Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Администрации Курской области от 31 января 2009 года N 21 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Курской области на 2009 - 2010 годы" (в ред. постановлений Администрации Курской области от 05.08.2009 N 252, от 15.10.2009 N 333) (далее - Постановление Администрации Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие нормативного правового акта, вносящего изменения в Постановление Администрации Курской области.
Предметом регулирования Постановления Администрации Курской области являются общественные отношения, связанные с финансированием, за счет средств областного бюджета, комплекса мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Курской области.
Указанный предмет регулирования соответствует пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) (далее - Конституция Российской Федерации), согласно которому финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации, а также пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2009 N 175-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации; полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации), Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2009 N 175-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится, в том числе принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта.
Подпунктом 30 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов, в том числе по осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросу, указанному выше органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Абзацем 5 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются, в том числе, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, чему соответствует абзац 2 Постановления Администрации Курской области.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом, в том числе, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим программу.
Приложением N 9 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2009 год" Закона Курской области от 10.12.2008 N 109-ЗКО "Об областном бюджете на 2009 год" (в ред. от 12.08.2009 N 43-ЗКО) областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Курской области на 2009 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Администрации Курской области предусмотрено 98441,0 тыс. рублей.
В соответствии с абзацем 3 частью 2 статьи 5 Закона Курской области от 10.10.1996 N 13-ЗКО "О физической культуре и спорте" (в ред. от 04.09.2008 N 61-ЗКО) к компетенции государственных органов власти области в области физической культуры и спорта относится разработка и реализация областных программ развития физической культуры и спорта с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей.
Согласно подпункту 7 пункта 4 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 10.10.2008 N 321 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации" принятие решения о разработке областной программы, формирование и утверждение ее включают в себя утверждение областной программы Администрацией Курской области.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 48 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 N 14-ЗКО) (далее - Устав Курской области) установлено, что Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области. Администрация Курской области возглавляется высшим должностным лицом области - Губернатором Курской области.
Подпунктом "з" пункта 2 статьи 49 Устава Курской области установлено, что Администрация Курской области издает в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Курской области постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области.
Таким образом, постановление Администрации Курской области от 31 января 2009 года N 21 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Курской области на 2009 - 2010 годы" (в ред. постановлений Администрации Курской области от 05.08.2009 N 252, от 15.10.2009 N 333) принято Администрацией Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы Постановления Администрации Курской области норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена экспертиза Постановления Администрации Курской области в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном Постановлении Администрации Курской области в ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Начальник Управления |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 28 октября 2009 г. N 02-19-606П на постановление Администрации Курской области от 31 января 2009 года N 21 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Курской области на 2009 - 2010 годы" (в ред. постановлений Администрации Курской области от 05.08.2009 N 252, от 15.10.2009 N 333) (извлечение)
Текст заключения официально опубликован не был