27 января, 7 июля, 14 сентября, 2 ноября, 28 декабря 2009 г., 15 февраля 2010 г.
В соответствии с распоряжением Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы (далее - Программа).
Постановлением Правительства Вологодской области от 15 февраля 2010 г. N 145 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области И.А. Позднякова.
Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2011 года.
По поручению Губернатора области |
Н.В.Костыгов |
Долгосрочная целевая программа
"Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1713)
7 июля, 14 сентября, 2 ноября, 28 декабря 2009 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 г. N 2064 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы - долгосрочная целевая программа "Демографическое развитие
Вологодской области" на 2009, 2010 годы
Основание для разработки - Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Программы Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года
Государственный заказчик - департамент здравоохранения области
Программы
Разработчики Программы - департамент труда и социального развития области;
департамент здравоохранения области;
департамент образования области;
департамент занятости населения области
Основные цели Программы - повышение качества жизни населения области;
снижение темпов убыли населения области;
стабилизация численности населения области и формирование
предпосылок к последующему демографическому росту
Основные задачи Программы - снижение смертности населения области, прежде всего
сверхсмертности в трудоспособном возрасте от неестественных
причин;
увеличение продолжительности жизни населения области;
стимулирование рождаемости в области;
укрепление здоровья населения области, в том числе
репродуктивного;
повышение социально-гигиенической грамотности населения
области, формирование мотивации соблюдения здорового образа
жизни;
укрепление социального института семьи, возрождение и
сохранение духовно-нравственных традиций семейных
отношений, семейного воспитания, формирование ориентации
населения на расширенное демографическое воспроизводство;
управление миграционными процессами в целях регулирования
объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями
демографического развития области;
расширение сети дошкольных образовательных учреждений за
счет строительства, реконструкции, капитального ремонта,
открытия групп в образовательных учреждениях
Сроки реализации Программы - 2009, 2010 годы
Исполнители Программы -департамент здравоохранения области;
Департамент образования области;
комитет по физической культуре и спорту области;
комитет по делам молодежи области;
Комитет информации, печати и телерадиовещания области;
Департамент занятости населения области;
департамент труда и социального развития области;
Департамент развития муниципальных образований области;
Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области;
департамент сельского хозяйства области;
Департамент международных и межрегиональных связей Правительства области;
управление труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда" Вологодской области;
Управление гражданской защиты и пожарной безопасности области;
Управление внутренних дел по Вологодской области (по согласованию);
государственное учреждение культуры и образования "Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации" (по согласованию);
органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы 776 469,3 тыс. рублей за счет средств областного бюджета,
(региональный фонд софинансирования расходов),
в том числе по годам:
2009 год - 379 594,1 тыс. рублей,
2010 год - 396 875,2 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты - снижение темпов убыли населения области с 7.6 тыс.
реализации Программы человек в 2006 году до 6.5 тыс. человек в год в 2010 году;
(показатели увеличение коэффициента рождаемости с 10.9 родившихся на
результативности и 1000 человек населения в 2006 году до 12 родившихся на 1000
эффективности) человек населения;
снижение коэффициента смертности с 17.1 умерших на 1000
человек населения в 2006 году до 16.5 умерших на 1000
человек населения;
снижение младенческой смертности с 8.6 умерших на 1000
родившихся до 8 умерших на 1000 родившихся;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1.348 в
2006 году до 1.5; сокращение общего уровня
производственного травматизма в расчете на 1000 работающих
на 10% (с 3.9 человека на 1000 работающих в 2006 году до
3.5 человека на 1000 работающих);
увеличение миграционного прироста населения с 39 человек в
2006 году до 3 тыс. человек в год преимущественно за счет
притока постоянных иммигрантов из числа русских и
русскоязычных граждан республик бывшего СССР;
увеличение количества мест в дошкольных образовательных
учреждениях с 59770 в 2006 году до 67570 (увеличение на 7.8
тыс. мест)
Контроль за ходом - контроль за ходом реализации Программы осуществляется
реализации Программы департаментом здравоохранения области и первым
заместителем Губернатора области, курирующим вопросы
социальной сферы
Постановлением Правительства Вологодской области от 14 сентября 2009 г. N 1388 в раздел I настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В последние годы решение вопросов демографического развития вошло в число приоритетных направлений деятельности государства. Об этом свидетельствуют, прежде всего, ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых отмечается, что достижение успеха во всех сферах деятельности возможно только при решении демографических проблем.
В Послании Президента от 10 мая 2006 года проблема демографии определена Президентом как самая главная в России. Для ее решения необходимо снижение смертности населения, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.
В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции, причиной которой является превышение числа умерших над числом родившихся, то есть естественная убыль населения. Начиная с 1991 года депопуляция приобрела устойчивый долговременный характер.
В Вологодской области в 2001 -2007 годах общее сокращение населения сохранялось на уровне 4,9-11,4 тыс. человек в год.
На 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 1222.9 тыс. человек.
Изменение численности постоянного населения области
(тыс. человек)
Годы | Численность населения на конец года |
Изменения за год | ||
общее сокращение за год |
в том числе за счет | |||
естественной убыли |
миграционного прироста |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2000 | 1311.3 | -7.9 | -9.4 | 1.5 |
2001 | 1301.1 | -10.2 | -10.3 | 0.2 |
2002 | 1266.8 | -10.3 | -10.6 | 0.3 |
2003 | 1255.6 | -11.4 | -11.8 | 0.3 |
2004 | 1245.5 | -10.1 | -10.5 | 0.3 |
2005 | 1235.4 | -10.1 | -10.4 | 0.3 |
2006 | 1227.8 | -7.6 | -7.6 | -0.03 |
2007 | 1222.9 | -4.9 | -5.3 | 0.4 |
По прогнозным расчетам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области к 2010 году численность жителей области уменьшится по сравнению с 2005 годом на 36.4 тыс. человек и составит 1199.0 тыс. человек.
В 2001-2007 годах число умерших ежегодно превышало число родившихся в 1.4-1.9 раза.
Естественное движение населения области в 2001-2007 годах
(человек)
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
Число родившихся | 12055 | 12799 | 13168 | 13387 | 13022 | 13458 | 14178 |
Число умерших | 22370 | 23444 | 24938 | 23941 | 23379 | 21066 | 19509 |
1. Возрастной состав населения
За последние годы значительно изменился возрастной состав населения области. В структуре населения к 2007 году в сравнении с 2002 годом на 14.7% уменьшилась численность возрастной группы 0-15 лет; на 5.1% снизилась численность населения пенсионного возраста; на 1.0% увеличилось число лиц в трудоспособном возрасте.
В последующие 10 лет прирост трудоспособного населения в области пойдет на убыль, так как в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990-е и последующие годы. Предположительно к 2010 году численность трудоспособного населения сократится на 4%, а к 2020 году - на 20%.
Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 63.2% в 2007 году до 58.6% в 2015 году и 55.3% в 2020 году.
2. Смертность
Современное демографическое развитие характеризуется высокой смертностью населения, прежде всего, высокими показателями преждевременной и предотвратимой смертности. С началом развертывания в России экономических реформ, которые привели к значительному снижению уровня жизни, масштабы роста показателей смертности оказались беспрецедентными для условий мирного времени. Другие причины высокой смертности - чрезмерный стресс и нарушение динамического стереотипа высшей нервной деятельности значительной части населения страны, вызванные шоковой стратегией проведения реформ, нарастание алкоголизации населения в результате расширения доступности алкогольной продукции, ухудшения ее качества, а также употребления алкогольных суррогатов.
В 2007 году структура смертности населения области выглядит следующим образом: на 1-м ранговом месте находятся болезни системы кровообращения (57.7%), на 2-м - новообразования (12.9%), на 3-м - несчастные случаи, отравления и травмы (12.4%). Эти три причины в целом определяют более 80% смертей из 19509 смертей, зарегистрированных в 2007 году, поэтому в целях снижения смертности населения области приоритетным направлением следует определить решение вопросов предотвратимой смертности.
Высоким остается уровень смертности среди трудоспособного населения области. В 2007 году в трудоспособном возрасте умерло от всех причин 5836 человек, или 30% всех умерших. Основными причинами смерти трудоспособных граждан являются несчастные случаи и травмы.
Смертность населения области по основным классам причин в 2000-2007 годах
(человек)
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
Всего умерших | 20728 | 22370 | 23444 | 24938 | 23941 | 23379 | 21066 | 19509 |
в том числе по причинам смерти: |
||||||||
от инфекционных и паразитарных болезней |
144 | 163 | 179 | 224 | 185 | 190 | 177 | 165 |
от новообразований | 2715 | 2724 | 2635 | 2805 | 2635 | 2517 | 2601 | 2509 |
от болезней: | ||||||||
системы кровообращения | 11826 | 12672 | 13417 | 13800 | 13076 | 12929 | 11863 | 11256 |
психических расстройств | 54 | 63 | 71 | 92 | 68 | 77 | 68 | 38 |
нервной системы и органов чувств |
101 | 125 | 104 | 143 | 149 | 146 | 139 | 110 |
органов дыхания | 769 | 812 | 984 | 1054 | 910 | 901 | 670 | 590 |
органов пищеварения | 631 | 769 | 949 | 1217 | 1489 | 1613 | 1213 | 1053 |
от несчастных случаев, отравлений и травм |
3037 | 3382 | 3448 | 3764 | 3652 | 3363 | 2878 | 2421 |
из них от: | ||||||||
убийств | 345 | 370 | 320 | 316 | 267 | 284 | 731 | 203 |
самоубийств | 742 | 691 | 666 | 658 | 587 | 486 | 504 | 431 |
За период 2001-2006 годов смертность населения области (в том числе и трудоспособного возраста) от причин, связанных с употреблением алкоголя, возросла более чем в 1.5 раза, смертность мужчин превышала смертность женщин (в 4.2 раза - в 2001 году, в 3.7 раза - в 2006 году).
Смертность населения области от причин, связанных с употреблением алкоголя, в 2001-2006 годах
(человек)
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Всего умерло | 579 | 645 | 891 | 1069 | 1301 | 894 |
в трудоспособном возрасте |
477 | 521 | 767 | 921 | 1101 | 742 |
Женщины - умерло всего | 112 | 152 | 185 | 243 | 304 | 190 |
в трудоспособном возрасте |
79 | 107 | 142 | 179 | 222 | 125 |
Мужчины - умерло всего | 467 | 493 | 706 | 826 | 997 | 704 |
в трудоспособном возрасте |
398 | 414 | 625 | 742 | 879 | 617 |
При реализации комплексных мер по преодолению преждевременной и предотвратимой смертности населения области, профилактике заболеваний необходимо предусмотреть достаточную по объему и финансированию информационную поддержку в средствах массовой информации в целях формирования у различных групп населения мотивации для ведения здорового образа жизни.
3. Рождаемость
На естественную убыль и уменьшение численности населения влияет низкий уровень рождаемости населения области.
Рождаемость в Вологодской области в 2000-2007 годах
(человек)
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
Число родившихся, чел. | 11346 | 12055 | 12799 | 13168 | 13387 | 13022 | 13458 | 14178 |
Число родившихся, на 1000 чел. населения |
8.6 | 9.2 | 9.8 | 10.4 | 10.7 | 10.5 | 10.9 | 11.6 |
Ситуация с рождаемостью в области, отражая общероссийскую тенденцию, характеризуется следующими факторами:
показатели рождаемости сохраняются на низком уровне;
остается высокой доля внебрачных рождений;
происходит постепенное перемещение рождений у женщин возрастной группы 20-24 года в возрастную группу 25-29 лет. Это отложенное по социально-экономическим причинам рождение ребенка делает рождение в семье второго ребенка проблематичным из-за возраста матери.
Следует отметить, что в настоящее время изменение возрастной структуры населения благоприятно отражается на общих показателях рождаемости и соответственно на демографической динамике в целом. В возраст наиболее интенсивного деторождения вступают относительно многочисленные поколения женщин, родившихся в первой половине и середине 1980-х годов. Иная ситуация сложится через 10-15 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е годы. По состоянию на 1 января 2007 года численность девочек в возрасте 5-14 лет на 45.9% меньше численности женщин в возрасте 20-29 лет. Поэтому в последующие годы повышение коэффициента рождаемости, которое компенсирует резкое сокращение численности женщин репродуктивного возраста, будет невозможно.
(тыс. человек)
На 01.01.1996 | На 01.01.1999 | На 01.01.2006 | На 01.01.2007 | |
Численность девочек в возрасте 5-14 лет |
107.3 | 94 | 58 | 55.4 |
Численность женщин в возрасте 20-29 лет |
81.2 | 86 | 100 | 102.4 |
Негативное влияние на динамику рождаемости в настоящее время оказывает откладывание рождений или рождение детей женщинами более старшего возраста. Во-первых, у женщины сокращается репродуктивный период и уменьшается вероятность рождения последующих детей. Во-вторых, откладывание деторождения, а также большое количество абортов (хотя их число в последние годы снижается) могут привести к невозможности иметь детей вообще. В-третьих, с возрастом происходит ухудшение состояния здоровья, в том числе репродуктивного, что может помешать реализации репродуктивных намерений. В-четвертых, с возрастом у людей закрепляется представление о более высоком жизненном стандарте и образе жизни, которое усиленно внедряется средствами массовой информации, и при этом рождение детей не вписывается в этот жизненный стандарт. В-пятых, откладывание рождения детей зачастую является следствием откладывания регистрации брака, а в этом, в свою очередь, проявляется снижение ценности устойчивого, длительного брака, что, безусловно, негативно влияет на репродуктивное поведение.
Важным самостоятельным аспектом в проблеме рождаемости является рождение детей вне зарегистрированного брака. Число и доля таких рождений в общем числе родившихся неуклонно растет. В 2006 году в области доля родившихся вне зарегистрированного брака достигла 36% (в 2004 году - 35.7%). В 2007 году доля родившихся вне зарегистрированного брака снизилась до 35.4%. Наряду с высоким уровнем разводов и смертности (смерти одного из супругов) это ведет к росту числа неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.
Проблема рождаемости во многом связана со стабильностью браков. Нестабильность браков и разводы супругов ведут к ограничению деторождения, а меньшее число детей в семье и тем более их отсутствие облегчает принятие решения о расторжении брака. И низкая рождаемость, и нестабильность браков имеют общие базовые причины - низкая ценность семьи и брака, философия бездетности и малодетности, социально-экономические проблемы.
В системе дошкольного образования Вологодской области в 2007 году насчитывается 632 дошкольных образовательных учреждения, что по сравнению с 1995 годом меньше на 226 единиц.
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, составляет 79%, или 57.6 тыс. человек. Вместе с тем материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений физически и морально устаревает. Средняя степень износа основных средств в отрасли "Образование" составляет 43%, капитальные ремонты практически не проводятся. Так, 122 дошкольных образовательных учреждения требуют капитального ремонта, 6 - находятся в аварийном состоянии (по государственно-статистической отчетности).
Дошкольные образовательные учреждения городов и районных центров укомплектованы детьми сверх установленных норм наполняемости, поэтому не соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
Из-за отсутствия условий дети в возрасте до 1.5 лет практически не принимаются в детские сады в муниципальных образованиях области, а в городах Вологде и Череповце в детские сады не принимаются дети до 2 лет.
В результате сокращения сети дошкольных образовательных учреждений обострилась проблема доступности дошкольного образования. По состоянию на 2007 год для определения в дошкольные образовательные учреждения на учете состоят 7.5 тыс. детей с полутора лет и около 6 тыс. - дети раннего возраста.
4. Старение населения
Еще одной демографической тенденцией, которая в последующие годы окажет влияние на жизнедеятельность людей, является старение населения.
Доля пожилых людей неуклонно увеличивается за счет выхода на пенсию лиц, родившихся в конце 1940-1950-х годов. К 2015 году доля лиц пенсионного возраста достигнет 23% общей численности населения, к 2020 году - 24.8%. Коэффициент демографической нагрузки возрастет к 2010 году до 604 человек на 1000 человек трудоспособного возраста, а к 2020 году - до 806 человек.
Средняя продолжительность жизни жителей области в 2006 году составила 58.4 года для мужчин, для женщин - 73.2 года, что ниже среднероссийских показателей и значительно ниже, чем в западных странах Европы (в среднем по России - 60.4 - для мужчин и 73.2 - для женщин).
5. Миграционные процессы
В связи со снижением численности жителей Вологодской области и перспективой ее дальнейшего сокращения резко обозначилась проблема регулирования миграционных процессов, протекающих в области, поскольку они оказывают определенное влияние на численность и половозрастной состав населения.
За последние 7 лет миграционный прирост в области был незначительным, от 158 до 441 человека, в основном за счет граждан, прибывших в область из других государств.
Внутрирегиональное перемещение граждан не сказывается на изменении численности населения области, однако влияет на внутриобластное распределение населения между городскими и сельскими поселениями.
Процесс перераспределения населения из села в город, начавшийся в 1950-е годы и несколько ослабевший в 90-е годы, вновь наберет силу и будет продолжаться в течение последующего 20-летия, чему способствует благоприятная конъюнктура трудоустройства в городах.
Межрегиональная миграция населения в 2007 году по сравнению с 2000 годом снизилась на 35% в численности граждан, прибывших в Вологодскую область, и на 24% - в численности граждан, выбывших за пределы области.
Межрегиональная миграция существенно превышает объемы международной миграции. Число прибывших в 2007 году в Вологодскую область из других стран составило 966 человек, выбыли в данном потоке 165 человек.
Общий миграционный оборот в 2007 году по сравнению с 2000 годом сократился в 1.3 раза, что свидетельствует о снижении территориальной мобильности вологжан.
Падение мобильности населения связано с сократившимися возможностями учебы в отрыве от дома, с экономическим кризисом и сопряженным с ним застоем городов, отсутствием внятных экономических перспектив развития регионов, с сохранением адресной регистрации и ужесточением ее правил, с развитием форм временной трудовой, в том числе "челночной", миграции, которая в определенной мере замещает "обычную" миграцию, так как позволяет части семей получать средства к существованию путем работы на выезде без смены места постоянного жительства. На снижение мобильности влияет изменение возрастной структуры населения в сторону сокращения доли молодежи - наиболее активного в миграционном отношении контингента.
Стремительная естественная убыль трудоспособного населения в области требует регулирования и внутрирегиональных, и внешних миграционных процессов. Предполагается, что до 2012 года миграционный прирост по Вологодской области сохранится на уровне 250-600 человек в год, далее до 2025 года прирост возрастет до 1830 человек в год.
Постановлением Правительства Вологодской области от 14 сентября 2009 г. N 1388 в подраздел 6 раздела I настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
6. Уровень жизни населения
С увеличением количества детей в семье происходит снижение среднедушевых доходов населения. В семьях, имеющих одного ребенка, среднедушевой доход в 2006 году составил 8482 рубля, в семьях, имеющих двоих детей, - 7819 рублей, в семьях, имеющих троих детей, - 3729 рублей в месяц на одного члена семьи.
Важное значение в повышении жизненного уровня населения и, в первую очередь, трудоспособных граждан, способных реализовать свой репродуктивный потенциал, имеет эффективная занятость.
В условиях существования вынужденной неполной занятости населения, связанной с использованием отпусков по инициативе работодателя, работой в режиме неполной рабочей недели или дня, работой в неблагоприятных условиях труда на некоторых производствах, заниженной заработной платой и нерегулярностью ее выплаты, а вследствие этого и текучестью персонала, обостряются проблемы безработицы. Каждый пятый, уволившийся по собственному желанию, находится в возрасте до 20 лет, 13.6% - в возрасте от 20 до 29 лет, половина уволившихся по собственному желанию - в возрасте 40-49 лет.
Средний возраст безработных составляет 34.5 года. Безработные в Вологодской области в среднем моложе занятого населения на 4.5 года. Каждый третий безработный - в возрасте до 30 лет.
В Вологодской области реализуются концепция долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья населения Вологодской области "Вологодская область -Здоровье-21" и Стратегический план "Охрана и укрепление здоровья населения Вологодской области на 2003-2010 годы", которые также решают задачи снижения предотвратимой смертности. Основным инструментом их выполнения являются целевые программы и планы мероприятий Правительства области. В 2008 году Правительством области утверждены следующие долгосрочные целевые программы:
"Здоровое школьное питание на 2009-2015 годы";
"Обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов в Вологодской области на 2009-2011 годы";
"Льготные лекарства" на 2009-2010 годы;
"Сахарный диабет" на 2009-2011 годы;
долгосрочная целевая программа по предупреждению распространения в Вологодской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2009-2011 годы;
"Эффективная и безопасная лучевая диагностика" на 2009-2011 годы;
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы;
"Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2009-2010 годы";
"Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах".
Однако информационная поддержка этих программ недостаточная и составляет от 5 до 25% от необходимых эффективных объемов.
Кроме того, в области приняты законы и целевые программы, мероприятия которых также направлены на улучшение демографической ситуации в области (мероприятия указаны в таблице N 1 раздела III Программы).
Настоящая Программа усилит действующие целевые программы, будет способствовать стабилизации демографической ситуации и сохранению положительных тенденций в демографическом развитии области.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основными целями Программы являются:
повышение качества жизни населения области;
снижение темпов убыли населения;
стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
В соответствии с современными подходами к решению демографических проблем ожидать устойчивого улучшения ситуации можно лишь в случае целенаправленных и согласованных действий всех органов исполнительной государственной власти области, деятельность которых оказывает влияние на те или иные аспекты социально-демографической ситуации, включая социально-экономические вопросы и вопросы безопасности жизнедеятельности, качества медицинского обслуживания, состояния окружающей среды, культуры, спорта и образования.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
снижение смертности населения области, прежде всего сверхсмертности в трудоспособном возрасте от неестественных причин;
увеличение продолжительности жизни населения области;
стимулирование рождаемости в области;
укрепление здоровья населения области, в том числе репродуктивного;
повышение социально-гигиенической грамотности населения области, формирование мотивации соблюдения здорового образа жизни;
укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство;
управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития;
расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта, открытия групп в образовательных учреждениях.
Мероприятия Программы разработаны на 2009, 2010 годы.
Демографические процессы в обществе достаточно инертны, следовательно, для получения результатов потребуется дальнейшая разработка эффективных мер демографического развития области на последующие годы.
Постановлением Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1660 в раздел III настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
III. Перечень мероприятий Программы
Таблица N 1
Мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в области (приняты законы и целевые программы)
N п/п |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки реализации |
Финансирование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства | ||||
1. |
Государственная помощь семьям, имеющим детей, в решении жилищных проблем |
|
|
|
1.1. |
Предоставление молодым семьям, нуждающимся в получении жилых помещений, безвозмездных субсидий из областного бюджета для оплаты первоначального взноса при приобретении жилья с учетом количества имеющихся детей и на погашение части кредита (займа) при рождении (усыновлении)ребенка |
Департамент развития муниципальных образований области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Вологодской области на 2009-2010 годы" |
1.2. |
Государственная поддержка граждан, проживающих в сельской местности на территории области, по улучшению жилищных условий |
департамент сельского хозяйства области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села на 2009-2012 годы" |
1.2.1. |
Развитие жилищного строительства в сельской местности |
|||
1.2.2. |
Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
|||
2. |
Назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей |
|
|
|
2.1. |
Организация назначения и выплаты компенсаций транспортных расходов малоимущим беременным женщинам, направляемым для диспансеризации,консультации, лечения и родов в специализированные лечебные учреждения |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" |
2.2. |
Организация назначения и выплаты единовременных пособий при рождении ребенка |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области", долгосрочной целевой программой "Дорога к дому" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 3 июля 2009 года N 1025 |
2.3. |
Организация назначения и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
|
2.4. |
Организация назначения и выплаты ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" |
2.5. |
Организация назначения и выплаты единовременного пособия малоимущим семьям на детей, идущих в 1 класс |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
|
2.6. |
Организация назначения и выплаты единовременного пособия одиноким отцам, воспитывающим 5 и более детей |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
|
3. |
Реализация мер по обеспечению совместного отдыха и досуга, созданию системы обеспечения социальной комфортности для семей с детьми |
|
|
|
3.1. |
Обеспечение новорожденных детей из малоимущих или нуждающихся семей средствами ухода |
департамент труда и социального развития области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа "Город Череповец"*, управление труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда" Вологодской области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области", долгосрочной целевой программой "Дорога к дому" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 3 июля 2009 годаN 1025 |
3.2. |
Компенсация за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, и сопровождающему лицу в размере 50% стоимости проезда |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" |
4. |
Поддержка семей с двумя и более детьми |
|
|
|
4.1. |
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" |
5. |
Формирование в обществе нравственных, семейных ценностей, установка на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми |
|
|
|
5,1. |
Проведение Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества "Семья России" |
Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области, государственное учреждение культуры и образования "Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации" |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Великий Устюг -родина Деда Мороза" на 2009-2010 годы |
5.2. |
Организация и проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному дню семьи (15 мая), Международному дню защиты детей (1 июня), Дню матери (последнее воскресенье ноября), Дню отца (второе воскресенье декабря) |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с долгосрочной целевой программой "Дорога к дому" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 3 июля 2009 года N 1025 |
6. |
Организация занятости подростков от 14 до 18 лет в свободное от учебы время |
Департамент занятости населения области, департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" |
7. |
Государственная поддержка общественных объединений |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 30 января 2007 года N 1562-ОЗ "О государственной поддержке общественных объединений в Вологодской области" |
8. |
Организация и проведение конкурса проектов (программ) на соискание областных государственных грантов, направленных на социальную и правовую помощь женщинам и детям |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 30 января 2007 года N 1562-ОЗ "О государственной поддержке общественных объединений в Вологодской области", постановлением Правительства области от 25 июня 2007 года N 775 "Об областных государственных грантах, направленных на социальную и правовую помощь женщинам и детям" |
9. |
Назначение и выплата ежемесячного социального пособия малоимущим семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, преодоление которой требует определенного времени. Назначение и выплата ежеквартального социального пособия отдельным категориям малоимущих семей: несовершеннолетним матерям, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, родителям-инвалидам и другим |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 1 марта 2005 года N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" |
10. |
Разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
10.1. |
Развитие семейных форм устройства детей |
Департамент образования области |
2009, 2010 годы |
осуществляются в рамках подпрограммы "Дети-сироты" долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы" |
10.2. |
Совершенствование процесса социализации детей-сирот |
|||
10.3. |
Дополнительные гарантии по социальной поддержке и защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|||
10.4. |
Кадровое обеспечение процесса социализации детей-сирот |
|||
11. |
Восстановление моральных стимулов к многодетности, вручение государственной награды Вологодской области "Медаль материнства" |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в соответствии с законом области от 6 декабря 2006 года N 1528-ОЗ "Об учреждении государственной награды Вологодской области -медали "Медаль материнства" |
Раздел 2. Улучшение здоровья и снижение смертности населения области | ||||
1. |
Охрана здоровья детей и молодежи |
|
|
|
1.1. |
Разработка и реализация мер по профилактике детского травматизма |
департамент здравоохранения области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2. |
Реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения |
|
|
|
2.1. |
Приобретение уголков безопасности дорожного движения для дошкольных образовательных учреждений |
органы местного самоуправления муниципальных образований области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2.2. |
Проведение мероприятий по подготовке оказания помощи современными способами лицам, пострадавшим в результате ДТП. Приобретение для пожарно-спасательных подразделений, дислоцируемых вдоль дорог областного значения и участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, современных образцов аварийно-спасательной техники |
Управление гражданской защиты и пожарной безопасности области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2.3. |
Организация и проведение семинаров, занятий, конкурсов с педагогическими работниками различных категорий по методике обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах |
департамент образования области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2.4. |
Проведение областных мероприятий с отрядами юных инспекторов движения муниципальных районов и городских округов |
департамент образования области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2.5. |
Проведение областных финалов, слетов, фестивалей, конкурсов: "Дорога без опасности", "Безопасное колесо", "Перекресток", "Светофор собирает друзей", акции "Внимание - дети!", "Каникулы" и других |
Управление внутренних дел по Вологодской области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
Департамент образования области | ||||
2.6. |
Обеспечение образовательных учреждений литературой, наглядными пособиями, программами, компьютерными разработками по Правилам дорожного движения. Оформление подписки на всероссийскую газету "Добрая дорога детства" |
Департамент образования области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2.7. |
Проведение широкомасштабных акций,- "Внимание - дети!", "Ваш пассажир - ребенок", "Пешеход" и т.д. Привлечение информационных и рекламных агентств к проведению профилактических акций, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения, размещение информационных материалов в СМИ по вопросам безопасности дорожного движения |
Управление внутренних дел по Вологодской области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2.8. |
Создание информационно-пропагандистской продукции, роликов, сценариев, видеотелекинофильмов и сюжетов. Организация тематической наружной социальной рекламы (баннеры, перетяжки), а также размещение материалов в СМИ, в общественном транспорте, кинотеатрах и других местах |
Управление внутренних дел по вологодской области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
2.9. |
Изготовление и распространение световоэвращающих приспособлений в среде дошкольников и учащихся младших классов общеобразовательных учреждений |
Управление внутренних дел по Вологодской области |
2009, 2010 годы |
осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах" |
* - при наделении соответствующих органов местного самоуправления данным полномочием.
Таблица N 2
Мероприятия долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы
N п/п |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки реализации |
Объемы финансирования |
||||
всего |
2009 год |
2010 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Раздел 1. Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства | ||||||||
1. |
Назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей |
|
|
|
|
|
||
1.1. |
Разработка областного нормативного правового акта, предусматривающего введение нового вида ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от полутора до трех лет на детей, не посещающих детское дошкольное учреждение по причине отсутствия мест в детском саду и по медицинским показаниям |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
|
|
|
||
1.2. |
Разработка областного нормативного правового акта, предусматривающего увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка с учетом применения индекса роста прожиточного минимума |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
|
|
|
||
1.3. |
Разработка областного нормативного правового акта, предусматривающего увеличение размера дополнительного единовременного пособия при рождении второго, третьего ребенка с учетом уровня инфляции |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
|
|
|
||
2. |
Формирование в обществе нравственных, семейных ценностей, установка на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми |
|
|
|
|
|
||
2.1. |
Пропаганда через областные СМИ семейных ценностей, формирование установки на создание полной, состоящей в законном браке семьи, воспитание в семье двух и более детей, формирование у населения активной жизненной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья |
Комитет информации, печати и телерадиовещания области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
|
|
||
2.1.1. |
Подготовка и выдача в эфир телепередач соответствующей тематики |
|
|
|
текущее финансирование |
|||
2.1.2. |
Подготовка и опубликование материалов в печатных СМИ по соответствующей тематике |
|
|
|
текущее финансирование |
|||
2.1.3. |
Подготовка и выдача в эфир радиопередач соответствующей тематики |
|
|
|
текущее финансирование |
|||
2.2. |
Изготовление и размещение пакета социальной рекламы в СМИ и средствами иных носителей рекламы (уличная реклама, прямая рассылка и др.), направленной на поддержание высокого общественного статуса полной, состоящей в законном браке семьи, имеющей детей, и ведение здорового образа жизни |
Комитет информации, печати и телерадиовещания области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
|
|||
2.2.1. |
Реклама в электронных СМИ |
|
|
|
текущее финансирование |
|||
2.2.2. |
Реклама в печатных СМИ |
|
|
|
||||
2.2.3. |
Реклама на уличных носителях, прямая рассылка и другие формы |
|
|
|
||||
2.3. |
Проведение областного фестиваля клубов молодых семей "Погода в доме" |
комитет по делам молодежи области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
2.4. |
Обеспечение проведения фестиваля активного семейного отдыха "Все семьи интересны" в рамках областного фестиваля "Семейный лад" |
департамент труда и социального развития области |
2010 год |
текущее финансирование |
- |
текущее финансирование |
||
2.5. |
Проведение областного конкурса "Молодежное подворье" |
комитет по делам молодежи области, департамент сельского хозяйства области, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области, департамент международных и межрегиональных связей Правительства области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
3. |
Меры по совершенствованию системы социально-психологической и информационной поддержки семей |
|
|
|
|
|
||
3.1. |
Проведение обучающих тематических семинаров для членов молодежных объединений и общественных организаций области, студентов и учащихся учебных заведений области в целях профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа |
комитет по делам молодежи области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
3.2. |
Организация областных конкурсов на лучшие проекты социальных роликов, посвященных пропаганде здоровых и гармоничных семейных отношений |
комитет по делам молодежи области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4. |
Организация и проведение конкурса социальных проектов, направленных на внедрение инновационных форм социального обслуживания семьи и детей |
департамент труда и социального развития области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5. |
Разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
|
||
5.1. |
Разработка комплексной программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5.2. |
Организация и выпуск ежеквартальных теле- и радиопрограмм о проблемах развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Департамент образования области, Комитет информации, печати и телерадиовещания области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5.3. |
Организация и проведение Дня семьи с участием семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5.4. |
Организация и проведение праздничных, спортивных и других мероприятий для семей с усыновленными детьми, а также семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5.5. |
Организация издания специальных газетных приложений, посвященных пропаганде и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5.6. |
Подготовка и организация издания информационных листовок, буклетов и календарей для пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
|
Всего по разделу 1 |
- |
- |
- |
||||
Раздел 2. Улучшение здоровья и снижение смертности населения области | ||||||||
1. |
Охрана здоровья детей и молодежи |
|
|
|
|
|
||
1.1. |
Реализация мер по повышению качества питания |
|
|
|
|
|
||
1.1.1. |
Обеспечение молоком учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений области |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
2009, 2010 годы |
152954,8* |
76477,4* |
76477,4* |
||
1.1.2. |
Обеспечение питанием школьников |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
2009, 2010 годы |
623514,5* |
303116,7* |
320397,8* |
||
1.2. |
Профилактика детского травматизма |
|
|
|
|
|
||
1.2.1. |
Приобретение реанимационно-диагностического оборудования для ГУЗ "Вологодская областная больница N 1" |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
1.3. |
Проведение областных смотров-конкурсов среди образовательных учреждений (детских садов, школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования) на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы (по различным номинациям) |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
2. |
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения |
|
|
|
|
|
||
2.1. |
Разработка и реализация системы мер по медицинской профилактике и лечению бесплодия, а также случаев глубокой недоношенности, обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья |
департамент здравоохранения области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
2.2. |
Проведение профилактических мероприятий с целью ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивных функций, в том числе у детей и подростков |
департамент здравоохранения области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
2.3. |
Государственная поддержка экстракорпорального оплодотворения для бездетных семей |
департамент здравоохранения области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
2.4. |
Разработка и внедрение современных медицинских и психологических технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции, внедрение новых лечебно-диагностических и перинатальных технологий |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
2.5. |
Приобретение медицинского оборудования и внедрение современных технологий в учреждениях родовспоможения |
департамент здравоохранения области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование государственных областных учреждений родовспоможения |
||||
3. |
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности населения, в том числе от травм и отравлений |
|
|
|
|
|
||
3.1. |
Проведение анализа причин суицидального поведения населения области |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
3.2. |
Своевременное выявление и активная профилактика психических расстройств у детей и подростков |
департамент здравоохранения области |
|
|
|
|
||
3.2.1. |
Обучение психиатров для работы в кабинетах профилактики психических расстройств в образовательных и лечебных учреждениях области |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
3.3. |
Проведение психообразовательной и психопрофилактической работы с молодыми семьями |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
3.4. |
Обучение медицинского персонала методам выявления депрессивных расстройств, методам выявления и организации работы с группой риска по злоупотреблению алкоголем |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4. |
Разработка и реализация мер, направленных на формирование здорового образа жизни населения |
|
|
|
|
|
||
4.1. |
Информационная поддержка оздоровительных мероприятий по формированию у населения области мотивации к здоровому образу жизни |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
|
|
|
||
4.1.1. |
Изготовление и тиражирование аудио- и видеоматериалов по профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний и здоровому образу жизни |
|
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4.1.2. |
Издание и распространение информационно-пропагандистских материалов по здоровому образу жизни (памятки, буклеты) |
|
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4.2. |
Проведение циклов передач на телевизионных и радиоканалах, вещающих на территории области, публикации материалов в СМИ в целях профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, повышения физической активности населения области, противодействия употреблению алкоголя, табака, наркотических веществ |
департамент здравоохранения области, Комитет информации, печати и телерадиовещания области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4.3. |
Выпуск информационного бюллетеня "Здоровье - наш выбор" |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4.4. |
Обучение населения здоровому образу жизни |
департамент здравоохранения области |
2009, 2010 годы |
|
|
|
||
4.4.1. |
Проведение зональных конференций по здоровому образу жизни |
|
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4.5. |
Совершенствование системы медицинской помощи и социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную зависимость, и членов их семей |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
4.6. |
Организация и проведение областного конкурса реабилитационных программ (проектов) "Все в твоих руках" среди учреждений социального обслуживания семьи и детей, общественных организаций |
департамент труда и социального развития области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5. |
Развитие системы объектов физической культуры и спорта, игровых и спортивных площадок в шаговой доступности от места жительства |
|
|
|
|
|
||
5.1. |
Организация и проведение областных спортивных семейных мероприятий, в том числе с участием неполных семей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья |
комитет по физической культуре и спорту области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
5.2. |
Проведение областной спартакиады среди учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования |
Департамент образования области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
5.3. |
Развитие и оснащение объектов физической культуры и спорта, игровых и спортивных площадок |
|
|
|
|
|
||
5.3.1. |
Оборудование спортивных площадок, спортивных залов, приобретение спортивного инвентаря для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной государственной власти области |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5.3.2. |
Оборудование спортивных площадок, спортивных залов, приобретение спортивного инвентаря для специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (пос. Шексна) и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
5.4. |
Обеспечение доступности спортивных и оздоровительных сооружений для малоимущих граждан и инвалидов |
комитет по физической культуре и спорту области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
6. |
Обучение населения основным формам само- и взаимопомощи на месте ДТП до прибытия скорой медицинской помощи |
|
|
|
|
|
||
6.1. |
Проведение семинаров-тренингов |
департамент здравоохранения области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
7. |
Реализация мер по улучшению безопасных условий и совершенствованию охраны труда |
|
|
|
|
|
||
7.1. |
Формирование и развитие методической, организационной и мотивационной основ для функционирования государственной системы управления охраной труда |
|
|
|
|
|
||
7.1.1. |
Разработка и обеспечение выпуска методических рекомендаций, пособий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организации работы по охране труда в организациях |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
7.1.2. |
Проведение областного смотра на лучшую организацию работы в сфере охраны труда |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
7.2. |
Информационное содействие обеспечению безопасности жизни и здоровья работников, занятых на производстве, и пропаганда вопросов охраны труда |
департамент труда и социального развития области |
|
|
|
|
||
7.2.1. |
Подготовка и обеспечение выпуска доклада о состоянии условий и охраны труда в Вологодской области (ежегодно) |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
8. |
Меры по сокращению бедности и минимизации ее негативных последствий |
|
|
|
|
|
||
8.1. |
Создание консультационных пунктов для учащихся-инвалидов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-III вида |
Департамент образования области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
8.2. |
Открытие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования по профессиям: кружевница; швея; штукатур-маляр; столяр-плотник |
Департамент образования области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
|
Всего по разделу 2 |
|
|
776469,3 |
379594,1 |
396875,2 |
||
|
в том числе: |
|
|
|
||||
|
Региональный фонд софинансирования расходов |
776469,3 |
379594,1 |
396875,2 |
||||
Раздел 3. Первоочередные меры по развитию трудового потенциала области и миграционной политике | ||||||||
1. |
Проведение конкурса на лучший коллективный договор в организациях области |
департамент труда и социального развития области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
2. |
Реализация мер по развитию поддержки соотечественников и пропаганде российской культуры за рубежом |
|
|
|
|
|
||
2.1. |
Сохранение и развитие российского культурного наследия и русского языка, содействие распространению знаний об истории, традициях и культуре области, содействие изучению русского языка, содействие всем видам культурного обмена между областью и соотечественниками, проживающими за рубежом |
департамент международных и межрегиональных связей Правительства области |
|
в рамках соглашений о сотрудничестве с регионами, органами государственной власти Российской Федерации и иностранных государств |
||||
3. |
Стимулирование притока в область трудовой иммиграции высококвалифицированных иностранных специалистов |
|
|
|
|
|
||
3.1. |
Проведение мониторинга потребности экономики области в иностранной рабочей силе |
Департамент занятости населения области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
3.2. |
Подготовка предложений по определению квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории области |
Департамент занятости населения области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
4. |
Меры по регулированию и оптимизации внутренней миграции и распределению населения |
|
|
|
|
|
||
4.1. |
Оказание содействия переселенцам: в переобучении по требующимся в области специальностям; в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса (консультирование переселенцев, оказание помощи в составлении бизнес - планов, других правовых и хозяйственных документов) |
Департамент занятости населения области |
2009, 2010 годы |
текущее финансирование |
||||
Всего по разделу 3 |
|
|||||||
Раздел 4. Информационно-методические мероприятия | ||||||||
1. |
Организация конкурсов на лучшие проекты социальных ТВ-роликов, социальных плакатов, посвященных пропаганде здоровых и гармоничных семейных отношений |
комитет по делам молодежи области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
2. |
Выпуск информационно-методического справочника "Из опыта работы клубов молодых семей Вологодской области", обеспечение клубов молодых семей методическими материалами |
комитет по делам молодежи области |
2010 год |
текущее финансирование |
|
текущее финансирование |
||
|
Всего по разделу 4 |
- |
- |
- |
||||
|
ИТОГО |
776469,3 |
379594,1 |
396875,2 |
||||
|
в том числе: |
|
|
|
||||
|
фонд софинансирования расходов |
776469,3 |
379594,1 |
396875,2 |
||||
|
в том числе: |
|
|
|
||||
|
обеспечение учащихся 1 -4 классов молоком |
152954,8 |
76477,4 |
76477,4 |
||||
|
обеспечение питанием школьников |
623514,5 |
303116,7 |
320397,8 |
* - субсидии из регионального фонда софинансирования расходов.
Постановлением Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1660 раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания названного постановления
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 776 4693 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе 776 469,3 тыс. рублей - субсидии из регионального фонда софинансирования расходов.
Ресурсное обеспечение Программы представлено в приложении 1 к Программе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 г. N 2064 в раздел V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется путем обеспечения учета демографической ситуации и мер, направленных на ее улучшение. Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - департаментом здравоохранения области, а также по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными исполнителями.
Начальник департамента здравоохранения области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключаемых с организациями, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 г. N 2064 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы социальной сферы.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему вопросы социальной сферы, а в копии - в департамент экономики Правительства области и контрольно-аналитическое управление Правительства области информацию о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем (включая информацию о качестве и комплектности полученного оборудования, техники, дате ввода их в эксплуатацию, об использовании их по назначению и т.д.).
Исполнители Программы представляют в департамент здравоохранения области аналитическую информацию:
о ходе реализации Программы по итогам полугодия и года - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
о результатах, достигнутых в рамках реализации Программы, по итогам года (важнейшие целевые показатели - количественные характеристики проблем, решаемых Программой, или изменение темпов их роста с пояснительной запиской) - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Департамент здравоохранения области осуществляет подготовку и направление в департамент экономики Правительства области аналитической информации в порядке, установленном Правительством области.
Система контроля обеспечивает осуществление предварительного, текущего и последующего контроля и включает:
экспертизу и сопровождение заказчиком государственных контрактов (в обязательном порядке при закупке дорогостоящего и сложного оборудования, работ, услуг с привлечением специализированных организаций);
внутриведомственный контроль - проведение структурными подразделениями органов исполнительной государственной власти области (ревизионный сектор, штатный ревизор и т.п.), являющихся заказчиками либо исполнителями Программы, проверок, ревизий, инвентаризаций по вопросам целевого и эффективного использования средств в рамках реализации Программы;
контроль в ходе комплексных проверок с участием представителей иных органов (контрольно-ревизионного управления департамента финансов области, контрольно-аналитического управления Правительства области и т.п.).
VII. Оценка результатов реализации Программы
К 2010 году реализация Программы позволит заложить основы для достижения стабилизации демографических процессов и улучшения демографической ситуации в Вологодской области:
снизить темпы убыли населения области с 7.6 тыс. человек в 2006 году до 6.5 тыс. человек в год в 2010 году;
увеличить коэффициент рождаемости с 10.9 родившихся на 1000 человек населения в 2006 году до 12 родившихся на 1000 человек населения;
снизить коэффициент смертности с 17.1 умерших на 1000 человек населения в 2006 году до 16.5 умерших на 1000 человек населения;
снизить коэффициент младенческой смертности с 8.6 умерших на 1000 родившихся до 8 умерших на 1000 родившихся;
увеличить суммарный коэффициент рождаемости с 1.348 в 2006 году до 1.5;
сократить уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих на 5%;
сократить общий уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10% (с 3.9 человека на 1000 работающих в 2006 году до 3.5 человека на 1000 работающих);
стабилизировать численность работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
увеличить численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, с 59770 в 2006 году до 67570 (увеличение на 7.8 тыс. мест);
повысить уровень знаний населения области о здоровом образе жизни;
увеличить продолжительность жизни населения области с 64.7 лет в 2006 году до 67 лет в 2010 году;
разработать эффективные методики обучения населения различных возрастных групп формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек;
улучшить показатели здоровья детского населения области за счет совершенствования системы охраны здоровья в образовательных учреждениях всех типов;
укрепить материально-техническую базу спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений области;
повысить грамотность молодежи в сфере брачно-семейных отношений.
Постановлением Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1660 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания названного постановления
Приложение 1
к долгосрочной целевой программе
"Демографическое развитие
Вологодской области"
на 2009, 2010 годы
Ресурсное обеспечение программы "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы
14 сентября, 2 ноября 2009 г.
(тыс. рублей)
|
Источники финансирования |
||||
областной бюджет |
бюджеты муниципальных образований области |
бюджетные фонды |
прочие источники |
||
региональный фонд софинансирования расходов |
наименование источника |
сумма |
|||
Общий объем финансирования |
776 469,3 |
- |
776 469,3 |
- |
- |
в том числе с разбивкой по годам: |
|
|
|
|
|
2009 год |
379 594,1 |
- |
379 594,1 |
- |
- |
2010 год |
396 875,2 |
- |
396 875,2 |
- |
- |
Из них: |
|
|
|
|
|
Капитальные расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе с разбивкой по годам: |
|
|
|
|
|
2009 год |
- |
- |
- |
- |
- |
2010 год |
- |
|
- |
- |
- |
Текущие расходы |
776 469,3 |
|
776 469,3 |
- |
- |
в том числе с разбивкой по годам: |
|
|
|
|
|
2009 год |
379 594,IV |
|
379 594,1 |
- |
- |
2010 год |
396 875,2 |
|
396 875,2 |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1713 "О долгосрочной целевой программе "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы"
Текст постановления официально опубликован в газете "Красный Север" N 139 от 25 ноября 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 13 декабря 2010 г. N 1438
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 15 февраля 2010 г. N 145
Постановление Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 г. N 2064
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1660
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 14 сентября 2009 г. N 1388
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1042
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 27 января 2009 г. N 111