Обзор судебной практики. "Дела земельные на весах фемиды. Проблемы реализации гражданами права на земельную долю в составе земель сельскохозяйственного назначения"
В период с 2005 года по настоящее время одной из основных категорий споров в судах общей юрисдикции Курской области являются земельные споры, возникающие из правоотношений по наделению граждан земельными долями из состава земель сельхозназначения.
Основные категории споров - это иски:
- о признании права или права собственности на земельную долю за лицами, которые были пропущены в списках лиц, имеющих право на земельную долю, или за лицами, которые не получили свидетельства о праве собственности на землю;
- о признании права или права собственности на земельную долю в порядке наследования;
- другие споры.
Поскольку формулировки исковых требований встречаются самые разнообразные, при разрешении исков по земельным спорам следует прежде всего выяснять суть самих требований, которые могут сводиться либо к требованиям о признании права на земельную долю, либо к требованиям о признании права собственности на земельную долю, либо - о признании права собственности на земельный участок в счет земельной доли.
Дела по заявлениям о признании права на земельную долю в связи с пропуском в Списках лиц, имеющих право на земельную долю
Истцами по данной категории дел являются живые лица, по их мнению, ошибочно пропущенные в Списках лиц, имеющих право на земельную долю. Эти иски подлежат разрешению на основании ст. 14 ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Согласно этой норме гражданам, пропущенным в первоначальных списках лиц, имеющих право на получение земельной доли, передаются бесплатно в собственность земельные участки в размерах земельной доли, установленной по данному хозяйству на момент его реорганизации на основании решения суда о праве граждан на земельную долю из фонда перераспределения земель.
Право на земельную долю имели три основные группы граждан: работники (в том числе временно отсутствующие: учащиеся, военнослужащие срочной службы и т.п.) колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры хозяйств и работники социальной сферы на селе.
Перечень этих лиц был установлен рядом нормативно-правовых документов, к числу которых относятся (в хронологическом порядке):
- Указ Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР";
- Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов;
- Письмо Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств от 10.01.1992 г. N 3-15/51 "О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан";
- Рекомендации Министерства сельского хозяйства РФ от 14.01.1992 г. по реорганизации колхозов и совхозов;
- Указ Президента РФ от 2.03.1992 г. N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан".
Следует обратить внимание, что если ранее Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. N 86 предписывалось наделять работников социальной сферы земельными долями только по усмотрению трудового коллектива, то данным Указом уже прямо было прописано, что при установлении нормы бесплатной передачи земельных участков включаются работники социальной сферы на селе. Некоторые суды обращают на это внимание, но считают, что этот Указ никак не взаимосвязан с Постановлением Правительства N 86 и исходят из того, что те лица, которые не были включены в списки в соответствии с Постановлением N 86, не могут признаваться "пропущенными" в списках, так как они "невключенные" в списки.
Представляется, что это мнение ошибочно, и Указ N 213 следует толковать буквально, поскольку он, во-первых, имеет высшую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства РФ и вступил в действие до того момента, когда в колхозах и совхозах стали происходить реорганизационные мероприятия (Указ вступил в действие в марте 1992 года, реорганизационные мероприятия происходили в основном с июля 1992 года); во-вторых, Рекомендациями Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ от 11.08.1992 г. по применению основных положений Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" установлено, что в случае несоответствия отдельных положений земельного законодательства и Указа Президента 323 применяется Указ. А в Указе нет никаких ограничений в отношении работников социальной сферы).
- Положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4.09.1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса";
- Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 г. N 96.
При принятии дела к производству судье необходимо, прежде всего, выяснить, действительно ли лицо пропущено в списках лиц, имеющих право на земельную долю, поскольку не исключается возможность того, что лицо уже распорядилось земельной долей и намеревается получить земельную долю вновь.
В Ж-ском районном суде имел место ряд исков о признании права собственности на земельную долю. Истицы указывали, что они получали свидетельства о праве собственности на землю, но потеряли их и в настоящее время в ином кроме как судебном порядке подтвердить свое право на земельную долю в ЗАО "Веретенино" ничем не могут. Судья истребовала все документы, вплоть до отказного материала по факту нарушений в хозяйственной деятельности ЗАО "Веретенино", и установила, что истцы после реорганизации хозяйства передали земельную долю в уставной капитал общества, а затем продали акции и намеревались получить земельную долю еще раз.
В исковых заявлениях достаточно часто встречаются понятия "первоначальные списки", "основные списки", "уточненные списки", "списки на получение свидетельств о праве собственности на землю". Суды не всегда дают надлежащую оценку этим понятиям, в то время как каждое из них имеет свой определенный смысл.
Так "первоначальные списки" - это списки всех членов хозяйства и пенсионеров. Они рассматривались внутрихозяйственной комиссией и на их основе составлялись "основные списки", которые утверждались общим собранием членов колхоза (работников совхоза) и передавались на утверждение главы администрации района вместе с проектом перераспределения земель.
"Уточненные списки" составлялись в более позднее время, когда, как правило, были уже утверждены основные списки, и это было обусловлено тем, что после 1992 года вышел ряд нормативных актов, увеличивших перечень лиц, имеющих право на земельную долю. В эти списки вносились не только не вошедшие в основной список лица, но и исключались те, которые уже были внесены в основной список, но умерли или выехали на новое место жительства.
Однако основной список уже был утвержден главой администрации района. В соответствии с п. 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 г. N 96 - моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
Следовательно, после утверждения Списков главой администрации право собственности на земельную долю у лиц уже возникло и они не могли быть лишены этого права путем невнесения в новые списки, поскольку в соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
При наличии по делу "уточненных списков" суду следует выяснять, из каких фондов выделялась земля этим лицам, поскольку если этот список является дополнением к основному и на ту же землю, которая предоставлялась в общую долевую собственность, то размер первоначально определенных земельных долей подлежал перерасчету.
"Списки на получение свидетельств о праве собственности на землю". Если следовать логике, то это те же, утвержденные главой администрации района, основные списки, которые после утверждения проекта перераспределения земель должны были направляться в Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. А поскольку эти списки прошли процедуру утверждений, то фактически право собственности на земельную долю у этих граждан уже возникло и то обстоятельство, что они не указаны в списках на получение свидетельств на их право на земельную долю не влияет.
При рассмотрении споров о признании права на земельную долю работников хозяйства, вследствие пропуска их в списках, обязательно следует выяснять, был ли истец на период реорганизации работником хозяйства. Поскольку существенное значение для возникновения права имеет время принятия на работу и увольнения с работы, характер выполняемой работы, основания прекращения трудовой деятельности в колхозе (совхозе).
В число работников сельскохозяйственной организации не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другом хозяйстве.
Чтобы определить правовой статус работника, необходимо тщательно исследовать данные о его трудовой деятельности: какую работу выполнял, в какой период, как начислялась и выплачивалась заработная плата. О временности и сезонности работы может свидетельствовать характер выполняемой работы. Например, прополка сахарной свеклы, участие в строительстве какого-либо объекта, пастьба скота и т.п. Но при этом работник должен быть занятым только на этой работе, только в определенный период и он не мог быть отвлечен на выполнение иных работ в хозяйстве иначе как по другому самостоятельному договору.
К числу работников хозяйств, имевших право на получение земельной доли, относились и временно отсутствующие работники: колхозные стипендиаты, военнослужащие срочной службы и т.п. Первое упоминание о таких лицах содержится в Положении о реорганизации колхозов и совхозов и там сказано (п. 9), что в список лиц, имеющих право на земельную долю, включаются _ временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.). Поэтому при признании права на земельную долю таких лиц подлежит выяснению не только то обстоятельство, являлось ли лицо колхозным стипендиатом или военнослужащим, но и работало ли это лицо перед поступлением в ВУЗ или призывом в армию в колхозе, совхозе. Поскольку основным критерием наделения лица правом на земельную долю является его трудовая деятельность в хозяйстве, а учеба, служба являются обстоятельствами, временно прерывавшими эту трудовую деятельность.
З-ский районный суд рассмотрел дело по иску Е. о признании права на земельную долю. В период реорганизации колхоза она училась на экономическом факультете СХА как колхозный стипендиат и была пропущена в списках. Суд правильно отказал в удовлетворении иска, так как до поступления в ВУЗ истица работала в колхозе сезонно.
При разрешении споров о признании права на земельную долю за военнослужащими срочной службы следует проверять, проводились ли мероприятия по распределению земли в период его отсутствия. Если земля распределялась и списки утверждались в период службы истца - он имел право на земельную долю как временно отсутствующий работник; если распределение земли имело место после увольнения в запас истца и, возвратившись из армии, он вновь работал в хозяйстве - он имел право на земельную долю как работник хозяйства; если после увольнения в запас истец избрал другое место работы и в это время произошли реорганизационные мероприятия - он не имел права на земельную долю, так как в силу вышеприведенных норм такое право имели лишь лица, уволенные с работы после 1.01.1992 г. в связи с сокращением штата или численности работников.
В качестве правильно рассмотренного дела можно привести дело по иску Л. к администрации Г-ского района. Л. обратился в суд с иском о признании права на земельную долю из фонда перераспределения, указав, что 1988 - 1989 годах он работал в колхозе, затем учился от колхоза в учебном заведении и был призван в армию. За время пребывания в армии земля была распределена, но он был пропущен в списках. Суд установил, что в колхозе истец работал, но эта работа была временной, по 2 - 3 месяца в году, учился на водителя, но на эту учебу он был направлен не колхозом, а военкоматом и обучался в ДОСААФ, в армию призван по окончании учебы, а не с работы в колхозе. Более того, установлено, что земля распределялась в 1993 году, когда истец уже возвратился из армии и работал в Г-ской сельхозхимии. То есть, права на получение земельной доли истец не имел.
Пенсионеры имели право на получение земельной доли при наличии двух условий: во-первых, они должны выйти на пенсию с работы в сельскохозяйственной организации и, во-вторых, должны проживать на территории этой сельскохозяйственной организации.
Имели место многочисленные случаи невключения пенсионеров в списки лиц на получение земельной доли в связи с их выездом в другое место жительства. Отсюда при рассмотрении исков пенсионеров о признании права на земельную долю следует выяснять обстоятельства выезда, поскольку часто они обусловлены состоянием здоровья и нуждаемостью в постороннем уходе. Такой выезд является вынужденным и пенсионер не утрачивает права на получение земельной доли.
Дела по искам о признании права на земельную долю за лицами социальной сферы села. Анализ перечисленных нормативных актов, которыми дан перечень лиц, имеющих право на земельную долю, указывает, что ключевым словом в основании для получения земельной доли работником социальной сферы является "село".
Вместе с тем по смыслу приведенных норм обязательным критерием для внесения лица в списки является не сам факт расположения предприятия, учреждения, организации социальной сферы в сельском населенном пункте, а его предназначение: важно, чтобы эта сфера обслуживала работников только данного сельскохозяйственного предприятия и была создана именно только для него. К таковым предприятиям, учреждениям, организациям относятся сельские школы, медпункты, библиотеки, пошивочные и ремонтные мастерские и т.п.
Но не могут быть признаны таковыми районные больницы, хотя бы они и находились на территории сельскохозяйственного предприятия и в них обслуживались колхозники, школы районного значения, аптеки, КБО, РАЙПО и т.п.
В нормах, регламентирующих наделение земельной долей работников социальной сферы, не содержится оговорок о том, предоставляется ли земельная доля временным и сезонным работникам социальной сферы. Но, представляется, что буквально толковать эти нормы нельзя и следует исходить в порядке аналогии из правила наделения земельными долями работников хозяйств.
Пример: П. обратилась с иском к администрации Г-ского района о признании права на земельную долю из фонда перераспределения, так как при реорганизации колхоза "Маяк" она была пропущена в списках, хотя работала в социальной сфере на селе - истопником сельского магазина, а закон не содержат норм, которые бы запрещали выделять земельную долю сезонным работникам социальной сферы. Суд отказал в иске, мотивировав тем, что принцип недопустимости наделения правом сезонных работников хозяйств распространяется и на работников социальной сферы.
Отдельная категория лиц, претендующих на земельную долю - иностранцы.
Земельным законодательством 1990-х годов не предусматривалось наделение иностранных граждан земельной долей. Однако эти граждане могли стать правообладателями земельных долей, будучи гражданами РФ, которые на период реорганизации колхозов и совхозов были работниками этих предприятий, подпадали под критерии на включение в списки лиц, имеющих право на земельную долю, но были пропущены в этих списках. Отсюда иски иностранных граждан, пропущенных в период их гражданства в РФ в списках лиц, имеющих право на земельную долю, если таким правом они обладали, подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дел о признании права на земельную долю за работниками хозяйств и работниками социальной сферы возникают вопросы о том, из какого периода работы следует исходить при определении права работника на земельную долю.
Минимальный срок работы и конкретные даты начала и истечения срока нормативными актами о земельных долях не предусмотрены, но по смыслу этих норм такой срок определить можно.
В соответствии с ранее действовавшими Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (одобрены постановлением Правительства РФ N 96) на получение в собственность земельных долей имеют право работники сельскохозяйственных организации, в том числе уволенные из этой организации по сокращению штата и численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю.
То есть, работавшие в хозяйстве до 31 декабря 1991 года, а также оставшиеся работать после 1 января 1992 года подлежали безусловному включению в списки.
Но подлежали ли включению в списки лица, принятые на работу в период с 1 января 1992 года по момент возникновения права собственности на земельную долю?
Моментом возникновения права собственности на земельную долю, как указано выше, в соответствии с п. 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации.
Решение о передаче земли в общую собственность принималось главой администрации района на основании представленного для утверждения проекта перераспределения земель, в качестве приложений к которому входили протокол внутрихозяйственной комиссии по приватизации имущества колхоза (совхоза), списки лиц, имеющих право на земельную долю, протокол общего собрания хозяйства.
Поскольку списки составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались общим собранием, то день проведения собрания являлся конечной датой, когда лицо могло претендовать на право быть включенным в списки как работник хозяйства. Поступление на работу после даты проведения собрания, хотя бы к этому моменту проект перераспределения земель еще и не был утвержден главой администрации, не давало права на земельную долю.
В то же время увольнение работника по любому основанию в период со дня проведения собрания до момента утверждения проекта главой администрации не лишало его права на земельную долю, поскольку он это право уже заработал, что подтверждено собранием.
Увольнение же по собственному желанию или по иному основанию кроме сокращения штата или численности работников в период до утверждения списков собранием являлось основанием для невключения работника в списки или исключения его из списков, поскольку он уже работником не являлся.
Суд рассмотрел иск У. к администрации Н-ского района о признании права собственности на земельную долю - в списках есть, но не было выдано свидетельство. Суд отказал в иске, так как согласно записям трудовой книжки истец уволился из колхоза 20 августа 1992 г. по собственному желанию. Внутрихозяйственная комиссия закончила свою работу 24 ноября 1992 года, после чего состоялось общее собрание колхозников. То есть, на момент утверждения списков собранием истец уже не был работником хозяйства и не имел права на земельную долю. То, что он значится в списках, не дает ему права на земельную долю, поскольку это ошибка внутрихозяйственной комиссии.
По смыслу приведенного правила работники социальной сферы могли наделяться земельной долей по аналогичным критериям.
При разрешении споров о праве на земельную долю не всегда правильно определяются ее основания и источник земельных долей, право на которые подлежит признанию в судебном порядке. И в качестве законного основания суды ссылаются - в одних случаях на ст. 13 ЗКО "Об обороте земель сельхозназначения", в других - на ст. 14 ЗКО, а порой - на обе статьи, а землю определяют и из земельных участков, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций, и из фонда перераспределения, и из общей долевой собственности граждан.
Следует иметь в виду, что сама по себе земельная доля даже при наличии вступившего в законную силу судебного решения не может возникнуть ниоткуда. Земельные доли при реорганизации хозяйств возникали в результате раздела земельных массивов на доли, а после реорганизации - из фонда перераспределения, который также был образован из оставшихся неразделенными конкретных земельных участков.
Следовательно, если все доли какого-либо земельного массива распределены между собственниками и распределен фонд перераспределения, то другим лицам, хотя бы это лицо было одно и оно имело право быть включенным в списки, но по каким-то причинам пропущено в них, этому лицу долю в этом массиве без уменьшения долей всех собственников выделить невозможно и недопустимо законом без оспаривания права всех собственников земельных долей.
На сегодняшний день законодательство допускает выделение земельных долей лицам, пропущенным в Списках, только из фонда перераспределения земель (ст. 14 ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), и лицам, которые вообще не наделялись земельной долей при реорганизации хозяйства - из земель, оставшихся в постоянном (бессрочном) пользовании хозяйств (ст. 13 ЗКО).
При толковании ч. 1 ст. 14 ЗКО следует обратить внимание на словосочетание "на момент его реорганизации" (Гражданам, пропущенным в первоначальных списках лиц, имеющих право на получение земельной доли, передаются бесплатно в собственность земельные участки в размерах земельной доли, установленной по данному хозяйству на момент его реорганизации на основании решения суда о праве граждан на земельную долю из фонда перераспределения земель).
Это имеет важное значение, поскольку некоторые судьи связывают это словосочетание с правом на получение земельной доли и тогда получается, что право на земельную долю из фонда перераспределения имеют лишь те лица, которые могли быть включены в списки лиц на момент реорганизации, но ошибочно были пропущены. При таком толковании права не могут быть наделены землей, например, лица социальной сферы, которые фактически имели право на земельную долю, но не были включены в списки преднамеренно (по решению собрания) на основании Постановления Правительства N 86.
В действительности же смысл данного словосочетания связан с размером земельной доли, которая при выделении её из фонда перераспределения должна быть в пределах нормы, установленной по данному хозяйству в момент его реорганизации. При таком толковании права земельной долей подлежат наделению все незаконно пропущенные, в том числе "законно" не включенные в списки лица независимо от действовавшего в период реорганизации хозяйства закона.
Также в этой норме имеет значение понятие "первоначальные списки". То есть, те списки, которые были первыми и основными на земельные доли. В них должны быть те лица, которые обладали правом на земельную долю именно на начало земельной реформы. Те, кто пришел позже, на момент составления дополнительных и иных списков, права на земельную долю в порядке ст. 14 ЗКО не имеют.
На основании ст. 14 ЗКО в судебном порядке признается только право на земельную долю и эта доля должна находиться в составе земель фонда перераспределения. На основании решения о признании права на земельную долю истцу предоставляется земельный участок в счет земельной доли. Данный земельный участок в соответствии с ч.ч. 2 - 4 ст. 14 ЗКО предоставляется органом местного самоуправления во внесудебном порядке.
Неправильное определение предмета иска приводит к принятию судебных решений, исполнение которых будет затруднительно или вообще невозможно.
Кто ответчик по таким делам?
Исходя из того, что право на земельную долю признается из фонда перераспределения земель, ответчиком должен быть собственник фонда перераспределения земель. Прямых указаний на то, кто является собственником фонда, в законе нет. Но из смысла п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. А поскольку на территории Курской области не проведено разграничение земель, отнесенных к фондам перераспределения, эти земли относятся к ведению органов местного самоуправления и надлежащим ответчиком будет администрация муниципального района/
При рассмотрении исков о признании права на земельную долю из фонда перераспределения земель представители ответчиков часто заявляют требования о применении исковой давности. Суды применяют срок исковой давности, исчисляя его с момента реорганизации хозяйства.
Однако на тот момент не было прямого закона, который бы регулировал порядок наделения пропущенных в списках лиц земельной долей. Такой порядок был установлен лишь ст. 14 ЗКО "Об обороте земель сельхозназначения". В силу ст. 19 Закона он вступает в законную силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Официально Закон был опубликован в газете "Курская правда" 20 марта 2004 года. Следовательно, в законную силу он вступил 31 марта 2004 года и с этой даты следует исчислять срок исковой давности, который истек 31 марта 2007 года.
Иски о признании права собственности на земельную долю вследствие ошибки в документах на земельные доли
В правоустанавливающих документах граждан на землю встречаются различные ошибки в написании дат, имен, названий сельскохозяйственных предприятий и т.п.
Например, мировым судьей судебного участка К-ского района рассмотрен иск Б. о признании права собственности на земельную долю в связи с тем, что в свидетельстве о праве собственности на землю истица указана 1946 года рождения, а по паспорту - 1945 г.
Л-ским районным судом рассмотрено дело по иску Х. - в списках её имя вместо "Нелли" указано "Неля".
К-ским городским судом рассмотрено дело по иску И. - в свидетельстве о праве собственности на землю её фамилия ошибочно указана по фамилии мужа - П.
Л-ским районным судом рассмотрен ряд исков граждан о признании права собственности на земельную долю в АО им. Владимира Ильича, тогда как в свидетельствах о праве собственности на землю, выданных Райкомземом, сельхозпредприятие ошибочно поименовано "АФ им. В.И. Ленина".
Возникает вопрос: надо ли рассматривать такие споры в порядке искового производства (о признании права собственности на земельную долю) либо заявление в суд должно быть иного характера?
С одной стороны спора о праве нет, поскольку лицо наделено правом собственности на земельную долю, где бы она ни значилась.
С другой - земельная доля может находиться только в составе определенного земельного массива и собственник может распорядиться ею лишь при наличии всех идентифицирующих данных: это наименование объекта права, индивидуальные признаки объекта и его местоположение. Отсутствие хотя бы одного из них исключает для собственника возможность владения, пользования и распоряжения объектом права.
Вместе с тем, разрешение спора в порядке признания права собственности предполагает наличие ответчика, с которого подлежит взысканию госпошлина от суммы стоимости земли. А некоторые учреждения, которыми допущена ошибка, на момент спора уже не существуют (Райкомзем, например).
Представляется, что поскольку нет спора о праве и известен предмет правоотношений, данный вопрос следует рассматривать в порядке особого производства. Хотя ст. 264 ГПК РФ и не содержит такого вида факта как установление относимости правоустанавливающего документа к определенному предмету правоотношений, перечень фактов в этой статье не является исчерпывающим. Напротив, пунктом 10 статьи предусмотрено установление других имеющих юридическое значение фактов. Поэтому допустимо рассматривать дела с формулировкой, например, об установлении факта тождественности записи в правоустанавливающем документе названию определенного сельскохозяйственного предприятия.
Дела по искам о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования
Наиболее часто встречающиеся иски, это иски:
1. О признании в порядке наследования права на получение земельной доли, когда лицо не было включено в списки лиц, имеющих право на земельную долю.
В таких исках имеется ввиду то обстоятельство, что наследодатель не был включен в списки лиц, имеющих право на земельную долю, и умер, не обратившись за защитой своего права. После его смерти наследник считает, что он вправе отстаивать интересы умершего и просит установить тот факт, что наследодатель ошибочно был пропущен в списках и признать право на земельную долю в порядке наследования за ним (наследником). То есть, ввести его (наследника) в земельные правоотношения с того момента, когда были сформированы первоначальные списки, признать за ним право ("виртуальное") на земельную долю, а далее, предполагается, он сам получит земельную долю, например, в порядке ст. 14 ЗКО.
2. О признании в порядке наследования права собственности на земельную долю, когда лицо не было включено в списки лиц, имеющих право на земельную долю.
В таких исках имеется ввиду то обстоятельство, что наследодатель был пропущен в списках, вследствие этого он не приобрел право собственности на земельную долю, так как утвержденные главой администрации списки не содержали его фамилии, а поскольку истец является наследником, то он просит признать за ним сразу право собственности на земельную долю (минуя право "виртуальное"). То есть, ввести его в земельные правоотношения с того момента, когда списки были утверждены и значащиеся в списках лица стали собственниками земельных долей. В этой ситуации истцу остается получить лишь свидетельство о праве собственности на земельную долю.
Ни в той, ни в другой ситуации иски удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении дел о признании права на земельную долю в порядке наследования (1 вариант) следует иметь в виду, что право на земельную долю может быть предметом наследования лишь с того момента, когда при жизни наследодателя были утверждены главой администрации района списки лиц, имеющих право на земельную долю.
Это вытекает из ст. 1112 ГК РФ, согласно которой в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Право на земельную долю становится имущественным лишь с момента утверждения списков главой администрации района.
Это установлено п. 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 г. N 96 - моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
Право на земельную долю до утверждения списков относится к другому виду права - оно является правом, связанным (неразрывно) с личностью наследодателя. Поскольку в этот период право только формируется и зависит от наличия определенных признаков конкретной личности, которыми она обладает как работник сельхозпредприятия (пенсионер, представитель социальной сферы и т.п.) и от волеизъявления этого работника (пенсионера, представителя социальной сферы). И если при жизни работник (он же наследодатель) не обратился за приобретением, либо защитой этого права, значит это право, связанное с личностью наследодателя, не трансформировалось в имущественное право. А право, связанное с личностью, в силу ст. 1112 ГК РФ не входит в наследственную массу.
О том, с какой стадии формирования подлежит наследованию право на земельную долю, прямо видно из п. 7 тех же Рекомендаций, которые одобрены постановлением Правительства РФ N 96, и ч. 2 ст. 13 Закона Курской области от 5.03.2004 г. N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения": "Право на земельную долю имеют наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности)".
То есть, момент смерти связан не со стадией формирования списков и не со стадией их утверждения главой администрации района, а со стадией получения правоудостоверяющего документа - свидетельства о праве собственности на земельную долю.
Умершие лица не могли быть наделены правом в силу ст. 17 ГК РФ, согласно которой правоспособность гражданина (способность иметь гражданские права и нести обязанности перед обществом) прекращается смертью.
1. Дела о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования, когда у наследодателя имеется свидетельство о праве собственности на землю
По такой категории дел суды идут по пути искового производства и признают право собственности на земельные доли в порядке наследования.
Однако, представляется, что в случае, если нет спора о праве, дела следует рассматривать в порядке особого производства - об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства (1 вариант) и о признании наследника принявшим наследство (2 вариант).
При вынесении решения об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства (1 вариант) следует руководствоваться указаниями, содержащимися в ст. 1113 - 1115 ГК РФ: признается, что наследник принял наследство, если он фактически вступил во владение наследственным имуществом или в установленный срок подал заявление о принятии наследства в орган, совершающий нотариальные действия. Местом открытия наследства считается последнее постоянное место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части.
В соответствии с ч. 1 ст. 1155 ГК РФ (2 вариант) по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника, принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам, и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Представляется, что это будет исковый порядок, ответчиком будет (при отсутствии других наследников) орган местного управления как претендент на выморочную земельную долю.
2. Дела о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования, когда у наследодателя возникло право собственности на земельную долю, но свидетельство им получено не было, или имелось, но было утеряно
В таких случаях следует исходить из того, что право собственности у наследодателя на земельную долю возникло в силу п. 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 г. N 96 и подлежало включению в наследственную массу. Но этому должны быть представлены соответствующие доказательства:
- списки лиц, имеющих право на земельную долю;
- постановление главы администрации о передаче земли в общую собственность;
- справка от учреждения кадастра о том, что свидетельство выдано;
- справка от сельскохозяйственной организации, что земельная доля не передавалась в уставный фонд (уставной капитал);
В противном случае основания к удовлетворению иска отсутствуют.
В некоторых районах выдавались Свидетельства собственности на земельный и имущественный пай, выданные внутрихозяйственной комиссией и заверенные печатью колхоза. Хотя в свидетельстве и указано, что оно "о собственности", но, тем не менее, такое свидетельство не может подтверждать право собственности, поскольку, как указано выше, моментом возникновения права собственности на земельную долю является момент вынесения главой администрации района постановления об утверждении Списков лиц, имеющих право на земельную долю. Кроме того, слово "собственность" в указанных свидетельствах встречается лишь в заглавии, а в содержании свидетельства указано, что этим подтверждается то, что лицо является владельцем земельного пая. Отсюда право собственности на земельную долю в порядке наследования не может признаваться только на основании таких свидетельств без постановления администрации района о передаче земли в общую собственность.
Граждане, имеющие земельную долю, вправе были распорядиться земельной долей различными способами, в том числе путем её продажи, дарения, внесения в уставный фонд, уставной капитал.
Встречаются такие дела, когда наследники обращались с иском о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования, хотя земельная доля была передана в уставной капитал акционерного общества. При разрешении таких споров суду необходимо было исходить из требований правовых норм об акционерных обществах, а по общему правилу законодательства об акционерных обществах внесенное в уставной капитал имущество переводится в акции и наследованию подлежит не конкретное имущество общества, а акции.
Дела по искам, когда наследники иностранные граждане.
При разрешении таких исков следует исходить из следующего.
В силу ст. 1224 ГК РФ по делам о наследовании недвижимого имущества иностранными гражданами применяется российское законодательство.
В соответствии с ч. 2 ст. 1116 ГК РФ ограничения на наследование по закону введены лишь в отношение иностранных государств и международных организаций. По завещанию могут наследовать и эти субъекты наследственного права.
Следовательно, иностранные граждане могут наследовать недвижимое имущество на территории РФ.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельхозназначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В соответствии со ст. 5 ФЗ в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (предельные размеры земельного участка), такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения подлежит отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
В соответствии со ст. 11 ФЗ в случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона.
Анализ приведенных норм права указывает на то, что в собственности иностранных граждан не может быть земельная доля, земельный участок, в случае, если это превышает 50-процентный размер в уставном капитале или превышает предельно допустимый максимальный размер земельного участка, который может находится в собственности гражданина.
Следовательно, земельная доля, земельный участок менее этих пределов могут находиться в собственности иностранцев. Отсюда за иностранными гражданами подлежит признанию право собственности на земельную долю в случаях, если они, будучи гражданами РФ, могли получить земельную долю, но были пропущены в списках, либо им не было выдано свидетельство о собственности на землю, или если они приобретают земельную долю в порядке наследования.
Судья Курского областного суда, |
А.Апальков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики. "Дела земельные на весах фемиды. Проблемы реализации гражданами права на земельную долю в составе земель сельскохозяйственного назначения"
Текст обзора опубликован в вестнике Курского областного суда, Арбитражного суда Курской области и управления Судебного департамента в Курской области "Власть судебная", декабрь 2009 г., N 2
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве