Решение Верховного суда Республики Хакасия
от 4 июля 2008 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия установил:
19 декабря 2007 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009, 2010 годов" (далее- Закон Республики Хакасия), 25 декабря 2007 года подписан Председателем Правительства Республики Хакасия. 28 апреля 2008 года внесены изменения, опубликован в газете "Хакасия" от 30 декабря 2007 года N 250/1, бюллетене "Вестник Хакасии" от 29 апреля 2008 года N 24.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании раздела IV Приложения N 30 к Закону Республики Хакасия противоречащим федеральному законодательству, недействующим в части.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что оспариваемой нормой установлена Методика расчета субвенций муниципальным образованиям из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в муниципальных образовательных учреждениях, в соответствии с которой расчет субвенций осуществляется с учетом размера ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, который определяется по типам и видам общеобразовательных учреждений с учетом фактической наполняемости учащихся в классах; количества соответствующих классов в i-м муниципальном образовании; надбавки за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями; районного коэффициента.
Между тем, вознаграждение за осуществление функций классного руководства представляет собой часть заработной платы, следовательно, при определении его размера должны быть учтены все предусмотренные законодательством надбавки и отчисления к заработной плате работников.
Оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству в той части, в которой не предусматривает при определении размера субвенций, передаваемых из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия муниципальным образованиям, на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учет средств для предоставления гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Шавыркина В.В., действующая на основании доверенности от 4 июля 2008 года, с доводами прокурора не согласилась, пояснив, что в заявлении прокурора Республики Хакасия не указано в защиту чьих нарушенных прав оно предъявлено: граждан или муниципальных образований, а также не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав граждан и муниципальных образований.
Выслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из смысла приведенной нормы следует, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам является составной частью заработной платы.
То, что функция классного руководителя является частью трудовых функций педагогического работника, а вознаграждение за ее выполнение соответственно - частью оплаты его труда, подтверждается также Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года, с изменениями от 20 июля 2007 года (пункт 66 Положения), подготовленными ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ Рекомендациями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам (письмо Министерства образования и науки российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03).
В судебном заседании установлено, что 19 декабря 2007 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009. 2010 годов" (далее- Закон Республики Хакасия).
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации, статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" (с изменениями от 6 июля 2007 года) Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов.
Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия").
В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия" заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия").
Таким образом, для принятия закона Республики Хакасия необходимо 38 голосов депутатов, при этом заседание Верховного Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 депутатов.
На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 19 декабря 2007 года присутствовало 66 депутатов депутата, за принятие оспариваемого Закона Республики Хакасия в обоих чтениях проголосовало 64 депутата.
Таким образом, оспариваемый Закон Республики Хакасия принят правомочным составом Верховного Совета Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов.
В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Хакасия, статьей 18 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия" закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования председателю Правительства Республики Хакасия. Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования.
Официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета "Хакасия" и бюллетень "Вестник Хакасии (пункт 1 статьи 35 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года N 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия").
Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009, 2010 годов", принятый Верховным Советом Республики Хакасия 19 декабря 2007 года, подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 25 декабря 2007 года, опубликован в газете "Хакасия" от 30 декабря 2007 года N 250/1.
28 апреля 2008 года в Закон Республики Хакасия внесены изменения, оспариваемая норма не изменялась, опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 29 апреля 2008 года N 24.
Разделом IV Приложения N 30 к Закону Республики Хакасия установлена Методика расчета субвенций муниципальным образованиям из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в муниципальных образовательных учреждениях, в соответствии с которой расчет субвенций осуществляется с учетом размера ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, который определяется по типам и видам общеобразовательных учреждений с учетом фактической наполняемости учащихся в классах; количества соответствующих классов в i-м муниципальном образовании; надбавки за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями; районного коэффициента.
Между тем, в соответствии с приложением N 37 (таблица N 6) "Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, перечень типов которых определен Правительством Российской Федерации, на 2008 год" Федерального закона от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (с изменениями от 3 марта 2008 года) Республике Хакасия выделены субсидии на указанные цели на 2008 год в размере 66 074,4 тыс.руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860 (с изменениями от 6 мая 2008 года) утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждении субъектов Российской федерации и муниципальных образовательных учреждений, которые определяют порядок предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В силу абзаца 3 пункта 3 названных Правил при определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из смысла приведенных норм следует, что субсидии федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009, 2010 годов" включают в себя районный коэффициент к заработной плате, надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, учитывая, что вознаграждение, установленное для работников общеобразовательных учреждений за осуществление функций классного руководства, представляет собой часть заработной платы, следовательно, при определении размера вознаграждения должны быть учтены все предусмотренные трудовым законодательством надбавки и отчисления к заработной плате работников.
Таким образом, при определении размера субвенций, передаваемых из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия муниципальным образованиям, на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководства подлежат учету все предусмотренные федеральным законодательством надбавки и отчисления в отношении заработной платы, которые не учтены оспариваемой нормой Закона Республики Хакасия.
Следовательно, раздел IV Приложения N 30 к Закону Республики Хакасия в той части, в которой он не предусматривает при определении размера субвенций, передаваемых из Регионального фонда компенсаций республики Хакасия муниципальным образованиям, на выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учет средств для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству.
Отсутствие в оспариваемой норме Закона Республики Хакасия условия о включении в расчет субвенций на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя средств для предоставления гарантий, установленных трудовым законодательством, влечет нарушение трудовых прав педагогических работников, и необоснованное возложение расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению указанных гарантий на бюджеты муниципальных образований.
При таких обстоятельствах требование прокурора о признании раздела IV Приложения N 30 к Закону Республики Хакасия в части недействующим со дня вступления в законную силу решения суда является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 25 декабря 2007 года N 109-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009, 2010 годов" (с изменениями от 28 апреля 2008 года) опубликован в газете "Хакасия" от 30 декабря 2007 года N 250/1, бюллетене "Вестник Хакасии" от 29 апреля 2008 года N 24, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере газеты "Хакасия".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать раздел IV Приложения N 30 к Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2007 года N 109-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009, 2010 годов" (с изменениями от 28 апреля 2008 года) в той части, в которой он не предусматривает при определении размера субвенций, передаваемых из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия муниципальным образованиям, на выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учет средств для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере газеты "Хакасия".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 4 июля 2008 г. (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании