Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Главы города Черногорска
от 28 июля 2010 г. N 1828-п
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Черногорске на 2010 - 2015 годы"
22 декабря 2010 г.
Постановлением Администрации города Черногорска Республики Хакасия от 22 декабря 2010 г. N 3286-п в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
1. Паспорт Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Черногорске на 2010 - 2015 годы"
Наименование Программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Черногорске на 2010 - 2015 годы" |
Основание для разработки |
1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; 4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" |
Основные разработчики Программы |
Отдел коммунального хозяйства Администрации города Черногорска, отдел по строительству и архитектурно-строительному надзору Администрации города Черногорска, отдел по тарифообразованию Администрации города Черногорска, Финансовое управление администрации г. Черногорска |
Заказчик Программы |
Администрация города Черногорска |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Городское управление здравоохранения администрации г. Черногорска, городское управление образованием, Комитет по культуре, молодежи и спорту администрации города Черногорска, муниципальное учреждение "Отдел капитального строительства", Автономное учреждение "Черногорск-Информ", муниципальное предприятие "Черногорск-Водоканал", ООО "Сибирская инициатива" |
Цель и задачи Программы |
Основной целью Программы является проведение государственной политики энергосбережения на территории муниципального образования город Черногорск. Основными задачами Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Черногорске на 2010 - 2015 годы" является: - проведение энергетического обследования; - минимизация расходов по оплате энергоресурсов с помощью проведения энергосберегающих мероприятий; - повышение дисциплины потребления энергоресурсов; - оптимизация потребления электроэнергии; - использование энергосберегающих ламп; - осуществление приборного учета потребления топливно-энергетических ресурсов |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010 - 2015 годы |
Перечень программных мероприятий |
- Повышение энергоэффективности в организациях, финансируемых из бюджета города Черногорска; - повышение энергоэффективности в организациях коммунальной инфраструктуры |
Объемы потребности в финансировании Программы |
Общий объем финансирования мероприятий муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Черногорске на 2010 - 2015 годы" составляет 92688,7 тыс. руб. В том числе: средства из бюджета города Черногорска - 84867,7 тыс. руб. 2010 год - 1152,7 тыс. руб. 2011 год - 4835,0 тыс. руб. 2012 год - 18650,0 тыс. руб. 2013 год - 20845,0 тыс. руб. 2014 год - 17830,0 тыс. руб. 2015 год - 21555,0 тыс. руб. Средства из республиканского бюджета РХ - 5595,0 тыс. руб. 2010 год - 5595,0 тыс. руб. 2011 год - 0,0 тыс. руб. 2012 год - 0,0 тыс. руб. 2013 год - 0,0 тыс. руб. 2014 год - 0,0 тыс. руб. 2015 год - 0,0 тыс. руб. Собственных средств предприятий - 2226,0 тыс. руб. В том числе: 2010 год - 1764,0 тыс. руб. 2011 год - 162,0 тыс. руб. 2012 год - 220,0 тыс. руб. 2013 год - 0,0 тыс. руб. 2014 год - 80,0 тыс. руб. 2015 год - 0,0 тыс. руб. |
Организация контроля за исполнением Программы |
Администрация города Черногорска. Заказчик отвечает за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (количественные результаты в виде целевых индикаторов результативности) |
Исполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить потребление и затраты на топливно-энергетические ресурсы. Ожидается: - снижение фактического объема потерь воды при ее передаче на 30%; - снижение объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды, на 3% |
2. Общие проблемы муниципального образования город Черногорск в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности
Введение
В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. В связи с резким удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказания услуг.
Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимого энергоаудита. Результаты выборочных обследований, научные исследования и опыт практического применения современных приборов учета показывают необоснованное завышение платежей энергоснабжающими организациями практически по всем видам энергоресурсов.
Отсутствие приборного учета не стимулирует применение рациональных методов расходования ТЭР. Существующие здания и сооружения, инженерные коммуникации не отвечают современным строительным нормам и правилам по энергосбережению.
Все это значительно увеличивает долю расходов из бюджета на содержание учреждений.
Хронически недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению с течением времени значительно усугубляет ситуацию.
Решение вышеперечисленных проблем невозможно без комплексного подхода к энергосбережению и реализации мероприятий данной Программы.
Проведение энерго- и ресурсосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном и бюджетном секторе хозяйства является необходимым условием развития города Черногорска. Повышение эффективности использования энергии позволит решить целый ряд энергетических проблем, накопившихся к настоящему времени. Среди них основными являются следующие:
1) высокий уровень потерь энергии и ресурсов при оказании жилищно-коммунальных услуг и ведении городского хозяйства.
Повышенные потери при оказании жилищно-коммунальных услуг и ведении городского хозяйства присутствуют на всех стадиях производства, передачи, распределения и потребления энергии. Так, например, высокий уровень потерь (не менее 20%) в зданиях вследствие низкой энергетической эффективности ограждающих конструкций, нерационального построения внутренних систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, отсутствия приборов учета потребления ресурсов, низкого уровня обслуживания. В целом потери ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и хозяйстве бюджетной сферы можно оценить величиной 30 - 40%. Потери создают повышенную финансовую нагрузку на потребителей ресурсов жилищно-коммунального и бюджетного сектора хозяйства и на бюджете города Черногорска;
2) рост тарифного давления на жилищно-коммунальное хозяйство города, население и организации бюджетной сферы.
Низкая эффективность энергетического хозяйства, повышение цен на энергоносители обусловливают рост тарифов на энергетические ресурсы, потребляемые городом, и рост тарифного давления на жилищно-коммунальное хозяйство города, население и организации бюджетной сферы. Доля энергетической составляющей в стоимости услуг ЖКХ постоянно растет. Намеченный Правительством Российской Федерации переход к постепенному снижению дотаций с последующей их ликвидацией при существующей тенденции роста тарифов приведет к неплатежеспособности части населения;
3) ухудшение экологической обстановки.
Повышенный объем потребления энергетических ресурсов при высоком уровне потерь ухудшает экологическую обстановку в городе Черногорске. Плотность выбросов в атмосферу, производимых энергетическим хозяйством города, значительно превышает соответствующие показатели ПДК.
Единственным выходом из существующей ситуации для города Черногорска является проведение последовательной политики энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном и бюджетном секторе хозяйства города.
3. Цель и задачи программы
Основной целью Программы является проведение государственной политики энергосбережения на территории муниципального образования город Черногорск.
Задачами Программы являются:
1) снижение удельных величин потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в жилищно-коммунальном и бюджетном секторе хозяйства города при повышении уровня комфортности потребителей;
2) снижение платежей потребителей топливно-энергетических ресурсов и воды за счет повышения эффективности использования ресурсов;
3) снижение финансовой нагрузки на бюджет города Черногорска за счет сокращения платежей за топливно-энергетические ресурсы, воду и субсидий на горячее водоснабжение;
4) использование энергосберегающих ламп;
5) повышение дисциплины потребления энергоресурсов;
6) сокращение потерь воды.
4. Сроки и этапы реализации программы
Данная Программа рассчитана на 2010 - 2015 годы и предполагает этапность ее выполнения. I этап предусматривает организационные мероприятия. II этап связан с реализацией мероприятий.
I этап. Основные усилия в 2010 году будут сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры эффективного управления энергосбережением в масштабах муниципального образования город Черногорск, выполнением первоочередных энергосберегающих мероприятий, организацией механизма контроля за выполнением Программы, пропагандой энергосбережения и кадровой подготовкой специалистов.
II этап охватывает 2011 - 2015 годы, когда реализуются основные мероприятия Программы.
5. Объемы и источники финансирования программы
Механизм реализации муниципальной программы осуществляется на правовой базе, основанной на положениях действующего законодательства, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам программной разработки и направлениям решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности России, Республики Хакасия, муниципального образования город Черногорск.
Для решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе муниципальная программа предусматривает финансирование из местного бюджета на безвозвратной основе, за счет средств республиканского бюджета РХ и за счет собственных средств организаций коммунального комплекса (приложение N 1).
Объемы финансирования Программы на 2010 - 2015 годы за счет средств бюджета города Черногорска носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению. Объем финансирования Программы за счет собственных средств будет уточняться при реализации Программы организаций коммунального комплекса.
Постановлением Администрации города Черногорска Республики Хакасия от 22 декабря 2010 г. N 3286-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 1
(с изменениями от 22 декабря 2010 г.)
Объемы
и источники финансирования Программы
N п/п |
Наименование организации |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Итого |
Бюджет города Черногорска | ||||||||
1 |
ГУЗ |
0,0 |
455,0 |
3625,0 |
6815,0 |
4500,0 |
8500,0 |
23895,0 |
2 |
ГУО |
0,0 |
3330,0 |
11380,0 |
10430,0 |
9830,0 |
9430,0 |
44400,0 |
3 |
Комитет по КМиС |
0,0 |
1050,0 |
9500,0 |
3000,0 |
3500,0 |
3600,0 |
14650,0 |
4 |
МУ "ОКС" |
0,0 |
0,0 |
145,0 |
600,0 |
0,0 |
25,0 |
770,0 |
5 |
МП "Черногорск-Водоканал" |
1152,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1152,7 |
|
Итого из бюджета города |
1152,7 |
4835,0 |
18650,0 |
20845,0 |
17830,0 |
21555,0 |
84867,7 |
Республиканский бюджет РХ | ||||||||
|
МП "Черногорск-Водоканал" |
5595,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5595,0 |
|
Итого из республик. бюджета |
5595,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5595,0 |
Собственные средства предприятий ГАРАНТ:Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником | ||||||||
5 |
АУ "Черногорск-Информ" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6 |
МП "Черногорск-Водоканал" |
1643,7 |
128,8 |
70,0 |
0,0 |
80,0 |
0,0 |
1922,5 |
7 |
ООО "Сибирская инициатива" |
120,3 |
33,2 |
150,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
303,5 |
|
Итого собствен. средств. |
1764,0 |
162,0 |
220,0 |
0,0 |
80,0 |
0,0 |
2226,0 |
|
Всего по Программе |
8511,7 |
4997,0 |
18870,0 |
20845,0 |
17910,0 |
21555,0 |
92688,7 |
Постановлением Администрации города Черногорска Республики Хакасия от 22 декабря 2010 г. N 3286-п в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
6. Перечень мероприятий по реализации программы "энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
Основными принципами реализации Программы являются:
- комплексный подход и системность планируемых мероприятий;
- поэтапность реализации;
- консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в части решения проблем энергоэффективности;
- привлечение для реализации энергосберегающих проектов на территории муниципального образования всех источников финансирования;
- обеспечение основных стандартов энергопотребления.
Программа должна создать максимально благоприятные условия для развития энергосбережения. Эти условия создаются как "стимулирование" подобающего поведения и действий через предоставление разного рода преференций, льгот, выгод, так и как "понуждение" к экономному и бережному расходованию энергетических ресурсов посредством штрафов и наказаний.
Перечень мероприятий по повышению энергоэффективности:
- бюджетные учреждения муниципального образования город Черногорск - в приложении N 2;
- учреждение отдела капитального строительства города Черногорска - в приложении N 3;
- организации коммунального комплекса муниципального образования город Черногорск - в приложениях N 4, 5.
Приложение N 2
(с изменениями от 22 декабря 2010 г.)
6.1. Мероприятия по повышению энергоэффективности в бюджетной сфере муниципального образования город Черногорск
6.1.1. Мероприятия в образовательных учреждениях города Черногорска
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель работ |
Затраты на выполнение мероприятия, тыс. руб. |
Всего |
Экономический эффект |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||
1 |
Замена прибора учета тепловой энергии: МДОУ, МОУ, УДО, прочие |
Руководители ОУ |
|
|
500 |
500 |
500 |
500 |
2000 |
Снижение потребления тепловой энергии до 3% |
2 |
Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы |
Руководители ОУ |
|
130 |
130 |
130 |
130 |
130 |
650 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
3 |
Замена оконных блоков: МДОУ, МОУ |
Руководители ОУ |
|
|
2600 |
3000 |
2400 |
2000 |
10000 |
Снижение теплопотерь до 4% |
4 |
Замена дверных блоков: МДОУ, МОУ |
Руководители ОУ |
|
|
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
4000 |
Снижение теплопотерь до 2% |
5 |
Утепление фасадов зданий: МДОУ, МОУ |
МУ "ОКС" |
|
500 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
8500 |
Снижение теплопотерь до 2% |
6 |
Капитальный ремонт отопительной системы: МДОУ, МОУ |
МУ "ОКС" |
|
2000 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
16000 |
Снижение теплопотерь до 3% |
7 |
Установка запорной арматуры: МДОУ, МОУ |
Руководители ОУ |
|
|
300 |
300 |
300 |
300 |
1200 |
Снижение теплопотерь до 2% |
8 |
Энергоаудит: МДОУ, МОУ, УДО, прочие |
Руководители ОУ |
|
700 |
1350 |
|
|
|
2050 |
Разработка энергетических паспортов с оценкой технико-экономической эффективности |
6.1.2. Мероприятия в учреждениях здравоохранения города Черногорска | ||||||||||
1 |
Мероприятия по повышению теплоэффективности учреждений |
Руководители МУЗ |
|
|
260 |
5200 |
2900 |
7900 |
16260 |
|
1.1 |
Реконструкция трубопровода тепловых сетей с использованием современных антикоррозийных, теплозащитных материалов |
|
|
|
|
3000 |
2000 |
7500 |
12500 |
|
1.2 |
Установка терморегуляторов и автоматических балансированных клапанов: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Городская больница N 2", МУЗ "Детская городская больница", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" |
|
|
|
|
400 |
300 |
400 |
1100 |
|
1.3 |
Ремонт и утепление зданий: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" |
|
|
|
260 |
1800 |
600 |
|
2660 |
|
2 |
Мероприятия по повышению эффективности систем освещения |
|
|
|
540 |
40 |
600 |
600 |
1780 |
|
2.1 |
Замена электропроводки, использование рациональных схем освещения: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" |
|
|
|
500 |
|
600 |
600 |
1700 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
2.2 |
Приобретение и монтаж энергосберегающих ламп: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Городская больница N 2", МУЗ "Детская городская больница", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" |
|
|
|
40 |
40 |
|
|
80 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
3 |
Приобретение оборудования высокого класса энергоэффективности: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Детская городская больница", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника" |
|
|
|
1810 |
1500 |
1000 |
|
4310 |
|
4 |
Проведение энергоаудита: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Городская больница N 2", МУЗ "Детская городская больница", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработка энергетических паспортов с оценкой технико-экономической эффективности |
5 |
Подготовка и переподготовка кадров в сфере энергосбережения: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Городская больница N 2", МУЗ "Детская городская больница", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" |
|
|
|
15 |
75 |
|
|
90 |
|
6 |
Приобретение навигаторов движения автомобилей: МУЗ "Городская больница N 1", МУЗ "Городская больница N 2", МУЗ "Детская городская больница", МУЗ "Родильный дом", МУЗ "Стоматологическая поликлиника", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" |
|
|
455 |
1000 |
|
|
|
1455 |
|
|
Всего по Программе |
|
0 |
455 |
3625 |
6815 |
4500 |
8500 |
23895 |
|
6.1.3. Мероприятия в учреждениях Комитета по культуре, молодежи и спорту администрации города Черногорска | ||||||||||
1 |
Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе |
|
|
508 |
80 |
100 |
20 |
20 |
728 |
|
1.1 |
Проведение энергетического обследования зданий, в том числе ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению |
|
|
490,0 |
60,0 |
80,0 |
|
|
630 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
1.2 |
Разработка технико-экономических обследований в целях внедрения энергосберегающих технологий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Заключение энергосервисных договоров в целях их реализации |
|
|
18 |
20 |
20 |
20 |
20 |
98 |
|
2 |
Технические и технологические мероприятия по энергосбережению, в том числе |
|
|
542 |
3420 |
2900 |
3480 |
3580 |
13922 |
|
2.1 |
Реновация системы отопления, установка автоматических регуляторов температуры и перепадов давления |
|
|
114 |
300 |
400 |
190 |
195 |
1199 |
Снижение теплопотерь до 3% |
2.2 |
Замена дверных и оконных блоков |
|
|
71 |
460 |
360 |
400 |
690 |
1981 |
Снижение теплопотерь до 3% |
2.3 |
Повышение тепловой защиты зданий при капитальном ремонте, утепление зданий |
|
|
135 |
3135 |
1750 |
2700 |
2500 |
15220 |
Снижение теплопотерь до 3% |
2.4 |
Повышение энергетической эффективности систем освещения зданий |
|
|
40 |
60 |
50 |
30 |
39 |
219 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
2.5 |
Проверка электросчетчика, измерения сопротивления изоляции электрической сети |
|
|
22 |
20 |
15 |
20 |
10 |
87 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
2.6 |
Перекладка энергетических сетей для снижения потерь электрической энергии |
|
|
52 |
230 |
160 |
50 |
50 |
542 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
2.7 |
Оснащение зданий приборами учета используемых энергетических ресурсов |
|
|
70 |
60 |
5 |
|
1 |
136 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
2.8 |
Замена ламп накаливания на энергосберегающие источники освещения |
|
|
35 |
110 |
120 |
40 |
45 |
350 |
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
2.9 |
Проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях |
|
|
3 |
45 |
40 |
50 |
50 |
188 |
Снижение теплопотерь до 3% |
Приложение N 3
(с изменениями от 22 декабря 2010 г.)
6.2. Мероприятия в учреждении отдела капитального строительства города Черногорска
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель работ |
Затраты на выполнение мероприятия, тыс. руб. |
Всего |
Экономический эффект |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||
1 |
Замена (проверка) приборов учета водоснабжения, тепловой энергии, электросчетчиков: МУ "ОКС" |
МУ "ОКС" |
|
|
25 |
50 |
|
25 |
100 |
Учет потребления энергоресурсов в т.ч. снижение потребления тепловой энергии до 3% |
2 |
Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы МУ "ОКС" |
МУ "ОКС" |
|
|
|
|
|
|
|
Снижение объемов потребления электроэнергии до 2% |
3 |
Замена входных дверных блоков на металлические утепленные помещения, подвал МУ "ОКС" |
МУ "ОКС" |
|
|
20 (вх. двери) |
|
|
|
20 |
Снижение теплопотерь до 2% |
5 |
Утепление фасадов зданий: МУ "ОКС" |
МУ "ОКС" |
|
|
|
|
|
|
|
Снижение теплопотерь до 2% |
6 |
Проектные работы, технико-экономические расчеты, обоснования проводимых мероприятий |
МУ "ОКС" |
|
|
100 |
|
|
|
100 |
Оценка технико-экономической эффективности |
7 |
Капитальный ремонт отопительной системы административных помещений: МУ "ОКС" |
МУ "ОКС" |
|
|
|
500 |
|
|
500 |
Снижение теплопотерь до 3% |
8 |
Установка запорной арматуры: МУ "ОКС" |
МУ "ОКС" |
|
|
|
50 |
|
|
50 |
Снижение теплопотерь до 2% |
9 |
Подготовка специалиста по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Повышение уровня компетентности работников в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов. Энергоаудит зданий и сооружений, помещений: МУ "ОКС" |
МУ "ОКС" |
|
|
|
|
|
|
|
Разработка энергетических паспортов с оценкой технико-экономической эффективности |
|
Всего |
|
0 |
0 |
145 |
600 |
0 |
25 |
770 |
|
Приложение N 4
(с изменениями от 22 декабря 2010 г.)
6.3. Мероприятия по повышению энергоэффективности в организациях коммунального комплекса муниципального образования город Черногорск
6.3.1. Мероприятия МП "Черногорск-Водоканал"
|
Наименование |
Затраты, тыс. руб. |
Годовая экономия топливно-энергетических ресурсов |
Согласованный срок внедрения, год |
Срок окупаемости |
Примечание |
||
В натуральном выражении |
% отношение от 2009 г. |
В стоимостном выражении, тыс. руб. (по тарифу) |
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Мероприятия по экономии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Электроэнергии, мВт·ч: 1. Замена кабельной линии электропередач ААШв3 x 185, протяженностью 2 x 128,2 м от ЗРУ-0,4 подстанции II водоподъема до станции подкачки (снижение потерь на 40%) |
80 |
2,5 |
0,016 |
4,853 |
2010 |
16,5 лет |
|
|
2. Замена трансформатора подстанции III водоподъема 1Т-ТМ-1000/6/0,4 (снижение потерь на 40%) |
507,7 |
51,16 |
0,32 |
99,4 |
2010 |
5,1 год |
|
|
3. Ликвидация 5-го водоподъема |
70 |
5,431 |
0,034 |
10,544 |
2012 |
6,6 лет |
|
|
4. Замена трансформатора на 6-м водоподъеме на 40 кВА |
80 |
2,954 |
0,019 |
5,735 |
2014 |
14 лет |
|
|
5. Замена ламп накаливания |
0,8 |
0,085 |
0,0005 |
0,165 |
2011 |
5 лет |
|
|
6. Замена насоса на КНС |
100 |
10,5 |
0,067 |
20,385 |
2011 |
5 лет |
|
|
7. Установка частотного преобразователя повысительной станции 4 кВт. |
28 |
19,972 |
0,127 |
38,774 |
2011 |
0,7 года |
|
|
Всего |
866,5 |
92,602 |
0,5835 |
179,856 |
|
|
|
|
- Потерь воды при ее передаче, тыс. м куб.: 1. Капитальный ремонт насосных агрегатов |
118,4 |
8 |
0,5 |
95,5 |
III - 2010 |
1 год |
|
2. Замена обратных клапанов и запорной арматуры в насосных станциях |
293,4 |
14,3 |
0,85 |
170,7 |
III - 2010 |
1,7 лет |
|
|
3. Замена запорной арматуры в городских водопроводных сетях |
473,6 |
8,2 |
0,5 |
97,9 |
IV - 2010 |
4,8 года |
|
|
4. Замена водопроводных сетей |
678,3 |
16,1 |
0,96 |
192,2 |
IV - 2010 |
3,5 года |
|
|
|
Всего |
1563,7 |
46,6 |
2,81 |
556,3 |
|
|
|
|
1. Установка прибора учета объема холодной воды (водозабор Красный Абакан) |
350 |
|
|
|
2010 |
|
|
2. Проведение техаудита и энергоаудита |
5890 |
|
|
|
2010 |
|
|
|
Всего |
6240 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
8670,2 |
|
|
|
|
|
|
Приложение N 5
(с изменениями от 22 декабря 2010 г.)
6.3.2. Мероприятия ООО "Сибирская инициатива"
|
Наименование |
Затраты, тыс. руб. |
Годовая экономия топливно-энергетических ресурсов |
Согласованный срок внедрения, год |
Срок окупаемости |
Примечание |
||
1. |
Электроэнергия |
|
В натуральном выражении |
% отношение от 2009 г. |
В стоимостном выражении, тыс. руб. |
|||
1.1 |
Замена трансформатора 400 кВт на 100 кВт |
|
9,43 |
|
46,452 |
2011/2012 |
|
|
1.2 |
Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы |
16 |
7,5 |
|
3,75 |
2010/2011 |
4,3 |
|
|
Итого |
16 |
16,93 |
|
50,202 |
|
|
|
2. |
Потери воды |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Капитальный ремонт насосных агрегатов |
28,4 |
1,92 |
|
22,912 |
2010 |
1,2 |
|
2.2 |
Замена водопроводных сетей |
50,4 |
1,19 |
|
14,209 |
2010/2011 |
3,5 |
|
2.3 |
Замена запорной арматуры |
8,7 |
0,15 |
|
1,791 |
2010 |
4,8 |
|
|
Итого |
87,5 |
|
|
|
|
|
|
3. |
Установка прибора учета отпуска холодной воды |
50 |
|
|
|
2010 |
|
|
4. |
Проведение энергетического обследования предприятия |
150 |
|
|
|
2012 |
|
|
|
Итого |
200 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
303,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Формирование целевых показателей повышения эффективности является завершающим этапом программного планирования. В муниципальной программе целевые показатели отражают уровни энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые экономика муниципального образования город Черногорск должна достигнуть соответственно к 2010, 2015 годам.
Целевыми показателями, характеризующими уровень и динамику энергосбережения в бюджетной сфере, являются показатели снижения удельного потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в организациях муниципальной бюджетной сферы.
Выполнение программных мероприятий позволит снизить расходы бюджета города на оплату потребленной тепловой энергии, горячей и холодной воды за счет установки приборов учета и автоматического регулирования расходов энергетических ресурсов в организациях муниципальной бюджетной сферы и на объектах городского хозяйства и муниципального жилищного фонда.
Реализация Программы позволит повысить надежность работы энергетического комплекса города и обеспечить бесперебойное и качественное снабжение населения тепловой и электрической энергией, горячей и холодной водой.
Оценка эффективности реализации мероприятий муниципальной программы проводится путем анализа следующих целевых индикаторов:
целевые показатели реализации Программы и динамика потребления энергоресурсов приведены в приложениях N 6 - 12. Общая экономия бюджета города за потребленную электроэнергию, теплоэнергию, холодную и горячую воду (без учета инфляции) составит 32702,40 тыс. руб. (приложение N 6). В приложениях N 7, 8 приведены общие сведения потребления энергоресурсов для расчета целевых показателей бюджетных учреждений города Черногорска. В приложениях N 9, 10 - целевые показатели организаций коммунальной инфраструктуры города Черногорска. Суммарная экономия электроэнергии и потери воды с учетом мероприятий по ресурсосбережению за период 2010 - 2015 годов составляет 4872,96 тыс. руб. (приложения N 11, 12).
Приложение N 6
Динамика
потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями города Черногорска
Наименование услуги |
Ед. из. |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
электроэнергия |
тыс. руб. |
1679,94 |
1819,11 |
1920,90 |
2720,81 |
4069,63 |
7045,47 |
7521,76 |
7791,21 |
8659,26 |
9343,07 |
10116,46 |
тыс. кВт |
3943,03 |
3964,89 |
4099,90 |
3846,54 |
3972,00 |
4207,70 |
4086,18 |
3795,79 |
3844,85 |
3729,69 |
3618,42 |
|
теплоэнергия |
тыс. руб. |
14744,98 |
14296,75 |
17009,80 |
19266,21 |
22232,27 |
30086,68 |
32319,10 |
34833,35 |
37676,87 |
40870,99 |
44465,73 |
тыс. Гкал |
28,15 |
27,41 |
26,20 |
25,46 |
24,70 |
25,60 |
24,94 |
24,10 |
23,44 |
22,80 |
22,00 |
|
водоснабжение |
тыс. руб. |
825,32 |
961,42 |
1122,60 |
1093,77 |
1658,80 |
1677,00 |
2041,17 |
2273,37 |
2535,32 |
2825,59 |
3159,04 |
тыс. м3 |
130,35 |
127,10 |
122,08 |
104,59 |
135,24 |
131,48 |
127,22 |
123,45 |
119,84 |
116,23 |
112,78 |
|
итого |
тыс. руб. с учетом инфляции |
17250,24 |
17077,28 |
20053,30 |
23080,79 |
27960,70 |
38809,15 |
41882,02 |
44897,92 |
48871,45 |
53039,65 |
57741,23 |
итого |
тыс. руб. без учета инфляции |
17250,24 |
17077,28 |
20053,30 |
23080,79 |
27960,70 |
33747,09 |
36419,15 |
39041,67 |
42496,91 |
46121,43 |
50209,76 |
Рисунок не приводится
Приложение N 7
Общие сведения
для расчета целевых показателей бюджетных учреждений
Наименование исходных данных для расчета показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Годовой объем теплопотребления в бюджетных учреждениях, оснащенных приборами учета тепловой энергии (Гкал) |
26232,70 |
25581,60 |
23847,50 |
67788,70 |
23769,19 |
24645,42 |
23906,27 |
23189,21 |
22493,64 |
21818,96 |
21434,51 |
Общая площадь бюджетных учреждений, оснащенных приборами учета тепловой энергии (м2) |
154280,20 |
154280,20 |
154280,10 |
160628,50 |
160628,50 |
160786,80 |
160786,80 |
160786,80 |
160786,80 |
160786,80 |
160786,80 |
Годовой объем теплопотребления в бюджетных учреждениях, не оснащенных приборами учета тепловой энергии (Гкал) |
2395,74 |
2009,60 |
2520,80 |
1196,10 |
1131,76 |
1194,24 |
1175,33 |
1168,62 |
1160,67 |
1149,08 |
1152,20 |
Общая площадь бюджетных учреждений, не оснащенных приборами учета тепловой энергии (м2) |
10370,65 |
10370,65 |
10370,65 |
4022,25 |
4022,35 |
4022,35 |
4022,35 |
4022,35 |
4022,35 |
4022,35 |
4022,35 |
Годовой объем потребления воды в бюджетных учреждениях, не оснащенных приборами учета водопотребления, м3 |
22323,10 |
22322,80 |
1725,90 |
619,00 |
1363,00 |
1329,30 |
1057,00 |
1024,90 |
994,10 |
964,20 |
935,20 |
Общая численность персонала бюджетных учреждений, не оснащенных приборами учета водопотребления, чел. |
745,00 |
748,00 |
360,00 |
32,00 |
32,00 |
32,00 |
29,00 |
29,00 |
29,00 |
29,00 |
29,00 |
Годовой объем потребления воды в бюджетных учреждениях, оснащенных приборами учета водопотребления (м3) |
105985,00 |
102984,00 |
115501,00 |
101963,00 |
130253,60 |
127377,80 |
123557,20 |
119852,3 |
116256,5 |
112770,90 |
109387,8 |
Общая численность персонала бюджетных учреждений, оснащенных приборами учета водопотребления, чел. |
13163,00 |
12966,00 |
13071,00 |
13753,00 |
13869,00 |
14004,00 |
13939,00 |
13939,00 |
13939,00 |
13939,00 |
13939,00 |
Годовой объем потребления электроэнергии в бюджетных учреждениях, оснащенных приборами учета электропотребления (Квт) |
1353427 |
1332980 |
1367921 |
1302839 |
1277960 |
1379231 |
1342594 |
1135088 |
1264024 |
1226293 |
1189788 |
Общая численность персонала бюджетных учреждений, оснащенных приборами учета эл. потребления, чел. |
13925,00 |
13725,00 |
13447,00 |
13801,00 |
13898,00 |
14026,00 |
13955,00 |
13955,00 |
13955,00 |
13955,00 |
13955,00 |
Годовой объем потребления электроэнергии в бюджетных учреждениях, не оснащенных приборами учета эл. потребления, Квт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Общая численность персонала бюджетных учреждений, не оснащенных приборами учета эл. потребления, чел. |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Приложение N 8
Целевые показатели
бюджетных учреждений города Черногорска
|
Наименование |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
0,17 |
0,17 |
0,15 |
0,42 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,13 |
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
0,23 |
0,19 |
0,24 |
0,30 |
0,28 |
0,30 |
0,29 |
0,29 |
0,29 |
0,29 |
0,29 |
|
2 |
удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека) |
29,96 |
29,84 |
4,79 |
19,34 |
42,59 |
41,54 |
36,45 |
35,34 |
34,28 |
33,25 |
32,25 |
удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением приборов учета (в расчете на 1 человека) |
8,05 |
7,94 |
8,84 |
7,41 |
9,39 |
9,10 |
8,86 |
8,60 |
8,34 |
8,09 |
7,85 |
|
3 |
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
97,19 |
97,12 |
101,73 |
94,40 |
91,95 |
98,33 |
96,21 |
81,34 |
90,58 |
87,87 |
85,26 |
Приложение N 9
Целевые показатели
МП "Черногорск-Водоканал" города Черногорска
N п/п |
Показатели |
% |
Примечание |
|
Общие целевые показатели: |
|
|
1. |
Доля объема воды, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных приборов учета |
18,7% |
|
2. |
Доля объема воды, расчеты за которую производятся с использованием общедомовых приборов учета |
0,8% |
|
|
Целевые показатели: |
|
|
1. |
Доля объемов воды, используемой бюджетными учреждениями, в общем объеме воды |
9% |
|
2. |
Доля объемов воды, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме потребляемой бюджетными учреждениями |
100% |
|
|
Целевые показатели в области энергосбережения в жилищном фонде: |
|
|
1. |
Доля объемов воды, используемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных) |
26,4% |
|
2. |
Доля объемов воды, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием общедомовых приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в многоквартирных домах |
1,2% |
|
3. |
Доля объемов воды, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в многоквартирных домах |
16,9% |
|
Приложение N 10
Целевые показатели
ООО "Сибирская инициатива" города Черногорска
N п/п |
Показатели |
% |
Примечание |
|
Общие целевые показатели: |
|
|
1. |
Доля объема воды, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных приборов учета |
86% |
|
2. |
Доля объема воды, расчеты за которую производятся с использованием общедомовых приборов учета |
- |
|
|
Целевые показатели: |
|
|
1. |
Доля объемов воды, используемой бюджетными учреждениями, в общем объеме воды |
0,01% |
|
2. |
Доля объемов воды, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме потребляемой бюджетными учреждениями |
100% |
|
|
Целевые показатели в области энергосбережения в жилищном фонде: |
|
|
1. |
Доля объемов воды, используемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных) |
- |
|
2. |
Доля объемов воды, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием общедомовых приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в многоквартирных домах |
- |
|
3. |
Доля объемов воды, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в многоквартирных домах |
73% |
|
Приложение N 11
Расход
электроэнергии при производстве холодной воды организаций коммунального комплекса муниципального образования город Черногорск
Показатели расхода электроэнергии при производстве холодного водоснабжения |
ед. из. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
экономия за 6 лет |
тыс. кВт. ч. |
18496,81 |
17006 |
15873,4 |
16515,3 |
16722,4 |
16658,8 |
16562 |
16457 |
16348 |
16238 |
16129 |
639,33 |
|
тыс. руб. |
6305,5 |
9092,4 |
9667,3 |
13808 |
20345,1 |
20202,1 |
20020 |
19813 |
19603 |
19353 |
19123 |
1308,8 |
Показатели электроэнергии
Рисунок не приводится
Приложение N 12
Анализ
потерь холодной воды при транспортировке
Потери воды при транспортировке |
ед. из. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
экономия за 6 лет |
тыс. м3 |
2120,5 |
1970,2 |
1100,3 |
1851,3 |
1413,7 |
1691 |
1639,33 |
1589,07 |
1539,81 |
1492,55 |
1445,7 |
299,16 |
|
тыс. руб. |
10814,6 |
12451,7 |
8901,4 |
18507,2 |
21318,9 |
20722,5 |
20105,6 |
19505,6 |
18917,4 |
18353,1 |
17743,6 |
3564,16 |
Потери воды при транспортировке
Рисунок не приводится
8. Управление ходом реализации программы и организация контроля за ее исполнением
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- предприятия и организации;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий на предприятии (в организации) руководитель с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации) организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов на предприятии (в организации).
Муниципальные заказчики Программы организуют размещение информации об объемах потребления топливно-энергетических ресурсов, ходе реализации и результатах программных мероприятий на своих сайтах в сети Интернет.
Управление муниципальной программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет муниципальный заказчик - Администрация города Черногорска (далее - Заказчик), который:
определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации муниципальной программы;
координирует работу исполнителей программных мероприятий;
проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации муниципальной программы;
при сокращении объемов выделяемых средств корректирует перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению внебюджетных источников для финансирования муниципальной программы;
обеспечивает контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий, контроль за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов;
осуществляет сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий.
Заказчик муниципальной программы по данным систематического контроля и с учетом выделенных на реализацию муниципальной программы финансовых средств имеет право ежегодно уточнять целевые показатели, состав исполнителей и затраты по программным мероприятиям. Поскольку недофинансирование и несвоевременное ресурсное обеспечение мероприятий муниципальной программы может привести к общей задержке достижения целей и этапов решения основных программных задач, Заказчик, основываясь на данных контроля, может принять решение о продлении срока действия Программы в целом.
Отчет о реализации Программы организации (ГУЗ, ГУО, ККМиС, АУ "Черногорск-Информ", МУ "ОКС", МП "Черногорск-Водоканал", ООО "Сибирская инициатива") ежеквартально до 12 числа, следующего за отчетным, месяцем представляют в отдел по тарифообразованию Администрации города Черногорска согласно приложению N 1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 13
Приложение N 13
Сведения
об исполнении мероприятий, реализуемых в рамках муниципальной программы города Черногорска
за _______________ 20_____ года
Наименование мероприятия |
Плановое финансирование, руб. |
Фактическое финансирование, руб. |
% |
Причины отклонений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Постановлением Администрации города Черногорска Республики Хакасия от 22 декабря 2010 г. N 3286-п настоящая Программа дополнена разделом 9, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления
9. Пропаганда энергосбережения в городе Черногорске
Огромную роль в экономии энергоресурсов играет человеческий фактор. Энергорасточительный стереотип мышления, преобладающий среди населения, является основной проблемой низкой энергоэффективности экономики.
Укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, или поведенческое энергосбережение, которое подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению со школьной скамьи.
Задачи пропаганды и обучения населения энергосбережению являются основополагающим условием для достижения главной цели - формирования поведенческого энергосбережения.
Для реализации этого потенциала за счет вовлечения в процесс энергосбережения жителей города Черногорска необходима популяризация энергосбережения через:
поддержку и развитие информационного раздела на Интернет-сайте www.chernogorsk.com;
телевидение (цикл просветительских передач по вопросам энергосбережения);
рубрики по теме энергосбережения в местных печатных изданиях;
семинары по энергосбережению, конференции;
выпуск листовок и плакатов на тему энергосбережения в быту;
развитие наружной рекламы;
рекламу на общественном городском транспорте;
пропаганду использования энергосберегающих технологий при потреблении коммунальных ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства;
стимулирование субъектов малого предпринимательства по внедрению энергосберегающих технологий путем предоставления субсидий на возмещение части уплаченных процентов по привлеченным банковским кредитам.
Планируется организовать просветительскую работу и обучение руководителей и специалистов муниципалитетов, организаций жилищно-коммунального комплекса, энергосервисных компаний, товариществ собственников жилья по техническим, правовым и финансовым вопросам, связанным с реализацией энергосберегающих решений в ЖКХ и бюджетной сфере.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Черногорска Республики Хакасия от 28 июля 2010 г. N 1828-п "О муниципальной программе "Энергосбережение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.