Правительство области постановляет:
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Вологодской области".
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.
Справку об исполнении постановления представлять ежегодно до 1 марта 2019 года.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Вологодской области"
(утв. постановлением правительства области
от 28# февраля 2013 г. N 203)
I. Общее описание "дорожной карты"
Целью "дорожной карты" "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Вологодской области" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Реализация "Дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Вологодская область обладает разветвленной сетью медицинских организаций. По данным на конец 2012 года в системе здравоохранения области функционирует 102 лечебно-профилактических учреждения (далее - ЛПУ), из которых 99 находятся в областной собственности, 3 - в федеральной (УВД, ФСБ, воинская часть Вологда-20). Из общего числа лечебно-профилактических учреждений: 38 больничных учреждений, 12 диспансеров, 23 амбулаторно-поликлинических учреждения, 7 учреждений охраны материнства и детства, 2 станции скорой медицинской помощи, 2 станции переливания крови, 7 санаторно-курортных учреждений, а также 8 учреждений здравоохранения - центров (2 центра медицинской профилактики, центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, центр восстановительной медицины и реабилитации, медицинский информационно-аналитический центр, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств, центр "Резерв"). Кроме того, в выполнении Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории области (далее - Программа государственных гарантий) участвуют 10 медицинских организаций частной формы собственности.
На территории Вологодской области формируется трехуровневая система оказания медицинской помощи:
1 уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью;
2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме;
3 уровень - для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
К 1 уровню отнесены 46 учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь, ко 2 уровню - 27 учреждений здравоохранения, к 3 уровню - 17 учреждений здравоохранения.
По состоянию на 1 января 2013 в отрасли здравоохранения Вологодской области работают 3780 врачей, 12 044 специалиста со средним профессиональным образованием. За период с 2000 по 2012 год численность врачей, работающих в учреждениях здравоохранения области, сократилась на 8%, специалистов со средним медицинским образованием - на 15%. Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами по области после положительной динамики до 2009 года снизился до 31,5 на 10 тысяч населения в 2012 году. Одновременно отмечается снижение уровня обеспеченности населения средними медицинскими работниками, составившего в 2012 году 100,5 на 10 тыс. населения.
В целом по области в 2012 году укомплектованность медицинскими кадрами составила 57,4% при коэффициенте совместительства 1,6.
Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. В связи с этим планируется увеличение доли медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки, с 80% в 2013 году до 90% в 2018 году, с 2016 года - увеличение доли аккредитованных специалистов до 60% к 2018 году. Предполагается снижение дефицита кадров, увеличение показателя укомплектованности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения области до 75%, увеличение доли врачей первичного звена от общего числа врачей с 16% до 19% к 2018 году, перевод медицинских работников на эффективный контракт.
Кроме того, к 2018 году ожидается:
увеличение показателя обеспеченности врачебными кадрами на 10 тыс. населения с 31,8 до 33,7;
увеличение показателя обеспеченности специалистами со средним медицинским образованием на 10 тыс. населения с 103,7 до 105,0;
снижение показателя коэффициента совместительства в государственных учреждениях здравоохранения области до 1,3;
увеличение количества молодых специалистов, трудоустроенных после окончания медицинских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в государственные учреждения здравоохранения области, расположенные в сельской местности, с 35 до 60 человек в год;
увеличение доли выпускников высших учебных заведений, трудоустроенных после окончания вуза в государственные учреждения здравоохранения области, выдавшие целевое направление, с 85% до 98%;
увеличение доли выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования Вологодской области (медицинские), трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников вышеуказанных образовательных учреждений среднего профессионального образования текущего года с 70% до 90%.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" планируются структурные преобразования системы здравоохранения области, направленные на достижение целевых показателей здоровья населения, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", а также на повышение уровня заработной платы работников медицинских организаций.
К 2018 году соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, и средней заработной платы в Вологодской области будет составлять 200%, соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала к средней заработной плате в Вологодской области будет составлять 100%.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи
К 2018 году планируется рост доли расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на Программу государственных гарантий с 28,4% до 33,5%.
В Вологодской области функционируют 78 амбулаторно-поликлинических учреждений (структурных подразделений), осуществляющих амбулаторно-поликлинический прием, из них самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений - 23, объединенных с больницами - 40, диспансеров - 12, прочих учреждений - 3.
Для достижения вышеуказанного показателя на территории области планируется внедрить 3-уровневую систему организации оказания первичной медико-санитарной помощи:
1 уровень - городские амбулаторно-поликлинические учреждения и центральные районные больницы (далее - ЦРБ),
2 уровень - 6 межрайонных амбулаторных центров,
3 уровень - консультативно-диагностический центр первичной специализированной медицинской помощи (консультативная поликлиника БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница").
Для оказания первичной медико-санитарной помощи детям планируется следующая 3- уровневая система:
1 уровень - городские детские консультации 26 центральных районных больниц;
2 уровень - 2 межрайонных амбулаторных центра,
3 уровень - консультативно-диагностический центр первичной специализированной медицинской помощи (консультативно-диагностическая поликлиника БУЗ ВО "Вологодская областная детская больница").
С целью развития первичной медико-санитарной помощи детям до 2018 года планируется:
1) укрепление материально-технической базы учреждений детства (проведение капитальных ремонтов, оснащение оборудованием);
2) организация городских консультативно-диагностических центров на базе БУЗ ВО "Вологодская детская городская поликлиника N 1" и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 3";
3) оснащение мобильным диагностическим оборудованием и расширение объема выездной работы бригадами специалистов БУЗ ВО "Вологодская областная детская больница" и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская больница";
4) оснащение мобильным стоматологическим оборудованием и организация выездной бригады детских стоматологов в районы области;
5) организация и проведение профилактических медицинских осмотров детей до 17 лет включительно в соответствии с новым Порядком;
6) организация и проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях;
7) организация и проведение углубленной диспансеризации подростков с оценкой репродуктивного здоровья;
8) внедрение стандартов по первичной медико-санитарной помощи.
Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 25 центральных районных больниц, 1 центральная районная поликлиника, 8 районных больниц, 34 участковых больницы, 47 врачебных амбулаторий, 552 ФАПа.
В сельских муниципальных районах области в настоящее время первичную медико-санитарную помощь оказывают 108 врачей терапевтов участковых, 62 врача общей практики и 87 врачей педиатров участковых.
С целью обеспечения населения медицинской помощью, учитывая протяженность области, малую плотность населения и прогнозируемое снижение численности сельского населения до 2018 года, планируется частичная реструктуризация медицинских учреждений:
1. Создание в сельских районах опорных ФАПов, укомплектованных 2-3 медицинскими работниками, оснащенных необходимым медицинским оборудованием и санитарным транспортом. Планируется оказание медицинской помощи специалистами на ФАПе и проведение плановых выездов по утвержденному графику.
2. Развертывание на базе врачебных амбулаторий коек дневного пребывания.
3. Реструктуризация части участковых больниц с созданием офисов (отделений) общей врачебной практики, оснащенных необходимым медицинским и диагностическим оборудованием, санитарным транспортом с развертыванием коек дневного пребывания.
Офисы (отделения) осуществляют плановый прием граждан и обеспечивают выездную работу в соответствии с графиком.
4. Создание межрайонных центров.
5. Укомплектование межрайонных центров врачами-специалистами и организация на базе центров консультативных амбулаторных приемов и стационаров круглосуточного пребывания с оказанием специализированной помощи.
6. Дальнейшее замещение в сельских районах врачей-терапевтов врачами общей практики (80-90%) с сохранением доступной консультативной помощи у врачей-специалистов.
7. Организация работы врачебных выездных бригад.
8. Проведение диспансеризации населения (1 раз в 3 года) с организацией подвоза граждан на уровень ЦРБ.
9 Развитие домовых хозяйств первичной доврачебной помощи (со 138 в 2012 году до 190 к 2018 году).
Помимо структурных изменений в первичном звене планируется совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений к хроническим больным на дому. С 2013 года планируется проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи включают в себя также развитие стационарозамещающих методов работы (дневные стационары) и создание в структуре медицинских организаций подразделений неотложной медицинской помощи.
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на Программу государственных гарантий в 2018 году достигнет с 6,4% до 6,7%.
Дальнейшее развитие стационарозамещающих методов работы, в том числе открытие центров амбулаторной хирургии, к 2018 году позволит значительно увеличить число оперативных вмешательств в условиях поликлиники, снизить нагрузку на хирургические стационары, повысить качество медицинской помощи, сократить сроки временной нетрудоспособности пациентов.
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на Программу государственных гарантий возрастет с 1,6% до 3,2% в 2018 году.
Оказание медицинской помощи в неотложной форме на территории Вологодской области организовано с 2013 года.
Неотложная медицинская помощь осуществляется:
- учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную медико - санитарную помощь, в качестве первичной доврачебной медико-санитарной помощи фельдшерами, а также в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи врачами поликлиник;
- станциями и отделениями скорой медицинской помощи.
В перспективе планируется создание отделений неотложной медицинской помощи в крупных городских амбулаторно-поликлинических учреждениях (с численностью прикрепленного населения свыше 50 тыс. чел.).
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи
В Вологодской области наблюдается стойкая положительная динамика демографических показателей. По предварительным данным численность населения на 1 января 2013 года составила 1196,3 тыс. человек. По предварительным данным в 2012 году в области умерло 18014 человек, что к уровню предыдущего года на 766 человек, или 4,1%, меньше. Показатель смертности населения от всех причин в 2012 году составил 15,0 на 1000 населения. Динамика снижения показателя смертности от всех причин с 2010 года составляет 10,7% (показатель смертности в 2010 году - 16,8 на 1000 населения). Показатель младенческой смертности составил 8,3 на 1000 родившихся живыми. В результате проводимых мероприятий в рамках "Дорожной карты" к 2018 году ожидается снижение смертности от всех причин до 12,6 на 1000 населения. Ожидаемая продолжительность жизни к 2018 году увеличится до 73,2 года.
К 2018 году планируется уменьшение доли расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на Программу государственных гарантий с 57,6% в 2013 году до 51,3% в 2018 году. Достижение данного показателя будет осуществляться путем проведения оптимизации объема медицинской помощи в стационарных условиях (оптимизация структуры коечного фонда, интенсификация занятости койки с учетом ее профиля). Планируется увеличение числа коек по профилям "медицинская реабилитация" и "паллиативная медицинская помощь" в рамках общего объема медицинской помощи в стационарных условиях. В связи с тем, что на территории Вологодской области объемы медицинской помощи в стационарных условиях по Программе государственных гарантий ниже федерального норматива, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", планируется незначительное снижение объемов по данному виду помощи. В 2013 году в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования проведена реструктуризация (сокращение) 186 круглосуточных коек. Проведение реструктуризации специализированной медицинской помощи (фтизиатрия, психиатрия, наркология, венерология), финансируемой за счет средств областного бюджета, не представляется возможным, так как данные виды медицинской помощи ниже федеральных нормативов на 34%. В связи с этим в части областного бюджета повышение эффективности предложено с учетом возможной реорганизации неэффективных организаций в 2013 году.
Число дней занятости койки в году увеличится с 318,4 дня до 331,5 дня, средняя длительность лечения больного в стационаре уменьшится с 12,2 до 11,7 дня в 2018 году.
Общая коечная мощность лечебно-профилактических учреждений в 2012 году составила 9572 койки (в рамках программы ОМС - 7503 койки).
С целью достижения показателей "Дорожной карты" планируется:
- развитие этапной системы оказания стационарной помощи, а именно: койки интенсивного лечения, койки планового лечения хронических больных, реабилитационные койки;
- сокращение объема стационарной помощи;
- повышение технической оснащенности больниц современной лечебно-диагностической аппаратурой;
- реорганизация маломощных участковых больниц во врачебные амбулатории;
- развитие реабилитационной помощи, в том числе в санаторно-курортных учреждениях.
С целью повышения качества оказываемой медицинской помощи в 2012 году внедрено и финансировалось 37 стандартов по основным направлениям: сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, акушерство и детство, инфекционные заболевания. Стандарты внедрены в 36 ЛПУ. Общее число пациентов, пролеченных по стандартам, составило свыше 11 000 человек.
С целью оптимизации структуры коечной сети в 2013 году продолжена концентрация коечного фонда на базе центральных районных больниц и сокращение неэффективно работающих коек в участковых и районных больницах с одновременным развертыванием или сохранением на их базе коек дневного пребывания. Оказание жителям специализированной медицинской помощи в стационарных условиях концентрируется на базе созданных межрайонных центров (6 учреждений 2 уровня). Разработана маршрутизация пациентов в межрайонные центры с учетом времени доставки, определена численность прикрепленного населения.
На базе учреждений 3 уровня (14 специализированных учреждений здравоохранения) планируется дальнейшее развитие специализированной помощи и организация высокотехнологичных видов медицинской помощи.
К 1 уровню отнесены центральные районные больницы и ряд больниц городов Вологды и Череповца.
Учитывая структуру смертности населения Вологодской области, одним из приоритетных направлений является совершенствование медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, онкологических заболеваниях и травмах.
Совершенствование медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях
Планируется ожидаемое снижение смертности от болезней системы кровообращения к 2018 году с 859,4 до 670,4 случая на 100 тысяч населения области.
План мероприятий совершенствования медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях:
- создание регионального сосудистого центра - учреждения 1 уровня на базе БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница";
- организация работы первичных сосудистых отделений для оказания медицинской помощи населению при болезнях системы кровообращения, обеспечивающих всем больным доступность этапной квалифицированной медицинской помощи.
Совершенствование оказания медицинской помощи онкологическим больным
Планируется ожидаемое снижение смертности от новообразований к 2018 году с 215,0 до 197,8 случая на 100 тысяч населения области.
План мероприятий по совершенствованию медицинской помощи онкологическим больным:
- создание 3-уровневой системы оказания медицинской помощи онкологическим больным: первый уровень - специализированная помощь в БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер"; второй уровень - онкологические кабинеты в межрайонных центрах; третий уровень - онкоответственные на уровне ЦРБ;
- создание дистанционного консультативно-диагностического центра в БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер" на основе внедрения телекоммуникационной системы;
- подготовка 8 врачей - онкологов, в том числе 4 врача в онкологические кабинеты межрайонных центров.
Совершенствование оказания медицинской помощи больным травматологического профиля
Планируется снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2018 году с 10,8 до 8.0 на 100 тысяч населения области.
С целью совершенствования травматологической помощи жителям планируется создание к 2015 году ортопедического отделения на базе БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница", что позволит увеличить количество операций по эндопротезированию суставов в 5-6 раз.
С целью улучшения качества оказания травматологической помощи жителям области организуются межрайонные центры.
Совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом
Усовершенствование материально-технической базы противотуберкулезных учреждений, внедрение в клиническую практику современных культуральных и молекулярно-биологических методов определения чувствительности микобактерий туберкулеза, обеспечение химиопрепаратами 2 ряда для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью, укомплектование стационаров врачами-фтизиатрами, а также создание законодательной основы для проведения принудительной терапии позволят добиться к 2018 году снижения заболеваемости с 33,5 до 30,5 на 100 тыс. населения и смертности с 7,0 до 6,8 на 100 тыс. населения.
Медицинская реабилитация
Пациенты, получившие медицинскую помощь, при наличии медицинских показаний для проведения реабилитационных мероприятий направляются в лечебные учреждения области. Курсы лечения проводятся в условиях дневного и круглосуточного стационара.
Пациенты, получившие высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных центрах, при наличии показаний госпитализируются также на специализированные койки областных и муниципальных учреждений здравоохранения.
В области ведется работа по подготовке врачей-специалистов для оказания реабилитационной помощи. Планируется дополнительно подготовить 11 врачей-кардиологов, 16 врачей-неврологов, 5 врачей восстановительного лечения, 12 врачей ортопедов-травматологов.
В 2014 году запланировано открытие 30 коек медицинской реабилитации.
Паллиативная помощь
В настоящее время в Вологодской области 15 коек паллиативной помощи для детей. Частично паллиативная помощь взрослым и детям оказывается на койках общебольничной сети, в том числе на койках сестринского ухода (408 коек).
С целью оказания амбулаторных форм паллиативной помощи планируется создание на базе крупных амбулаторно-поликлинических учреждений и межрайонных центров кабинетов "противоболевой терапии", подготовка врачей, ответственных за организацию паллиативной помощи больным, во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Для оказания помощи пациентам на дому планируется создание выездной службы, организованной как структурное подразделение учреждения, оказывающего стационарную паллиативную медицинскую помощь. Создаваемые при медицинских учреждениях бригады будут участвовать в оказании паллиативной медицинской помощи больным, находящимся на лечении в других стационарах, а также в амбулаторных условиях. Выездные бригады оказания паллиативной помощи будут созданы на базе службы паллиативной медицины в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Планируется:
- открытие отделения паллиативной помощи в г. Вологде на 30 коек;
- создание отделения паллиативной помощи в г. Череповце на 30 коек;
- создание отделений паллиативной помощи в муниципальных районах;
- подготовка медицинских работников по вопросам оказания паллиативной помощи.
Ожидаемым результатом реализации мероприятия является создание эффективной службы паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их родственников, адекватный контроль хронической боли и других тягостных симптомов.
Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи матерям и детям
Ожидаемый показатель материнской смертности планируется снизить с 16 до 12,9 случая на 100 тыс. родившихся живыми, младенческой смертности-с 8,2 до 7,0 случаев на 1000 родившихся живыми. Смертность в возрасте 0-17 лет снизится в 2018 году с 8,6 до 8,2 случая на 10000 населения соответствующего возраста.
Оказание медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным основано на соблюдении принципа регионализации перинатальной помощи (разделение всех учреждений родовспоможения на 3 группы с четкими алгоритмами перевода беременных женщин на соответствующий уровень оказания медицинской помощи в зависимости от степени риска материнской перинатальной смертности).
Распределение родов по группам учреждений родовспоможения:
- 1 группа - количество коек 111 (17,5% акушерских коек)
количество родов 2645 (28% всех родов);
- 2 группа - количество коек 393 (62% акушерских коек)
количество родов 9664 (64% всех родов);
- 3 группа - количество коек 130 (20,5% акушерских коек)
количество родов 2743 (19% всех родов).
До 2018 года планируется совершенствование медицинской помощи в соответствие с 3-уровневой системой, увеличение количества коек реанимации новорожденных детей до 65, коек второго этапа выхаживания-до 200, оснащение оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, разработка системы мониторинга наблюдения за беременными из групп риска.
Стационарная специализированная медицинская помощь детям оказывается на базе БУЗ ВО "Вологодская областная детская больница" - 470 коек и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская больница" - 276 коек. Ежегодно более 45000 детей получают стационарную медицинскую помощь. В области активно развиваются стационарозамещающие технологии - в 20-ти детских амбулаторно-поликлинических учреждениях организованы дневные стационары на 331 койко/место по педиатрическому, ортопедическому, неврологическому профилям.
В течение 2013 - 2015 годов на базе БУЗ ВО "Вологодская областная детская больница" и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская больница" планируется развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи детям: неонатальная хирургия, выхаживание новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
С целью приближения специализированной медицинской помощи сельским детям в области организована выездная работа.
На 2013 - 2018 годы запланировано дальнейшее развитие специализированной амбулаторной помощи:
- организация городских консультативно-диагностических центров на базе БУЗ ВО "Вологодская детская городская поликлиника N 1" и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская поликлиника N 3";
- расширение объема выездной работы и оснащение диагностическим мобильным оборудованием бригад специалистов БУЗ ВО "Вологодская областная детская больница" и БУЗ ВО "Череповецкая детская городская больница".
Структурные преобразования системы оказания скорой медицинской помощи
К 2018 году планируется увеличить долю выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут до 88,5%.
Скорая медицинская помощь (далее - СМП) жителям Вологодской области оказывается БУЗ ВО "Вологодская станция скорой медицинской помощи", БУЗ ВО "Череповецкая станция скорой медицинской помощи" и 24 отделениями скорой медицинской помощи в центральных районных больницах.
Основные направления развития СМП:
1. Укрепление материально-технической базы.
1.1. Обеспечение санитарным автотранспортом.
1.2. Строительство дополнительных подстанций СМП в городах Вологде, Череповце, Великом Устюге.
1.3. Создание единой авторемонтной базы на территории г. Вологды.
2. Улучшение кадровой ситуации.
2.1. Укомплектование кадрами врачебных бригад и вторым фельдшером линейных бригад;
2.2. Создание дополнительных бригад в межрайонных медицинских центрах (+9 бригад).
3. Совершенствование взаимодействия с лечебными учреждениями области.
3.1. Создание единого информационного поля между станциями СМП и ТФ ОМС, БУЗ ВО "МИАЦ".
3.2. Внедрение транскоммуникационной передачи ЭКГ для районов Вологодской области в колл-центры или диагностические центры, работающие в круглосуточном режиме и сформированные по региональному типу.
Отделение санитарной авиации организовано на базе БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больницы". Служба обеспечена реанимобилями, оснащенными современным оборудованием.
На базе БУЗ ВО "Вологодская областная детская больница" открыто отделение экстренной консультативной медицинской помощи для новорожденных (реанимационно-консультативный центр (РКЦ)).
Характеристика основных параметров территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - постановление Правительства РФ) и утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 28 ноября 2012 года N 713 (с изменениями).
В рамках Программы на 2013 год установлены государственные задания медицинским организациям, финансируемым за счет средств областного бюджета, и объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС (далее - ТП ОМС):
1) скорая медицинская помощь:
вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,318 вызова на 1 жителя;
специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь - 0,00040 вызова на 1 жителя;
2) медицинская помощь в амбулаторных условиях:
2.1) оказываемая с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала) - 2,44 посещения на 1 жителя,
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,04 посещения на 1 застрахованное лицо;
2.2) оказываемая в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,36 посещения на 1 застрахованное лицо;
2.3) оказываемая в связи с заболеваниями - 2,1 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,9 обращения на 1 застрахованное лицо;
3) медицинская помощь в условиях дневных стационаров - 0,63 пациенто-дня на 1 жителя,
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,52 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо;
4) медицинская помощь в стационарных условиях - 2,428 койко-дня на 1 жителя,
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня на 1 застрахованное лицо;
5) паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях - 0,106 койко-дня на 1 жителя.
Стоимость Программы на 2013 год составила всего 10369,4 млн. рублей, в том числе:
в рамках программы ОМС - 8760,4 млн. рублей,
за счет средств бюджета - 1609,0 млн. рублей.
Подушевой норматив составил в целом по Программе 8610,5 рублей, в том числе:
в рамках программы ОМС - 7268,0 рубля,
за счет средств бюджета - 1342,5 рубля.
Способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию
В рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования производится оплата медицинских услуг:
1) при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
по подушевому нормативу финансирования на прикрепленное население в сочетании с оплатой по тарифам за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
2) при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
по тарифу за законченный случай лечения заболевания (в том числе по медико-экономическому стандарту);
по тарифу за посещение в приемно-диагностическом отделении стационара;
3) при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, по тарифу за законченный случай лечения заболевания;
4) при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), по тарифам, установленным на основе подушевого финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
Таким образом, в результате проведения структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи и улучшения кадровой ситуации планируется поэтапно к 2018 году повысить качество оказания медицинской помощи и достигнуть результатов, определенных Государственной программой "Развития здравоохранения" до 2020 года и Указами Президента от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
Целевые показатели плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Вологодской области"
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | ||||||||
1. |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
процент |
6,0 |
5,9 |
5,6 |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
2. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
28,4 |
29,7 |
30,8 |
31,5 |
32,1 |
32,5 |
3. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
2,6 |
2,9 |
3,2 |
4. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
6,4 |
6,6 |
6,9 |
7,1 |
7,2 |
7,3 |
5. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
57,6 |
56,1 |
54,6 |
53,3 |
52,4 |
51,7 |
6. |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Вологодской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения Вологодской области |
процент |
80,0 |
82,0 |
85,0 |
87,0 |
89,0 |
90,0 |
7. |
Доля аккредитованных специалистов |
процент |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
20,0 |
40,0 |
60,0 |
8. |
Обеспеченность населения врачами |
на 10 тыс. человек |
32.5 |
33.0 |
33.7 |
33.8 |
33.9 |
34.0 |
9. |
Соотношение врачи/средние медицинские работники |
коэффициент |
1/3,5 |
1/3,6 |
1/3,7 |
1/3,8 |
1/3,9 |
1/4,0 |
10. |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Вологодской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
116,8 |
121,9 |
127,8 |
159,6 |
200,0 |
200,0 |
11. |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Вологодской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
61,9 |
64,5 |
67,6 |
86,3 |
100,0 |
100,0 |
12. |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Вологодской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
28,0 |
29,1 |
30,4 |
70,5 |
до 100,0 |
до 100,0 |
13. |
Число дней занятости койки в году |
дней |
318,4 |
320,2 |
324,1 |
328,1 |
330,1 |
331,5 |
14. |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дней |
12,2 |
12,1 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
11,7 |
15. |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
процент |
16,0 |
16,5 |
17,0 |
17,5 |
18,0 |
19,0 |
16. |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процент |
45,1 |
44,5 |
43,5 |
42 |
41,5 |
41 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
17. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
69,5 |
70,3 |
71,2 |
71,8 |
72,5 |
73,2 |
18. |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
14,7 |
14,3 |
14,0 |
13,6 |
13,1 |
12,6 |
19. |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
16,0 |
15,5 |
14,5 |
13,8 |
13,2 |
12,9 |
20. |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
8,2 |
8,0 |
7,8 |
7,5 |
7,4 |
7,0 |
21. |
Смертность в возрасте 0-17 лет |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
8,6 |
8,6 |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
8,2 |
22. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
859,4 |
825,5 |
791,6 |
757,7 |
712,8 |
670,4 |
23. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
10,8 |
10,2 |
9,6 |
9,1 |
8,5 |
8,0 |
24. |
Смертность от новообразований (в том числе злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
215,0 |
210,0 |
204,0 |
202,0 |
200,5 |
197,8 |
25. |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
6,9 |
6,8 |
6,8 |
26. |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
33,5 |
33,0 |
32,5 |
32,0 |
31,5 |
30,5 |
27. |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процент |
86,5 |
86,5 |
86,5 |
86,8 |
87,8 |
88,5 |
II. План мероприятий
|
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Формирование эффективной структуры здравоохранения Вологодской области | ||||
1. |
Анализ итогов реализации программ модернизации здравоохранения Вологодской области |
20 марта 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
представление результатов анализа итогов реализации программ модернизации здравоохранения Вологодской области в Минздрав России и заместителю Губернатора Вологодской области Васильеву О.А. |
2. |
Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Вологодской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
20 марта 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Вологодской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
3. |
Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Вологодской области Порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
будет определен дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Вологодской области порядкам оказания медицинской помощи |
4. |
Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Вологодской области Порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
будет определен дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Вологодской области порядкам оказания медицинской помощи |
5. |
Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями |
20 марта 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
будет выявлена неудовлетворенная потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Представление в Минздрав России результатов анализа обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями |
6. |
Разработка плана развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения |
1 апреля 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
утверждение плана развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, результатом реализации которого должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Вологодской области |
|
Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Вологодской области |
1 апреля 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
утверждение приказом департамента здравоохранения области модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Вологодской области с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных; структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных по видам и объемам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования |
8. |
Разработка программы развития здравоохранения Вологодской области с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
1 мая 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
утверждение программы развития здравоохранения Вологодской области до 2020 года, направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Вологодской области | ||||
9. |
Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Вологодской области, их руководителей и работников |
2 полугодие 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
10. |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
ежегодно |
департамент здравоохранения Вологодской области |
создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам |
11. |
Заключение трудовых договоров (дополнительных) соглашений с руководителями государственных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 275 Трудового Кодекса Российской Федерации |
2 полугодие 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
12. |
Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на эффективный контракт работников медицинских организаций |
2 полугодие 2013 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
13. |
Обеспечение перевода работников государственных медицинских организаций на эффективный контракт |
ежегодно |
департамент здравоохранения Вологодской области |
реализация мероприятий по переводу медицинских работников на эффективный контракт |
14. |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов. |
ежегодно |
департамент здравоохранения Вологодской области |
создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала, оптимизация численности административно-управленческого персонала с учетом реальной потребности |
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Вологодской области | ||||
15. |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Вологодской области в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Вологодской области до 2020 года |
2013-2015 годы |
департамент здравоохранения Вологодской области |
реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Вологодской области, направленная на повышение эффективности системы здравоохранения, в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Вологодской области до 2020 года |
16. |
Координация работы руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения |
ежегодно |
департамент здравоохранения Вологодской области |
достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Вологодской области |
17. |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
департамент здравоохранения Вологодской области |
выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отрасли, направленные на повышение эффективности здравоохранения Вологодской области" |
18. |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
департамент здравоохранения Вологодской области |
реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и будет стимулировать повышение качества работы медицинских организаций |
19. |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 г. |
департамент здравоохранения Вологодской области |
подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 25 февраля 2013 г. N 203 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Вологодской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 12 марта 2013 г. N 41
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 10 июля 2017 г. N 594
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 15 мая 2017 г. N 436
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 26 декабря 2016 г. N 1208
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 11 августа 2014 г. N 689
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 19 мая 2014 г. N 420
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 24 марта 2014 г. N 242
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 23 апреля 2013 г. N 449