Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499
"О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы"
27 августа 1999 г.
В целях создания организационных, экономических и социальных условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1956) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать выделение Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение в 1996 - 2000 годах средств из соответствующих бюджетов на реализацию региональных программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Федеральная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499)
27 августа 1999 г.
См. также Федеральную целевую программу "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденную постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694
Паспорт Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы
Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития
крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов на 1996 - 2000 годы
Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации от
Программы 16 апреля 1996 г. N 565, постановление
Правительства Российской Федерации от 21
июня 1996 г. N 723 "О мерах по
стабилизации экономического положения и
развитию реформ в агропромышленном
комплексе"
Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Российской Федерации
Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства
Программы и продовольствия Российской Федерации
Министерство экономики Российской
Федерации
Министерство финансов Российской
Федерации
Ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России
Государственный комитет Российской
Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству
научно-исследовательские институты
Российской академии сельскохозяйственных
наук
Цели Программы - обеспечение устойчивого развития и
повышение эффективности фермерского
сектора как составной части
многоукладной аграрной экономики,
социальная защита крестьянства в
условиях рыночных отношений
Основные программные - создание организационных, экономических,
мероприятия правовых и социальных условий
эффективного функционирования
крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, формирование рыночной
инфраструктуры на основе кооперации,
совершенствование механизма
государственной поддержки крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов
Исполнители Программы - Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации
Министерство экономики Российской
Федерации
Министерство финансов Российской
Федерации
Ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России
Государственный комитет Российской
Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству
Российская академия сельскохозяйственных
наук
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Сроки и этапы реализации - 1996 - 2000 годы:
Программы I этап - 1996 - 1998 годы
II этап - 1999 - 2000 годы
Важнейшие целевые показатели - к 2000 году за счет роста числа
крестьянских (фермерских) хозяйств,
увеличения размеров крестьянского
землевладения, внедрения прогрессивных
технологий и повышения на этой основе
продуктивности земледелия и
животноводства валовая продукция
сельского хозяйства в этом секторе
вырастет примерно в 2,6 раза и его доля
в общем объеме производства достигнет
5,5 - 6 процентов. Производство зерна
составит около 9 млн. тонн,
подсолнечника - 660 тыс. тонн, сахарной
свеклы - 1,7 млн. тонн и молока - до 2
млн. тонн
Ожидаемые результаты Программы - повышение экономической эффективности
крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян
Система контроля за - контроль за исполнением Программы
исполнением Программы осуществляют государственный заказчик -
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,
Министерство экономики Российской
Федерации,
Министерство финансов Российской
Федерации,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Федеральная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы
I. Введение
Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".
Программа является дополнением и развитием положений о фермерском секторе, содержащихся в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы.
Программа основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О сельскохозяйственной кооперации", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года, и к началу 1996 года насчитывалось более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются - крестьянские хозяйства). Они располагают 11 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 8,1 млн. га, или 6,1 процента ее общей площади. В 1995 году крестьянскими хозяйствами произведено зерна 4,7 процента, подсолнечника - 12,3, сахарной свеклы - 3,5, картофеля - 0,9, овощей - 1,3, мяса (в убойном весе) - 1,6, молока - 1,5 и шерсти - 4,5 процента от объема производства этих видов продукции всеми категориями хозяйств.
Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются высокой экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие организационные формы малого предпринимательства.
Однако в 1994 - 1995 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 96 распавшихся, а в ряде регионов количество хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь созданных.
Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально-технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств.
На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья, своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные крестьянские хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную деятельность. В течение 1994 - 1995 годов резко сократилось число желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается доля малоземельных фермеров (38 процентов хозяйств имеют менее 10 га земли).
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;
совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора;
развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1996 - 1998 годы) осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Совершенствуется система налогообложения. Создаются благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется формирование системы кредитной и страховой кооперации, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и работников кооперативов.
См. Государственную программу подготовки фермеров в Российской Федерации, утвержденную постановлением СМ РФ от 5 февраля 1993 г. N 103
На втором этапе (1999 - 2000 годы) по мере завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств. Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличится производство сельскохозяйственной продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств.
III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов
Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в существенном обновлении и будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития.
Будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", внесены дополнения и изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность крестьянских хозяйств и кооперативов, подготовлены другие нормативно-правовые документы.
Уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах.
Предусматривается совершенствование налогового законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов по сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.
Предусматривается совершенствование законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов, порядка внесения платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования (с учетом сезонности и других особенностей формирования доходов крестьянских хозяйств и кооперативов).
IV. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского землевладения и землепользования
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель.
Предусматривается разработать и внедрить механизм залога земель, усовершенствовать порядок купли-продажи земельных участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков (сверх установленных размеров) за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.
В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли, установлено первоочередное право соседей-землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков. Осуществится комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.
Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств и кооперативов, составит 15-16 млн. га, в том числе 11-11,5 млн. га пашни, или 8,5-9 процентов ее общей площади. При этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство возрастет до 45-46 га, в том числе пашни - до 32-33 га.
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на современном этапе являются:
совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;
переработка, хранение и сбыт продукции;
материально-техническое обеспечение;
инженерно-технологическое обслуживание;
кредитование и страхование.
Ускорится создание фермерских кооперативов по совместному использованию техники и обработке земли на основе добровольного объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга. Будут создаваться кооперативные машинно-технологические станции и пункты проката сложной и специализированной техники.
На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче-смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности.
Будут созданы кооперативы по материально-техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры.
Продолжится процесс преобразования предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и агросервису в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Одновременно начнется активизация процессов кооперирования по переработке сельскохозяйственной продукции в районах, удаленных от действующих перерабатывающих предприятий, объединение первичных кооперативов в ассоциации и союзы как по отраслевому, так и по территориальному принципам.
В 1998 - 2000 годах будет сформирована система сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории. Они станут источником первоначального капитала для малого предпринимательства на селе. Для этого будут разработаны и приняты нормативные документы, обеспечивающие правовые и экономические основы создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и их союзов.
Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. По мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудо-сберегательные кооперативы.
Кредитные кооперативы совместно с сельскохозяйственными производственными и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при участии других сельскохозяйственных товаропроизводителей могут создавать сельские кооперативные банки.
Начнется работа по созданию сельских обществ взаимного страхования и их союзов, которым будет оказана стартовая государственная поддержка.
VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;
компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых корнеплодов;
дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы, сырье льна и конопли;
дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;
поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;
финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;
компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);
кредитование приобретения земли;
возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;
содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;
льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;
финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 действие абзаца двадцать второго раздела VI Федеральной целевой программы приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г.
компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;
выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;
льготное кредитование строительства жилья;
оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
Осуществится переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции и с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.
Из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются на инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры, строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции и другие цели.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет выделятся не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.
За счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается поддержка в финансировании строительства других (кроме животноводческих) производственных объектов сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции.
Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах при их формировании по представлению органов государственного управления агропромышленным комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы и региональных программ.
VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. Обучение и повышение квалификации фермеров
Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств, кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и консультационных услугах создается единая федеральная информационно-консультативная служба, включающая в себя отраслевые и региональные центры с сетью участковых консультантов, а также соответствующие подразделения в органах государственного управления агропромышленным комплексом. Информационно-консультативная служба будет оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и юридической защиты.
Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения расширят исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации. Будут разработаны оптимальные модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства с учетом природно-экономических зон России.
Увеличится выпуск учебно-методических пособий, рекомендаций, справочно-нормативной литературы для крестьянских хозяйств и кооперативов.
В соответствии с Государственной программой подготовки фермеров в Российской Федерации расширятся подготовка и повышение профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов, включая кредитные и страховые. В учебные программы сельскохозяйственных учебных заведений вводится специальный курс по проблемам сельскохозяйственной кооперации. Продолжится практика стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах, а также за рубежом.
Предусматривается ежегодно проводить федеральный и региональные смотры-конкурсы крестьянских хозяйств и кооперативов, выставки-ярмарки, научно-практические конференции и семинары по вопросам фермерского и кооперативного движения.
VIII. Развитие фермерского самоуправления
Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.
Органы фермерского самоуправления привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития села.
IX. Социально-экономические результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить развитие крестьянских хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности. Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, возрастет производительность труда; повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров; возрастет рыночная ориентация крестьянских хозяйств; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.
Увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции и изменится производственная структура фермерского сектора. Углубится специализация хозяйств, более быстрыми темпами будет развиваться животноводство. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 2,6 раза, в том числе в земледелии - в 2,5 раза и животноводстве - в 2,7 раза. По отдельным видам продукции (зерно, подсолнечник) доля фермеров возрастет до 9 - 10 и более процентов, по продуктам животноводства - до 4,5 - 7 процентов.
В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения числа хозяйств и общей площади земель, более полного использования предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры производства.
Увеличение производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота и свиней, создания более крупных товарных ферм и повышения продуктивности животных. Удельный вес продукции животноводства в общем объеме производства превысит 30 процентов.
В лесостепной и степной зонах сохранится специализация крестьянских хозяйств по выращиванию зерна, сахарной свеклы и подсолнечника, в животноводстве - по выращиванию овец, получит значительное развитие свиноводство. В Нечерноземной зоне, многих регионах Сибири и Дальнего Востока быстрыми темпами будет развиваться молочное и мясное скотоводство, свиноводство, выращивание картофеля. Расширится производство овощей, плодов и ягод в регионах Поволжья, Северного Кавказа, Центрально- Черноземной зоны, а также в пригородных районах промышленных центров.
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 5,5 - 6 процентов.
X. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Приказом Минсельхозпрода РФ от 4 июля 1997 г. N 312 для текущего управления реализацией Программы и контроля за ее ходом создана Дирекция Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Управление Программой осуществляется государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице их органов государственного управления агропромышленным комплексом.
Для осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при государственном заказчике создается межведомственный координационный совет, в состав которого войдут специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители финансовых, научных и общественных организаций.
На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулярно организует проверки хода выполнения программных мероприятий и использования по целевому назначению средств, выделяемых из федерального бюджета и других источников, и ежегодно, не позднее 1 марта, представляют Правительству Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Приложение N 1
Прогноз развития крестьянских (фермерских) хозяйств на 1996 - 2000 годы
-------------------------------------------------------------------------
|1994 год |1995 год |1996 год |2000 год
|(отчет) |(отчет) |(расчет) |(прогноз)
--------------------------------+---------+---------+---------+----------
Число крестьянских (фермерских) | | | |
хозяйств (на конец года, тыс. | | | |
единиц) | 279,2 | 280,1 | 270-280 | 350
| | | |
Площадь сельскохозяйственных | | | |
угодий - | | | |
всего (млн. га) | 10,9 | 11,1 | 11,2 | 16
на 1 хозяйство (га) | 39 | 40 | 41 | 46
| | | |
Площадь пашни - | | | |
всего (млн. га) | 7,9 | 8 | 8 | 11,4
на 1 хозяйство (га) | 28 | 29 | 29 | 33
| | | |
Удельный вес крестьянских | | | |
(фермерских) хозяйств в общей | | | |
площади пашни (в процентах) | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 8,7
-------------------------------------------------------------------------
Приложение N 2
Производство основных видов продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах
(тыс. тонн)
-------------------------------------------------------------------------
|1995 год |1996 год | 2000 год (прогноз)
| (отчет) | (отчет) |---------------------
| | | всего | в процентах
| | | | ко всем
| | | | категориям
| | | | хозяйств
-------------------------------+---------+---------+-------+-------------
Зерно (в весе после доработки) | 3001 | 4296 | 8918 | 9,4
Сахарная свекла (фабричная) | 669 | 720 | 1680 | 6,2
Подсолнечник | 519 | 450 | 660 | 18,8
Картофель | 363 | 360 | 780 | 2,1
Овощи | 144 | 185 | 440 | 4,1
Реализация скота и птицы | | | |
на убой в живой массе | 147 | 156 | 350 | 3,2
Молоко | 576 | 645 | 1950 | 4,4
Шерсть (тонн) | 4226 | 4000 | 6800 | 7,1
-------------------------------------------------------------------------
Приложение N 3
Потребность в капитальных вложениях на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов (по расчетам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России)
(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
-------------------------------------------------------------------------
|1991 год |1992 год |1995 год |1996 год |2000 год
|(отчет) |(отчет) |(отчет) |(расчет) |(прогноз)
-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------
Общий объем капитальных| | | | |
вложений (за счет| | | | |
всех источников| | | | |
финансирования) | 6547 | 11828 | 1164,9 | 2200 | 9362,4
| | | | |
в том числе: | | | | |
| | | | |
собственные и | | | | |
привлеченные средства | | | | |
крестьянских хозяйств и| | | | |
кооперативов | 3156 | 6552 | 844,8 | 1400 | 5929,2
| | | | |
бюджетные средства всех| | | | |
уровней (включая | | | | |
бюджетные ссуды) | 3391 | 5276 | 320,1 | 800 | 3433,2
-------------------------------------------------------------------------
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений. Задачами Программы являются: создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов; совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора; развитие земельной реформы, расширение крестьянских землевладений; формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции; развитие фермерского самоуправления. Государственным заказчиком Программы утверждено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Им же осуществляется финансовое обеспечение Программы.
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 4 января 1997 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 157
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966
Действие абзаца двадцать второго раздела VI Федеральной целевой программы приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г.