублей.
Согласно сметным расчетам, дрова и другие отходы от сноса домов в полном объеме должны были быть утилизированы. Расходы на утилизацию строительного мусора и дров составили 29% от общего объема затрат на снос домов. Доходы от реализации дров сметами не предусматривались, при этом они могли бы составить 1,7 млн. рублей, исходя из расчета цены реализации дров (отходов) 200,0 рублей за куб. метр.
При выполнении работ по сносу домов подрядчики обязаны были вывезти и сдать в утилизацию на полигон за два года строительный мусор и дрова в общем объеме 31,4 тыс. м3, затратив на это 3,8 млн. рублей. Встречная проверка в ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" показала, что на полигон поступило всего 3,9 тыс. м3 мусора и дров (затраты 0,5 млн. рублей). Таким образом, подрядчиками в 2009 и 2010 годах необоснованно предъявлено, а Департаментом городского хозяйства и МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды" оплачено невыполненных работ по сдаче в утилизацию строительного мусора и дров на полигон в объеме 27,5 тыс. м3 на сумму 3,4 млн. рублей (с НДС). МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды" в период проверки восстановило в доход бюджета города необоснованно израсходованную сумму в полном объеме, в размере 1,8 млн. рублей. В ходе проверки в МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды" установлены факты принятия автономным учреждением от ООО "Омега" в подтверждение выполнения работ недостоверных справок в количестве 15 штук на прием ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" строительного мусора в объеме 15,8 тыс. м3. Кроме того, принят у ООО "Омега" и оплачен за счет субсидии сверхнормативный объем строительного песка при сносе трех домов в сумме 0,1 млн. рублей с НДС.
Установлен факт заключения и оплаты Департаментом городского хозяйства в 2009 году муниципальных контрактов на снос 4 домов на общую сумму 0,3 млн. рублей, отсутствие которых в натуре было установлено еще в ходе инвентаризации имущества, проведенной специалистами Комитета ЖКХиТ в апреле 2008 года.
Установлено нарушение сроков завершения работ по муниципальному контракту N 94 от 09 декабря 2009 года по разборке дома по ул. Ново-Архангельское шоссе,18 на 7 дней. С правом требования штрафной неустойки, предусмотренной пунктами 6.3 и 6.4 контракта, заказчик к подрядчику не обратился.
Для устранения нарушений направлены 2 представления. Проведено совещание с представителями Департамента городского хозяйства.
Материалы проверки направлены в прокуратуру города Вологды и в ОЭБ ИПК УМВД России по г. Вологде.
Предложения Контрольно-счетной палаты по результатам проверки выполнены частично:
- перечислено в бюджет города 1987,4 тыс. рублей, в том числе МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды" возвращена необоснованно израсходованная субсидия на оплату невыполненных работ - 1843,7 тыс. рублей, ООО "Дорсервис-4" за невыполненный объем работ - 89,7 тыс. рублей;
- подрядчиком ООО "Омега" возвращены на расчетный счет МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды" 152,0 тыс. рублей из 2056,1 тыс. рублей, предусмотренных мировым соглашением от 19 октября 2011 года. По заявлению МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды" Отделом судебных приставов по г. Вологде N.1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области УФССП России по Вологодской области возбуждено исполнительное производство в отношении должника ООО "Омега" в пользу автономного учреждения по взысканию задолженности в сумме 2056,2 тыс. рублей (постановление от 03 февраля 2012 года);
- в качестве компенсации за необоснованно предъявленный объем работ по сносу здания ЗАО "ЭЛЛИ" выполнило проектно-сметную документацию на установку регуляторов температуры на 8 жилых домах, что позволило сэкономить 104,3 тыс. рублей;
- поступили штрафы за нарушение сроков выполнения работ в сумме 1,1 тыс. рублей (на счет автономного учреждения - 0,3 тыс. рублей, Департамента городского хозяйства - 0,8 тыс. рублей).
Департаментом городского хозяйства только через год после проведения проверки направлены три исковых заявления в Арбитражный суд Вологодской области о взыскании необоснованно полученных средств за невыполненные работы по сдаче строительного мусора (дров) с ООО "КАНАБИ ПЛЮС" - 35,9 тыс. рублей, ООО "Кровля" - 155,0 тыс. рублей, ООО "СтройСервис" - 126,2 тыс. рублей. В настоящее время исковые требования рассмотрены, по одному получен отказ (ООО "Кровля").
Внесены изменения в Положение о порядке сноса обгоревших и разрушенных муниципальных жилых домов, утвержденное решением Вологодской городской Думы от 16 мая 2002 года N 478.
Проверкой законности и эффективности расходования средств бюджета города на капитальный ремонт автомобильных дорог, ремонт улично-дорожной сети и содержание территорий городского округа в Департаменте городского хозяйства установлены нарушения Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденного постановлением Главы города от 12 декабря 2007 года N 5868 (в части формулировок целей, задач программы, определения целевых показателей). В нарушение пункта 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ установлены факты несвоевременного утверждения городских программ. Изменения, дополнения в технические паспорта автомобильных дорог в связи с проведенными ремонтами улично-дорожной сети (тротуаров) и изменениями зеленых насаждений (сносом деревьев) и газонов на момент проверки внесены не были.
Предложения Контрольно-счетной палаты по итогам проверки Департаментом городского хозяйства выполнены, по состоянию на 01 апреля 2012 года изменены в связи с выполнением капитальных работ технические паспорта по семи объектам, на учет поставлены отремонтированные участки автомобильных дорог по шести улицам общей стоимостью 37,5 млн. рублей, сняты с учета 60 деревьев, снесенных при производстве работ по ремонту автомобильной дороги. В период проверки возвращены ООО "Дорсервис-4" необоснованно полученные денежные средства за невыполненный объем работ по утилизации крупногабаритного мусора в сумме 33,9 тыс. рублей.
Результаты всех проверок доложены депутатам Вологодской городской Думы, направлены Главе города. О нарушениях в сфере размещения муниципального заказа уведомлен Департамент финансов Администрации города как орган, уполномоченный контролировать данный вопрос.
В течение года осуществлялся постоянный мониторинг исполнения представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, направленных руководителям проверенных организаций.
По предложениям Контрольно-счетной палаты по состоянию на 01 января 2012 года Департаментом городского хозяйства Администрации города поставлена на учет автомобильная дорога в селе Молочное, построенная в 2010 году, стоимостью 37,0 млн. рублей, МУП "Вологдазеленстрой" перечислено в доход бюджета 145,8 тыс. рублей (возврат НДС за работы, выполненные по содержанию мемориалов на муниципальных кладбищах).
В отдельных случаях информация, поступившая в ответ на вынесенные Контрольно-счетной палатой представления, свидетельствовала, по сути, не об устранении нарушений, а наоборот, их подтверждала. Так, проверкой выполнения мероприятий городской целевой программы поддержки реализации проекта "Вологодская муниципальная служба водоснабжения и водоотведения", целевого и эффективного расходования средств на их реализацию, проведенной в 2010 году, был установлен факт оплаты МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" за счет средств бюджета города проектных работ по двум объектам: перекладке водопровода от станции осветления технической воды до зональной насосной станции (далее - ЗНС) в районе ВПЗ и по реконструкции ЗНС со строительством второго резервуара общей стоимостью 3,4 млн. рублей при невыполненной проектировщиком МУП АиГ "Архитектурно-градостроительный центр города Вологды" обязанности по получению положительных заключений государственной экспертизы на проекты. При этом проектная документация в нарушение части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ была выполнена без градостроительного плана, который является обязательным основанием для подготовки проектной документации и необходим для получения заключения экспертизы. Согласно полученной от МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" информации, градостроительные планы на земельные участки, предназначенные для производства работ по указанным объектам, получены и переданы проектировщику только 11 апреля 2012 года. Учитывая, что проекты устарели, не соответствуют действующим нормам и правилам, требуется разработка и внесение в них дополнительных разделов, а также в связи с изменением ситуации на местности (проложены новые инженерные сети и возведены сооружения) получение заключений экспертизы на указанные проекты невозможно без проведения дополнительных изысканий и корректировок самих проектов, что свидетельствует о неэффективных расходах бюджета города в сумме 3,4 млн. рублей.
5. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности
Муниципальное имущество вместе со средствами бюджета составляет экономическую основу местного самоуправления. Ежегодно Контрольно-счетной палатой проводятся проверки эффективности распоряжения, управления муниципальным имуществом, его учета, обеспечения сохранности.
В связи с принятием Федеральных законов от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Администрацией города за период с января 2008 года по май 2011 года создано 16 учреждений, из них 14 муниципальных автономных учреждений. Для осуществления деятельности автономным учреждениям передано имущество на сумму 569,3 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество (здания и помещения общей площадью 24,1 тыс. кв. м.) на сумму 527,1 млн. рублей. Реорганизованы за указанный период 6 учреждений, ликвидировано 2 муниципальных образовательных учреждения.
В связи с этим включена в план работы и проведена в 2011 году проверка соблюдения Администрацией города Вологды установленного порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. В ходе проверки составлены 2 акта, 2 аналитические справки, 2 акта осмотра (обследования), 1 отчет, вынесены 3 представления, подготовлено 5 писем с предложениями, материалы проверки направлены в прокуратуру города.
Проверкой установлено, что предмет, цели, виды деятельности 5 из 14 созданных автономных учреждений не соответствовали закону "Об автономных учреждениях", т.к. созданы для осуществления непредусмотренных статьей 16 федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий органов местного самоуправления. В целях устранения указанного нарушения Администрацией города изменен тип МАУ "Центр содействия развитию предпринимательства и туризма" на МБУ, принято постановление от 23 ноября 2011 года N 7086 о ликвидации МАУ "Управление городского хозяйства города Вологды", на момент подготовки данного отчета ликвидация учреждения не завершена.
Отдельные автономные учреждения создавались в целях уклонения от исполнения требований действующего законодательства о размещении заказов. Два муниципальных автономных учреждения "Управление городского хозяйства города Вологды" и "Центр социального питания" для выполнения уставных видов деятельности практически в полном объеме привлекали другие хозяйствующие субъекты. Всего на оплату заключенных всеми созданными автономными учреждениями контрактов (договоров) израсходовано за период с 2009 года по 1 квартал 2011 года 121,2 млн. рублей, или 62,4% от общего объема полученных ими субсидий. Работы, выполненные по данным контрактам (договорам), по сути, обеспечивали потребность муниципального образования, для удовлетворения которой необходимо было разместить муниципальный заказ в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг". Наличие указанных фактов отмечено Контрольно-счетной палатой также и при проведении внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета за 2011 год и отражено в заключении на отчет об исполнении бюджета города за 2011 год.
Установлены факты создания учреждений без учета потребности в таковых. Так, при наличии справлявшейся с планируемым объемом общегородских мероприятий сети учреждений культуры в указанной сфере было создано еще 6, в то время как потребность в детских дошкольных учреждениях остается неудовлетворенной до настоящего времени.
Наделение созданных учреждений имуществом производилось с нарушением принципа достаточности имущества, необходимого для осуществления уставной деятельности. Избыточное наделение учреждений имуществом, которое фактически ими не использовалось, привело к увеличению налогового бремени в виде налога на имущество в размере 0,7 млн. рублей в год, а также возникновению упущенной выгоды не менее 2,4 млн. рублей, равной арендным платежам за неиспользованные учреждениями площади. Указанную выше сумму можно было получить при сдаче имущества в аренду его собственником - муниципальным образованием.
За период с января 2008 года по май 2011 года было реорганизовано 17 предприятий, из них путем присоединения к существующим - 12, преобразования в акционерные общества в результате приватизации - 5, ликвидировано - 4.
В ряде случаев вместо принятия мер, направленных на недопущение банкротства предприятий, в целях сохранения муниципального имущества принимались решения о реорганизации предприятий, например, в отношении муниципальных бань N 10 и N 6 и МУП "Спецавтохозяйство".
Проведенный в рамках проверки анализ отдельных показателей деятельности МУП "Ока" показал, что заявленные при принятии решения цели реорганизации бань, а именно получение положительного результата финансово-хозяйственной деятельности, реализации единого подхода к установлению тарифов, сокращение численности персонала не достигнуты.
По поручению восемнадцатой сессии Вологодской городской Думы в связи с присоединением МУП "Спецавтохозяйство" к МУП "Вологдазеленстрой" проведена проверка эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным МУП "Спецавтохозяйство" в хозяйственное ведение. Проверкой установлено, что причиной прекращения уставной деятельности предприятия и ее неэффективности явился ряд управленческих решений, в том числе не соответствующих требованиям законодательства и интересам предприятия. Одним из них явилось заключение Администрацией города в мае 2008 года концессионного соглашения с ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" на невыгодных для муниципального образования условиях: отсутствие обеспечения исполнения обязательств концессионером, условий о страховании рисков, ответственности концессионера. Данная сделка фактически привела к утрате имущества и прекращению уставной деятельности МУП "Спецавтохозяйство", а также росту тарифов.
Директорами МУП "Спецавтохозяйство" были заключены сделки, в результате которых права по ранее заключенным договорам лизинга на 14 единиц автотранспорта и 350 евроконтейнеров безвозмездно (так как не содержали условия о возмещении муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство" выплаченных им лизинговых платежей на сумму 11,4 млн. рублей) уступлены ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА". В результате указанных сделок МУП "Спецавтохозяйство" утратило права на приобретенное в лизинг имущество, хотя после полной уплаты лизинговых платежей в декабре 2011 года данное имущество могло бы стать муниципальной собственностью и использоваться еще как минимум 6 лет, т.е. до окончания срока полезного использования, предусмотренного договорами лизинга.
Кроме того, в ходе проведенного при проверке обследования установлено отсутствие на складе кровельного оцинкованного железа на сумму 996,8 тыс. рублей.
В связи с выявленными фактами в целях защиты интересов города Вологды и правовой оценки действий директоров МУП "Спецавтохозяйство" материалы проверки Контрольно-счетной палатой были направлены в прокуратуру города. Согласно поступившей от прокуратуры города информации возбуждено одно уголовное дело по факту недостачи железа.
В 2011 году Контрольно-счетной палатой продолжалась работа по контролю за выполнением предложений по устранению выявленных нарушений по проведенным ранее проверкам.
В рамках исполнения представлений, вынесенных Контрольно-счетной палатой по результатам проведенной в 2010 году проверки поступления в бюджет доходов от продажи муниципального имущества в рамках реализации федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ, Департаментом имущественных отношений Администрации города подписаны с покупателями муниципального имущества дополнительные соглашения к 58 договорам, начислены и поступили проценты за предоставление рассрочки в сумме 580,5 тыс. рублей, а также уточнены графики платежей по 27 договорам, по которым дополнительно поступило в 2011 году в бюджет города 170,4 тыс. рублей.
По итогам проверки поступлений в бюджет города Вологды доходов от использования и продажи земель, находящихся в собственности городского округа, проведенной в 2009 году, в 2011 году поступили в бюджет за фактическое пользование земельным участком средства в размере 192,2 тыс. рублей, а также взыскано неосновательное обогащение за пользование земельными участками в сумме 74,1 тыс. рублей.
В ходе контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Контрольно-счетной палатой по поручениям Председателя Вологодской городской Думы подготовлено 3 заключения на проекты решений Вологодской городской Думы.
6. Информационная и организационная деятельность
Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основании принципа гласности. Отчеты по результатам проведенных контрольных мероприятий и заключения на проекты решений Вологодской городской Думы направляются Главе города, Вологодской городской Думе, рассматриваются ее постоянными комитетами.
Для организации деятельности Контрольно-счетной палаты своевременно утвержден план работы. В 2011 году из 12 штатных должностей были замещены 9. Штатные должности замещены специалистами с высшим финансовым, экономическим и юридическим образованием, имеющими опыт в сфере экономики, финансов, юриспруденции, государственного и муниципального контроля.
В отчетном году проведено 9 заседаний коллегии Контрольно-счетной палаты, на которых было рассмотрено 5 отчетов по результатам контрольных мероприятий, 13 заключений по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов за 2010 год, заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2010 год, отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2010 год, а также результаты выполнения представлений, внесенных Контрольно-счетной палатой по результатам проведенных проверок за 2009 - 2010 годы и истекший период 2011 года.
2011 год стал для Контрольно-счетной палаты переломным - впервые основные принципы организации и деятельности, а также полномочия были регламентированы федеральным законом. 07 февраля 2011 года был принят и с 01 октября 2011 года вступил в действие Федеральный закон N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", которым закреплена организационная и функциональная независимость муниципальных контрольно-счетных органов, и впервые прямо установлено, что контрольные органы, создаваемые муниципальными представительными органами в целях контроля за расходованием бюджетных средств, осуществляют именно внешний финансовый контроль. В целях приведения действующих муниципальных правовых актов и их отдельных норм в соответствие с федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ Контрольно-счетной палатой были подготовлены и направлены в Вологодскую городскую Думу предложения по внесению изменений в статью 45 Устава муниципального образования "Город Вологда", а также проект Положения и предложения по изменению структуры Контрольно-счетной палаты. Итогом проведенной работы стало принятие Вологодской городской Думой решения от 04 мая 2011 года N 649 "О внесении изменений в Устав муниципального образования "Город Вологда" и решения от 29 сентября 2011 года N 759 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды и структуры Контрольно-счетной палаты города Вологды". Предложенная Контрольно-счетной палатой редакция Положения была принята практически без изменений, в состав структуры Контрольно-счетной палаты включена инспекция. По совместному предложению Председателя Вологодской городской Думы и Главы города Вологды решением Вологодской городской Думы от 24 ноября 2011 года N 878 Председателем Контрольно-счетной палаты назначена Толстикова Светлана Павловна.
При внесении изменений в законы области от 09 октября 2007 года N 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" и от 26 декабря 2007 года N 1727-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов оплаты труда муниципальных служащих в Вологодской области" полностью учтены предложения Контрольно-счетной палаты, направленные в адрес Председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н. Немцовой и Администрации города.
Следующим шагом стала работа над документом, определяющим порядок организации деятельности Контрольно-счетной палаты, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При разработке регламента были учтены не только федеральный закон от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ и решение Вологодской городской Думы от 29 сентября 2011 года N 759, но и наработанный опыт в сфере внешнего муниципального финансового контроля. Регламент Контрольно-счетной палаты утвержден приказом Председателя Контрольно-счетной палаты от 06 декабря 2011 года N 77/1.
В целях обеспечения реализации прав граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на доступ к информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления города Вологды в соответствии с федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, решением Вологодской городской Думы от 27 ноября 2009 года N 185 для обеспечения доступа к информации о своей деятельности Контрольно-счетной палатой в течение 2011 года в Вологодскую городскую Думу представлялась информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которая заслушивалась на комитетах Вологодской городской Думы и размещалась на ее сайте. Публикации о деятельности Контрольно-счетной палаты размещались в течение года на сайтах duma-vologda.ru, vologda-portal.ru и newsvo.ru. Была начата разработка технического задания для создания собственного официального сайта, который функционирует с апреля текущего года.
В рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного 31 марта 2009 года, осуществлялось взаимодействие между Контрольно-счетной палатой и прокуратурой города Вологды по вопросам, связанным с выявлением и пресечением нарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере использования и сохранности муниципальной собственности. Председатель Контрольно-счетной палаты включен в состав созданной в июне 2011 года межведомственной постоянно действующей рабочей группы по контролю за ходом реализации Национального плана противодействия коррупции. Руководители Контрольно-счетной палаты приняли участие в работе данной группы и межведомственных совещаниях по вопросу реализации приоритетных национальных проектов на территории муниципального образования "Город Вологда". По запросам прокуратуры города Контрольно-счетная палата направила в ее адрес материалы 6 проверок, из них 2 проверок, проведенных в 2010 году.
Продолжается взаимодействие с Управлением федеральной налоговой службы по Вологодской области в части получения и систематического пополнения открытых данных Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Осуществляется информационное взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Вологодской области и Контрольно-ревизионным отделом Департамента финансов Администрации города, производится обмен результатами проверок, согласование планов работ. Кроме того, являясь членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов, Контрольно-счетная палата активно сотрудничала с его представительством по Северо-Западному федеральному округу.
В 2011 году один сотрудник Контрольно-счетной палаты прошел краткосрочное повышение квалификации по программе "Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований" в ФГОУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" в г. Москве. Три сотрудника приняли участие в семинарах.
В целях совершенствования контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности обеспечивается комплектация справочной и специализированной литературой по вопросам экономики, финансов и финансового контроля; регулярно анализируется информация, размещаемая на официальных сайтах Минфина РФ, Федерального казначейства, Счетной Палаты РФ, Правительства РФ и Государственной Думы РФ.
В апреле 2011 года в целях повышения эффективности проводимых Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий приобретен программный комплекс "ГРАНД-Смета".
Для обеспечения организации деятельности Контрольно-счетной палаты и эффективного расходования бюджетных средств на протяжении 2011 года работали экспертная комиссия, комиссия по установлению трудового стажа, инвентаризационная комиссия. Проведен ряд завершающих мероприятий по оснащению рабочих мест мебелью, обновлена организационная техника.
7. Выводы и задачи на перспективу
В отчетном году Контрольно-счетная палата обеспечила реализацию целей и задач, возложенных на нее Положением о Контрольно-счетной палате, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.
Контролем охвачены все этапы бюджетного процесса: от его формирования до утверждения годового отчета об исполнении бюджета. Проблем с допуском на объекты контроля, получением необходимой для анализа и проверки информации не было.
Усилия специалистов Контрольно-счетной палаты были направлены как на предупреждение нарушений бюджетного законодательства, так и на устранение допущенных нарушений. По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вырабатывались предложения, направленные на увеличение доходов бюджета города, эффективное использование муниципального имущества и бюджетных средств. В основном, внесенные предложения учитывались.
В 2012 году Контрольно-счетная палата уже провела внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета за 2011 год, в установленные сроки обеспечит экспертизу проекта бюджета города на 2013 - 2015 годы. В течение года будут анализироваться ход исполнения бюджета и обоснованность вносимых в него изменений. Деятельность будет направлена на контроль за соблюдением бюджетного законодательства, достоверностью, полнотой бюджетной отчетности, экономностью, эффективностью и результативностью расходования бюджетных средств.
В ходе контроля за расходованием бюджетных средств на решение вопросов местного значения планируется проверить законность и эффективность расходов бюджета города на проведение общегородских мероприятий в сфере физической культуры и спорта, на строительство кладбища вблизи д. Козицино, на выполнение мероприятий Муниципальной адресной программы N 2 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на выполнение мероприятий программы по охране окружающей среды.
Одним из основных приоритетов остается контроль за управлением муниципальным имуществом, в рамках которого планируется провести анализ обеспеченности города недвижимым имуществом и средствами на его содержание для оказания муниципальной услуги по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и воспитания детей, а также анализ исполнения инвестиционной программы МУП "Вологдагортеплосеть".
Продолжится поиск резервов для укрепления доходной части бюджета. Планируется проверить поступление доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений. Будут проанализированы эффективность предоставления льгот по налоговым и неналоговым доходам бюджета города, состояние и проблемы формирования доходного потенциала муниципального образования "Город Вологда".
Информация о результатах контроля будет доложена депутатам Вологодской городской Думы, размещена на официальных сайтах Вологодской городской Думы и Контрольно-счетной палаты г. Вологды.
Отдельной задачей является дальнейшее повышение эффективности работы Контрольно-счетной палаты как постоянно действующего органа муниципального финансового контроля, совершенствование методологического, правового и информационно-технологического обеспечения ее деятельности, расширение взаимодействия с правоохранительными органами и другими контрольными органами.
Контрольно-счетная палата планирует принять активное участие в создании Ассоциации контрольно-счетных органов Вологодской области и уже сегодня оказывает консультационную и методологическую помощь коллегам из муниципальных контрольно-счетных органов области.
Закон создал правовые основы для дальнейшего развития методологической базы внешнего муниципального контроля. В течение года будет проводиться работа по разработке методических документов, а также других локальных актов Контрольно-счетной палаты.
Специалисты Контрольно-счетной палаты примут участие в совершенствовании муниципальных правовых актов по вопросам формирования и исполнения бюджета города, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Вологды.
Экспертно-аналитическая деятельность будет также ориентирована на поиск путей развития собственной доходной базы бюджета муниципального образования "Город Вологда" и повышения эффективности расходов. Вопросы обеспечения сохранности и полноты учета муниципального имущества останутся в зоне внимания Контрольно-счетной палаты.
Приложение
к отчету
о деятельности
Контрольно-счетной палаты
города Вологды в 2011 году
Информация
об итогах деятельности Контрольно-счетной палаты города Вологды в 2011 году
1. Общая информация о Контрольно-счетной палате города Вологды
1. |
Статус |
юридическое лицо |
2. |
Штатная численность |
12 человек |
3. |
Фактическая численность |
9 человек |
из них, имеющих высшее образование |
9 человек |
|
4. |
Затраты на содержание Контрольно-счетной палаты города Вологды за год (тыс. руб.) |
12 074,9 |
2. Основные итоги деятельности
1. |
Общее количество проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
44 |
3. Экспертно-аналитическая работа
3.1. Информация о проведенных мероприятиях
1. |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий |
34 |
2. |
Подготовлено экспертных заключений по проектам решений Вологодской городской Думы |
16 |
3. |
Подготовлено аналитических записок |
3 |
4. |
Подготовлено прочих заключений и информаций |
15 |
3.2. Информация о результатах экспертно-аналитической работы
N п/п |
Нарушения, установленные при проведении мероприятий |
Нарушены нормативные правовые акты |
Стоимостная оценка |
(тыс. руб.) | |||
1. |
Планирование расходов, их исполнение с нарушением бюджетной классификации РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления |
ст. 15, 18, 21 Бюджетного кодекса РФ; приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н; федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ; постановления Главы города Вологды от 18.12.2007 N 6002, |
2 542 760,9 |
2. |
Планирование и финансирование субсидий на иные цели при отсутствии порядка определения их объема и условий предоставления |
ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ |
51 966,0 |
3. |
Планирование бюджетных ассигнований без учета принятых расходных обязательств |
300 068,0 |
|
4. |
Включение расходов в бюджет города, неподтвержденных расчетами, пояснениями, с несоблюдением полномочий главных распорядителей, при наличии несоответствия между приложениями к бюджету города неэффективных расходов |
ст. 34, 158 Бюджетного кодекса РФ; п. 26 Положения о бюджетном процессе в городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 N 108 |
21 201,4 |
5. |
Завышение планируемого объема расходов на обслуживание муниципального долга при формировании проекта бюджета города на 2013 и 2014 годы |
п. 5 Положения о бюджетном процессе в городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 N 108 |
13 202,3 |
6. |
Завышение планируемого объема привлекаемых кредитов при формировании проекта бюджета на 2014 год |
ст.106 Бюджетного кодекса РФ |
9 745,5 |
7. |
Завышение объема расходов на исполнение муниципальных гарантий |
п. 26 Положения о бюджетном процессе в городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 N 108 |
9 600,0 |
|
Итого: |
|
2 948 544,1 |
|
из них устранено: |
|
2 808 155,3 |
4. Контрольно-проверочная работа
4.1. Информация о проведенных проверках
1. |
Общее количество проведенных контрольных мероприятий |
10 |
2. |
Количество объектов, охваченных контрольными мероприятиями |
35 |
Из них камерально |
13 |
|
3. |
Количество актов и справок, подготовленных по результатам контрольных мероприятий |
22 |
4. |
Количество заключений по результатам камеральных проверок |
13 |
5. |
Количество проведенных обследований и осмотров |
15 |
6. |
Количество отчетов, подготовленных по результатам контрольных мероприятий и направленных в органы городского самоуправления |
9 |
7. |
Объем доходов бюджета, отраженный в годовых отчетах главных администраторов средств бюджета города, проверенных при внешней проверке бюджетной отчетности за 2010 год (тыс. руб.) |
2 934 127,90 |
8. |
Объем расходов бюджета, отраженный в годовых отчетах главных администраторов средств бюджета города, проверенных при внешней проверке бюджетной отчетности за 2010 год (тыс. руб.) |
5 069 304,50 |
9. |
Объем доходов бюджета города, проверенных при проведении контрольных мероприятий (за исключением внешней проверки) (тыс. руб.) |
325 195,70 |
10. |
Объем расходов бюджета города, проверенных при проведении контрольных мероприятий (за исключением внешней проверки) (тыс. руб.) |
341 275,50 |
4.2. Информация о результатах проведенных проверок
N п/п |
Нарушения и недостатки, установленные проверками |
Нарушены нормативные правовые акты |
Стоимостная оценка |
(тыс. руб.) | |||
1. |
Нецелевое использование бюджетных средств |
3 763,9 |
|
2. |
Неправомерное использование бюджетных средств ( в т.ч. оплата невыполненных работ) |
2 163,1 |
|
3. |
Неэффективное использование бюджетных средств |
2 903,50 |
|
4. |
Неполученные доходы, нарушения при администрировании доходов |
ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ; ст. 196, 199, 271 Гражданского кодекса РФ; ст. 1 Земельного кодекса РФ |
29 931,40 |
5. |
Неэффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом |
ст. 575, 619 Гражданского кодекса РФ, ст. 25, 26 федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, решения Вологодской городской Думы от 27.12.2005 N 393, от 12.12.2007 N 643 |
22 197,30 |
6. |
Неисполнение требований Бюджетного кодекса РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления |
указаны в строках 5.1 - 5.4 |
199 479,80 |
|
в том числе: |
|
|
6.1. |
принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов |
9 137,2 |
|
6.2. |
доведение лимитов бюджетных обязательств с превышением бюджетных ассигнований |
постановление Главы города Вологды от 18.12.2007 N 6000 |
759,9 |
6.3. |
выделение средств из бюджета города при недоведении заданий на оказание платных услуг |
постановление Главы города Вологды от 11.02.2008 N 464 |
185 097,7 |
6.4. |
несоответствие расходов за счет бюджета города условиям получения бюджетных средств |
ст.18, 21, 161 Бюджетного кодекса РФ; Указания о порядке применения бюджетной классификации |
4 485,00 |
7. |
Искажение данных об имуществе, имущественных правах и обязательствах, отраженных в учете и отчетности |
п.2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ; п.3 ст.1, п.5 ст.8 федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, приказы Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н и от 28.12.2010 N 191н |
145 691,80 |
|
в том числе: |
|
|
7.1. |
не отражены в учете и отчетности подлежащие уплате в бюджет неналоговые доходы, занижена дебиторская задолженность по доходам, не обеспечена достоверность отражения начисленных доходов |
указаны в строке 6 |
52 512,30 |
7.2. |
не поставлены на учет основные средства |
указаны в строке 6 |
93 072,70 |
7.3. |
иные |
указаны в строке 6 |
106,80 |
8. |
Прочие |
федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ; постановления Главы города Вологды от 18.12.2007 N 6001, от 11.02.2008 N 464 |
2 778,20 |
|
Итого: |
|
408 909,00 |
5. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты города Вологды по принятию мер по устранению выявленных контрольными мероприятиями нарушений и о выполнении органами городского самоуправления и хозяйствующими субъектами представлений и предложений, а также о мерах, принятых органами государственной власти
1. |
Принятие мер Контрольно-счётной палатой по устранению выявленных нарушений |
|
1.1. |
Направлено представлений, предписаний руководителям проверенных организаций по устранению выявленных нарушений |
15 |
1.2. |
Направлено писем с предложениями по устранению выявленных нарушений Главе города, Вологодской городской Думе, руководителям организаций, структурных подразделений Администрации города |
14 |
1.3. |
Переданы в правоохранительные органы материалы проверок |
6 |
1.4. |
Финансовая оценка нарушений, предложенная к устранению (тыс. руб.) |
304 290,5 |
2. |
Принятие мер по устранению выявленных нарушений органами городского самоуправления, проверенными организациями, а также мер органов государственной власти |
|
2.1. |
Получено информаций о выполнении предложений по результатам контрольных мероприятий |
54 |
2.2. |
Реализовано и реализуется направленных представлений, писем |
29 |
2.3. |
Финансовая оценка исполненных предложений (тыс. руб.) |
287 435,6 |
из них поступило в бюджет города по представлениям, предписаниям прошлых лет |
1 026,6 |
|
|
в том числе: |
|
|
1. восстановлены нецелевые и неэффективные расходы |
7 468,3 |
|
из них в бюджет города |
4 009,4 |
|
2. доначислены доходы в бюджет города и предъявлены иски |
1 427,0 |
|
из них перечислено в бюджет города |
445,8 |
|
3. устранено неисполнение требований Бюджетного кодекса РФ при расходовании средств |
162 429,4 |
|
4. поставлено на учет муниципальное имущество |
79 599,9 |
|
5. устранены искажения в учете и отчетности, всего |
35 484,4 |
|
в том числе: |
|
|
- отражена в учете дебиторская задолженность |
35 377,6 |
|
- иные |
106,8 |
2.5.# |
Получили дисциплинарные взыскания (чел.) |
1 |
2.6. |
Возбуждено уголовных дел |
2 |
2.7. |
Внесены изменения, разработаны нормативно-правовые акты по предложениям КСП |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вологодской городской Думы от 28 июня 2012 г. N 1196 "Об утверждении отчета о деятельности Контрольно-счётной палаты города Вологды в 2011 году"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Вологодской городской Думы от 30 октября 2014 г. N 34 настоящее решение признано утратившим силу