Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства образования
и науки Республики Хакасия
от "28" 12 2007 г. N 946-а
Ведомственная целевая программа
"Молодежь Хакасии на 2008 - 2010 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы "Молодежь Хакасии
на 2008-2010 годы"
Наименование программы ведомственная целевая программа "Молодежь
Хакасии на 2008-2010 годы"
Дата принятия решения о приказ Министерства образования и науки
разработке программы, дата Республики Хакасия от 12.12.2007 N 907
утверждения (наименование и "О разработке ведомственных целевых
номер соответствующего программ"
нормативного акта)
Государственный заказчик Министерство образования и науки
(субъект бюджетного Республики Хакасия
планирования)
Цель и задачи программы формирование и развитие правовых, социально-
экономических и организационных условий для
воспитания гражданского сознания и социальной
самореализации молодежи Республики Хакасия.
Для достижения этой цели требуется решение
следующих задач:
- формирование нормативной правовой базы
государственной молодежной политики;
- создание социально-экономических условий для
социальной самореализации молодежи Республики
Хакасия;
- создание условий для патриотического и
духовно-нравственного воспитания,
интеллектуального, творческого и физического
развития молодежи;
- поддержка деятельности детских и молодежных
общественных объединений;
- развитие системы подготовки и повышения
квалификации государственных служащих и
специалистов, работающих с молодежью.
Сроки и этапы реализации 2008 - 2010 годы
Программы
Объем финансирования 1600,0 тыс.руб., в том числе:
2008 год - 500,0 тыс. рублей,
2009 год - 520,0 тыс. рублей,
2010 год - 580,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные - повышение деловой и социальной активности
результаты реализации молодежи;
Программы - повышение духовно-нравственного, творческого,
интеллектуального и лидерского потенциала
молодежи;
- повышение уровня гражданского и военно-
патриотического воспитания молодежи;
- снижение асоциальных явлений в молодежной
среде.
1. Характеристика проблемы
Российское общество в последние 10-15 лет пережило глубокие экономические и политические трансформации, коренным образом изменившие уклад жизни и менталитет российского населения. Люди разных возрастов столкнулись с новыми реалиями. Так как молодежь - это особая социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, то в условиях социально - экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится именно молодежи, с ее еще неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Российская молодежь 21 века, усваивая идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, имеет дело с неоднозначным и противоречивым по результатам опытом их внедрения в современную практику. Особенно ярко обозначились противоречия между потребностями, стремлениями молодежи и реальными возможностями, которые ей предоставляет государство, общество в целом. Как и какие тенденции будут развиваться в молодежной среде - во многом зависит от общества, от старшего поколения и государства.
Целостной системой мер, изложенной в документах и законодательных актах, отражающей волю общества и молодежи в частности, рассчитанной на длительную перспективу - является политика государства в отношении молодежи, то есть государственная молодежная политика. Реализация государственной молодежной политики призвана способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности, формированию ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.
Ведомственная целевая программа "Молодежь Хакасии на 2008-2010 годы" является логическим продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия, направленных на создание правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи Республики Хакасия, позволяющих качественно расширить рамки участия самой молодежи в формировании государственной молодежной политики путем ее непосредственного вовлечения в реализацию мероприятий программы.
Разработка ведомственной целевой программы "Молодежь Хакасии на 2008-2010 годы" связана с реализацией следующих нормативных правовых актов:
Федерального закона от 28.06.1995г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с последующими изменениями);
Федерального закона от 24.06.1999г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с последующими изменениями);
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1996г. N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2000г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях";
постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000г. N 1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 гг.)" (с последующими изменениями);
распоряжения правительства Российской Федерации от 18.12.2006г. N 1760-р "Стратегия государственной молодежной политики в российской Федерации";
Закона Республики Хакасия от 22.12.1993г. N 25 "О реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия" (с последующими изменениями).
Согласно Закону, принятому в Республике Хакасия, молодежь - это демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет. По данным Всероссийской переписи населения на 1 января 2002 года численность населения Республики Хакасия составила 546 тысяч 100 человек, в том числе городского - 386 тысяч 800 человек, сельского - 159 тысяч 300 человек. Численность молодежи составляет около 155 тысяч человек.
Таким образом, современная демографическая ситуация в Республике Хакасия характеризуется увеличением доли молодежи в структуре населения и составляет на сегодня более 25%, то есть четвертую часть всего населения.
Показатели демографического состояния муниципальных образований Республики Хакасия
N | Муниципально е образование |
Общая численность населения |
Численность молодежи 14 -29 лет |
Доля молодежи (в %) |
1. | г.Абакан | 164 674 | 51 985 | 31,6 |
2. | г.Абаза | 17 500 | 4 400 | 25 |
3. | г.Саяногорск | 64 000 | 21 000 | 32,8 |
4. | г.Черногорск | 76 400 | 19 893 | 26 |
5. | Алтайский район |
24 110 | 6 183 | 25,6 |
6. | Аскизский район |
43 200 | 11 600 | 26,9 |
7. | Бейский район | 21 200 | 4 900 | 23 |
8. | Боградский район |
15 752 | 3 308 | 21 |
9. | Таштыпский район |
16 134 | 4 324 | 26,8 |
10. | Усть- Абаканский район |
39 218 | 9 589 | 24,4 |
11. | Ширинский район |
30 400 | 7 355 | 24 |
Более трети молодежи - это учащаяся молодежь, из них:
25 тысяч - школьники;
10 тысяч - обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования;
более 9 тысяч - студенты учреждений среднего профессионального образования;
более 10 тысяч - студенты вузов, обучающиеся по очной форме обучения.
Согласно Постановлению Правительства Республики Хакасия N 15 от 22 января 2002г. "О расширении функций Министерства образования и науки Республики Хакасия", функции регулирования государственной молодежной политикой переданы Министерству образования и науки Республики Хакасия. В связи с этим в Министерстве образования и науки организован отдел воспитания и социальной поддержки детей и молодежи.
Министерство образования и науки Республики Хакасия по реализации молодежной политики ставит перед собой следующие основные цели: развитие нормативной правовой базы, стратегии и тактики реализации государственной молодежной политики; координация деятельности заинтересованных министерств и ведомств, детских и молодежных общественных организаций; создание молодежного актива республики.
В целях взаимодействия с муниципальными образованиями создан Совет руководителей органов по делам молодежи муниципальных образований. Постоянно проводятся организационные совещания с руководителями органов по делам молодежи городов и районов Республики Хакасия.
На сегодняшний день структура органов по делам молодежи следующая: отдел по делам молодежи существует только в г.Абакане (3 человека: начальник и два специалиста). Во всех остальных территориях - специалисты по делам молодежи, должности от специалиста 1 категории до главного. В 9 территориях специалисты находятся при администрациях муниципальных образований (Абакан, Черногорск, Саяногорск, Аскизский, Бейский, Боградский, Таштыпский, Алтайский, Ширинский районы). В двух - органы по делам молодежи переданы управлению образования - г.Абаза и Усть-Абаканский районы. В двух муниципальных образованиях специалистов по делам молодежи нет: г.Сорск и Орджоникидзевский район. В Бейском, Алтайском, Ширинском. Боградском районах специалисты по делам молодежи находятся при отделах культуры муниципального образования. В г.Саяногорске специалист по делам молодежи является специалистом отдела по физической культуре и спорту.
Субъектами реализации молодежной политики в республике также являются детские и молодежные общественные объединения и организации, с которыми Министерство образования и науки Республики Хакасия тесно сотрудничает.
На 1 сентября 2007 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия зарегистрировано 25 детских, 25 молодежных и 46 спортивных общественных организаций, что почти в два раза больше, чем в 1997 году.
В Республике Хакасия также существует большое количество молодежных и детских общественных объединений и организаций, которые не имеют статуса юридического лица. В основном эти организации находятся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Молодежные и детские общественные объединения
Муниципальное образование |
Общее кол-во МДОО |
Патрио- тические |
Спортивно- туристи- чески |
Твор- ческие |
Обра- зова- тельные |
Эколо- гически |
Проти- водейст- вие нар- котикам |
Органи- зации инвалидов |
Комплексная деятель- ность |
г.Абакан | 77 | 14 | 37 | 17 | 2 | 2 | - | 1 | 4 |
г.Абаза | 10 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 4 |
г.Саяногорск | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
г.Черногорск | 17 | 3 | 3 | 4 | 4 | - | 1 | 1 | 1 |
Алтайский район | 14 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Аскизский район | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
Бейский район | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
Боградский район |
7 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 7 |
Таштыпский район |
27 | 3 | 1 | - | 2 | 5 | 1 | - | 13 |
Усть-Абаканский район |
26 | 5 | 3 | 3 | - | 3 | - | - | 12 |
Ширинский район |
2 | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 |
Министерство образования и науки Республики Хакасия считает одной из основных своих задач обучение специалистов, работающих с молодежью. Поэтому ежегодно организовываются республиканские семинары для руководителей отделов по делам молодежи; специалистов, работающих с детьми и молодежью, председателей детских и молодежных общественных организаций. Так, традиционно проводятся республиканская школа актива "Лидер", слет общественных объединений патриотической направленности, семинар-тренинг для студентов среднего и высшего профессионального образования и работающей молодежи "Молодежное предпринимательство" и др.
Трудности в реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия заключаются в том, что по-прежнему отсутствует федеральный закон, регулирующий взаимоотношения государства и молодежи, их взаимные права и ответственность. Хотя на уровне республики формируется нормативно-правовая база по данному направлению, но этого недостаточно. В основном деятельность замыкается на уровне одного министерства и носит во многом локальный характер, еще менее она эффективна на муниципальном уровне.
Основными задачами на будущий период должны стать меры, направленные на дальнейшее развитие системы управления государственной молодежной политикой с учетом межведомственного характера этой сферы, на совершенствование нормативно-правовой базы и системы подготовки специалистов, работающих с молодежью.
Принятие ведомственной целевой программы "Молодежь Хакасии на 2008-2010 годы" обусловлено десятилетним опытом реализации государственной молодежной политики в республике. Необходимым становится систематизация данного опыта для придания государственной молодежной политике более целостного и комплексного характера.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является дальнейшее формирование и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
формирование нормативной правовой базы государственной молодежной политики;
создание социально-экономических условий для социальной самореализации молодежи Республики Хакасия;
создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи;
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
развитие системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов, работающих с молодежью.
3. Основные направления реализации Программы
В мероприятиях Программы предусматривается решение вопросов социальной поддержки молодежи, социологические исследования по проблемам молодежи, кадровое, информационное, нормативно-правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия.
В этой связи предусматриваются следующие основные направления реализации Программы:
Формирование нормативной правовой базы государственной молодежной политики. Данное направление реализации Программы предусматривает разработку и принятие различных нормативных правовых актов, программ, положений, постановлений по реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия.
Создание социально-экономических условий для социальной самореализации молодежи Республики Хакасия. Данное направление реализации Программы включает в себя мероприятия, направленные на социальную поддержку молодежи, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде.
Создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. В данное направление реализации Программы включены мероприятия, направленные на:
пропаганду отечественной истории и культуры, развитие и поддержку различных форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего и профессионального образования, развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;
развитие художественного творчества молодежи, организацию молодежных конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества;
поддержку деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Создание и развитие системы информационного обеспечения молодежи. Данное направление реализации Программы включает в себя:
проведение социологических исследований и мониторингов по проблемам социально-экономического положения молодежи в Республике Хакасия;
создание специализированных баз данных в области нормативного правового и научно-методического обеспечения государственной молодежной политики в Республике Хакасия.
Развитие системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов, работающих с молодежью. Данное направление Программы включает в себя следующие мероприятия:
разработка предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления;
квотирование учебных мест в учебных заведениях Республики Хакасия для специалистов по работе с молодежью, оказание им организационно-финансовой и научно-методической поддержки;
повышение квалификации специалистов, работающих в сфере молодежной политики.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы из республиканского бюджета составляет, всего - 1600,0 тыс.руб., в том числе: в 2008 году - 500,0 тыс. рублей, в 2009 году - 520,0 тыс. рублей, в 2010 году - 580,0 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
Министерство образования и науки Республики Хакасия осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования и науки Республики Хакасия с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке.
Министерство образования и науки Республики Хакасия, как государственный заказчик, осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, уточняет затраты по программным мероприятиям.
Целевое использование средств республиканского бюджета подлежит контролю со стороны Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.
6. Оценка эффективности реализации Программы
В 2007 году реализация Программы "Молодежь Хакасии" позволила охватить около 3500 молодых людей, учащихся и студентов общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, активистов детских и молодежных общественных объединений республики, то в 2008-2010 годы охват молодежи будет увеличиваться на 4-5% ежегодно.
Реализация мероприятий Программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
повышение деловой активности молодежи;
повышение духовно-нравственного, творческого, интеллектуального и лидерского потенциала молодежи;
повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи;
снижение асоциальных явлений в молодежной среде.
7. Перечень основных мероприятий
N п/ п |
Мероприятия |
Исполнители |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
Источник финансир ования |
Сроки проведения |
Ожидаемые результаты |
||
2008 | 2009 | 2010 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Гранты Правительства Республики Хакасия в области реализации государственной молодежной политики |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
214,0 | 216,0 | 266,0 | республик анский бюджет |
сентябрь | поддержка деятельности учреждений, работающих с молодежью, молодежных и детских общественных объединений (участники около 30 учреждений, общественных организаций) |
2. | Премии Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи по итогам года |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
69,0 | 74,0 | 75,0 | республик анский бюджет |
декабрь | поощрение учащейся и работающей молодежи республики за достигнутые успехи по итогам года (около 100 участников, 15 премий) |
3. | Республиканский слет общественных объединений патриотической направленности |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
130,0 | 133,0 | 139,0 | республик анский бюджет |
июнь - июль |
повышение уровня деятельности общественных объединений патриотической направленности (120 человек) |
4. | Именные стипендии |
Министерство образования и |
45,0 | 45,0 | 45,0 | республик анский |
в течение года |
привлечение молодежи в сферу науки, а также усиление |
Республики Хакасия для студентов высших учебных заведений |
науки Республики Хакасия |
бюджет | социальной поддержки студентов вузов, добившихся успехов в учебной и научно- исследовательской деятельности. (30 человек) |
|||||
5. | Фестиваль творчества хакасской молодежи "Тiгир Хуры" |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
42,0 | 52,0 | 55,0 | республик анский бюджет |
июнь- июль |
поддержка художественного творчества хакасской молодежи (более 400 человек) |
Всего по Программе: |
500,0 | 520,0 | 580,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.