Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение 1)
Основные направления
бюджетной политики Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
(утв. постановлением Правительства области от 27 октября 2014 г. N 945)
Бюджетная политика в области на 2015 - 2017 годы ориентирована на:
обеспечение сбалансированности областного бюджета в условиях высокой долговой нагрузки;
обеспечение сбалансированности и устойчивости системы муниципальных финансов;
последовательное снижение дефицита бюджета;
реализацию указов Президента Российской Федерации, направленных на решение неотложных проблем социально-экономического развития страны;
сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области;
повышение эффективности бюджетных расходов;
определение приоритетных направлений и целей использования финансовых ресурсов в условиях режима экономии бюджетных средств;
создание условий для привлечения инвестиций в экономику области;
повышение доступности и качества государственных услуг;
формирование "программного бюджета" и использование программно-целевых методов для формирования местных бюджетов;
обеспечение открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан;
совершенствование системы межбюджетных отношений;
эффективное управление государственным долгом области и последовательное снижение государственного долга.
Бюджетное планирование основывается на "консервативной", то есть наиболее реалистичной оценке прогноза социально-экономического развития области при необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, предотвращения части рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств.
Решение задачи оптимизации бюджетных расходов должно быть обеспечено при условии неснижения качества предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
Областной бюджет будет сформирован на три года.
В основу проекта областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 года будут положены показатели утвержденного областного бюджета на плановый период 2015 и 2016 годов с корректировкой в соответствии с действующими условиями.
I. Основные задачи бюджетной политики
Основными задачами бюджетной политики в области расходов являются:
четкое определение приоритетности расходов областного бюджета;
повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств за эффективность бюджетных расходов;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в первую очередь социально ориентированных;
повышение результативности бюджетных расходов за счет реализации внутренних резервов, минимизации бюджетных рисков, оптимизации и сдерживания расходов;
внедрение системы оценки эффективности предоставляемых государственных услуг;
формирование государственных программ Вологодской области (далее - государственных программ области) исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития области и индикаторов их достижения;
охват государственными программами области максимально возможного числа направлений социально-экономического развития области и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований;
повышение эффективности реализуемых государственных программ области;
совершенствование государственного финансового контроля с использованием механизмов контроля, ориентированных на определение результативности и экономности бюджетных расходов;
определение приоритетов развития муниципальных образований области исходя из необходимости повышения экономической самостоятельности с учетом особенностей экономики;
совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области, создание условий для поддержания устойчивого исполнения местных бюджетов.
II. Основные направления бюджетной политики на 2015 - 2017 годы
Бюджетная политика в области расходов направлена на безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом, продолжение работы по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Достижение поставленных целей в условиях ограниченности финансовых ресурсов объективно предполагает перераспределение имеющихся средств в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации задач и создающих условия для экономического роста.
Основными направлениями указанной деятельности в настоящее время являются:
повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации закупок для обеспечения государственных нужд, бюджетной сети и численности государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы;
повышение адресности социальной поддержки граждан для достижения максимального социального эффекта, оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости граждан;
проведение структурных реформ в социальной сфере (изменений, направленных на повышение эффективности отраслей социальной сферы).
При этом изменения в структуре и объемах расходов по приоритетным направлениям должны быть увязаны с изменениями в соответствующих сферах, определенных в "дорожных картах", направленных на повышение эффективности отраслей социальной сферы.
В ближайшие три года необходимо продолжить работу по увеличению доли расходов областного бюджета, сформированных "программно-целевым" методом.
В этой связи необходимо повысить качество государственных программ, обеспечить дальнейшую интеграцию государственных программ в процесс бюджетного планирования.
В перспективе государственные программы области должны охватить максимально возможное число направлений социально-экономического развития области.
Будет продолжена работа по реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан. В рамках программных мероприятий повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами планируется разработка и внедрение информационного ресурса открытый бюджет - "Бюджет для граждан".
Объемы бюджетных ассигнований на содержание органов государственной власти области будут сформированы с учетом решений протоколов заседания комиссии по повышению результативности бюджетных расходов по итогам рассмотрения докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной государственной власти области.
2.1. В области социальной сферы
Одним из приоритетов бюджетной политики в предстоящий период является финансовое обеспечение принятых решений по повышению заработной платы отдельным категориям работников образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и науки, нашедших отражение в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Бюджетная политика в отраслях социальной сферы направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств.
Необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей с реальными возможностями областного бюджета, их увязку с основными параметрами оказания государственных услуг, проработку планов структурных реформ, развитие эффективных финансово-экономических механизмов управления (совершенствование нормативного финансирования, учитывающего результативность работы организаций; введение эффективного контракта с работниками).
Необходимо продолжить работу по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования государственных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также несоответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
В плановом периоде будет завершено формирование ведомственных перечней государственных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных услуг и работ, разработанных федеральными органами исполнительной власти, которые будут действовать для всех публично-правовых образований.
Повышение качества государственных услуг (работ) также предполагается достичь путем создания соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение к оказанию государственных услуг (работ) негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения закупок для обеспечения государственных нужд с участием негосударственных организаций и полномасштабного применения принципов "эффективного контракта" в государственных учреждениях.
Образование
Бюджетная политика в области образования будет направлена на:
обеспечение доступного дошкольного образования;
обеспечение равных возможностей получения качественного общего и среднего профессионального образования;
повышение эффективности и качества услуг в сфере образования;
развитие эффективных финансово-экономических механизмов управления (совершенствование нормативного финансирования, учитывающего результативность работы организаций образования; введение эффективного контракта с педагогическими кадрами).
Общим направлением деятельности является совершенствование структуры и сети образовательных организаций.
В системе профессионального образования приоритетным является повышение результативности деятельности образовательных организаций, эффективное взаимодействие организаций среднего профессионального образования и работодателей.
Финансирование расходов в области образования с 2013 года осуществляется в рамках государственной программы "Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2017 годы".
Культура, архивное дело и туризм
Бюджетная политика в данных областях будет направлена на:
обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни и пользование услугами учреждений культуры, доступ к культурным ценностям и информации;
сохранение и развитие документального наследия области;
создание благоприятных условий для развития туризма на территории области;
сохранение, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия;
сохранение и развитие народных художественных промыслов.
Финансирование расходов в области культуры, архивного дела, туризма с 2015 года будет осуществляться в рамках государственной программы "Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015 - 2020 годы".
Здравоохранение
Бюджетная политика в области здравоохранения формируется с учетом структурных реформ в здравоохранении и направлена на дальнейшее повышение эффективности бюджетных расходов с учетом принятия мер по:
снижению неэффективных затрат и продолжению мероприятий, связанных с повышением производительности труда в этой сфере;
снижению уровня госпитализации и сокращению длительности пребывания в стационаре.
Необходимо учитывать нормы Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", связанные с осуществлением перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, увеличением страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренного действующим законодательством.
Финансирование расходов в области здравоохранения с 2014 года осуществляется в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области" на 2014 - 2020 годы.
Социальная политика
Бюджетная политика в данной области будет направлена на:
выполнение обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
расширение сферы применения адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, основанного на оценке нуждаемости.
Финансирование расходов в области социальной политики с 2014 года осуществляется в рамках государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы".
2.2. В области национальной экономики
Дорожное хозяйство
Первоочередными задачами в области дорожной деятельности в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов являются обеспечение транспортной доступности и повышение качества транспортного обслуживания населения, повышение эксплуатационных качеств объектов транспортной инфраструктуры с использованием новых технологий и материалов, улучшение экологической обстановки в области.
Предусматривается обеспечение сохранности существующей дорожной сети, приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог с целью улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния и пропускной способности.
В плановом периоде также продолжится реконструкция существующих и строительство новых дорог на основных направлениях автотранспортных потоков.
Бюджетная политика в сфере транспорта и дорожного хозяйства будет осуществляться с учетом приоритета реализации крупных инвестиционных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры.
Реализация поставленных задач будет осуществляться в пределах средств Дорожного фонда Вологодской области.
Финансирование расходов в области дорожной деятельности с 2014 года осуществляется в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы".
Сельское хозяйство
Основной задачей бюджетной политики в области сельского хозяйства является обеспечение продовольственной безопасности и повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
В целях мобилизации ресурсов для финансового обеспечения установленных приоритетов развития отрасли следует:
сократить количество основных мероприятий по поддержке сельского хозяйства, сконцентрировав бюджетные ресурсы на реализации наиболее значимых направлений поддержки агропромышленного комплекса;
обеспечить содействие повышению инвестиционной привлекательности отрасли в рамках субсидирования части процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам с учетом исполнения в первоочередном порядке расходных обязательств по субсидированию привлеченных до 1 января 2013 года инвестиционных кредитов, а также выполнению сезонных полевых работ путем субсидирования части процентной ставки по краткосрочным кредитам, заимствованным в российских кредитных организациях;
провести инвентаризацию инвестиционных проектов, субсидирование которых планируется осуществлять за счет ассигнований областного бюджета.
Финансирование расходов на достижение указанных целей с 2013 года осуществляется в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы".
Лесное хозяйство
Осуществление бюджетной политики в области лесного хозяйства направлено на обеспечение интенсификации использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, повышение эффективности исполнения переданных области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений.
Финансирование расходов на достижение указанных целей осуществляется в рамках государственной программы "Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014 - 2020 годы".
Малое и среднее предпринимательство
Осуществление бюджетной политики в области развития малого и среднего предпринимательства направлено на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории области и обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами в области развития малого и среднего предпринимательства являются повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (предоставляемые) субъектами малого и среднего предпринимательства, стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансирование расходов на достижение указанных задач с 2013 года осуществляется в рамках государственной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы".
2.3. В области жилищно-коммунального хозяйства
Бюджетная политика в области жилищно-коммунального хозяйства исходит из установленных федеральных и региональных стандартов.
Сохраняются меры социальной поддержки населения области в виде выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Одной из основных задач в области жилищно-коммунального хозяйства является реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стимулирование эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Финансирование расходов в области жилищно-коммунального хозяйства с 2014 года осуществляется в рамках государственных программ "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы" и "Энергоэффективность и развитие газификации на территории Вологодской области на 2014 - 2020 годы".
В 2015 - 2017 годах будет продолжена реализация мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации за счет средств федерального бюджета будет продолжена работа по обеспечению жильем, оказанию содействия в приобретении жилья ветеранам Великой Отечественной войны в целях безусловного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с подготовкой и проведением празднования в 2015 году 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
2.4. В области охраны окружающей среды
Осуществление бюджетной политики в области охраны окружающей среды направлено на обеспечение экологической безопасности и сохранение природных систем.
Для достижения наибольшей эффективности реализации природоохранных мероприятий на территории области в приоритетном порядке средства будут направляться на завершение строительства природоохранных объектов, позволяющих максимально сократить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Следует обеспечить постоянный государственный экологический надзор и мониторинг, своевременное, полное и достоверное информирование граждан, организаций о состоянии окружающей природной среды и экологической безопасности.
В целях осуществления охраны объектов животного мира и среды их обитания необходима реализация мероприятий по созданию оптимальных условий для сохранения, восстановления и увеличения численности, организации воспроизводства объектов животного мира; совершенствования системы планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; сохранения и воспроизводства популяционной группировки зубров, живущей в вольных условиях на территории области, а также реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года.
Финансирование расходов в области охраны окружающей среды с 2013 года осуществляется в рамках государственной программы области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы".
2.5. В области капитального строительства
В сложившихся условиях ограничения бюджетных средств финансирование капитальных вложений необходимо сосредоточить на объектах с высокой степенью готовности, а также имеющих социальную направленность.
В первую очередь предусматривается финансирование исполнения принятых обязательств по объектам капитального строительства.
Для повышения эффективности осуществления капитальных вложений необходимо создание условий, направленных на снижение рисков срыва сроков строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, что должно быть достигнуто, прежде всего, за счет повышения качества подготовки аукционной документации при осуществлении закупок для государственных нужд, а также обеспечении надлежащего контроля со стороны государственных заказчиков по исполнению условий заключенных контрактов.
В 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов реализацию мероприятий на капитальные вложения предусматривается осуществлять в соответствии с утвержденными государственными программами области.
2.6. В области государственного управления
Реализация мероприятий в данной сфере с 2013 года осуществляется в рамках государственной программы "Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013 - 2018 годы" и направлена на:
внедрение принципов и процедур оценки по результатам деятельности государственных гражданских служащих области;
разработку и внедрение регламентов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти области;
оптимизацию деятельности органов государственной власти области, исключение дублирования функций и полномочий;
реализацию механизмов противодействия коррупции;
повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти области;
повышение уровня финансового управления в органах исполнительной государственной власти области путем повышения ответственности органов исполнительной государственной власти области за выполнение возложенных на них функций;
повышение эффективности использования кадровых резервов органов исполнительной государственной власти области, областного кадрового резерва.
2.7. В области межбюджетных отношений
Основными целями в области межбюджетных отношений являются проведение политики стимулирования роста доходного потенциала муниципальных образований области, повышение самодостаточности и самостоятельности местных бюджетов.
Приоритетными задачами в сфере межбюджетных отношений являются:
обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований области;
повышение качества управления муниципальными финансами;
продолжение политики замены дотаций (части дотаций) на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности дифференцированными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
проведение работы по укрупнению муниципальных образований области путем объединения поселений, не имеющих экономического потенциала.
Финансовое обеспечение первоочередных расходов муниципальных образований области по решению вопросов местного значения при недостаточности налоговых и неналоговых доходов будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанных по уточненной методике в соответствии с законом области от 6 декабря 2013 года N 3222-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области".
Государственное полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, находящихся в границах муниципальных районов, будет осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с законом области от 6 декабря 2013 года N 3223-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений за счет средств областного бюджета" с выделением им субвенций из областного бюджета на реализацию указанного полномочия.
В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и повышения качества государственных услуг, оказываемых потребителям, будет действовать формализованный порядок определения критерия выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований области, исходя из необходимости достижения которого будет сформирован объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Данный критерий ежегодно утверждается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При определении уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований будет продолжено применение системы коэффициентов, учитывающих различия в структуре населения, социально-экономических, географических и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставляемых муниципальных услуг.
Финансирование дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с законом области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений за счет средств областного бюджета" с 2015 года будет осуществляться в рамках реализации государственной программы "Управление региональными финансами Вологодской области на 2015 - 2020 годы".
Выделение субсидий из областного бюджета будет осуществляться с учетом установленных показателей результативности.
В качестве приоритетных расходных обязательств муниципальных образований области, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий, Правительство области определяет:
софинансирование расходных обязательств местных бюджетов за счет средств, поступающих из федерального бюджета;
обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств областного бюджета и средств, поступающих от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления, будет производиться за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.