1. Утвердить прилагаемую Концепцию программы развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы.
2. Определить:
исполнителем-координатором Программы развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) комитет образования и науки Курской области;
исполнителями Программы - комитет образования и науки Курской области, комитет строительства и архитектуры Курской области
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 1103925,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Комитету образования и науки Курской области (А.Н. Худин) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области и органами местного самоуправления обеспечить разработку проекта программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области
Первый заместитель Губернатора - |
А.С.Зубарев |
Концепция программы
развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы
(утв. распоряжением Правительства Курской области
от 17 февраля 2011 г. N 73-рп)
I. Анализ проблемы и причины ее возникновения
Государственная политика в области образования направлена на предоставление возможностей семьям, имеющим детей, в получении качественного и доступного дошкольного образования, создание условий для гармоничного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
В настоящее время в области проживает более 80 тысяч детей в возрасте от 0 до 7 лет. В 2010 году в муниципальных районах и городских округах отмечен рост рождаемости. В соответствии с прогнозными показателями в предстоящий 4-летний период численность детей дошкольного возраста будет увеличиваться. Улучшение демографической ситуации в Российской Федерации и Курской области требует реализации комплекса мер, направленных на развитие разнообразных форм дошкольного образования.
В настоящее время охват детей в возрасте от 2 до 6 лет дошкольным образованием в Курской области составляет 46,9 процентов от общей численности детей указанного возраста. В муниципальных районах и городских округах действует 238 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 28835 детей. В области увеличилось число общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. В школах действуют 243 группы по подготовке к школе, которые посещают более 2 тысяч дошкольников, 3 учреждения "Начальная школа-детский сад", 1 дошкольное отделение на базе общеобразовательной школы. Более 2 тысяч детей дошкольного возраста посещают группы развития в учреждениях дополнительного образования. Услуги по дошкольному образованию оказывают частные образовательные центры, открытые в г. Курске.
Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, действует более 200 групп различной направленности, детские сады посещают 176 детей-инвалидов.
Система дошкольного образования в области представляет собой многофункциональную сеть образовательных учреждений, ориентированную на удовлетворение запросов населения в области дошкольного образования.
Однако, количество действующих дошкольных образовательных учреждений не отвечает потребности населения области. Очередность на устройство детей в детские сады превысила 10 тысяч человек, в г. Курске - более 8 тысяч дошкольников.
Одной из главных причин, препятствующих устройству ребенка в дошкольное учреждение, является недостаточное количество детских садов, особенно в городах и населенных пунктах с высокой плотностью населения.
Материально-техническая база многих детских садов в муниципальных районах не отвечает современным требованиям. Недостаток бюджетных средств не позволяет принимать дополнительные меры по строительству, реконструкции, капитальному ремонту детских садов, созданию условий для открытия дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях.
В области не нашло развитие частно-государственное партнерство в решении проблем обеспечения населения услугами дошкольного образования. Обостряется проблема кадрового обеспечения деятельности дошкольных учреждений, особенно в крупных городах областного подчинения.
В послании Президента Российской Федерации 2010 года Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по реализации в субъектах Российской Федерации программы реконструкции старых и строительства новых детских дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям, поддержки вариативных форм дошкольного образования, включая негосударственные детские сады, открытия в общеобразовательных школах дошкольных групп, использования для этих целей высвобождающихся помещений общеобразовательных школ, оснащения функционирующих и строящихся дошкольных учреждений современным оборудованием, мебелью, техникой и спортивным инвентарем.
В связи с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях поставлена задача стимулирования и поддержки деятельности семейных дошкольных групп и семейных детских садов, а также организации обучения лиц, желающих стать воспитателями семейных детских садов, семейных дошкольных групп. Требует решения проблема кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
Для решения перечисленных проблем необходим концептуальный подход в области развития и совершенствования дошкольного образования области.
Реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, может быть решена в рамках отраслевой программы развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы, предусматривающей меры по строительству, реконструкции дошкольных образовательных учреждений, их капитальному ремонту, а также развитию вариативных форм дошкольного образования.
Разработка и реализация указанной программы позволит координировать деятельность муниципальных районов и городских округов в вопросах обеспечения населения услугами дошкольного образования, направить средства бюджетов различных уровней на реализацию поставленных задач, а также привлечь дополнительные средства через развитие частно-государственного партнерства.
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития области и стратегии развития области
Вопросы обеспечения населения услугами по организации дошкольного образования включены в проект программы социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы, а также в показатели оценки эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В предыдущие годы в муниципальных районах и городских округах области, к чьей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены вопросы организации дошкольного образования, не удалось существенно изменить ситуацию по удовлетворению запросов населения по обеспечению доступности дошкольного образования. Ситуация с дошкольным образованием характеризуется как социально значимая. Нехватка мест в дошкольных учреждениях стала причиной многочисленных обращений граждан в Администрацию Курской области и др. инстанции.
Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы и необходимости проведения активной работы, направленной на решение комплекса проблем развития дошкольного образования.
Выполнение муниципальных программ развития дошкольного образования в 2009 - 2010 годы существенно не отразилось на качестве предоставления услуг и не обеспечило значительное увеличение мест в действующих детских садах за счет возобновления деятельности функционирующих дошкольных образовательных учреждений.
Послание Президента Российской Федерации 2010 года Федеральному Собранию Российской Федерации содержит четкие указания субъектам Российской Федерации о необходимости разработки региональных программ развития дошкольного образования.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В 90-е годы сеть дошкольных образовательных учреждений области сократилась с 834 до 238 в 2010 году.
Многие дошкольные учреждения, принадлежавшие организациям различных форм собственности, были закрыты и перепрофилированы из-за отсутствия детей. Часть детских садов была передана в муниципальную собственность.
Отнесение этой ступени образования детей к компетенции муниципальных районов и городских округов, отсутствие у них финансовых средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений не позволило в существующих социально-экономических условиях обеспечить решение этих проблем.
Увеличение спроса населения на услуги дошкольного образования, стремление родителей получить гарантии устройства детей в дошкольные учреждения в возрасте от 2 лет и старше, рост числа многодетных семей, наличие одиноких родителей, и как следствие этого рост очередности в дошкольные учреждения - ряд обстоятельств, которые требуют решения программно-целевым методом и определяют приоритеты государственной политики в области на ближайшую 5-летнюю перспективу.
При осуществлении программно-целевого метода будет осуществляться:
строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям;
реконструкция имеющихся, а также не функционирующих в настоящее время дошкольных образовательных учреждений;
капитальный ремонт зданий дошкольных учреждений с целью открытия в них дополнительных мест;
открытие учреждений типа "Школа-детский сад", дошкольных отделений на базе общеобразовательных школ;
укрепление материально-технической базы действующих дошкольных образовательных учреждений;
развитие вариативных форм дошкольного образования (семейных воспитательных групп, частных детских садов, дошкольных образовательных центров и др.);
подготовка и переподготовка кадров для работы в системе дошкольного образования;
информатизация учреждений дошкольного образования.
Без применения программно-целевого метода возникает риск затягивания сроков обеспечения населения области услугами дошкольного образования по причине отсутствия достаточных средств в бюджетах муниципальных районов и городских округов на поставленные цели.
IV. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым методом
Срок реализации Программы - 2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация перечисленных в Программе комплексных мероприятий.
V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим оценивать эффективность реализации Программы по годам
Целью Программы является развитие и совершенствование системы дошкольного образования в области, максимальное обеспечение потребности населения в получении качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Задачи Программы:
1) расширение сети дошкольных образовательных учреждений и удовлетворение запросов населения на получение услуг в сфере дошкольного образования;
2) развитие вариативных форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, групп по подготовке детей к школе, семейных воспитательных групп, дошкольных отделений на базе общеобразовательных школ, частных детских садов);
3) повышение качества дошкольного образования через укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, изучение и распространение передового опыта педагогов дошкольного образования и лучших педагогических коллективов, инновационную систему подготовки и переподготовки кадров системы дошкольного образования.
Для осуществления указанных задач необходимо выполнение системы программных мероприятий по следующим направлениям:
1) строительство дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям;
2) реконструкция дошкольных образовательных учреждений с целью увеличения в них мест для детей дошкольного возраста;
3) капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы функционирующих дошкольных образовательных учреждений;
4) организация подготовки и переподготовки кадров для работы в учреждениях дошкольного образования;
5) изучение и обобщение передового опыта.
Эффективность выполнения мероприятий Программы определяется на основе следующих целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям деятельности:
удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием в дошкольных образовательных учреждениях;
количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и получающих предшкольную подготовку;
количество учреждений дополнительного образования, осуществляющих дошкольное образование для детей старшего дошкольного возраста;
количество семейных групп на базе дошкольных образовательных учреждений, групп кратковременного пребывания детей, негосударственных детских садов;
количество специалистов, прошедших курсовую подготовку и повышение квалификации, оказывающих услуги по дошкольному образованию;
изучение и обобщение опыта работы инновационных дошкольных образовательных учреждений;
создание Интернет сайтов для родителей и лиц, обучающих детей дошкольного возраста по программам дошкольного образования;
привлечение общественности к управлению дошкольным образовательным учреждением через организацию деятельности попечительских советов.
Значения целевых индикаторов и показателей приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
VI. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников.
Предполагается, что общий объем финансирования Программы составит 2817116,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 1053925, 0 тыс. рублей. Указанный объем финансирования распределяется по годам следующим образом:
2011 год - 430,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 220,0 тыс. рублей;
2012 год - 672154,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета -. 310250 тыс. рублей;
2013 год - 791154,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 243750,0 тыс. рублей;
2014 год - 727654,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 249925,0 тыс. рублей;
2015 год - 196154,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 30000,0 тыс. рублей.
В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы их финансирования - корректироваться с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по основным направлениям мероприятий и источникам финансирования приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
VII. Предложения по исполнителям и разработчикам Программы
Исполнителем-координатором Программы является комитет образования и науки Курской области. Исполнителями Программы являются комитет образования и науки Курской области, комитет строительства и архитектуры Курской области, областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Основными разработчиками Программы являются комитет образования и науки Курской области, областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования".
Приложение N 1
областной целевой программы
развития дошкольного образования в
Курской области на 2011 - 2015 годы
Прогнозируемые значения
елевых индикаторов и показателей, характеризующие эффективность реализации программы развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей целей и задач Программы |
Единица измерения |
Значения индикаторов и показателей Программы |
||||||
до начала реализации Программы |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
За период реализации Программы |
|||
Задача 1. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования | |||||||||
1. |
Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием в дошкольных образовательных учреждениях |
проценты |
46,9 |
48,0 |
51,0 |
58,0 |
64,0 |
70,0 |
70,0 |
Задача 2. Обеспечение охвата детей старшего дошкольного возраста дошкольным образованием | |||||||||
2. |
Доля детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и получающих предшкольную подготовку |
проценты |
34,0 |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
100,0 |
3. |
Доля учреждений дополнительного образования, осуществляющих дошкольное образование для детей старшего дошкольного возраста |
проценты |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
5,7 |
5,8 |
5,8 |
Задача 3. Развитие вариативных форм дошкольного образования | |||||||||
4. |
Количество семейных групп на базе дошкольных образовательных учреждений |
единиц |
36 |
70 |
100 |
120 |
124 |
128 |
128 |
5. |
Количество групп кратковременного пребывания детей |
единиц |
11 |
17 |
23 |
29 |
30 |
32 |
32 |
6. |
Количество негосударственных детских садов |
единиц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Задача 4. Повышение качества предоставляемых населению услуг по дошкольному образованию | |||||||||
7. |
Доля специалистов, прошедших курсовую подготовку и повышение квалификации, оказывающих услуги по дошкольному образованию |
проценты |
23,0 |
24,7 |
26,2 |
28,9 |
31,0 |
33,0 |
33,0 |
Приложение N 2
областной целевой программы
развития дошкольного образования в
Курской области на 2011 - 2015 годы
Прогнозные (предельные) объемы
финансирования программы развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы по основным функциональным направлениям мероприятий
|
|
(тыс. рублей, в ценах 2010 года) |
|||||
Направления финансирования |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||||
|
в том числе: |
||||||
2011 - 2015 гг. - всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
|
Всего, в том числе: Областной бюджет в том числе: адресная инвестиционная программа Местные бюджеты |
2817116,0
1103925,0
983925,0
1713191,0 |
430000,0
270000,0
270000,0
160000,0 |
672154,0
310250,0
280250,0
361904,0 |
791154,0
243750,0
213750,0
547404,0 |
727654,0
249925,0
219925,0
477729,0 |
196154,0
30000,0
-
166154,0 |
Направление 1. "Обеспечение доступности и качества дошкольного образования" в том числе: строительство дошкольных образовательных учреждений |
Областной бюджет (адресная инвестиционная программа) местные бюджеты |
895100,0
1032900,0 |
270000,0
110000,0 |
235600,0
232400,0 |
171000,0
229000,0 |
218500,0
311500,0 |
-
150000,0 |
реконструкция перепрофилированных зданий детских садов |
Областной бюджет (адресная инвестиционная программа) местные бюджеты |
88825,0
615675,0 |
-
50000,0 |
44650,0
113350,0 |
42750,0
302250,0 |
1425,0
150075,0 |
-
- |
предоставление субсидий из областного бюджета на капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений |
областной бюджет местные бюджеты |
120000,0 64616,0 |
- - |
30000,0 16154,0 |
30000,0 16154,0 |
30000,0 16154,0 |
30000,0 16154,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная политика в области образования направлена на предоставление возможностей семьям, имеющим детей, в получении качественного и доступного дошкольного образования, создание условий для гармоничного развития личности ребенка в дошкольном возрасте. С этой целью утверждена концепция программы развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы. Задачами предполагаемой программы являются расширение сети дошкольных образовательных учреждений и удовлетворение запросов населения на получение услуг в сфере дошкольного образования, развитие вариативных форм дошкольного образования и повышение качества дошкольного образования через укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, изучение и распространение передового опыта педагогов дошкольного образования. Запланировано выполнение системы программных мероприятий по различным направлениям. Предполагается, что общий объем финансирования программы составит 2817116,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 1053925, 0 тыс. рублей. Срок реализации программы - 2011 - 2015 годы.
Распоряжение Правительства Курской области от 17 февраля 2011 г. N 73-рп "Об утверждении Концепции программы развития дошкольного образования в Курской области на 2011 - 2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был