Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 16 ноября 2007 г.
(извлечение)
именем Российской Федерации
26 сентября 2007 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 293 "Об упорядочении обращения лома и отходов цветных и черных металлов на территории Республики Хакасия" (далее - Постановление), опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 2 октября 2007 года N 59 (793).
Пунктом 1 Постановления установлен перечень изделий, содержащих цветные и черные металлы, не подлежащих приему от физических лиц на объектах по приему лома и отходов цветных и черных металлов.
И.о. прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 Постановления противоречащим федеральному законодательству, недействующим.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что правовые основы обращения с отходами производствами и потребления установлены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон), в статье 1 которого приведено понятие лома и отходов цветных и (или) черных металлов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 13.1 Федерального закона физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право определять перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов лишь цветных металлов.
Статьями 5 и 6 Федерального закона определены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской федерации в области обращения с отходами. Среди полномочий субъектов Российской Федерации отсутствует утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов черных металлов.
Оспариваемым Постановлением ограничены права физических лиц по распоряжению своей собственностью и свобода предпринимательской деятельности.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Правительства Республики Хакасия Метельков В.Н., действующий на основании доверенности от 26 сентября 2007 года, с доводами прокурора не согласился, пояснил, что оспариваемое Постановление принято в пределах компетенции Правительства Республики Хакасия, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 года N 616 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики", который издан в связи с участившимися случаями хищения цветных и черных металлов на объектах важнейших отраслей экономики, и впредь до принятия соответствующего федерального закона пунктом 2 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определить перечень видов лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и подлежащего приему от физических лиц. Названный Указ Президента Российской Федерации до настоящего времени не отмен#, в нем не указано до принятия какого федерального закона он действует
Заслушав прокурора, представителя Правительства Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и свободу экономической деятельности (статья 8), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (статья 34).
Эти права могут быть ограничены, однако, как и сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться на основе Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 18 декабря 2006 года) (далее - Федеральный закон).
Согласно статье 1 Федерального закона лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (часть 1 статьи 4 Федерального закона).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В судебном заседании установлено, что 26 сентября 2007 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 293 "Об упорядочении обращения лома и отходов цветных и черных металлов на территории Республики Хакасия" (далее - Постановление), опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 2 октября 2007 года N 59 (793).
Пунктом 1 Постановления установлен перечень изделий, содержащих цветные и черные металлы, не подлежащих приему от физических лиц на объектах по приему лома и отходов цветных и черных металлов.
Между тем, согласно статье 13.1 Федерального закона физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 370 (с изменениями от 1 февраля 2005 года), физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 369 (с изменениями от 3 октября 2002 года), физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.
Таким образом, федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право утверждать перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов лишь цветных металлов, и не установлено каких-либо ограничений либо требований по отчуждению и обращению лома и отходов изделий из черных металлов.
Не содержится среди полномочий субъектов Российской Федерации в области с обращения с отходами такого полномочия как утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов черных металлов и в статье 6 Федерального закона.
Принимая во внимание, что субъект Российской Федерации не наделен федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом утверждать перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов черных металлов, суд приходит к выводу о том, что Правительство Республики Хакасия, установив оспариваемым Постановлением перечень не подлежащих приему от физических лиц на объектах по приему лома и отходов цветных и черных металлов изделий, содержащих как цветные, так и черные металлы, вышло за пределы своей компетенции.
Оспариваемое положение Постановления ограничивает права собственников (граждан) по распоряжению своим имуществом.
Суд находит необоснованной ссылку представителя Правительства Республики Хакасия на Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 года N 616, поскольку он носит рекомендательный характер, регламентировал спорные правоотношения до принятия соответствующего федерального закона; статья 13.1 Федерального закона, регулирующая требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению, введена Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 169, Правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов утверждены Правительством Российской Федерации 11 мая 2001 года.
По-видимому. в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер указанного Федерального закона следует читать как "N 169-ФЗ"
Таким образом, нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми позднее названного Указа Президента Российской Федерации, в том числе Федеральным законом, имеющим большую юридическую силу, субъектам Российской Федерации предоставлено право утверждать перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов лишь цветных металлов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о признании пункта 1 Постановления в части установления запрета на принятие от физических лиц на объектах по приему лома и отходов цветных и черных металлов изделий, содержащих черные металлы, противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что постановление Правительства Республики Хакасия от 26 сентября 2007 года N 293 "Об упорядочении обращения лома и отходов цветных и черных металлов на территории Республики Хакасия" опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 2 октября 2007 года N 59 (793), суд считает необходимым обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
В силу изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать пункт 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 26 сентября 2007 года N 293 "Об упорядочении обращения лома и отходов цветных и черных металлов на территории Республики Хакасия" в части установления запрета на принятие от физических лиц на объектах по приему лома и отходов цветных и черных металлов изделий, содержащих черные металлы, противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 16 ноября 2007 г. (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в соответствии с орфографией и пунктуацией источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании