Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Демографическая ситуация
По итогам 2013 года демографическая ситуация в Екатеринбурге характеризуется сохранением позитивной динамики роста численности населения, сложившейся с 2004 года. Основными факторами роста численности населения Екатеринбурга являлись устойчивое улучшение динамики репродуктивных показателей, превышение числа родившихся над умершими с 2005 года и положительное сальдо миграции в 2004 - 2013 годах.
В 2013 году тенденция роста числа родившихся, сформировавшаяся с начала 2000-х годов, усилилась. По итогам 2013 года количество родившихся возросло по сравнению с 2012 годом на 801 человека и достигло 20464 человек (14,2 родившегося на 1000 человек населения). Увеличению числа рождений на протяжении последних лет способствовала благоприятная возрастная структура населения - рост числа женщин основного детородного возраста (до 35 лет), а также повышение интенсивности деторождения: суммарный коэффициент рождаемости по Свердловской области в 2013 году составил 1,871 единицы*(1) (в 2012 году - 1,827 единицы). За январь - сентябрь 2014 года родились живыми 15761 человек (103,4 процента к январю - сентябрю 2013 года), за девять месяцев 2014 года выдано 16129 родовых сертификатов, что также подтверждает сохранение рождаемости в Екатеринбурге на высоком уровне.
*(1) Ожидается, что в 2014 - 2017 годах рождаемость сохранится на довольно высоком уровне. Значительное положительное влияние на демографические Сведения о суммарном коэффициенте рождаемости по муниципальному образованию "город Екатеринбург" органами статистики не формируется.
процессы в оценочном и прогнозируемом периодах будут оказывать меры государственной поддержки материнства и детства, в частности:
предоставление и ежегодное увеличение размера материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей, если право на получение материнского капитала не было использовано ранее*(1) (в 2014 году размер материнского капитала составил 429,41 тысячи рублей*(2), в прогнозируемом периоде размер материнского капитала будет пересматриваться с учетом темпов роста инфляции);
выплата областного материнского (семейного) капитала в размере 100 тысяч рублей*(3) и единовременного пособия женщине при рождении одновременно двух и более детей, а также при рождении третьего и последующих детей в размере 5000 рублей*(4);
предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума семьям, в которых рожден третий или последующие дети, до достижения ребенком возраста трех лет*(5).
Кроме того, в прогнозируемом периоде положительное влияние на демографические процессы окажут меры по улучшению демографической ситуации, осуществляемые в реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года*(6), указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, в частности создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также профессионального обучения (переобучения) женщин.
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
*(2) Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 201-ФЗ).
*(3) Закон Свердловской области от 20.10.2011 N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" (в редакции Закона Свердловской области от 17.10.2013 N 97-ОЗ).
*(4) Постановление Правительства Свердловской области от 07.11.2012 N 1265-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2000 N 1004-ПП "О порядке назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций некоторым категориям граждан Свердловской области в соответствии с Областным законом "О защите прав ребенка".
*(5) Закон Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (в редакции закона Свердловской области от 09.12.2013 N 118-ОЗ).
*(6) Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 N 483).
*(7) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения*(1).
*(1) Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 17.02.2014 N 89-УГ).
Основным проектом, определяющим демографическую политику муниципалитета, мероприятия которого направлены на создание условий для укрепления института семьи, содействие реализации ее основных функций (репродуктивной, воспитательной, социальной), является стратегический проект "Семья". Весь комплекс мер демографического развития Екатеринбурга на период до 2020 года формируется на основе актуализированного Стратегического плана развития Екатеринбурга (Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 67/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане Екатеринбурга") и разработанных в соответствии с ним стратегических проектов "Здоровье маленьких горожан", "Профилактика - упреждающий удар", "Три шага к долголетию".
В то же время в прогнозируемом периоде рост рождаемости будет несколько сдерживаться сокращением числа женщин фертильного возраста ввиду вхождения в активный репродуктивный возраст малочисленных групп женщин, рожденных в начале 1990-х годов (период спада рождаемости), тенденцией откладывания рождения первого ребенка на более поздний период. Влияние этих факторов усилится в долгосрочной перспективе в связи с изменившейся возрастной моделью рождаемости: сравнение возрастных коэффициентов рождаемости за последние годы показывает изменение возрастного профиля рождаемости за счет перемещения пика рождаемости на более старшие возрастные группы. По итогам 2013 года средний возраст матерей в Свердловской области составил 28,43 года (в 2010 году - 27,63 года, 2011 год - 27,82 года, 2012 год - 27,92 года)*(2).
*(2) Сведения о среднем возрасте матерей по муниципальному образованию "город Екатеринбург" органами статистики не формируется.
Количество умерших в Екатеринбурге снизилось по сравнению с 2012 годом на 377 человек и составило в 2013 году 15974 человек (11,1 человека умерших на 1000 человек населения). Число умерших в возрасте до одного года уменьшилось с 120 человек в 2012 году до 114 человек в 2013 году. За январь - сентябрь 2014 года количество умерших составило 12319 человек (за январь - сентябрь 2013 года 11874 человек), а число умерших в возрасте до одного года составило 88 человек.
В 2015 - 2017 годах сохранится тенденция старения населения муниципального образования "город Екатеринбург": в пенсионный возраст будут входить многочисленные группы населения, родившихся в 50-х годах XX века (в 1950 году рождаемость в Российской Федерации составляла 26.9 человека на 1000 жителей, для сравнения: в 2013 году - 14,2 человека на 1000 жителей), доля лиц пенсионного возраста к концу 2017 года составит 23.9 процента (на начало 2014 года - 22,0 процента), в связи с чем ожидается некоторое увеличение абсолютных показателей смертности населения при сохранении коэффициента смертности населения практически на одном уровне (рисунок 1).
За последние семь лет продолжительность жизни населения Свердловской области возросла на три года и достигла 69,8 года*(1). К концу 2014 года ожидается увеличение средней продолжительности жизни до 70,2 года.
*(1) Сведения об ожидаемой продолжительности жизни населения по муниципальному образованию "город Екатеринбург" органами статистики не формируется.
Рисунок 1
Уровень рождаемости и смертности населения Екатеринбурга
Важную роль в увеличении численности населения Екатеринбурга играет миграционный прирост. В 2013 году число прибывших в Екатеринбург составило 46950 человек, выбывших из города - 35150 человек. Общий миграционный прирост составил 11800 человек, при этом наибольшую долю в нем составил прирост за счет миграции в пределах Свердловской области (7200 человек или 61 процент от общего миграционного прироста). За счет миграции из других регионов России численность населения Екатеринбурга возросла на 4551 человека (38,6 процента от общего миграционного прироста).
За январь - июнь 2014 года миграционный прирост составил 2386 человек. Ожидается, что в 2014 году число прибывших мигрантов превысит число выбывших на 12 тысяч человек. Благодаря емкости и разнообразию рынка труда Екатеринбурга, концентрации учебных заведений на его территории в прогнозируемом периоде ожидается сохранение положительного сальдо миграции. Положительное влияние на процессы миграции также окажут мероприятия по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года*(1) и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Кроме того, в прогнозируемом периоде предполагается увеличение числа переселившихся в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом*(2), при этом территорией вселения главным образом является Екатеринбург. Так, на 2014 год предусмотрена квота для 500 участников программы и 500 членов их семей, на 2015 - 2017 годы предполагается переселение в Свердловскую область 2700 участников программы и 2700 членов их семей.
*(1) Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 1502-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
*(2) Постановление Правительства Свердловской области от 28.08.2013 N 1054-ПП "Об утверждении Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 18.06.2014 N 518-ПП).
Тем не менее на сдерживание темпов миграции в долгосрочной перспективе окажет влияние введение с 01.01.2015 запрета для граждан Содружества Независимых Государств, кроме граждан Белоруссии и Казахстана, на въезд в Российскую Федерацию без заграничных паспортов*(3).
*(3) Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 (http://www.kremlin.ru/transcripts/17118).
В 2014 году и прогнозируемом периоде 2015 - 2017 годов ожидается дальнейший рост численности постоянного населения Екатеринбурга (рисунок 2). Этому будет способствовать превышение рождаемости над смертностью населения, а также сохранение положительного миграционного прироста населения.
Рисунок 2
Численность постоянного населения Екатеринбурга, на конец года
Рисунок 3
Возрастная структура населения Екатеринбурга на начало года
Таким образом, в прогнозируемом периоде возрастная структура населения будет определяться фактором замещения поколений. По прогнозным оценкам, количество лиц трудоспособного возраста к началу 2017 года сократится до 891,1 тысячи человек (на начало 2014 года число лиц трудоспособного возраста составило 902,5 тысячи человек), количество лиц моложе трудоспособного и старше трудоспособного возраста увеличится до 251.9 и 351,4 тысячи человек соответственно (на начало 2014 года составило 224.9 и 318,3 тысячи человек соответственно) (рисунок 3). В результате вырастет демографическая нагрузка на трудоспособное население: на начало 2014 года на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 602 нетрудоспособных, к началу 2017 года - 677 нетрудоспособных граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.