Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 12. Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи населению области
Параграф 23. Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи. Перспективы развития на 2015 - 2017 годы
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Свердловской области включают следующие мероприятия:
1) создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи;
2) формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;
3) создание системы оказания медицинской помощи сельскому населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;
4) развитие новых форм оказания медицинской помощи: стационарозамещающих и выездных методов работы;
5) создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
6) совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Для того, чтобы основные направления структурных преобразований внедрялись успешно, необходимо обновление материально-технической базы первичного звена. В течение 2014 года проводилась работа по замене изношенных и не подлежащих лицензированию ФАП на модульные. Так, в 2014 году приобретено 20 модульных ФАП, на период 2015 - 2017 годов планируется поставка дополнительных 22 модульных ФАП. Кроме того, увеличивается число ОВП с расширением охвата населения врачебной помощью: в 2014 году открыто 2 ОВП в Кушвинском ГО, в 2015 году планируется открытие 3 ОВП (в поселке Красногвардейский Артемовского ГО и поселке Балтым ГО Верхняя Пышма).
Учитывая наличие труднодоступных и малонаселенных территорий, низкую плотность населения в целом ряде городских округов и муниципальных районов, в 2014 году велась планомерная работа по увеличению объемов выездной деятельности лечебно-профилактических учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению. В 2015 году объемы работы и география выездов будут расширены и для межмуниципальных центров, и для крупных и районных городских больниц, и для лечебных учреждений первого уровня трехуровневой системы. Кроме того, будут сформированы планы-графики выездной работы с учетом отдаленности территории, охвата медицинскими осмотрами населения и уровня выявленных заболеваний в прошлые годы.
Будет продолжена работа по организации и оснащению домовых хозяйств, а также обеспечению их телефонной связью с ближайшим медицинским учреждением. По состоянию на 01.01.2015 в Свердловской области организовано 202 домовых хозяйства; до 2018 года планируется организация еще 150 домовых хозяйств в тех населенных пунктах численностью до 100 человек, где отсутствуют какие-либо медицинские подразделения лечебных учреждений (ФАП, ОВП).
Перспективным направлением структурных преобразований первичной медико-санитарной и первичной специализированной медицинской помощи на период 2015 - 2017 годов станет оптимизация логистики потока пациентов, в основе которой лежат схемы территориального планирования первичной медицинской помощи Свердловской области, разработанные рабочими группами в результате межмуниципального межведомственного взаимодействия, в том числе с учетом наличия и состояния дорог, доступности общественного транспорта, обновления перечня сельских населенных пунктов, где не проживает ни одного жителя либо проживает малое число жителей.
На период 2015 - 2017 годов запланированы мероприятия по организации работы регистратур амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе будут расширены возможности записи на прием к врачу в электронном виде удаленным доступом, организовано видеонаблюдение в холлах поликлиник с подключением к центральному порталу специализированной системы удаленного видеонаблюдения и сбора статистики, обеспечена работа поликлиник в выходные и праздничные дни.
Планируется дальнейшее увеличение объемов оказания неотложной помощи в поликлинике. Если в 2013 году было выполнено всего 345691 неотложное посещение, или 0,076 посещения на 1 жителя (при федеральном нормативе на 2013 год 0,36 посещения на 1 жителя), то в 2014 году - 1283445 посещений, или 0,29 посещения на 1 жителя (при федеральном нормативе 0,46). На 2015 год в рамках Территориальной программы запланировано 2251890 неотложных посещений.
Будет продолжен начатый в 2014 году пилотный проект по организации врачебно-фельдшерских бригад с пересмотром нагрузки на участковых врачей и перераспределением функциональных обязанностей между врачом и средним медицинским персоналом. Согласно предварительным итогам реализации проекта в 2014 году на участках, где созданы врачебно-фельдшерские бригады, выросло число посещений, увеличился охват флюорографическими исследованиями, вакцинопрофилактикой и диспансерным наблюдением.
В 2015 году будет продолжена работа по повышению качества проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, а именно по росту и достижению целевых значений доли пациентов, направляемых на второй этап диспансеризации (целевое значение - 30 процентов осмотренных, фактическое значение 2014 года - 12 процентов), на углубленное профилактическое консультирование (медицинские показания имели 65 процентов осмотренных, направлены 17 процентов) и на диспансерное наблюдение на врачебном участке (целевое значение - 24 процента, фактическое значение 2014 года - 15 процентов).
В 2013 и 2014 годах проводилась большая комплексная работа по изменению учета и оплаты амбулаторной медицинской помощи по специальности "стоматология" в рамках Территориальной программы. С 01 января 2015 года все стоматологические организации и стоматологические подразделения медицинских организаций, работающие в системе ОМС, переходят на учет и оплату посещений на основе клинико-статистических групп в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 31.07.2014 N 993-п "Об утверждении клинико-статистических групп при оказании медицинской помощи взрослому и детскому населению Свердловской области при стоматологических заболеваниях" вместо предшествовавшего подушевого принципа финансирования амбулаторной стоматологической помощи.
Параграф 24. Структурные преобразования системы оказания специализированной медицинской помощи. Перспективы развития на 2015 - 2017 годы
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов", в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации в Свердловской области проводятся мероприятия по реструктуризации коечного фонда стационарных отделений.
При проведении оптимизации стационарной помощи первоочередной задачей является рациональное распределение коечного фонда между медицинскими организациями по трем уровням оказания медицинской помощи с учетом оптимальной доступности специализированной помощи для населения, сохранение стационарных отделений в труднодоступных и отдаленных от межмуниципальных медицинских центров территориях области. Сокращение коечного фонда стационарных отделений проводится в случае недостаточной занятости коек в них, наличия в зоне доступности других стационарных отделений с достаточным количеством коек и наличия регулярного транспортного сообщения.
На 01.01.2013 коечный фонд в круглосуточном стационаре составлял 33990 коек. По результатам ежеквартального анализа деятельности круглосуточных стационаров и во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи" изменена структура коечного фонда в многопрофильных стационарах и в центрах медицинской реабилитации с выделением коечного фонда для медицинской реабилитации. В результате проведенных мероприятий коечная мощность круглосуточных стационаров составляет 31126 коек, сокращено 1362 койки, кроме того, из общего коечного фонда выведены 1503 койки, обеспечивающие оказание медицинской помощи на хозрасчетной основе.
В целях сохранения доступности оказания медицинской помощи ряд медицинских технологий из круглосуточного стационара переведен в дневной (методики проведения сеансов химиотерапии при злокачественных новообразованиях, несложные хирургические операции, гемодиализ, лечение легких форм заболеваний, в том числе гинекологического профиля). По данным технологиям совместно с ТФОМС Свердловской области повышены тарифы для стационарозамещающих подразделений. Кроме того, из этапа стационарного лечения выделена стационарная реабилитационная помощь. Организованы четыре отделения реабилитации больных с заболеваниями центральной и периферической нервной системы (города Каменск-Уральский, Первоуральск, Екатеринбург). Развивается новый вид помощи - паллиативная (открыто пять круглосуточных отделений паллиативной помощи - в ГБУЗ СО "Свердловский областной онкологический диспансер", ГБУЗ СО "Городская больница N 5 город Каменск-Уральский", ГБУЗ СО "Центральная городская больница город Кушва", ГБУЗ СО "Байкаловская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Краснотурьинская городская больница N 1".
Кроме того, в соответствии с Программой управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1329-ПП "Об утверждении Программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", в области проводятся мероприятия по оптимизации сети областных государственных учреждений. Оптимизация сети является неотъемлемой частью совершенствования организации медицинской помощи и одним из основных направлений совершенствования управления государственным имуществом и повышения эффективности бюджетных расходов. Оптимизация сети здравоохранения в Свердловской области проходит путем присоединения небольших лечебных учреждений к более крупным, либо объединения однопрофильных специализированных диспансеров (кожно-венерологических, психиатрических, онкологических, службы крови) в единые юридические лица.
Это позволяет сократить расходы в первую очередь на содержание аппарата управления и дублирующих служб. Снижаются расходы на оплату труда, затраты на приобретение товаров, работ и услуг, а также на прочие расходы. Объединение учреждений позволяет повысить эффективность использования диагностического оборудования и рационального перераспределения персонала.
За 2014 год проведена реорганизация 25 государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области.
Таким образом, в результате реорганизации структуры коечного фонда общее количество коек в круглосуточных стационарах сокращено на 4 процента, целевой показатель Государственной программы в 2014 году по количеству коек в круглосуточном стационаре (31190 койки) достигнут.
Параграф 25. Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи матерям и детям. Перспективы развития на 2015 - 2017 годы
Обеспечение своевременного доступа к медицинской помощи на соответствующем уровне для всего населения области независимо от места проживания - основная цель мероприятий в сфере совершенствования трехуровневой системы оказания помощи матерям и детям.
В 2014 году продолжен очный аудит учреждений родовспоможения первого уровня с оценкой их готовности к оказанию помощи по разделам базовой и экстренной перинатальной помощи с учетом оценки практических навыков персонала. По итогам аудита составлено заключение по каждому учреждению о его соответствии требованиям современного уровня родовспоможения. В 2014 году одно учреждение первого уровня (ГБУЗ СО "Карпинская центральная городская больница") по результатам аудита признано не готовым к оказанию помощи по профилям "акушерство-гинекология", "неонатология", "реаниматология". В связи с этим на период приведения службы родовспоможения и детства этого учреждения в соответствие с федеральными порядками оказания помощи, решения кадрового вопроса на территории Карпинского ГО изменена маршрутизация беременных, рожениц и родильниц в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 02.07.2014 N 846-п "Об изменении маршрутизации беременных, рожениц и родильниц на территории Карпинского городского округа". Лицензия на оказание помощи по профилю "акушерство-гинекология" у ГБУЗ СО "Карпинская центральная городская больница" не отзывалась, штатное расписание и коечный фонд для беременных не претерпели изменений. Все учреждения, в которые перенаправлен поток беременных и рожениц, имеют достаточное количество коек. Для транспортировки беременных обеспечена бесперебойная работа санитарного транспорта с контролем времени доезда по вызову, времени доставки в родовспомогательное учреждение.
В рамках уже сформированной трехуровневой системы оказания медицинской помощи в службе охраны здоровья матери и ребенка в 2015 - 2017 годах планируется широкое внедрение программы кураторства областного и межтерриториальных перинатальных центров над учреждениями родовспоможения первого уровня с прикрепленных территорий. На базе перинатальных центров для обеспечения взаимосвязи, координации деятельности учреждений родовспоможения Свердловской области в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Свердловской области от 02.04.2013 N 402-п "Об организации Центра мониторинга беременных на базе ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1" и от 24.04.2013 N 534-п "О внедрении мониторинга беременных на территории Свердловской области" продолжат свою работу Центры мониторинга беременных.
На базе областного и межтерриториальных перинатал
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.