Решение Свердловского областного суда от 13 апреля 2012 г. N 3-38/2012
Свердловский областной суд в составе:
судьи Соболевой Т.Е.,
с участием прокурора Масаловой К.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующими подпункта 2-1 статьи 4, пункта 2 статьи 11 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ (в редакции Закона Свердловской области от 24 февраля 2012 года N 10-ОЗ) "Об отходах производства и потребления",
установил:
03 декабря 1997 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Закон Свердловской области N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", который 11 декабря 1997 года одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, 19 декабря 1997 года подписан Губернатором Свердловской области и был официально опубликован в "Областной газете" N 193 23 декабря 1997 года и в "Собрании законодательства Свердловской области" N 12 (1997) 25 января 1998 года.
Законом Свердловской области от 13 июня 2006 года N 26-ОЗ, официально опубликованным в "Областной газете" N 183-184 14 июня 2006 года и в "Собрании законодательства Свердловской области" N 6 (2006) 25 июля 2006 года, в Закон Свердловской области "Об отходах производства и потребления" были внесены изменения. В соответствии с подпунктом 2-1 статьи 4 указанного Закона уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливает в соответствии со своей компетенцией лимиты на размещение отходов производства и потребления в соответствии с нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 указанного Закона уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами производства и потребления или уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления согласно федеральному закону в соответствии со своей компетенцией устанавливают лимиты на размещение отходов производства и потребления в соответствии с нормативами допустимого воздействия на окружающую среду, установленными в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпункта 2-1 статьи 4, пункта 2 статьи 11 в части слов "или уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления" Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ (в редакции Закона Свердловской области от 24 февраля 2012 года N 10-ОЗ) "Об отходах производства и потребления". В обоснование заявления указал, что оспариваемые нормы Закона Свердловской области противоречат нормам Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей среды", в которых отсутствуют положения, относящие решение вопроса установления лимитов на размещение отходов производства и потребления к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представители Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области заявленные требования заместителя прокурора Свердловской области не признали. В обоснование возражений указали, что положения статей 5, 6, 21, 22, 24, 28 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не исключают возможность установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, к которым относятся нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Пункт 2 статьи 11 оспариваемого Закона Свердловской области предусматривает альтернативную возможность установления лимитов на размещение отходов производства и потребления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в соответствии со своей компетенцией и в оспариваемой части воспроизводит пункт 2 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования в части признания недействующим подпункта 2-1 статьи 4 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ (в редакции Закона Свердловской области от 24 февраля 2012 года N 10-ОЗ) "Об отходах производства и потребления" обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 2008 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами закреплено статьями 5 и 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, определяющей полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами, установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, отнесено к полномочиям Российской Федерации в указанной области.
Субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению нормативов в области обращения с отходами Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" не наделены, поскольку такие полномочия в статье 6 Федерального закона отсутствуют.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей также отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нормированию в области охраны окружающей среды в силу статьи 6 указанного Федерального закона отнесено только установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Вместе с тем, статья 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лимиты на размещение отходов к нормативам качества окружающей среды не относит, к которым в силу пункта 2 относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение отнесены к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, определение которых не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере охраны окружающей среды в целом, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", являющийся в данном случае специальным законом, не содержат положений, которые относят решение вопроса установления лимитов на размещение отходов производства и потребления к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, суд находит несостоятельными возражения представителей заинтересованных лиц со ссылкой на положения статей 5, 28 Федерального закона "Об охране окружающей среды" о возможности принятия иных нормативов в указанной сфере законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, поскольку законодателем установлены нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, поэтому они не могут быть включены в разряд иных нормативов.
В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации относится самостоятельное принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (подпункт 5.2.56.1, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года N 975).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5.2 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404
В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды от 25 февраля 2010 года N 50 (в редакции Приказа от 22 декабря 2010 года N 558) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое является единственным государственным органом, уполномоченным решать вопросы установления лимитов на размещение отходов.
Возможность утверждения таких лимитов какими-либо иными органами государственной власти нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена.
При этом является необоснованной ссылка представителя Законодательного Собрания Свердловской области на Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации государственной пошлины за выдачу исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также за переоформление и выдачу дубликата указанного документа, поскольку указанный Федеральный закон регулирует исключительно бюджетные правоотношения, не устанавливает компетенцию каких-либо органов в сфере обращения с отходами, принят также на перспективный плановый период, в течение которого не исключается возможность внесения каких-либо изменений в специальное федеральное законодательство. В настоящий период в силу пункта 7 вышеуказанного Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение уполномоченными органами, в которые представляются документы для утверждения нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, в том числе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, являются территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, положения подпункта 2-1 статьи 4 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ (в редакции Закона Свердловской области от 24 февраля 2012 года N 10-ОЗ) "Об отходах производства и потребления" противоречат вышеуказанному федеральному законодательству, поскольку у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют самостоятельные полномочия по установлению лимитов на размещение отходов производства и потребления.
В судебном заседании не были представлены доказательства установления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области лимитов на размещение отходов производства и потребления в период до настоящего судебного решения, следовательно, отсутствуют основания для пресечения действия оспариваемой нормы на прошлый период времени, поэтому суд приходит к выводу о возможности признания оспариваемой нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить частично.
Признать подпункт 2-1 статьи 4 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ (в редакции Закона Свердловской области от 24 февраля 2012 года N 10-ОЗ) "Об отходах производства и потребления" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в "Областной газете" в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья |
Т.Е. Соболева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 13 апреля 2012 г. N 3-38/2012
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru