Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи
Размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи определены в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной разделом XI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
Тарифы на медицинскую помощь определяют уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинских организаций по выполнению территориальной программы ОМС на заработную плату, начисления, на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС включают расходы медицинских организаций в соответствии с порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации:
Код статьи |
Код подстатьи |
Наименование статьи (подстатьи) |
210 |
|
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
|
211 |
Заработная плата |
|
212 |
Прочие выплаты |
|
213 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
220 |
|
Оплата работ, услуг |
|
221 |
Услуги связи |
|
222 |
Транспортные услуги |
|
223 |
Коммунальные услуги |
|
224 |
Арендная плата за пользование имуществом |
|
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества (кроме капитального ремонта) |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
260 |
|
Социальное обеспечение |
|
262 |
Пособия по социальной помощи населению |
290 |
|
Прочие расходы |
310 |
|
Увеличение стоимости основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, стоимостью до ста тысяч рублей за единицу) |
340 |
|
Увеличение стоимости материальных запасов |
При определении направлений расходования средств МО следует руководствоваться:
- указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н;
- градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 14.2 статьи 1) при определении понятия капитального ремонта объектов капитального строительства;
- классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1;
- общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359.
Расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой ОМС.
При формировании тарифов и дифференцированного подушевого норматива финансирования учтены ежемесячные выплаты стимулирующего характера следующим категориям работников:
- врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);
- медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным);
- врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи;
- врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Указанные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера и осуществляются по результатам деятельности. Условия, порядок установления, критерии и размеры указанных выплат должны быть предусмотрены положением об оплате труда медицинской организации, коллективным договором (другими локальными нормативными актами).
Структура тарифов на оплату медицинской помощи в разрезе условий оказания медицинской помощи:
- в амбулаторных условиях:
п/п |
Направление расходования средств |
1. |
Расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты всего, |
1.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
2. |
Приобретение лекарственных средств и расходных материалов всего, |
2.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
3. |
Приобретение продуктов питания |
3.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
4. |
Прочие статьи расходования средств: затраты на приобретение мягкого инвентаря, медицинского инструментария, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (далее - Прочие статьи расходования средств). |
4.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
- в стационарных условиях:
п/п |
Направление расходования средств |
1. |
Расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты всего, |
1.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
2. |
Приобретение лекарственных средств и расходных материалов всего, |
2.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
3. |
Приобретение продуктов питания |
3.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
4. |
Прочие статьи расходования средств: затраты на приобретение мягкого инвентаря, медицинского инструментария, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (далее - Прочие статьи расходования средств). |
4.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
- в условиях дневных стационаров:
п/п |
Направление расходования средств |
1. |
Расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты всего, |
1.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
2. |
Приобретение лекарственных средств и расходных материалов всего, |
2.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
3. |
Приобретение продуктов питания |
3.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
4. |
Прочие статьи расходования средств: затраты на приобретение мягкого инвентаря, медицинского инструментария, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (далее - Прочие статьи расходования средств). |
4.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
- при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации:
п/п |
Направление расходования средств |
1. |
Расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты всего, |
1.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
2. |
Приобретение лекарственных средств и расходных материалов всего, |
2.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
3. |
Приобретение продуктов питания |
3.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
4. |
Прочие статьи расходования средств: затраты на приобретение мягкого инвентаря, медицинского инструментария, прочих материальных запасов, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (далее - Прочие статьи расходования средств). |
4.1. |
в т.ч. в части базовой программы ОМС |
В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи.
Медицинские организации частной формы собственности участвующие в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области осуществляют расходы за счёт средств обязательного медицинского страхования в соответствии со структурой тарифа, определённой частью 7 статьи 35 Федерального закона от 18.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального Закона следует читать как "от 29 ноября 2010 г."
Порядок отнесения затрат на содержание МО устанавливается локальным нормативным актом (учетной политикой) МО. Решение о распределении (перераспределении) конкретного объема финансовых затрат между предметными статьями (подстатьями) принимается руководителем медицинской организации при соблюдении требований, установленных "дорожной картой" Ярославской области в пределах фактического дохода МО.
К эффективному использованию средств ОМС в части приобретения медикаментов, расходных материалов и изделий медицинского назначения относится закупка этих средств по ценам, не превышающим среднерыночные по Ярославской области, а также их использование в течение срока годности и хранение в объёмах, соответствующих действующим нормативным документам.
При оплате медицинской помощи учитываются уровни предоставления медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания. Коэффициент уровня оказания медицинской помощи устанавливается тарифным соглашением в разрезе трех уровней оказания медицинской помощи дифференцированно для медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством.
Коэффициент уровня оказания медицинской помощи отражает разницу в затратах на оказание медицинской помощи с учетом тяжести состояния пациента, наличия у него осложнений, проведения углубленных исследований на различных уровнях оказания медицинской помощи.
С учетом объективных критериев (разница в используемых энергоносителях, плотность населения обслуживаемой территории, монопрофильная медицинская
организация и т.д.), основанных на экономическом обосновании и расчетах, выполненных в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н в составе Правил обязательного медицинского страхования, по каждому уровню могут выделяться подуровни оказания медицинской помощи с установлением коэффициентов по каждому подуровню.
1- й уровень - медицинские организации оказывающие населению первичную медико-санитарную помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) по 4 профилям, включая терапевтический, хирургический и педиатрический профиль, и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь в пределах муниципального образования (внутригородского округа);
2-й уровень - медицинские организации имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие в том числе специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 5 и более профилям медицинской помощи и (или) населению нескольких муниципальных образований, а также специализированные больницы, больницы скорой медицинской помощи, центры, диспансеры.
3-й уровень - медицинские организации и (или) структурные подразделения медицинских организаций, оказывающих населению высокотехнологичную медицинскую помощь в пределах Ярославской области, а также в пределах нескольких субъектов Российской Федерации - включает подуровни: 3.1, 3.2, 3.3 (в условиях круглосуточного стационара), 3.1,3.2 (в условиях дневного стационара).
Распределение коэффициентов уровня оказания медицинской помощи по уровням (подуровням) медицинских организаций:
Стационарная помощь
Уровень |
1 |
2 |
3 |
||
Подуровень |
|
|
3.1 |
3.2 |
3.3 |
Коэффициент уровня/подуровня |
0,95 |
1,1 |
1,1 |
1,12 |
1,4 |
Дневной стационар
Уровень |
1 |
2 |
3 |
|
Подуровень |
|
|
3.1 |
3.2 |
Коэффициент уровня/подуровня |
0,95 |
1,1 |
1,1 |
1,11 |
3.1 Тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях
Средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в расчете на одно застрахованное лицо, определенный на основе нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС Ярославской области, составляет 3 995,37 руб.
Тарифы на оплату единиц объёма медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, установлены по профилям медицинской помощи, видам приемов, категориям обслуживаемого населения, уровням оказания медицинской помощи (Приложение 5).
Порядок расчета объема финансирования медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам
Общий объем подушевого финансирования на месяц конкретной медицинской организации осуществляется на основе среднемесячного базового подушевого норматива финансирования (ПНбаз = 215,00 руб.) медицинской помощи по перечню специалистов и медицинских услуг, включенных в подушевой норматив, численности и половозрастной структуры прикрепившихся к медицинской организации застрахованных лиц, количества отдельных структурных подразделений (фельдшерско-акушерских пунктов, медицинских пунктов и т.д.), расходов на содержание имущества медицинских организаций (Приложение 28):
, где:
- дифференцированный подушевой норматив для i-той группы медицинских организаций, рублей;
- средневзвешенный интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива, определенный для i-той группы медицинских организаций.
Объединение медицинских организаций в однородные группы осуществляется исходя из значений интегрированного коэффициента дифференциации подушевого норматива. Интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива определяется по каждой медицинской организации по следующей формуле:
, где:
- интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива, определенный для медицинской организации;
- половозрастной коэффициент дифференциации подушевого норматива, рассчитанный для соответствующей медицинской организации;
- коэффициент дифференциации по уровню расходов на содержание отдельных структурных подразделений (фельдшерско-акушерских пунктов, медицинских пунктов и т.п.);
- коэффициент дифференциации по уровню расходов на содержание медицинских организаций;
Коэффициент половозрастных затрат для конкретной медицинской организации рассчитывается с использованием относительных коэффициентов половозрастных затрат для каждой половозрастной группы прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц и их численности в этой группе. Относительные коэффициенты половозрастных затрат учитывают различия в уровне затрат на оказание медицинской помощи в зависимости от половозрастной структуры населения. Величина относительных коэффициентов рассчитывается территориальным фондом на основании фактических данных об объемах и стоимости амбулаторно-поликлинической помощи для каждой половозрастной группы за год, но не менее 6 месяцев предшествующие утверждению Тарифного соглашения.
Размеры относительных коэффициентов половозрастных затрат по группам:
Возрастная группа |
М 0 - 1 год |
Ж 0 - 1 год |
М 1 - 4 года |
Ж 1 - 4 года |
М 5 - 17 лет |
Ж 5 - 17 лет |
М 18 - 59 лет |
Ж 18 - 54 года |
М 60 и старше |
Ж 55 и старше |
Размер коэффициента |
3,1199 |
3,3538 |
2,2999 |
2,2625 |
1,2478 |
1,3000 |
0,4608 |
0,8744 |
0,9725 |
1,3157 |
При определении ежемесячного объема подушевого финансирования медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, страховым медицинским организациям необходимо учитывать численность прикрепившихся застрахованных лиц и тарифы, установленные на основе дифференцированного подушевого норматива финансирования.
Размеры дифференцированных подушевых нормативов финансирования амбулаторно-поликлинической помощи и численность прикрепленного населения в разрезе медицинских организаций установлены Приложением 28.
В подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц не включаются расходы на финансовое обеспечение:
- при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, порядки, проведения которых установлены нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации в пределах плановых объемов, утвержденных департаментом;
- в Центрах здоровья (комплексный медицинский осмотр);
- медицинская помощь, оказываемая в неотложной форме, включая медицинскую помощь, оказанную в травмопунктах;
- медицинская помощь, оказанная в учреждениях образования;
- при обращении по заболеванию при лазерном лечении болезней глаз;
- при обращении по заболеванию при диагностике онкологической патологии;
- медицинская помощь, при проведении диализа оказанная в амбулаторных условиях.
3.2 Тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях
Средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, в расчете на одно застрахованное лицо на стационарную помощь составляет 5 164,38 руб.
Стоимость законченного случая лечения (ССКсг) по клинико-статистическим группам рассчитывается по формуле:
, где:
БС - базовая ставка (размер средней стоимости законченного случая лечения), рублей;
КЗКсг - коэффициент относительной затратоемкости по КСГ, к которой отнесен данный случай госпитализации;
ПК - поправочный коэффициент оплаты КСГ для конкретного случая;
КД - коэффициент дифференциации (=1).
, где
КУКсг - управленческий коэффициент по КСГ, к которой отнесен данный случай госпитализации (КУКсг устанавливается для конкретной КСГ независимо от уровня оказания медицинской помощи),
КУСмо - коэффициент уровня оказания медицинской помощи в медицинской организации, в которой был пролечен пациент,
КСЛП - коэффициент сложности лечения пациента (Приложение 29).
Базовая ставка финансирования стационарной медицинской помощи рассчитана в соответствии с "Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" и составляет 20 854 рублей с учетом коэффициента дифференциации, рассчитанного согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Коэффициент дифференциации равен 1 и является единым для всей территории Ярославской области.
Перечень клинико-статистических групп с коэффициентами относительной затратоемкости по КСГ, к которой отнесен конкретный случай госпитализации и управленческим коэффициентом, приведены в Приложении 30.
Коэффициенты относительной затратоемкости по КСГ соответствуют методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФОМС (совместное письмо от 21.11.2018 N 11-7/10/2-7543 и 14525/26-1/и) разд. "Способы оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ)" и взяты за основу при расчете стоимости одного случая госпитализации в стационарных условиях.
Управленческий коэффициент равен 1 и является единым для всей территории Ярославской области.
Коэффициенты уровня оказания стационарной медицинской помощи выполнены в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" и "Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" (Приложение 9).
Расчеты суммарного значения КСЛП (КСЛПсумм) при наличии нескольких критериев выполняются по формуле:
При отсутствии в формуле первого КСЛП применяется КСЛП, следующий за ним по порядку.
КСЛП2, КСЛП3,... КСЛПп - коэффициенты сложности лечения пациента в условиях круглосуточного стационара, применяемые в следующих случаях:
- сложность лечения пациента, связанная с возрастом (лица старше 75 лет) (в том числе, включая консультацию врача-гериатра 3), возраст определяется на дату поступления в стационар -- КСЛПз=1,05;
- наличие у пациента тяжелой сопутствующей патологии, осложнений заболеваний, сопутствующих заболеваний, влияющих на сложность лечения пациента КСЛП4. Перечень указанных заболеваний и состояний, значения коэффициента представлены в Приложении 31;
- проведение сочетанных хирургических вмешательств (перечень сочетанных операций, при которых применяется коэффициент, приведен в Приложении 32) - КСЛП5=1,3;
- проведение однотипных операций на парных органах (перечень указанных операций представлен в Приложении 33) - КСЛП6=1,3;
При формировании персонального счета, за оперативное пособие обязательно указание даты и времени начала и окончания операции. Если в ходе проведения операции в организм человека были имплантированы различные медицинские изделия, предназначенные для восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, заполнение в разделе "Расходные материалы" полей: "Код имплантированного медицинского изделия" и "Количество" являются обязательными.
- необходимость предоставления спального места и питания законному представителю ребенка после достижения им возраста 4 лет при наличии медицинских показаний при обязательном указании в элементе "manipulation" комплексной услуги А13.30.006.001 "Уход за больным ребенком". День поступления и день выписки из отделения родителя (законного представителя) считается одним днем - КСЛП7=1,1;
- проведение в рамках одной госпитализации в полном объеме нескольких видов противоопухолевого лечения, относящихся к разным КСГ:
1) сочетание любой схемы лекарственной терапии с любым кодом лучевой терапии, в том числе в сочетании с лекарственной терапией;
2) сочетание любой схемы лекарственной терапии с любым кодом хирургического лечения при злокачественном новообразовании;
3) сочетание любого кода лучевой терапии, в том числе в сочетании с лекарственной терапией, с любым кодом хирургического лечения при злокачественном новообразовании
4) сочетание любой схемы лекарственной терапии с любым кодом лучевой терапии, в том числе в сочетании с лекарственной терапией, и с любым кодом хирургического лечения;
5) выполнение в рамках одной госпитализации двух и более схем лекарственной терапии.
В указанных случаях применяется КСЛП8=1,3.
- сверхдлительные (свыше 30 дней, за исключением КСГ, для которых установлен срок 45 дней) сроки госпитализации, обусловленных медицинскими показаниями применяется КСЛП9, рассчитанный по формуле:
, где:
КСЛП9 - коэффициент сложности лечения пациента;
ФКД - фактическое количество койко-дней;
НКД - нормативное количество койко-дней (30 дней, за исключением КСГ, для которых установлен срок 45 дней);
Кдл - коэффициент длительности, учитывающий расходы на медикаменты, питание, и частично на другие статьи расходов (значение - 0,25 для обычных отделений, 0, 4 - для реанимационных отделений).
Перечень КСГ, для которых сверхдлительной считается госпитализация сроком свыше 45 дней, приведен в Приложении 34.
Правила отнесения случаев к сверхдлительным не распространяются на КСГ, объединяющие случаи проведения лучевой терапии, в том числе в сочетании с лекарственной терапией (st19.039-st19.055), т.е. указанные случаи не могут считаться сверхдлительными и оплачиваться с применением КСЛП9.
- сложность лечения пациента, связанная с возрастом (госпитализация детей до 1 года) - КСЛП10=1,1 4;
- сложность лечения пациента, связанная с возрастом (госпитализация детей от 1 года до 4 лет) - КСЛП11=1,1;
- необходимость предоставления спального места и питания законному представителю ребенка до 4 лет при обязательном указании в элементе "manipulation" комплексной услуги А13.30.006.001 "Уход за больным ребенком". День поступления и день выписки из отделения родителя (законного представителя) считается одним днем - КСЛП12=1,1;
- сложность лечения пациента при наличии у него старческой астении - КСЛП13=1,1 5. Для применения данного КСЛП необходимо выполнение следующих условий:
- Основной диагноз пациента - не старческая астения (R54);
- Сопутствующий диагноз пациента - старческая астения (R54);
- Лечение осуществляется на геронтологической профильной койке.
В случае применения для расчета стоимости законченного случая лечения коэффициентов сложности лечения пациента (КСЛП3, КСЛП4, ..., КСЛП13) в
персональном счете обязательно заполняется атрибут "coeff" элемента "KSLP" соответствующим(и) значением(ями): 3 - лечение лиц старше 75 лет, 4 - наличие у пациента тяжелой сопутствующей патологии, осложнений заболеваний, сопутствующих заболеваний, влияющих на сложность лечения пациента, 5 - проведение сочетанных хирургических вмешательств, 6 - проведение однотипных операций на парных органах, 7 - уход за ребенком после достижения им 4-х лет, при наличии медицинских показаний, 8 - проведение в рамках одной госпитализации в полном объеме нескольких видов противоопухолевого лечения, относящихся к различным КСГ, 9 - сверхдлительные сроки госпитализации, 10 - уход за ребенком до 1 года, 11 - уход за ребенком от 1 года до 4-х лет, 12 - уход за ребенком до достижения им 4-х лет, 13 - лечение лиц, при наличии у них старческой астении, с основным диагнозом относящимся к другому профилю.
При заполнении атрибута "coeff" значениями 7 и/или 8 и/или 9 обязательно заполняется атрибут "act_coeff" элемента "coeff" с указанием: для КСЛП7 - медицинские показания для ухода за ребенком старше 4-х лет, для КСЛП8 - по каким двум КСГ в рамках одной госпитализации было проведено лечение в полном объеме, для КСЛП9 - причины сверхдлительного пребывания пациента в стационаре.
Применение КСЛП со значением (ями), равными 4, 5, 6, 8, 9, 13 является поводом для проведения медико-экономической экспертизы и, при необходимости - экспертизы качества медицинской помощи.
Суммарное значение КСЛП при наличии нескольких критериев не может превышать 1,8 за исключением случаев сверхдлительной госпитализации. При превышении значения 1,8 один из коэффициентов исключается. В случае сочетания факта сверхдлительной госпитализации с другими критериями рассчитанное суммарное значение КСЛП, исходя из длительности госпитализации, прибавляется по аналогичной формуле без ограничения итогового значения. Значение КСЛП записывается до двух знаков после запятой без округления.
При расчете стоимости законченного случая лечения производится корректировка числа до 2-го знака после запятой без округления перед каждым арифмитическим действием.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", приведены в Приложении 15.
3.3 Тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров всех типов
Средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, в расчете на одно застрахованное лицо в дневных стационарах всех типов составляет 1 154,74 руб.
Базовая ставка финансирования медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров всех типов, составляет 11 560 рублей.
Перечень клинико-статистических групп с коэффициентами относительной затратоемкости по КСГ, к которой отнесен конкретный случай госпитализации и управленческий коэффициент приведены в Приложении 35.
Стоимость законченного случая лечения (СДСксг) в условиях дневного стационара по клинико-статистическим группам рассчитывается по формуле:
СДСксг = БС х КЗксг * ПК х КД, где:
БС - базовая ставка (размер средней стоимости законченного случая лечения);
КЗКСГ - коэффициент относительной затратоемкости по КСГ, к которой отнесен данный случай госпитализации;
ПК - поправочный коэффициент оплаты КСГ для конкретного случая;
КД - коэффициент дифференциации (=1).
, где:
КУКСГ - управленческий коэффициент равен 1 и является единым для всей территории Ярославской области.
КУСМО - коэффициент уровня оказания медицинской помощи в медицинской организации, в которой был пролечен пациент;
КСЛП - коэффициент сложности лечения пациента (Приложение 36).
Расчеты суммарного значения КСЛП дневного стационара (КСЛПсумм) при наличии нескольких критериев выполняются по формуле:
КСЛПсумм= КСЛП5+ (КСЛПб-1)
При отсутствии в формуле первого КСЛП применяется КСЛП, следующий за ним по порядку.
КСЛП5, КСЛП6 - коэффициенты сложности лечения пациента в условиях дневного стационара всех типов, применяемые в следующих случаях:
- проведении сочетанных хирургических вмешательств (перечень сочетанных операций, при которых применяется коэффициент, приведен в Приложении 32) - КСЛП5=1,3;
- проведение однотипных операций на парных органах (перечень указанных операций представлен в Приложении 33) - КСЛП6 =1,3.
При формировании персонального счета, за оперативное пособие обязательно указание даты и времени начала и окончания операции. Если в ходе проведения операции в организм человека были имплантированы различные медицинские изделия, предназначенные для восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, заполнение в разделе "Расходные материалы" полей: "Код имплантированного медицинского изделия" и "Количество" являются обязательными.
В случае применения для расчета стоимости законченного случая лечения коэффициентов сложности лечения пациента (КСЛП5, КСЛП6) в персональном счете обязательно заполняется атрибут "coeff" элемента "KSLP" соответствующим(и) значением(ями): 5 - проведение сочетанных хирургических вмешательств, 6 - проведение однотипных операций на парных органах.
Применение КСЛП со значением (ями), равными 5,6 является поводом для проведения медико-экономической экспертизы и, при необходимости - экспертизы качества медицинской помощи.
Суммарное значение КСЛП при наличии нескольких критериев не может превышать 1,8 за исключением случаев сверхдлительной госпитализации. При превышении значения 1,8 один из коэффициентов исключается. Значение КСЛП записывается до двух знаков после запятой без округления.
При расчете стоимости законченного случая лечения после каждого арифметического действия необходимо полученный результат откорректировать путем отсечения части числа до 2-го знака после запятой без округления и после этого проводить следующее арифметическое действие.
3.4 Тарифы на оплату скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации
В части оплаты скорой медицинской помощи, устанавливается средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, в расчете на одно застрахованное лицо за вызов бригады скорой медицинской помощи составляет 674,49 руб.
Подушевой норматив финансирования учитывает объем оказываемой медицинской помощи застрахованному населению на территории Ярославской области, в том числе не относящемуся к обслуживаемой территории. Объем подушевого финансирования не учитывает объем оказываемой помощи лицам, застрахованным за пределами субъекта.
Годовой объем подушевого финансирования скорой медицинской помощи рассчитывается в соответствии со следующей методикой:
Общий размер финансового обеспечения медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, определяется исходя из значения дифференцированного подушевого норматива, численности обслуживаемого населения, а также объемов медицинской помощи, оплата которых осуществляется за вызов, по следующей формуле:
, где:
- размер финансового обеспечения медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, рублей;
- дифференцированный подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи для медицинской организации, рублей;
- численность застрахованных лиц, обслуживаемых данной медицинской организацией, человек;
- размер средств, направляемых на оплату скорой медицинской помощи вне медицинской организации застрахованным в субъекте лицам за вызов, рублей.
Общий объем подушевого финансирования на год осуществляется на основе среднедушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи (Пнбаз = 684 руб.), численности и половозрастной структуры обслуживаемого контингента застрахованных граждан на территории Ярославской области:
, где:
- дифференцированный подушевой норматив для i-той группы медицинских организаций, рублей;
- средневзвешенный интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива, определенный для i-той группы медицинских организаций.
Объединение медицинских организаций в однородные группы осуществляется исходя из значений интегрированного коэффициента дифференциации подушевого норматива. Интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива определяется по каждой медицинской организации по следующей формуле:
, где:
- половозрастной коэффициент дифференциации подушевого норматива, рассчитанный для соответствующей медицинской организации;
- коэффициент дифференциации, учитывающий средний радиус территории обслуживания;
- коэффициент дифференциации по уровню расходов на содержание медицинской организации.
Коэффициент половозрастных затрат для конкретной медицинской организации рассчитывается с использованием относительных коэффициентов половозрастных затрат для каждой половозрастной группы прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц и их численности в этой группе. Относительные коэффициентыполовозрастных затрат учитывают различия в уровне затрат на оказание медицинской помощи в зависимости от половозрастной структуры населения. Величина относительных коэффициентов рассчитывается территориальным фондом на основании фактических данных об объемах и стоимости амбулаторно-поликлинической помощи для каждой половозрастной группы за определенный период, предшествующий расчетному.
Средний размер подушевого норматива финансирования на одного застрахованного в месяц составляет 57 руб.
Размеры относительных коэффициентов половозрастных затрат скорой медицинской помощи
Возрастная группа |
М 0 - 1 год |
Ж 0 - 1 год |
М 1 - 4 года |
Ж 1 - 4 года |
М 5 - 17 лет |
Ж 5 - 17 лет |
М 18 - 59 лет |
Ж 18 - 54 года |
М 60 и старше |
Ж 55 и старше |
Размер коэффициента |
2,282 |
1,884 |
1,633 |
1,426 |
0,527 |
0,520 |
0,624 |
0,625 |
1,655 |
1,845 |
Размеры дифференцированных подушевых нормативов финансирования скорой медицинской помощи и численность прикрепленного населения в разрезе медицинских организаций установлены Приложением 37.
Медицинские организации ежемесячно представляют персонифицированный реестр счетов за оказанную медицинскую помощь, финансируемую по подушевому нормативу, в страховые медицинские организации в соответствии с форматом электронного обмена.
Тарифы на оплату скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации в рамках базовой программы ОМС, приведены в Приложении 25.
3.5 Тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой по подушевому финансированию на прикрепившихся к медицинской организации лиц включая оплату медицинской помощи по всем видам и условиям предоставляемой медицинской организацией медицинской помощи, с учётом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объёма медицинской помощи)
Средний размер финансового обеспечения для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по всем видам и условиям (за исключением скорой медицинской помощи) 7 544,32 руб. в год на одно прикрепленное застрахованное лицо, включая выплаты за достижение целевых значений показателей результативности их деятельности.
Порядок расчета объема финансирования медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам
Общий объем подушевого финансирования на месяц конкретной медицинской организации осуществляется на основе среднемесячного базового подушевого норматива финансирования (П Нбаз = 628,95 руб.) медицинской помощи по перечню специалистов и медицинских услуг, включенных в подушевой норматив, численности и половозрастной структуры прикрепившихся к медицинской организации застрахованных лиц, количества отдельных структурных подразделений (фельдшерско-акушерских пунктов, медицинских пунктов и т.д.), расходов на содержание имущества медицинских организации:
, где:
- дифференцированный подушевой норматив для i-той группы медицинских организаций, рублей;
- средневзвешенный интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива, определенный для i-той группы медицинских организаций.
Объединение медицинских организаций в однородные группы осуществляется исходя из значений интегрированного коэффициента дифференциации подушевого норматива. Интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива определяется по каждой медицинской организации по следующей формуле:
, где:
- интегрированный коэффициент дифференциации подушевого норматива, определенный для медицинской организации;
- половозрастной коэффициент дифференциации подушевого норматива, рассчитанный для соответствующей медицинской организации;
- коэффициент дифференциации по уровню расходов на содержание отдельных структурных подразделений (фельдшерско-акушерских пунктов, медицинских пунктов и т.п.);
- коэффициент дифференциации по уровню расходов на содержание медицинских организаций;
Коэффициент половозрастных затрат для конкретной медицинской организации рассчитывается с использованием относительных коэффициентов половозрастных затрат для каждой половозрастной группы прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц и их численности в этой группе. Относительные коэффициенты половозрастных затрат учитывают различия в уровне затрат на оказание медицинской помощи в зависимости от половозрастной структуры населения. Величина относительных коэффициентов рассчитывается территориальным фондом на основании фактических данных об объемах и стоимости медицинской помощи по всем видам и условиям для каждой половозрастной группы оказанной за год, но не менее 6 месяцев, предшествующие утверждению Тарифного соглашения.
Размеры относительных коэффициентов половозрастных затрат по группам (в условиях круглосуточного стационара):
Возрастная группа |
М 0 - 1 год |
Ж 0 - 1 год |
М 1 - 4 года |
Ж 1 - 4 года |
М 5 - 17 лет |
Ж 5 - 17 лет |
М 18 - 59 лет |
Ж 18 - 54 года |
М 60 и старше |
Ж 55 и старше |
Размер коэффициента |
2,5575 |
2,1423 |
1,5087 |
1,3459 |
0,5469 |
0,6512 |
0,5959 |
0,6686 |
1,8757 |
1,5801 |
Размеры относительных коэффициентов половозрастных затрат по группам (в условиях дневного стационара):
Возрастная группа |
М 0 - 1 год |
Ж 0 - 1 год |
М 1 - 4 года |
Ж 1 - 4 года |
М 5 - 17 лет |
Ж 5 - 17 лет |
М 18 - 59 лет |
Ж 18 - 54 года |
М 60 и старше |
Ж 55 и старше |
Размер коэффициента |
0,2673 |
0,2366 |
0,2270 |
0,1519 |
0,0599 |
0,0570 |
0,5921 |
1,0934 |
1,2981 |
2,0036 |
Размеры относительных коэффициентов половозрастных затрат по группам (в амбулаторно-поликлинических условиях):
Возрастная группа |
М 0 - 1 год |
Ж 0 - 1 год |
М 1 - 4 года |
Ж 1 - 4 года |
М 5 - 17 лет |
Ж 5 - 17 лет |
М 18 - 59 лет |
Ж 18 - 54 года |
М 60 и старше |
Ж 55 и старше |
Размер коэффициента |
3,1746 |
2,9645 |
2,6771 |
2,6705 |
1,3752 |
1,4180 |
0,5067 |
0,9514 |
0,8659 |
1,1655 |
При определении ежемесячного объема подушевого финансирования медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по всем видам и условиям медицинской помощи, страховым медицинским организациям необходимо учитывать численность прикрепившихся застрахованных лиц и тарифы, установленные на основе дифференцированного подушевого норматива финансирования.
Размеры дифференцированных подушевых нормативов финансирования по всем видам и условиям медицинской помощи, входящим в подушевой норматив, и численность прикрепленного населения в разрезе медицинских организаций установлены Приложением 38.
В подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц не включаются расходы на финансовое обеспечение:
- при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, порядки, проведения которых установлены нормативно- правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации в пределах плановых объемов, утвержденных департаментом;
- в Центрах здоровья (комплексный медицинский осмотр);
- медицинская помощь, оказываемая в неотложной форме, включая медицинскую помощь, оказанную в травмопунктах;
- медицинская помощь, оказанная в учреждениях образования;
- при обращении по заболеванию при лазерном лечении болезней глаз;
- при обращении по заболеванию при диагностике онкологической патологии;
- медицинская помощь, при проведении диализа оказанная в амбулаторных условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.