Временное руководство
по инвентаризации земель населенных пунктов
(утв. Председателем Роскомзема 17 мая 1993 г.)
Приказом Госкомзема РФ от 27 апреля 2000 г. N 98 настоящее Временное руководство отменено
Постановлением СМ РФ от 12 июля 1993 г. N 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель
2. Организационные мероприятия
2.1. Советы министров республик в составе Российской Федерации. Администрации краев, областей по предложениям республиканских, краевых и областных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству принимают решения о порядке, очередности и сроках проведения инвентаризации земель населенных пунктов на территории своих регионов.
2.2. Общее руководство и организация работ по инвентаризации земель населенных пунктов в регионе возлагается на республиканские, краевые, областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Непосредственная организация и руководство работами по проведению инвентаризации земель населенных пунктов, в соответствии с законодательством, возлагается на администрации городов и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Организация и руководство работ по проведению инвентаризации земель городов и поселков районного подчинения возлагается на администрации района и районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
2.3. Администрации районов, городов:
- принимают соответствующие постановления о проведении инвентаризации земель населенных пунктов (Приложение N 1) и организует их публикацию в средствах массовой информации;
- передают соответствующим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству права по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов, открывают им расчетные счета и наделяют их полномочиями заказчика на эти работы;
- утверждают состав районной, городской и поселковой комиссии по инвентаризации земель;
- определяют роль городских и поселковых служб, организаций, органов управления, исполнителей в проведении работ по инвентаризации земель, устанавливают порядок, ответственных, сроки проведения работ, систему контроля и отчетности;
- устанавливают ответственность городских и поселковых служб, юридических и физических лиц в предоставлении материалов и информаций, необходимых для проведения инвентаризации;
- утверждают результаты законченной инвентаризации земель по кварталам и массивам;
- согласовывают результаты инвентаризации в целом и представляют их на утверждение местным Советам народных депутатов.
В городах с районным делением, в соответствии с установленным законодательством, ряд полномочий городская администрация может передавать городским районам.
2.4. Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют:
- подготовку проекта Постановления главы местной администрации о проведении инвентаризации городских, поселковых земель;
- формирование состава районной, городской, поселковой комиссии по инвентаризации земель;
- разработку плана и графика проведения работ по инвентаризации земель;
- разработку и утверждение технических заданий на выполнение работ по инвентаризации земель и заключение на их основе договора с подрядчиком;
- организацию контроля и приемку работ у подрядчика;
- рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, массиву, по городу, поселку в целом и подготовку предложений по совершенствованию земельных отношений и землепользования и представление их на утверждение администрации города, района, поселка;
- организацию системы хранения материалов инвентаризации на бумажной основе и на магнитных носителях.
2.5. В состав районных, городских, поселковых комиссий по инвентаризации земель включаются представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, налоговой инспекции, Управления (отдела) по архитектуре и градостроительству, Бюро технической инвентаризации, Отдела охраны окружающей среды, а также члены депутатской комиссии по земельной реформе.
2.6. На районную, городскую, поселковую комиссию по инвентаризации земель возлагается:
- рассмотрение спорных вопросов между землепользователями (землевладельцами) и подготовка по ним предложений и проектов решений местной администрации;
- рассмотрение подготовленных землеустроительных дел по каждому кварталу, массиву;
- рассмотрение Сводных отчетов по итогам инвентаризации земель;
- подготовка предложений для администрации города, поселка по совершенствованию земельных отношений и землепользования;
- проведение широкой разъяснительной кампании в средствах массовой информации о целях, задачах проведения инвентаризации земель.
2.7. Подрядчик осуществляет:
- составление по поручению заказчика технического задания на выполнение инвентаризации земель населенных пунктов;
- проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;
- сдачу заказчику выполненной работы на бумажной основе и на магнитных носителях.
Подрядчик несет полную ответственность за качество самостоятельно выполненных работ и работ, принятых от субподрядчиков.
3. Подготовительный этап
3.1. Подготовительные работы при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:
- сбор, изучение и анализ материалов;
- анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
- разбивка кварталов и массивов (Приложение N 2) и составление карты-схемы топообеспеченности (Приложение N 3);
- подготовка рабочего инвентаризационного плана (схемы).
3.2. Сбору, изучению и анализу подлежат:
- материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта;
- сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель;
- материалы предыдущих инвентаризаций;
- документы и материалы по отводу земельных участков;
- сведения дежурных планов отводов и застройки;
- материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенного пункта;
- материалы обследований БТИ земельных участков индивидуальной застройки;
- материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях);
- материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т. д.
3.3. Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и время производства).
3.4. На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание (ТЗ) на проведение инвентаризации земель населенных пунктов, в котором должен быть предусмотрен порядок выполнения следующих работ:
- разбивки территории населенного пункта на кварталы (массивы);
- выбора технологии проведения производственного этапа инвентаризации;
- создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);
- составления землеустроительного дела квартала (массива);
- обследования городской геодезической сети;
- установление городской черты.
3.5. В зависимости от величины населенного пункта выбирается общая структура разбивки его на территории, которая должна учитывать существующее административно-территориальное деление и особенности территории населенного пункта. Небольшие населенные пункты в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конкретное землепользование (землевладение), а в качестве рабочей кадастровой единицы должен выступать квартал, либо любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами (например: городской парк, промышленная, коммунальная зона, массив земель сельскохозяйственного использования и т. п.). Система кварталов или массивов должна объединяться в районы, префектуры (в зависимости от административного деления города).
Нумерация кварталов, массивов, а также землепользований (землевладений) выполняется в соответствии с указаниями по ведению регистрационной (поземельной) книги.
3.6. В ТЗ должно быть дано описание технологии проведения производственного этапа инвентаризации. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (района, квартала, массива).
При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующими принципами:
- для создания рабочего инвентаризационного плана необходимо, как правило, иметь в качестве основы топографические планы;
- масштаб исходного топографического материала должен быть не мельче 1:2000;
- исходный материал может не иметь отображения подземных сооружений и рельефа;
- при отсутствии топографических планов в качестве основы допустимо использовать аэроснимки, увеличенные до масштаба 1:2000;
- как исключение, допускаемое с ведома республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных и окружных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, инвентаризация по отдельным кварталам (массивам) может проводиться при наличии топографических карт масштаба мельче 1:2000.
3.7. Проведение всех новых кадастровых съемок (границ земельных участков и объектов недвижимости) может осуществляться только по согласованию с республиканскими в составе Российской Федерации, краевыми, областными, окружными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
3.8. При наличии доброкачественных плановых материалов рабочий инвентаризационный план составляется в следующем порядке:
- на топографическую основу переносятся границы кварталов (массивов) и отмечаются их номера;
- по всем имеющимся материалам, по возможности, наносится схема границ землепользований (землевладений) внутри каждого квартала (массива).
3.9. В случае, если топографический материал устарел, в ТЗ должна быть предусмотрена его корректировка, которая, как правило, должна совмещаться с натурным обследованием границ землепользований (землевладений).
3.10. При наличии приведенных к масштабу 1:2000 аэроснимков границы кварталов (массивов) наносятся на них всеми возможными средствами, в том числе:
- переносятся по контурным точкам с имеющегося картографического материала;
- по контурным точкам на аэроснимок переносится сетка координат, причем перенос каждой вершины осуществляется независимо. С учетом масштаба, определяемого по перенесенной сетке, наносятся границы кварталов (массивов) по координатам.
Аэроснимок с нанесенными границами кварталов будет использоваться в качестве рабочего инвентаризационного плана, на который наносится, как в п. 3.6 схема границ землепользований.
3.11. При отсутствии топографического материала требуемого масштаба составляется инвентаризационная схема в масштабе 1:2000. по стандартной сетке квадратов, построенной на чистой основе, наносятся по координатам границы кварталов (массивов). С планов более мелкого масштаба переносятся элементы ситуации, положение которых должно быть уточнено в процессе натурных обследований, что отмечается в ТЗ. По имеющимся материалам наносится схема границы землепользований (землевладений).
3.12. В ТЗ указываются принципы разграничения землепользований в спорных случаях с учетом специфики населенного пункта.
3.13. В работах по обследованию пунктов городской геодезической сети должны быть указаны:
- порядок передачи материалов по городской геодезической сети в Горкомзем от всех организаций, владеющих этими данными;
- порядок полевого обследования пунктов сети;
- предложения о целесообразности развития геодезической сети для обеспечения работ по инвентаризации земель.
3.14. В разделе ТЗ установление городской черты дается порядок обследования существующей и предложения по ее упорядочению.
3.15. Техническое задание утверждается Председателем городского, районного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
4. Производственный этап
4.1. По каждому кварталу (массиву) формируется землеустроительное дело (Приложение N 4), которое пополняется необходимыми документами по мере выполнения работ.
4.2. Инвентаризация внутри квартала (массива) начинается с составления списка всех землепользователей (землевладельцев), для чего проводится оповещение их повестками (Приложение N 4 стр. 2) и получения от каждого землепользователя (землевладельца) декларации (заявления) о факте использования земельного участка (Приложение N 4 стр. 3,4) и всех документов, удостоверяющих их право пользования земельными участками.
Сведения о землепользователях (землевладельцах) группируются по перечню вопросов (Приложение N 4 стр. 5).
4.3. Натурное обследование заключается в поиске, обнаружении или опознавании поворотных точек и линий границ землепользований (землевладений). При этом возможно визуальное и инструментальное обследование, опрос землепользователей (землевладельцев).
Восстановление утраченных знаков выполняется путем их выноса в натуру от пунктов геодезической сети, сохранившихся знаков границ, либо, при наличии доброкачественных материалов, по промерам, с использованием графических данных, от четких местных предметов, отображенных на плане на основе имеющихся материалов, сведений и документов.
При проведении натурных обследований выполняется временное закрепление поворотных точек границ землепользований (землевладений). При возникновении разногласий между соседними землепользователями (землевладельцами), которые не могут быть решены исполнителем работ на месте, проводится отображение на местности обоих вариантов границы. Дальнейшие действия исполнителя работ зависят от имеющегося топографического материала, при этом возможны следующие варианты:
а) В наличии имеется план масштаба не мельче 1:2000 (см. п. 3.8.). В этом случае временно закрепленные поворотные точки границы с помощью промеров привязываются к характерным точкам местности и по этим данным наносятся на план.
б) При необходимости корректировка плана (см. п. 3.9) в районе работ прокладывается теодолитный ход, привязанный к точкам городской сети. С точек этого хода производится досъемка необходимых элементов ситуации и определение поворотных точек границ землепользований (землевладений). По этим данным точки границ и элементы ситуации наносятся на рабочий инвентаризационный план.
в) при наличии материалов аэрофотосъемки (см. п. 3.10) поворотные точки границ землепользований (землевладений) наносятся на рабочий инвентаризационный план по промерам от отобразившихся элементов ситуации, для контроля масштаба изображения необходимо в районе работ определять частные масштабы аэроснимка, используя для этого контрольные промеры между четко изобразившимися элементами ситуации. Контрольные промеры следует делать в двух взаимно-перпендикулярных направлениях, причем контрольные линии должны быть не менее линий, по которым осуществляется определение положения поворотных точек границ землепользований (землевладений). Далее должен быть рассчитан частный масштаб аэроснимка как среднее из двух по контрольным линиям. Этот масштаб используется для нанесения поворотных точек на рабочий инвентаризационный план.
В случае работы с аэроснимком возможно непосредственное опознавание поворотных точек границ или граничных линий непосредственно по аэроснимку.
г) При работе с рабочей инвентаризационной схемой (см. п. 3.11), как и в варианте "б", в районе работ прокладывается теодолитный ход и с его пунктов осуществляется привязка отображенных на местности поворотных точек границ и съемка элементов ситуации. Эти данные переносятся на рабочую инвентаризационную схему.
4.4. По результатам натурных обследований выполняется вычисление предварительных площадей всех землепользований в установленных границах и в землеустроительное дело по кварталу (массиву) включается:
- список всех землепользователей (землевладельцев) с указанием площадей их участков по документам и по результатам обследований (Приложение N 4 стр. 7);
- рабочий инвентаризационный план (схема) с предварительно нанесенными границами всех землепользователей (землевладельцев) (Приложение N 4 стр. 8);
- список пользователей земель без оформленных или с просроченными на то правами, включая случаи самовольного строительства или захвата участка;
- земли, неиспользуемые или нерационально используемые;
- выявленные несоответствия фактического использования земель их целевому назначению и режиму пользования.
4.5. По материалам обследований и собранным документам в пределах каждого квартала, массива в случаях отсутствия четких границ землепользований (землевладений) составляется Проект границ землепользований (землевладений) (Приложение N 4 стр. 9), где указываются все вопросы, не решенные при натурных обследованиях по границам земельных участков, и предложения по устранению спорных вопросов (Приложение N 4 стр. 10).
В землеустроительном деле землепользователям (землевладельцам) устанавливаются ограничения по использованию земельных участков (сервитуры) в части обеспечения проездов и проходов, доступ и сохранение подземных и наружных инженерных коммуникаций, сохранения озеленения, установки ограждений и заборов с учетом правил застройки города, поселка и градостроительных норм и правил. Сюда же прикладывается состав земель (экспликация) по землепользованиям и видам угодий.
4.6. Землеустроительное дело поступает в Горкомзем, который представляет его на рассмотрение в комиссию по инвентаризации.
4.7. Комиссия по инвентаризации рассматривает представленное землеустроительное дело и выносит свое решение. В случае положительного решения комиссией готовится проект Постановления администрации города по всем землепользованиям (землевладениям) данного квартала. В случае отрицательного решения комиссия возвращает землеустроительное дело на доработку.
4.8. По завершению работ производственного этапа на основе утвержденного землеустроительного дела на каждый административный район города либо на город, не имеющий административного деления, в целом составляется обобщенный отчет по этому этапу, в котором приводятся сведения по следующим вопросам:
- наличие исходного топографического материала и методы его корректировки;
- порядок создания основы для рабочего инвентаризационного плана (схемы);
- наличие нерешенных спорных вопросов и предложения по их устранению;
- баланс земель по категориям и видам собственности по кварталам и сводный отчет по району, городу, поселку;
- выявленные нарушения в землепользованиях (землевладениях);
- выявленные неиспользуемые или нерационально используемые земли;
- предложения уточнения черты населенного пункта;
- состояние геодезической сети и меры по ее восстановлению.
4.9. Сводный отчет производственного этапа представляется в Горкомзем, рассматривается комиссией по инвентаризации и представляется на утверждение в администрацию населенного пункта, которая принимает Постановление (Приложение N 4 стр. 12) об утверждении результатов инвентаризации, которое является основанием для дальнейшей выдачи землепользователям (землевладельцам) документов установленного образца, удостоверяющих права на земельный участок. На каждый обособленный участок должен выдаваться обособленный документ (Приложение N 4 стр. 14).
4.10. Все законченные материалы по инвентаризации городских земель, Сводный отчет, выполненный на бумажной основе и магнитных носителях генеральный подрядчик передает по акту заказчику - Горкомзему.
Горкомзем, райкомзем представляет Сводный отчет на рассмотрение и согласование комиссии по инвентаризации, Администрации города и депутатской земельной комиссии.
После получения всех согласований Сводный отчет утверждается Постановлением городского, районного Совета народных депутатов и возвращается на постоянное хранение в городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Обобщение материалов инвентаризации городских земель и передачу их в вышестоящие органы осуществляют соответствующие комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов (утв. Председателем Роскомзема 17 мая 1993 г.)
Текст руководства официально опубликован не был
Приказом Госкомзема РФ от 27 апреля 2000 г. N 98 настоящее Временное руководство отменено