1. Общие положения
Настоящий документ разработан и утвержден в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 г. N АЗ-П9-08081 и определяет порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзора России), Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), Комитета Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвода), Комитета Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовства), Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедр), Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзема), Федеральной службы лесного хозяйства России (Гослесхоза России), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской федерации (Минсельхозпрода России) и их подведомственных и территориальных органов при чрезвычайных и аварийных ситуациях, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей природной среды, и в случаях выявления фактов экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды с целью ликвидации (снижения) их негативных последствий для здоровья населения и окружающей природной среды.
Система взаимодействия указанных федеральных органов исполнительной власти действует в рамках Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среде, здоровью и имуществу физическим и юридическим лицам производится в полном объеме виновными в этом предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем организациями) и гражданами согласно статье 85 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды".
Срок действия настоящего документа 3 года. По результатам его практической реализации будет разработано "Положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды", в которое могут быть внесены соответствующие уточнения.
2. Порядок передачи информации и действий федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных и территориальных органов при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ
2.1. Оценка последствий производится во всех случаях аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ организациями, объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения независимо от форм их собственности, расположенными на территории, континентальном шельфе и в экономической зоне России.
2.2. Передача информации на местах об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления схемой, к разработке которой привлекаются все заинтересованные подведомственные и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Головной организацией по разработке схем на местах являются региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
См. Рекомендации по составлению донесений о чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями, утвержденные приказом Госкомэкологии РФ от 1 марта 2000 г. N 120
Содержание информационных сообщений об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и их последствиях и типовая схема передачи таких сообщений приводятся в приложениях 1 и 3 к настоящему Временному положению.
2.3. Типовой схемой должны быть предусмотрены:
Немедленное (не более одних суток) оповещение региональных и территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о всех видах аварийных (залповых) выбросах и сбросах загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях, которые могут повлечь загрязнение окружающей природной среды.
Информационные сообщения об этом направляются в региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организациями, гражданами, подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Сокрытие и/или несвоевременное оповещение о таких фактах влечет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Передача подведомственными и территориальными органами Федеральных органов исполнительной власти в свои вышестоящие организации информации об авариях, их последствиях и принятых мерах.
При этом производится проверка и взаимное уточнение данных о последствиях аварий и уровнях загрязнения окружающей природной среды.
Передача в региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям дополнительной информации (по мере получения новых данных) о последствиях аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и принятых мерах, включая данные оперативного контроля за зоной загрязнения, прогнозы ее распространения и причиненного ущерба населению, окружающей природной среде и народному хозяйству.
Привлечение региональными и территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в случае возникновения аварийных ситуаций с выбросами и сбросами загрязняющих веществ, подведомственных и территориальных подразделений специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, Госкомсанэпиднадзора России и др. для оценки влияния последствий аварийного загрязнения на окружающую природную среду и на здоровье населения.
2.4. Порядок взаимодействия при получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ.
2.4.1. При получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
информируют об аварийной ситуации органы исполнительной власти субъектов Федерации, соответствующие подведомственные и территориальные органы Федеральных органов исполнительной власти и МЧС России;
осуществляют координацию работ по ликвидации последствий аварий и катастроф, а также их руководство и проведение специальных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Федерального масштаба;
осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности населения.
2.4.2. Органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.07.95 N 738 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статья 11) организуют комиссию для оценки последствий аварийной ситуации, состоящую из специалистов подведомственных и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и определения участия федеральных органов исполнительной власти, в том числе являющихся владельцами объектов-загрязнителей, в организации работ по ликвидации последствий аварийной ситуации.
См. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
2.4.3. Органы Минприроды России:
совместно с соответствующими подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и заинтересованными организациями выявляют источник аварийного загрязнения, обследуют его, участвуют в установлении причины возникновения аварии, возможности повторения выбросов (сбросов) и информируют МЧС России;
участвуют в разработке мер по ликвидации последствий аварии;
при необходимости выдают в установленном порядке предписание на приостановку работы предприятия (объекта);
устанавливают (уточняют) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и участвуют в определении уровней и зон загрязнения объектов окружающей природной среды;
организуют работы по определению масштабов негативного воздействия аварийного загрязнения на окружающую природную среду с учетом прогнозов органов Росгидромета по распространению зоны аварийного загрязнения и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти принимают меры к ликвидации (снижению) его последствий;
контролируют ход выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийного загрязнения для окружающей природной среды;
определяют ущерб, причиненный наземному животному миру в результате аварийного загрязнения;
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти определяют общий ущерб, причиненный окружающей природной среде в результате аварийного загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к установленной законодательством административной ответственности.
2.4.4. Органы Госкомсанэпиднадзора России:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения;
осуществляют контроль за качеством воды водных объектов с точки зрения возможности ее использования для хозяйственно-питьевых и рекреационных нужд;
осуществляют контроль за составом атмосферного воздуха на территории организаций, в санитарно-защитной и селитебной зонах;
выявляют в окружающей среде биологические факторы воздействия на здоровье населения;
оценивают степень влияния аварийного загрязнения на продукты питания, здоровье населения и условия его проживания;
при необходимости приостанавливают работу организаций (объектов).
2.4.5. Органы Росгидромета:
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды упразднена
Функции по принятию нормативных правовых актов переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации, функции по контролю и надзору - Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования, остальные функции - образуемым государственным учреждениям
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а ее функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство природных ресурсов РФ преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 образована Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, руководство которой осуществляет Правительство РФ
обследуют зоны распространения аварийного загрязнения, производят отбор и анализ проб объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв) вне санитарно-защитной зоны предприятия;
составляют оперативные прогнозы распространения зоны аварийного загрязнения;
обеспечивают работу комиссии необходимой гидрометеорологической информацией и данными об уровнях загрязнения окружающей природной среды в районе аварии;
участвуют в установлении источника загрязнения.
2.4.6. Органы Роскомвода:
участвуют в выявлении и обследовании организации или иного источника аварийного загрязнения поверхностных вод суши и морских вод, установлении причин возникновения аварии, возможности повторения сбросов, другие факторы;
совместно с органами Росгидромета осуществляют контроль за распространением зоны загрязнения;
участвуют в разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварийного загрязнения и контролируют ход их выполнения;
участвуют в определении размера ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.
2.4.7. Органы Роскомрыболовства:
осуществляют контроль за влиянием аварийного загрязнения на жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а также за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, нагульные площади, миграционные пути);
участвуют в разработке мероприятий по максимальному снижению возможных потерь для рыбного хозяйства и контролируют ход их выполнения;
определяют ущерб рыбному хозяйству в результате аварийного загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к административной ответственности, установленной законодательством.
2.4.8. Органы Роскомнедр совместно с Роскомводом:
осуществляют контроль за качеством подземных вод в зоне аварийного загрязнения;
проводят расследование причин загрязнения подземных вод.
2.4.9. Органы Роскомнедр при необходимости выдают предписание по предложениям Роскомвода на приостановку работы организации и на ликвидацию очага и последствий загрязнения подземных вод.
2.4.10. Органы Минсельхозпрода России:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения почв сельскохозяйственных угодий и определении размеров причиненного ущерба;
участвуют в разработке мероприятий по ликвидации последствий загрязнения и осуществляют контроль за их выполнением.
2.4.11. Органы Роскомзема:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения земель;
обеспечивают перенесение в натуру границ зоны загрязнения и отвод загрязненных земель.
2.4.12. Органы Рослесхоза:
обследуют зону загрязнения лесов;
организуют расследование причин загрязнения, повреждения или гибели лесов;
определяют ущерб лесному хозяйству, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к административной ответственности, установленной законодательством.
2.5. В случаях особо крупных аварий, повлекших человеческие жертвы, а также эвакуацию населения и загрязнение источников питьевой воды, МЧС России вносит предложения о создании Правительственной комиссии по расследованию причин аварий и принятию необходимых мер по ликвидации их последствий.
3. Порядок передачи информации и действий федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных и территориальных органов при обнаружении экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды
3.1. В ходе режимных наблюдений за состоянием окружающей природной среды, проводимых территориальными органами Росгидромета и другими подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, могут быть выявлены факты экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды. Случаи экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды могут быть выявлены также другими организациями и гражданами.
Критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды приводятся в приложении 2 к настоящему Временному положению.
3.2. Оценке последствий подлежат все выявленные случаи экстремально высокого загрязнения.
3.3. Схема передачи информации при выявлении случаев экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды приводится в приложении 4 к настоящему Временному положению.
3.4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти при получении информации об экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды должны наиболее оперативными средствами связи информировать об этом территориальные органы Минприроды России, а в случаях загрязнения окружающей природной среды микроорганизмами и биологическими веществами - территориальные и подведомственные органы Госкомсанэпиднадзора России.
3.5. Порядок действий при выявлении случаев экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды.
3.5.1. Территориальные органы Минприроды России в соответствии с возложенными на них обязанностями принимают меры по созданию комиссий из представителей соответствующих подведомственных и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с целью:
установления источника и причин загрязнения;
выявления негативных последствий экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды и оценки нанесенного ущерба;
подготовки акта по оценке последствий экстремально высокого загрязнения, представляемого подведомственным и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и соответствующей территориальной администрации;
решения вопроса о приостановке при необходимости работы организации (объекта) - источника загрязнения.
3.5.2. Органы Госкомсанэпиднадзора России:
оценивают возможность и степень влияния экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и условия его проживания;
при необходимости приостанавливают работу организации (объекта) - источника загрязнения и/или использование населением соответствующих видов природных ресурсов.
3.5.3. Органы Роскомрыболовства:
осуществляют контроль за влиянием экстремально высокого загрязнения поверхностных вод суши и морских вод на жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а также за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, нагульные площади, миграционные пути);
участвуют в разработке мероприятий по максимальному снижению возможных потерь от экстремально высокого загрязнения поверхностных вод суши и морских вод для рыбного хозяйства;
определяют ущерб рыбному хозяйству в результате экстремально высокого загрязнения поверхностных вод суши и морских вод, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к административной ответственности, установленной законодательством.
3.5.4. Органы Росгидромета:
составляют оперативные прогнозы распространения зоны экстремально высокого загрязнения;
обеспечивают работу комиссии данными об уровнях загрязнения окружающей природной среды в зоне экстремально высокого загрязнения;
участвуют в установлении источника загрязнения.
3.5.5. Органы Роскомнедр:
обследуют зону распространения экстремально высокого загрязнения подземных вод;
составляют оперативный прогноз распространения зоны экстремально высокого загрязнения и качества подземных вод в зоне влияния источника загрязнения;
участвуют в установлении источника загрязнения;
разрабатывают рекомендации по ликвидации последствий экстремально высокого загрязнения подземных вод.
3.6. Вопросы, подлежащие освещению в процессе расследования и в сообщениях об экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, приводятся в приложении 1 к настоящему Временному положению.
3.7. Порядок взаимного обмена информацией о фактах загрязнения окружающей природной среды, не достигшего экстремально высокого уровня, и проведения расследования этих случаев устанавливается подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по взаимному соглашению.
Заместитель министра охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской Федерации |
В.Ф.Костин |
Заместитель министра Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий |
С.В.Хетагуров |
Заместитель председателя
Госкомсанэпиднадзора России |
Г.Г.Онищенко |
Первый заместитель министра сельского
хозяйства и продовольствия Российской Федерации |
В.Н.Щербак |
Заместитель руководителя Росгидромета |
С.И.Авдюшин |
Заместитель председателя Роскомзема |
С.Л.Громов |
Заместитель председателя Роскомвода |
С.М.Натальчук |
Заместитель председателя Роскомнедр |
Б.А.Яцкевич |
Первый заместитель председателя
Роскомрыболовства |
А.В.Родин |
Заместитель руководителя Рослесхоза |
Б.Д.Отставнов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 1995 г.
Регистрационный N 946
Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ, МЧС РФ, Госкомсанэпиднадзором РФ, Минсельхозпродом РФ, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомводом, Роскомнедрами, Роскомрыболовством, Рослесхозом 23 июня 1995 г. N 05-11/2507, 3, 18 августа, 4 июля, 30 июня, 8, 22, 11, 14, 10 августа 1995 г.)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 1995 г.
Регистрационный N 946
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Временного положения опубликован в газете "Российские вести" от 19 октября 1995 г. N 199