Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 декабря 2012 г. N 858)
15 марта, 3, 22 апреля, 9 октября 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 октября 2013 г. N 539 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт долгосрочной республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"
Наименование |
- долгосрочная республиканская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- постановление Правительства Республики Хакасия от 03.10.2012 N 663 "Об утверждении перечней долгосрочных республиканских целевых программ, разрабатываемых на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, а также действующих долгосрочных республиканских целевых программ, планируемых к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 - 2015 годов" |
Государственный заказчик - координатор |
- Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
Государственные заказчики |
- Аппарат Правительства Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство культуры Республики Хакасия; Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство спорта и туризма Республики Хакасия; Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; Министерство регионального развития Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Государственный комитет по лесу Республики Хакасия; Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия; Государственная ветеринарная инспекция Республики Хакасия; Государственный комитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия; Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом; Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия; Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия; Комитет по мобилизационной работе при Правительстве Республики Хакасия |
Цель |
- обеспечение снижения на территории Республики Хакасия объема потребляемых энергоресурсов и воды на 33% к 2020 году (в сопоставимых условиях относительно 2009 года) путем реализации потенциала энергосбережения |
Задачи |
- создание правовых и информационных условий для обеспечения на территории Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности; создание условий для обеспечения органами государственной власти, государственными учреждениями Республики Хакасия, юридическими лицами энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах республиканской собственности; создание условий для обеспечения органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности; увеличение объемов использования на территории Республики Хакасия вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам |
- доля государственных и муниципальных организаций Республики Хакасия соответствующих требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности в Российской Федерации: 2013 год - 43%, 2014 год - 89%, 2015 год - 100%, 2016-2020 годы - 100%; экономия потребляемых населением энергоресурсов и воды: 2013 год - 3%, 2014 год - 6%, 2015 год - 12%, 2016-2020 годы - 12%; экономия потребления электрической энергии органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Хакасия: 2013 год - 3%, 2014 год - 7%, 2015 год - 10%, 2016-2020 годы - 13%; экономия потребления тепловой энергии органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Хакасия: 2013 год - 4%, 2014 год - 5%, 2015 год - 6%, 2016-2020 годы - 18%; экономия потребления воды органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Хакасия: 2013 год - 4%, 2014 год - 7%, 2015 год - 9%, 2016-2020 годы - 13%; экономия потребления электрической энергии органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия: 2013 год - 3%, 2014 год - 7%, 2015 год - 11%, 2016-2020 годы - 12%; экономия потребления тепловой энергии органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия: 2013 год - 3%, 2014 год - 7%, 2015 год - 11%, 2016-2020 годы - 12%; экономия потребления воды органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия: 2013 год - 3%, 2014 год - 6%, 2015 год - 10%, 2016-2020 годы - 14%; экономия затрат на топливо для транспортных средств: 2013 год - 0%, 2014 год - 33%, 2015 год - 0%, 2016-2020 годы - 0% |
Сроки и этапы реализации |
- 2013 - 2020 годы. 1 этап - 2013 - 2015 годы, 2 этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования
|
- общий объем финансирования мероприятий программы составляет 5156910 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 3150205 тыс. рублей; 2014 год - 295867 тыс. рублей; 2015 год-218031 тыс. рублей; 2016-2020 годы - 1492807 тыс. рублей; из них средства республиканского бюджета Республики Хакасия 2353977 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 347272 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия - 175358 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам - 16683 тыс. рублей; 2014 год - 295867 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия - 208090 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам - 6000 тыс. рублей; 2015 год - 218031 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия - 190150 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам - 5000 тыс. рублей; 2016 - 2020 годы - 1492807 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия - 975750 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам - 0 тыс. рублей; средства местных бюджетов Республики Хакасия 12473 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 12473 тыс. рублей; средства федерального бюджета Российской Федерации - 298468 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 298468 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 2491992 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 2491992 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
- к концу 2015 года объем потребления топливно-энергетических и иных коммунальных ресурсов организациями бюджетной сферы к уровню 2009 года снизится не менее чем на 18%. Экономия составит не менее 5804362 тыс. кВтч Объем потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности, необходимый для производства промышленной продукции, согласно прогнозу и с учетом реализации потенциала энергосбережения в 2015 году будет на уровне 4070 тыс. т у. т. Экономия ТЭР в сравнении с прогнозным объемом потребления промышленностью, без учета реализации программных мероприятий по повышению энергетической эффективности, составит 366 тыс. т у. т. Объем потребления ТЭР в электроэнергетике на производство тепловой и электрической энергии согласно прогнозу и с учетом реализации потенциала энергосбережения в 2015 году составит около 3040 тыс. т у. т., что в 1,12 раза меньше прогнозного объема потребления ТЭР, без учета реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности. Объем потребления ТЭР энергоресурсов сельскохозяйственной отраслью согласно прогнозу и с учетом реализации потенциала энергосбережения к 2015 году составит 627 тыс. т у. т., при этом экономия ТЭР составит порядка 84 тыс. т у. т. Объем потребления ТЭР организациями коммунального комплекса к 2015 году снизится на 10% по сравнению с прогнозом потребления, без учета реализации потенциала энергосбережения, и составит 7530 тыс. т у. т. Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры к 2016 году составит не менее 40% |
1. Характеристика проблемы
1.1. Характеристика нормативных правовых аспектов разработки программы
В основу программы заложены следующие нормативные правовые документы:
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ);
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ);
Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании";
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р (далее - Энергетическая стратегия России на период до 2030 года);
постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (с последующими изменениями) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1225);
постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 15.07.2009 N Пр-1802ГС;
приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" (с последующими изменениями);
Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденные постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 (с последующими изменениями) (далее - Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года);
Концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.02.2010 N 43 (далее - постановление Правительства Республики Хакасия N 43);
Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
Программа развития электроэнергетики Республики Хакасия на период 2011 - 2016 годов и на перспективу до 2020 года, утвержденная приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29.04.2011 N 20-ад.
1.2. Характеристика состояния регионального топливно-энергетического комплекса
В программе употребляется термин потенциал энергосбережения - количественная мера нерационального энергопотребления, используемая как показатель энергоэффективности субъекта экономической деятельности. В реальном секторе экономики определяется как избыточный объем энергопотребления относительно некоторого минимального уровня, который зависит от состояния и объемов производства и устанавливается по данным энергетических обследований. В непроизводственных секторах аналогичный показатель означает экономию энергопотребления, которую можно получить без нарушения каких-либо требований и условий, необходимых для обеспечения данного вида деятельности.
Внешние условия функционирования топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) как базовой отрасли экономики региона характеризуются следующим образом.
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины.
Площадь территории Республики Хакасия составляет 61600 км2, численность населения - 538 тыс. человек, плотность населения - 8,7 чел./км2. Несмотря на сравнительно небольшую территорию (Хакасия является самым маленьким по площади регионом Сибирского федерального округа), республика обладает значительным природно-ресурсным потенциалом.
В силу природно-географических характеристик и неравномерного размещения производительных сил пространственная структура экономики и системы расселения республики отличается значительной неравномерностью.
Городское население Хакасии составляет 71%, что сопоставимо со среднероссийским уровнем (73%). В республике насчитывается 5 городов, 8 поселков городского типа, 270 сельских населенных пунктов. Совместно с прилегающими территориями Красноярского края формируется Абакано-Минусинско-Саяногорская агломерация - крупнейший центр сосредоточения населения и промышленного потенциала, важнейший транспортный узел на юге Центральной Сибири.
Промышленный комплекс Республики Хакасия представлен цветной металлургией, энергетикой, предприятиями машиностроения, горнодобывающей, пищевой, легкой промышленностью. Ключевым элементом производственного комплекса Республики Хакасия является Саяно-Шушенская ГЭС, крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире, с установленной мощностью 6400 МВт.
До аварии 17 августа 2009 года благодаря Саяно-Шушенской ГЭС (далее - СШ ГЭС) Республика Хакасия была энергоизбыточным регионом и выделялась самой большой подушевой выработкой электроэнергии. Авария на СШ ГЭС перевела энергосистему республики из энерго избыточных в энергозависимую. При потребляемой мощности до 2400 МВт оставшиеся в работе генерирующие мощности республики позволяли вырабатывать при благоприятных условиях до 494 МВт. Существовала реальная опасность введения ограничения по Республике Хакасия (при аварийном отключении одной из питающих линий электропередач 500 кВ) до 600 МВт.
Компанией ОАО "РусГидро", системным оператором, электросетевыми и генерирующими компаниями Сибири, Правительством Республики Хакасия совместно с Министерством энергетики Российской Федерации и МЧС России принимается комплекс мер по устранению последствий аварии и восстановлению данного стратегического объекта.
Восстановление СШ ГЭС ведется в соответствии с Планом проведения восстановительных работ на СШ ГЭС, утвержденным решением Правительственной комиссии (протокол от 03.10.2009 N 2). В настоящее время в работе находятся гидрогенераторы N 1, N 3, N 4, N 7, N 8. Установлены гидрогенераторы N 1, N 7, N 8 нового образца; на реконструкции находятся гидрогенераторы N 2, N 5, N 6, N 9, N 10. В 2012 году запланирован ввод в эксплуатацию гидрогенератора N 9. В период до 2015 года все гидрогенераторы должны быть заменены на гидрогенераторы нового образца и введены в работу.
Другими крупными генерирующими источниками являются Майнская ГЭС с установленной мощностью 321 МВт и Абаканская ТЭЦ с установленной мощностью 270 МВт.
Важнейшая производственная площадка расположена в г. Саяногорске, где расположены Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы компании ОАО "РУСАЛ Саяногорск". Указанные заводы производят около 10% валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Хакасия и являются крупнейшими потребителями электроэнергии на территории республики. На базе производственной площадки алюминиевых заводов существует фольгопрокатное производство ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ". На площадке Саяногорского алюминиевого завода расположен крупнейший теплоисточник города - ООО "Теплоресурс". В г. Саяногорске сосредоточены также крупные предприятия строительного комплекса и производства строительных материалов - ЗАО "Саянгидроспецстрой", ЗАО "Саянстрой", ОАО "МКК Саянмрамор" и предприятия пищевой промышленности (ОАО "Саянмолоко" и др.).
Производственная площадка, непосредственно примыкающая к г. Саяногорску, обладает значительными территориальными резервами и возможностями для развития новых производств.
Крупный промышленный узел сложился в столице республики - г. Абакане. Градообразующее значение имеют ОАО "Абаканвагонмаш", ОАО "Абаканский опытно-механический завод". Кроме того, имеются другие машиностроительные предприятия, специализирующиеся на производстве машин и оборудования, стальном и чугунном литье, производстве товаров народного потребления. Электро- и теплоснабжение организовано на базе Абаканской ТЭЦ с установленной электрической мощностью 270 МВт и тепловой мощностью 625 Гкал. Хорошо развита пищевая промышленность: ООО "Агропромышленная компания МАВР" (производство мясных продуктов); ОАО "АЯН" (производство пива и безалкогольных напитков); кондитерская фабрика, хлебозавод; рыбокомбинат; крупяные и иные производства. Вблизи города расположены две птицефабрики, работают предприятия легкой промышленности (обувная фабрика ОАО "Саяны"), развивается производство строительных материалов, мебельное производство.
Важным промышленным центром республики является г. Черногорск, основной специализацией которого является добыча каменного угля. Вблизи города расположены крупные разрезы "Черногорский", "Степной", шахта "Хакасская", работают предприятия по ремонту специальной техники. В городе имеются предприятия пищевой промышленности, сосредоточены производства по переработке нерудных полезных ископаемых - барита, аргиллита, бентонитовых глин, которые добываются в районах республики. В советский период г. Черногорск являлся важнейшим центром легкой промышленности. В настоящее время крупнейшие предприятия отрасли (ООО "Черногорская ПОШ", ЗАО "Черногорский ИскожРегенерат") находятся в упадке. Город обладает значительными территориальными резервами и возможностями с точки зрения подключения к объектам инженерной инфраструктуры для развития новых производств.
За пределами трех крупнейших промышленных центров расположен ряд крупных и более мелких центров горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, производства пищевых продуктов, лесозаготовки и деревообработки. В г. Сорске расположен крупнейший в стране горно-обогатительный комбинат по добыче молибденовых руд и производству молибденовых концентратов (ООО "Сорский ГОК"). На базе ООО "Сорский ФМЗ" развивается производство ферромолибденовых сплавов. В г. Абазе и рп Вершина Теи-Аскизского района осуществляется добыча железной руды на базе Абаканского и Тейского филиалов ОАО "Евразруда". В Алтайском районе работает Изыхский угольный разрез, а в Бейском районе - Восточно-Бейский угольный разрез. В с. Туимна базе привозного сырья функционирует ООО "Туимский завод по обработке цветных металлов". Крупнейшим золотодобывающим предприятием республики является ООО "Коммунаровский рудник" (с. Коммунар, Ширинский район). Указанные предприятия относятся к категории градообразующих и определяют профиль экономической специализации ряда населенных пунктов на территории Республики Хакасия.
Для населенных пунктов Хакасии характерна узкопрофильная специализация экономики. В республике имеется лишь один многопрофильный центр - г. Абакан. К моногородам и монопрофильным поселкам городского типа относятся города Саяногорск, Черногорск, Сорск, Абаза, рп Вершина Теи, с. Туим согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.08.2012 N 373 "Об одобрении решения межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации".
Современная экономическая специализация муниципальных районов и поселений, городских округов на территории Республики Хакасия представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Современная
экономическая специализация муниципальных образований Республики Хакасия
Муниципальное Образование |
Экономическая специализация |
Значимость экономической функции |
1 |
2 |
3 |
Город Абакан |
пищевая промышленность |
межрегиональная |
машиностроение |
региональная |
|
электроэнергетика |
местная |
|
промышленность строительных материалов |
местная |
|
легкая промышленность |
местная |
|
Город Черногорск |
добыча каменного угля |
межрегиональная |
легкая промышленность |
региональная |
|
промышленность строительных материалов |
местная |
|
машиностроение |
местная |
|
пищевая промышленность |
местная |
|
Город Саяногорск |
гидроэнергетика |
федеральная |
цветная металлургия |
федеральная |
|
туризм |
региональная |
|
промышленность строительных материалов |
региональная |
|
пищевая промышленность |
местная |
|
Город Абаза |
добыча железной руды |
межрегиональная |
лесозаготовка и деревообработка |
местная |
|
электроэнергетика |
местная |
|
Город Сорск |
добыча молибденовых руд |
федеральная |
цветная металлургия |
межрегиональная |
|
Алтайский район |
добыча каменного угля |
межрегиональная |
сельское хозяйство |
местная |
|
Аскизский район |
добыча железной руды |
межрегиональная |
сельское хозяйство |
региональная |
|
туризм |
региональная |
|
лесозаготовка и деревообработка |
местная |
|
добыча золота |
местная |
|
Бейский район |
добыча каменного угля |
межрегиональная |
сельское хозяйство |
местная |
|
Боградский район |
добыча неметаллических полезных ископаемых |
региональная |
сельское хозяйство |
местная |
|
пищевая промышленность |
местная |
|
Орджоникидзевский район |
сельское хозяйство |
местная |
пищевая промышленность |
местная |
|
добыча золота |
местная |
|
туризм |
местная |
|
Таштыпский район
|
туризм |
региональная |
сельское хозяйство |
местная |
|
лесозаготовка и деревообработка |
местная |
|
Ширинский район |
туризм |
межрегиональная |
добыча золота |
региональная |
|
цветная металлургия |
региональная |
|
пищевая промышленность |
местная |
|
сельское хозяйство |
местная |
|
Усть-Абаканский район |
добыча каменного угля |
межрегиональная |
сельское хозяйство |
региональная |
|
добыча неметаллических полезных ископаемых |
региональная |
Узкая специализация городов и поселков является фактором, определяющим низкий уровень социально-экономической устойчивости данных населенных пунктов ввиду зависимости градообразующих предприятий от внешних макроэкономических условий.
1.3. Энергоэкономическая ситуация в сфере электропотребления в 2007 - 2020 годах
Энергоэкономическая ситуация в сфере электропотребления в 2007 - 2011 годах характеризуется следующим образом.
Динамика производства валового регионального продукта (далее - ВРП) и общего потребления электрической энергии в отчетном периоде (рис. 1.1 и таблица 1.2) позволяет выделить устойчивые позитивные тенденции в развитии энергоэкономической ситуации в республике.
Рис. 1.1. Динамика производства ВРП, электропотребления и индекс энергетической стоимости ВРП в 2007 - 2011 годах
В 2007 - 2011 годах наблюдалась положительная динамика среднегодовых темпов роста производства ВРП на фоне среднегодовых темпов роста объемов электропотребления за рассматриваемый период. Качественный анализ графиков показывает, что индекс энергетической стоимости* производства ВРП, рассматриваемый в ретроспективе (5 лет), проявлял рост в 2007, 2008 годах, наблюдалось незначительное уменьшение в 2008, 2009 годах и снижение - в 2009 - 2011 годах.
Таким образом, в 2007 - 2011 годах эффективность использования электроэнергии в целом по республике повысилась, что положительно сказалось на понижении индекса энергетической стоимости ВРП.
Численные значения основных показателей энергоэффективности в 2007 - 2011 годах приведены в таблице 1.2.
В течение 2007 - 2011 годов рост производства ВРП составил в среднем 4,2% в год, в то время как электропотребление нарастало в среднем со скоростью 3,5% в год. В итоге за данный период ВРП увеличился на 16,6%, а электропотребление - на 13,8%. В результате индекс энергетической стоимости ВРП уменьшился на 2,4%. Наблюдается опережающий прирост производства ВРП над приростом электропотребления.
Экономические последствия увеличения энергоэффективности в рассматриваемом периоде характеризуются величиной внутреннего потенциала энергосбережения, который в 2011 году достиг 448,2 млн. кВтч/год (2,5% от общего объема электропотребления в этом году).
Оценку величины экономического эффекта от увеличения энергоэффективности в анализируемом периоде дает годовой объем реализации потенциала энергосбережения. Как видно из таблицы 1.2, ежегодные затраты на нерациональное электропотребление оцениваются величинами от 0,0 до 501,1 млн рублей в год по тарифам 2007 года, что достигает 0,7% ВРП.
Общая прибыль от увеличения энергоэффективности, накопленная в течение анализируемого периода (2007-2011 годы), оценивается величиной 190,7 млн рублей по тарифам 2007 года.
Данные таблицы 1.2 носят предварительный характер.
Таблица 1.2
Отчет и прогноз
об эффективности использования электрической энергии для производства ВРП Республики Хакасия в 2007 - 2014 годах
Показатель |
Год |
|||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
1. Объем произведенного ВРП (Qi) номинальный (млрд. рублей в ценах 2007 года) отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
63,7 1,000 0,0 |
65,5 1,028 2,8 |
65,2 1,024 -0,5 |
67,2 1,055 3,1 |
74,3 1,166 10,6 |
77,3 1,214 4,0 |
85,0 1,334 10,0 |
91,0 1,429 7,1 |
2. Собственное потребление электроэнергии (Ei) млн. кВтч отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
15749 1,000 0,0 |
17649 1,121 12,1 |
17504 1,111 -0,8 |
17609 1,118 0,6 |
17928 1,138 1,8 |
18047 1,146 0,7 |
18273 1,160 1,3 |
18549 1,178 1,5 |
3. Индекс энергетической стоимости ВРП (ki) отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
1,000 1,0 |
1,090 9,00 |
1,085 -0,46 |
1,060 -2,30 |
0,976 -7,92 |
0,944 -3,28 |
0,870 -7,84 |
0,824 -5,29 |
4. Потенциал энергосбережения внутренний (отн. 2007 года) отн. ед. (к текущему электропотреблению) млн. кВтч/год |
0,000 0,0 |
0,083 1464,9 |
0,078 1365,3 |
0,057 1003,7 |
-0,025 -448,2 |
-0,059 -1064,8 |
-0,149 -2722,7 |
-0,202 -3746,9 |
5. Стоимость потенциала энергосбережения, млн рублей/год по тарифам 2007 года |
0,0 |
476,1 |
443,7 |
326,2 |
-145,7 |
-346,1 |
-884,9 |
-1217,7 |
6. Годовой объем реализации потенциала энергосбережения* отн. ед. (к текущему электропотреблению) млн. кВтч/год млн. рублей/год, по тарифам 2007 года |
0 0,0 0,0 |
-0,083 -1464,9 -476,1 |
0,005 87,5 28,4 |
0,024 422,6 137,3 |
0,086 1541,8 501,1 |
0,034 613,6 199,4 |
0,085 1553,2 504,8 |
0,056 1038,7 337,6 |
7. Экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения нарастающим итогом, млн рублей, по тарифам 2007 года |
0,0 |
-476,1 |
-447,7 |
-310,4 |
190,7 |
390,1 |
894,9 |
1232,5 |
*Индекс энергетической стоимости ВРП рассчитывается как частное от деления физических объемов энергозатрат по отношению к базовому периоду на индекс физических объемов ВРП по отношению к тому же базовому периоду (строка 2 в отн. ед. / строка 1 в отн. ед. в таблице 1.2).
*Смысл этого показателя состоит в том, что если бы энергоэффективность хозяйственного комплекса республики оставалась на уровне 2007 года, то в каждом текущем году для производства тех же объемов ВРП потребовалось бы электроэнергии на указанную величину меньше (знак "-" перед численным значением Vi) или больше (знак "+").
Энергоэкономическая модель развития, сложившаяся в республике в предшествующем периоде, в графическом виде представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Диаграмма энергоэффективности в 2007 - 2011 годах
По виду диаграммы можно сделать вывод, что сложившаяся модель развития республики в период 2007 - 2011 годов была стабильна.
Основные параметры данной модели определены постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года" (с последующими изменениями).
В соответствии с указанным постановлением инвестиционный сценарий социально-экономического развития принят в качестве оптимального до 2020 года. Инвестиционный сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе населения).
Как показал анализ, вследствие общего роста эффективности использования электроэнергии за предшествующий период в республике накоплен значительный потенциал энергосбережения. Выбранная энергоэкономическая модель развития позволяет при определенных условиях реализовать накопленный потенциал. Реализуемость этой задачи и тем самым достижение общих целевых показателей долгосрочной республиканской целевой программы зависят как от исходной ситуации в основных секторах экономики, так и от планируемых показателей роста энергоэффективности в каждом из них.
Прогноз эффективности использования электрической энергии для производства ВРП Республики Хакасия в 2015 - 2020 годах представлен в таблице 1.3.
Прогноз
эффективности использования электрической энергии для производства ВРП Республики Хакасия в 2015 - 2020 годах
Показатель |
Годы |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
1. Объем произведенного ВРП (Qi), номинальный (млрд. рублей в ценах 2007 года) отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
98,3 1,543 8 |
106,2 1,667 8 |
114,7 1,801 8 |
123,9 1,945 8 |
133,8 2,100 8 |
144,5 2,268 8 |
2. Собственное потребление электроэнергии (Ei), млн. кВтч отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
18776 1,192 1,224 |
19007 1,207 1,230 |
19223 1,221 1,136 |
19304 1,226 0,421 |
19385 1,231 0,420 |
19467 1,236 0,423 |
3. Индекс энергетической стоимости ВРП (ki), отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
0,773 -6,189 |
0,724 -6,339 |
0,678 -6,354 |
0,630 -7,080 |
0,586 -6,984 |
0,545 -6,997 |
4. Потенциал энергосбережения внутренний (отн. 2007 года) отн. ед. (к текущему электропотреблению) млн. кВтч/год |
-0,261 -4900,5 |
-0,317 -6025,2 |
-0,370 -7112,5 |
-0,425 -8204,2 |
-0,476 -9227,3 |
-0,523 -10181,2 |
5. Стоимость потенциала энергосбережения, млн рублей/год по тарифам 2007 года |
-1592,7 |
-1958,2 |
-2311,6 |
-2666,4 |
-2998,9 |
-3308,9 |
6. Годовой объем реализации потенциала энергосбережения, отн. ед. (к текущему электропотреблению) млн. кВтч/год млн. рублей/год по тарифам 2007 года |
0,066 1239,2 402,7 |
0,068 1292,5 420,1 |
0,068 1307,2 424,8 |
0,076 1467,1 476,8 |
0,075 1453,9 472,5 |
0,075 1460,0 474,5 |
7. Экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения нарастающим итогом, млн рублей по тарифам 2007 года |
1632,4 |
2052,5 |
2477,3 |
2954,1 |
3426,6 |
3901,1 |
Индекс энергетической стоимости ВРП характеризует эффективность отрасли. Снижение значения индекса показывает, что отрасль перешла на эффективный путь использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Рис. 1.3. Индекс энергетической стоимости ВРП
С 2007 по 2009 год индекс энергетической стоимости ВРП в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве увеличивался, что привело к снижению годового объема реализации потенциала энергосбережения. Это связанно с уменьшением объема произведенного ВРП и увеличением потребления электроэнергии при производстве ВРП. В период с 2009 по 2010 год потребление электроэнергии и индекс энергетической стоимости ВРП практически не менялись. С 2010 года начинается процесс энергосбережения ресурсов в данной отрасли. К 2014 году экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения будет увеличиваться нарастающим итогом.
Рис. 1.4. Индекс энергетической стоимости ВРП
В добыче полезных ископаемых индекс энергетической стоимости ВРП уменьшается, что свидетельствует о рациональном использовании энергетических ресурсов. Годовой объект реализации потенциала энергосбережения имеет положительные значения. Уже в 2007 году данное направление работало достаточно эффективно, несмотря на рост собственного потребления электроэнергии. Параллельно с ростом собственного потребления электроэнергии растет и объем произведенного ВРП. К 2014 году экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения будет увеличиваться нарастающим итогом.
Рис. 1.5. Индекс энергетической стоимости ВРП
С 2007 по 2009 год шло резкое увеличение потребления электроэнергии и увеличение индекса энергетической стоимости ВРП в обрабатывающем производстве, что означало неэффективное использование энергетических ресурсов. В период с 2009 по 2014 год увеличивается как объем произведенного ВРП, так и потребление электроэнергии при производстве данного ВРП. С 2010 года, несмотря на увеличение собственного потребления электроэнергии, начинается процесс энергосбережения ресурсов в данной отрасли, величина индекса энергетической стоимости ВРП уменьшается. В 2010 году экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения увеличивается нарастающим итогом.
Рис. 1.6. Индекс энергетической стоимости ВРП
Начиная с 2007 года, отрасль производства и распределения электроэнергии, газа и воды работает достаточно эффективно, но в 2010 году происходит резкое снижение ВРП, связанное с аварией на СШ ГЭС, это отразилось на значении индекса энергетической стоимости ВРП. С 2011 года объем произведенного ВРП начинает увеличиваться, а значение индекса энергетической стоимости ВРП уменьшается, что говорит о положительном значении годового объема реализации потенциала энергосбережения. К 2014 году предполагается увеличение экономического эффекта от реализации потенциала энергосбережения.
Рис. 1.7. Индекс энергетической стоимости ВРП
Из рисунка 1.7 видно, что в строительстве индекс энергетической стоимости ВРП изменяется циклично. Это связано с неравномерным изменением объема потребления электроэнергии. Строительство в Республике Хакасия является приоритетным направлением. Учитывая, что сроки от начала строительства до сдачи объекта в эксплуатацию достаточно сжаты (2-3 года), происходит кратковременное увеличение собственного потребления электроэнергии.
Рис. 1.8. Индекс энергетической стоимости ВРП
С 2007 по 2010 год планомерно увеличиваются объемы произведенного ВРП и собственного потребления электроэнергии. Начиная с 2010 года, отрасль "транспорт и связь" перестраивается на энергоэффективную работу, что подтверждает снижение значения индекса энергетической стоимости ВРП.
Одно из направлений повышения энергосбережения - перевод маршрутных транспортных средств на газобаллонное оборудование для работы на сжиженном нефтяном газе (таблица 1.4).
Таблица 1.4
Перевод
маршрутных транспортных средств на газобаллонное оборудование
Показатель |
Годы |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Количество переоборудованного автотранспорта, ед. |
144 |
154 |
174 |
102 |
22 |
14 |
На территории Республики Хакасия эксплуатируется 2237 автобусов, в том числе 1342 автобуса находятся в собственности граждан, 782 автобуса - в собственности предприятий, из которых 113 автобусов общего пользования. В г. Абакане в эксплуатации находится 22 троллейбуса.
Анализ общего состояния пассажирского транспорта, автобусного и троллейбусного, в Республике Хакасия показывает снижение эффективности его работы (таблицы 1.5 и 1.6), при этом эффективность троллейбусного транспорта существенно выше как по коэффициенту использования парка, так и по общему объему перевозок. 38% пассажирских городских перевозок осуществляются троллейбусами, 62% - городскими маршрутными автобусами.
Таблица 1.5
Основные показатели
работы городского пассажирского транспорта
Показатели |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Число маршрутов (на конец года): |
|
|
|
|
|
автобусов |
70 |
66 |
51 |
46 |
55 |
троллейбусов |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Число транспортных средств (на конец года): |
|
|
|
|
|
автобусов |
232 |
213 |
169 |
150 |
113 |
троллейбусов |
25 |
27 |
27 |
24 |
22 |
Коэффициент использования парка, процентов: |
|
|
|
|
|
автобусов |
54,9 |
53,4 |
46,3 |
47,3 |
52,7 |
троллейбусов |
72,8 |
64,6 |
65,2 |
70 |
74,2 |
Число выполненных рейсов, тысяч: |
|
|
|
|
|
автобусами* |
2715,8 |
1886,8 |
1843,9 |
1516,6 |
1728,3 |
троллейбусами |
115,6 |
107,9 |
111,3 |
129 |
109,8 |
Таблица 1.6
Основные показатели
работы междугородного и пригородного автобусного транспорта
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Число маршрутов (на конец года): |
|
|
|
|
|
междугородных |
36 |
36 |
27 |
19 |
29 |
пригородных |
11 |
11 |
12 |
13 |
17 |
Число выполненных рейсов, тысяч: |
|
|
|
|
|
на междугородных маршрутах |
6,2 |
6,5 |
6,9 |
5,6 |
6,4 |
на пригородных маршрутах |
20,8 |
18,5 |
19,5 |
18,2 |
27,7 |
*Включая рейсы, выполненные маршрутными автобусами, принадлежащими организациям субъектов малого предпринимательства, юридическим и физическим лицам, привлеченными службой заказчика.
Рис. 1.9. Индекс энергетической стоимости ВРП
С 2007 по 2014 год потребление электроэнергии и объем произведенного ВРП увеличиваются. Несмотря на увеличение потребления электроэнергии, с 2012 года индекс энергетической эффективности в отрасли "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" уменьшается, что приводит к положительному росту значения годового объема реализации потенциала энергосбережения.
На территории Республики Хакасия находятся 270 населенных пунктов, в которых проживают 538 тыс. человек. В 2010 году общая площадь жилых помещений, в которых проживает население республики, составила 11195,8 тыс. м2. Общее количество многоквартирных жилых домов, зарегистрированных на территории Республики Хакасия, составляет 23128 единиц, в том числе многоквартирных многоэтажных - 2908 единиц.
Цели и задачи, поставленные при реализации реформы в жилищной и коммунальной сфере, в предыдущие годы были выполнены в значительной степени. Произошло формирование рыночных условий в секторе, снижение административного присутствия, развитие конкуренции с целью оптимизации качества обслуживания и его цены, значительное обновление основных фондов коммунальной инфраструктуры как за счет нового строительства и реконструкции, так и за счет проведения капитальных ремонтов, а также внедрение расчетов за реализуемые коммунальные ресурсы по установленным приборам учета как у потребителей, так и производителей энергоресурсов, энергоснабжающих организаций.
В настоящее время реализуются ключевые направления развития отрасли:
реформа оплаты жилья и коммунальных услуг, а также системы социальной поддержки населения;
ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
реконструкция и модернизация коммунальной инфраструктуры;
экономия энергоресурсов посредством внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий и повсеместная установка приборов учета потребления ресурсов.
Основной задачей реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также системы социальной поддержки населения являлась замена бюджетных дотаций организациям жилищно-коммунального комплекса (далее - ЖКХ) на жилищные адресные субсидии населению при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг. Сегодня уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг на республиканском уровне установлен в 100%, а в среднем по территориям составляет 92,1%.
Весьма низки темпы ликвидации аварийного и ветхого жилья (таблица 1.7). В настоящее время на эти цели используется не более 3-5% денежных средств республики, поскольку это невыгодно для застройщиков.
Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту по своим техническим характеристикам, составляет около 50%. В капитальном ремонте нуждается до 60% от общего количества многоквартирных жилых домов, в то время как ежегодно капитально ремонтируется всего от 0,6 до 2,7% общей площади жилищного фонда. Есть муниципалитеты, где ремонтные работы организованы на низком уровне.
Таблица 1.7
Ветхий и аварийный жилищный фонд
Показатель |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Всего, тыс. м2 |
468,0 |
596,2 |
563,8 |
511,4 |
512,2 |
Городская местность |
217,6 |
257,4 |
226,4 |
177,4 |
159,4 |
Сельская местность |
280,4 |
327,4 |
337,4 |
334,0 |
352,8 |
В том числе аварийный жилищный фонд |
11,4 |
28,3 |
56,8 |
46,1 |
50,8 |
Городская местность |
6,8 |
16,9 |
33,4 |
31,5 |
35,2 |
Сельская местность |
4,6 |
11,4 |
23,4 |
14,6 |
15,6 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда, процентов |
4,7 |
5,6 |
5,2 |
4,6 |
4,6 |
Городская местность |
2,8 |
3,2 |
2,8 |
2,2 |
2,0 |
Сельская местность |
9,9 |
12,1 |
12,1 |
12,0 |
11,0 |
Задачей реформы в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры является привлечение частного бизнеса к управлению объектами коммунальной инфраструктуры с целью увеличения инвестиций в сектор, проведения реконструкции, обновления и существенного повышения эффективности сектора. Первые результаты привлечения частного бизнеса уже есть: появились 15 частных коммунальных компаний, на долгосрочные договоры аренды муниципальной инфраструктуры перешли четыре территории.
С целью внедрения системы расчетов за потребление коммунальных ресурсов по показаниям приборов учета необходимо повсеместно оснастить многоквартирный жилищный фонд коллективными и индивидуальными приборами учета. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 625 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)" утверждена подпрограмма "Оснащение многоквартирного жилищного фонда коллективными приборами учета потребления коммунальных ресурсов на территории Республики Хакасия". Подобные программы приняты в большинстве муниципальных образований Республики Хакасия.
В Республике Хакасия действуют программы по поддержке социально-незащищенных слоев населения. Так, в соответствии с долгосрочной республиканской целевой программой "Старшее поколение на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.03.2011 N 104, малообеспеченным гражданам пожилого возраста предусмотрено оказание материальной помощи для установки индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения.
Анализируя потенциал энергосбережения вышеперечисленных видов экономической деятельности, можно выделить отрасли с наибольшим годовым объемом реализации потенциала энергосбережения в Республике Хакасия (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Структура годового объема реализации потенциала энергосбережения энергоэффективных отраслей в 2014 году
Наиболее энергоэффективной отраслью экономики является обрабатывающее производство, - 74,66% от общего годового объема реализации потенциала энергосбережения.
1.4. Энергоэкономическая ситуация в сфере теплопотребления в 2007 - 2020 годах
Энергоэкономический анализ показал, что ситуация в республике в сфере теплопотребления в отчетном периоде развивалась в направлении увеличения энергоэффективности. На фоне устойчивого роста производства ВРП наблюдался значительно более медленный рост объемов теплопотребления, что свидетельствует о снижении энергетической стоимости ВРП вследствие увеличения экономической эффективности теплопотребления. Количественные показатели данного процесса приведены в таблице 1.8.
В 2007 - 2011 годах общие объемы теплопотребления в республике нарастали в среднем по периоду на 1,2% в год, в то время как средняя скорость роста ВРП была около 4,2% в год, т.е. в три раза выше. Несмотря на заметное снижение энергоэффективности в 2009 году, вызванное экономическим кризисом, темпы уменьшения индекса энергетической стоимости ВРП в среднем по периоду сохранились на уровне 2,6% в год.
Оценку величины экономического эффекта от увеличения энергоэффективности в анализируемом периоде дает годовой объем реализации потенциала энергосбережения. Как видно из таблицы 1.8, ежегодные затраты на нерациональное теплопотребление оцениваются величинами от 0,0 до 164,4 млн рублей в год по тарифам 2007 года (0,2% ВРП). Общая прибыль от увеличения энергоэффективности, накопленная в течение анализируемого периода, оценивается величиной 201,2 млн рублей по тарифам 2007 года.
Данные таблицы 1.8 носят предварительный характер.
Энергоэкономическая модель развития в плоскости теплопотребления, сложившаяся в республике в предшествующем периоде, в графическом виде представлена на рис. 1.11.
В сфере теплопотребления сложившаяся модель имеет параметры, свидетельствующие об устойчивом развитии в направлении увеличения энергоэффективности в анализируемом периоде и обеспечивающие устойчивое развитие в будущем (при условии, что эти параметры удастся сохранить).
Рис. 1.11. Диаграмма энергоэффективности в 2007 - 2011 годах по теплоэнергии
Таблица 1.8
Отчет и прогноз
эффективности использования тепловой энергии для производства ВРП Республики Хакасия в 2007 - 2014 годах
Показатель |
Год |
|||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
1. Объем произведенного ВРП (Qi), номинальный (млрд. рублей в ценах 2007 года) отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
63,7 1,000 0 |
65,5 1,028 2,8 |
65,2 1,024 -0,5 |
67,2 1,055 3 |
74,3 1,166 10,6 |
80,2 1,259 8 |
85,0 1,334 6 |
91,0 1,429 7,1 |
2. Собственное потребление теплоэнергии (Ei), тыс. Гкал отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
3899,3 1,000 0,000 |
3917,5 1,005 0,005 |
3976,7 1,020 0,015 |
4028,8 1,033 0,013 |
4077 1,046 0,012 |
4127,1 1,058 0,012 |
4179,2 1,072 0,013 |
4233,4 1,086 0,013 |
3. Индекс энергетической стоимости ВРП (ki), отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
1,000 0,000 |
0,978 -0,022 |
0,996 0,018 |
0,979 -0,017 |
0,897 -0,084 |
0,840 -0,064 |
0,804 -0,043 |
0,760 -0,055 |
4. Потенциал энергосбережения внутренний (отн. 2007 года) отн. ед. (к текущему теплопотреблению) тыс. Гкал/год |
0,000 0,0 |
-0,022 -86,2 |
-0,004 -15,9 |
-0,021 -84,6 |
-0,115 -468,9 |
-0,190 -784,1 |
-0,233 -973,8 |
-0,286 -1210,8 |
5. Стоимость потенциала энергосбережения, млн рублей/год по тарифам 2007 года |
0,0 |
-38,2 |
-7,0 |
-37,5 |
-207,7 |
-347,4 |
-431,4 |
-536,4 |
6. Годовой объем реализации потенциала энергосбережения, отн. ед. (к текущему теплопотреблению) тыс. Гкал /год млн рублей/год по тарифам 2007 года |
0 0,0 0,0 |
0,022 86,2 38,2 |
-0,018 -71,6 -31,7 |
0,017 68,5 30,3 |
0,091 371,0 164,4 |
0,068 280,6 124,3 |
0,045 188,1 83,3 |
0,058 245,5 108,8 |
7. Экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения нарастающим итогом, млн рублей по тарифам 2007 года |
0,0 |
38,2 |
6,5 |
36,8 |
201,2 |
325,5 |
408,8 |
517,6 |
В структуре энергозатрат преобладает условно постоянная составляющая (87,3%), что вполне согласуется со структурой потребителей: 60,3% общего объема тепловой энергии потребляют население в быту, бюджетная сфера (таблица 1.9), которые не производят ВРП, но дают основной вклад в постоянные энергозатраты.
Таблица 1.9
Структура
потребления тепловой энергии в 2010 году
Категория потребителей |
Процент |
Население |
46,9 |
Бюджет |
13,4 |
Прочие потребители |
39,7 |
Итого |
100 |
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: наиболее перспективной и реализуемой является модель развития, сложившаяся в предшествующий период. Она является предпочтительной для планирования основных параметров долгосрочной республиканской целевой программы в сфере теплопотребления на период 2013 - 2020 годов.
План-прогноз эффективности использования тепловой энергии на территории Республики Хакасия представлен в таблице 1.10. В ней приведены планируемые значения основных целевых показателей, рассчитанные в соответствии с выбранной моделью развития на основании плана производства ВРП по сценарию социально-экономического развития. Основным показателем данного плана является темп роста индекса энергетической стоимости ВРП.
Таблица 1.10
План-прогноз
эффективности использования тепловой энергии для производства ВРП Республики Хакасия в 2015 - 2020 годах
Показатель |
Год |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
1. Объем произведенного ВРП (Qi), номинальный (млрд. рублей в ценах 2007 года) отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
98,3 1,543 8 |
106,2 1,667 8 |
114,7 1,801 8 |
123,9 1,945 8 |
133,8 2,100 8 |
144,5 2,268 8 |
2. Собственное потребление теплоэнергии (Ei), тыс. Гкал отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
4289,8 1,100 0,013 |
4407 1,130 0,027 |
4533,6 1,163 0,029 |
4670,3 1,198 0,030 |
4818 1,236 0,032 |
4977,5 1,277 0,033 |
3. Индекс энергетической стоимости ВРП (ki), отн. ед. (к 2007 году) темп изменения, процент к предыдущему году |
0,713 -0,062 |
0,678 -0,049 |
0,646 -0,047 |
0,616 -0,046 |
0,589 -0,044 |
0,563 -0,044 |
4. Потенциал энергосбережения внутренний (отн. 2007 года), отн. ед. (к текущему теплопотреблению) тыс. Гкал/год |
-0,342 -1467,1 |
-0,383 -1687,9 |
-0,421 -1908,6 |
-0,457 -2134,3 |
-0,489 -2356,0 |
-0,520 -2588,3 |
5. Стоимость потенциала энергосбережения, млн рублей/год по тарифам 2007 года |
-649,9 |
-747,7 |
-845,5 |
-945,5 |
-1043,7 |
-1146,6 |
6. Годовой объем реализации потенциала энергосбережения, отн. ед. (к текущему теплопотреблению) тыс. Гкал /год млн рублей/год по тарифам 2007 года |
0,066 283,1 125,4 |
0,052 229,2 101,5 |
0,050 226,7 100,4 |
0,049 228,8 101,4 |
0,046 221,6 98,2 |
0,046 229,0 101,4 |
7. Экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения нарастающим итогом, млн рублей по тарифам 2007 года |
643,0 |
744,5 |
844,9 |
946,3 |
1044,5 |
1145,9 |
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 октября 2013 г. N 539 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цель и задачи
Программа является продолжением реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем и достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Республики Хакасия, установленных республиканской программой "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года.
Цель программы обеспечение снижения на территории Республики Хакасия объема потребляемых энергоресурсов и воды на 33% к 2020 году (в сопоставимых условиях относительно 2009 года) путем реализации потенциала энергосбережения.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
создание правовых и информационных условий для обеспечения на территории Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
создание условий для обеспечения органами государственной власти, государственными учреждениями Республики Хакасия, юридическими лицами энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах республиканской собственности;
создание условий для обеспечения органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
увеличение объемов использования на территории Республики Хакасия вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии.
Сроки реализации программы - 2013 - 2020 годы.
Мероприятия программы реализуются в два этапа:
1 этап - 2013 - 2015 годы,
2 этап - 2016 - 2020 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 октября 2013 г. N 539 в таблицу 3.1 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
Таблица 3.1
Перечень
мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"
* Указанные средства городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия будут направлены на обеспечение уровня софинансирования для получения субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных районов и городских округов на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности и на выполнение муниципальных целевых программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.";
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 октября 2013 г. N 539 в таблицу 3.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
Таблица 3.2
Перечень
мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", реализуемых за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия
См. текст таблицы 3.3.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 октября 2013 г. N 539 раздел 3 настоящего приложения дополнен таблицей 3.4.
Таблица 3.4
Мероприятия, осуществляемые за счет средств неиспользованного остатка субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2012 год (соглашение между Министерством энергетики Российской Федерации и Правительством
Республики Хакасия от 4 ноября 2012 г.N 12/1403.0923400.5521/02/158)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Период финансирования, год |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Государственный заказчик - координатор |
1 |
Мероприятие по проведению научно-исследовательской работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
2013 |
1 990 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
2 |
Приобретение энергосберегающего оборудования |
2013 |
3 133 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
3 |
Проведение энергетического аудита |
2013 |
605 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
4 |
Мероприятия по формированию организационно-правового и методического обеспечения в области энергосбережения |
2013 |
1 238 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
5 |
Субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов из республиканского бюджета на мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
2013 |
29 550 |
|
5.1 |
Проведение энергетического аудита в муниципальных образованиях |
2013 |
9 698 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
5.2 |
Модернизация системы теплоснабжения с целью присоединения объектов генерации с повышенным КПД |
2013 |
10 000 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
5.3 |
Замена оконных блоков, дверей, утепление оконных и дверных проемов в муниципальных образованиях |
2013 |
490 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
5.4 |
Разработка схемы теплоснабжения муниципальных образований |
2013 |
6 996 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
5.5 |
Приобретение энергосберегающего оборудования для реализации проекта "Энергоэффективный жилой дом, находящийся в муниципальной собственности" |
2013 |
2 366 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
6 |
Субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов из республиканского бюджета Республики Хакасия на установку приборов учета потребления энергоресурсов |
2013 |
22 758 |
|
6.1 |
Установка приборов учета в муниципальных образованиях |
2013 |
22 758 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
7 |
Субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных районов на строительство (реконструкцию) или модернизацию объектов электроснабжения |
2013 |
26 833 |
|
7.1 |
Модернизация системы электроснабжения с целью присоединения объектов генерации с повышенным КПД (мини-ТЭЦ) |
2013 |
25 023 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
7.2 |
Применение в распределительных сетях и на объектах уличного освещения энергосберегающих технологий |
2013 |
1 810 |
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия |
Итого |
2013 |
86 107 |
|
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 октября 2013 г. N 539 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения
В общем перечне программных мероприятий (организационно-правовых, организационно-финансовых, информационных, технических) проблема финансового обеспечения имеет особое значение применительно к мероприятиям техническим, требующим наибольших финансовых ресурсов на начальной стадии реализации. С другой стороны, долгосрочная республиканская целевая программа высвобождает финансовые ресурсы, ранее связанные с оплатой непроизводительно и расточительно расходуемых энергетических ресурсов. Баланс вложенных финансовых средств и полученных экономических эффектов от реализации программных мероприятий определяет срок действия программы.
Общий объем финансирования программы за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных государственным заказчикам в пределах бюджетных ассигнований, в период 2013 - 2020 годов составляет 2353977 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 347272 тыс. рублей, 2014 год - 295867 тыс. рублей, 2015 год - 218031 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 298468 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 298468 тыс. рублей.
Не позднее 2015 года в программу будут внесены изменения, характеризующие ресурсное обеспечение по второму этапу реализации программы.
Реализация программы позволит:
сократить бюджетные расходы на потребление тепло-, энергоресурсов и воды более чем на 7% в год;
снизить потребление энергоресурсов и воды в среднем на 12% в год. К 2020 году по сравнению с 2009 годом потребление энергоресурсов и воды на территории Республики Хакасия снизится на 33%;
претендовать на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию программы. Максимально возможный объем указанных субсидий составляет 500 млн рублей. В 2012 году Хакасией было распределено более 164 млн рублей.
4.1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 746 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" основным условием для получения субсидии из федерального бюджета является выполнение мероприятий по созданию правовых и информационных условий для обеспечения на территории Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В рамках первой задачи "Создание правовых и информационных условий для обеспечения на территории Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности" предполагается выполнение следующих мероприятий:
проведение научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Предполагается внедрение и создание условий для функционирования регионального сегмента государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ГИС "Энергоэффективность") на территории Республики Хакасия;
Абзац четвертый утратил силу
формирование организационно-правового и методического обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Планируется организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса по вопросам долгосрочного инвестиционного планирования и инновационной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве, разработка и выпуск методических пособий для изучения основ энергосбережения и повышения энергоэффективности с целью включения в учебные планы образовательных учреждений Республики Хакасия соответствующей программы обучения; публикация в средствах массовой информации сведений о реализации региональной политики в сфере энергосбережения и о повышении энергоэффективности; организация и проведение выставок, семинаров и конференций по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности; создание демонстрационного центра (выставочного зала) технологий энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов;
информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Хакасия, направленная в том числе на информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров. Предполагается издание и распространение среди населения буклетов и иной печатной продукции, содержащей информацию об энергосбережении и повышении энергоэффективности; освещение энергосбережения и энергетической эффективности через средства массовой информации.
Объем средств на реализацию перечисленных мероприятий составляет 36700 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 4000 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 27900 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 4000 тыс. рублей; 2014 год - 3100 тыс. рублей; 2015 год - 950 тыс. рублей; 2016 - 2020 годы - 4750 тыс. рублей.
Стоимость мероприятий рассчитывалась на основании прайс-листов и иных данных, представленных организациями Республики Хакасия, обеспечивающими пропаганду и освещение соответствующей информации в средствах массовой информации.
В результате реализации данного мероприятия экономия средств на оплату потребляемых населением энергоресурсов и воды к концу 2015 года составит 4457 тыс. рублей.
4.2. В рамках задачи 2 "Создание условий для обеспечения органами государственной власти, государственными учреждениями Республики Хакасия, юридическими лицами энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах республиканской собственности" предполагается реализация нижеследующих мероприятий.
4.2.1. Обучение работников органов государственной власти и государственных учреждений Республики Хакасия, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Необходимость обучения специалистов обусловлена статьей 24 Федерального закона N 261-ФЗ.
Для реализации данного мероприятия планируется обучить более 1150 работников в 168 бюджетных организациях на сумму 14881 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 13173 тыс. рублей; 2014 год - 154 тыс. рублей; 2015 год - 274 тыс. рублей; 2016 - 2020 годы - 1280 тыс. рублей.
Результатом обучения специалистов будет обеспечение осуществления всех рекомендаций по экономии тепло-, энергоресурсов и воды в каждом органе государственной власти и государственном учреждении Республики Хакасия. Экономия бюджетных средств от реализации данного мероприятия составит не менее 3%, или 2 149 тыс. рублей, от общих затрат на потребление энергии и воды.
4.2.2. Технические и технологические мероприятия.
4.2.2.1. Модернизация узлов учета, узлов управления энергетическими ресурсами и водой, внедрение автоматизированной системы передачи данных в зданиях, строениях, сооружениях, используемых для размещения органов государственной власти и государственных учреждений, что поспособствует внедрению региональной государственной информационной системы "Энергоэффективность" - обязательному условию получения субсидии из федерального бюджета.
Объем бюджетных сред
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.