Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 сентября 2012 г. N А60-25782/2012
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2012 г. N 17АП-12182/12 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2013 г. N Ф09-774/13 по делу N А60-25782/2012 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Утилис" (ИНН 6629004265, ОГРН 1026601724148)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Свердловской области (ИНН 6682000019, ОГРН 1126621000010)
о признании ненормативного правового акта недействительным
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лобанов С.В., представитель по доверенности серии N 05 от 01.08.2012г., Заверткин Э.С., представитель по доверенности N 04 от 01.08.2012г.
от заинтересованного лица: Назарова В.Л., представитель по доверенности N 03/22 от 18.04.2012г., Михальченко Е.Д., представитель по доверенности N 03/3 от 12.01.2012г., Николаева С.Н., представитель по доверенности N 03/2 от 12.01.2012г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
До судебного заседания заинтересованным лицом представлены отзыв и дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.
Иные заявления и ходатайства не поступили.
ООО "Утилис" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 28 по Свердловской области о признании недействительным решения N 15-16/13 от 30.03.2012г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
На основании решения руководителя от 14.12.2011г. N 27 Межрайонной ИФНС России N 28 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Утилис" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г.
По результатам проверки составлен акт от 29.02.2012г. N 15-16/2, которым зафиксированы налоговые нарушения.
На основании акта и материалов проверки инспекцией вынесено решение от 30.03.2012г. N 15-16/13 о привлечении ООО "Утилис" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Данное решение обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, которое своим решением от 18.05.2012г. N 404/12 оставило решение инспекции без изменения.
Из решения инспекции следует, что основаниями для доначисления за проверяемый период налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, в размере 1933772 руб. 00 коп., начисления пени в сумме 324266 руб. 53 коп., послужили установленные инспекцией факты, свидетельствующие о том, что поступившая от заказчиков на расчетный счет ООО "Утилис" оплата за оказанные им услуги по договорам на размещение отходов включалась налогоплательщиком в состав доходов по упрощенной системе налогообложения не в полном объеме, а именно, не включались суммы, перечисляемые заказчиками по платежным документам, в которых назначение платежа указывалось как плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Данное обстоятельство отнесено инспекцией к налоговому нарушению в виде занижения облагаемой базы по УСНО, что и повлекло доначисления налога.
Оспаривая данный вывод инспекции, заявитель указывает на то, что полученные ООО "Утилис" от заказчиков суммы с назначением "платеж за негативное воздействие на окружающую среду" являются фискальным сбором, поскольку, перечисляя плату за негативное воздействие на окружающую среду владельцу объекта размещения отходов, заказчик, размещающий отходы, исполняет как природопользователь публично-правовое (фискальное) обязательство в интересах государства, а не частноправовое (договорное) обязательство в интересах владельца объекта размещения отходов.
Исследовав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами документы, с учетом доводов и возражений сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 16 указанного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
В силу ст. 1 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Согласно ст. 23 данного Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем, и относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке.
Конституционным судом Российской Федерации в данном определении также указано, что платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2009 N 14561/08 определена правовая позиция по вопросу о субъектах, которые в силу Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" могут признаваться плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также дано толкование норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части размещения отходов, под которым понимается их хранение и захоронение.
В указанном постановлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, на основании лицензии, с обязательным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из чего природопользователем и плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду является организация - владелец лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, то есть их хранению и захоронению.
Истец осуществляет деятельность по сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на основании лицензии N ОП-54-001979(66) от 31.12.2009г. со сроком действия до 31.12.2014г.
Для осуществления указанной деятельности на основании договора от 10.06.2010г. N 28 заявителем арендован земельный участок площадью 10113 кв. м. для эксплуатации производственной базы по утилизации и переработке промышленных отходов.
На основании срочных договоров о размещении отходов, заявитель в проверяемый период принимал отходы от хозяйствующих субъектов в соответствии с условиями, согласованными сторонами.
Так, в соответствии с п. 1 договора от 17.03.2008г. N 02-06/35 (условия представленных договоров аналогичны) заказчик сдает, а исполнитель принимает и от своего имени, но за счет заказчика размещает промышленные и иные отходы заказчика, кроме отходов 1 и 2 классов опасности, радиоактивных, взрывоопасных, самовоспламеняющихся, жидких, инфекционных, а заказчик производит оплату услуг по приему, хранению и захоронению отходов согласно приложения N 4 к настоящему договору и возмещает расходы исполнителя за негативное воздействие на окружающую среду (п. 3.3 договора), связанным с размещением отходов заказчика. Объемы и виды отходов передаваемых заказчиком на полигон ООО "Утилис", согласовываются с исполнителем ежегодно, согласно приложения N 3 договора.
В соответствии с п. 3.1 договора расчет заказчика с исполнителем осуществляется по трем позициям:
1 позиция - за услуги по приему, хранению и захоронению отходов;
2 позиция - расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов заказчика на полигоне;
3 позиция - за оформление договора.
Таким образом, договором определено, что стоимость услуг заявителя складывается из трех позиций, сумма по которым определяется на основании отдельного расчета.
Согласно пояснениям представителя заявителя, поскольку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду договором определен как отдельная позиция и с учетом п. 20 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.04.1998г. N 371-п, природопользователем и плательщиком данного вида платежей является заказчик. В связи с этим заявитель полагает, что платежи, поступающие от заказчиков с назначением "за негативное воздействие на окружающую среду" имеют "транзитный" характер и в стоимость услуг не входят и не могут относиться к доходам заявителя.
Суд полагает, что такая позиция заявителя не основана на нормах действующего законодательства.
Постановление Правительства Свердловской области от 14.04.1998г. N 371-п "О формировании и расходовании средств областного экофонда на 1998 год" принято во исполнение областных законов "Об экологических фондах Свердловской области" и "О бюджете областного экологического фонда на 1997 год".
Данным постановлением установлен порядок определения и взимания с природопользователей платы за загрязнение окружающей природной среды.
Пунктом 19 Порядка предусматривалось, что природопользователи, размещающие свои отходы на свалках, хранилищах, полигонах, принадлежащих другому владельцу, перечисляют платежи за размещение отходов владельцам этих объектов. При этом между владельцем объекта размещения отходов и природопользователем, передающим отходы, заключается договор, в котором определен размер платы за размещение отходов в соответствии с настоящим постановлением и сроки ее перечисления. При отсутствии договора между владельцем места размещения отходов и природопользователем плата начисляется и взыскивается с природопользователя за весь объем переданных отходов в соответствии с п. 14.
Таким образом, к природопользователям постановлением отнесены хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы, и эти же субъекты отнесены к плательщикам платежей за размещение отходов.
Пунктом 20 Порядка было установлено, что владелец объекта размещения отходов осуществляет плату за весь объем принятых и размещенных отходов с учетом коэффициента 0,3 при условии соблюдения правил эксплуатации, наличии разрешения (лицензии) Госкомэкологии Свердловской области на размещение определенного вида отходов, согласия администрации муниципального образования и плана мероприятий по обустройству свалки (хранилища, полигона), утвержденного администрацией муниципального образования, а также выполнения плана мероприятий предыдущего года.
Более того, п. 21 Порядка предусматривались меры воздействия на юридическое лицо, передающее свои отходы владельцу полигона, а именно, в случае невыполнения условий договора природопользователем - абонентом по перечислению платы владелец мест размещения отходов извещает об этом администрацию муниципального образования, которая взыскивает в бесспорном порядке плату с предприятия - неплательщика в территориальный экологический фонд с последующим перечислением 40% в областной экофонд.
Однако, Федеральным законом от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к федеральным сборам, при этом формы платы устанавливаются также исключительно федеральными законами. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Свердловской области, на которое общество ссылается в обоснование довода о транзитном характере получаемых им от заказчиков платежей, касается исключительно правоотношений, связанных с формированием бюджета областного экологического фонда, распространяет свое действие на определенный временной период и было принято до вступления в действие Федерального закона N 7-ФЗ, следовательно не может применяться к правоотношениям, связанным с уплатой федерального сбора.
При толковании в порядке ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условий представленных заявителем договоров на размещение отходов, усматривается, что п. 3 договоров сторонами установлены обстоятельства, учитываемые при определении стоимости услуг.
При этом, п. 1 договора предусмотрено, что часть стоимости услуг, которая приходится на платеж за негативное воздействие определяется в размере, позволяющем возместить расходы исполнителя на эти же цели.
На основании изложенного, суд полагает, что вывод инспекции об отнесении полученных заявителем от заказчиков сумм за оказанные услуги по принятию отходов и размещению их на полигоне промышленных отходов в полной сумме, в том числе и в части рассматриваемых платежей, к доходам является правильным.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Выделение обществом в заключенных договорах на оказание услуг по размещению отходов отдельно платы за услуги по размещению отходов и отдельно платы за загрязнение окружающей природной среды не изменяет экономической сути соответствующих платежей. Для заказчика соответствующей услуги вся сумма, которую он перечисляет исполнителю, является его затратами на оплату стоимости услуги по размещению, а для исполнителя, то есть для общества, вся сумма поступлений по договору является выручкой.
Кроме того, по мнению суда, следует учитывать и то, что ни природоохранным законодательством, ни иными нормативными документами лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов, не наделены полномочиями по взиманию с третьих лиц и перечислению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверкой установлено, что ООО "Утилис" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - "доходы".
В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Согласно п. 1 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения при УСНО являются доходы, налоговой базой признается денежной выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 ст. 346.17 НК РФ определено, что датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и(или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и(или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. В ст. 251 НК РФ спорные платежи отсутствуют.
С учетом изложенных обстоятельств у заявителя имелась обязанность в декларации по УСНО за 2008-2010 годы отражать в качестве доходов все суммы, полученные от заказчиков за размещение отходов.
По результатам проверки установлено, что ООО "Утилис" не исчислен и не перечислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в результате занижения налоговой базы, в размере 1933772 руб. 00 коп., в том числе 445962 руб. 00 коп. за 2008 год, 435108 руб. 00 коп. за 2009 года, 1052702 руб. 00 коп. за 2010 год.
За неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы предусмотрена ответственность п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
С учет положений п. 1 ст. 113 НК РФ налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности только за неуплату налога за 2009-2010гг.
Поскольку оспариваемое решение принято с учетом как норм налогового законодательства, так и исходя из положений природоохранного законодательства, суд признает его законным и обоснованным, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Утилис" (ИНН 6629004265, ОГРН 1026601724148) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" "http://ekaterinburg.arbitr.ru".
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 сентября 2012 г. N А60-25782/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2012 г. N 17АП-12182/12 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2013 г. N Ф09-774/13 по делу N А60-25782/2012 настоящее решение оставлено без изменения