Решение Курского областного суда
от 19 сентября 2011 г.
(извлечение)
В соответствии с пунктом 7 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", а также в целях сохранности автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения <адрес>, Администрацией <адрес> 26 ноября 2010 года было принято постановление N 563-па "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>" (далее - Постановление N 563-па).
Постановление опубликовано в газете "<данные изъяты>" N от ДД.ММ.ГГГГ и вступило в законную силу 07.12.2010 года).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 563-па размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> определен в соответствии с показателями согласно приложению.
Согласно приложению в качестве показателей для определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> учитываются значения предельно допустимой массы транспортных средств, предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства и расстояние движения транспортного средства. Согласно показателей таблицы N 1 размер вреда определен в рублях в зависимости от превышения значений предельно допустимой массы транспортных средств (тонн) на 100 км; согласно показателям таблицы N 2 размер вреда определен в зависимости от превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства (процентов) на 100 км. В том числе и отдельно в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями (рублей на 100 кв.).
Постановлением Администрации <адрес> от 17 мая 2011 года N 187-па "О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от 26.11.2010 г. N 563-па "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>" (опубликованным в газете "<данные изъяты>" N*** от 26.05.2011 года и вступившим в силу со дня его официального опубликования) внесено дополнение в приложение к постановлению Администрации <адрес> <адрес> N 563-па. В частности, Приложение было дополнено примечанием, согласно которому "Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, при осуществлении строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> равен 0.".
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании недействующим Приложения к Постановлению Администрации <адрес> от 26.11.2010 года N 563-па "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>" в части Примечания (в редакции постановления Администрации <адрес> от 17.05.2011 г.) и о признании недействующим постановления Администрации <адрес> от 17.05.2011 г. N 187-па, мотивируя тем, что данное Приложение в части "примечания" и постановление Администрации <адрес> от 17.05.2011 г. N 187-па противоречат федеральному законодательству, которое не предусматривает установление специальных показателей размера вреда для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, в зависимости от сферы экономической деятельности, в которой используются эти транспортные средства, и не оговаривает права субъекта Российской Федерации на установление специального показателя размера вреда, равное "ноль", причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения при осуществлении строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. А установление такого показателя размера вреда для транспортных средств, используемых в отдельных сферах экономической деятельности, позволяет освободить владельцев этих средств от возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства и при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В судебном заседании прокуроры прокуратуры <адрес> ФИО2 и ФИО1. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Администрации <адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что оспариваемый заявителями нормативный правовой акт принят Администрацией <адрес> в пределах своей компетенции и федеральному законодательству, в частности Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", не противоречит.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит, что заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, приятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "б", "к" части 1 ст. 72, 73, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Как следует из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г.), законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации, и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 31 ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 31 ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. для получения разрешения требуется, в том числе, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, которая предусматривает, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом к исключительной компетенции Российской Федерации относится, в том числе, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской федерации и порядка определения размера такого вреда относятся согласно пункту 11 статьи 11 ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г.
В рамках представленных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года N 934 (в редакции постановления Правительства РФ от 16.04.2011 г. N 282) утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами (далее - Правила), которые устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (пункт 1 Правил).
В силу пункта 2 Правил, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с пунктом 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости, в том числе, от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 282) значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Как из содержания данного пункта, так и из содержания пункта 6 данных Правил, который предусматривает, что размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, и одним из показателей приводимой в данном пункте формулы является размер вреда, определяемый при превышении значений предельно допустимой массы транспортного средства (рублей на 100 км) и размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, следует, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам российской Федерации, подлежит определению с учетом превышения значений предельно допустимой массы транспортного средства и превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, а также расстояние. При этом федеральное законодательство не устанавливает никакого иного порядка определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования, при осуществлении строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования, то есть, характер экономической деятельности во внимание в данном случае не принимается.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам, возложена на всех без исключения владельцев транспортных средств в зависимости от классификации транспортных средств(транспортные средства, осуществляющие перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов) при превышении ими предельно допустимых показателей, предусмотренной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 года (в редакции от 22.01.2004 г. и от 21.07.2011 г.).
Устанавливая, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда относится к компетенции Российской Федерации, данный Федеральный закон в случае движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или муниципального значения, к компетенции субъекта Российской Федерации относит определение размера вреда (пункт 2 части 9 статьи 31 ФЗ N 257-ФЗ от 08.11.2007 г.).
Несмотря на это, Администрация <адрес>, установив размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, при осуществлении строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> равный "0", фактически освободили отдельных владельцев транспортных средств от оплаты в счет возмещения вреда в зависимости от осуществляемого ими определенного вида экономической деятельности.
Тем самым Администрация <адрес> установила иной порядок возмещения вреда, не предусмотренный Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года.
Кроме того, освобождение лиц от возмещения вреда может быть предусмотрено только законом или в том случае, если лицо докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 1064 ГК РФ).
Фактически освобождая от возмещения вреда указанных выше владельцев транспортных средств, Администрацией <адрес> урегулированы отношения, относящиеся к институту гражданского законодательства.
Нормативное регулирование указанных правоотношений осуществлено с превышением полномочий, предусмотренных ст.ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемые положения Приложения к постановлению Администрации <адрес> от 26.11.2010 года N 563-па "Об определении размера вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>" (в редакции Постановления Администрации <адрес> от 17.05.2011 года) в части "Примечания" и постановление Администрации <адрес> от 17.05.2011 года N 187-па "О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от 26.11.2010 г. N 563-па "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>" противоречит нормам федерального законодательства, а потому в силу части 2 ст. 253 ГПК РФ подлежат признанию недействующими, в связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению
В силу части 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в газете "<данные изъяты>" после вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Приложение к Постановлению Администрации <адрес> <адрес> от 26.11.2010 года N 563-па "Об определении размера вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>" (в редакции Постановления Администрации <адрес> от 17.05.2011 года) в части "Примечания" и постановление Администрации <адрес> от 17.05.2011 года N 187-па "О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от 26.11.2010 г. N 563-па "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>".
Сообщение о настоящем решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "<данные изъяты>".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курского областного суда от 19 сентября 2011 г.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании