Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы
Программа разработана в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими политику в области повышения качества жизни населения городского округа Первоуральск:
1) Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;
2) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
3) Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р;
4) Концепцией повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - "Новое качество жизни уральцев", одобренной Указом Губернатора Свердловской области от 29.01.2014 N 45-УГ "О Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - "Новое качество жизни уральцев";
5) Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года";
6) Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы".
7) Постановлением Правительства Свердловской области от 01 июля 2014 г. N 552-ПП
8) Стратегией развития городского округа Первоуральск до 2030 года ("Первоуральск 300").
9) Программой социально-экономического развития городского округа Первоуральск на 2014 - 2016 годы.
10) Муниципальной программой "Обеспечение общественного порядка, пожарной безопасности и защита населения от чрезвычайных ситуаций" на территории городского округа Первоуральск на 2015 - 2017 годы.
11) Муниципальной программой "Развитие и модернизация городского хозяйства городского округа Первоуральск до 2020 года".
12) Муниципальной программой "Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности городского округа Первоуральск до 2020 года".
13) Муниципальной программой "Охрана окружающей среды" на территории городского округа Первоуральск на 2015 - 2017 годы.
14) Муниципальной программой "Развитие системы образования в городском округе Первоуральск до 2020 года".
15) Муниципальной программой "Развитие культуры в городском округе Первоуральск" на 2015 - 2017 годы.
16) Муниципальной программой "Социальная поддержка граждан городского округа Первоуральск" на 2015 - 2017 годы.
17) Муниципальной программой "Развитие физической культуры и спорта в городском округе Первоуральск" на 2015 - 2020 годы.
Задача повышения качества жизни населения носит комплексный, межведомственный характер и не может быть решена в пределах одного года.
Актуальность разработки Программы связана с расхождением уровня промышленного потенциала, экономического развития городского округа Первоуральск и качества жизни населения.
Качество жизни - это интегральная категория, отражающая степень развития и полноту удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.
Новое качество жизни - это интегральная категория, основанная на учете человека не только как производителя и потребителя различных товаров и услуг, но и как целостной личности, созидающей свою жизнь и жизнь своей семьи, всего общества и страны в целом. В этой связи в понятии "новое качество жизни" необходимо дополнительно учитывать степень удовлетворения потребностей в творчестве, развитии и реализации человеком своих способностей.
Характеристика и анализ текущего состояния ключевых сфер жизни населения городского округа Первоуральск отражены в соответствующих подпрограммах Программы и основаны на использовании данных ведомственной и статистической отчетности.
Подпрограмма 1. "Развитие гражданского общества"
В городском округе Первоуральск существуют общественные объединения, представляющие ветеранов, профсоюзы, молодежь, патриотические организации, национально-культурные объединения, религиозные организации, объединение промышленников и предпринимателей.
В городском округе многое делается для повышения уровня информационной открытости органов местного самоуправления. Важная роль в этом отводится системному взаимодействию структурных подразделений Администрации городского округа и средств массовой информации, внедрению новых форм в этой работе. В течение 2014 года активно освещалась деятельность органов местного самоуправления в СМИ.
Привлечение ресурсов благотворительного сектора для решения широкого спектра задач становится существенной и неотъемлемой частью региональной политики государства в социальной сфере. Активно действует на территории городского округа благотворительный фонд "Первоуральск 21 век". Возрождаются традиции шефской помощи.
Подпрограмма 2. "Повышение качества человеческого капитала"
Параграф 1. Состояние здоровья населения городского округа Первоуральск
Здоровье является условием нормальной жизнедеятельности, функционирования и развития как отдельно взятого человека, так и населения городского округа Первоуральск в целом. В связи с этим обеспечение здоровья населения рассматривается как объективная необходимость. Основными составляющими обеспечения здоровья являются здоровый образ жизни и создание условий для организации доступной и качественной медицинской помощи.
За интегральный показатель качества жизни согласно критериям Всемирной организации здравоохранения принимается показатель средней продолжительности жизни.
При сокращении показателей смертности и росте ожидаемой продолжительности жизни в городском округе Первоуральск наблюдается устойчивая тенденция постарения населения, сокращение удельного веса трудового населения, что из года в год увеличивает нагрузку на систему здравоохранения.
Для улучшения демографической ситуации необходимо проведение мероприятий по удовлетворению потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, первичной медико-санитарной помощи, специализированной, скорой медицинской помощи.
Основными причинами смерти населения городского округа Первоуральск являются болезни системы кровообращения (56,4 процента), злокачественные новообразования (14,4 процента), травмы и отравления (10,1 процента). На долю всех остальных причин смерти приходится 19,1 процентов.
Доказано, что универсальными факторами, способствующими развитию болезней системы кровообращения, а также других хронических неинфекционных заболеваний, являются факторы, связанные с образом жизни: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами.
Среди многочисленных факторов риска неустранимыми являются лишь 4 (пол, возраст, наследственность, этническая принадлежность), в то время как остальные (курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес, повышенное артериальное давление) поддаются управлению.
Среди населения городского округа Первоуральск высока распространенность курения. Курят 66 процентов мужчин старше 25 лет. Избыточную массу тела и ожирение имеют свыше 58 процентов взрослого населения городского округа Первоуральск.
Количество зарегистрированных больных с диагнозом "алкоголизм" составляет порядка 1479 человек. Наркологические заболевания в го Первоуральск составляют 78,9 человек на 100 тыс. населения, психические расстройства - 648,5 человек на 100 тыс. населения го Первоуральск.
С учетом обозначенных проблем обращает на себя внимание низкая информированность населения о показателях своего здоровья. Каждый четвертый взрослый житель городского округа Первоуральск не знает свой рост/вес или оба показателя, знают о своем повышенном давлении только 35 процента населения.
В связи с этим одной из важнейших задач является необходимость формирования ответственного отношения человека к собственному здоровью, повышение мотивации населения к здоровому образу жизни, повышение ответственности за сохранение своего здоровья.
Важнейшими инструментами в выявлении лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний являются диспансеризация и профилактические осмотры населения, для чего требуется наличие соответствующей инфраструктуры системы медицинской профилактики (центров, отделений, кабинетов в учреждениях здравоохранения, центров здоровья).
Помимо хронических неинфекционных заболеваний в го Первоуральск ежегодно регистрируется около 37 тыс. инфекционных заболеваний. Важную роль в борьбе с инфекционными заболеваниями играет вакцинопрофилактика. Она предупреждает возникновение новых случаев заболеваний, позволяет говорить о значительном сокращении числа случаев целого ряда инфекций, является фактором, влияющим на продолжительность и качество жизни населения.
Реализация национального и регионального календарей профилактических прививок положительно сказывается на эпидемиологической ситуации в регионе. С 2010 по 2013 годы в городском округе Первоуральск не зарегистрировано случаев полиомиелита, дифтерии, столбняка. Заболеваемость краснухой, эпидемическим паротитом, гепатитом B снижена до единичных случаев. В эпидемический сезон ежегодная массовая вакцинация населения против гриппа положительно влияет на уровень заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Особое внимание в профилактике заболеваний необходимо уделить социально значимым заболеваниям: ВИЧ-инфекции, туберкулезу, венерическим заболеваниям, наркомании, алкоголизму, психическим заболеваниям, онкологическим заболеваниям.
С 2009 по 2013 год не наблюдается ухудшения ситуации по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, по некоторым показателям отмечается стабильность, а также постепенное снижение заболеваемости.
Под наблюдением врачей психиатров-наркологов находится более 2000 человек, что составляет 1,2 процента от всего населения городского округа Первоуральск (по Российской Федерации - 2,1 процента).
Большой проблемой, не только медицинской, но и социальной, является высокая распространенность злоупотребления алкоголем и другими психоактивными веществами. К 11 классу 93 процента подростков пробовали алкоголь, каждый четвертый употребляет алкоголь 2 раза в месяц и чаще.
В целях создания и действенного функционирования системы раннего выявления и профилактики наркомании среди молодежи в городском округе Первоуральск с 2010 года успешно проводится добровольное тестирование обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования на выявление фактов употребления психоактивных веществ.
В результате тестирования ежегодно выявляются лица численностью в среднем 37 человек с положительным результатом, что составляет 0,6 процента от общего числа протестированных.
Важной задачей в борьбе с онкологическими заболеваниями является диагностика и выявление заболевания на ранней стадии. Удельный вес впервые выявленных заболеваний в I и II стадиях увеличился с 59,3 процента в 2011 году до 61,2 процента в 2012 году.
В городском округе Первоуральск работает 1 амбулаторно-онкологическое отделение на базе ГБУЗ СО "Городская больница N 2 г. Первоуральск", 6 женских смотровых кабинетов, 1 экспресс-диагностический урологический кабинет (ГБУЗ СО "Городская больница N1 г. Первоуральск").
В дальнейшем работа лечебно-профилактических учреждений будет направлена на увеличение охвата населения скрининговыми методами обследования (цитологические обследования, ультразвуковое исследование, маммография, рентгенография), обеспечение двухсменной работы смотровых кабинетов с полной нагрузкой, повышение информированности населения.
Таким образом, мероприятия Программы, направленные на привлечение граждан к участию в профилактике заболеваний, повышение информированности населения в вопросах здорового образа жизни, в значительной степени повысят ответственность жителей городского округа Первоуральск за сохранение собственного здоровья.
Параграф 2. Состояние сферы развития физической культуры и массового спорта
В течение 2013 года на территории городского округа Первоуральск проведено 743 спортивных и физкультурных мероприятий с участием различных возрастных и социальных категорий населения. В 2013 году пять объектов спорта (два спортзала: Дом спорта, стадион "Хромпик", спортивная площадка с натуральным намораживанием льда стадиона "Уральский трубник", стадион спорткомплекса "Хромпик", ледовая арена Ледового дворца спорта) включены во Всероссийский реестр объектов спорта, получены сертификаты соответствия.
В стратегические приоритеты развития физической культуры и спорта городского округа Первоуральск входят следующие мероприятия:
1. По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина - строительство городской лыжной базы: в 2014 году - 5,0 млн. рублей из местного бюджета.
2. Проведение реконструкции кровли здания Ледового дворца спорта
в 2015 году - реконструкция - 19 424 т.р. из них: по 9 712,0 т.р. из местного и областного бюджета.
3. Проведение работ по оформлению ПСД и строительству корта в п. Кузино:
в 2016 году - проведение работ на сумму - 4 000,0 т.р.
4. Реконструкция стадиона "Уральский трубник". Для завершения реконструкции ведется поиск инвесторов для участия в государственно-частном партнерстве.
на 2014 - 2016 года - запланировано разработка проектно-сметной документации 5,0 млн. рублей - внебюджетные источники и два этапа реконструкции по 65,0 млн. рублей из них: по 32,5 млн. рублей из областного бюджета и внебюджетных источников.
Выполнение Программы обеспечит создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан, максимальное привлечение жителей Свердловской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Параграф 3. Состояние системы образования
Система дошкольного образования.
Стратегическая цель в области дошкольного образования - ликвидация дефицита мест для детей в возрасте от трех до семи лет (Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки").
На территории городского округа Первоуральск функционирует 12 образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, которые имеют в своем составе 44 филиала. 4 образовательных учреждения реализуют программы дошкольного образования: 2 начальные школа - детский сад, 2 МОУ СОШ. Из числа всех учреждений, реализующих программы дошкольного образования, 52 расположены в черте города, 8 - в сельской территории.
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, на 01 сентября 2014 года составила 7803 человека, из них детей в возрасте 3 - 7 лет - 7014 (89%).
В 2013 году в дошкольных образовательных учреждениях городского округа Первоуральск введено дополнительно 362 места (по плану 1449) из них 6 мест для детей от 1,5 до 3 лет. 220 мест введено, в открытых после капитального ремонта д/с N 18, 45. На 01.01.2014 г. численность воспитанников ДОУ составила 6568 чел, из них детей в возрасте от 1 года до 6 лет 5045 человека или 48% от общей численности контингента воспитанников ДОУ. 1523 человек - дети в возрасте 6 - 7 лет, которые не учитываются при оценке данного показателя.
В 1 полугодии 2014 г. введены 1087 мест в открытых после реконструкции ДОУ N 1, 14, 29, 95, закончилось строительство д/с по ул. Береговая на 270 мест. Таким образом, численность мест увеличилась до 7655 человек (6132 - от 1 года до 6 лет). Показатель обеспеченности местами в ДОУ детей в возрасте от 1 года до 6 лет составит 58,5%.
С начала 2014 года в ходе реализации муниципальной программы "Развитие системы образования в городском округе Первоуральск до 2020 г." введено дополнительно 1235 мест (1087 - план 2013 г.). До конца 2014 года запланировано к вводу 350 дополнительных мест (капитальный ремонт ДОУ N 40 - 135 мест, ДОУ N 64 - 120 мест, группы в МОУ СОШ N 12 - 40 мест, МОУ СОШ N 29 - 55 мест. В сентябре 2014 г. будет введено 59 мест за счет внутренних резервов (оптимизация наполняемости групп). В 2014 г. запланировано начало строительства 2 новых детских садов на 350 мест каждый (окончание строительства в 2015 г.). Данные мероприятия позволят увеличить показатель на 21%.
В 2015 - 2016 г.г. плановые показатели значительно не изменятся, несмотря на увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях. Это обусловлено незначительным количеством детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. В то же время ежегодно в очередь для предоставления места в детском саду регистрируется около 2300 человек. Подавляющее большинство детей, зарегистрированных в очереди на детский сад, относятся к возрастной категории от 0 до 4 лет. Дополнительные места вводятся в группах от 3 до 7 лет (выполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N 522). Таким образом, очередность среди детей от 1 года до 3 лет практически не убывает, что влияет на итоговый процент обеспеченности.
В общем, по данному показателю прослеживается положительная динамика создания дополнительных мест 2011 г. - 75 мест, 2012 г. - 735 мест, 2013 г. - 362 места., на 01.09.2014 г. - 1235 мест. Данный результат является следствием планомерной работы по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях.
На сегодняшний день практически ликвидирована очередность на получение места в детском саду среди детей от 6 до 7 лет, значительно снижена очередность среди детей 5 - 6 лет. Улучшение показателей в дальнейшем планируется за счет планомерной работы по взаимодействию с негосударственными ДО, развития вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки). В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 559 "О мерах реализации государственной политики в области образования и науки" в 2013 - 2015 г.г. акцент будет сделан на обеспечение местами в ДОУ от 3 до 7 лет. В 2015 г. планируется на 90 - 95% обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях, а к 01.01.2016 г. ликвидировать очередь по данной возрастной группе.
Общее и дополнительное образование.
В настоящее время на территории городского округа Первоуральск функционируют:
- 1 Лицей, реализующий программы начального общего образования, программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам естественно - научного и социально - гуманитарного профилей;
- 7 муниципальных общеобразовательных учреждений (МАОУ СОШ N 1, МБОУ СОШ N 2, МКОУ СОШ N 16, МКОУ СОШ N 22, МКОУ СОШ N 26, МКОУ СОШ N 29, МКОУ СОШ N 36), реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- 4 муниципальных общеобразовательных учреждения (МКОУ СОШ N 3, МБОУ СОШ N 6, МБОУ СОШ N 9, МКОУ СОШ N 28), реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; программы начального общего и основного общего образования для детей с задержкой психического развития;
- 6 муниципальных общеобразовательных учреждений (МБОУ СОШ N 4, МБОУ СОШ N 5, МБОУ СОШ N 7, МБОУ СОШ N 10, МБОУ СОШ N 15, МБОУ СОШ N 32), реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по отдельным предметам (углублённое изучение математики, русского языка, литературы, биологии, предметов информационно-технологического профиля);
- 1 муниципальное общеобразовательное учреждение (МКОУ ООШ N 40), реализующих программы начального общего и основного общего образования;
- 2 муниципальных общеобразовательных учреждения (МАОУ НШ-ДС N 14, МКОУ НШ-ДС N 17), реализующих программу дошкольного образования и программу начального общего образования (начальная школа - детский сад);
- 2 муниципальных общеобразовательных учреждения (МКОУ СОШ N 12, МКОУ СОШ N 20), реализующих программу дошкольного образования и программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- 1 муниципальное общеобразовательное учреждение (МКОУ СОШ N 11), реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; в том числе реализующие программы основного общего и среднего общего образования для обучающихся с нарушением зрения;
- 22 муниципальных общеобразовательных учреждения реализуют, кроме общеобразовательных программ, программы дополнительного образования детей по различным направленностям. Согласно лицензий для большинства школ приоритетными являются: физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, естественнонаучная, туристско-краеведческая направленности.
По состоянию на 01 сентября 2013 года в городском округе Первоуральск по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 5008 учащихся первых, вторых, третьих и четвертых классов, что составляет 76 процентов от общей численности обучающихся 1 ступени.
В городском округе Первоуральск по состоянию на 01 сентября 2013 года по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования обучается 255 человек.
Управление образования городского округа Первоуральск, общеобразовательные организации:
- полностью обеспечили реализацию организационных мероприятий по совершенствованию условий подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (далее ГИА) в форме ЕГЭ и ОГЭ, а для детей с ограниченными возможностями здоровья в форме ГВЭ;
- способствовали повышению эффективности деятельности педагогических работников по совершенствованию условий для подтверждения обучающимися на государственной итоговой аттестации образовательных цензов в 2013 - 2014 учебном году.
Согласно протоколам Государственной экзаменационной комиссии, доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен, в 2013/2014 году впервые в го Первоуральск составила 100%. По сравнению с последними годами наблюдается положительная динамика показателя: 2010 г. - 97,0%, 2011 г. - 96,5%, 2012 г. - 94,5%, 2013 г. - 98,3%.
По всем предметам, кроме обществознания, средний балл выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций выше средне российских показателей. По всем предметам, кроме русского языка, обществознания, химии средний балл выпускников школ города выше средне областных показателей Что свидетельствует о максимально честной сдачи экзамена и в предыдущие годы.
Для выпускников 9 классов в 2014 г. вступил в штатный режим новый порядок проведения государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ (основного государственного экзамена) и для детей с ограниченными возможностями здоровья - ГВЭ (государственный выпускной экзамен).
Доля выпускников, не преодолевших минимальной границы баллов ОГЭ по русскому языку по городу, составила 3,8%; по математике - 18,2%. Из 1195 участвовавших выпускников успешно сдали ГИА в форме ОГЭ по русскому языку - 1180 (98,75%), 40,3% получили отметку "4", 17,9% получили отметку "5". Из 1195 участвовавших выпускников успешно сдали ГИА в форме ОГЭ по математике - 1180 (98,75%), 20,3% получили отметку "4", 16,5% получили отметку "5".
Все выпускники 9х классов сдавали два обязательных письменных экзамена по математике и русскому языку, экзамен по выбору из числа предложенных. Диапазон выбираемых учебных предметов у выпускников 9х классов обширен, выбраны все 13 предложенных предметов. Как пример, первые в рейтинге, как и в 11 классах три предмета по выбору выпускников: процент выпускников выбравших обществознание составил 5,4, физику - 4,1%, биологию - 3,7%.
Необходимо отметить, что в течение 5-ти последних лет постоянно увеличивается доля детей, обучающихся в общеобразовательных организациях во 2-ю смену - с 23,4 процента до 26 процентов. Показатель доля детей, занимающихся во 2-ю смену, превышает среднеобластной уровень на 11 процентов. В последующем при сохраняющейся демографической ситуации количество учащихся, занимающихся во вторую смену, будет возрастать.
Решение данного вопроса возможно исключительно путем строительства нового здания школы.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях за 2013 год составили 51,02 тыс. руб.
Увеличение стоимости содержания 1 обучающегося в сравнении с предыдущим периодом в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Первоуральск связано с ростом заработной платы работников общеобразовательных учреждений, увеличением стоимости содержания имущества, улучшения материально-технической оснащенности учреждений, увеличения затрат на организацию питания.
Развитие системы дополнительного образования детей остаётся одним из важнейших направлений деятельности управления образования. Отличительной чертой системы дополнительного образования городского округа Первоуральск является её современное качество, доступность и эффективность в сочетании с сохранением лучших традиций внешкольного воспитания и образования.
При организации дополнительного образования учитываются интересы ребёнка и семьи. Диапазон предлагаемых направлений деятельности дополнительного образования детей охватывает все сферы современной жизни: искусство, культуру, спорт, туризм и т.д. Наибольшее количество детей посещают объединения художественного творчества, спортивного, естественнонаучного и туристско-краеведческого профилей.
В 2014 - 2015 годах планируется увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет, получающих бесплатные образовательные услуги дополнительного образования до 68%.
Для достижения поставленной цели планируется:
- увеличение спектра предоставляемых услуг в соответствии с потребностями населения, через введение дополнительных творческих объединений;
- развитие технического направления (открытие кружков "Робототехника" в общеобразовательных организациях и МАОУ ДОД Центр детского творчества;
- привлечение молодых специалистов в сферу дополнительного образования детей.
Параграф 4. Состояние системы социальной поддержки населения
В рамках формирования комфортной социальной среды для граждан муниципального образования городской округ Первоуральск осуществляется активное взаимодействие муниципальных и областных органов власти с целью реализации государственной социальной политики, повышению уровня социальной защищённости населения, осуществлению деятельности по опеке и попечительству, пропаганде семейных ценностей и поддержке института семьи и детства.
На территории городского округа функционирует территориальное Управление социальной политики по городу Первоуральску и учреждения социального обслуживания населения:
1. Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску, расположен г. Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 8а.
2. Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Билимбаевский психоневрологический интернат", расположен г. Первоуральск, п. Билимбай ул. К. Маркса, 68.
3. Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Первоуральский психоневрологический интернат", расположен г. Первоуральск, ул. Крылова, 98.
4. Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Осень" города Первоуральска", расположен г. Первоуральск, ул. Герцена, 12б.
5. Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям "Росинка" города Первоуральска", расположен г. Первоуральск, ул. Советская, 5.
Право на получение мер социальной поддержки на территории МО имеют ветераны, инвалиды, многодетные и приемные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и другие категории граждан.
Численность льготных категорий граждан, состоящих на учете в Управлении социальной политики - 69658 чел., из них
Льготные категории населения |
Единица измерения |
Количество льготных категорий 01.07.2014 |
Процент от численности жителей муниципального образования |
Пенсионеры |
человек |
49367 |
32 |
Ветераны труда |
человек |
19647 |
12,7 |
Инвалиды |
человек |
13056 |
8,5 |
Многодетные семьи (с 3 и более детьми) |
семей |
1112 |
0,7 |
Дети-инвалиды |
семей |
537 |
0,4 |
Семьи, находящиеся в социально опасном положении |
семей |
99 |
0,06 |
Опекунские семьи |
семей |
279 |
0,2 |
Приемные семьи |
семей |
227 |
0,1 |
Работа по предоставлению социальной поддержки гражданам МО развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями времени. Проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и доступности социальных услуг и снижение неэффективных бюджетных расходов.
Новое качество жизни характеризуется отношением общества к проблемам инвалидов. В Свердловской области действует комплексная программа "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утверждённая постановлением Правительства Свердловской области от 22.01.2014 N 23-ПП. Одной из главных задач в данном направлении является создание условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь инвалидов, в том числе обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 11.02.2014 N 70-ПП "О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области" проведена паспортизация объектов социальной инфраструктуры (по ведомственной принадлежности), составлены паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры на все действующие объекты, сформированы и размещены на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Свердловской области Реестры объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (по ведомственной принадлежности).
Специалисты Управления социальной политики по г. Первоуральску 15.07.2014 года приняли участие в проведении обучающего семинара для представителей учреждений и организаций, расположенных на территории ГО Первоуральск, с целью обучения методике составления паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры (в семинаре приняли участие более 70 представителей учреждений и организаций). По состоянию на 25.09.2014 года от учреждений и организаций, расположенных на территории ГО Первоуральск, Управлением социальной политики по г. Первоуральску получено 139 паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры.
Благополучие каждой семьи, проживающей в МО также одно из важных направлений повышения качества жизни жителей МО.
В МО реализуются следующие мероприятия, направленные на поддержку семьи и детей:
1) выдача сертификатов на областной материнский (семейный) капитал, средства которого можно направить на приобретение (строительство) жилого помещения, оплату платных образовательных и медицинских услуг, на приобретение садовых, огородных земельных участков;
2) работа "Школ приемных родителей";
3) внедрение новых мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, принявших данных детей на воспитание в свой дом;
4) выплата единовременного пособия матерям, награжденным знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть";
5) возмещение расходов образовательных учреждений по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению на обучение в учреждения среднего и высшего профессионального образования на территории Свердловской области.
Возросло количество многодетных семей, за последние три года их количество увеличилось на 36,5%: в 2012 году было зарегистрировано 747 многодетных семей, в 2012 г. - 866 многодетных семей, в 2013 г. - 1020 многодетных семей.
Одним из приоритетных направлений социальной политики МО является обеспечение достойного уровня и качества жизни пожилых граждан.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.03.2014 N 167-ПП утверждена комплексная программа Свердловской области "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы, направленная на решение проблем пожилых людей посредством формирования организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества, например, профессиональную ориентацию в целях выбора сферы, деятельности или профессии, возможно даже новой, трудоустройство и профессиональное обучение.
В рамках указанной программы в Свердловской области работают "Школы пожилого возраста" по направлениям: "Активное долголетие", "Безопасная жизнедеятельность", "Компьютерная грамотность", "Творческая и прикладная деятельность", "Профессиональная ориентация", "Обучение навыкам ухода", "Правовая и экономическая культура", "Социальный туризм и краеведение".
К числу новых направлений работы с пожилыми людьми и ветеранами на территории МО следует отнести работу "Виртуальной филармонии". Уникальный проект Свердловской филармонии реализуется при поддержке Министерства культуры, Министерства социальной политики Свердловской области и Фонда первого Президента России Б.Н. Ельцина. Услуги "Виртуальной филармонии" получают жители городского округа в ГАУ "КЦСОН "Осень"
В рамках областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011 - 2015 годы" (подпрограмма N 1 "Доступная среда для инвалидов") с целью повышения степени социальной защищенности слабовидящих инвалидов, проживающих на территории городского округа Первоуральск, и улучшения качества их жизни специалистами отделения социального обслуживания населения (участковая служба) ГАУ "КЦСОН "Осень" города Первоуральска совместно с Первоуральским местным отделением "Всероссийского общества слепых" разработан партнерский социальный проект "Мир для нас" по обучению навыкам работы на специально оборудованном компьютере для слепых и слабовидящих инвалидов-первоуральцев.
В компьютерном классе ГАУ "КЦСОН "Осень" г. Первоуральска" оборудовано место для обучения слепых и слабовидящих граждан навыкам работы на персональном специально оборудованном компьютере. У участковых специалистов центра появляется возможность информировать прошедших обучение компьютерной грамотности активистов Первоуральской организации "ВОС" о социально значимых проектах с целью передачи информации другим членам общественной организации через Интернет. В дальнейшем планируется привлечь прошедших курс обучения компьютерной грамотности на базе центра оказать содействие в проведении занятий для слепых и слабовидящих граждан, которые только придут на занятия.
Проект "Социальный туризм: Клуб путешествий" получил продолжение в виде нового социального проекта "Виртуальный" туризм для маломобильных граждан, не имеющих возможности выезжать со специалистами участковой службы в реальные путешествия по Уральскому краю, набирает обороты. Серия мероприятий под общим названием "Летний калейдоскоп" была организована в 2013 году и была очень популярной среди клиентов ГАУ "КЦСОН "Осень".
В мае 2014 года на реализацию проекта "Виртуальные путешествия" Благотворительным Фондом "Первоуральск - 21 век" выделены денежные средства в сумме 21970 рублей. На эти средства специалисты участковой службы приобрели фотокамеру.
В течение года для граждан пожилого возраста и ветеранов организуются мероприятия, посвященных Дню снятия блокады г. Ленинграда, Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Международному Дню освобождения узников концлагерей, Дню памяти и скорби - дню начала ВОВ, Дню пожилых людей, Дню Героев Отечества, Дню инвалидов, а также проводятся мероприятия в рамках Весенней Недели Добра, Дня памяти жертв политических репрессий, Дня пенсионеров в Свердловской области, Дня матери, Дней милосердия.
Для достижения поставленной цели в рамках подпрограммы планируется решение следующих задач:
1) создание условий для формирования комфортной социальной среды проживания для жителей МО;
2) совершенствование системы профилактики безнадзорности и "социального сиротства", пропаганда семейных ценностей;
3) обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь лиц с ограниченными возможностями здоровья и их доступа к объектам социальной инфраструктуры;
5) развитие системы социальной поддержки граждан пожилого возраста.
Параграф 5. Состояние сферы культуры
Деятельность муниципальных учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, театры, культурно-досуговые учреждения выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей. Традиционно учреждения культуры организуют и проводят мероприятия, посвященные социально - значимым и государственным праздникам, оказывают поддержку и содействуют развитию самобытных национальных культур и местных культурных традиций.
Уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа определяется как отношение фактического количества сетевых единиц к нормативной потребности в клубных учреждениях, умноженное на 100. В 2013 году данный показатель составил 68,8%. На период до 2016 года планируется сохранение сети учреждений клубного типа и значение данного показателя на достигнутом уровне. В учреждениях проводятся культурно-массовые мероприятия для населения всех возрастных групп, работают клубные формирования.
Уровень фактической обеспеченности библиотеками определяется как отношение фактического количества сетевых единиц к нормативной потребности в библиотеках, умноженное на 100. В 2013 году данный показатель составил 81,8%. Значение показателя уменьшилось по сравнению с предыдущими годами. Это объясняется сокращением сети ПМБУК "Централизованная библиотечная система" на 1 единицу - в 2013 году, в связи с реорганизацией структуры ПМБУК "ЦБС", закрыта одна библиотека - филиал N 3, расположенная по адресу: г. Первоуральск, ул. Ватутина, д. 46. Данная детская библиотека переведена в помещение Центральной библиотеки ПМБУК "ЦБС".
Обоснования для реорганизации:
На улице Ватутина были расположены три библиотеки - Центральная городская библиотека, Центральная библиотека для детей и юношества и детская библиотека филиал N 3, что приводило к нерентабельному распределению местонахождения библиотек.
Состояние детской библиотеки филиала N 3 ПМБУК "ЦБС" не соответствовало санитарно-гигиеническим нормам для информационно-библиотечного обслуживания, проведения досуга и развития творческих способностей читателей-детей.
Площади Центральной библиотеки ПМБУК "ЦБС" позволяют разместить библиотеку филиал N 3. В связи с этим запланирована реорганизация и модернизация Юношеского сектора Центральной городской библиотеки, которая приведет к активизации поддержки и продвижения семейного чтения, индивидуальной работы с детьми и работы с учебными заведениями, находящимися в зоне обслуживания библиотеки.
Реорганизация приведет к более эффективному расходованию финансовых средств на комплектование книжного фонда, периодической печати, исключению дублирования фонда документов двух библиотек и экономии бюджетных средств, в результате которой увеличится ассортимент периодических изданий.
Значение показателя 81,8% уровня фактической обеспеченности библиотеками планируется сохранить до 2015 года, оставив неизменной сеть библиотек.
Уровень фактической обеспеченности парками культуры и отдыха определяется с учетом федеральных нормативов: в поселениях с числом жителей более 100 тысяч должен быть 1 парк на каждые 100 тысяч жителей. Норматив для Первоуральска - 1 парк. В 2013 году данный показатель составил 100%. Планируется сохранение данного показателя до 2015 года.
Показатель "Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (процентов)". Для расчета данного показателя используются данные из следующих форм государственной статистической отчетности:
- свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа системы Минкультуры России;
- свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России;
- форма N 8-НК "Сведения о деятельности музея";
- форма N 9-НК "Сведения о деятельности театра".
Показатель рассчитывается как отношение суммы зданий, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, к общему количеству зданий муниципальных учреждений культуры, умноженное на 100.
Значение данного показателя в 2013 году составило 6,6%. Нестабильность показателя в предыдущие годы (2010 - 2012) вызвана рядом причин: сокращение в структуре муниципальных учреждений культуры сетевых единиц, изменение права собственности на здания и помещения, в которых находятся учреждения культуры. Таким образом:
- в 2010 году - 3 объекта из 33 находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта;
- в 2011 году - 3 объекта из 32;
- в 2012 году - 2 объекта из 30.
В 2013 году из-за закрытия библиотеки филиала N 3 ПМБУК "ЦБС", число зданий муниципальных учреждений культуры сократилось до 29, два из них (библиотека филиал N 4 ПМБУК "ЦБС" и ДК с. Битимка ПМБУК "ЦКС") требуют капитального ремонта, т.е. показатель составил 6,6%, к 2015 году планируется сокращение данного показателя до 3,4%.
На территории городского округа Первоуральск нет объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, поэтому значение показателя "Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности" равно нулю.
Подпрограмма 3. "Повышение уровня жизни населения городского округа Первоуральск"
Параграф 1. Уровень благосостояния населения
Среднемесячная номинальная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в 2013 году составила 26 290 руб., увеличилась по сравнению с 2012 годом на 6,3 процента.
Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 года N 584-УГ "О реализации указов Президента Российской Федерации ..." планируется проведение поэтапного повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа Первоуральск, что позволит к 2018 году увеличить размер реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза. К началу 2014 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений доведена до уровня средней заработной платы в Свердловской области, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений достигла уровня средней заработной платы в сфере образования Свердловской области. К 2018 году планируется увеличение заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в Свердловской области.
Запланированный рост среднемесячной заработной платы в 2014 - 2016 годах будет возможен только в результате устойчивого развития экономики, стабильной работы предприятий и эффективной хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности.
Основным источником денежных доходов экономически активной части населения остается заработная плата.
В рамках повышения доходов и качества жизни населения в июне 2013 года подписано трехстороннее дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате в Свердловской области от 30.05.2012 N 29, предусматривающее повышение минимальной заработной платы в Свердловской области в 2013 году до 6095 рублей, в 2014 году - до 7090 рублей.
На рынке труда Свердловской области наблюдается стабильная ситуация, характеризуемая снижением как общей численности безработных граждан, так и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Свердловской области.
Общая численность безработных граждан, определяемая по методологии Международной организации труда, в городском округе Первоуральск с начала 2013 года увеличилась на 3,5 процента (с 5142 человек на 01 января 2013 года до 5321 человек на 01 января 2014 года), в Свердловской области снизилась на 13,2 процента, в Российской Федерации - на 8,9 процента.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости городского округа Первоуральск, снизилась на 4,4 процента (с 893 человека на 01 января 2013 года до 854 человека на 01 января 2014 года).
Реализация мероприятий Программы направлена на проведение активной политики занятости населения, в том числе расширение самозанятости, рост доходов населения, снижение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Параграф 2. Уровень развития жилищной сферы
Администрацией городского округа Первоуральск ведется постоянная работа, способствующая активизации строительства жилья и социально значимых объектов.
В течение 2013 года на территории городского округа Первоуральск введено в эксплуатацию 175 жилых домов площадью 27 517 кв. м., которые являются объектами индивидуального жилищного строительства.
В отношении многоквартирных домов возникли различные проблемные ситуации, препятствующие своевременному завершению строительства (длительность переоформления документов на право собственности по ул. Комсомольская 5а, непредставление застройщиком необходимого пакета документов для разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома в поселке совхоза "Первоуральский"). В связи с чем, ввод вышеуказанных жилых домов перенесен на 2014 год.
В перспективе на ближайшие годы планируется развитие городского округа Первоуральск в северном и западном направлениях: комплексное развитие жилых районов: "Чусовой", "Запрудный", многоэтажное жилищное строительство по ул. Емлина (0,3 га), и Набережной Нижнего пруда (6,3 га).
В целях увеличения объемов строительства жилья выполняется проектно-сметная документация на реконструкцию, модернизацию и строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства.
На сегодняшний день все населенные пункты городского округа обеспечены картами градостроительного зонирования, утверждены Правила землепользования и застройки территории ГО Первоуральск. Основной населенный пункт - город Первоуральск обеспечен Генеральным планом и правилами землепользования и застройки.
На конец 2013 года в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях стояло 1 501 человек. Получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия 86 семей. Снижение доли произошло в связи с тем, что с 01.03.2013 года очередь детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была передана в Управление социальной политики города Первоуральск.
Увеличение площади земельных участков, предоставленных для строительства в 2014 году обусловлено интенсивным развитием строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для ведения административно-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Уменьшение площади предоставления земельных участков для жилищного строительства произошло за счет предоставления земельных участков путем проведения торгов (аукциона) под комплексное освоение в целях жилищного строительства, в. т. ч. малоэтажное строительство и увеличением стоимости земельных участков.
Параграф 3. Уровень качества жилищно-коммунального обслуживания
В настоящее время, с учетом положений действующего законодательства, ликвидируются муниципальные и государственные предприятия и организации, увеличивается число частных организаций в сфере коммунального комплекса.
На рынке управления многоквартирными домами также увеличивается количество частных организаций, значительно уменьшается объем жилого фонда, находящегося в обслуживании муниципальных унитарных предприятий.
В администрации городского округа в еженедельном режиме проводятся совещания с представителями теплоснабжающих и теплопотребляющих организаций.
Паспорта готовности на многоквартирные жилые дома оформлены в установленные сроки управляющими компаниями.
Между ресурсоснабжающей организацией ООО "СТК" и управляющими компаниями была проведена реструктуризация задолженности, на основании которой управляющие компании получили разрешение на подключение жилого фонда к теплу.
В течение 2013 года осуществлялся оперативный контроль за выполнением работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов: составлено 93 акта проверки вывоза ТБО и КГО, в т.ч. ПМУП "Завод ТБО" - 41 акт, ООО "УралКлинКом" - 32 акта, ООО "Чистюля" - 20 актов.
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, и в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в 2013 году увеличилась по сравнению с предшествующим периодом на 12 процентов.
Параграф 4. Состояние транспортной сферы и информационно-телекоммуникационной индустрии и связи
Общая протяженность муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 439 километров. Практически все муниципальные автомобильные дороги составляют улично-дорожную сеть. Из них 330,3 км имеют твердое покрытие (асфальтовое и щебеночное) и 108,6 километров автомобильных дорог являются грунтовыми.
В соответствии с бюджетом городского округа Первоуральск в 2013 году на ремонт дорог было израсходовано 10 607,3 тыс. рублей.
На установку пешеходных ограждений было выделено и израсходовано 640,0 тыс. рублей, объем составил 296 кв. м.
Выполнены работы по разработке проекта организации дорожного движения муниципальных автодорог г. Первоуральска - 8,94 км, на сумму 100,0 тыс. рублей;
В перспективе планируется выполнение ремонта автомобильных дорог в доле 4 - 5% общей протяженности муниципальных автомобильных дорог с твердым покрытием.
В бюджете городского округа Первоуральск в 2013 году на условиях софинансирования расходов за счет средств областного бюджета были предусмотрены расходы на ремонт путепровода в сумме 15 657,6 тыс. руб.
На приобретение техники за 2013 год расходы исполнены в сумме 4886,8 тыс. руб. Расходы направлены на:
- два автомобиля КамАЗ- 53605 (D3)
- один фронтальный погрузчик SDLG LG 936L
- шесть тракторов МТЗ-82.1, оборудованных бульдозерным отвалом
- трактора МТЗ-82.1, оборудованного погрузчиком с челюстным ковшом.
Долгосрочные договоры на техническое обслуживание дорог местного значения не заключаются. Муниципальный контракт на сумму 24 635,6 тыс. рублей на содержание автомобильных дорог в 2013 году по результатам аукциона заключен со сроком на 1 финансовый год с муниципальным предприятиям ПМУП "ПО ЖКХ".
Оценка эксплуатационного состояния автомобильных дорог с учетом ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог", утвержденных Распоряжением Минтранса России от 3 октября 2002 года N ИС-840-р на соответствие нормативным требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в городском округе Первоуральск не производилась. Показатель несоответствия нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог рассчитан условно, исходя из соотношения дорог с усовершенствованным покрытием к грунтовым автомобильным дорогам.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, не отвечающим нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог составляет 31,9%.
Площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в отчетный 2013 год увеличилась на 7,2 процента. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа увеличилась в связи с тем, что за 2013 год расторгнуто 243 договоров аренды и земельные участки проданы в собственность, в рамках реализации Областного закона от 20.11.2009 года N 103-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" предоставлено гражданам, согласно очередности в 2013 году однократно бесплатно 52 земельных участка.
Параграф 5. Развитие рынка товаров и услуг
Первоуральск является одним из крупнейших городов Свердловской области с развитым промышленным комплексом.
В 2013 году обороты обрабатывающих предприятий (выпускающих 95 процентов всей промышленной продукции города) снизились по сравнению с 2012 годом на 4,5 процента.
Предприятия по добыче полезных ископаемых в отчетном году снизили объемы выпускаемой продукции на 15,2 процента по сравнению с 2012 годом.
На предприятиях энергетического комплекса, производства и распределения газа и воды уровень производства превысил в денежном выражении по итогам работы за 2013 год на 12,3 процента по сравнению с предыдущим годом.
Всего оборот организаций по крупным и средним предприятиям промышленной отрасли за 2013 год снизился по сравнению с 2012 годом на 4 процента и составил 64 652 млрд. руб. Объем отгруженных товаров сельскохозяйственных организаций в 2013 году снизился на 11,5 процента по сравнению с прошлым годом и сложился в объеме 1,2 млрд. руб.
В 2010 - 2013 годах крупные сельскохозяйственные организации (СХПК "Первоуральский", СХПК "Битимский", по итогам каждого отчетного года работали прибыльно. В 2014 - 2016 годах намерения предприятий - получение прибыльных финансовых результатов.
На потребительском рынке городского округа Первоуральск сохраняется стабильная ситуация. Годовой объем оборота розничной торговли в 2013 году составил 15861,5 млн. руб., что в текущих ценах на 35,6% больше, чем в 2010 г. Анализируя товарооборот всего потребительского рынка за предыдущие годы, мы наблюдаем тенденцию роста, это объясняется открытием новых торговых объектов, объектов питания и услуг. Потребительский рынок по состоянию на 01.01.2014 г. насчитывает 625 объектов торговли, 290 объектов общественного питания и 154 объекта оказания услуг. Обеспеченность торговыми площадями за период 2010 - 2013 годы увеличилась с 615 кв. м. до 682,6 кв. м. на 1000 жителей, в том числе продовольственными товарами 249,4 кв. м., непродовольственными товарами 433,2 кв. м., что больше минимальной обеспеченности торговыми площадями на 136,5%.
Создано 128 новых рабочих мест. Усиление социальной направленности в развитии торговли, питания и услуг предусматривает приоритетное развитие сети предприятий для социально-незащищенных слоев населения, для этих целей в городском округе действует проект "Социальная карта", в котором принимают участие 48 объектов потребительского рынка. На территории городского округа увеличивается число торговых сетей. Их количество возросло до 58 (11 - федеральных сетей, 9 - областных сетей, 38 - местных сетей). Продолжает сокращаться количество нестационарных торговых объектов, что свидетельствует об устойчивом развитии магазинов, которые практически полностью удовлетворяют потребности населения в приобретении необходимых товаров.
Одной из основных задач Администрации города является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
В городском округе Первоуральск на 01.01.2014 года число субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в реестрах юридических и физических лиц, составляет 7 681 единиц (уменьшение по сравнению с числом субъектов на 01.01.2013 года на 5 процентов), в том числе количество субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) на 01.01.2014 года - 3 583 человек. Данное уменьшение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей объясняется с повышением социальных отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На территории городского округа Первоуральск в 2013 году в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства проведены следующие организационные мероприятия:
- публиковалась информация об инструментах государственной поддержки предпринимателей, в частности, госсубсидиях для СМСП, трижды в СМИ анонсировались учебные курсы для граждан, желающих начать собственное дело, также анонсировались юридические консультации в рамках "Юридической недели в России", вышел ТВ-сюжет о получении субсидий первоуральскими предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере дошкольного образования;
- продолжается работа над сайтом производственников и инноваторов (название сайта www.firmural.ru).
- оказаны консультационные услуги 523 субъектам малого и среднего предпринимательства;
- суммы субсидий составляют из местного бюджета - 250,0 тыс. руб. и из областного бюджета - 375,0 тыс. руб.
В плановом периоде планируется расширить спектр информационно-консультационных услуг, продолжить внедрение массовых программ обучения субъектов малого и среднего предпринимательства по развитию предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций, организация конкурсов и выставок-ярмарок.
Выполнение мероприятий программ позволит обеспечить положительную динамику роста показателей развития малого и среднего предпринимательства.
Параграф 6. Формирование комфортной, экологически благополучной среды проживания человека
В рамках запланированных мероприятий на территории городского округа Первоуральск на 2014 - 2016 годы решаются следующие вопросы местного значения городского округа, определенные статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов;
- владение, пользование и распоряжение имуществом (гидротехническими сооружениями), находящимися в муниципальной собственности.
Городской округ Первоуральск относится к территориям с высоким уровнем техногенных и антропогенных нагрузок, близким расположением жилой зоны к промтерриториям, высоким уровнем накопленного экологического ущерба, наличием производств с устаревшими технологиями, не обеспечивающими требований современных экологических стандартов безопасности, высоким уровнем гарбологических нагрузок.
Кроме того, Первоуральск отличает и ряд специфических черт: высокая плотность крупных промышленных предприятий, территориальная близость к предприятиям г. Ревды (в первую очередь - ОАО "СУМЗ"), оказывающим значительное влияние на экологическую обстановку и уровень экологически обусловленной заболеваемости в Первоуральске.
Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории городского округа Первоуральск. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Свердловской области и определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения в том числе и городского округа Первоуральск
Сохранение лесов является гарантией сохранения биоразнообразия - одной из главных составляющих устойчивого развития окружающей среды, что наиболее актуально для промышленного города.
В муниципальной собственности городского округа Первоуральск находится 10 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), из них 7 ГТС на основании актов обследования и разработанных деклараций безопасности имеют пониженный уровень безопасности. На основании Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник ГТС финансирует мероприятия по эксплуатации ГТС, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС. Для исключения возникновения чрезвычайных ситуаций, повышения эксплуатационной безопасности необходима организация дежурства во время паводков, текущий ремонт и разработка деклараций безопасности ГТС, а так же проведение капитального ремонта Новоуткинского гидроузла, так как правый затвор водосборного сооружения находятся в нерабочем состоянии, проходит фильтрация воды через трещину в левом устое водосборного сооружения, имеется посадка грунтовой плотины в месте примыкания к левой части водосборного сооружения.
Учитывая вышеизложенное, во исполнение Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для эффективного расходования бюджетных средств возникает необходимость решения данных проблем программным методом.
Предложенные мероприятия необходимы для решения следующих задач местного значения в сфере охраны окружающей среды и лесов:
экологический мониторинг параметров окружающей среды;
уменьшение количества экологически обусловленных заболеваний, в первую очередь среди детей дошкольного возраста;
уменьшение риска стихийных бедствий и возникновения аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
рациональное и интенсивное использование лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов.
В ходе реализации мероприятий предполагается достичь:
обеспечение постоянного мониторинга за качеством окружающей среды;
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений.
Подпрограмма 4. "Обеспечение общественного порядка, пожарной безопасности и защита населения от чрезвычайных ситуаций" на территории городского округа Первоуральск
Согласно Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского Совета от 23 июня 2005 года N 94, к вопросам местного значения городского округа Первоуральск относятся:
- организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Более эффективно решение данных вопросов программно-целевым методом, в этом случае прослеживается прямая зависимость достижения поставленных целевых показателей от объема выделенных денежных средств.
На территории городского округа Первоуральск в течение 2011 - 2012 годах наблюдается тенденция по снижению роста преступности, а по многим направлениям обеспечения охраны общественного порядка достигнута определенная стабильность.
В 2013 году личным составом ОМВД выполнялись задачи по противодействию преступности, обеспечению общественного порядка и безопасности граждан городского округа Первоуральск. В 2013 году сохранилось снижение общего числа совершенных преступлений, зарегистрировано 2350 преступлений (-11%).
Особое внимание уделяется предупреждению подростковой преступности. Благодаря предпринятым мерам, выполненным профилактическим мероприятиям удалось достичь значительного снижения показателя преступлений, совершенных несовершеннолетними по отношению к запланированному, а именно снижение составило 68% вместо запланированных 3%.
Однако несмотря на это, оперативная обстановка в городском округе Первоуральск остается напряженной и требует дальнейшего принятия мер, направленных на профилактику преступлений и правонарушений.
Прогноз возможных последствий применения современных средств поражения по объектам экономики, а также риски возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров показывают, что они могут представлять существенную угрозу населению и территории городского округа Первоуральск, могут принести значительный материальный ущерб, имеют долговременные экологические и социальные последствия.
В части предотвращения и борьбы с пожарами одной из основных проблем на территории городского округа Первоуральск выделяется недостаточный уровень защищенности населения, проживающего в сельской местности, от пожаров. В большинстве населенных пунктов городского округа Первоуральск имеющиеся системы пожарной безопасности не соответствует требованиям нормативных документов, а в некоторых населенных пунктах полностью отсутствуют.
Так обеспечение наружными источниками пожарного водоснабжения населенных пунктов городского округа Первоуральск составляет: с. Новоалексеевское - 20%, п. при ст. Хрустальная - 50%, п. Новоуткинск - 20%, п. Билимбай - 30%, с. Битимка - 30%, д. Черемша - 50%, п. Кузино - 40%, с. Нижнее Село - 20%, д. Каменка - 30%. Полностью отсутствуют наружные источники пожарного водоснабжения в д. Ст. Решеты, п. Флюс, п. Канал, д. Хомутовка, п. Шадриха, п. Коуровка, п. Прогресс, с. Слобода, д. Новая Трека, д. Макарова, д. Извездная, д. Коновалово, п. Ильмовка, п. Дидино, п. Перескачка, п. Меркитасиха, д. Старая Трека.
Также сложной остается ситуация и с прикрытием населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. Федеральным Законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" регламентируется время прибытия первого подразделения к месту пожара, которое составляет в городской черте - 10 минут, в сельских поселениях - 20 минут. Имеющаяся сеть пожарных депо федеральной и областной противопожарных служб не соответствует указанным требованиям. Так, вне нормативного радиуса действия пожарных частей находятся д. Ст. Решеты, п. при ст. Хрустальная, п. Флюс, п. Канал, д. Черемша, д. Дидино, д. Ильмовка, д. Хомутовка, п. Кузино, п. Перескачка, п. Меркитасиха, с. Нижнее Село, д. Каменка, д. Трека. В целях прикрытия пожарными формирования указанных населенных пунктов в городском округе Первоуральск создано общественно учреждение "Первоуральская добровольная пожарная охрана" для защиты удаленных сельских территорий. Выездные подразделения ОУ ПДПО дислоцируются в п. Кузино, с. Н. Село, д. Черемша, п. Меркитасиха.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития городского округа Первоуральск, Программой социально-экономического развития городского округа Первоуральск в 2015 - 2017 годах, Программой предусмотрено строительство подъезда для пожарных автомобилей к естественному водоему с пирсом в п. Новоуткинск, в п. Прогресс, в с. Слобода, п. Билимбай, с. Битимка, д. Черемша, д. Каменка, п. Ст. Решеты, д. Ст. Трека, п. Меркитасиха.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.