В соответствии со статьями 169 и 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Вологодской области на 2015 - 2017 годы, применяемый для составления проекта областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит опубликованию в областной газете "Красный Север".
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
Одобрен
постановлением
Правительства области
от 27 октября 2014 г. N 954
Прогноз социально-экономического развития Вологодской области на 2015 - 2017 годы
1. Основные показатели социально-экономического развития Вологодской области на 2015 - 2017 годы
Основные показатели |
Единица измерения |
Оценка |
Прогноз |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. чел. |
1192,4 |
1190,9 |
1190,0 |
1189,7 |
|
Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
в основных ценах |
млрд. руб. |
361,6 |
397,2 |
423,3 |
443,8 |
|
в сопоставимых ценах |
% к предыдущему году |
100,5 |
102,7 |
102,0 |
101,3 |
|
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
101,3 |
102,6 |
101,7 |
102,7 |
|
Индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
% к предыдущему году |
96,3 |
102,6 |
101,3 |
101,6 |
|
Прибыль прибыльных организаций до налогообложения* |
млрд. руб. |
7,9 |
8,3 |
8,8 |
9,1 |
|
Экспорт |
млн. долл. США |
3992,2 |
4007,8 |
4059,9 |
4198,4 |
|
Импорт |
млн. долл. США |
625,8 |
641,4 |
653,9 |
675,8 |
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млрд. руб. |
57,4 |
70,9 |
70,3 |
50,5 |
|
в сопоставимых ценах |
% к предыдущему году |
77,7 |
118,0 |
94,7 |
68,7 |
|
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) |
млрд. руб. |
53,4 |
68,6 |
68,2 |
48,4 |
|
Остаточная балансовая стоимость основных фондов на конец года по крупным и средним организациям (без организаций сельского хозяйства и стоимости основных фондов структурных подразделений) |
млрд. руб. |
516,1 |
531,8 |
559,3 |
584,6 |
|
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда |
% |
1,34 |
1,4 |
1,55 |
2,16 |
|
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями |
млрд. руб. |
251,3 |
261,3 |
272,0 |
282,9 |
|
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млрд. руб. |
145,3 |
156,1 |
166,7 |
178,9 |
|
в сопоставимых ценах |
% к предыдущему году |
100,5 |
100,4 |
102,8 |
103,2 |
|
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млрд. руб. |
49,5 |
52,6 |
56,7 |
60,9 |
|
в сопоставимых ценах |
% к предыдущему году |
99,9 |
100,2 |
101,3 |
102,2 |
|
Численность работников организаций |
тыс. чел. |
402,1 |
398,4 |
397,1 |
396,9 |
|
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд. руб. |
128,6 |
133,8 |
141,6 |
151,0 |
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
руб. |
26643 |
27997 |
29703 |
31713 |
|
Реальная заработная плата |
% к предыдущему году |
98,7 |
98,5 |
101,6 |
102,4 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
100,0 |
102,1 |
102,5 |
103,0 |
|
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц |
руб. |
8314 |
8871 |
9261 |
9659 |
|
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
% к общей численности населения |
13,3 |
12,8 |
12,3 |
12,0 |
|
Уровень официально зарегистрированной безработицы (в средне-годовом исчислении) |
% к численности экономически активного населения |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
|
Уровень общей безработицы (в среднегодовом исчислении) |
% к численности экономически активного населения |
5,9 |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
|
Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин) |
число умерших на 100 тыс. населения |
1282,8 |
1248,1 |
1219,2 |
1174,3 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
70,1 |
71,2 |
71,8 |
72,5 |
|
Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях |
% |
85,5 |
85,5 |
85,5 |
85,5 |
|
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов |
% |
97,94 |
97,98 |
98,0 |
98,05 |
|
Масса загрязняющих веществ, поступившая со сточными водами в поверхностные водные объекты на единицу валового регионального продукта |
кг/млн. руб. |
150,54 |
137,12 |
128,46 |
122,53 |
|
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления |
% |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
|
Справочно: |
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен (в % к предыдущему году) по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю |
% |
107,0 - 107,5 |
105,0 - 106,0 |
104,0 - 105,0 |
103,5 - 104,5 |
|
в среднем за год |
% |
107,4 |
106,7 |
104,4 |
104,3 |
|
Курс доллара США (среднегодовой) по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации |
руб./долл. |
35,7 |
37,7 |
38,7 |
39,5 |
______________________________
*- по крупным и средним организациям области без учета прибыли сельского хозяйства, ОАО "ФосАгро-Череповец", ЗАО "Агро-Череповец", организаций, входящих в консолидированную группу ОАО "Северсталь".
2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Вологодской области на 2015 - 2017 годы
В связи со значительным уровнем интеграции Вологодской области в российские и международные процессы экономический рост региона во многом определяется динамикой мирового и российского развития.
В 2013 году индекс роста промышленного производства области (в сопоставимых ценах) имел положительную динамику. В то же время ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры привело к снижению цен на ключевые виды промышленной продукции области и, как следствие, к снижению объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности и прибыли основных организаций области. Помимо этого в связи с завершением ряда крупных проектов резко снизился объем инвестиций в основной капитал.
В 2013 году продолжился рост уровня жизни населения: повысилась среднемесячная заработная плата работников и выросли среднедушевые денежные доходы населения в целом.
В 2014 году воздействие внешних факторов продолжило влияние на экономическую ситуацию в области.
В России в 2014 году происходит дальнейшее замедление экономического роста, начавшееся в 2012 году. Основными факторами сохранения инерционных трендов являлись ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение внешнего спроса и рост геополитической напряженности в результате обострения отношений с Украиной. Замедление во внутреннем спросе было во многом вызвано негативной динамикой инвестиционной активности. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, за 2014 год прирост валового внутреннего продукта составит 0,5% (2013 год - 1,3%).
В 2015 - 2017 годах по мере снижения геополитического напряжения и восстановления интереса бизнеса к инвестированию и расширению производства ожидается положительная динамика основных экономических показателей: рост ВВП прогнозируется на уровне 1,2-3,0%.
Прогноз социально-экономического развития Вологодской области на 2015 - 2017 годы (далее - прогноз) подготовлен с учетом тенденций экономического развития, складывающихся в текущем году, на основе сценарных условий и параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Прогноз основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с прогнозом в 2015 - 2017 годах ожидается положительная динамика основных экономических показателей области, но тем не менее при разработке базового варианта прогноза учтены риски сохранения нестабильности в мировой и российской экономике.
При подготовке прогноза использованы прогнозные показатели территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области и организаций области.
В соответствии с изменениями исходных условий в 2014 году уточнены параметры одобренного постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1113 прогноза социально-экономического развития Вологодской области на 2014 - 2016 годы.
Валовой региональный продукт
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2013 году оценивается на уровне 356,8 млрд. рублей. Динамика относительно 2012 года в действующих ценах характеризуется ростом на 0,2%, в сопоставимых ценах - уровнем предыдущего года.
Базовый сценарий прогноза ВРП в 2014 году предполагает увеличение показателя в действующих ценах на 1,3% - до уровня 361,6 млрд. рублей, в 2015 году - на 9,8% (397,2 млрд. рублей), в 2016 году - на 6,6% (423,3 млрд. рублей), в 2017 году - на 4,8% (443,8 млрд. рублей).
Индекс физического объема ВРП области прогнозируется в 2014 году на уровне 100,5% к предыдущему году, в 2015 году - 102,7%, в 2016 году - 102,0%, в 2017 году - 101,3%.
Основным фактором, сдерживающим рост индекса физического объема ВРП в 2013 - 2014 годах, является существенное снижение объема работ, выполненных в строительстве (соответственно на 28,3% и 36,9% в сопоставимых ценах) в связи с завершением реализации инвестиционных проектов по строительству системы магистральных газопроводов на территории области.
Рост ВРП в 2015 - 2017 годах в стоимостном объеме прогнозируется в основном за счет увеличения промышленного производства и торговли. Кроме того, положительное влияние на рост ВРП в 2015 году будет оказывать увеличение инвестиций в основной капитал.
Промышленное производство
Индекс промышленного производства за 8 месяцев 2014 года составил 103,4% к аналогичному периоду прошлого года, при этом объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности увеличился в сопоставимых ценах на 5,1%.
По итогам 2014 года индекс промышленного производства оценивается на уровне 101,3% к 2013 году.
Индекс металлургического производства по оценке 2014 года составит 101,5%, в химическом производстве - 102,4%.
Наибольший прирост ожидается в целлюлозно-бумажном производстве - на 6% - за счет модернизации действующего производства.
Наибольшее снижение ожидается в текстильном и швейном производстве -на 60%, а также в производстве стекла и изделий из стекла - на 40%.
Спад стекольной промышленности объясняется проблемами в сбыте готовой продукции в результате высокой конкуренции на рынке стеклотары.
Спад в текстильном и швейном производстве обусловлен сложным финансовым положением в организациях отрасли, которое вызвано значительным кредитным портфелем и снижением спроса на продукцию.
В отраслях машиностроения индекс производства в 2014 году ожидается на уровне предыдущего года. Ряд машиностроительных организаций имеют проблемы с загрузкой производственных мощностей из-за отсутствия достаточного количества заказов на продукцию.
В пищевой промышленности значение индекса производства в 2014 году ожидается на 2% ниже уровня 2013 года.
В 2015 - 2017 годах в области ожидаются умеренные темпы роста промышленного производства, являющиеся продолжением тенденций, заложенных в 2014 году. Развитие промышленного комплекса области в среднесрочной перспективе будет определяться преимущественно динамикой внутреннего рынка при условии ограниченности внешнего спроса на отечественную продукцию. Объем внутреннего потребления в свою очередь будет определяться инвестиционной активностью отдельных секторов экономики.
Индекс промышленного производства области прогнозируется в 2015 году - 102,6% к предыдущему году, в 2016 году - 101,7%, в 2017 году - 102,7%.
В металлургии в 2015 - 2017 годах рост производства планируется прежде всего за счет продаж на внутреннем рынке. На внешних рынках в предстоящем среднесрочном периоде высоких темпов роста потребления стали не прогнозируется в связи с резкими колебаниями цен на металлургическое сырье, замедлением темпов роста экономики Китая, а также давлением со стороны производителей альтернативных стали материалов, таких как алюминий и пластик.
В период 2015 - 2017 годов рост индекса металлургического производства ожидается в пределах 101,5-102,0% ежегодно.
В химическом комплексе области индекс производства прогнозируется в 2015 - 2016 годах на уровне 102,0% ежегодно, в 2017 году - 105,0%) за счет увеличения производства минеральных удобрений в связи с вводом в действие нового высокотехнологичного агрегата по производству аммиака.
В лесопромышленном комплексе области основными направлениями в среднесрочной перспективе являются модернизация действующего целлюлозно-бумажного производства, развитие деревянного домостроения, увеличение производства плитных материалов (ДСП, ДВП, фанера), а также создание производственных мощностей по лесопилению в рамках реализации инвестиционных проектов, включенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Модернизация действующих производств и реализация новых проектов в сфере углубленной переработки древесины позволят увеличить объемы производства:
в обработке древесины в 2015 - 2017 годах на 6,0%) ежегодно;
в целлюлозно-бумажном производстве в 2015 году - на 6,0%, 2016 году - на 10,0%, в 2017 году - на 4,0%.
Ведущим звеном в производстве пищевых продуктов области в прогнозируемом периоде по-прежнему останется производство молока и молочных продуктов. Индекс производства пищевых продуктов ожидается в 2015 - 2017 годах на уровне 100,0-101,0%.
На предприятиях машиностроительного комплекса продолжится техническое перевооружение и модернизация действующих производств, совершенствование технологических процессов, разработка новых видов конкурентоспособной продукции, обновление продуктового ряда. Факторами, влияющими на хозяйственную деятельность машиностроительных предприятий области, будут являться спрос на производимую продукцию и обеспеченность оборотными средствами.
В результате промышленный рост в отраслях машиностроения в 2015 - 2017 годах прогнозируется на уровне 101,5-102,0%.
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в связи с вводом в эксплуатацию новых генерирующих объектов индекс производства ожидается в 2015 году - 115,0% к предыдущему году, в 2016 - 2017 годах - уровень 2015 года.
Сельское хозяйство
За 8 месяцев 2014 года объем продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) составил 16,1 млрд. рублей и снизился к январю-августу 2013 года на 6,1% (в сопоставимых ценах).
В целом за 2014 год объем продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) составит 22,7 млрд. рублей и снизится к 2013 году на 3,7% (в сопоставимых ценах).
Снижение объемов производства продукции животноводства составит 5% в первую очередь из-за снижения производства мяса скота и птицы (на 10,7%, или на 6,3 тыс. тонн) и производства яиц. Снижение объемов производства мяса птицы обусловлено снижением (из-за срывов в кормлении и недокорма птицы в мае -июне 2014 года) продуктивности птицы. Снижение объемов производства мяса крупного рогатого скота обусловлено снижением поголовья продуктивного возраста.
Производство яйца ожидается со снижением на 12,3%, или на 72,6 млн. штук. Основная причина - тяжелое финансово-экономическое положение, сложившееся на яичных птицефабриках области. В течение 2014 года (май-июнь) на яичных птицефабриках области имели место перебои с энергоснабжением, срывы в кормлении птицы, что привело к снижению продуктивности и уменьшению валового производства яйца.
С учетом имеющегося в наличии поголовья коров, валовое производство молока в хозяйствах всех категорий в 2014 году ожидается на уровне 2013 года (430,3 тыс. тонн), поскольку даже незначительный рост производства молока в сельхозорганизациях области, обусловленный увеличением в текущем году продуктивности коров, не сможет покрыть снижение объемов производства молока в личных подсобных хозяйствах населения (ежегодное снижение 10-12%) и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В отрасли растениеводства в 2014 году ожидается производство продукции на уровне прошлого года, посевная площадь и видовая урожайность сельскохозяйственных культур соответствуют уровню 2013 года.
В последующие годы увеличение производства продукции сельского хозяйства будет обеспечено за счет дальнейшего развития направлений, определенных государственной программой "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", и оказания государственной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов не ниже уровня 2013 - 2014 годов.
В 2015 году индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах составит 102,6%, в 2016 году - 101,3%, в 2017 году - 101,6%.
Прибыль
За 7 месяцев 2014 года прибыль прибыльных организаций области до налогообложения (без учета прибыли организаций сельского хозяйства, без учета прибыли субъектов малого предпринимательства) составила 15,1 млрд. рублей (за 7 месяцев 2013 года - 8,0 млрд. рублей). Увеличилась прибыль в металлургическом производстве - до 4,8 млрд. рублей в текущем году (0,7 млрд. рублей в 2013 году), химическом производстве - до 3,8 млрд. рублей (2,2 млрд. рублей в 2013 году), обработке древесины и производстве изделий из дерева - до 1,8 млрд. рублей (0,8 млрд. рублей в 2013 году). Увеличению прибыли содействовали рост объемов производства, благоприятная ценовая конъюнктура, а также временное укрепление рубля во 2 квартале 2014 года.
В целом в 2014 году прибыль прибыльных организаций до налогообложения (по крупным и средним организациям области без учета прибыли сельского хозяйства, ОАО "ФосАгро-Череповец", ЗАО "Агро-Череповец", организаций, входящих в консолидированную группу ОАО "Северсталь") составит по оценке 7,9 млрд. рублей (2013 год по аналогичному кругу организаций - 7,6 млрд. рублей).
В последующие годы в целом по области прибыль прибыльных организаций до налогообложения (по крупным и средним организациям области без учета прибыли сельского хозяйства, ОАО "ФосАгро-Череповец", ЗАО "Агро-Череповец", организаций, входящих в консолидированную группу ОАО "Северсталь") по прогнозу увеличится с 8,3 млрд. рублей в 2015 году до 9,1 млрд. рублей в 2017 году.
Рост прибыли будет обеспечен прежде всего за счет увеличения прибыли в лесопромышленном комплексе, связанном с реализацией ряда инвестиционных проектов.
Внешнеэкономическая деятельность
За 6 месяцев 2014 года объем экспорта (без учета Республики Беларусь и Республики Казахстан) составил 1719,9 млн. долларов США (за аналогичный период прошлого года - 2013,6 млн. долларов США), импорта - 213,2 млн. долларов США (за аналогичный период прошлого года - 253,2 млн. долларов США). В экспорте области преобладает вывоз черных металлов (52,5% от общего объема экспорта), химической продукции (35,2%), древесины и изделий из нее (9,9%).
Возможности наращивания объемов экспорта в среднесрочный период будут существенно ограничены. На начало 2014 года в отношении российских товаров на внешних рынках действовало около 83 выявленных торговых барьеров. Основную их часть (49%) составляют антидемпинговые меры. Большинство таких мер введено в отношении российских металлургических товаров (плоский и сортовой прокат, трубы) и удобрений (азотные, калийные, комплексные). Таким образом, защита внутренних рынков потребителей российской металлопродукции, химической продукции и обостряющаяся конкуренция сокращают возможности расширения экспорта области.
В целом по итогам 2014 года натуральные объемы реализации продукции на экспорт планируются на уровне 2013 года. В то же время в связи со снижением экспортных цен на прокат черных металлов и минеральные удобрения объем экспорта в денежном выражении снизится на 2,7% по сравнению с 2013 годом и составит по оценке 3992,2 млн. долларов США.
В 2015 - 2017 годах в области ожидается умеренный рост экспорта от 4007,8 млн. долларов США в 2015 году до 4198,4 млн. долларов США в 2017 году. В 2017 году экспорт увеличится на 3,4% (по сравнению с 2016 годом) за счет роста производства и, соответственно, экспорта минеральных удобрений в связи с вводом в действие нового высокотехнологичного агрегата по производству аммиака.
Динамика импорта товаров сильно ограничена динамикой обменного курса и внутреннего спроса. На фоне ослабления рубля происходит рост цен на импортную продукцию, предприятия отказываются от импорта. В условиях внешней нестабильности деловая активность организаций снижается. В целом по итогам 2014 года в связи с ослаблением курса рубля и снижением внутреннего спроса ожидается снижение объемов импорта до 625,8 млн. долларов США. Рост импорта восстанавливается в 2015 - 2017 годах на уровне 2,0-3,0% в год.
Импорт в прогнозируемом периоде составит на 2015 год - 641,4 млн. долларов США (рост на 2,5% к предыдущему году), на 2016 год - 653,9 млн. долларов США (рост на 1,9%), на 2017 год - 675,8 млн. долларов США (рост на 3,4%).
Инвестиции в основной капитал
Основными направлениями инвестиционной деятельности в области являются металлургическое и химическое производства, лесопромышленный комплекс, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство и транспортирование по трубопроводам.
За 8 месяцев 2014 года инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций области составили 23,3 млрд. рублей и сократились на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
В 2014 году инвестиции оцениваются в сумме 57,4 млрд. рублей с уменьшением к 2013 году в действующих ценах на 18,7% (в сопоставимых ценах - на 22,3%).
Снижение объема инвестиций в основной капитал в 2014 году обусловлено завершением реализации проектов по строительству системы магистральных газопроводов, сокращением инвестиционных программ в связи с заморозкой тарифов естественных монополий (цен на природный газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки грузов).
Доля инвестиций в трубопроводный транспорт в общем объеме инвестиций по области снизилась с 57,4% в 2012 году до 10,5% в 2013 году, а в 2014 году не превысит 5,0%.
В 2014 году завершается реализация двух крупных проектов в сфере электроэнергетики, в результате снижение объема инвестиций по виду экономической деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" произойдет на 30,0% по сравнению с 2013 годом.
Инвестиции в основной капитал по базовому сценарию на 2015 год прогнозируются в сумме 70,9 млрд. рублей с увеличением к 2014 году в действующих ценах на 23,4%) (в сопоставимых ценах - на 18,0%), на 2016 год - 70,3 млрд. рублей (снижение к 2015 году в действующих ценах - на 0,9%, в сопоставимых ценах - на 5,3%), на 2017 год - 50,5 млрд. рублей (снижение к 2016 году в действующих ценах - на 28,2%, в сопоставимых ценах - на 31,3%).
В среднесрочном периоде в химическом производстве планируется реализация крупного инвестиционного проекта по созданию энергоэффективного агрегата по производству аммиака. В металлургическом производстве продолжится реализация инвестиционной программы экологической направленности.
В сфере теплоэнергетического комплекса продолжится реализация проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов теплоэнергетического комплекса муниципальных образований области.
В целях развития региональной системы устойчивого снабжения нефтепродуктами потребителей продолжится реализация проекта по строительству автозаправочных станций.
В производстве пищевых продуктов продолжится реализация проектов по созданию производства сыра "Фета" в Грязовецком районе, строительству производств по хранению и полной (глубокой) переработке ягод, овощей, фруктов и грибов на территории Усть-Кубинского и Великоустюгского районов.
В лесопромышленном комплексе области будут реализовываться проекты по реконструкции действующего бумажного производства, приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов.
В целях развития транспортной инфраструктуры планируется строительство и реконструкция автомобильных дорог, реконструкция аэропортного комплекса в г. Великом Устюге, реконструкция объектов Волго-Балтийской водной системы, развитие железнодорожных станций Бабаево, техническое перевооружение станции Лоста, реконструкция станции Череповец И.
Объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств на 2015 год прогнозируются в сумме 2,3 млрд. рублей, на 2016 год - 2,1 млрд. рублей, на 2017 год - 2,1 млрд. рублей по базовому сценарию прогноза.
В рамках инвестирования строительства социальных объектов в сложившихся условиях жесткого ограничения бюджетных средств и в связи с наличием обязательств по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606 (далее - указы Президента Российской Федерации) финансирование капитальных вложений планируется сосредоточить на объектах с высокой степенью готовности, а также имеющих наибольшую социальную направленность.
Всего в 2015 - 2017 годах планируется ввод в эксплуатацию 10 объектов социальной сферы (объекты образования, культуры, физической культуры и спорта).
Основные фонды
В результате обновления основных фондов организациями области происходит увеличение стоимости основных фондов. Остаточная балансовая стоимость основных фондов в 2014 году оценивается в сумме 516,1 млрд. рублей, в 2015 году прогнозируется - 531,8 млрд. рублей, в 2016 году - 559,3 млрд. рублей, в 2017 году - 584,6 млрд. рублей.
Жилищное строительство
На рынке строительства домов отмечается позитивная динамика. За 8 месяцев 2014 года введено в действие 380,3 тыс. кв. м жилых домов, что на 73,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам года планируется обеспечить ввод на уровне 2013 года.
В 2015 - 2017 годах за счет всех источников финансирования планируется ввести 1410 тыс. кв. м общей площади жилья (2015 год - 450 тыс. кв. м, 2016 год -470 тыс. кв. м, 2017 год - 490 тыс. кв. м).
При среднем ежегодном вводе жилья порядка 500 тыс. кв. м и выбытии аварийного жилищного фонда области по 20 тыс. кв. м удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда области прогнозируется от 1,34% в 2014 году до 2,16% в 2017 году.
Достижение указанных целей осуществляется в рамках государственной программы "Обеспечение населения Вологодской области жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы".
Малое и среднее предпринимательство
Начиная с 2013 года содействие развитию малого и среднего предпринимательства оказывается в рамках государственной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы".
Планируется, что с учетом государственной поддержки в 2014 году оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, составит по оценке 251,3 млрд. рублей. В 2015 - 2017 годах прогнозируется ежегодный прирост данного показателя в пределах 4,0 - 4,5%, в результате в 2017 году он достигнет 282,9 млрд. рублей, что превысит уровень 2014 года на 12,6%.
Потребительский рынок
За 8 месяцев 2014 года оборот розничной торговли составил 93 млрд. рублей (99,9% к уровню аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах). На долю продовольственных товаров приходится 55,1% товарооборота, непродовольственных - 44,9%.
В августе 2014 года (к декабрю 2013 года) цены и тарифы на потребительском рынке области выросли на 5,5%, в том числе продовольственные товары подорожали на 7,5%, непродовольственные - на 3,8%), платные услуги населению - на 4,3%.
Стоимость набора основных продуктов питания, входящих в расчет прожиточного минимума, в целом по области в августе 2014 года составила 3325,71 рубля, увеличившись с начала года на 7,5%.
В среднесрочном периоде продолжится работа по насыщению потребительского рынка продовольственными товарами. Особое внимание будет уделяться продвижению товаров местных производителей.
За 2014 год оборот розничной торговли достигнет по оценке 145,3 млрд. рублей и увеличится в сопоставимых ценах на 0,5% в сравнении с 2013 годом, в 2015 году (к предыдущему году) - на 0,4%, в 2016 году - на 2,8%, в 2017 году - на 3,2%.
За 8 месяцев 2014 года реализовано платных услуг населению на сумму 31,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года. В структуре платных услуг наибольший объем приходится на услуги жилищно-коммунального хозяйства (32,0%), транспортные услуги (19,9%), услуги связи (11,8%), бытовые и медицинские услуги (9,6% и 8,3%, соответственно).
Объем платных услуг, оказанных населению, в 2014 году ожидается на уровне 99,9% в сопоставимых ценах. Определяющим фактором замедления темпов потребления услуг населением будет являться увеличение цен на платные услуги.
В 2015 - 2017 годах среднегодовой рост объема платных услуг по прогнозу составит 101,2% ежегодно (в 2015 году - 100,2%, в 2016 году - 101,3%, в 2017 -102,2%). Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, существенного изменения их структуры не ожидается.
Индекс потребительских цен на товары и услуги прогнозируется в соответствии с общероссийскими тенденциями, представленными в параметрах прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации: в 2015 году - 106,7% (в среднем за год), в 2016 году - 104,4%, в 2017 году - 104,3%.
Уровень жизни населения
Основной источник доходов населения - среднемесячная заработная плата -по итогам 7 месяцев 2014 года составила 26033 рубля и относительно аналогичного периода 2013 года выросла в номинальном выражении на 4,9%. Однако в результате опережающих темпов роста индекса потребительских цен покупательная способность заработной платы снизилась. Реальная заработная плата в январе-июле текущего года относительно аналогичного периода прошлого года составила 97,6%.
Наиболее высокие темпы роста заработной платы наблюдались в отраслях социальной сферы, а также лесном хозяйстве, лесозаготовках и предоставлении услуг в этих областях (111,5%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (110,9%), целлюлозно-бумажном производстве (109,9%), торговле (109,3%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (107,6%).
Заработная плата в образовании за январь-июль 2014 года по сравнению с январем-июлем 2013 года выросла на 11,8%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 17,3%.
За 2014 год с учетом повышения заработной платы работников бюджетной сферы в рамках выполнения указов Президента Российской Федерации, среднемесячная заработная плата ожидается в размере 26643 рублей с ростом к 2013 году в номинальном выражении на 6,0%). В реальном выражении заработная плата не превысит уровня 2013 года.
В 2015 - 2017 года динамика заработной платы по всем видам экономической деятельности прогнозируется положительной, но с сохранением сдержанных темпов роста в коммерческом секторе экономики. Основным фактором ускорения роста заработной платы остается бюджетный сектор (за счет повышения оплаты труда отдельным категориям работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации, а также с возобновлением ежегодной индексации заработной платы с 1 октября у прочих категорий персонала).
В 2015 году среднемесячная заработная плата составит 27997 рублей (105,1% к уровню предыдущего года), в 2016 году - 29703 рубля (106,1%), в 2017 году-31713 рублей (106,8%).
Прирост реальной заработной платы в 2016 году увеличивается до 1,6% к уровню предыдущего года, в 2017 году - до 2,4%.
Фонд заработной платы вырастет с 133,8 млрд. рублей в 2015 году до 151,0 млрд. рублей в 2017 году, или на 12,8%.
Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться в соответствии с законодательством ежегодно с 1 февраля и с 1 апреля.
В 2015 году ожидается индексация (увеличение) трудовой пенсии с 1 февраля - на 6%, с 1 апреля - на 0,4%, социальной пенсии с 1 апреля - на 6,7%.
В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом налогов и обязательных платежей) оцениваются на уровне 2013 года.
По итогам 8 месяцев 2014 года реальные располагаемые доходы населения области увеличились относительно аналогичного периода 2013 года на 0,2%.
В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 2,1% к уровню предыдущего года, в 2016 году - на 2,5%, в 2017 году - на 3,0%.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в третьем квартале 2014 года установлена в размере 8328 рублей.
По оценке в 2014 году величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составит 8314 рубля, увеличившись за год на 12,2%.
Региональная величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, по прогнозу, увеличится с 8871 рубля в 2015 году до 9659 рублей в 2017 году. За 2015 - 2017 годы показатель увеличится на 16,2%.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться с 13,3%) от общей численности населения области в 2014 году до 12,0%) в 2017 году. Реализация мер по повышению доходов населения (в частности, по повышению зарплат работникам бюджетной сферы) позволит снизить долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Безработица
Несмотря на замедление экономического роста по итогам 8 месяцев 2014 года ситуация на рынке труда остается позитивной.
В среднем за январь-август 2014 года уровень общей безработицы составил 6,0% от численности экономически активного населения (январь-август 2013 года - 6,4%).
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 сентября 2014 года составил 1,3% (на 1 сентября 2013 года - 1,3%).
В среднем за 2014 год уровень общей безработицы составит 5,9%) экономически активного населения, уровень официально зарегистрированной безработицы - 1,4%.
При этом ожидается, что по мере снижения объемов производства и ухудшения ожиданий, компании продолжат оптимизацию своих издержек на труд, сокращая занятость. Численность работников организаций снизится с 402,1 тыс. человек в 2014 году до 398,6 тыс. человек в 2015 году и 396,9 тыс. человек в 2017 году. Уровень безработицы в 2015 году вырастет до 6,6% экономически активного населения.
С 2016 года по мере восстановления экономического роста, безработица будет снижаться и в 2017 году составит 6,4% экономически активного населения.
Уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) также будет снижаться - с 1,5% к численности экономически активного населения в 2015 году до 1,4% в 2017 году.
Решение вопросов, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, будет осуществляться в ходе реализации государственной программы "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2018 годы".
Демография
Численность населения области в 2014 году ожидается на уровне 1192,4 тыс. человек, в 2015 году - 1190,9 тыс. человек, в 2016 - 2017 годах - 1190,0 тыс. человек и 1189,7 тыс. человек соответственно.
В 2014 году значение общего коэффициента рождаемости составит по оценке 13,4 родившихся в расчете на 1000 человек населения, в 2015 - 13,2, 2016 - 2017 годах - 13,2 и 13,1 соответственно. К концу прогнозируемого периода ожидается некоторое снижение темпов роста рождаемости из-за уменьшения численности женщин активного репродуктивного возраста.
Общий коэффициент смертности в 2014 году составит по оценке 14,7 умерших в расчете на 1000 человек населения, во всем прогнозируемом периоде он будет снижаться - с 14,4 умерших в расчете на 1000 человек населения в 2015 году и до 13,5 умерших в расчете на 1000 человек населения в 2017 году. Снижение данного показателя ожидается за счет реализации мер, направленных на модернизацию системы здравоохранения, повышение доступности и качества медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья населения с формированием устойчивых установок на ведение здорового образа жизни.
Здравоохранение
Приоритетными направлениями работы системы здравоохранения в среднесрочном периоде являются снижение смертности от управляемых причин, охрана здоровья детей и матерей, повышение качества и доступности медицинской помощи, а также повышение эффективности деятельности медицинских организаций.
Мероприятия по обеспечению доступности медицинской помощи и повышению эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, с 2014 года реализуются в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области" на 2014 - 2020 годы.
По итогам 2014 года ожидается, что показатель смертности населения (без показателей смертности от внешних причин) снизится на 5,2% от уровня 2013 года и составит 1282,8 умерших на 100 тыс. населения. В прогнозируемом периоде 2015 - 2017 годов данный показатель продолжит снижаться почти на 6% (с 1248,1 умерших на 100 тыс. населения в 2015 году до 1174,3 умерших на 100 тыс. населения в 2017 году).
С целью снижения смертности населения от управляемых причин на период 2015 - 2017 годы определены мероприятия, направленные на привлечение специалистов в отрасль здравоохранения, совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с инсультами, инфарктами и онкопатологией, обеспечение доступной, качественной медицинской помощью и лекарственными средствами, проведение диспансеризации населения.
По итогам 2014 года показатель младенческой смертности планируется на уровне 8 случаев на 1000 родившихся живыми. Смертность от болезней системы кровообращения составит 825,5 случая на 100 тыс. населения, от дорожно-транспортных происшествий - 10,2 случая на 100 тыс. населения, от новообразований (в том числе от злокачественных) - 210 случаев на 100 тыс. населения, от туберкулеза - 7 случаев на 100 тыс. населения.
Ожидается, что в 2017 году младенческая смертность снизится по сравнению с 2015 годом на 5,1% (с 7,8 случая в 2015 году до 7,4 случая на 1000 родившихся живыми в 2017 году), смертность от болезней системы кровообращения - на 10% (с 791,6 до 712,8 случая на 100 тыс. населения), от новообразований - на 1,7% (с 204 до 200,5 случая на 100 тыс. населения), от туберкулеза - на 2,9% (с 7 до 6,8 случая на 100 тыс. населения).
В целом ожидаемая продолжительность жизни при рождении по итогам 2014 года оценивается на уровне 70,1 года с ростом к 2013 году на 1,1%. К 2017 году данный показатель достигнет значения в 72,5 года.
Социальная защита населения
В 2015 - 2017 годах обеспеченность койками в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов (взрослых и детей) сохранится на уровне 38 мест в расчете на 10 тыс. населения, но при значительном улучшении условий проживания в стационарах.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в области представлено 31 стационарным учреждением и 13 стационарными отделениями комплексных центров социального обслуживания населения, в которых проживают 4447 граждан пожилого возраста и инвалидов.
По состоянию на 1 августа 2014 года на учете для определения в дома-интернаты состоит 390 человек. Учитывая, что численность старшей возрастной группы в России, включая и Вологодскую область, неуклонно возрастает, обеспечение функционирования системы учреждений социального обслуживания, отвечающей потребностям граждан, нуждающихся в получении доступных и качественных социальных услуг, остается одним из основных направлений в социальной политике.
Решение вопросов, направленных на создание безопасных и комфортных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания, начиная с 2014 года осуществляется в рамках подпрограммы "Старшее поколение" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1098.
Образование
Среди основных задач, стоящих перед сферой образования, остаются задачи по обеспечению равных возможностей получения качественного общего образования; создание условий воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их успешной интеграции в общество.
В 2013/2014 учебном году в области 14,5% (16458 человек) детей обучалось во вторую смену. Максимальное количество детей, занимающихся во вторую смену приходится на г. Вологду (25,4% - 7 657 человек), г. Череповец (18,8% - 5 678 человек).
В связи с ожидаемым ростом числа первоклассников (на 500 человек в год, в том числе в г. Вологде - на 100 человек в год, в г. Череповце - на 200 человек в год) в 2015 - 2017 годы доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях сохранится на уровне 85,5%.
Ожидается увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, с 97,94% в 2014 году до 98,05% в 2017 году.
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также меры по развитию сети образовательных учреждений предусмотрены государственной программой "Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года N 1243.
Экология
Большая часть загрязняющих веществ поступает в водные объекты в районе Череповецкого промышленного узла. С учетом планируемого увеличения объемов металлургического и химического производств, а также с реализацией крупными предприятиями экологических проектов прогнозируется, что в 2015 - 2017 годах масса загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты, составит в среднем 54,4 тыс. тонн ежегодно. В то же время объем загрязняющих веществ, поступивших со сточными водами в поверхностные водные объекты, на единицу валового регионального продукта к 2017 году снизится на 18,6% (с 150,54 кг/млн. рублей в 2014 году до 122,53 кг/млн. рублей в 2017 году).
Крупные производители отходов на территории области - предприятия металлургической и химической промышленности - продолжат работу по обезвреживанию, переработке и использованию образовавшихся отходов. В прогнозируемый период доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления составит 70,0%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 27 октября 2014 г. N 954 "О прогнозе социально-экономического развития Вологодской области на 2015 - 2017 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru) 28 октября 2014 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region35) 29 октября 2014 г., в газете "Красный Север" от 1 ноября 2014 г. N 121
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 29 июня 2015 г. N 538
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления