Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
развития системы начального и среднего профессионального
образования Республики Хакасия на период 2011-2015 годов
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 23 ноября 2010 г. N 598
1. Введение
Концепция развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия (далее Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, принципы, задачи развития профессионального образования Республики Хакасия и механизмы их реализации, позволяющие получить намеченные результаты.
Необходимость кадрового обеспечения экономического роста республики и реализации масштабных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия (сельское хозяйство, организация туристских и рекреационных форм и др.) ставят новые задачи перед республиканской системой начального и среднего профессионального образования.
В этих условиях систему профессионального образования Республики Хакасия следует рассматривать как основной ресурс ее социально-экономического развития, как инвестиции в человеческий капитал.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики Республики Хакасия.
Концепция разработана в соответствии с
- Конституцией Российской Федерации;
- Конституцией Республики Хакасия;
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- Законом Республики Хакасия от 04.10.2004 N 53 "Об образовании";
- Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р.
2. Анализ тенденций развития системы начального и среднего
профессионального образования Республики Хакасия
Демографическая ситуация в Республике Хакасия
Тенденции в динамике численности населения Республики Хакасия, его структуры в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в Российской Федерации.
Статистические данные численности выпускников общеобразовательных учреждений за последние десять лет отражают значительное снижение количества выпускников как на базе 9 классов, так и на базе 11 классов. В целом по Российской Федерации количество учащихся школ уменьшилось на 40 %, в Республике Хакасия этот показатель составил около 38 %. В настоящее время демографический кризис переходит в сферу профессионального образования. Доля выпускников школ республики, продолжающих образование по программам начального профессионального образования, в среднем составляет:
на базе 9-ти классов - стабильно 16 % от числа выпускников городских школ, 2022 % сельских школ;
на базе 11-ти классов - 56 % от числа выпускников городских школ, 1415 % от числа выпускников сельских школ.
В соответствии с этими данными прогнозируется снижение численности обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования в Республике Хакасия в среднем на 5% ежегодно.
Основные предпосылки реализации Концепции
В период 2005-2010 годов потенциал системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия был направлен на решение следующих задач:
- выполнение государственного заказа на подготовку рабочих кадров, расширение практики прямых договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения, удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики республики;
- создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее индивидуальных возможностей;
- разработка новых образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей, внедрение в образовательный процесс модульных и информационных технологий;
- сохранение и укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений профессионального образования;
- социальная и правовая защита обучающихся, детей-сирот;
- развитие кадрового потенциала образовательных учреждений;
- расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы профессионального образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
В настоящее время сеть учреждений профессионального образования в Хакасии включает 18 учреждений начального профессионального образования (в том числе 1 учреждение федерального подчинения, 2 учреждения находятся в ведении УФСИН РФ) и 17 учреждений среднего профессионального образования (из них 1 муниципальное учреждение, 3 негосударственных учреждения, 5 учреждений входят в состав ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"). Кроме того, программы начального профессионального образования реализует ГОУ СПО "Саяногорский политехнический техникум" и ГОУ СПО "Училище (техникум) олимпийского резерва". Учреждения начального профессионального образования (далее НПО) осуществляют образовательную деятельность во всех городах и районных центрах республики. В учреждениях НПО обучается около 6 тыс. человек.
Подготовка в учреждениях НПО ведется по 40 профессиям для 12 отраслей экономики. Все образовательные учреждения ведут подготовку по пяти и более профессиям.
Анализ распределения контингента обучающихся в учреждениях НПО показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким отраслям, как строительство (14,4 %), сельское хозяйство (14,7 %), транспорт (10 %), металлообработка (6,5 %), сфера обслуживания (6,7 %), торговля и общественное питание (18,6 %).
В учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО) республики обучается около 11 тыс. человек, подготовка кадров ведется по 15 укрупненным группам специальностей (УГС) по 55 специальностям. Наибольшее количество студентов обучается по 9 специальностям такой группы профессий, как "Экономика и управление", подготовка ведется в 10 образовательных учреждениях, что является избыточным для региона.
К позитивным изменениям в сфере профессионального образования Республики Хакасия можно отнести следующие факты:
- заложены основы непрерывного профессионального образования (реализация профессиональных образовательных программ НПО - СПО, программ дополнительного профессионального образования, программ опережающего обучения);
- на базе трех учреждений НПО созданы ресурсные центры по подготовке квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли, общественного питания, сферы обслуживания и туристического сервиса, транспорта;
- ресурсными центрами наработан опыт взаимодействия с работодателями, центрами занятости населения, социальными партнерами.
Вместе с тем в работе системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия существует ряд серьезных проблем.
1. Отсутствие достаточного финансирования, устаревшая материально-техническая база большей части образовательных учреждений, наличие небольшого числа современных профессиональных образовательных программ, низкая заработная плата мастеров производственного обучения.
2. Неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих кадров в системе начального и среднего профессионального образования запросам региональной экономики. Отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это в свою очередь приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, невозможности системе профессионального образования быть гибкой и своевременно формировать содержание образования под конкретного клиента системы.
3. Неудовлетворенность работодателей компетенцией выпускников учреждений профессионального образования, с одной стороны, низкий уровень организации и оплаты труда, отсутствие вакантных мест в организациях и на предприятиях, особенно, в сельских территориях, с другой стороны, создают трудности в трудоустройстве выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
3. Цель и принципы развития системы начального и среднего
профессионального образования Республики Хакасия
Цель развития системы начального и среднего профессионального образования - создание адаптивной к внешним требованиям республиканской сети учреждений начального и среднего профессионального образования для обеспечения социально-экономического и культурного развития Республики Хакасия востребованными кадрами и удовлетворения потребности населения Республики Хакасия в получении качественного профессионального образования.
Принципы развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия:
- доступность и высокое качество профессионального образования;
- непрерывность системы профессионального образования;
- софинансирование системы профессионального образования со стороны бизнеса;
- сбалансированность системы профессионального образования по уровням и профилям подготовки с потребностями рынка труда;
- открытость системы профессионального образования.
4. Основные направления развития системы начального и среднего
профессионального образования Республики Хакасия
4.1. Обеспечение качества профессионального образования
За последние годы в Республике Хакасия накоплен необходимый ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения качества профессионального образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между существующими результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения и работодателей, с другой стороны.
В качестве основного фактора обновления начального и среднего профессионального образования в настоящее время выступают потребности экономики и социальной сферы, уровень развития науки, техники, технологий, а также готовность системы начального и среднего профессионального образования осуществлять образовательную деятельность с учетом запросов рынка труда республики.
В этой связи становится необходимым решение следующих задач:
- провести структурно-содержательную модернизацию системы начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей рынка труда Республики Хакасия путем оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования, создания ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям производства (металлообработка и энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс), отработки различных моделей интеграции начального и среднего профессионального образования, создания профильных образовательных кластеров;
- обеспечить превращение системы начального и среднего профессионального образования в востребованную на республиканском рынке труда и производстве экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей инфраструктурой республики;
- создать эффективную систему содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.
Для достижения качества профессионального образования необходимо:
- создать систему прогнозирования потребностей рынка труда на основе стратегической программы социально-экономического развития Республики Хакасия;
- осуществить реконструкцию действующей материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, создать новые высокотехнологичные учебные мастерские;
- внедрить современные образовательные технологии, обеспечить информатизацию образовательного процесса;
- обеспечить участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования.
4.2. Развитие содержания и структуры профессионального образования
Стратегическая линия развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Хакасия включает в себя следующие основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых профессиональных образовательных программ, многофункциональность деятельности учреждений профессионального образования.
Развитие содержания и структуры профессионального образования предполагает приоритетную работу в рамках следующих мероприятий:
- создание профессиональных образовательных программ, четко ориентирующихся на практические умения, значимые для конкретной отрасли экономики или социальной сферы;
- совершенствование механизма социального партнерства с работодателями, ассоциациями и отраслевыми союзами на договорной основе по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена с целью определения требований к компетенции выпускников с обязательной независимой оценкой этих компетенций в учреждениях профессионального образования;
- совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений, молодежи и их сопровождения в профессиональном самоопределении, ориентации выпускников учреждений профессионального образования на требования рынка труда и их трудоустройства;
- формирование объемов и структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в кадрах;
- реализация гибких образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации, опережающее обучение) взрослого населения по востребованным на рынке труда Республики Хакасия профессиям и специальностям;
- создание системы непрерывного профессионального образования, включающей уровни начального, среднего и высшего профессионального образования.
4.3. Развитие экономических отношений в системе начального
и среднего профессионального образования
Целью совершенствования экономических отношений в системе образования является создание организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов развития системы начального и среднего профессионального образования являются:
- введение нормативного бюджетного финансирования с учетом обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;
- перевод учреждений начального и среднего профессионального образования на новые организационно-правовые формы (автономные, бюджетные, казенные);
- финансирование развития профессионального образования из бюджета республики, включая средства на модернизацию учреждениями учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации педагогических работников;
- развитие многоканального финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования;
- расширение направлений деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования: создание бизнес-инкубаторов, оказание услуг населению, развитие платных образовательных услуг и др.
Система начального и среднего профессионального образования должна быть ориентирована не только на республиканский заказ подготовки кадров, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы бизнеса, населения. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения финансовых и материально-технических ресурсов.
4.4. Развитие кадрового потенциала системы начального
и среднего профессионального образования
Задачи развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия, обеспечения его нового качества и эффективности значительно актуализируют проблему совершенствования профессионализма педагогических работников профессионального образования. Это требует глубокого и всестороннего изучения динамики педагогических кадров профессионального образования Республики Хакасия, изменения из профессиональной и квалификационной структуры.
Развитию кадрового потенциала будет способствовать проведение следующих мероприятий:
- стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений на базе профильных предприятий и организаций;
- привлечение к преподаванию людей из производственного сектора;
- развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения (прежде всего тех, кто подготовил победителей всероссийских, областных олимпиад профессионального мастерства, является создателем авторских программ и др.);
- развитие системы экономических и организационных мер по поддержке молодых преподавателей и мастеров производственного обучения;
- создание вариативной системы повышения квалификации по ведущим направлениям модернизации профессионального образования: освоение, внедрение, адаптация и корректировка учебных модульных программ профессионального образования, основанных на компетенции, применение информационных технологий в образовательном процессе, использование межпредметных интегрированных курсов;
- расширение и оптимизация системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей промышленности, коммунальных служб, сельского хозяйства, социальной сферы на базе учреждений профессионального образования;
- подготовка руководителей образовательных учреждений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- разработка требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений;
- формирование резерва кадров руководителей образовательных учреждений профессионального образования;
- реорганизация методической службы, построение ее деятельности на принципах создания единого информационного пространства с целью накопления, обобщения и распространения педагогического опыта, использование системы менеджмента качества продвижения новых образовательных технологий при обеспечении интеграции и преемственности новых образовательных технологий на всех уровнях образования.
4.5. Совершенствование системы управления профессиональным образованием
В современных условиях управление образованием это, прежде всего, управление процессом его развития. Вместе с тем отсутствие современных нормативных, организационных и финансовых схем управления на разных уровнях: межведомственном, отраслевом, уровне учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Современные задачи развития профессионального образования выдвигают новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности.
Вследствие этого возникает необходимость формирования модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики: образовательных учреждений, республиканских управленческих структур, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Решить названные проблемы можно при реализации следующих мероприятий:
- создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере профессионального образования (между гражданами и образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и его учредителями, между образовательными учреждениями и работодателями);
- разработка модели республиканского мониторинга качества профессионального образования;
- поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов;
- упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверх государственного заказа и усиление контроля за использованием полученных средств со стороны попечительских и родительских советов;
- укрепление кадрового состава руководителей образовательных учреждений, усиление их самостоятельности и ответственности;
- повышение уровня информатизации системы управления профессиональным образованием.
Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы профессионального образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой своих социальных и образовательных функций.
5. Механизм реализации основных положений Концепции
Механизм реализации основных положений Концепции - проектно-программная организация работ всех субъектов образовательных взаимоотношений.
Реализация основных положений Концепции предполагает партнерство с независимыми профессиональными ассоциациями (работодателей, лидеров инновационной деятельности, выпускников, аналитиков и др.), создание на уровне учреждений проектных команд, попечительских советов.
Механизм подготовки и принятия решений по изменению системы предполагает максимальное включение участников изменений (органов государственного управления, муниципалитетов, профессиональных, образовательных, некоммерческих и коммерческих организаций) в постановку целей, прогнозирование результатов, оценку эффективности каждого шага изменений в системе.
Достижение цели и задач Концепции будут обеспечиваться бюджетным финансированием и реализацией мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)".
Это позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития профессионального образования, сформировать современный рынок образовательных услуг, произвести структурные изменения в системе начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации профессионального образования, нормативно-правового регулирования сферы профессионального образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры повышения квалификации педагогических кадров.
Особое внимание будет уделено поддержке образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия.
Будет осуществлена разработка и реализация целостной системы мер совершенствования и повышения эффективности образовательных учреждений профессионального образования, позволяющей обеспечить:
- динамичное развитие системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия;
- создание не менее 3 ресурсных центров профессионального образования НПО, СПО;
- перевод не менее 3 учреждений профессионального образования в автономные учреждения;
- увеличение количества выпускников республиканских государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение первого года;
- увеличение доли взрослого населения среди обучающихся в системе НПО СПО;
- увеличение доли нового поколения профессиональных образовательных программ, прошедших экспертизу работодателями, профессиональными сообществами;
- увеличение доли доходов учреждений СПО, НПО от производственной и образовательной деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 г. N 598 "Об утверждении Концепции развития системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.