Отдел Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321 и Положения об отделе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного Приказом и.о. руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 декабря 2006 года N 141, провел юридическую экспертизу Закона Курской области от 28 декабря 2005 года N 102-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения" (в ред. от 30 августа 2007 года N 81-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
Предметом правового регулирования Закона Курской области являются правоотношения, возникающие при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в частности полномочиями в сфере социальной защиты населения.
Указанный предмет правового регулирования соответствует пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 19.12.2005 г. N 163-ФЗ), Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 05.12.2006 г. N 207-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 22.01.2007 г. N 29) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007 N 194-ФЗ), (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007 N 187-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 10, статьям 20, 22 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, пункту 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункту 2 Правил выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества, пункту 2 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, пункту 2 Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункту 3 Правил выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначение компенсаций указанным категориям граждан осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
Согласно части 6 статьи 26.3. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан (кроме вопросов в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, установление мер социальной защиты относится к компетенции органов государственной власти Курской области и является расходным обязательством Курской области.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Пунктом 6 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Указанным положениям федерального законодательства соответствует статья 6 Закона Курской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, статьей 30 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 22.08.2007 N 65-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области, реализующим свои полномочия, в том числе, путем принятия законов Курской области.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 31 Устава Курской области к полномочиям Курской областной Думы отнесено осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и Курской области в пределах полномочий области.
Таким образом, Закон Курской области от 28 декабря 2005 года N 102-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения" (в ред. от 30 августа 2007 года N 81-ЗКО) является необходимым и достаточным законодательным актом, принятым Курской областной Думой в соответствии с ее компетенцией, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы Закона Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст Закона Курской области соответствуют требованиям юридической техники.
Зам. начальника отдела Управления |
М.С.Переверзева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Отдела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области от 18 сентября 2007 г. N 4/8-20-281П на Закон Курской области от 28 декабря 2005 года N 102-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения" (в ред. Законов Курской области от 14.08.2006 г. N 51-ЗКО, от 27.02.2007 г. N 14-ЗКО, от 27 августа 2007 года N 79-ЗКО, от 30 августа 2007 года N 81-ЗКО) (извлечение)
Текст заключения официально опубликован не был