Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 29 октября 2004 г. N 243
"О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2003 г. N 285"
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 февраля 2007 г. N 41 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2003 г. N 285 "О Программе реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 10, ст.333) следующие дополнения:
1. В паспорте Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл:
а) позицию "Сроки и этапы реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Сроки и этапы реализации - I этап - второе полугодие 2003 г.
Программы II этап - первое полугодие 2004 г.
III этап - второе полугодие 2004 г. - первое
полугодие 2005 г.
IV этап - второе полугодие 2005 г. - первое
полугодие 2006 г.";
б) позицию "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники - 20,8 тыс. долларов - субсидии федерального
финансирования Программы Фонда реформирования региональных финансов;
75 млн. рублей - субсидии федерального Фонда
реформирования региональных и муниципальных
финансов;
15 млн. рублей - софинансирование из
республиканского бюджета Республики Марий
Эл".
2. В Программе:
а) раздел III "Основные направления реформирования" дополнить главами 10-12 следующего содержания:
"10. Бюджетирование, ориентированное на результат
Целью реформирования бюджетного процесса в республике является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В рамках концепции "управления ресурсами" бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.
В рамках концепции "управления результатами" бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.
Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.
Основное направление реформирования бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
Расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем:
предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;
совершенствования методологии разработки и реализации региональных целевых программ;
использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;
расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.
Данные доклады, представляемые субъектами бюджетного планирования в Правительство Республики Марий Эл, должны содержать:
основные цели и задачи субъекта бюджетного планирования, их увязку с приоритетами государственной политики;
расходные обязательства в соответствующей сфере деятельности и оценку объема доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, которыми управляют соответствующие субъекты бюджетного планирования;
достигнутые в отчетном периоде и планируемые на среднесрочную перспективу (на период до 3 лет) измеримые результаты, а также ориентированные на их достижение бюджетные программы;
распределение бюджетных расходов по целям, задачам и программам в отчетном и планируемом периоде;
оценку результативности бюджетных расходов, обоснование мер по ее повышению.
Координацию работы по подготовке субъектами бюджетного планирования ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности в республике осуществляет Комиссия по внедрению системы индикативного управления и повышению результативности бюджетных расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, состав которой утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2004 г. N 218 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 сентября 2002 г. N 295". В 2005 году предполагается провести эксперимент по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных: на результат.
Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах в целях повышения роли перспективного финансового плана и ориентации бюджета на конечные результаты основополагающее значение придается включению в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования. Это удлиняет период планирования бюджетных программ, создает стимулы для оптимизации бюджетных расходов, способствует формированию системы индикаторов результативности бюджетных расходов, повышает объективность оценки деятельности министерств, ускоряет подготовку и повышает качество проекта бюджета.
Развитие среднесрочного финансового планирования в Республике Марий Эл обусловлено потребностью в определении финансовых возможностей республики на ближайшие годы. В этих целях необходимо разработать конкретные механизмы и процедуры реализации финансового планирования как комплексного процесса, реализуемого на республиканском уровне с участием всех основных структурных подразделений органов исполнительной власти с ключевой ролью Министерства финансов Республики Марий Эл. Эти механизмы должны быть сформулированы в форме стандартов планирования, типовых методик и методических рекомендаций, позволяющих развивать систему среднесрочного финансового планирования в тесной увязке с социально-экономическим планированием и бюджетным процессом.
11. Административная реформа
Осуществление в республике административной реформы прежде всего связано с необходимостью оптимизации структуры и механизма государственного управления и направлено на повышение экономической эффективности, оптимальное организационно-правовое обеспечение государственной службы, внедрение современных управленческих технологий и формирование профессиональной системы управления государственной службой.
В целях повышения эффективности государственной службы в Республике Марий Эл разрабатывается республиканская целевая программа "Реформирование государственной гражданской службы Республики Марий Эл (2004-2006 годы)".
Реализация мероприятий программы позволит создать в республике высокоэффективную систему государственного управления, ориентированную на интересы социально-экономического развития региона.
Одним из ключевых элементов механизма реализации программы является оптимизация деятельности органов государственной власти в соответствии с четким закреплением за ними функций государственного управления и установлением критериев оценки эффективности их исполнения.
В соответствии с планом мероприятий по реализации республиканской целевой программы "Реформирование государственной гражданской службы Республики Марий Эл (2004-2006 годы)" в части внедрения процедур открытого конкурса на замещение государственных должностей и повышения квалификации государственных служащих принят Закон Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл", в соответствии с которым предполагается подготовка проектов следующих нормативных правовых документов:
указа Президента Республики Марий Эл о профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке государственных служащих Республики Марий Эл;
указа Президента Республики Марий Эл об утверждении положения о кадровом резерве Республики Марий Эл;
постановления Правительства Республики Марий Эл о государственном заказе Республики Марий Эл на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку государственных служащих.
12. Совершенствование системы инвестиций
Главной целью республиканской инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема в республике за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить развитие экономического и инвестиционного потенциала республики и содействовать адаптации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок.
В настоящее время постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 июля 2004 г. N 183 "Об утверждении Положения о порядке и условиях государственной поддержки инвестиционных проектов" определены следующие формы государственной поддержки инвестиционных проектов:
прямое кредитование субъектов инвестиционной деятельности, предусматривающее предоставление бюджетного кредита в установленном размере, исходя из заявленной субъектом инвестиционной деятельности суммы, требуемой для реализации инвестиционного проекта;
субсидирование части процентных расходов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных организациях;
субсидирование части лизинговых платежей субъектов инвестиционной деятельности;
предоставление государственных гарантий Республики Марий Эл субъектам инвестиционной деятельности при привлечении ими кредитов в кредитных организациях.
В современных условиях дефицита бюджетных средств как наименее безопасный и затратный для бюджета республики вид государственной поддержки применяется субсидирование части процентных расходов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных организациях, и субсидирование части лизинговых платежей субъектов инвестиционной деятельности.
Для реализации государственной политики в области промышленного производства, являющегося в настоящее время основным налогоплательщиком - наполнителем бюджета (промышленность дает около 55 процентов налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Марий Эл), в республике реализуется взвешенная система поддержки со стороны государства и консолидируются усилия всех ветвей власти в области поддержки инвестиционных приоритетных проектов предприятий республики.
Данная система ориентируется на конечный результат - увеличение валового регионального продукта, создание новых высокотехнологичных конкурентоспособных производств, увеличение и расширение номенклатуры выпускаемой продукции, налогооблагаемой базы, а также создание новых рабочих мест.
Другим видом государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов является предоставление государственной гарантии Республики Марий Эл.
Средства, привлекаемые посредством предоставления хозяйствующим субъектам государственных гарантий Республики Марий Эл, направляются на реализацию проектов социальной значимости - подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону, строительство социально значимых объектов и другие.
Создание общих благоприятных условий для ведения на территории Республики Марий Эл бизнеса призвано обеспечить более высокие и устойчивые темпы роста. Вместе с тем следует отметить необходимость структурного роста тех отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые обеспечивают глубокую переработку сырья или "выдают" конечную продукцию, инновационно ориентированные технологии, имеющие товарную форму, пригодную для республиканского заказа.
Для достижения такого структурного роста необходимо восстановить разрушенные связи науки и производства, определить вектор ориентации науки на конечный результат, а не на процесс исследований.
Значительной проблемой в данном направлении является отсутствие венчурного капитала, работающего в республике и готового инвестировать в инновационные проекты на долгосрочной основе.
В республике необходимо инициировать создание инфраструктуры инновационного процесса и здесь нельзя однозначно ограничиться лишь ресурсами частных коммерческих банков, необходимо "вливание" государственного капитала, проведение государственной инновационно-инвестиционной политики.
Одним из элементов создания такой государственной политики является разработка проекта республиканской целевой программы развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы (далее - программа).
В программе, в частности, предусмотрен ряд мероприятий по привлечению частного капитала в разработку инновационных проектов, реализуемых в республике, стимулирование его интереса к инновационно ориентированным разработкам, трансформации интеллектуальной собственности в капитал.
Причем реализация мероприятий программы предусматривается не только за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и муниципальных бюджетов. Обязательным условием при выборе исполнителей мероприятий программы является участие в финансировании (софинансирование) реализуемого мероприятия. Размер (доля) софинансирования исполнителя мероприятия в рамках программы определен от одной трети до половины размера финансирования по конкретному мероприятию. Исполнители мероприятий будут определены на конкурсной основе.
Создавая в республике благоприятные условия для ведения бизнеса, снижая его издержки и риски инвестиций, оказывая поддержку в реализации инвестиционных проектов, развивая инновационную инфраструктуру, закладывается стратегический фундамент дальнейшего динамичного развития отраслей экономики республики.";
б) дополнить новым разделом IV "Финансовое обеспечение" следующего содержания:
"IV. Финансовое обеспечение
Общая стоимость реализации Программы рассчитана исходя из суммы 150 млн. рублей, в том числе за счет доли средств федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов - 75 млн. рублей и софинансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл - 75 млн. рублей.
Распределение средств по мероприятиям и этапам Программы отражается в Плане использования субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
На обеспечение реализации Программы средства предусматриваются в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год по соответствующим кодам бюджетной классификации.
В соответствии с Методикой оценки заявок субъектов Российской Федерации на получение субсидий из Фонда реформирования государственных и муниципальных финансов по результатам оценки заявок План использования субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов подлежит уточнению.
Итоговый расчет эффективности каждого мероприятия и расчет суммарной эффективности всего комплекса мероприятий по Программе осуществляется после их реализации.";
в) раздел IV считать разделом V.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 октября 2004 г. N 243 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2003 г. N 285"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 ноября 2004 г. N 11 ст.333
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 февраля 2007 г. N 41 настоящее постановление признано утратившим силу