Соглашение между Свердловским областным объединением организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области", Региональным объединением работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Свердловской области на 2015 - 2017 годы
I. Общие положения
1.1. Стороны Соглашения (в дальнейшем совместно именуемые "Стороны"): областные объединения профсоюзов в лице Свердловского областного объединения организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области" (далее - Профсоюзы), областные объединения работодателей в лице Регионального объединения работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" (далее - Работодатели) и Правительство Свердловской области, являющееся высшим органом исполнительной власти Свердловской области (далее - Правительство), заключили Соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Свердловской области в 2015 - 2017 годах и совместные действия Сторон по их реализации (далее - Соглашение).
1.2. Соглашение основано на законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере труда, а также конвенциях Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, обязательствах, закреплённых Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Федеральными отраслевыми соглашениями и договорённостями сторон.
1.3. Стороны Соглашения считают, что на предстоящий период главной целью социальной политики в Свердловской области должно стать создание условий, содействующих формированию структурно развитой, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно, обеспечению права граждан на труд, внедрению принципов достойного труда, повышению доходов и качества жизни населения, снижению уровня социального неравенства.
1.4. Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров с Профсоюзами и иными представителями, избираемыми работниками, в организациях, независимо от форм собственности и индивидуальных предпринимателей. Стороны обязуются оказывать профсоюзным организациям, работодателям, их объединениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления всестороннее содействие в развитии социального партнёрства на основе заключенных коллективных договоров и соглашений.
1.5. Действие Соглашения распространяется на Стороны Соглашения, указанные в пункте 1.1. Соглашения.
К Соглашению могут присоединиться работодатели, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, не являющиеся членами Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (далее - СОСПП) и не уполномочившие СОСПП от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение в соответствии с Законом Свердловской области от 22 октября 2009 года N 92-ОЗ "О порядке присоединения работодателей к региональному соглашению, устанавливающему общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Свердловской области".
1.6. В рамках обеспечения реализации Соглашения и порядка его распространения Стороны Соглашения на основе взаимных консультаций в соответствии с Законом Свердловской области от 03 мая 2005 года N 36-ОЗ "О Свердловской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" принимают согласованные решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов Российской Федерации и Свердловской области и обеспечивают их исполнение.
1.7. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется сторонами социального партнёрства, их представителями, Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области. Стороны разрабатывают мероприятия по исполнению Соглашения и не реже двух раз в течение календарного года, предоставляют друг другу информацию об их исполнении.
1.8. Представители Сторон, подписавших Соглашение, в период его действия имеют право проявить инициативу по проведению переговоров по внесению в него изменений или заключению нового Соглашения. Изменения и дополнения в Соглашение могут быть внесены в порядке, предусмотрённом Сторонами Соглашения для его заключения и в соответствии с Законом Свердловской области от 03 мая 2005 года N 36-ОЗ "О Свердловской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Когда экономическое положение работодателей, на которых распространяется Соглашение, не позволяет обеспечить уровень показателей Соглашения, подписание коллективного договора с отклонениями от Соглашения производится с учётом финансово-экономического положения конкретной организации (индивидуального предпринимателя). При этом работодатель обязан взять на себя обязательство при улучшении финансового положения пересмотреть принятые в коллективном договоре показатели в сторону их улучшения с целью достижения уровня, предусмотренного Соглашением.
1.9. В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений исполнительные органы государственной власти Свердловской области, осуществляющие разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Правительства Свердловской области (далее - проекты нормативных правовых актов), до начала процедуры согласования направляют проекты нормативных правовых актов Профсоюзам и Работодателям и обеспечивают обязательное рассмотрение мнения Профсоюзов и Работодателей по направленным им проектам нормативных правовых актов.
II. Экономическая политика
Стороны соглашения совместно:
2.1. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности продукции, в том числе путём:
выработки и реализации мер по обеспечению государственной поддержки приоритетных направлений развития экономики Свердловской области, роста эффективности производства и занятости населения, формирования системы кадрового восполнения хозяйственного комплекса;
обеспечения равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, как фактора экономического роста и развития конкуренции;
создания условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг;
внедрения эффективных механизмов привлечения инвестиций и стимулирования новаций;
проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики;
создания новых высокопроизводительных и модернизации существующих рабочих мест;
повышения эффективности государственного управления и бюджетных расходов.
2.2. Своевременно принимают меры по предупреждению несостоятельности организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объёме досудебные процедуры, в том числе трудовой арбитраж. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платёжеспособных предприятий.
2.3. Осуществляют совместные мероприятия по контролю за соблюдением законодательства в области социально-трудовых отношений при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, её реструктуризации.
2.4. Проводят смотры-конкурсы по ресурсосбережению, в том числе по энергосбережению, в организациях и у индивидуальных предпринимателей Свердловской области во всех отраслях материального производства и непроизводственной сферы.
2.5. Содействуют реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 N 570-р "Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)" в части увеличения к 2018 году инвестиционной и инновационной активности, производительности труда, коэффициента обновления основных фондов.
2.6. Принимают меры, направленные на повышение роста производительности труда в Свердловской области в соответствии с параметрами, установленными Стратегией развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года".
2.7. Осуществляют меры социальной защиты работников, высвобождающихся или находящихся в сфере потенциального высвобождения, в связи с модернизацией производства, в том числе обеспечивают упреждающие мероприятия для повышения профессиональной, территориальной мобильности данной категории работников.
2.8. Осуществляют деятельность по развитию инфраструктуры и информационной составляющей развития кооперационных связей в промышленном комплексе для повышения экономического потенциала региона.
2.9. Выносят на рассмотрение Свердловской областной трёхсторонней комиссии работу администраций муниципальных образований, имеющих задолженность муниципальных учреждений перед хозяйствующими субъектами.
Правительство:
2.10. Реализует комплекс мер по поддержке и повышению эффективности организаций реального сектора экономики Свердловской области, включая меры по сохранению и развитию высокотехнологичных и наукоёмких производств в пределах утверждённых бюджетных ассигнований.
Содействует повышению эффективности организаций реального сектора экономики Свердловской области путём их включения в действующие и разрабатываемые государственные программы Российской Федерации и государственные программы Свердловской области.
2.11. Осуществляет государственное регулирование цен и тарифов. В пределах своей компетенции и после проведения консультаций со Сторонами Соглашения по основным направлениям ценовой и тарифной политики на стадии их разработки и подготовки Сторонами предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективного функционирования организаций и отраслей принимает необходимые меры по установлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области экономически обоснованных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.12. Принимает к сведению предложения Профсоюзов и Работодателей при разработке государственных программ Свердловской области и информирует их о принятых решениях в соответствии с законодательством Свердловской области.
2.13. В целях обеспечения финансовой устойчивости организаций потребительского рынка и недопущения их убыточности рекомендует органам местного самоуправления в установленном законодательством порядке:
оказывать содействие в развитии современных социально ориентированных предприятий, включая магазины-дискаунты, торговые комплексы, магазины-склады;
оказывать содействие в организации и проведении сельскохозяйственных ярмарок "выходного дня";
содействовать внедрению проекта "Социальная карта потребительского рынка" на территории муниципального образования;
содействовать в организации выездной торговли в труднодоступные и малонаселённые сельские населённые пункты;
оказывать содействие в привлечении крупных сетевых компаний областного и местного значения к решению задач совершенствования торгового и бытового обслуживания населения муниципальных образований.
2.14. Рекомендует органам местного самоуправления принимать меры по недопущению образования кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг муниципальных организаций перед самостоятельными хозяйствующими субъектами, предоставляющими такие услуги, и учитывает выполнение данной рекомендации при оказании поддержки бюджетам муниципальных образований из областного бюджета.
2.15. Содействует деятельности организаций Свердловской области по модернизации и техническому переоснащению объектов и инженерной инфраструктуры и внедрению современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе в соответствии с действующим законодательством в пределах утверждённых бюджетных ассигнований.
2.16. Обеспечивает принятие мер по государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, предусмотренных Законом Свердловской области от 04 февраля 2008 года N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области".
2.17. Оказывает всестороннее содействие деятельности организаций потребительского рынка по стабилизации торгового и бытового обслуживания населения.
2.18. При обсуждении и принятии решений по крупным инвестиционным проектам учитывает уровень взаимодействия организаций, компаний, холдингов, торговых сетей с Профсоюзами и Работодателями в социально-партнёрских отношениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области оказывает государственную поддержку при реализации ими инвестиционных и инновационных проектов, направленных на развитие существующих и создание новых эффективных производств в пределах утверждённых бюджетных ассигнований.
2.19. Содействует развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, предусматривает в областном бюджете бюджетные ассигнования на развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области.
Работодатели:
2.20. Обеспечивают по запросу исполнительных органов государственной власти Свердловской области, Профсоюзов и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, предоставление информации, необходимой для совместной разработки прогноза и мониторинга социально-экономического развития Свердловской области.
2.21. Предоставляют профсоюзным комитетам в соответствии с коллективными договорами аналитические документы и формы статистической отчётности по вопросам организации труда и заработной платы по категориям персонала и профессиям.
2.22. Знакомят первичные профсоюзные организации, с которыми заключены коллективные договоры, с анализом финансово-хозяйственной деятельности организаций с периодичностью, определённой коллективными договорами, но не реже двух раз в год и реализуют право представителей первичной профсоюзной организации на участие в работе органов управления предприятиями всех форм собственности в порядке, определённом коллективными договорами.
2.23. Знакомят профсоюзы с мероприятиями, направленными на обновление основных производственных фондов, и планами по освоению новой техники и технологии после утверждения их работодателем.
Профсоюзы:
2.24. Выступают инициаторами заключения коллективных договоров, предусматривают в проектах коллективных договоров положения отраслевых и регионального трёхстороннего соглашений, минимальных (вариативных) стандартов профсоюзов и требования ратифицированных Российской Федерацией конвенций Международной организации труда.
2.25. Проводят работу с членами профсоюзов по повышению качества производимой продукции, росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и рациональному использованию рабочего времени, экономии материальных ресурсов, организации трудового соревнования в организациях и отрасли и участвуют в подведении итогов соревнования.
2.26. Проводят анализ проектов коллективных договоров на соответствие их положений действующему законодательству и соглашениям всех уровней.
2.27. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы работников.
III. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.
В сфере регулирования оплаты труда Стороны Соглашения считают приоритетными на 2015 - 2017 годы следующие направления:
обеспечение принципа "прозрачности" систем оплаты труда работников;
содействие системной организации нормирования труда;
повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с целевыми установками Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
поэтапное повышение минимальной заработной платы в Свердловской области с достижением величины прожиточного минимума трудоспособного населения Свердловской области до 2017 года.
Минимальный размер заработной платы в организациях Свердловской области устанавливается региональным Соглашением о минимальной заработной плате.
Стороны соглашения совместно:
3.1. Принимают меры по снижению доли численности населения (в том числе трудоспособного) с доходами ниже величины прожиточного минимума к уровню предыдущего года.
3.2. Осуществляют контроль за уровнем заработной платы, сроками её выплаты. Принимают меры по недопущению задолженности по заработной плате и необоснованному снижению уровня заработной платы, по недопущению выплаты работодателями неучтённой заработной платы и заработной платы без оформления трудовых отношений.
3.3. Принимают меры по обеспечению начисления и выплаты компенсации за задержку заработной платы в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации во всех организациях Свердловской области, в том числе в областных государственных унитарных предприятиях и хозяйствующих субъектах, часть акций которых находится в собственности Свердловской области.
3.4. В целях соблюдения принципов добросовестной конкуренции на рынке труда Стороны рекомендуют работодателям организаций внебюджетной сферы, применяющим тарифные системы оплаты труда:
3.4.1. Предусматривать в коллективных договорах долю оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в фонде заработной платы не менее 60 процентов (с учётом районного коэффициента, доплат, не связанных с результатами труда работников), в зависимости от отраслевых особенностей в отраслевых соглашениях эта доля может быть увеличена.
3.4.2. Содействовать реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части увеличения реальной заработной платы.
3.5. Рекомендуют использовать вместо параметров минимального потребительского бюджета величину прожиточного минимума для трудоспособного населения с коэффициентом 2,6.
Правительство:
3.6. Ежегодно при формировании областного бюджета предусматривает индексацию фондов оплаты труда работников областных и муниципальных учреждений в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в размере не менее определенного федеральным законодательством.
3.7. Реализует Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы".
3.8. Осуществляет повышение заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
3.9. Проводит мониторинг реализации "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, в части оплаты труда работников, повышение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3.10. Предусматривает средства для увеличения фондов оплаты труда работников областных государственных учреждений при повышении уровня минимального размера оплаты труда (или минимальной заработной платы).
3.11. Не допускает снижения заработной платы по отношению к предыдущему периоду для учреждений бюджетной сферы.
3.12. Осуществляет контроль за выплатами заработной платы работникам областных государственных учреждений в соответствии с новыми системами оплаты труда.
3.13. Совершенствует по согласованию с отраслевыми профсоюзами систему оплаты труда руководителей областных государственных унитарных предприятий, устанавливает зависимость размера оплаты их труда от эффективности работы организации, предусматривает ответственность за несвоевременную выплату заработной платы, согласно Положению об оплате труда.
3.14. При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) в пределах своей компетенции учитывает затраты на оплату согласно действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов с учётом отраслевых тарифных соглашений (коллективных договоров) и их фактическим исполнением организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
3.15. Учитывает в межбюджетных отношениях расходы на оплату труда работников муниципальных учреждений, соответствующие условиям оплаты труда, предусмотренным в Соглашении для работников областных государственных учреждений.
По запросу Сторон Соглашения предоставляет информацию за запрашиваемый период о размерах межбюджетных трансфертов в разрезе муниципальных образований.
Работодатели:
3.16. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, не реже чем каждые полмесяца.
В случае возникновения задолженности по заработной плате производят выплаты в соответствии с согласованными с профсоюзами сроками погашения.
3.17. Разрабатывают и закрепляют в коллективных договорах формы и системы оплаты труда и материального стимулирования работников организаций.
3.18. Доводят до сведения первичной профсоюзной организации, действующей в организации, изменения норм выработки и норм времени, тарификации работ не позднее чем за два месяца до их введения.
3.19. Обеспечивают начисление и выплату районного коэффициента к месячному заработку без учёта вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок в размере 1,15, а на территориях муниципальных образований Волчанский городской округ, Гаринский городской округ, Ивдельский городской округ, городской округ Карпинск, городской округ Краснотурьинск, городской округ Пелым, Североуральский городской округ, Таборинский муниципальный район - в размере 1,2.
3.20. Предоставляют по запросу трёхсторонним областным отраслевым комиссиям локальные акты, связанные с предоставлением компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.21. В целях обеспечения повышения реального содержания заработной платы при формировании бюджетов организаций индексируют заработную плату работников в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги в Свердловской области. Индексация производится в порядке, установленном коллективным договором, отраслевым соглашением или иным локальным нормативным актом.
3.22. Предусматривают в коллективном договоре либо утверждают локальным нормативным актом Положение о наставничестве работников внебюджетных организаций. Размер персональной надбавки определяется локальными нормативными актами.
Профсоюзы:
3.23. Включают в проекты коллективных договоров и соглашений обязательства по выплате работодателями просроченной задолженности по оплате труда работников предприятий, согласуют с работодателями сроки её погашения, размеры и порядок индексации заработной платы. Устанавливают конкретный размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы.
3.24. Инициируют издание на предприятии приказа о начислении денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы работникам в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.25. Осуществляют контроль за своевременной и полной выплатой заработной платы на предприятиях, находящихся в различных стадиях банкротства.
3.26. Содействуют совершенствованию организации нормирования труда. Осуществляют контроль за применением норм и нормативов по труду.
IV. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны считают обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения одним из государственных приоритетов в Свердловской области. В этих целях Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения и развития людских ресурсов по следующим направлениям:
содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой;
совершенствование системы информирования о ситуации на рынке труда;
повышение качества рабочей силы и развитие её профессиональной мобильности;
расширение возможностей трудоустройства для молодёжи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;
привлечение иностранной рабочей силы с учётом потребности Свердловской области;
легализация занятости.
Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях в соответствии со статьёй 82 Трудового кодекса Российской Федерации. В случае отсутствия действующих отраслевых и (или) территориальных соглашений стороны руководствуются критериями массового увольнения, определенными в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" (приложение N 1 к Соглашению).
Стороны соглашения совместно:
4.1. В случае угрозы массового увольнения работников разрабатывают совместно с органами службы занятости населения на основе взаимных консультаций программу мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку увольняемых работников, повышение конкурентоспособности безработных граждан и незанятого населения посредством обучения их по востребованным на региональном рынке труда профессиям (специальностям), определяют источники финансирования.
4.2. Участвуют в реализации государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года".
4.3. Разрабатывают предложения по содействию трудоустройству и закреплению на рабочих местах выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, впервые ищущих работу.
4.4. Выявляют потребность в кадрах и организуют повышение квалификации и переподготовку/профессиональную переподготовку работников предприятий, в том числе молодых работников, на предприятии, а при необходимости - в образовательных организациях, реализующих программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы, на условиях и в порядке, определяемых коллективными договорами и соглашениями с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и организациями дополнительного профессионального образования.
4.5. Организуют работу по кадровому обеспечению реализации инвестиционных проектов и программ модернизации производства, включая подготовку высококвалифицированных специалистов и переобучение работников предприятий для достижения соответствия их квалификации требованиям новых (модернизируемых) рабочих мест.
4.6. Организуют систему и проводят обучающие семинары для работающей молодежи предприятий, организаций.
4.7. Содействуют альтернативному трудоустройству высвобождаемых работников в случае закрытия и реконструкции градообразующих предприятий и неэффективных производств. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры обязательств по предоставлению трудовых и социальных гарантий работникам.
4.8. Осуществляют меры, направленные на обеспечение возможности прохождения практики студентами старших курсов государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области на рабочих местах, планируемых для последующего трудоустройства.
4.9. Содействуют включению в коллективные договоры и соглашения обязательств по проведению мероприятий, направленных на сохранение объёмов работ, создание новых рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора по сокращению численности или штата, предоставление им льгот и компенсаций (дополнительных к установленным законодательством).
4.10. Проводят мероприятия, содействующие профессиональному росту, образованию, научно-техническому творчеству и рационализаторству работающей молодежи.
4.11. Принимают меры по отражению в соглашениях о социальном партнёрстве всех уровней мероприятий по трудовому и бытовому обустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе содействуют трудоустройству обратившихся несовершеннолетних граждан, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, согласно договорам с этими учреждениями.
4.12. В целях повышения престижа массовых профессий совершенствуют систему трудового соревнования, разрабатывают и внедряют рекомендации по повышению мотивации труда. Организуют и проводят конкурсы профессионального мастерства.
Правительство:
4.13. Разрабатывает мероприятия, направленные на формирование системы кадрового обеспечения хозяйственного комплекса Свердловской области.
4.14. Организует предоставление Профсоюзам и Работодателям ежемесячно информации о состоянии рынка труда и численности безработных, содействует её размещению в средствах массовой информации, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг.
4.15. Совершенствует методику сбора данных и прогнозирования количественной потребности и профессионально-квалификационной структуры кадров с учётом перспектив развития отраслей, подготовки кадров в организациях и качества привлекаемой иностранной рабочей силы.
4.16. Организует мониторинг текущей потребности, осуществляет прогноз кадрового обеспечения хозяйственного комплекса Свердловской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
4.17. В рамках законодательства и в пределах своей компетенции осуществляет комплекс мер, направленных на поощрение работодателей, организующих рабочие места с гибкими формами занятости (в том числе с надомной занятостью) и принимающих на работу безработных граждан, лиц, испытывающих трудности в поиске работы, инвалидов сверх установленной квоты, учащихся и студентов, а также выпускников среднего профессионального и высшего образования.
4.18. Организует подготовку молодых квалифицированных рабочих и специалистов из числа выпускников общеобразовательных организаций в государственных профессиональных образовательных организациях на договорной основе с Работодателями.
4.19. При формировании проекта областного бюджета учитывает расходы, связанные с повышением квалификации работников областных государственных учреждений.
4.20. Разрабатывает и реализует меры, в том числе превентивного характера, направленные на поддержку работников реструктурируемых градообразующих организаций, в том числе высококвалифицированных работников, и развитие занятости населения в моногородах.
4.21. Разрабатывает меры по повышению экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов.
4.22. Принимает необходимые меры для содействия трудоустройству женщин, воспитывающих детей, в том числе организации обучения (переобучения) женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, для возобновления ими трудовой деятельности.
4.23. Организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан в целях их трудоустройства на новые (модернизируемые) рабочие места, создаваемые в рамках реализации инвестиционных проектов и программ модернизации производства.
Работодатели:
4.24. Своевременно и в полном объёме информируют органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
4.25. Обеспечивают соблюдение установленных квот для приёма на работу инвалидов в соответствии с действующим законодательством.
4.26. Предоставляют увольняемым по сокращению численности или штата работникам возможность профессионального обучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора и время для поиска работы в порядке и на условиях, определенных коллективным договором.
4.27. Привлечение иностранной рабочей силы осуществляют с уведомлением органов первичной профсоюзной организации предприятия, а при их отсутствии - отраслевых профсоюзов.
4.28. Развивают различные формы молодёжного самоуправления на предприятии, предусматривают в коллективных договорах разделы по вопросам поддержки работающей молодёжи и повышения её квалификации с выделением соответствующего финансирования.
4.29. Включают в коллективные договоры либо утверждают локальными нормативными актами положения:
о внедрении скользящих (гибких) графиков работы по заявлению беременной женщины или одного из родителей (опекуна), имеющего малолетнего ребёнка (ребёнка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет);
об организации системы повышения квалификации и переобучения для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребёнком;
об организации обучения новым профессиям в случае перевода женщин, имеющих детей до трёх лет, с рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда на новые рабочие места или в случае их высвобождения.
4.30. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников рассматривают возможность предоставления преимущественного права оставления на работе, помимо работников, указанных в законодательстве, работникам, имеющим право выхода на пенсию через три года.
4.31. Организуют повышение квалификации работников организаций, поддерживают и развивают шефские связи с профессиональными образовательными организациями.
4.32. Предоставляют работникам, находящимся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, проведение мероприятий по высвобождению работников), возможность участия в опережающем профессиональном обучении в рамках реализуемых дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Свердловской области.
4.33. Предоставляют Профсоюзам информацию по вопросам реорганизации или ликвидации предприятий, влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, и обеспечивают участие Профсоюзов в мероприятиях, связанных с приватизацией, реорганизацией, банкротством и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий.
Профсоюзы:
4.34. Оказывают бесплатные консультации по повышению уровня информированности работников - членов Профсоюзов и профсоюзным организациям об их правах в сфере труда.
4.35. При увольнении работников не более чем за два года до выхода на пенсию (мужчины 58-59 лет, женщины 53-54 года) в связи с сокращением численности работающих в организациях внебюджетной сферы содействуют оформлению досрочной пенсии государственной службой занятости населения и добиваются включения в коллективные договоры положения о выплате пенсий таким работникам до достижения пенсионного возраста из средств предприятий в случае отказа государственной службы занятости населения.
4.36. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей в городских округах и муниципальных районах Свердловской области.
4.37. Содействуют органам службы занятости населения Свердловской области при проведении информационно-консультационной работы с работниками, находящимися под угрозой увольнения, о мероприятиях по опережающему профессиональному обучению.
V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
Стороны соглашения совместно:
5.1. Обеспечивают реализацию Закона Свердловской области от 22 октября 2009 года N 91-ОЗ "Об охране труда в Свердловской области".
5.2. Организуют и проводят областные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивным формам организации работ по охране труда и экологии на предприятиях.
5.3. Организуют подготовку и проведение мероприятий по реабилитации здоровья работающих, проживающих на экологически неблагополучных территориях Свердловской области.
5.4. Обеспечивают улучшение условий труда, в том числе на основе технического перевооружения.
5.5. Организуют подготовку и проведение мероприятий в рамках всемирного Дня охраны труда и здоровья.
5.6. Включают в отраслевые и межотраслевые соглашения, коллективные договоры предприятий и организаций обязательства по денежным компенсациям работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при замене 36-часовой рабочей недели на 40-часовую и части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (7 дней).
Правительство:
5.7. Ежегодно организует: анализ и оценку состояния условий и охраны труда, разработку мер по их улучшению, подготовку доклада о состоянии условий и охраны труда в организациях Свердловской области и его размещение на официальном сайте органа исполнительной власти Свердловской области в области охраны труда.
5.8. Координирует обучение и проверку знаний требований охраны труда и экологической безопасности руководителей и специалистов организаций Свердловской области.
5.9. Участвует в расследовании групповых, тяжёлых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
5.10. Информирует Профсоюзы и Работодателей о состоянии охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в организациях Свердловской области, об экологической безопасности.
5.11. Осуществляет государственную экспертизу условий труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, органов Фонда социального страхования Российской Федерации в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
фактических условий труда работников.
5.12. Осуществляет полномочия в сфере экологической экспертизы объектов регионального уровня.
5.13. Учитывает расходы на реализацию мероприятий по охране труда в государственных и муниципальных учреждениях Свердловской области в соответствии с трудовым и бюджетным законодательством.
5.14. Обеспечивает разработку и реализацию исполнительными органами государственной власти Свердловской области планов мероприятий по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест в государственных учреждениях Свердловской области.
5.15. Включает в положения об исполнительных органах государственной власти Свердловской области функции по управлению охраной труда в подведомственных организациях.
5.16. Обеспечивает создание во всех государственных учреждениях Свердловской области, занимающихся производственной деятельностью, численность работников в которых превышает 50 человек, служб охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в соответствии со статьёй 217 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работодатели:
5.17. Включают в состав комиссий, принимающих вводимые в эксплуатацию производственные объекты, а также комиссий по специальной оценке условий труда представителей профсоюзной организации, технических инспекций труда профсоюзов.
5.18. Совместно с профсоюзным комитетом ежегодно разрабатывают план мероприятий, направленный на улучшение условий и охраны труда в организации, и обеспечивают его выполнение, совместно с профсоюзом включают в коллективный договор организации обязательства по его выполнению.
Общая сумма средств, направляемых на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, должна составлять не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
5.19. Проводят специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". По результатам специальной оценки условий труда разрабатывают мероприятия, направленные на создание безопасных условий труда и предусматривающие внедрение нового оборудования и технологий, снижающих производственные риски.
5.20. Приобретают и выдают работникам сертифицированную специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами. Обеспечивают хранение, стирку, сушку, ремонт и замену ранее выданных средств индивидуальной защиты.
Организуют контроль за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты.
5.21. Обеспечивают обучение и инструктаж по охране труда, стажировку работников и проверку знаний ими требований охраны труда.
5.22. Обеспечивают создание службы охраны труда или вводят в штат специалиста по охране труда в каждой организации с численностью более 50 работников (с учётом нормативов численности работников службы охраны труда, утверждённых постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"), создание комитетов (комиссий) по охране труда, обеспечивают обучение по охране труда и повышение квалификации специалистов по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда, создают им необходимые условия для деятельности.
5.23. Создают необходимые условия для работы уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюзов по охране труда, в том числе:
обеспечивают правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счёт средств организации;
предоставляют для выполнения возложенных на них функций необходимое время в течение рабочего дня, продолжительность необходимого времени определяется коллективным договором;
освобождают от основной работы с сохранением среднего заработка уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюзов по охране труда на период их участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и обучения на курсах по охране труда;
определяют в коллективных договорах порядок направления на обучение и финансирования обучения уполномоченных по охране труда Профсоюзов за счёт средств работодателя;
разрабатывают положения, правила и инструкции по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом;
уполномоченным (доверенным) лицам профессиональных союзов по охране труда в соответствии с коллективным договором организации или локальным нормативным актом производят доплату за исполнение ими общественных обязанностей в области охраны труда.
5.24. В соответствии с порядком, предусмотренным действующим трудовым законодательством, информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, полагающихся им гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, знакомят с отчётом о проведении специальной оценки условий труда, обеспечивают средствами индивидуальной защиты.
5.25. Обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.26. Выплачивают ежегодное пособие пострадавшим на производстве по вине организации в размерах, установленных коллективным договором в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности.
5.27. Осуществляют ежегодное обследование условий на рабочих местах с повышенным риском профессиональных заболеваний и травмоопасности.
5.28. Организуют режим питания путём оборудования пунктов горячего питания либо выделения мест приёма пищи, или заключения договоров с предприятиями общественного питания.
5.29. Осуществляют дополнительное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, подверженных повышенному риску возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев в порядке и размерах, определённых коллективными договорами.
5.30. В случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания предоставляют гарантии и компенсации в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Коллективным договором должны быть предусмотрены с учетом финансово-экономического состояния предприятия более высокие нормы материальной поддержки родственников пострадавшего на производстве работника.
5.31. При установлении работнику в период работы у данного работодателя инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания работодатель предоставляет ему сверх установленной законодательством материальной помощи единовременную денежную компенсацию в порядке и на условиях, установленных в коллективном договоре предприятия.
Профсоюзы:
5.32. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через созданные в этих целях технические и правовые инспекции труда профсоюзов и избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.33. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий и охране труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (сверх предусмотренных законодательством Российской Федерации).
5.34. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, в рассмотрении трудовых споров в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации об охране труда.
5.35. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, участвуют в их деятельности.
5.36. Разрабатывают методические рекомендации для профсоюзных организаций по обеспечению общественного контроля за охраной труда.
5.37. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда предприятий.
5.38. Участвуют в проведении общественного контроля за охраной труда в организациях.
5.39. Осуществляют проверки соблюдения требований охраны труда в организациях.
5.40. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
5.41. Предъявляют требование о приостановке работ в случае угрозы жизни и здоровью работников.
5.42. Осуществляют выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
5.43. Обеспечивают создание условий для приёма пищи в обеденное время с учётом особенностей производства в целях обеспечения 100-процентного охвата работников горячим питанием. Осуществляют контроль режима приёма пищи в рабочее время.
Работодатели и профсоюзы:
5.44. Участвуют в разработке и согласовании проектов локальных актов об охране труда на предприятии.
5.45. Направляют уполномоченных лиц профсоюзного комитета по охране труда на обучение с отрывом от производства с сохранением их среднего заработка.
5.46. Организуют в установленные сроки обучение и проверку знаний по безопасности труда и промышленной безопасности руководителей, специалистов и работников, занятых на опасных производственных объектах, а также членов комитетов (комиссий) по охране труда профсоюзных комитетов в соответствии с коллективным договором.
5.47. Участвуют в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
5.48. При необходимости организуют обучение членов комиссий по специальной оценке условий труда основным положениям проведения специальной оценки условий труда.
VI. Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы
Стороны соглашения совместно:
6.1. Сохраняют за работниками среднюю заработную плату на период прохождения ими в соответствии с требованиями законодательства дополнительной диспансеризации.
6.2. Разрабатывают и реализуют комплекс организационных и финансовых мер по реализации приоритетных национальных проектов. Осуществляют совместный контроль за реализацией приоритетных национальных проектов с рассмотрением материалов на заседании Свердловской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В случае необходимости вырабатывают и принимают экстренные меры по недопущению срыва выполнения мероприятий приоритетных национальных проектов.
6.3. Принимают меры по сохранению, а также восстановлению и строительству на территории Свердловской области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других учреждений здравоохранения, детских оздоровительных лагерей, дошкольных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, профессиональных образовательных организаций, спортивных сооружений и учреждений культуры, стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
6.4. Организуют оздоровление, отдых и временное трудоустройство детей, подростков и студенческой молодёжи в каникулярный период, содействуют развитию молодёжного туризма. Проводят работу, направленную на патриотическое воспитание молодежи, организуют оборонно-оздоровительные лагеря.
6.5. Обеспечивают реализацию на территории Свердловской области законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; создание условий использования гражданами права на назначение трудовых пенсий; способствуют повышению эффективности социального и медицинского страхования, доступности медицинских услуг.
6.6. Способствуют реализации на территории Свердловской области демографической и семейной политики, проводят работу, направленную на поддержку благополучной семьи и ответственного родительства, формирование благоприятного просемейного общественного мнения.
6.7. Обеспечивают проведение мероприятий по формированию у населения навыков здорового образа жизни и здорового питания. Содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактики работников за счёт средств предприятий, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма и других социально значимых заболеваний среди работников предприятий, работающей и студенческой молодёжи.
6.8. Способствуют развитию физической культуры и спорта, в том числе ежегодному проведению зимних и летних массовых спартакиад трудящихся Свердловской области.
6.9. Осуществляют ознакомление населения Свердловской области с правовыми актами, определяющими порядок реализации прав застрахованных лиц на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
6.10. Совершенствуют механизмы государственно-частного партнёрства в социальной сфере.
6.11. Поддерживают расширение масштабов благотворительной деятельности, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
Правительство:
6.12. Оказывает содействие в кадровом обеспечении здравоохранения Свердловской области, организует подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений здравоохранения Свердловской области.
6.13. Организует проведение иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также в рамках исполнения соответствующих нормативных правовых актов Свердловской области.
6.14. Обеспечивает развитие профилактической направленности здравоохранения. Организует работу центров здоровья, школ здоровья для пациентов с гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой.
6.15. Определяет порядок финансирования расходов на денежное поощрение лучших учителей, педагогов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности в сфере образования.
6.16. Содействует увеличению объёмов жилищного строительства, в том числе за счёт увеличения объёмов малоэтажного домостроения, и реализации мер, направленных на повышение доступности приобретения гражданами жилых помещений, включая развитие ипотечного жилищного кредитования, реализацию мер по предоставлению гражданам социальных выплат для оплаты части стоимости строящихся (приобретаемых) жилых помещений, а также учитывает расходы на обеспечение социальным жильём малоимущих граждан при оценке расходных полномочий органов местного самоуправления.
6.17. При составлении проекта закона Свердловской области об областном бюджете на 2015 и последующие годы учитывает в расходах областного бюджета финансирование мероприятий по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и по государственной поддержке отдельных категорий граждан для оплаты части стоимости жилых помещений, строящихся (приобретаемых) по ипотечному жилищному кредиту (займу).
6.18. При составлении проекта закона Свердловской области об областном бюджете на 2015 и последующие годы:
предусматривает увеличение расходов на обеспечение мер социальной поддержки льготных категорий граждан;
обеспечивает исполнение областного бюджета в части расходов на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 104-ОЗ "О ветеранах труда Свердловской области";
реализует права педагогических работников, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма и на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (во исполнение подпункта 3 пункта 1 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области);
организует осуществление финансирования из областного бюджета расходов на выплату ежемесячного пособия члену семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств, члену семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) военнослужащего, лица рядового или начальствующего состава органа внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо органа государственной безопасности в соответствии с Законом Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 106-ОЗ "О ежемесячном пособии члену семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств, члену семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) военнослужащего, лица рядового или начальствующего состава органа внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо органа государственной безопасности".
6.19. Организует проведение мероприятий, связанных с обеспечением отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области.
В рамках оздоровительной кампании предусматривает проведение тематической смены "профсоюз" для детей работающих граждан из малообеспеченных семей.
Вносит предложения главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, о принятии правовых актов, определяющих суммы средств из стоимости путёвки, направляемой на оплату труда работников оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей (на установление доплат при совмещении должностей в соответствии со статьёй 60.2. и статьёй 151 Трудового кодекса Российской Федерации) и загородных оздоровительных лагерей.
6.20. При формировании проекта областного бюджета предусматривает выделение средств бюджетным организациям для финансирования:
культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха учащихся и студентов государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере двукратного месячного размера академической стипендии (в год из расчета на каждого студента);
расходов на оказание материальной помощи учащимся и студентам государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области в размере 10 процентов стипендиального фонда.
6.21. Вносит предложения главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
устанавливать льготы по оплате за содержание детей в дошкольных образовательных организациях и питания для младших воспитателей, помощников воспитателя, работников пищеблоков, медицинских работников учреждений здравоохранения Свердловской области;
рассмотреть вопрос частичного освобождения от местных налогов организаций социальной защиты населения, предприятий, содержащих загородные лагеря, медсанчасти и санатории-профилактории, учреждений здравоохранения Свердловской области, государственных казённых образовательных организаций Свердловской области;
планировать при формировании местных бюджетов на 2015, 2016 и 2017 годы расходы на финансирование культурно-массовых, развивающих, спортивно-оздоровительных, профилактических мероприятий для молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время;
включать в территориальные трёхсторонние соглашения о социальном партнёрстве обязательства Сторон Соглашения по использованию возможностей негосударственного пенсионного обеспечения;
включать в программы социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, мероприятия по содействию занятости родителей, имеющих малолетних детей;
оказывать содействие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в проведении ремонта закреплённых за ними жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние;
рассмотреть вопрос о возможности предоставления во временное пользование жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период до обеспечения их жилыми помещениями по договорам социального найма.
6.22. При формировании проекта областного бюджета на 2015, 2016 и 2017 годы предусматривает финансирование проведения зимней и летней Спартакиады трудящихся Свердловской области.
6.23. Обеспечивает реализацию мер социальной поддержки работникам областных государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, государственной системы социальных служб Свердловской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, расположенных в посёлках городского типа, рабочих посёлках и сельских населённых пунктах, а также работникам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в данных учреждениях не менее 10 лет, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1558-ПП "О порядке рассмотрения заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям работников бюджетной сферы в посёлках городского типа, рабочих посёлках и сельских населённых пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа".
6.24. Рассматривает возможность формирования специализированного жилищного фонда для работников областных учреждений, не имеющих жилья.
6.25. В целях социальной защищенности работников бюджетных учреждений Свердловской области рассматривает вопрос о создании государственных санаторно-курортных учреждений в Свердловской области, в которых лечение работников бюджетных учреждений осуществляется на льготных условиях.
6.26. Рассматривает вопрос о повышении стипендии студентам государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области при повышении стипендий студентам соответствующих федеральных профессиональных образовательных организаций.
6.27. Обеспечивает реализацию мер социальной поддержки молодым специалистам, окончившим образовательные организации высшего образования или профессиональные образовательные организации и впервые поступившим на работу в год окончания образовательной организации в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные в Свердловской области, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.08.2006 N 731-ПП "О размере единовременного пособия на обзаведение хозяйством специалистам, поступившим на работу в областные государственные и муниципальные организации Свердловской области".
Работодатели:
6.28. Участвуют совместно с медицинскими и лечебно-профилактическими организациями в проведении дополнительной диспансеризации работников предприятий.
Организуют дополнительный медицинский осмотр работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
6.29. Развивают лечебную и материальную базу имеющихся на балансе предприятий лечебных учреждений, в том числе здравпунктов.
6.30. Содействуют решению жилищных проблем работников предприятий и организаций, используя различные схемы и механизмы.
6.31. Лицам, окончившим профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования и поступающим на работу по полученной специальности, определяют выплату и размеры единовременного пособия на обзаведение хозяйством в соответствии с коллективными договорами либо на основании локальных нормативных актов.
6.32. В зависимости от финансово-экономического положения предприятия предусматривают в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях мероприятия, направленные на создание условий для отдыха и оздоровления работников (в том числе молодёжи) и членов их семей (санаторно-курортное лечение, детский отдых, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа) с выделением на эти цели необходимых средств.
6.33. Рассматривают вопрос о возможности осуществления постоянной социальной поддержки пенсионеров и инвалидов, ранее работавших на предприятии, в организации.
6.34. Используют возможности негосударственных фондов: пенсионного, социального и медицинского страхования для повышения социальной защищенности своих работников.
6.35. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры, отраслевые и территориальные соглашения обязательств по выделению средств для финансирования льгот по оплате за содержание детей работников в дошкольных образовательных организациях.
6.36. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, санаториев-профилакториев, дошкольных организаций, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.
Профсоюзы:
6.37. Обеспечивают членские организации Федерации профсоюзов Свердловской области информацией об уровне жизни, о социально-экономическом положении Свердловской области, прожиточном минимуме.
6.38. Осуществляют контроль за расходованием средств в размере до 10 процентов стипендиального фонда, выделяемого на оказание материальной помощи учащимся и студентам областных государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области.
6.39. Подготавливают предложения о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты для обеспечения возможности отчисления профсоюзным органам бюджетных организаций средств для финансирования культурно-массовой, оздоровительной и физкультурной работы в соответствии с коллективными договорами.
6.40. Добиваются при заключении коллективных договоров выделения Работодателями средств на строительство жилья, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы и содействуют их эффективному использованию для организации отдыха и оздоровления работников и членов их семей.
6.41. Организуют работу молодёжных комиссий профсоюзных комитетов. Оказывают содействие ветеранским организациям.
6.42. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях.
6.43. Контролируют своевременность и полноту уплаты плательщиками страховых взносов - страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии) и обязательное медицинское страхование, своевременность представления ими в органы Пенсионного фонда Российской Федерации отчётности (расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и сведений персонифицированного учёта, а также сведений об уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии).
6.44. В целях сохранения гарантий пенсионного обеспечения работников при ликвидации, реорганизации, смене местонахождения организации внутри и за пределами Свердловской области осуществляют контроль за представлением в органы Пенсионного фонда Российской Федерации отчётности (расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и сведений персонифицированного учёта).
6.45. Принимают участие в проведении специальной оценки условий труда, осуществляют контроль за правильностью установления наименований профессий и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсий, выплату соответствующих компенсаций.
6.46. С целью усиления социальной защиты работников, развития системы профилактики заболеваний проводят работу по включению в коллективные договоры и соглашения положения о заключении работодателями договоров добровольного медицинского страхования своих работников со страховыми организациями на срок не менее одного года.
6.47. Содействуют застрахованным лицам - членам профсоюза при их обращении в судебные органы в связи с нарушением их пенсионных прав страхователями.
6.48. Организуют обучение, информирование профсоюзного актива, работодателей по действующему пенсионному законодательству, социальному и медицинскому страхованию, о правах застрахованных работников, в том числе через средства массовой информации профсоюзных организаций.
6.49. Осуществляют контроль за расходованием средств обязательного социального страхования, в том числе через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
6.50. Оказывают информационную поддержку реализации приоритетных национальных проектов, используя многотиражную и стенную печать, профсоюзные издания и средства массовой информации.
Работодатели и профсоюзы:
6.51. Принимают меры по созданию и оборудованию на предприятиях помещений для оказания медицинской помощи, формированию санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором современных медицинских препаратов.
6.52. Обеспечивают организацию горячего, лечебно-профилактического и диетического питания работников организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объёмах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Содействуют развитию сети общественного питания на предприятиях и в организациях. Осуществляют контроль за работой заводских столовых.
6.53. Принимают участие в организации и контроле проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Правительство и профсоюзы:
6.54. Рассматривают вопрос о порядке проведения и финансирования медосмотров, вакцинации и профилактического флюорографического обследования студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования.
VII. Развитие социального партнёрства и координация действий Сторон Соглашения
Стороны соглашения совместно:
7.1. Оказывают практическую помощь в создании и осуществлении деятельности объединений Работодателей и Профсоюзов.
7.2. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, а также другим социально-экономическим вопросам.
7.3. Принимают профилактические меры по предотвращению коллективных трудовых споров (конфликтов) в организациях, на предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей - индивидуальных предпринимателей.
В случае их возникновения способствуют своевременному разрешению таких споров в соответствии с действующим законодательством.
7.4. Обобщают и распространяют опыт работы муниципальных образований, трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а также других субъектов Российской Федерации по вопросам развития системы социального партнёрства, её влияния на социально-экономическое, финансовое положение территорий и организаций.
Правительство:
7.5. Осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности Свердловской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По запросу Сторон Соглашения предоставляет информацию по социально-трудовым и связанных с ними экономическим и бюджетным отношениям в течение 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрены меньшие сроки предоставления информации.
7.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области:
предоставляет областным объединениям Профсоюзов и Работодателей (включая отраслевые) льготы по арендной плате помещений, являющихся областной собственностью;
рассматривает обращения областных объединений Профсоюзов и Работодателей (включая отраслевые) о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет.
7.7. Рекомендует органам местного самоуправления рассматривать вопрос о возможности предоставления территориальным профсоюзным организациям бюджетной сферы помещений с отоплением, освещением и телефонной связью для осуществления их деятельности.
7.8. В пределах своей компетенции осуществляет комплекс мер по поощрению организаций, сохраняющих и создающих рабочие места, инвестирующих средства в строительство жилья, участвующих в укреплении материальной базы профессиональных образовательных, медицинских, научных организаций, организаций культуры и других организаций, развивающих систему дополнительного пенсионного и медицинского страхования, а также учитывает их участие в системе социального партнёрства и реализацию ими обязательств Соглашения.
7.9. Рекомендует главам муниципальных образований включать в состав коллегий органов местного самоуправления руководителей территориальных объединений Профсоюзов и Работодателей.
7.10. Направляет в муниципальные образования областные отраслевые соглашения, заключенные с участием исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
7.11. Регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения области по согласованному Сторонами Соглашения перечню показателей и раз в полугодие информирует областную трёхстороннюю комиссию о тенденциях изменения социально-экономических показателей (приложение N 2 к Соглашению).
7.12. При оценке эффективности работы глав местного самоуправления учитывает выделение в полном объёме средств на выполнение заключенных территориальных соглашений.
7.13. Обеспечивает реализацию нормативных правовых актов Свердловской области о выделении субсидии из областного бюджета профсоюзным образовательным учреждениям на подготовку и повышение квалификации специалистов по вопросам социального партнерства в сумме 975 тыс. рублей ежегодно.
Работодатели:
7.14. Участвуют в системе социального партнёрства. Способствуют решению социально-экономических проблем путём разработки и реализации отраслевых и территориальных соглашений.
7.15. Не препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности, признают за профсоюзными комитетами преимущественное право на ведение переговоров по заключению коллективных договоров. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время.
7.16. Поддерживают инициативу органа первичной профсоюзной организации по заключению коллективного договора и включению в него положений действующих соглашений.
7.17. Содействуют сохранению условий коллективного договора основной организации в коллективных договорах дочерних обществ, созданных на базе структурных подразделений основной организации с учётом характера их производственной деятельности.
7.18. Принимают меры по расширению круга работодателей, применяющих региональные и отраслевые соглашения для регулирования социально-трудовых отношений путём увеличения количества членов объединений работодателей и создания территориальных филиалов.
7.19. Производят бесплатное удержание и перечисление на счёт, указанный профсоюзом, профсоюзных взносов в соответствии с заявлениями членов профсоюза, с начислением компенсации из расчёта не менее 1/300 ставки Центробанка за каждый календарный день задержки удержанных из заработной платы членов профсоюзов, но не перечисленных на счёт профсоюза членских взносов.
7.20. Предоставляют первичной профсоюзной организации возможность временного освобождения от основной работы с сохранением среднего заработка членов профсоюзных органов, не освобождённых от основной работы, для профсоюзной учёбы и выполнения профсоюзных обязанностей на условиях, определяемых коллективным договором.
7.21. По запросу Сторон Соглашения, коллективных договоров предоставляют информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим отношениям, в том числе информацию, необходимую для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, выполнением коллективных договоров и соглашений.
7.22. Способствуют созданию на предприятиях всех форм собственности молодёжных организаций (советы молодых специалистов, молодёжные комиссии профсоюзных организаций, другие формы молодёжного самоуправления).
7.23. Предоставляют первичной профсоюзной организации в безвозмездное пользование помещение с необходимой мебелью для хранения документации, а также для проведения заседаний выборного органа первичной профсоюзной организации, позволяющее профкому быстро и эффективно выполнять свои функции и быть доступным для свободного посещения членами профсоюза в размерах и порядке, определенных коллективным договором.
Профсоюзы:
7.24. Осуществляют методическую и организационную поддержку городских и районных координационных советов профсоюзных организаций по заключению территориальных соглашений.
7.25. Организуют семинары, конференции, обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций и работодателей по вопросам социального партнёрства и трудового законодательства через некоммерческую организацию - негосударственное образовательное учреждение "Учебно-методический центр профсоюзов Свердловской области".
7.26. Выступают инициаторами заключения отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений о социальном партнёрстве в сфере труда, коллективных договоров. Обеспечивают участие в этой работе представителей профсоюзных организаций.
7.27. Продолжают работу по созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.
7.28. Инициируют включение в проекты коллективных договоров положений об участии профсоюзов в распределении прибыли как части прибавочного продукта и формировании фонда стимулирования.
Работодатели и профсоюзы:
7.29. Ведут переговоры и принимают меры для заключения не позднее I квартала коллективных договоров в организациях всех форм собственности, обеспечивают их предоставление на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 14.05.2007 N 404-ПП "Об утверждении Порядка уведомительной регистрации соглашений о социальном партнёрстве и коллективных договоров в Свердловской области и контроля за их выполнением".
VIII. Заключительные положения
8.1. Соглашение заключено на 2015 - 2017 годы, вступает в силу с 01 января 2015 года и действует до заключения нового, но не более трёх лет.
Подписи сторон:
От профсоюзов Свердловской области |
От работодателей Свердловской области |
От Правительства Свердловской области |
Председатель Свердловского областного объединения организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области" |
Первый вице-президент Регионального объединения работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" |
Председатель Правительства Свердловской области |
А.Л. ВЕТЛУЖСКИХ
_________________ |
М.Г. ЧЕРЕПАНОВ
____________________ |
Д.В. ПАСЛЕР
__________________ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Свердловским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области", Региональным объединением работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Свердловской области на 2018 - 2020 годы
Соглашение заключено на 2018 - 2020 годы, вступает в силу с 1 января 2018 г. и действует до заключения нового соглашения
Текст Соглашения опубликован на сайте Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (http://sospp.ru)
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное Соглашение от 2 февраля 2018 г. N 2
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.