Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 октября 2012 г. N А60-28038/2012
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 февраля 2013 г. N Ф09-14225/12 по делу N А76-7376/2012
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2012 г. N 18АП-9218/12
Резолютивная часть объявлена 18 октября 2012 года
В полном объёме изготовлено 31 октября 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (г. Тюмень, ИНН 7203203418, ОГРН 1077203052772, далее - общество)
к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Екатеринбург, ИНН 6671290250, далее - управление)
о признании недействительным предписания.
Общество 13.04.2012 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания управления от 17.02.2012 N П-27-172-Ч-1542-р, П-34-138-Ч-1542-р в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.06.2012 дело в соответствии со ст. 39 АПК РФ направлено по подсудности в Арбитражный суд Свердловской области.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2012 заявление общества принято к производству.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО Компания "Жилкомсервис" (г. Челябинск, ИНН 7452076713).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Агеев А.В.(доверенность от 28.12.2010 N 74АА0287895), Бурахин П.П. (доверенность от 01.03.2012 N 74АА0789720);
управления - Сафонова Е.А. (доверенность от 27.04.2012 N 51), Ильинских В.А. (доверенность от 10.08.2011 N 66).
ООО Компания "Жилкомсервис" в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Ходатайств не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управление в период с 13.02.2012 по 17.02.2012 провело внеплановую выездную проверку общества в части деятельности Челябинских тепловых сетей - филиала общества в г. Челябинске (далее - филиал ЧТС).
Проверка проведена на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 08.02.2012 N Ч-1542-р.
Поводом для назначения проверки явилось поступление информации о произошедших 04.02.2012 авариях на Северо-западной котельной филиала ЧТС и на Челябинской ТЭЦ-3 (филиале ОАО "Фортум").
Результаты проверки отражены в акте от 17.02.2012 N А-27-1542-р.
По итогам проверки управление выдало обществу предписание от 17.02.2012 N П-27-172-Ч-1542-р, П-34-138-Ч-1542-р об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности (далее - предписание).
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить частично по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 предписания обществом не проведено техническое освидетельствование - наружный осмотр и гидравлическое испытание перед пуском в эксплуатацию после ремонта 05.02.2012, связанного со сваркой - тепловых сетей на участках от ТК 48-2 до ТК 48-6 по ул. Бажова, 76 и от ТК 14-3 до ТК 14-3а по ул. Кулибина в соответствии с пунктами 5.2.1 и 5.2.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды ПБ 10-573-03, чем нарушены требования пункта 2.6.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115.
Оспаривая пункт 1 предписания, общество ссылалось на то, что в силу пункта 4.12.5 ПБ 10-573-03 гидравлические испытания трубопроводов должно производиться только при положительной температуре окружающего воздуха. Поскольку 05.02.2012 температура окружающего воздуха была отрицательной (минус 13 градусов), то гидравлические испытания трубопроводов не могли быть проведены и были заменены проверкой сварного соединения методом радиографического контроля, что допускается пунктом 5.2.9 Правил.
Суд считает, что требование общества следует удовлетворить.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно приложению N 1 к Закону о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в частности, используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Как следует из материалов дела, общество эксплуатирует водяные тепловые сети "ЧТЭЦ-3 тепломагистраль N 1", per. N 3-1-3 и "ЧТЭЦ-2 - Бродокалмакский тракт", per. N 3-3-9, которые рассчитаны для работы при температуре нагрева воды более 115°С и , следовательно, относятся к категории опасных производственных объектов.
Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-7376-2012 установлено, что тепловые сети филиала ЧТС, включая спорные участки, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов 06.03.2008 за регистрационным номером А57-00978-024 как опасный производственный объект "Участок трубопроводов теплосети ЧТС".
В силу статьи 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Пунктом 2.6.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок предусмотрено, что техническое освидетельствование оборудования тепловых энергоустановок и (или) сетей, подконтрольных Госгортехнадзору России, производится в соответствии с правилами Госгортехнадзора России.
Постановление Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 N 90 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (далее - Правила ПБ 10-573-03).
Правила ПБ 10-573-03 распространяются на трубопроводы, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячую воду с температурой свыше 115 град. С.
Согласно пункту 5.2.1 Правил ПБ 10-573-03 трубопроводы перед пуском в работу и в процессе эксплуатации должны подвергаться следующим видам технического освидетельствования: наружному осмотру и гидравлическому испытанию.
Согласно пункту 5.2.2 Правил ПБ 10-573-03 техническое освидетельствование трубопроводов должно проводиться лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, в частности, перед пуском в эксплуатацию после монтажа, ремонта, связанного со сваркой.
Пунктом 5.2.9 Правил предусмотрена возможность замены гидравлических испытаний проверкой сварного соединения двумя видами контроля радиографическим (далее - РК) и ультразвуковым (далее - УЗК).
В соответствии с пунктом 5.2.11 Правил ПБ 10-573-03 результаты технического освидетельствования и заключение о возможности эксплуатации трубопровода с указанием разрешенного давления и сроков следующего освидетельствования должны быть записаны в паспорт трубопровода лицом, производившим освидетельствование.
Пунктом 4.4.7 Правил ПБ 10-573-03 определено, что результаты по каждому виду контроля и места контроля (в том числе и операционного) должны фиксироваться в отчетной документации (журналах, формулярах, протоколах, маршрутных паспортах и т.д.).
Управлением установлено, что обществом на спорных участках тепловых сетей 05.02.2012 производились ремонтные работы, связанные со сваркой. Данное обстоятельство общество не оспаривало.
Управлением также установлено, что приказом директора филиала ЧТС от 12.01.2012 N 1 ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов горячей воды 3-го эксплуатационного района ЧТС назначен начальник 3-го эксплуатационного района Зарипов И.Р. Паспорта трубопроводов горячей воды по форме приложения 2 Правил ПБ 10-573-03 на указанные участки трубопроводов тепловых сетей присутствовавшими при проверке должностными лицами общества, включая начальника 3-го эксплуатационного района, представлены не были. Записей о результатах их технического освидетельствования, с применением методов РК и УЗК сварных соединений, после проведенного 05.02.2012 ремонта, связанного со сваркой, присутствовавшими при проверке должностными лицами общества, включая начальника 3-го эксплуатационного района Зарипова И.Р., представлено не было. Отчетной документации (в том числе снимков РК), по результатам РК сварных соединений на участке трубопроводов тепловых сетей от ТК 14-3 до ТК 14-За по ул. Кулибина, а также УЗК и РК сварных соединений на участке трубопроводов тепловых сетей от ТК 48-2 до ТК 48-6 по ул. Бажова 76, после проведенного 05.02.2012 ремонта, связанного со сваркой, присутствовавшими при проверке должностными лицами общества, представлено также не было.
За указанное нарушение (в том числе) управление постановлением от 30.03.2012 по делу об административном правонарушении N 36 привлекло общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Общество оспорило указанное постановление в Арбитражном суде Челябинской области (дело N А76-7376/2012). Решением суда от 25.07.2012 постановление управления признано законным и обоснованным.
Вместе с тем решением Арбитражного суда Челябинской области по названному делу установлено следующее. Доказательства наружного осмотра и гидравлических испытаний трубопроводов, где были проведены сварочные работы, административному органу не представлены. Вместе с тем в процессе рассмотрения дела обществом представлены документы, свидетельствующие о проверке сварного соединения методами радиографического и ультразвукового контроля, что заменяет гидравлические испытания. Поскольку акты и заключения, подтверждающие проверку сварного соединения методами радиографического и ультразвукового контроля составлены 05.02.2012, то есть до момента проведения проверки, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения, выразившегося в не проведении наружного осмотра и гидравлических испытаний трубопроводов.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела,.
Решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-7376/2012, в котором участвовали те же лица, вступило в законную силу.
На этом основании суд считает установленным факт отсутствия со стороны общества нарушения, выразившегося в не проведении наружного осмотра и гидравлических испытаний трубопроводов.
При таких обстоятельствах пункт 1 предписания следует признать недействительным.
Согласно пункту 2 предписания обществом в нарушение требований пункта 6.2.34 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в 2011 году в 3-м эксплуатационном районе филиала ЧТС проведено плановых шурфовок менее чем 1 шурф на 1 км трассы.
Суд считает, что пункт 2 предписания соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 6.2.34 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети.
Количество ежегодно проводимых шурфовок устанавливается в зависимости от протяженности сети, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб, результатов испытаний на наличие потенциала блуждающих токов. На 1 км трассы предусматривается не менее одного шурфа. На новых участках сети шурфовки начинаются с третьего года эксплуатации.
При шурфовом контроле производится осмотр изоляции, трубопровода под изоляцией и строительных конструкций. При наличии заметных следов коррозии необходимо зачистить поверхность трубы и произвести замер толщины стенки трубопровода с помощью ультразвукового толщиномера или дефектоскопа (п. 6.2.37. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Управлением установлено, что общая протяженность трассы тепловых сетей 3-го эксплуатационного района составляет 87,073 км, в том числе подземных трубопроводов - 57,577 км. Данное обстоятельство общество не оспаривало.
Управлением в ходе проверки также установлено, что обществом представлен график проведения шурфовок тепловых сетей 3-го эксплуатационного района на 2011 год, которым предусмотрено проведение 6 шурфовок.
В подтверждение проведения шурфовок согласно представленному графику обществом были представлено 6 актов осмотра тепломагистралей в шурфах: от 18.07.2011 N 1, от 15.06.2011 N 2, от 22.06.2011 N 3, от 15.05.2011 N 4, от 22.05.2011 N 5 и от 15.07.2011 N 6, а также акт 3-го эксплуатационного района Челябинских тепловых сетей, утвержденный главным инженером Челябинских тепловых сетей Киленским В.Н., о проверке теплотрасс методом шурфовок, где также отражено проведение в 2011 году 6 шурфовок.
В представленных паспортах тепловых сетей, к которым относятся указанные участки, на момент проверки были записи также только о проведении этих 6 шурфовок с указанием номеров актов.
Иных документов в ходе проверки, а также при подписании результатов проверки (акта и предписания) обществом предоставлено не было.
Таким образом, управление пришло к обоснованному выводу о том, что требования пункта 6.2.34 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок обществом не выполнены.
Довод общества о том, что оно в полном объёме выполнило все шурфовки, предусмотренные графиком на 2011 год, судом отклоняется, поскольку количество выполненных шурфовок не соответствует протяженности трассы и составило менее чем 1 шурф на 1 км трассы.
Довод общества о том, что у него имелся другой график шурфовок на 2011 год, которым было предусмотрено 44 шурфовки (т. 2, л.д. 1-3), суд оценивает критически. О наличии данного документа, а также актов на осмотр тепломагистрали в шурфе (т. 2, л.д. 4 - 135) общество не заявляло ни в ходе проверки, ни ссылалось в исковом заявлении (т. 1, л.д. 2 - 10). Упомянутые акты были представлены представителем общества в Арбитражный суд Челябинской области только 28.05.2012 (т. 1, л.д. 68). При этом все перечисленные документы являются односторонними, то есть составленными только работниками общества.
Кроме того, и указанное обществом количество шурфовок (44) с учётом протяжённости подземной части трассы (57,577 км) составило менее чем 1 шурф на 1 км трассы.
При таких обстоятельствах пункт 2 предписания следует признать законным.
Согласно пункту 3 предписания обществом в нарушение требований пункта 6.2.37 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок не проведены ремонтные работы по замене участков тепловой сети 3-го района филиала ЧТС: от СК до ТК 10а по территории ЧТЗ, вдоль Цветолитейного цеха тепломагистрали ЧТЭЦ-2 - ЧТЗ, от ТК 25-5 до ТК 25-6 по пр. Комарова тепломагистрали ТЭЦ-2 - Бродокалмак, от ТК 40 до ТК 40а по ул. Артиллерийская тепломагистрали ТЭЦ-2 - Бродокалмак, от ТК 4 до ТК 5 по ул. Потемкина 1-й тепломагистрали ЧТЭЦ-3, от ТК 7 до павильона расходомерных шайб тепломагистрали ЧТЭЦ-2 - Центр, от ТК 16-57 до ТК 16-60 по ул. Савинова тепломагистрали ЧТЭЦ-2 - Бажова, на которых стенки трубопровода имеют утонение 20% и более.
Суд считает, что указанный пункт предписания также соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 6.2.37 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок участки с утонением стенки трубопровода на 20% и более подлежат замене.
Согласно пункту 6.2.33 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок на каждый вновь вводимый в работу участок теплосети (независимо от параметров теплоносителя и диаметра трубопроводов) составляется паспорт, в котором ведется учет продолжительности эксплуатации трубопроводов и конструкций теплосети, делаются записи о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), заносятся сведения о ремонтах, реконструкциях и технических освидетельствованиях.
Сведения о ремонтных работах, вызывающих необходимость проведения внеочередного освидетельствования трубопровода, о материалах, использованных при ремонте, а также сведения о качестве сварки должны заноситься в паспорт трубопровода (п. 6.3.3 правил ПБ 10-573-03).
Кроме того, в соответствии с РД 153-34.1-003-01 (РТМ-1с) "Сварка, термообработка и контроль трубных систем котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте энергетического оборудования" на сварочные работы монтажная (ремонтная) организация оформляет техническую документацию на трубопроводы теплоснабжения, подпадающим под действие правил Госгортехнадзора России. После окончания монтажных (ремонтных) работ монтажная (ремонтная) организация передает заказчику техническую документацию на сварочные работы по изделиям и узлам, а именно: сведения о сварных соединениях и результатах их контроля.
Управлением установлено, что обществом в период с мая по июль 2011 года был проведён шурфовой контроль тепловых сетей 3-го эксплуатационного района филиала ЧТС, по результатам которого выявлено, что участки тепловых сетей имеют утонение стенки трубопровода на 20%. В подтверждение этого обществом были предоставлены вышеназванные акты осмотра тепломагистралей в шурфах от 18.07.2011 N 1, от 15.06.2011 N 2, от 22.06.2011 N 3, от 15.05.2011 N 4, от 22.05.2011N 5 и от15.07.2011 N 6.
Однако замена указанных участков тепловых сетей обществом не проведена, что обществом не оспаривалось.
При таких обстоятельствах управление пришло к верному выводу о нарушении обществом пункта 6.2.37 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Оспаривая выводы управления, общество ссылалось на то, что необходимости в замене трубопроводов не было.
В ходе судебного разбирательства обществом 01.08.2012 были представлены копии заключений N 49 - 53 ультразвукового контроля толщины стенки узлов и деталей, проведенного в мае и июле 2012 года, согласно которым утонение стенок трубопроводов не превышает указанной нормы.
Однако данные заключения составлены значительно позже проведения управление проверки и выдачи оспариваемого предписания. Следовательно, они сами по себе не опровергают законности предписания, но могут учитываться при проверке выполнения оспариваемого предписания.
Более того, обществом предоставлены заключения не по всем участкам тепловых сетей, о которых говорится в пункте 3 предписания, в частности, отсутствует информация о проведении обследования на участке тепловых сетей от ТК-4 до ТК-5 по ул. Потемкина 1-й тепломагистрали ЧТЭЦ-3.
Кроме того, обществом не представлено доказательств проведения замеров толщины металла в тех местах (точках замера) трубопроводов, в отношении которых ранее было выявлено утонение стенки трубопровода на 20%. Следовательно, факты, содержащиеся в ранее представленных управлению 6 актах шурфовок, обществом не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 4 предписания обществом в нарушение требований пункта 6.2.62 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и пункта 4.12.40 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей), утверждённых приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229, обществом не обеспечена защита оборудования тепловых сетей, систем теплопотребления района ЧТЗ присоединенного к 1-й тепломагистрали ("ЧТЭЦ-3 - ЧТЗ") от повышения давления и гидравлических ударов в связи с возможностью аварийного изменения давлений сетевой воды с выходом за пределы допустимых значений.
Суд считает, что указанный пункт предписания соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам.
Согласно пункту 6.2.62 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при аварийном прекращении электроснабжения сетевых и перекачивающих насосов организация, эксплуатирующая тепловую сеть, обеспечивает давление в тепловых сетях и системах теплопотребления в пределах допустимого уровня. При возможности превышения этого уровня предусматривается установка специальных устройств, предохраняющих систему теплоснабжения от гидроударов.
Пунктом 4.12.40 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей предусмотрено, что при аварийном отключении сетевых и подкачивающих насосов организация, эксплуатирующая тепловые сети, должна обеспечить давление сетевой воды в тепловых сетях и системах теплопотребления в пределах допустимых значений. При возможности аварийного изменения давлений сетевой воды с выходом за пределы допустимых значений должна быть предусмотрена защита оборудования источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем теплопотребления от повышения давления и гидравлических ударов.
По смыслу приведённых норм права, обязанность по защите оборудования тепловых сетей от повышения давления и гидравлических ударов возложена на организации, эксплуатирующие тепловые сети.
Как следует из материалов дела, 04.02.2012 произошло повышение давления сетевой воды с выходом за пределы допустимых значений в тепловых сетях тепломагистрали "ЧТЭЦ-3 тепломагистраль N 1", эксплуатируемой обществом, а также в присоединенных к ней системах теплопотребления Тракторозаводского района г. Челябинска. Давление сетевой воды на выходе с Челябинской ТЭЦ-3 резко возросло примерно до 20 кгс/см2 при расчетном давлении тепломагистрали "ЧТЭЦ-3 тепломагистраль N 1" - 16 кгс/см2 (указано в паспорте этих тепловых сетей). В результате произошло повреждение тепловых сетей общества на участках от ТК 35-4 до ТК 35-1 в подвале жилого дома ул. Бажова 36а, от ТК 48-2 до ТК 48-6 по ул. Бажова 76, от ТК 14-3 до ТК 14-За по ул. Кулибина, присоединенных на момент аварии к тепломагистрали "ЧТЭЦ-3 тепломагистраль N 1", что вызвало прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии 541 многоквартирного жилого дома и 154 частных домов Тракторозаводского района г. Челябинска.
Организацией, эксплуатирующей названные тепловые сети, является общество, которое в нарушение п. 6.2.62 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также п. 4.12.40 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей не обеспечило защиту оборудования тепловых сетей от повышения давления и гидравлических ударов.
Довод общества о том, что достаточная защита оборудования установлена на источнике тепловой энергии - на Челябинской ТЭЦ-3, принадлежащей иному юридическому лицу, судом отклоняется.
Указанное обществом защитное устройство на источнике тепловой энергии предназначена для защиты станционного теплофикационного оборудования самой станции в соответствии с п. 4.11.8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей.
Из указанных управлением норм права вытекает обязанность организации, эксплуатирующей тепловые сети, по самостоятельному обеспечению защиты тепловых сетях от гидроударов.
В соответствии с пунктом 5 предписания обществом в нарушение требования пункта 13.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок не проведён контроль состояния металла в объёме технического диагностирования по окончании расчетного срока службы, предусмотренный п. 5.2.12 правил ПБ 10-573-03, поврежденных при аварии участков тепловых сетей 3-го района филиала ЧТС: от ТК 48-2 до ТК 48-6 по ул. Бажова, 76 и от ТК 14-3 до ТК 14-За по ул. Кулибина.
За указанное нарушение (в том числе) управление постановлением от 30.03.2012 по делу об административном правонарушении N 36 привлекло общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Общество оспаривало указанное постановление в Арбитражного суда Челябинской области (дело N А76-7376/2012). Решением суда от 25.07.2012 постановление управления признано законным и обоснованным.
Решением Арбитражного суда Челябинской области по названному делу N А76-7376/2012 установлено, в частности, что обществом не проведен контроль состояния металла в объеме технического диагностирования по окончании расчетного срока службы спорных участков тепловых сетей.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по названному делу установлено, что участок от ТК 48-2 до ТК 48-6 по ул. Бажова, 76 эксплуатируется с 1953 года, то есть 59 лет, а участок от ТК 14-3 до 14-3а по ул. Кулибина эксплуатируется с 1976 года, то есть 36 лет. При этом доказательств проведения контроля состояния металла в объёме технического диагностирования участков тепловых сетей более, чем в течение последних 35 лет, то есть по окончании всех возможных сроков службы, заявителем не представлено.
Указанные обстоятельства признаны судами в качестве доказательств совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела.
Решение Арбитражного суда Челябинской области по названному делу N А76-7376/2012, в котором участвовали те же лица, вступило в законную силу.
На этом основании суд считает установленным факт нарушения обществом требований пункта 13.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. При таких обстоятельствах пункт 5 предписания следует признать законным.
В соответствии с пунктом 8 предписания обществом в нарушение требования пункта 15.1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок не организованы согласованные действия диспетчерского управления, оформленные распорядительными документами и инструкцией между ЧТС - филиалом общества и ООО Компания "Жилкомсервис", эксплуатирующих оборудование системы теплоснабжения района ЧТЗ, присоединенной к 1-й тепломагистрали ЧТЭЦ-3 (ЧТЭЦ-3 - ЧТЗ).
Суд считает, что указанный пункт предписания соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам.
Пунктом 15.1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок предусмотрено, что в организации, осуществляющей производственную деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, организовывается круглосуточное оперативное управление оборудованием, задачами которого являются: ведение требуемого режима работы; производство переключений, пусков и остановов; локализация аварий и восстановление режима работы; подготовка к производству ремонтных работ.
Если оборудование системы теплоснабжения эксплуатируется различными организациями, между ними должны быть организованы согласованные действия диспетчерского управления, оформленные распорядительными документами и инструкцией.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок под системой теплоснабжения понимается совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления.
Источник тепловой энергии (теплоты) - это теплогенерирующая энергоустановка или их совокупность, в которой производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива, а также путем электронагрева или другими, в том числе нетрадиционными способами, участвующая в теплоснабжении потребителей.
Тепловая сеть - это совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.
Система теплопотребления - это комплекс тепловых энергоустановок с соединительными трубопроводами и (или) тепловыми сетями, которые предназначены для удовлетворения одного или нескольких видов тепловой нагрузки.
Таким образом, по смыслу Правил, между организациями, эксплуатирующими оборудование взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления, должны быть организованы согласованные действия диспетчерского управления, оформленные распорядительными документами и инструкцией.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет, в том числе, деятельность по производству тепловой энергии, а также по поставке (продаже) тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками тепловых нагрузок, то есть по теплоснабжению потребителей. Общество имеет в собственности и эксплуатирует Северо-западную и Юго-западную котельные, а также магистральные и распределительные тепловые сети города Челябинска.
ООО Компания "Жилкомсервис" является управляющей организацией, обслуживает внутренние инженерные сети, включая сети отопления, многоквартирных жилых домов. Данные сети отопления присоединены к 1-й тепломагистрали ЧТЭЦ-3, принадлежащей обществу.
Таким образом, управление пришло в верному выводу о том, что оборудование данной системы теплоснабжения эксплуатируется различными организациями - обществом и ООО Компания "Жилкомсервис".
В результате аварии 04.02.2012 в системе теплоснабжения Калининского, Металлургического и Тракторозаводского районов г. Челябинска были повреждены не только трубопроводы тепловых сетей филиала общества, но и трубопроводы присоединенных к ним (взаимосвязанных) систем теплопотребления указанных районов г. Челябинска, эксплуатируемых в частности ООО Компания "Жилкомсервис" (180 повреждений по данным Управления ЖКХ Администрации г. Челябинска), о чем также свидетельствует письмо администрации г. Челябинска, приобщенное судом к материалам дела в судебном заседании 03.08.2012 по ходатайству управления.
При этом распорядительные документы, организующие согласованные действия диспетчерского управления между обществом и ООО Компания "Жилкомсервис", обществом не представлены.
Таким образом, требования пункта 15.1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок обществом не выполнены.
В соответствии с пунктом 9 предписания обществом в нарушение требований пункта 14 РД 03-19-2007 "Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - РД 03-19-2007) не проведена внеочередная проверка знаний специалистов ЧТС - филиала общества после ввода в действие нового нормативно-технического документа - "Правила расследования причин аварий в электроэнергетике", к компетенции которых относятся указанные Правила (начальник, заместитель начальника ОДС, диспетчера ОДС, начальники и заместители начальников районов, начальники и заместители начальников котельных, начальники смен котельных и др.).
В соответствии с пунктом 10 предписания обществом в нарушение требований пунктов 3 и 5 (д) Правил расследования причин аварий в электроэнергетике не расследуются причины аварии, связанной, в том числе, с повреждениями тепловых сетей 3-го района ЧТС - филиала общества на участках: от ТК 35-4 до ТК 35-1 в подвале жилого дома ул. Бажова, 36а; от ТК 48-2 до ТК 48-6 по ул. Бажова, 76, от ТК 14-3 до ТК 14-За по ул. Кулибина, вызвавшими 04.02.2012 прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии Тракторозаводского района г. Челябинска, присоединенных к 1-й тепломагистрали ЧТЭЦ-3 (ЧТЭЦ-3 - ЧТЗ).
В соответствии с пунктом 11 предписания в нарушение требований пункта 4 Порядка передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике оперативный персонал ЧТС - филиала общества не уполномочен осуществлять передачу Уральскому управлению Ростехнадзора, осуществляющему функции Ростехнадзора в установленной сфере деятельности на территории Челябинской области, где расположены тепловые сети г. Челябинска, оперативной информации об аварии в электроэнергетике.
Оспаривая пункты 9, 10 и 11 предписания, общество ссылалось на то, что указанные управлением нормативные правовые акты распространяются лишь на субъектов электроэнергетики, к каковым общество не относится.
Суд считает довод общества обоснованным.
Правила расследования причин аварий в электроэнергетике утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 N 846 (далее - Правила N 846) в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии со статьёй 3 Закона об электроэнергетике к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Согласно статье 45 Закона об электроэнергетике отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей оперативно-диспетчерского управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, в оптовом рынке, а также устанавливаемых Правительством Российской Федерации особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - это режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии (ст. 3 Закона об электроэнергетике).
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, в которых общество участвует как теплосетевая организация, общество не относится к субъектам электроэнергетики.
Отношения, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются специальным Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Поскольку общество не является субъектом электроэнергетики, то управление неправомерно распространило на него действие подзаконных нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения в иной сфере - электроэнергетике.
Аналогичный вывод содержится во вступившем в законную силу постановлении мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Челябинска от 24.04.2012 по делу N 3-106/2012 по жалобе общества на постановление по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах пункты 9, 10 и 11 предписания следует признать недействительными (незаконными).
В порядке распределения судебных расходов общества (по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей) следует взыскать с управления в пользу 888 рублей 89 копеек - пропорционально удовлетворённой части требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным (незаконным) предписание Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.02.2012 N П-27-172-Ч-1542-р, П-34-138-Ч-1542-р в части пунктов 1, 9, 10, 11.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6671290250) в пользу открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ИНН 7203203418, ОГРН 1077203052772) 888 рублей 89 копеек судебных расходов.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2012 г. N А60-28038/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника