19 февраля, 13 августа 2010 г.
В целях определения и реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл:
Распоряжением Президента Республики Марий Эл от 19 февраля 2010 г. N 32-рп в пункт 1 настоящего распоряжения внесены изменения
1. Одобрить прилагаемую Концепцию информатизации Республики Марий Эл на 2006-2015 годы (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам государственной власти Республики Марий Эл при планировании и проведении мероприятий по информатизации руководствоваться Концепцией.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Президента Республики Марий Эл от 4 сентября 1995 г. N 562-рп "О государственной политике в сфере информатизации", кроме пункта 4;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 1996 г. N 38 "О концепции информатизации Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1996, N 3, ст.25).
Распоряжением Президента Республики Марий Эл от 13 августа 2010 г. N 225-рп пункт 4 настоящего распоряжения изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл, министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Якупова И.Г.
Президент |
Л.Маркелов |
2 ноября 2006 г.
N 285-рп
Распоряжением Президента Республики Марий Эл от 19 февраля 2010 г. N 32-рп в наименование настоящей Концепции внесены изменения
Концепция
информатизации Республики Марий Эл на 2006-2015 годы
(одобрена распоряжением Президента Республики Марий Эл от 2 ноября 2006 г. N 285-рп)
19 февраля 2010 г.
Настоящая Концепция разработана на основе Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р, и Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 1024-р.
I. Анализ уровня использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл
В органах государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл в настоящее время информационные технологии применяются главным образом для автоматизации функций отдельных рабочих мест, связанных с задачами документооборота и информационно-аналитического обеспечения. Существенно меньшую долю составляют информационные технологии, используемые для совместной работы групп служащих, объединенных локальными сетями. Эти технологии поддерживают ведомственные информационные ресурсы по основным направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл.
Результаты работы по представлению в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл и общедоступных государственных и муниципальных информационных ресурсов незначительны: официальные структуры республиканских органов государственной власти представлены всего тремя сайтами, создан электронный архив нормативных документов Республики Марий Эл.
Технологии, обеспечивающие территориально распределенное информационное взаимодействие, представлены в органах государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл только системами электронной почты. Однако для решения задач информационного обеспечения административной реформы необходимы более эффективные системы информационного взаимодействия, позволяющие использовать в автоматизированном режиме информационные ресурсы, поддерживаемые одним ведомством, внутри процессов выполнения государственных и муниципальных функций в других ведомствах. Значительная часть задач информационного обеспечения административной реформы связана с необходимостью создания корпоративных информационных систем, используемых организациями независимо от их ведомственной подчиненности и заменяющих технологии передачи информации между рабочими местами в разных ведомствах на технологии передачи рабочим местам прав доступа к информации, постоянно находящейся на общих серверах.
Примерами таких корпоративных систем являются республиканская информационная система закупок для государственных и муниципальных нужд, Интернет-порталы для размещения информации о структуре, функциях и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общие архивы электронных документов и др.
Корпоративные информационные системы способны обеспечить существенную экономию бюджетных средств за счет известного эффекта "экономии от масштаба": затраты на создание и содержание кластера мощных серверов, обслуживающего десять министерств, существенно меньше затрат на десять серверных центров, обслуживающих с тем же качеством каждый свое ведомство. Кроме того, корпоративные информационные системы решают проблему интеграции региональных информационных ресурсов. Именно поэтому в Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 1024-р, одной из главных задач информатизации предлагается считать создание региональных "центров обработки данных".
В настоящее время развитию распределенных информационных систем мешает отсутствие высокоскоростной республиканской сети передачи данных, созданной для государственных и муниципальных нужд и обеспечивающей низкий порог подключения к электронному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл между собой, с населением и организациями.
II. Цели и задачи Концепции
Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл в соответствии с задачами социально-экономического развития и модернизации государственного управления (далее - сфера республиканской информатизации).
Основными целями настоящей Концепции в рассматриваемый период являются:
повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Республики Марий Эл (экономическая цель);
в рамках задач, решаемых административной реформой, повышение эффективности взаимодействия информационных систем и ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл в процессе реализации государственных и муниципальных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг (административная цель);
повышение прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл для граждан и организаций (политическая цель).
Чтобы избежать существенного снижения эффективности затрат на информатизацию, часто сопутствующего практике "кусочной информатизации", задачи, формулируемые настоящей Концепцией, объединены в одну проблему - построение электронного правительства Республики Марий Эл (далее - электронное правительство) в виде информационной, технологической и организационной республиканской инфраструктуры, содержащей средства и реализующей процессы достижения целей настоящей Концепции.
Из данной проблемы вытекает шесть главных задач, которые необходимо решить на теоретическом, техническом, организационном и правовом уровнях в сфере республиканской информатизации в рассматриваемый период:
создать информационно-аналитическую систему макроструктурного моделирования для поддержки реализации государственных и муниципальных функций в социальной и макроэкономической сфере Республики Марий Эл;
упорядочить и сформировать механизмы сбора, переработки, хранения и передачи государственной и муниципальной информации в электронном виде (учетную информацию, статистическую, эконометрическую, раскрываемую и др.);
создать инструменты административного моделирования и административные модели деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
создать инструменты автоматизированного исполнения электронных административных регламентов, описывающих в административных моделях реализацию государственных и муниципальных функций и предоставление государственных и муниципальных услуг;
создать "инфраструктуру доверия", обеспечивающую юридическую значимость электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг;
сформировать нормативную правовую базу сферы республиканской информатизации.
III. Основные принципы и направления реализации государственной политики в сфере республиканской информатизации
Государственная политика в сфере республиканской информатизации призвана обеспечить координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл по достижению сформулированных выше целей на основе следующих принципов:
использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Марий Эл;
обеспечение прав и свобод граждан;
концентрация ресурсов на решении важнейших задач в сфере республиканской информатизации, управление республиканской информатизацией на основе программно-целевого метода;
информационная открытость программ и проектов республиканской информатизации для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;
реализация комплексного подхода к республиканской информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ республиканской информатизации;
стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в сфере республиканской информатизации;
гармонизация нормативной правовой и методической базы, регламентирующей деятельность в сфере республиканской информатизации, с федеральным законодательством;
обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;
обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации;
обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней.
Сфера республиканской информатизации включает следующие основные направления:
создание электронного правительства в виде государственных и муниципальных функциональных информационных подсистем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл, разработанных с использованием типовых технологических подсистем и компонентов электронного правительства и объединенных на основе общей информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства;
интеграция информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;
реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективного управления сферой республиканской информатизации, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, создание типовых решений в сфере республиканской информатизации и их сертификацию, разработку программ и проектов в сфере республиканской информатизации, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов в сфере республиканской информатизации.
В результате реализации государственной политики в сфере республиканской информатизации ожидается формирование эффективной и прозрачной системы реализации государственных и муниципальных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг на основе использования информационных технологий.
IV. Типовые технологические подсистемы и компоненты электронного правительства
Основными технологическими подсистемами электронного правительства являются:
1) централизованная информационная подсистема административных моделей органов государственной власти и местного самоуправления, позволяющая на основе формального представления создавать, редактировать и анализировать в электронной форме следующие компоненты административных моделей:
описания структуры и функций ведомств и их подразделений;
перечни должностей, функциональных обязанностей и зон ответственности государственных служащих;
описания административных регламентов;
описания ведущихся учетов (формы собираемой и хранимой информации) и порядка доступа к учитываемой информации;
2) подсистема информационного взаимодействия с гражданами и организациями в целях публичного раскрытия информации государственных и муниципальных органов;
3) подсистема реализации административных регламентов функций и услуг органов государственной власти и местного самоуправления в виде электронных административных регламентов;
4) информационно-аналитическая подсистема, обеспечивающая возможность макроструктурного анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития Республики Марий Эл, а также моделирования и анализа последствий государственного и муниципального регулирования;
5) подсистема сбора, хранения и статистической обработки первичной информации о социально-экономическом развитии Республики Марий Эл на республиканском и муниципальном уровнях в соответствии с требованиями информационно-аналитической подсистемы;
6) подсистема ведения государственного и муниципального учета;
7) подсистема формирования и использования "инфраструктуры доверия", обеспечивающей юридически значимое и защищенное электронное взаимодействие при реализации государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг;
8) коммуникационная подсистема, созданная для государственных и муниципальных нужд в виде сетей доступа и узлов подключения к ним бюджетных организаций и обеспечивающая взаимодействие в рамках функциональных подсистем электронного правительства органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл между собой, с населением и организациями, а также доступ бюджетных организаций к сети Интернет;
9) центр управления, обеспечивающий общую инфраструктуру размещения и обслуживания подсистем электронного правительства;
10) подсистема мониторинга состояния и администрирования общих инфраструктурных элементов и сервисов электронного правительства;
11) инфраструктура общественного доступа к открытой информации электронного правительства в сети Интернет, включающая создание соответствующих центров доступа.
Технологические компоненты электронного правительства являются инструментами создания и развития перечисленных подсистем и их общих блоков. К ним относятся:
средства формального представления административных моделей:
средства описания и исполнения потоков работ (workflow) для подсистем автоматизированной реализации государственных и муниципальных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг в форме электронных административных регламентов;
компьютерные модели макроструктурного моделирования региональной экономики и социальной сферы;
базы учетных, статистических и эконометрических данных институциональных секторов макроэкономики, необходимых для информационно-аналитической подсистемы;
технологии защиты информации и зон ответственности исполняемых административных процедур - составных частей электронных административных регламентов;
технологии широкополосной региональной коммуникационной сети, обеспечивающие необходимую скорость и снижающие издержки сетевого взаимодействия;
технологии надежного хранения больших массивов критически важных электронных данных, обеспечивающие необходимую скорость и снижение издержек доступа к ним для клиент-серверных приложений.
V. Функциональные подсистемы электронного правительства
Функциональные подсистемы электронного правительства разрабатываются с использованием типовых технологических подсистем и компонентов электронного правительства, используют общую информационно-технологическую инфраструктуру и включают в себя подсистемы бюджетной и социальной сферы, подсистемы государственного регулирования небюджетной сферы, подсистемы обеспечения информационной открытости.
1. Подсистемы бюджетной и социальной сферы
В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл должны быть созданы следующие подсистемы:
управление материально-техническими ресурсами;
управление финансами и составление бухгалтерской отчетности;
управление кадрами и профессиональным развитием сотрудников;
управление делопроизводством и документооборотом;
обработка обращений и запросов граждан и организаций;
учет договоров органов государственной власти с гражданами и организациями;
управление реализацией программ и проектов;
проведение закупок органами государственной власти и органами местного самоуправления для государственных и муниципальных нужд.
В рамках электронного правительства для обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы создаются:
в сфере образования - подсистемы планирования и мониторинга объемов и структуры подготовки специалистов, качества образования, деятельности бюджетных образовательных учреждений, качества образовательной статистики, подсистемы обеспечения доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников, технологий дистанционного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;
в сфере здравоохранения и медицины - подсистемы анализа качества и доступности медицинской помощи, мониторинга состояния здоровья населения, анализа существующих и перспективных потребностей населения Республики Марий Эл в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, учета и контроля их ввоза и применения, предоставления и учета услуг по направлению в медицинские учреждения других регионов;
в сфере культуры - подсистемы учета культурных ценностей, ведения баз данных, содержащих информацию о них, перевода библиотечных фондов в электронный вид, создания и поддержания электронных информационных ресурсов сети учреждений культуры и искусства, развитие культурных информационных сервисов, предоставляемых населению;
в сфере социального обслуживания населения - подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания;
в сфере транспорта - подсистемы планирования сбалансированного развития транспортной инфраструктуры и работы общественного пассажирского транспорта, оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения;
в сфере физической культуры и спорта - подсистемы персонифицированного учета спортивных кадров, информационно-справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни;
в сфере жилищно-коммунального хозяйства - подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилищного фонда (учета объемов потребления населением предоставляемых коммунальных услуг, их себестоимости, а также произведенных расчетов и существующей задолженности), тарифного регулирования и экономического обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, контроля за ходом реализации региональных и муниципальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства, оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей;
в сфере социальной защиты, адресной социальной помощи, трудоустройства, трудовых отношений и условий труда - подсистемы для учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, обеспечивающие адресность социальной помощи, оперативную и эффективную проверку реальной нуждаемости получателей в социальной помощи, учет ее предоставления, подсистемы для ведения мониторинга рынка труда, прогнозирования потребностей экономики республики в профессиональных трудовых ресурсах, обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
2. Подсистемы в области государственного регулирования
В области государственного регулирования могут быть созданы:
подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам лицензий на осуществление определенного вида деятельности и контроля соблюдения лицензиатами условий лицензионных соглашений;
подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам разрешений на осуществление конкретных действий;
подсистемы регистрации и постановки на учет актов, документов, прав и объектов, а также ведения соответствующих реестров, регистров и кадастров;
в сфере агропромышленного комплекса: подсистема мониторинга и анализа состояния агропромышленного комплекса и аграрного рынка, анализа эффективности государственного регулирования производства, межрегиональных потоков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
в сфере природопользования и экологии: подсистемы планирования и контроля использования природно-ресурсного потенциала Республики Марий Эл, определения приоритетов, лимитов и условий использования отдельных видов природных ресурсов, учета и мониторинга использования природных ресурсов на основе ведения государственных кадастров;
в сфере промышленности: подсистема мониторинга и анализа состояния промышленных секторов экономики, анализа эффективности государственного регулирования развития промышленности;
в сфере развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках: контрольные подсистемы для повышения эффективности выявления и пресечения действий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл, направленных на ограничение конкуренции; создание автоматизированных реестров хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара доминирующую долю; создание системы мониторинга и анализа экономической конъюнктуры на товарных рынках, состояния конкурентной среды на товарных рынках; создание подсистем учета товаропроизводителей и поставщиков, а также проведения электронных закупок и торговли, подсистем информационной поддержки и взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, их информирования о возможностях использования антимонопольного законодательства;
в сфере рынка земли и недвижимости в рамках компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл: подсистема регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; увеличения количества объектов налогообложения на основе формирования единого кадастра объектов недвижимости, обеспечения доступа к нему граждан и организаций, а также организации электронного документооборота между всеми участниками процесса регистрации и учета сделок с объектами недвижимости.
3. Подсистемы обеспечения информационной открытости
Повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности будет обеспечиваться путем создания:
общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интернет;
единой системы навигации в сети Интернет по государственным информационным ресурсам открытого доступа;
инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл и государственным информационным ресурсам;
систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения;
системы публикации и распространения сведений о деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл;
системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности, а также любых действий по ее изменению в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл с населением и организациями;
механизмов обучения граждан в области их прав и возможностей использования информационных технологий при взаимодействии с органами государственной власти Республики Марий Эл.
VI. Подсистема обеспечения информационной безопасности электронного правительства
В целях обеспечения защиты электронного правительства, его отдельных подсистем и информационного обмена от несанкционированного доступа, изменения и хищения, а также в целях борьбы с компьютерными вирусами и предотвращения утечек информации должна быть сформирована единая политика обеспечения информационной безопасности и реализована соответствующая подсистема.
Политика обеспечения информационной безопасности должна устанавливать:
общую модель угроз в сфере информационной безопасности электронного правительства;
классификацию объектов электронного правительства по необходимому уровню обеспечения защиты информации и общие требования к ним;
критерии отнесения объектов системы электронного правительства к системам, требующим защиты, и перечень необходимых мер по обеспечению их защиты;
порядок согласования требований к отдельным подсистемам электронного правительства, а также аттестации объектов электронного правительства;
порядок доступа к подсистемам электронного правительства.
Подсистема обеспечения информационной безопасности электронного правительства должна включать сертифицированные средства осуществления авторизованного и зашифрованного доступа к функциональным подсистемам, регистрации и учета действий пользователей при работе с ними, мониторинга нарушений в области информационной безопасности, обеспечения антивирусной защиты.
VII. Обеспечение работ в сфере республиканской информатизации
Для эффективного обеспечения работ по созданию электронного правительства необходимо предусмотреть:
разработку и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания, использования и администрирования подсистем электронного правительства;
создание структур и подразделений, ответственных за администрирование и поддержку отдельных подсистем электронного правительства, обеспечение их нормального функционирования;
создание системы анализа эффективности и результатов использования подсистем электронного правительства, оценки экономического и социального эффекта их внедрения.
В целях унификации решений в сфере информационных технологий, используемых в процессе республиканской информатизации, обеспечения совместимости и взаимодействия соответствующих подсистем электронного правительства, республиканская информатизация должна осуществляться на основе общих стандартов.
Стандарты республиканской информатизации должны определять:
технологические компоненты электронного правительства, включающие средства описания административных моделей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл, средства описания состава и структуры информации и информационных потоков электронного правительства, описания его основных подсистем, их функций и сервисов, требований к ним, основных аппаратных и программно-технических средств и требований к ним;
регламенты создания, внедрения, обеспечения функционирования и развития подсистем электронного правительства;
порядок разработки и утверждения программ и проектов республиканской информатизации, экспертизы технико-экономического обоснования отдельных мероприятий, определения объемов их финансирования, приоритетов и порядка реализации;
основные функции подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за создание и использование подсистем электронного правительства.
Разработка указанных стандартов позволит обеспечить реализацию программ и проектов в сфере республиканской информатизации на основе общих принципов, а также совместимость отдельных систем как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл в сфере республиканской информатизации должна быть принята соответствующая республиканская целевая программа создания электронного правительства.
Такая программа должна содержать перечень мероприятий по созданию и внедрению подсистем электронного правительства с указанием объемов бюджетных расходов, а также план по их реализации.
Мероприятия республиканской целевой программы должны соответствовать приоритетным направлениям использования информационных и коммуникационных технологий в сфере государственного управления на федеральном уровне, целям административной реформы.
Программа должна включать набор показателей ее результативности и выполнения отдельных мероприятий для обеспечения контроля эффективности использования соответствующих бюджетных расходов.
Подготовка и реализация программы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственным за развитие и внедрение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственного управления.
VIII. Механизм реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции осуществляется посредством выполнения мероприятий республиканской целевой программы, разработанной уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере республиканской информатизации.
Органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления вносят в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере республиканской информатизации, предложения по реализации проектов, соответствующих целям и задачам настоящей Концепции и принятию соответствующих решений на республиканском уровне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Президента Республики Марий Эл от 2 ноября 2006 г. N 285-рп "О государственной политике в области информатизации"
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 декабря 2006 г. N 12 (2) ст.473
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжением Главы Республики Марий Эл от 8 июня 2016 г. N 102-рг настоящее распоряжение признано утратившим силу, кроме пункта 3
Распоряжение Главы Республики Марий Эл от 9 мая 2012 г. N 131-рг
Распоряжение Президента Республики Марий Эл от 13 августа 2010 г. N 225-рп
Распоряжение Президента Республики Марий Эл от 19 февраля 2010 г. N 32-рп