2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Т.В. Карпенко.
Министр |
Н.В. Климина |
Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 13 апреля 2011 г.
Регистрационный N 120820110014
Административный регламент
Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
(утв. приказом Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 5 апреля 2011 г. N 107)
I. Общие положения
1.1. Наименование государственной услуги
Административный регламент предоставления государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком" (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении государственной услуги, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие исполнение государственной услуги
1.2.1. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 25.12.1993, N 237);
Конституцией Республики Марий Эл (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 11, ст. 402; 1998, N 1, ст. 1; 2000, N 3, ст. 64, N 7, ст. 186; 2001, N 1, ст. 1, 2, N 6, ст. 261, 262; 2003, N 7, ст. 191; 2007, N 7 (часть I), ст. 182, N 10, ст. 278; 2005, N 7, ст. 278; 2006, N 11, ст. 402);
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 3, ст. 313);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100 "Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 110);
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 февраля 2006 г. N 22 "Вопросы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2006, N 3, ст. 116; 2007, N 1 (часть II), ст. 51, N 5, ст. 251, N 12 (часть III), ст. 619; 2008, N 3, ст. 176, N 5 (часть II), ст. 280, N 8 (часть II), ст. 420, N 11, ст. 587; 2009, N 1 (часть IV), ст. 50, N 5, ст. 252, N 6, ст. 279; 2010, N 1 (часть II), ст. 53);
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 709н) (зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2009 г. N 15909) ("Российская газета" от 27 января 2010 г. N 15).
1.3. Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
1.3.1. Государственная услуга предоставляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл - отделами (управлениями) социальной защиты населения и труда в районах и городах Республики Марий Эл (далее - органы социальной защиты населения).
1.3.2. В процессе предоставления государственной услуги органы социальной защиты населения осуществляют взаимодействие с:
Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (далее - Министерство);
Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл;
отделениями федеральной почтовой связи;
кредитными учреждениями;
органами государственной службы занятости населения.
1.4. Результат предоставления государственной услуги
1.4.1. Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
зачисление денежных средств на лицевой счет граждан, открытый в кредитном учреждении, или выплата (доставка) средств через отделение федеральной почтовой связи;
направление гражданам извещения об отказе в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
1.5. Категории граждан, имеющих право на получение государственной услуги
1.5.1. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют следующие категории граждан:
а) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
б) матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
в) матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);
г) другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
1.5.2. Гражданам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими гражданами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из граждан, указанных в пункте 1.5.1 настоящего Административного регламента.
1.5.3. В случае, когда мать ребенка, получающая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может осуществлять уход за ребенком в связи со своей болезнью, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком может реализовать другой член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком в этот период. В данном случае право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком.
1.6. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
1.6.1. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется:
а) гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента, - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет;
б) матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в подпункте "б" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента:
со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет - в случае выбора ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, по день исполнения ребенку полутора лет - в случае выбора пособия по беременности и родам;
в) гражданам, указанным в подпункте "в" пункта 1.5.1 (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях), матерям, уволенным в период беременности, указанным в подпункте "б" пункта 1.5.1, - со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет;
г) гражданам из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, указанным в подпункте "в" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента:
со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет - в случае неиспользования матерью ребенка отпуска по беременности и родам;
со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, по день исполнения ребенку полутора лет - в случае использования матерью ребенка отпуска по беременности и родам;
д) гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента, - со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) по день исполнения ребенку полутора лет.
1.6.2. В случае, если на момент обращения за ежемесячным пособием по уходу за ребенком, ребенок, за которым осуществлялся уход, умер, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по день наступления смерти ребенка.
1.6.3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого гражданин, осуществляющий уход за ребенком, имел право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
1.7. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
1.7.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в размерах, установленных в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
1.7.2. В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия суммируется.
Если действующим законодательством отдельным категориям граждан предусмотрены гарантии выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком в двойном размере, то общий размер пособия не может быть менее двух размеров суммированного минимального размера пособия.
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
1.7.3. В случае осуществления ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.
1.8. Показатели доступности и качества государственной услуги
1.8.1. Показателями доступности и качества государственной услуги являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость изложения информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации;
соблюдение сроков предоставления государственной услуги;
отсутствие обоснованных жалоб по предоставлению государственной услуги.
II. Требования к порядку предоставления государственной услуги
2.1. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги
2.1.1. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:
а) заявление о назначении пособия;
б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенный# в городе Минске 22 января 1993 года;
в) документы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копия.
В случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти и его копия;
г) выписка из трудовой книжки (военного билета) о последнем месте работы (службы), заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для граждан, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента;
д) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка;
е) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, копия удостоверения беженца - для беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляются органами социальной защиты населения;
ж) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию;
з) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях);
и) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, копии документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для граждан, указанных в подпункте "г" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента;
В случае отсутствия у лица, имеющего право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, трудовой книжки в заявлении о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком получатель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
к) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования - для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, - в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения;
л) справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
м) документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для граждан, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента;
н) справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения, справка с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам - для граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, указанных в подпункте "в" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента.
2.1.2. В заявлении гражданами, указанными в подпункте 1.5.1 настоящего Административного регламента, одновременно указывается согласие (несогласие) на обработку и использование персональных данных при учете и предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
2.1.3. В случае обращения граждан, указанных в подпунктах "в" - "г" пункта 1.5.1 настоящего Административного регламента по месту жительства на территории Российской Федерации, за ежемесячным пособием по уходу за ребенком в органы социальной защиты населения по месту фактического проживания, дополнительно к документам, указанным в пункте 2.1.1 настоящего Административного регламента, представляется справка из органа социальной защиты населения по месту регистрации, подтверждающая, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком не назначалось и не выплачивалось.
2.1.4. Указанные выше заявление и документы могут быть направлены в органы социальной защиты населения, предоставляющие услуги, по почте. В этом случае направляются копии документов, заверенные нотариально, подлинники документов не направляются.
Направление заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
2.1.5. Документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, могут представляться как в подлинниках, так и в копиях, заверенных нотариально.
Копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригиналов документов. Специалисты органа социальной защиты населения самостоятельно заверяют представленные копии документов после сверки их с оригиналом или делают выписки из документов, в целях получения сведений, указанных в пункте 2.1.1 настоящего Административного регламента.
2.1.6. Органы социальной защиты населения ведут учет граждан, указанных в пункте 1.5.1 настоящего Административного регламента, которым предоставлена государственная услуга.
2.1.7. Гражданами, указанными в пункте 1.5.1 настоящего Административного регламента, оформляется заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком по образцу согласно Приложению N 1 к настоящему Административному регламенту.
2.1.8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений, повлекших за собой неправомерное осуществление выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направленной на предоставление государственной услуги или иные юридические последствия, граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2. Порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги
2.2.1. Информация о местонахождении, контактных телефонах, а также графике (режиме) работы органов социальной защиты населения, представлены в Приложении N 3 к настоящему Административному регламенту.
2.2.2. Адрес Министерства: 424031, Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Я. Эшпая, д. 103.
График работы:
понедельник - пятница - 8.00-17.00 (перерыв 12.00-13.00)
суббота, воскресенье - выходные дни.
Телефон Министерства для консультаций по вопросам предоставления государственной услуги: 8 (8362) 42-55-80, факс: 8 (8362) 45-17-36.
Адрес электронной почты Министерства: minso@nid.ru
Адрес сайта Министерства в сети Интернет: www.portal.mari.ru.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду www.portal.mari.ru/minsoc
2.2.3. Информация о порядке предоставления государственной услуги представляется:
непосредственно в органах социальной защиты населения и Министерстве;
с использованием средств телефонной связи;
в информационных материалах, размещаемых на стендах органов социальной защиты населения (блок-схема (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту);
в информационных материалах, размещаемых на сайте Правительства Республики Марий Эл в сети Интернет:gov.mari.ru; portal.mari.ru/minsoc;
посредством размещения публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.);
проведения открытых встреч с населением.
2.2.4. Информационные стенды, содержащие информацию о процедуре предоставления государственной услуги, размещаются при входе в помещения органов социальной защиты населения, непосредственно предоставляющих государственную услугу.
2.2.5. Консультации (справки) по вопросам предоставления государственной услуги осуществляются специалистами Министерства и органов социальной защиты населения.
2.2.6. Все консультации, а также предоставленные специалистами органов социальной защиты населения гражданам в ходе консультаций образцы, копии документов и бланков являются бесплатными.
2.2.7. Основными требованиями к консультированию граждан специалистами органов социальной защиты населения являются:
актуальность;
своевременность;
четкость в изложении материала;
полнота консультирования;
наглядность форм подачи материала;
удобство и доступность.
2.2.8. Консультирование осуществляется в устной форме. Специалисты Министерства и органов социальной защиты населения, осуществляющие прием и консультирование (по телефону или лично), должны корректно и внимательно относиться к заинтересованным лицам, не унижая их чести и достоинства.
2.2.9. При ответе на телефонные звонки специалист Министерства и органа социальной защиты населения, осуществляющий прием и консультирование, сняв трубку, должен представиться по форме: "фамилия, имя, отчество, наименование органа социальной защиты населения". Во время разговора произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования специалист Министерства и органа социальной защиты населения, осуществляющий прием и консультирование, должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда, и что должен сделать). Время разговора не должно превышать 10 минут.
2.3. Требования к оборудованию мест предоставления государственной услуги
Помещение для предоставления государственной услуги обеспечивается необходимыми для предоставления государственной услуги оборудованием (компьютерами, средствами электронно-вычислительной техники, средствами электронного информирования, средствами связи, включая Интернет, оргтехникой), канцелярскими принадлежностями, информационными и справочными материалами, наглядной информацией, стульями и столами, а также средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
В местах предоставления государственной услуги предусматривается оборудование доступных мест общего пользования (туалетов) и хранения верхней одежды граждан.
В целях удобной парковки автомобилей граждан у здания органов социальной защиты населения и Министерства оборудованы автостоянки.
Вход в Министерство и органы социальной защиты населения оформлены вывеской.
Холл Министерства и органов социальной защиты населения оборудован комфортными местами для ожидания, предназначенными для граждан.
2.4. Сроки предоставления государственной услуги
2.4.1. Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления о назначении пособия по уходу за ребенком со всеми необходимыми документами.
Гражданин извещается об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком специалистом органа социальной защиты населения, ответственным за прием и регистрацию документов, в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об отказе. Решение об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком может быть обжаловано в судебном порядке, установленном федеральными законами.
2.4.2. Время ожидания гражданином в очереди при подаче документов на получение государственной услуги не должно превышать 30 минут.
2.4.3. Максимальное время индивидуального устного консультирования не должно превышать 30 минут.
2.4.4. Время приема заявления и необходимых документов для предоставления государственной услуги от гражданина, оценка документов, их полноты, достаточности, определения права на государственную услугу не должно превышать 30 минут.
2.4.5. Время приема гражданина для выдачи решения о предоставлении государственной услуги не может превышать 5 минут.
2.4.6. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные гражданами, получающими пособия, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
2.5. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
2.5.1. Решение об отказе в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, указанным в пункте 1.5.1 настоящего Административного регламента, принимается органом социальной защиты населения в следующих случаях:
документы, указанные в пункте 2.1.1 настоящего Административного регламента, представленные гражданином, не подтверждают отнесение гражданина к лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
непредставление гражданином документов, указанных в пункте 2.1.1 настоящего Административного регламента.
III. Административные процедуры
3.1. Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги
3.1.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация документов;
принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги;
прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
3.2. Прием и регистрация документов
3.2.1. Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление в орган социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы заявления с документами, предусмотренными в пункте 2.1.1 настоящего Административного регламента.
3.2.2. Специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, устанавливает предмет обращения, проверяет наличие документов, предусмотренных настоящим Административным регламентом, исходя из перечня документов, указанных в пункте 2.1.1 Административного регламента, представляемых для получения государственной услуги.
3.2.3. При отсутствии у гражданина заполненного заявления или неправильном его заполнении, специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, заполняет его самостоятельно (с последующим представлением на подпись гражданину) или помогает гражданину собственноручно заполнить заявление.
3.2.4. Специалист, ответственный за прием документов, вносит в журнал учета входящих документов запись о приеме документов:
порядковый номер записи;
дату обращения;
данные гражданина (Ф.И.О. гражданина (при наличии), адрес места жительства);
цель обращения гражданина;
общее количество документов и общее число листов в документах;
свою фамилию и инициалы.
3.2.5. Специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, формирует пакет документов для подготовки решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.3. Принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги
3.3.1. Орган социальной защиты населения на основании представленных документов, предусмотренных настоящим Административным регламентом, в течение 10 календарных дней со дня приема (регистрации) заявления о назначении пособия принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.3.2. Специалист органа социальной защиты населения, ответственный за прием и регистрацию документов, в течение 7 календарных дней со дня регистрации заявления о назначении пособия, формирует пакет документов для подготовки решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги и составляет проект решения.
Решение о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги в течение 3 календарных дней со дня составления проекта решения специалистом органа социальной защиты населения, ответственным за прием и регистрацию, подписывается руководителем органа социальной защиты населения, заверяется печатью органа социальной защиты населения.
3.3.3. Гражданин извещается об отказе в предоставлении государственной услуги специалистом органа социальной защиты населения, ответственным за прием документов, в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об отказе. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги может быть обжаловано в судебном порядке, установленном федеральными законами.
3.3.4. Документы, предусмотренные настоящим Административным регламентом, вместе с заявлением о назначении пособия формируются специалистом органа социальной защиты населения, ответственным за прием и регистрацию документов, в личное дело гражданина.
3.4. Прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
3.4.1. Граждане, получающие ежемесячное пособие по уходу за ребенком, обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособия или прекращение его выплаты.
При наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия в установленном на день его назначения размере прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства. Пособие в данном случае подлежит перерасчету со дня, с которого гражданин, получающий пособие, имел право на его выплату в новом размере.
В случае, если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется.
В этом случае у граждан, получающих ежемесячное пособие по уходу за ребенком, право на получение пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
3.4.2. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
При переезде лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на новое место жительства органы социальной защиты населения по прежнему месту жительства пересылают документы, содержащие сведения о размерах установленного пособия, с отметкой о произведенных выплатах, подписанные руководителем соответствующего органа социальной защиты населения и заверенные печатью. Копии указанных документов остаются в органах социальной защиты населения по прежнему месту жительства лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
3.4.3. Переплата либо задолженность, указанные в документах, учитываются при дальнейшем расчете ежемесячного пособия по уходу за ребенком по новому месту жительства.
IV. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги
4.1. Основными задачами системы контроля являются:
обеспечение своевременного и качественного предоставления государственной услуги;
своевременное выявление отклонений в сроках и качестве предоставления государственной услуги;
выявление и устранение причин и условий, способствующих ненадлежащему предоставлению государственной услуги;
предупреждение непредоставления или ненадлежащего предоставления государственной услуги;
обеспечение руководства органа социальной защиты населения своевременной информацией о ходе предоставления государственной услуги;
систематическое повышение общего уровня исполнительской дисциплины и поощрения качественной работы специалистов органов социальной защиты населения.
4.2. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги и исполнением настоящего Административного регламента осуществляется руководителем органа социальной защиты населения. Текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами органов социальной защиты населения положений настоящего Административного регламента, регламентирующих деятельность по предоставлению государственной услуги. Периодичность осуществления текущего контроля полноты и качества предоставления государственной услуги устанавливается руководителем органа социальной защиты населения.
4.3. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. При плановой проверке рассматриваются все вопросы, связанные с оказанием государственной услуги (комплексные проверки) и отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению гражданина (внеплановые).
4.4. Должностные лица органов социальной защиты населения и Министерства несут дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Персональная ответственность специалистов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе оказания государственной услуги
5.1. Граждане имеют право на обжалование решений должностных лиц органов социальной защиты населения или должностных лиц Министерства, принятых в ходе предоставления государственной услуги, в досудебном порядке путем обращения в орган социальной защиты населения и Министерство или в судебном порядке, установленном федеральными законами.
5.2. Граждане могут обратиться лично или направить письменное обращение в органы социальной защиты населения по месту жительства, расположенные по адресам, указанным в приложении N 3 к настоящему Административному регламенту, и Министерство по адресу, указанному в пункте 2.2.2 настоящего Административного регламента.
5.3. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа социальной защиты населения или Министерства, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество руководителя органа социальной защиты населения или министра, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
5.4. Обращения, поступившие в орган социальной защиты населения, Министерство или должностным лицам Министерства в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", министр социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, иное уполномоченное на то должностное лицо Министерства, руководитель органа социальной защиты населения, иное уполномоченное на то должностное лицо органа социальной защиты населения вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
5.5. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5.6. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа социальной защиты населения, должностное лицо Министерства, либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган социальной защиты населения или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
5.7. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется гражданину.
5.8. В устной форме обращения рассматриваются в ходе личного приема граждан в органе социальной защиты населения, а также в Министерстве.
5.9. Личный прием граждан проводится руководителем органа социальной защиты населения, а также уполномоченными на то лицами Министерства. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан посредством размещения информации на специальных информационных стендах, в местах расположения приема граждан.
5.10. Личный прием министром социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл проводится по предварительной записи. Запись граждан проводится по адресу или телефонам, указанным в пункте 2.2.2 настоящего Административного регламента. Ответственный сотрудник Министерства, осуществляющий запись граждан на личный прием, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.
5.11. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
5.12. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5.13. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.14. Граждане вправе обжаловать действия (бездействия) и решения должностных лиц органов социальной защиты населения или должностных лиц Министерства, решения, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги, в судах общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Приложение N 1
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда
Республики Марий Эл по
предоставлению государственной
услуги "Назначение и выплата
ежемесячного пособия по
уходу за ребенком"
________________________________________
(наименование организации,
в которую подается заявление)
________________________________________
(ФИО полностью, статус (мать,
отец, опекун (попечитель))
________________________________________
(адрес по месту жительства
(на основании записи в паспорте)
________________________________________
адрес по месту пребывания
________________________________________
адрес фактического проживания)
Паспорт: серия _____________ N__________
Кем выдан ______________________________
Дата выдачи ____________________________
Телефон ________________________________
(заявителя)
Заявление
Прошу назначить ____________________________________________________
(вид пособия)
____________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения)
Пособие прошу перечислять __________________________________________
(через отделение федеральной почтовой
связи, через кредитное учреждение -
нужное записать)
Номер счета ________________________________________________________
(для лиц, получающих пособие через кредитное учреждение)
_______________ _______________________
(дата) (подпись)
Выражаю свое согласие (несогласие) на обработку и использование
персональных данных при учете и предоставлении ежемесячного пособия по
уходу за ребенком.
Обо всех обстоятельствах, влияющих на предоставление ежемесячного
пособия по уходу за ребенком (утрата права на его получение, выезд за
пределы Республики Марий Эл на постоянное место жительства) обязуюсь
письменно известить о них орган социальной защиты населения в течение
месяца со дня наступления соответствующего обстоятельства.
______________ ______________________
(дата) (подпись)
Приложение N 2
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда
Республики Марий Эл по
предоставлению государственной
услуги "Назначение и выплата
ежемесячного пособия по
уходу за ребенком"
Блок-схема
общей структуры последовательности действий при предоставлении государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
/-----------------------------------------------------------------------\
| ГРАЖДАНИН |
|-----------------------------------------------------------------------|
| документы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком |
|-----------------------------------------------------------------------|
| ||
| /------- ОРГАН СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ||
| | |------------------------------------------------------------\ ||
| | | ПРИЕМ И РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ | ||
| | \------------------------------------------------------------/ ||
| | | ||
| | /------------------------------------------------------------\ ||
| | | ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ | ||
| | \------------------------------------------------------------/ ||
| | /------------------------------------------------------------\ ||
| | | /-------------------------\ /-------------------------\ | ||
| | | | о предоставлении | | об отказе в | | ||
| | | | государственной услуги | | предоставлении | | ||
| | | | | | государственной услуги | | ||
| | | \-------------------------/ \-------------------------/ | ||
| | \--------------+-----------------------------+---------------/ ||
| | | | ||
| | /-------------------------\ /-------------------------\ ||
| | | ЗАЧИСЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ | | направление | ||
| | | СРЕДСТВ НА ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ | | извещения об | ||
| | |(ВЫПЛАТА ЧЕРЕЗ ОТДЕЛЕНИЕ | | отказе в предоставлении |----/|
| | | ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОЧТОВОЙ | | государственной услуги | |
| | | СВЯЗИ) | | | |
| | \-------------------------/ \-------------------------/ |
| | | |
| | /-------------------------\ |
| | | Прекращение выплаты | |
| | | ежемесячного пособия по | |
| | | уходу за ребенком | |
| | \-------------------------/ |
| | /------------------------------------------------------\ |
| | | КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ, | |
| | | ОПРЕДЕЛЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ ПО | |
| | | ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ | |
| | \------------------------------------------------------/ |
\-----------------------------------------------------------------------/
Приложение N 3
к Административному регламенту
Министерства социальной защиты
населения и труда
Республики Марий Эл по
предоставлению государственной
услуги "Назначение и выплата
ежемесячного пособия по
уходу за ребенком"
Территориальные органы
Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
Наименование территориального органа социальной защиты населения |
Почтовый адрес, телефон |
График работы |
Отдел социальной защиты населения и труда в Волжском районе |
т. (8-836-31) 6-74-02 425030, Волжский район, пгт. Приволжский, ул. Заводская, 3 |
Понедельник, вторник, среда, пятница с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; четверг - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Горномарийском районе |
т. (8-836-32) 7-66-12 425350, г. Козьмодемьянск, ул. Свердлова, 9 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Управление социальной защиты населения и труда в Звениговском районе |
т. (8-836-45) 7-36-67 425060, г. Звенигово, ул. Школьная, 111-а. |
понедельник - четверг с 8.00-15.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; с 15.00-17.00 - обработка документов пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Килемарском районе |
т. (8-836-43) 2-14-35 425270, Килемарский район, пгт. Килемары, ул. Садовая, 55 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан, с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Куженерском районе |
т. (8-836-37) 9-28-65 425550, Куженерский район, пгт. Куженер, ул. Степана Лебедева, 20-а |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Мари-Турекском районе |
т. (8-836-34) 9-41-72 425500, Мари-Турекский район, пгт. Мари-Турек, ул. Советская, 11 |
Понедельник, среда, четверг, пятница с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; вторник - обработка документов |
Управление социальной защиты населения и труда в Медведевском районе |
т. 58-56-18 425200, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Комсомольская, 19 |
понедельник - четверг с 8.00-16.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; с 16.00-17.00 - обработка документов пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Моркинском районе |
т. (8-836-35) 9-92-28 425120, Моркинский район, пгт. Морки, ул. Целинная, 1-а |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Новоторъяльском районе |
т. (8-836-36) 9-23-81 425430, Новоторъяльский район, пгт. Новый Торъял, ул. Фестивальная, 8 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Оршанском районе |
т. (8-836-41) 2-35-46 425250, Оршанский район, пгт. Оршанка, ул. Советская, 115 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан, с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Параньгинском районе |
т. (8-836-39) 4-14-52 425570, Параньгинский район, пгт. Параньга, ул. Колхозная, 41 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан, с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Сернурском районе |
т. (8-836-33) 9-74-41 425450, Сернурский район, пгт. Сернур, ул. Коммунистическая, 53 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Советском районе |
т. (8-836-38) 9-43-39 425400, Советский район, пгт. Советский, ул. Первомайская, 4-а |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в Юринском районе |
т. (8-836-44) 3-25-66 425370, Юринский район, пгт. Юрино, ул. Красная Площадь, 11 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Управление социальной защиты населения и труда в г. Йошкар-Оле |
т. 42-89-87 424006, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, 181 |
понедельник - четверг с 8.00-15.00 - прием граждан с 12.00-13.00 - обед; с 15.00-17.00 - обработка документов пятница - обработка документов |
Управление социальной защиты населения и труда в г. Волжске |
т. (8-836-31) 4-97-43 425000, г. Волжск, ул. Щорса, 13 |
понедельник - четверг с 8.00-15.00 - прием граждан, с 12.00-13.00 - обед; с 15.00-17.00 - обработка документов пятница - обработка документов |
Отдел социальной защиты населения и труда в г. Козьмодемьянске |
т. (8-836-32) 7-53-72 425350, г. Козьмодемьянск, ул. 2 микрорайон, 35 |
понедельник - четверг с 8.00-17.00 - прием граждан, с 12.00-13.00 - обед; пятница - обработка документов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 5 апреля 2011 г. N 107 "Об утверждении Административного регламента Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 13 апреля 2011 г.
Регистрационный N 120820110014
Текст приказа опубликован в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 22 июля 2011 г. N 28 (78)
Приказом Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 19 ноября 2015 г. N 590 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 11 сентября 2015 г. N 446
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 6 декабря 2013 г. N 633
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 28 ноября 2013 г. N 616
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 20 марта 2013 г. N 163
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 14 февраля 2013 г. N 85
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 28 февраля 2012 г. N 128