Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Региональная программа
"Улучшение условий и охраны труда в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2014 г. N 280)
30 марта 2015 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
региональной программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы"
Ответственный исполнитель |
- |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Соисполнители |
- |
Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство культуры Республики Хакасия; Министерство спорта Республики Хакасия |
Цель |
- |
улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Республики Хакасия и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
Задачи |
- |
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах; реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения; обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда; совершенствование нормативной правовой базы Республики Хакасия в области охраны труда; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда |
Государственные программы Республики Хакасия |
- |
государственная программа Республики Хакасия "Социальная поддержка граждан (2014-2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 620; государственная программа Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 614 |
Ведомственные целевые программы |
- |
ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на 2014 - 2016 годы", утвержденная приказом Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 26.12.2013 N 285д |
Мероприятия, не вошедшие в государственные программы, ведомственные целевые программы |
- |
мероприятия по улучшению условий и охраны труда: в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия; в государственных учреждениях, подведомственных Министерству культуры Республики Хакасия; в государственных учреждениях, подведомственных Министерству спорта Республики Хакасия; мероприятия, реализуемые в муниципальных учреждениях образования, культуры и спорта за счет местных бюджетов; мероприятия, реализуемые за счет средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия; мероприятия, реализуемые за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия; мероприятия, реализуемые в организациях внебюджетного сектора экономики за счет собственных средств |
Целевые показатели и (или) индикаторы |
- |
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, человек: 2014 год - 6; 2015 год - 5; 2016 год - 5; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более: 2014 год - 215; 2015 год - 210; 2016 год - 200; количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дней: 2014 год - 58; 2015 год - 56; 2016 год - 54; численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, человек: 2014 год - 12; 2015 год - 16; 2016 год - 18; количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест: 2014 год - 22890; 2015 год - 28540; 2016 год - 33200; удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест, процентов: 2014 год - 45; 2015 год - 60; 2016 год - 75; количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, рабочих мест: 2014 год - 800; 2015 год - 1280; 2016 год - 1300; численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, человек: 2014 год - 34340; 2015 год - 42820; 2016 год - 49800; удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, процентов: 2014 год - 46,0; 2015 год - 43,0; 2016 год - 40,0 |
Этапы и сроки реализации |
- |
2014-2016 годы, этапы не выделяются |
Объем бюджетных ассигнований |
- |
4740164,7 тыс. рублей, в том числе 2014 год - 1364405,4 тыс. рублей; 2015 год - 1669402,9 тыс. рублей; 2016 год - 1706356,4 тыс. рублей. Из них: средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 12248,6 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 7515,6 тыс. рублей; 2015 год - 2209,0 тыс. рублей; 2016 год - 2524,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия - 137411,3 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 47232,8 тыс. рублей; 2015 год - 45036,5 тыс. рублей; 2016 год - 45142,0 тыс. рублей; средства Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 124225,6 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 36500,0 тыс. рублей; 2015 год - 42400,0 тыс. рублей; 2016 год - 45325,6 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия - 35918,5 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 5336,5 тыс. рублей; 2015 год - 22203,0 тыс. рублей; 2016 год - 8379,0 тыс. рублей; собственные средств организаций внебюджетного сектора экономики - 4430360,7 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1267820,5 тыс. рублей; 2015 год - 1557554,4 тыс. рублей; 2016 год - 1604985,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации |
- |
уменьшение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом - до 5 человек; уменьшение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более - до 200 человек; уменьшение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего - до 56 дней; увеличение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров за счет повышения качества диагностики в медицинских учреждениях - до 18 человек; уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников - до 40% |
1. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
Целью государственной политики в области охраны труда является защита здоровья работников и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников.
Создание системы управления профессиональными рисками и переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников невозможны без усиления роли государства в этом процессе, в том числе через реализацию целевых программ в области охраны труда.
Для экономики Хакасии характерен высокий удельный вес добывающих видов экономической деятельности и первичной переработки природных ресурсов. Эти виды деятельности являются наиболее травмоопасными, поэтому проблема формирования и развития действенных механизмов социальной защиты работников и охраны труда от сложных сочетаний профессиональных и экологических рисков становится все более актуальной.
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Хакасия, как и в Российской Федерации в целом, остается сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибели людей на производстве. По данным Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, в 2012 году от несчастных случаев на производстве пострадало 246 человек (2011 год - 329 человек), из них смертельные травмы на производстве получили 5 человек (2011 год - 11 человек), травмы с тяжелым исходом - 40 человек (2011 год - 45 человек).
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма в Хакасии имеет тенденцию к снижению, но превышает средний уровень по Российской Федерации.
Таблица 1
Уровень производственного травматизма
в 2008 - 2012 годах (на 1000 работающих)
Территория |
Год |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Российская Федерация |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
1,9 |
Сибирский федеральный округ |
3,0 |
2,7 |
2,9 |
2,5 |
2,3 |
Республика Хакасия |
3,5 |
4,6 |
3,2 |
2,7 |
2,5 |
Анализ типологии происшедших в 2012 году в организациях республики несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что каждый третий работник пострадал в результате падения с высоты, каждый четвертый - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин. Свыше 13% работников получили тяжелые травмы в результате падения, обрушения предметов, материалов, земли и пр., более 17% - в результате транспортных происшествий.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелы|ми последствиями, происшедших в 2012 году, занимают типичные причины организационного характера, в том числе нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (28,3%), неудовлетворительная организация производства работ (19,6%).
Остается высокой и имеет тенденцию к росту численность работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. По статистическим данным в среднем по видам экономической деятельности удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, составил в 2012 году 49,2% от общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, что значительно превышает соответствующий показатель по Российской Федерации.
Таблица 2
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам, в 2008 - 2012 годы
Территория |
Год |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Российская Федерация |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
30,5 |
31,8 |
Сибирский федеральный округ |
32,7 |
33,9 |
34,1 |
34,7 |
40,5 |
Республика Хакасия |
36,1 |
37,1 |
40,0 |
47,8 |
49,2 |
Основными причинами, по которым показатели занятости работников во вредных условиях труда по Республике Хакасия выглядят несколько хуже аналогичных показателей по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу, являются следующие:
в республике удельный вес работников, занятых в добывающих отраслях и металлургии, значительно выше, чем в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе;
добывающие отрасли представлены в Хакасии преимущественно добычей угля, железной руды, молибдена, золота, причем значительная часть этих полезных ископаемых добывается шахтным способом, что обусловливает высокую занятость работников во вредных условиях труда;
расширение масштабов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и улучшение ее качества за последние три года обусловило большую выявляемость вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах;
работы по модернизации оборудования, систем и технологических процессов на рабочих местах с целью улучшения условий труда проводятся на предприятиях в недостаточном объеме из-за низкой рентабельности большинства производств и неустойчивого спроса на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.
Вместе с тем в Республике Хакасия достигнуты значительные позитивные изменения. В результате совместной работы всех субъектов системы управления охраной труда за последние десять лет удалось уменьшить количество несчастных случаев на производстве более чем в три раза: с 785 случаев в 2002 году до 246 случаев в 2012 году.
За указанный период в Хакасии сформирована, законодательно оформлена и успешно работает трехуровневая система управления охраной труда, включающая в себя органы государственной власти, профессиональные союзы, муниципальные органы власти и непосредственно работодателей. Координирует деятельность всех субъектов в области охраны труда Республиканский координационный совет по охране труда - постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2005 N 438 "Об образовании Республиканского координационного совета по охране труда" (с последующими изменениями).
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия контролирует осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны труда, переданных им в соответствии с Законом Республики Хакасия от 27.09.2007 N 60-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда" (с последующими изменениями). В администрациях городов и районов республики работают специалисты по охране труда.
Наблюдается тенденция устойчивого роста объемов финансирования работодателями мероприятий по охране труда. Так, по итогам 2012 года расходование финансовых средств на охрану труда по предприятиям и организациям, учтенным органами статистики, составило 785,8 млн. рублей, что на 13,0% превышает соответствующий показатель 2011 года. В расчете на одного работающего на охрану труда израсходовано в 2012 году 9802 рубля, в 2011 году - 8958 рублей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации региональной программы, цель и задачи
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации региональной программы улучшения условий и охраны труда с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями), является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения в Республике Хакасия.
Целью региональной программы является улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Республики Хакасия и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих приоритетных задач:
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;
совершенствование нормативно-правовой базы Республики Хакасия в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
3. Срок реализации региональной программы
Срок реализации региональной программы: 2014 - 2016 годы.
В связи с тем, что основная часть мероприятий региональной программы связана с последовательной реализацией мер по улучшению условий и охраны труда, снижению профессиональных рисков работников организаций, выделение этапов реализации региональной программы не предусмотрено.
В ходе исполнения региональной программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций и проблем в сфере условий и охраны труда в республике.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Ожидаемые результаты от реализации региональной программы и целевые индикаторы (показатели)
Достижение цели и решение задач региональной программы оценивается целевыми индикаторами (показателями), указанными в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы (показатели) региональной программы
Планируемый рост численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, приведенный в пункте 3.2 таблицы 3, обусловлен ежегодным увеличением удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест. При этом планируется уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда от общей численности работников в организациях, где проведена специальная оценка условий труда с 46,4% в 2013 году до 40% в 2016 году.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Перечень основных мероприятий региональной программы
Система мероприятий региональной программы определена на основе анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах Республики Хакасия, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Сводный перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами региональной программы, с указанием объемов финансирования представлен в приложении 1.
Перечень мероприятий региональной программы по городским округам и муниципальным районам Республики Хакасия представлен в приложении 2.
Перечень мероприятий региональной программы по организациям внебюджетного сектора экономики представлен в приложении 3.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Обоснование ресурсного обеспечения региональной программы
Источниками финансирования региональной программы являются средства республиканского бюджета Республики Хакасия, местных бюджетов, Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, а также собственные средства организаций внебюджетного сектора экономики, включенных в программу.
Из республиканского бюджета Республики Хакасия финансируются мероприятия по охране труда, осуществляемые в государственных учреждениях Республики Хакасия социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта, и мероприятия по охране труда, реализуемые в рамках:
государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года";
государственной программы Республики Хакасия "Социальная поддержка граждан (2014-2020 годы)";
ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2014 - 2017 годы".
Также за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия финансируются мероприятия, входящие в Перечень мероприятий по охране труда в республиканских образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия, на 2014 - 2016 годы, утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 21.01.2014 N 100-50.
За счет средств местных бюджетов городских округов и муниципальных районов финансируются мероприятия в рамках муниципальных программ по охране труда, а также мероприятия по охране труда, осуществляемые в муниципальных учреждениях образования, культуры и спорта.
Из средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия финансируется обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Из собственных средств организаций внебюджетного сектора экономики финансируются мероприятия по охране труда в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 N 181н.
В региональную программу по согласованию включены мероприятия ведущих предприятий электроэнергетики, топливной промышленности и цветной металлургии, в том числе: филиал ОАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего", ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", ОАО "РУСАЛ Саяногорск", ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ", ООО "Сорский ГОК", ООО "Сорский ФМЗ", ООО "Восточно-Бейский разрез", ОАО "Разрез Изыхский", ООО "СУЭК Хакасия" разрез "Черногорский", ООО "СУЭК Хакасия" шахта "Хакасская", ООО "Хакас-Терминал".
Общий объем финансирования мероприятий региональной программы составляет 4740164,7 тыс. рублей, из них:
средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 12248,6 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 7515,6 тыс. рублей;
2015 год - 2209,0 тыс. рублей;
2016 год - 2524,0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 137411,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 47232,8 тыс. рублей;
2015 год-45036,5 тыс. рублей;
2016 год - 45142,0 тыс. рублей;
средства Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 124225,6 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 36500,0 тыс. рублей;
2015 год - 42400,0 тыс. рублей;
2016 год - 45325,6 тыс. рублей;
средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия - 35918,5 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 5336,5 тыс. рублей;
2015 год - 22203,0 тыс. рублей;
2016 год - 8379,0 тыс. рублей;
средства организаций внебюджетного сектора экономики Республики Хакасия - 4430360,7 тыс. рублей, в том числе:
2014 году - 1267820,5 тыс. рублей;
2015 году - 1557554,4 тыс. рублей;
2016 году - 1604985,8 тыс. рублей.
В региональную программу также включен ряд мероприятий без указания конкретного объема финансирования, которые выполняются за счет текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории Республики Хакасия.
Решение задачи "Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах" предполагается путем проведения следующих мероприятий:
проведение специальной оценки условий труда за счет средств соответствующих бюджетов;
оказание консультативной и организационной помощи организациям, проводящим специальную оценку условий труда;
развитие инструментов общественного контроля в сфере охраны труда в связи с проведением специальной оценки условий труда, в том числе по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Мероприятие 1.1. "Проведение специальной оценки условий труда за счет средств соответствующих бюджетов".
Необходимость проведения работодателями специальной оценки условий труда установлена статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Финансирование проведения специальной оценки условий труда в республиканских и муниципальных учреждениях осуществляется в пределах средств, предусмотренных на текущую деятельность этих учреждений. Специальная оценка условий труда в организациях внебюджетного сектора экономики проводится за счет средств работодателей.
В региональную программу включены средства Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, которые фонд возмещает работодателям за проведенную специальную оценку условий труда в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Региональной программой предусмотрено общее финансирование мероприятия в сумме 24581,1 тыс. рублей, в том числе:
из республиканского бюджета Республики Хакасия - 796,5 тыс. рублей; из местных бюджетов городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 7482,0 тыс. рублей;
из средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 5719,6 тыс. рублей;
из средств организаций внебюджетного сектора экономики, включенных в региональную программу - 10583,0 тыс. рублей.
Решение задачи "Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения" предусматривается путем проведения следующих мероприятий:
обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в организациях внебюджетного сектора экономики;
организация проведения контрольных замеров факторов производственной среды на рабочих местах в целях государственной экспертизы условий труда с привлечением аккредитованных в установленном порядке исследовательских лабораторий;
техническое оснащение испытательных лабораторий организацией, проводящих специальную оценку условий труда;
проведение обязательных медицинских осмотров работников; санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
организация подготовки и повышения квалификации специалистов учреждений здравоохранения, принимающих участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
оснащение государственных лечебно-профилактических учреждений необходимым оборудованием для проведения медицинских осмотров стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу;
разработка и внедрение в организациях Республики Хакасия программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведении регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда;
переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
повышение уровня компетенции молодых специалистов в сфере охраны труда посредством организации соответствующих информационных мероприятий;
организация различных информационно-методических площадок: уголков охраны труда, методических кабинетов;
организация работы горячих линий в целях информирования и консультирования по вопросам охраны и условий;
развитие инструментов общественного контроля в сфере охраны труда в связи с проведением специальной оценки условий труда.
Мероприятия 2.1. "Обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты".
Финансирование обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты в республиканских и муниципальных учреждениях осуществляется в пределах средств, предусмотренных на текущую деятельность этих учреждений. Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты в организациях внебюджетного сектора экономики проводится за счет средств работодателей.
В региональную программу включены средства Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, которые фонд возмещает работодателям за приобретенные средства индивидуальной и коллективной защиты в рамках финансового обеспечения предупредительных мер.
Региональной программой предусмотрено общее финансирование мероприятия в сумме 429788,3 тыс. рублей, в том числе:
из республиканского бюджета Республики Хакасия - 1342,3 тыс. рублей; из местных бюджетов городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 7127,7 тыс. рублей;
из средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 44722,0 тыс. рублей;
из собственных средств организаций внебюджетного сектора экономики - 376596,3 тыс. рублей.
Мероприятие 2.2. "Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в организациях внебюджетного сектора экономики" финансируется за счет собственных средств организаций внебюджетного сектора экономики, вошедших в региональную программу, в сумме 68078,1 тыс. рублей.
Мероприятие 2.3. "Проведение измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров) при проведении государственной экспертизы условий труда".
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия осуществляет государственную экспертизу условий труда, для чего в отдельных случаях требуется привлечение аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров) для проведения контрольных замеров факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах.
Региональной программой предусмотрено финансирование затрат на проведение контрольных замеров факторов рабочей среды, осуществляемых аккредитованной исследовательской лабораторией, из республиканского бюджета Республики Хакасия в сумме 90,0 тыс. рублей. Данное мероприятие входит в ведомственную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда на 2014 - 2017 годы".
Мероприятие 2.4. "Техническое оснащение испытательных лабораторий организаций, проводящих специальную оценку условий труда" финансируется за счет средств организаций, проводящих специальную оценку условий труда, с общим объемом финансирования 2302.4 тыс. рублей.
Мероприятие 2.5. "Проведение обязательных медицинских осмотров работников".
В соответствии со статьями 212 и 226 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Финансирование обязательных медицинских осмотров работников республиканских и муниципальных учреждений осуществляется за счет средств, предусмотренных на текущую деятельность, для работников организаций внебюджетного сектора экономики - за счет средств работодателей.
В региональную программу включены средства Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, которые фонд возмещает работодателям за проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников в рамках финансового обеспечения предупредительных мер.
Региональной программой предусмотрено общее финансирование мероприятия в сумме 128738,3 тыс. рублей, в том числе:
из республиканского бюджета Республики Хакасия - 6174,3 тыс. рублей;
из местных бюджетов городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 55242,6 тыс. рублей;
из средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 6068.0 тыс. рублей;
из средств организаций внебюджетного сектора экономики - 61253,4 тыс. рублей.
Мероприятие 2.6. "Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
Региональной программой предусмотрено финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, из средств бюджетов городских округов и муниципальных районов республики, средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, собственных средств организаций внебюджетного сектора экономики.
Общее финансирование мероприятия составляет 122505,9 тыс. рублей, в том числе:
из муниципальных бюджетов муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия - 1705,0 тыс. рублей;
из средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 67287.0 тыс. рублей;
из средств организаций внебюджетного сектора экономики - 53513,9 тыс. рублей.
Мероприятие 2.7. "Организация подготовки и повышения квалификации специалистов республиканских учреждений здравоохранения, принимающих участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, работников".
Региональной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия в сумме 931,0 тыс. рублей из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.
Мероприятие 2.8. "Оснащение государственных лечебно-профилактических учреждений Республики Хакасия необходимым оборудованием для проведения медицинских осмотров стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу".
Региональной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия в сумме 34987,5 тыс. рублей из средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.
В рамках решения задачи "Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения" предполагается реализация следующих мероприятий:
обучение по охране труда руководителей и специалистов в обучающих организациях;
внедрение в процесс обучения охране труда в обучающих организациях современных образовательных технологий;
издание и тиражирование видеокурсов, методических материалов по обучению в сфере охраны труда, видеоинструкций;
организация совещаний, конференций, направленных на обучение по вопросам охраны труда;
ведение учета обучающих организаций по охране труда, размещение информации о них в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мероприятие 3.1. "Обучение по охране труда руководителей и специалистов в обучающих организациях".
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Финансирование обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов республиканских и муниципальных учреждений осуществляется в пределах средств, предусмотренных на текущую деятельность, работников организаций внебюджетного сектора экономики - за счет средств работодателей.
В региональную программу включены средства Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, которые фонд возмещает работодателям за проведение обучения руководителей и специалистов по охране труда в обучающих организациях в рамках финансового обеспечения предупредительных мер.
Региональной программой предусмотрено общее финансирование мероприятия 3.1 в сумме 18687,9 тыс. руб., в том числе:
из средств республиканского бюджета Республики Хакасия - 433,3 тыс. рублей;
из средств местных бюджетов городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 4675,1 тыс. рублей:
из средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 429.0 тыс. рублей:
из собственных средств организаций внебюджетного сектора экономики - 13150,5 тыс. рублей.
Мероприятие 3.2. "Внедрение в процесс обучения безопасности труда современных образовательных технологий (модульное дистанционное обучение и др.)".
Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Общий объем финансирования мероприятия составляет 1577,0 тыс. рублей.
В целях решения задачи "Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда" предусматривается выполнение мероприятия 4.1 по модернизации (реконструкция, замена) оборудования, вентиляционных, отопительных и других систем в целях улучшения условий труда.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов определены статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Мероприятия по модернизации (реконструкции, замене) оборудования, вентиляционных, отопительных и других систем в целях улучшения условий труда входят в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 N 181н.
Региональной программой предусмотрено общее финансирование мероприятия 4.1 в сумме 3906267,3 тыс. рублей, в том числе:
республиканский бюджет Республики Хакасия - 3121,1 тыс. рублей; местные бюджеты городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 59840,1 тыс. рублей;
собственные средства организаций внебюджетного сектора экономики - 3843306,1 тыс. рублей.
В целях решения задачи "Совершенствование нормативной правовой базы Республики Хакасия в области охраны труда" осуществление следующих программных мероприятий:
внесение изменений в Закон Республики Хакасия от 21.02.2006 N 1-ЗРХ "Об охране труда в Республике Хакасия" (2014 год);
внесение изменений в Закон Республики Хакасия от 27.09.2007 N 60-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда" (2016 год);
утверждение административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Хакасия по оказанию государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда (2015 год);
актуализация нормативной правовой базы и методических рекомендаций по обеспечению охраны труда в организациях.
В целях решения задачи "Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда" предусмотрено проведение следующих мероприятий: проведение смотров-конкурсов по охране труда;
разработка и размещение социальной рекламы на тему охраны труда; проведение месячника безопасности труда в рамках Всемирного дня охраны труда;
организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов, в том числе посвященных Всемирному дню охраны труда;
выступления и публикации в средствах массовой информации на темы охраны труда;
обмен опытом по внедрению современных средств безопасности труда и улучшению условий труда работников, тиражирование лучших практик в сфере охраны труда;
информирование работающего населения по актуальным вопросам охраны труда посредством создания общедоступных информационных интернет-ресурсов;
разработка республиканской и муниципальных баз данных об условиях и охране труда;
организация и проведение конкурсов профессионального мастерства.
Мероприятие 6.1. "Проведение смотров-конкурсов по охране труда". Проведение смотров-конкурсов по охране труда предусмотрено Министерством труда и социального развития Республики Хакасия, администрациями городских округов и муниципальных районов республики.
Общий объем финансирования мероприятия составляет 751,0 тыс. рублей, в том числе:
республиканский бюджет Республики Хакасия - 100,0 тыс. рублей; местные бюджеты городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 651,0 тыс. рублей.
Мероприятие 6.2. "Разработка и размещение социальной рекламы на тему охраны труда".
Региональная программа предусматривает разработку и размещение социальной рекламы Министерством труда и социального развития Республики Хакасия и администрациями городских округов и муниципальных районов республики.
Общий объем финансирования мероприятия составляет 326,1 тыс. рублей, в том числе:
республиканский бюджет Республики Хакасия - 176,1 тыс. рублей; местные бюджеты городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 150,0 тыс. рублей.
Мероприятие 6.3. "Проведение месячника безопасности труда в рамках Всемирного дня охраны труда".
Месячник безопасности труда в честь Всемирного дня охраны труда организуют исполнительные органы государственной власти и администрации муниципальных образований. В основном мероприятие выполняется за счет текущего финансирования органов исполнительной власти и организаций.
Общий объем программного финансирования мероприятия составляет 582,8 тыс. рублей, в том числе:
республиканский бюджет Республики Хакасия - 15,0 тыс. рублей; местные бюджеты городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия - 537.8 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 настоящее приложение дополнено разделом 7
7. Анализ рисков реализации региональной программы и меры по управления рисками
При реализации региональной программы существуют риски недостижения следующих целевых индикаторов и показателей реализации региональной программы:
достижение запланированного показателя удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда от общей численности работников;
достижение запланированного показателя количества рабочих мест, на которых будут улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, в результате чего условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности будут отнесены к более низким классам (подклассам) условий труда).
Эти риски обусловлены существующей вероятностью не полной реализации мероприятий по модернизации оборудования, вентиляционных, отопительных и других систем в целях улучшения условий труда в организациях республики из-за недостатка финансовых средств у организаций, в том числе финансируемых из республиканского бюджета Республики Хакасия и местных бюджетов.
Для снижения возможных рисков реализации региональной программы планируется проведение ежегодного мониторинга исполнения региональной программы и в случае необходимости ее корректировка.
Ход реализации региональной программы ежегодно контролируется по целевым индикаторам и показателям реализации программных мероприятий.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование программных средств несут ответственный исполнитель и соисполнители региональной программы.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия ежегодно до 1 марта направляет отчет об исполнении региональной программы в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство экономики Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 настоящее приложение дополнено разделом 8
8. Оценка уровня реализации региональной программы
Оценка уровня реализации региональной программы производится путем сравнения фактических значений индикаторов (показателей) с их плановыми значениями.
Оценка уровня реализации региональной программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации региональной программы и в целом по окончании ее реализации.
При значениях общей оценки по целевым индикаторам (показателям) региональной программы от 80% и более эффективность реализации региональной программы признается высокой, при значении от 79% до 50% - средней, при значениях меньше 50% - низкой.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 марта 2015 г. N 128 настоящее приложение дополнено разделом 9
9. Расчет экономической эффективности программных мероприятий
9.1. Экономический эффект в денежном выражении мероприятий по улучшению условий и охраны труда определяется по следующей формуле:
,
где:
- предотвращенный ущерба (экономических последствий) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, рублей. Рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рублей;
- косвенная экономия от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рублей;
- сокращение расходов на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, рублей.
9.2. Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- экономия, связанная с сокращением выплат по оплате временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, рублей;
- экономия (убытки), связанная с сокращением выплат по оплате единовременного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности и (или) смертельном исходе в связи с несчастным случаем и профзаболеванием, рублей;
- экономия, связанная с сокращением (ростом) выплат по оплате ежемесячного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности или смертельном исходе в связи с несчастными случаями и (или) профессиональными заболеваниями, рублей;
- экономия, связанная с сокращением (ростом) выплат по оплате дополнительных расходов пострадавших (реабилитация), рублей.
9.3. Косвенная экономия (сокращение потерь ВРП республики из-за снижения объема выпуска продукции, связанных с травматизмом и предоставлением компенсаций занятым на тяжелых и вредных работах) рассчитывается по следующей форме:
,
где:
- валовый региональный продукт, рублей;
- численность занятых в экономике Республики Хакасия, человек;
- изменение числа человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более, человеко-дней;
- изменение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, человек;
6000 - коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени в связи со смертью пострадавшего в результате несчастного случая в последующие годы;
- изменение численности лиц, которым предоставляется компенсация в виде дополнительного отпуска, человек;
- изменение численности лиц, которым предоставляется компенсация в виде сокращенного рабочего дня, человек;
- коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени, связанную с предоставлением сокращенного рабочего дня.
Данные по валовому региональному продукту и численности занятых в экономике берутся за отчетный год. Изменение остальных показателей рассчитывается путем вычитания из их значений в отчетном году их значения в базовом году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.