Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 декабря 2015 г. N 693 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года
Приложение
Государственная программа Республики Хакасия
"Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014-2016 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. N 610)
6 марта, 17 апреля, 9 июля, 26 декабря 2014 г., 14 мая, 4 июня, 22 октября, 24 декабря 2015 г., 5 апреля 2016 г.
Паспорт
Государственной Программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)"
Ответственный исполнитель |
- |
Министерство экономики Республики Хакасия |
Соисполнитель |
- |
Министерство финансов Республики Хакасия |
Подпрограммы |
- |
подпрограмма 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах"; подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы"; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы" |
Цели |
- |
создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики Республики Хакасия; привлечение инвестиций в основной капитал на территории Республики Хакасия; содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства |
Задачи |
- |
создание условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Хакасия; повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства; создание условий для эффективной реализации мероприятий государственной программы |
Целевые показатели |
- |
показатель 1 "Объем инвестиций к валовому региональному продукту": 2014 год - 25,0%; 2015 год - 25,0%; 2016 год - 25,5%; показатель 2 "Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых, средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятых в экономике": 2014 год - 11,0%; 2015 год - 11,3%; 2016 год - 11,6%; показатель 3 "Доля своевременно выполненных мероприятий государственной программы от общего количества реализуемых мероприятий": 2016 год - 100% |
Этапы и сроки реализации |
- |
2014 - 2016 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований |
- |
380270,5 тыс. рублей, из них республиканский бюджет Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет) - 181732 тыс. рублей, федеральный бюджет - 198538,5 тыс. рублей, в том числе субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - 165491 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям - 3034 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 134141,2 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, - 6143 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 170830 тыс. рублей, из них федеральный бюджет - 114989 тыс. рублей, в том числе субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - 70769 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям - 1000 тыс. рублей, субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 78998 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, - 5000 тыс. рублей; 2015 год - 132904,5 тыс. рублей, из них федеральный бюджет - 83549,5 тыс. рублей, в том числе субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - 68022 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям - 1034 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 48143,2 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, - 143 тыс. рублей; 2016 год - 76536 тыс. рублей, в том числе субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - 26700 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям - 1000 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 7000 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, - 1000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации |
- |
в количественном выражении: увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях, в общей численности занятых в экономике до 11,6%; увеличение объема инвестиций к валовому региональному продукту до 25,5%; в качественном выражении: улучшение ведения бизнеса в Республике Хакасия; снижение инвестиционных и предпринимательских рисков; решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами; своевременное выполнение мероприятий государственной программы от общего количества реализуемых мероприятий |
Паспорт
подпрограммы 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах"
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 5 апреля 2016 г. N 147 в паспорт подпрограммы 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного постановления
Паспорт
подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы"
Паспорт
подпрограммы 3 "Обеспечение реализации государственной программы"
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе анализ основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Итоги социально-экономического развития Республики Хакасия в 2012 году характеризуются сохранением положительных тенденций в динамике основных макроэкономических показателей.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП), по предварительной оценке Министерства экономики Республики Хакасия, в 2012 году составил 126,1 млрд рублей, превысив уровень 2011 года в сопоставимых ценах на 4,5%. Среди субъектов Российской Федерации и Сибирского федерального округа (далее - СФО) по объему ВРП на душу населения Республика Хакасия занимала 40 и 6 места соответственно.
Существенное влияние на формирование ВРП в 2012 году оказали такие виды экономической деятельности, как "Добыча полезных ископаемых", "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" и "Строительство".
По итогам 2012 года произошло увеличение объемов промышленного производства относительно 2011 года на 1,5% (9 место среди регионов СФО). Росту промышленного производства способствовало увеличение объемов добычи полезных ископаемых (продуктов обогащения каменного угля, железной руды, медного концентрата, золотосодержащей руды, глины).
На развитие экономики и социальной сферы Республики Хакасия организациями всех форм собственности в 2012 году за счет всех источников финансирования было использовано 38128,69 млн рублей инвестиций в основной капитал, или 100,6% к уровню 2011 года.
Потребительский рынок остается одним из факторов экономического роста в Республике Хакасия. Оборот розничной торговли по итогам 2012 года вырос на 15,9% по сравнению с 2011 годом и составил 56540,9 млн рублей. Увеличение объема продаж наблюдалось на фоне замедленной инфляции, роста денежных доходов населения, потребительского кредитования.
На 87% оборот розничной торговли формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Роль индивидуальных предпринимателей в 2012 году возросла на 10,5 процентного пункта и достигла 54,9% в структуре товарооборота.
Основным источником доходов населения является заработная плата. В 2012 году среди регионов СФО республика занимала седьмое место по размеру среднемесячной начисленной заработной платы. Темпы роста реальной заработной платы на протяжении всего 2012 года были выше, чем в 2011 году. Прирост реальной заработной платы за 2012 год относительно 2011 года составил 7,6% (в 2011 году - 3,4%).
Рост экономики республики и замедление темпов инфляции благоприятно сказались на снижении доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 18,6% в 2011 году до 16,4% в 2012 году. По итогам 2012 года темпы роста реальных денежных доходов населения Республики Хакасия превышали среднероссийское значение.
Достижение положительной динамики показателей социально-экономического развития республики основывается на согласованных действиях исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и бизнес-сообщества, в том числе в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы".
В целях привлечения инвестиций в Республику Хакасия путем создания благоприятных условий, а также для реализации пункта 21 перечня поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 06.12.2010 N Пр-3534 Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.06.2011 N 348 утверждена региональная программа "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Республику Хакасия на 2011 - 2015 годы" (далее - региональная программа).
Региональная программа ориентирована на проведение последовательной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата Республики Хакасия, отработку механизмов управления процессами привлечения инвестиций, интенсификацию этих процессов и повышение их эффективности.
По своей сути региональная программа дополнила созданную ранее систему преференций, регулируемую Законом Республики Хакасия от 02.04.2010 N 27-ЗРХ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности").
В соответствии с Законом Республики Хакасия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности" инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, могут получить государственную поддержку в следующих формах:
1) предоставление бюджетных инвестиций инвесторам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия;
2) предоставление субсидий инвесторам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия;
3) предоставление государственных гарантий Республики Хакасия;
4) предоставление налоговых льгот инвесторам;
5) предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
6) предоставление инвесторам в аренду объектов государственной собственности Республики Хакасия на льготных условиях.
Анализ обращений инвесторов показывает, что наиболее востребованными видами поддержки являются налоговые льготы и предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.
Основным индикатором результатов приложенных усилий в сфере стимулирования инвестиций является общий рост объема капитальных вложений в развитие производства на территории республики.
Малый и средний бизнес оказывает значительное влияние на обеспечение социальной стабильности, организацию занятости населения и насыщение потребительского рынка товарами и услугами, является надежной базой налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В связи с этим Правительство Республики Хакасия уделяет большое внимание и ведет целенаправленную работу по поддержке и развитию субъектов малого и среднего (далее - МСП) предпринимательства в республике.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, в 2011 году в Республике Хакасия насчитывалось 3680 малых и микропредприятий (2012 год - 5712 единиц, 155,2% к 2011 году), 51 среднее предприятие (2012 год - 46 единиц, 90,2% к 2011 году), 20872 индивидуальных предпринимателя (2012 год - 19773 человека, 94,7% к 2011 году).
Значительную часть в структуре малого и среднего предпринимательства составляют индивидуальные предприниматели (по количественному показателю) - 84% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Их деятельность, как правило, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг.
Снижение количества средних предприятий и индивидуальных предпринимателей обусловлено рядом тенденций в развитии малого и среднего бизнеса, наблюдаемых в настоящее время. Основная - изменение размеров субъектов среднего предпринимательства. С начала 2012 года часть средних предприятий перешла в категорию малых, а часть малых предприятий перешла в категорию микропредприятий. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в конце 2012 года в большей степени связано с внесением изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличивающих размер страховых взносов более чем в два раза.
В 2012 году оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 17597,58 млн рублей, в сравнении с 2011 годом прирост составил 9,6%, или 1537,24 млн рублей; средних предприятий - 12089,11 млн рублей. Прирост данного показателя составил 21,8%, или 2166,36 млн рублей.
Структура малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается постоянной и не претерпевает существенных изменений. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса. По данным 2012 года ее удельный вес составил 26,2% в общем количестве малых предприятий (без микропредприятий) республики. На предприятия промышленности приходится 22,3% от общего количества малых предприятий (без микропредприятий), 16,1% - строительство, 7,6% - транспорт и связь, 3% - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 24,8% - прочие.
Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве в 2012 году составила 47,9 тыс. человек. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций республики составляет 17,8%, то есть из 144,0 тыс. человек, работающих в организациях всех форм собственности (без индивидуального предпринимательства), 24,6 тыс. человек осуществляют деятельность в сфере малого и среднего бизнеса.
На действующих средних предприятиях среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) за 2012 год выросла на 15,3%, или на 1003 человека, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых (без микропредприятий) и средних предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций в 2012 году составила 14,2%.
За 2012 год объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Хакасия составил 910,4 млн рублей, что на 191,4 млн рублей больше поступлений 2011 года (719,0 млн рублей).
По числу, обороту, среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий за 2011 год Республика Хакасия занимает 10 место в СФО - 3,7 тыс. предприятий, или 70 единиц на 10 тыс. человек населения; оборот малых предприятий Республики Хакасия составил 26,5 млрд рублей; среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях республики - 21,4 тыс. человек.
Положение Республики Хакасия в СФО во многом объясняется особенностью статистического расчета показателей в сфере малого и среднего бизнеса, который не учитывает результаты деятельности индивидуальных предпринимателей. В республике значительная часть субъектов бизнеса осуществляет свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. По данным сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2010 году Хакасия занимала третье место в СФО по количеству индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. человек населения (27 единиц).
В настоящее время осуществляется государственная образовательная поддержка малого и среднего предпринимательства с целью стимулирования его экономической активности. Инструментом такого стимулирования выступает Президентская программа подготовки управленческих кадров. Предприниматели могут пройти повышение квалификации по направлению "Развитие предпринимательства" или "Менеджмент в сфере инноваций" с ориентацией на развитие компетенций менеджера по созданию либо развитию малого и среднего бизнеса, в том числе в инновационных отраслях экономики. Представители бизнеса, имеющие основы перспективного проекта по развитию собственного дела, могут претендовать на профессиональную переподготовку по проектно-ориентированной программе, в рамках которой они будут получать высококвалифицированную помощь в разработке эффективного, экономически обоснованного проекта на всем протяжении образовательной программы.
Президентская программа подготовки управленческих кадров реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.1997 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 177 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2017/18 учебных годах".
Обучение управленцев высшего и среднего звена предполагается по программе профессиональной переподготовки или повышения квалификации. После профессиональной переподготовки по базовой программе (развитие компетенций менеджера) или проектно-ориентированной (подготовка и реализация проекта) выпускники имеют возможность пройти стажировку на ведущих российских или зарубежных организациях.
С начала реализации программы для российской экономики было подготовлено более 65000 специалистов-управленцев, из них более 12000 прошли зарубежные стажировки в 19 странах мира. В программе участвуют 102 российских вуза, 76 субъектов Российской Федерации.
В Республике Хакасия активно ведется работа по созданию благоприятного климата для ведения предпринимательской деятельности.
В целях координации заинтересованных участников межведомственного и межмуниципального взаимодействия в работе по формированию условий, стимулирующих экономическое развитие Республики Хакасия, в мае 2012 года создан Совет по экономическому развитию Республики Хакасия при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия (далее - Совет). В состав Совета вошли представители органов государственной власти Республики Хакасия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, бизнеса, науки и образования.
Важнейшим направлением деятельности Совета является сопровождение реализации комплексного проекта "Развитие Абакано-Черногорской агломерации" (далее - агломерация). Развитие агломерации является стержневым механизмом, стимулирующим экономическое развитие Республики Хакасия, и обозначено Правительством Республики Хакасия как приоритетное направление развития региона на долгосрочную перспективу.
В соответствии с законодательством определены меры содействия и поддержки проектов:
предоставление готовой промышленной площадки на территории промышленного парка "Черногорский";
предоставление льгот по налогам на землю, на имущество организаций, на прибыль организаций;
снижение ставки арендной платы за земельные участки;
предоставление субсидии на компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам, привлеченным для реализации проектов;
предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Правительства Республики Хакасия по проектам;
снижение процентной ставки по кредитам на два процентных пункта;
предоставление нефинансовых мер поддержки: организационной, информационной, консультационной и др.
В рамках работы рабочей группы по вопросам предпринимательства подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам социально-экономического развития территорий между администрациями муниципальных образований г. Абакан, г. Черногорск, Усть-Абаканский район, Алтайский район и Правительством Республики Хакасия. На основании рекомендаций Совета разработано и включено в Программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы новое мероприятие "Гранты на развитие малого и среднего бизнеса" с суммой оказания поддержки до 3,0 млн рублей. На основании рекомендаций президиума Совета в 2012 году принято решение оказать государственную поддержку в виде гранта до 3,0 млн рублей пяти инвестиционным проектам.
В 2012 году государственная поддержка предпринимательства в Республике Хакасия осуществлялась посредством реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.10.2011 N 677.
См. Постановление Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014-2016 годы)"
Ежегодно увеличиваются объемы средств, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия: 2010 год - 81,3 млн рублей, 2011 год - 116,56 млн рублей, 2012 год - 158,3 млн рублей, 2013 год - 161,6 млн рублей.
С 2012 года Администрацией муниципального образования город Черногорск совместно с Министерством экономики Республики Хакасия ведется работа по созданию на территории г. Черногорска промышленного парка "Черногорский", что позволит:
улучшить инвестиционный климат агломерации, создать условия для развития на ее территории промышленных кластеров, в том числе строительно-индустриального и агропромышленного;
создать готовые площадки, отвечающие современным требованиям, для размещения малых и средних предприятий агломерации и предоставить им сопутствующие услуги.
В республике особое внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - созданы Гарантийный фонд Республики Хакасия (далее - Фонд) и Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Республиканский центр поддержки предпринимательства" (далее - Центр поддержки предпринимательства).
Основная задача Фонда - способствовать повышению доступности кредитных ресурсов для компаний малого и среднего бизнеса. Выступая в качестве поручителя по кредитам, Фонд содействует развитию предпринимательства в Хакасии. В момент создания объем средств Фонда составлял 30 млн рублей за счет имущественного взноса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия. Затем Фонд получил еще 30 млн рублей из федерального бюджета. Таким образом, общая капитализация Фонда составила 60 млн рублей, что позволило существенно увеличить объемы поддержки малого и среднего бизнеса Хакасии.
Центр поддержки предпринимательства обеспечивает формирование доступной единой информационной среды, объединяющей основные направления поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства республики посредством оказания им разнообразных видов помощи и поддержки; повышения уровня информированности и правового сознания предпринимателей и населения Республики Хакасия в сфере малого бизнеса; организации взаимодействия и сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с различными органами государственной власти, общественными объединениями и другими структурами; выявления и комплексного решения существующих проблем деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
В 2013 году в республике создается институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Республики Хакасия. Основными задачами уполномоченного являются содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Республике Хакасия, защита прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности, содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности, правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности в вопросах принадлежащих им прав и способов их защиты и др.
Производится формирование института оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.
Оценка регулирующего воздействия позволит выявлять положения нормативных правовых актов, которые:
вводят (содержат) избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также граждан;
способствуют возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия.
В настоящее время государственные программы нацелены на технологическое переоснащение промышленности, модернизацию экономики, инновационное развитие. Однако на практике механизмы государственной политики не обеспечивают системный характер. В условиях низкой заинтересованности бизнеса в инновациях, отрыва научных организаций от потребностей реального сектора экономики инновационный сценарий развития экономики пока не стал преобладающим.
Среди организаций республики, оценивающих факторы, препятствующие активному генерированию и внедрению инноваций, выделяются экономические, внутренние и прочие. Главными факторами, препятствующими внедрению и разработке инноваций в производство, следует выделить недостаток собственных денежных средств, низкий инновационный потенциал, неопределенность экономической выгоды (обусловленный низким платежеспособным спросом).
С 2012 года в рамках Программы поддержки малого и среднего предпринимательства реализуются меры поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. Кроме того, в республике осуществляется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства.
В то же время сегодняшнее состояние инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным. Основная проблема сложившейся модели экономического роста обусловлена усилением структурной несбалансированности экономики с преобладанием сырьевых отраслей, причем такая ситуация склонна к самовоспроизводству.
Действующие организации на территории республики не относятся к высокотехнологичному сектору, в регионе представлены традиционные отрасли (цветная металлургия, энергетика и добыча полезных ископаемых), для которых основным источником инноваций служат готовые технологические решения, воплощенные в машинах и оборудовании, которые преимущественно приобретаются за рубежом.
Региональная инновационная система лишь ограниченно может удовлетворить потребности организаций, которая в большей степени ориентирована на собственные исследования и разработки и на приобретение импортного оборудования.
В основном инновационная активность развивается в сфере промышленного производства в виде технологических инноваций. Так, в 2011 году доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возросла с 5,7 до 7,7%.
Доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 0,1% по отношению к общему выпуску продукции, что ниже показателей как общероссийских, так и средних по СФО.
По величине затрат на технологические инновации Республика Хакасия занимает 10 место среди российских регионов, входящих в СФО. Соотношение внутренних затрат на исследования и разработки с валовым региональным продуктом сейчас не превышает 0,01% (11 место в СФО). Доля расходов организаций предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки составляет лишь 14,3%. Основной объем (99,9%) - средства организаций.
Затраты на технологические инновации организаций, осуществляющих инновационную деятельность, не превышают 1% от объемов промышленного производства. Из них 49,4% - инновации в технологических процессах, 50,6% - продуктовые инновации, связанные с созданием и производством новых товаров. В 2011 году передовых производственных технологий в Республике Хакасия использовалось 322, что составляет более 2,3% от объема по СФО.
В сфере реализации государственной экономической и инновационной политики в настоящее время темпы инновационных преобразований в республике не достигают необходимого уровня. Об этом свидетельствуют:
низкий удельный вес продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте республики;
незначительные объемы затрат на модернизацию и технологические инновации в промышленности, недостаточные для реальной потребности экономики республики в расширении спектра новой конкурентоспособной продукции.
Одной из причин перечисленных проблем является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической баз производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию.
Существует и ряд других проблем в плане инновационного развития экономики республики. В первую очередь это:
недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;
недостаточный кадровый, в том числе управленческий потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей;
отсутствие экономических стимулов к повышению производительности труда на основе внедрения инноваций в производственные процессы.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на среднесрочную перспективу разработаны по второму сценарному варианту развития - умеренно-оптимистическому. Сценарий является инновационно ориентированным и предполагает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.
Умеренно-оптимистический вариант развития характеризуется устойчивыми темпами роста. Рост ВРП в 2014 - 2016 годах прогнозируется на уровне 105 - 106,2%, индекс физического объема инвестиций в основной капитал предполагается 107 - 108% в год.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель, задачи
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы обозначены в Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (далее - Стратегия). Стратегия предполагает два варианта сценарных условий, исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов: инерционный и инвестиционный.
Первый нацелен на сохранение существующих тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры. При этом развитие Хакасии опирается на действующие организационно-экономические механизмы. Инерционный сценарий может обеспечить республике небольшой, но стабильный экономический рост (прирост ВРП - 2 - 4% в год). Однако для решения стратегических задач этого недостаточно.
Инвестиционный сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе населения). Второй сценарий принят в качестве оптимального до 2020 года.
Главной целью Стратегии является определение основных направлений развития Хакасии, обеспечивающих достойный уровень жизни населения республики на основе динамично развивающейся экономики.
Задачей развития Республики Хакасия является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу.
Исходя из обозначенных проблем и приоритетов государственной политики, основной целью настоящей государственной программы является создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики Республики Хакасия.
Цели, сопутствующие основной:
привлечение инвестиций в основной капитал на территории Республики Хакасия;
содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Достижение заявленных целей потребует решения следующих задач:
создание условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Хакасия;
повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства.
Целью подпрограммы 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах" является привлечение инвестиций в основной капитал на территории Республики Хакасия, что соответствует одной из основных задач Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года: увеличение объема привлеченных инвестиций в экономику региона.
Основной задачей подпрограммы 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах" является стимулирование инвестиционной деятельности в Республике Хакасия путем предоставления субсидии за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.
Одним из стратегических ориентиров Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года является развитие малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия является одной из основных задач развития экономики республики, при реализации подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" выделена следующая основная цель - содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правила предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, и правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в рамках реализации подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" приведены в приложениях 1 - 4 к настоящей государственной программе.
Задачи подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы":
содействие модернизации основных фондов, участвующих в производстве товаров (работ, услуг), субъектов малого и среднего предпринимательства;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка внешнеэкономической и межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, а также повышение квалификации кадров;
поддержка мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
В целях стимулирования импортозамещения отбор приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства в республике осуществлен на основе анализа и прогнозов состояния экономики Республики Хакасия, предложений общественных объединений предпринимателей, предложений Общественной палаты Республики Хакасия.
Целью подпрограммы 3 "Обеспечение реализации государственной программы" является повышение эффективности реализации мероприятий государственной программы.
Основной задачей подпрограммы 3 "Обеспечение реализации государственной программы" является обеспечение своевременного выполнения мероприятий и достижения целевых показателей государственной программы.
3. Перечень и характеристики основных мероприятий государственной программы
Перечень основных мероприятий государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)" в разрезе подпрограмм с указанием сроков реализации основных мероприятий, ожидаемых результатов, во взаимосвязи основных мероприятий с целевыми показателями государственной программы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень
основных мероприятий государственной программы
N п/п |
Номер и наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, исполнитель |
Срок |
Ожидаемый результат |
Основные направления реализации |
Связь с показателями государственной программы (номер показателя, характеризующего результат реализации основного мероприятия) |
|
начало |
окончание |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Государственная программа Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)" |
||||||
2 |
Подпрограмма 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах" |
||||||
3 |
Основное мероприятие 1.1 "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику" |
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Республики Хакасия |
2014 год |
2016 год |
Создание условий для привлечения инвестиций, увеличения стоимости основных фондов предприятий, создания новых рабочих мест, наращивания доходной базы консолидированного бюджета Республики Хакасия и экономического роста региона; бюджетный эффект (прирост налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия) от деятельности инвесторов - 18000 тыс. рублей |
Предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, привлекаемым предприятиями реального сектора экономики для осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия, и субсидии лизингополучателям на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия |
1.1 |
4 |
Подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" |
||||||
5 |
Основное мероприятие 2.1 "Поддержка малого и среднего предпринимательства" |
Ответственный исполнитель: Министерство экономики Республики Хакасия |
2014 год |
2016 год |
Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидий (грантов); рост объема инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) до 36000 тыс. рублей ежегодно; увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями (включая микропредприятия), в общем объеме валового регионального продукта до 5,8%; рост числа субъектов малого и среднего рост числа малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в Республике Хакасия в расчете на 1 тыс. человек до 8,0 единицы ежегодно; рост объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Хакасия до 1000000 тыс. рублей ежегодно; рост количества оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства услуг организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства; рост оборота малых (включая микропредприятия) и средних предприятий до 56000,0 млн рублей ежегодно; рост количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства до 2430 единиц ежегодно; увеличение количества поддержанных муниципальных программ до 13 ежегодно; рост объема поступления налогов на совокупный доход в доходы местных бюджетов до 300000,0 тыс. рублей ежегодно |
Предоставление финансовой поддержки по следующим мероприятиям: субсидирование затрат на финансирование мероприятий программ повышения энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; субсидирование затрат при лизинге оборудования; субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам; поддержка действующих малых инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса; гранты на развитие малого и среднего бизнеса; поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности; поддержка экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; реализация массовых программ обучения и повышения квалификации; субсидирование части затрат, связанных с подтверждением соответствия продукции (работ, услуг). Обеспечение деятельности Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Республиканский центр поддержки предпринимательства". Обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров). Сбор и анализ информации о развитии малого и среднего бизнеса. Проведение мероприятий, в том числе по награждению победителей конкурсов профессионального мастерства. Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации государственных служащих. Поддержка мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства. Создание и (или) развитие промышленных (индустриальных) парков на территории монопрофильных муниципальных образований Республики Хакасия. Создание и (или) развитие промышленных (индустриальных) парков на территории муниципальных образований Республики Хакасия |
2.1 - 2.16 |
6 |
Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы" |
||||||
7 |
Основное мероприятие 3.1 "Осуществление государственных функций в сфере экономического развития" |
Ответственный исполнитель: Министерство экономики Республики Хакасия |
2016 год |
2016 год |
Уровень своевременно исполненных в срок поручений Президента Российской Федерации в сфере экономического развития составит 100%; рост количества инвестиционных проектов, получивших сопровождение специализированной организации по принципу "одного окна", до 5 единиц |
Разработка нормативной правовой базы в рамках исполнения возложенных полномочий, обеспечение деятельности подведомственных учреждений, кадровое и финансовое обеспечение процессов реализации государственной программы |
3.1 - 3.2 |
4. Информация о ресурсном обеспечении государственной программы
Общий объем финансирования государственной программы составляет 380270,5 тыс. рублей, из них республиканский бюджет - 181732 тыс. рублей, федеральный бюджет - 198538,5 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 170830 тыс. рублей, из них республиканский бюджет - 55841 тыс. рублей, федеральный бюджет - 114989 тыс. рублей;
2015 год - 132904,5 тыс. рублей, из них республиканский бюджет - 49355 тыс. рублей, федеральный бюджет - 83549,5 тыс. рублей;
2016 год - 76536 тыс. рублей из республиканского бюджета.
Структура финансирования государственной программы по главным распорядителям средств республиканского бюджета Республики Хакасия выглядит следующим образом: Минфин Хакасии - 6143 тыс. рублей (1,6%), Минэкономики Хакасии - 374127,5 тыс. рублей (98,4%).
Сведения о финансовом обеспечении государственной программы по подпрограммам представлены в таблице 2.
В рамках реализации государственной программы предусмотрено предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований для финансирования муниципальных программ (подпрограмм) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - 134141,2 тыс. рублей, из них 106175,2 тыс. рублей - средства федерального бюджета. Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия устанавливаются Приложениями 2 - 4 настоящей государственной программы.
Таблица 2
Ресурсное обеспечение
реализации государственной программы
N п/п |
Наименование государственной программы, задачи, подпрограммы, основного мероприятия |
ГРБС (ответственный исполнитель, соисполнитель) |
Объем бюджетных ассигнований, тыс. рублей |
|
2015 год (справочно) |
2016 год |
|||
1 |
Государственная программа Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)" |
Ответственный исполнитель: Министерство экономики Республики Хакасия. Соисполнитель: Министерство финансов Республики Хакасия |
132904,5 |
76536,0 |
2 |
Подпрограмма 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах" |
Министерство финансов Республики Хакасия |
143,0 |
1000,0 |
3 |
Основное мероприятие 1.1 "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику" |
Министерство финансов Республики Хакасия |
143,0 |
1000,0 |
4 |
Подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" |
Министерство экономики Республики Хакасия |
132761,5 |
43828,0 |
5 |
Основное мероприятие 2.1 "Поддержка малого и среднего предпринимательства" |
Министерство экономики Республики Хакасия |
132761,5 |
43828,0 |
6 |
Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы" |
Министерство экономики Республики Хакасия |
0 |
31708,0 |
7 |
Основное мероприятие 3.1 "Осуществление государственных функций в сфере экономического развития" |
Министерство экономики Республики Хакасия |
0 |
31708,0 |
5. Перечень целевых показателей государственной программы
Перечень целевых показателей ожидаемого конечного результата в разрезе задач государственной программы и подпрограмм представлен в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Значение показателя |
|||
базовое, 2013 год |
плановое по годам |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Государственная программа Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)" |
||||
2 |
Цель государственной программы: создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики Республики Хакасия |
||||
3 |
Задача 1 "Создание условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Хакасия" |
||||
4 |
Показатель 1 "Объем инвестиций к валовому региональному продукту", процентов |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,5 |
5 |
Задача 2 "Повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства" |
||||
6 |
Показатель 2 "Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых, средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятых в экономике", процентов |
10,5 |
11,0 |
11,3 |
11,6 |
7 |
Задача 3 "Создание условий для эффективной реализации мероприятий государственной программы" |
||||
8 |
Показатель 3 "Доля своевременно выполненных мероприятий государственной программы от общего количества реализуемых мероприятий", процентов |
100 |
- |
- |
100 |
9 |
Подпрограмма 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах" |
||||
10 |
Задача "Стимулирование инвестиционной деятельности в Республике Хакасия" |
||||
11 |
Показатель 1.1 "Бюджетный эффект (прирост налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия) от деятельности инвесторов", тыс. рублей |
5000,0 |
5000,0 |
6000,0 |
7000,0 |
12 |
Подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" |
||||
13 |
Задача 1 "Содействие модернизации основных фондов, участвующих в производстве товаров (работ, услуг), субъектов малого и среднего предпринимательства" |
||||
14 |
Показатель 2.1 "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидии на модернизацию основных фондов, нарастающим итогом", единиц |
11 |
15 |
22 |
52 |
15 |
Показатель 2.2 "Рост объема инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий), ежегодно", тыс. рублей |
25000 |
27000 |
32000 |
36000 |
16 |
Показатель 2.3 "Доля продукции, произведенной малыми предприятиями (включая микропредприятия), в общем объеме валового регионального продукта", процентов |
5,0 |
5,2 |
5,5 |
5,8 |
17 |
Задача 2 "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" |
||||
18 |
Показатель 2.4 "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде грантов на создание и (или) развитие бизнеса, нарастающим итогом", единиц |
35 |
32 |
49 |
85 |
19 |
Показатель 2.5 "Число малых (включая микропредприятия) и средних предприятий (на 1 тыс. человек, ежегодно)", единиц |
6,8 |
7,1 |
7,5 |
8,0 |
20 |
Показатель 2.6 "Объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Хакасия, ежегодно", тыс. рублей |
740000 |
950000 |
980000 |
1000000 |
21 |
Задача 3 "Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
||||
22 |
Показатель 2.7 "Количество кредитов, полученных под гарантии, выданные Некоммерческой организацией "Гарантийный фонд Республики Хакасия" субъектам малого и среднего предпринимательства, нарастающим итогом", кредитов |
10 |
10 |
20 |
30 |
23 |
Показатель 2.8 "Число услуг (методических, информационных, консультационных, образовательных), оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах поддержки предпринимательства, ежегодно", услуг |
800 |
1000 |
6500 |
6700 |
24 |
Показатель 2.9 "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги в Евро Инфо Корреспондентском центре, нарастающим итогом", единиц |
50 |
15 |
30 |
45 |
25 |
Задача 4 "Поддержка внешнеэкономической и межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства" |
||||
26 |
Показатель 2.10 "Количество экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидии, а также число субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих межрегиональной деятельности, нарастающим итогом", единиц |
10 |
20 |
40 |
50 |
27 |
Показатель 2.11 "Оборот малых (включая микропредприятия) и средних предприятий, ежегодно", млн рублей |
36000 |
50000 |
53000 |
56000 |
28 |
Задача 5 "Совершенствование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, а также повышение квалификации кадров" |
||||
29 |
Показатель 2.12 "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидии на реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации, проведение мероприятий, в том числе по награждению победителей конкурсов профессионального мастерства, нарастающим итогом", единиц |
5 |
4 |
9 |
20 |
30 |
Показатель 2.13 "Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, ежегодно", единиц |
2350 |
2370 |
2400 |
2430 |
31 |
Задача 6 "Поддержка мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства" |
||||
32 |
Показатель 2.14 "Количество муниципальных программ, получивших субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия, ежегодно", программ |
11 |
12 |
13 |
13 |
33 |
Показатель 2.15 "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в рамках муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, ежегодно", единиц |
10 |
- |
13 |
13 |
34 |
Показатель 2.16 "Объем поступления налогов на совокупный доход в доходы местных бюджетов, ежегодно", тыс. рублей |
250000 |
260000 |
280000 |
300000 |
35 |
Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы" |
||||
36 |
Задача 1 "Обеспечение своевременного выполнения мероприятий и достижения целевых показателей государственной программы" |
||||
37 |
Показатель 3.1 "Доля исполненных в срок поручений Президента Российской Федерации в сфере экономического развития", процентов |
100 |
- |
- |
100 |
38 |
Показатель 3.1 "Количество инвестиционных проектов, получивших сопровождение специализированной организации по принципу "одного окна", единиц |
0 |
- |
- |
5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.