В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статьей 19.2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Сальникова А.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 26 ноября 2021 г. N 502
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл (далее - государственный лицензионный контроль).
2. Предметом государственного лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, которые установлены Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (далее соответственно - лицензиаты, лицензионные требования).
3. Государственный лицензионный контроль осуществляет Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент).
4. Государственный лицензионный контроль уполномочены осуществлять следующие должностные лица Департамента (далее - инспекторы):
а) руководитель Департамента - главный государственный жилищный инспектор Республики Марий Эл (далее - руководитель Департамента);
б) заместитель руководителя Департамента - главного государственного жилищного инспектора Республики Марий Эл (далее - заместитель руководителя Департамента);
в) руководители структурных подразделений Департамента и иные должностные лица Департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением и должностными регламентами входит осуществление полномочий по контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, - государственные жилищные инспекторы Республики Марий Эл.
5. К отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ) в части проведения профилактических мероприятий, плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Общие требования к осуществлению государственного лицензионного контроля установлены Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Марий Эл, в том числе в рамках государственного лицензионного контроля.
6. Объектами государственного лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиатов, в рамках которых должны соблюдаться лицензионные требования, в том числе предъявляемые к лицензиатам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, действия (бездействие).
Учет объектов государственного лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного лицензионного контроля, представляемой лицензиатами; а также информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, и общедоступной информации.
7. Государственный лицензионный контроль осуществляется посредством проведения:
а) профилактических мероприятий;
б) контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с лицензиатом;
в) контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с лицензиатом.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного лицензионного контроля
8. При осуществлении государственного лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям.
9. Департамент при осуществлении государственного лицензионного контроля относит деятельность лицензиатов к одной из следующих категорий риска причинения вреда:
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
Критерии отнесения объектов государственного лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба)
10. Отнесение деятельности лицензиатов к категории риска осуществляется на основе показателя риска вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований (), который определяется по формуле
, где:
- количество вступивших в законную силу в календарном году, предшествующем году, в котором принимается решение об отнесении деятельности лицензиатов к категории риска (далее - решение), постановлений о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных в отношении лицензиатов (их должностных лиц) по протоколам об административных правонарушениях, составленным инспекторами (единиц);
- количество вступивших в законную силу в календарном году, предшествующем году, в котором принимается решение, постановлений о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, вынесенных в отношении лицензиатов (их должностных лиц) по протоколам об административных правонарушениях, составленным инспекторами в установленной сфере деятельности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением постановлений о назначении административных наказаний лицензиатов (их должностных лиц) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (единиц);
- количество выданных лицензиату в календарном году, предшествующем году, в котором принимается решение, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (за исключением предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, по которым имеются решения суда об их отмене и (или) признании их незаконными, вступившие в законную силу на дату принятия решения) (единиц);
- общая площадь многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, на дату принятия решения об отнесении осуществляемой им деятельности к категории риска (тыс. кв. м).
11. Деятельность лицензиатов относится к категории среднего риска, если показатель К составляет более 0,1, к категории умеренного риска, если показатель К составляет более 0,01 до 0,1 включительно и к категории низкого риска, если показатель К составляет до 0,01 включительно.
12. Отнесение деятельности, осуществляемой лицензиатами, к категориям риска и пересмотр решения о ее отнесении к одной из категорий риска осуществляются решением руководителя (заместителя руководителя) Департамента.
При отсутствии решения об отнесении деятельности, осуществляемой лицензиатами, к определенной категории риска деятельность лицензиатов считается отнесенной к категории низкого риска.
13. Департамент ведет перечень лицензиатов, деятельности которых присвоены категории риска (далее - перечень лицензиатов).
Включение в перечень лицензиатов осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Департамента об отнесении деятельности, осуществляемой лицензиатами, к соответствующим категориям риска в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
14. Перечень лицензиатов содержит следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения лицензиата;
д) реквизиты решения о присвоении деятельности, осуществляемой лицензиатом, категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято указанное решение.
15. На официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента) размещается и актуализируется следующая информация о лицензиатах, деятельность которых отнесена к определенной категории риска, содержащаяся в перечнях лицензиатов:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения лицензиата;
в) дата принятия решения о присвоении деятельности, осуществляемой лицензиатом, определенной категории риска.
16. Размещение на официальном сайте Департамента информации, указанной в пункте 15 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных и законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
17. Лицензиат вправе подать заявление об изменении ранее присвоенной категории риска в Департамент.
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
18. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в зависимости от категории риска, присвоенной осуществляемой ими деятельности в соответствии с настоящим Положением, осуществляется со следующей периодичностью:
для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 4 года;
для объектов контроля, отнесенных к категориям умеренного риска, - не чаще 1 раза в 5 лет и не реже 1 раза в 6 лет.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. Профилактические мероприятия осуществляются инспекторами в целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований всеми лицензиатами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения лицензионных требований до лицензиатов, повышение информированности о способах их соблюдения.
20. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков).
21. Программа профилактики рисков ежегодно утверждается руководителем Департамента в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и размещается на официальном сайте Департамента в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.
22. При осуществлении государственного лицензионного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Информирование
23. Департамент осуществляет информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики
24. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным.
25. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Департамента о состоянии государственного лицензионного контроля.
Объявление предостережения
26. При наличии указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ сведений Департамент объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
27. Решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований принимает руководитель (заместитель руководителя) Департамента.
28. Предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований объявляется и направляется лицензиату в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие лицензионные требования, предусматривающие их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) лицензиата могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления лицензиатом сведений и документов.
29. Направление лицензиату предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения должностным лицом Департамента сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
30. По результатам рассмотрения предостережения лицензиатом в Департамент может быть подано возражение.
31. В возражении на предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований указываются:
а) наименование Департамента;
б) информация о лицензиате (наименование, организационно-правовая форма, адрес с почтовым индексом, телефон, факс, адрес электронной почты) либо данные представителя лицензиата (если возражение подается представителем);
в) основной государственный регистрационный номер;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) дата и номер предостережения;
е) обоснование несогласия с доводами, изложенными в предостережении о недопустимости нарушения лицензионных требований.
32. К возражению на предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований прикладываются документы, подтверждающие незаконность и (или) необоснованность предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
33. Возражение направляется в Департамент лицензиатом в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента, либо иными указанными в предостережении способами.
34. В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения Департамент направляет лицензиату ответ одним из способов, позволяющих подтвердить направление такого ответа.
Консультирование
35. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
36. Должностные лица Департамента осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) организация и осуществление государственного лицензионного контроля;
б) предмет государственного лицензионного контроля;
в) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска;
г) состав и порядок осуществления профилактических мероприятий;
д) порядок подачи возражений на предостережение о недопустимости нарушений лицензионных требований;
е) порядок обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц;
ж) иные вопросы, касающиеся осуществления государственного лицензионного контроля.
37. Консультирование осуществляется должностным лицом Департамента по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений лицензиатов и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Департамента.
38. Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, при личном приеме одного лицензиата (его представителя) не может превышать 15 минут.
39. По итогам консультирования информация в письменной форме не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа.
Профилактический визит
40. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл.
41. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиатов либо путем использования видеоконференцсвязи.
42. Лицензиат уведомляется о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
При этом лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита путем направления уведомления в адрес Департамента не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
43. Обязательный профилактический визит проводится не чаще одного раза в месяц. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
44. По результатам проведения профилактического визита должностным лицом Департамента, непосредственно проводившим профилактическое мероприятие, составляется акт о проведении профилактического визита.
IV. Осуществление государственного лицензионного контроля
45. Государственный лицензионный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) инспекционный визит.
46. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Департаментом на плановой и внеплановой основе.
Плановое контрольное (надзорное) мероприятие осуществляется исключительно посредством выездной проверки.
47. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает руководитель (заместитель руководителя) Департамента.
48. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением лицензионных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
49. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением инспекционного визита) являются:
а) наличие у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных лицензиатов;
г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения решения Департамента об устранении выявленного нарушения лицензионных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится по основаниям, указанным в пункте 65 настоящего Положения.
50. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в Департамент документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае:
временной нетрудоспособности;
заключения под стражу;
чрезвычайных ситуаций, а также действий государственных органов, повлекших транспортные проблемы, такие, как отмена или задержка рейса, перекрытие дороги к месту нахождения (осуществления деятельности) индивидуального предпринимателя.
В связи с этим проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя в Департамент.
Документарная проверка
51. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента.
52. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиатов, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Департамента.
53. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
54. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
55. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Выездная проверка
56. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
57. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Департамента или в запрашиваемых им документах и объяснениях лицензиата;
б) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) лицензиата и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 56 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
58. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
59. О проведении выездной проверки лицензиат уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
60. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
61. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного объекта контроля - субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
62. В ходе выездной проверки должностным лицом Департамента в целях фиксации доказательств нарушения объектами контроля обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, могут использоваться фотосъемка, аудио - и видеозапись.
Инспекционный визит
63. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
64. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления лицензиатов и не может превышать один рабочий день.
65. Инспекционный визит проводится с целью оценки исполнения лицензиатом обязательных требований, в целях проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, выполнения поручений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
66. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия
67. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиатов проводятся Департаментом на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план), формируемого Департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
68. Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской Федерации.
69. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
70. Включение планового контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план проведения плановых проверок осуществляется по основаниям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия
71. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (документарная и (или) выездная проверка, инспекционный визит) проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-5 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ. Вид внепланового контрольного (надзорного) мероприятия определяется инспектором в зависимости от характера нарушения обязательных требований.
Внеплановый инспекционный визит, внеплановая выездная проверка могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования в порядке, установленном приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
72. Индикатором риска нарушения лицензионных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении лицензионных требований.
Перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований, используемых в качестве основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл, указан в приложении N 1 к настоящему Положению.
73. При получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Департамент предпринимает действия, предусмотренные частью 3 статьи 58, статьей 59, статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Департамента направляет руководителю (заместителю руководителя) Департамента:
а) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности лицензиата, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения лицензионных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
б) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности лицензиата, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований;
в) при невозможности подтвердить личность индивидуального предпринимателя, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
74. Мотивированное представление готовится должностным лицом Департамента в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о нарушении обязательных требований.
75. По итогам рассмотрения мотивированного представления руководитель (заместитель руководителя) Департамента может принять решение:
а) о проведении в отношении лицензиата контрольных (надзорных) мероприятий (с указанием планируемых сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, определяемых с учетом информации о потенциальной опасности и риске для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изложенной в обращениях граждан и организаций);
б) об учете поступившей в Департамент информации в рамках наблюдения за соблюдением лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности лицензиатами;
в) о проведении мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований, в том числе о выдаче лицензиату предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
Особенности оценки соблюдения лицензиатами лицензионных требований
76. Оценка соблюдения лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и иными нормативными правовыми актами в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
V. Результаты контрольного мероприятия
77. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, установленном статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
78. Лицензиат или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Лицензиат подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания лицензиатом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
79. В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с лицензиатом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, Департамент направляет акт лицензиату в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
80. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, лицензиат вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
81. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом должностное лицо Департамента в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять меры, указанные в части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
82. Предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований оформляется на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписываемого электронной цифровой подписью, и должно содержать:
а) дату и номер распоряжения о проведении контрольного мероприятия;
б) сведения о выявленных нарушениях обязательных требованиях;
в) требование об устранении нарушений обязательных требований;
г) сроки устранения нарушений обязательных требований;
д) сроки информирования Департамента об устранении нарушений лицензионных требований.
83. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием лицензиата по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицензиатом, либо в связи с иными действиями (бездействием) лицензиата, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, с указанием причин и информирует лицензиата о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом.
84. В случае, указанном в пункте 83 настоящего Положения, инспектор вправе принять решение о проведении в отношении лицензиата такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления лицензиата и без согласования с органами прокуратуры.
VI. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
85. Правом на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц обладает лицензиат, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Департамента, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения, рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Департамента.
Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителя руководителя Департамента рассматривается руководителем Департамента.
Жалоба на решения Департамента, действия (бездействие) руководителя Департамента рассматривается Правительством Республики Марий Эл.
86. Досудебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
87. Жалоба составляется по форме в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
88. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем лицензиата в случае делегирования ему соответствующего права с помощью федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
89. Департамент принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, установленных частью 1 статьи 42 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
90. Жалоба подлежит рассмотрению Департаментом в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с направлением запросов в государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные им организации, указанный срок может быть продлен Департаментом, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Департамент вправе запросить у лицензиата, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.
Лицензиат вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Департаментом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от лицензиата дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
91. Не допускается запрашивать у лицензиата, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
92. По итогам рассмотрения жалобы Департамент:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение полностью или частично;
в) отменяет решение полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц Департамента незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
93. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете лицензиата в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) государственной информационной системе Республики Марий Эл "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Марий Эл" в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
VII. Ключевые показатели государственного лицензионного контроля и их целевые значения, индикативные показатели государственного лицензионного контроля
94. Ключевые показатели государственного лицензионного контроля и их целевые значения, индикативные показатели государственного лицензионного контроля устанавливаются с учетом положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р "Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" и указаны в приложении N 2 к настоящему Положению.
95. Департамент ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном лицензионном контроле с указанием сведений о достижении целевых значений ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевого показателя.
96. Подготовка доклада осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Приложение N 1
к Положению о региональном
государственном лицензионном
контроле за осуществлением
предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами
на территории Республики Марий Эл
Перечень
индикаторов риска нарушения лицензионных требований, используемых в качестве основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл
1. Поступление в Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) обращения гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований, за исключением обращений, послуживших основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в случае если в течение года до поступления данного обращения, информации лицензиату Департаментом объявлялись предостережения о недопустимости нарушения аналогичных лицензионных требований.
2. Двукратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, шесть месяцев, двенадцать месяцев) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес Департамент от граждан или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований.
3. Выявление в течение трех месяцев более пяти фактов несоответствия сведений (информации), полученных от гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, из средств массовой информации и информации, размещенной контролируемым лицом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном лицензионном
контроле за осуществлением
предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами
на территории Республики Марий Эл
Ключевые показатели
регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл
|
Наименование показателя |
Формула расчета |
Комментарии (интерпретация значений) |
Базовое значение показателя |
Целевые значения ключевых показателей |
Источники данных для определения значений ключевого показателя |
Сведения о документах стратегического планирования Республики Марий Эл, содержащих целевое значение ключевого показателя (при его наличии) |
||
отчетный год |
текущий год |
плановый год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ключевые показатели регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл | |||||||||
1. |
Материальный ущерб, причиненный гражданам, организациям и государству в результате нарушения лицензионных требований организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл (далее - управляющие организации) |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) |
|
2. |
Доля выявленных случаев нарушений лицензионных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан, от общего количества выявленных нарушений |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ, данные ГАС "Правосудие" |
|
Индикативные показатели регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл | |||||||||
1. Контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом | |||||||||
1. |
Доля проверок в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл (далее - государственный лицензионный контроль), проведенных в установленные сроки, по отношению к общему количеству контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), проведенных в рамках осуществления государственного лицензионного контроля |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
2. |
Доля предписаний, признанных незаконными в судебном порядке, по отношению к общему количеству предписаний, выданных Департаментом в ходе осуществления государственного лицензионного контроля |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: Журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
3. |
Доля КНМ, проведенных в рамках государственного лицензионного контроля, результаты которых были признаны недействительными |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
4. |
Доля КНМ, проведенных Департаментом, с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Департамента, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, от общего количества проведенных проверок |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
2. Производство по делам об административных правонарушениях | |||||||||
1. |
Доля составленных документов по факту неуплаты административного штрафа по отношению к общему количеству предъявленных к исполнению постановлений |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
2. |
Доля постановлений об административных правонарушениях, признанных незаконными в судебном порядке, по отношению к общему количеству постановлений об административных правонарушениях, вынесенных Департаментом в ходе осуществления государственного лицензионного контроля |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
3. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с лицензиатами | |||||||||
1. |
Общее количество мероприятий по контролю, проведенных без взаимодействия с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) |
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
|
2. |
Доля предписаний, признанных незаконными в судебном порядке, по отношению к общему количеству предписаний, выданных Департаментом по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с лицензиатами |
|
|
|
|
|
|
данные, находящиеся в распоряжении Департамента: журнал распоряжений, реестр проверок системы ГИС ЖКХ |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2021 г. N 502 "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 26 ноября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г. N 1200202111290002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 апреля 2023 г. N 209
Изменения вступают в силу с 9 мая 2023 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 июня 2022 г. N 288
Изменения вступают в силу с 28 июня 2022 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
Изменения вступают в силу с 6 апреля 2022 г.