В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей;
Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Департаменту по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области (Т.А. Сукновалова):
- обеспечить координацию деятельности по подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществлять финансирование подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на данные цели на очередной финансовый год и плановый период.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курской области В.В. Проскурина.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
Губернатор Курской области |
А.Н. Михайлов |
Программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. постановлением Администрации Курской области
от 31 июля 2012 г. N 678-па)
Содержание:
1. Пояснительная записка 3
2. Цели и задачи курса подготовки 4
3. Ожидаемые результаты обучения 6
4. Организация изучения курса подготовки 8
5. Учебно-тематический план 8
6. Содержание программы 9
7. Список литературы 18
Пояснительная записка
Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью установлен Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другими нормативными правовыми актами.
Число семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растёт. Но анализ проблем, с которыми сталкиваются усыновители (удочерители), опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели (далее - замещающие родители, замещающие семьи), показывает, что не все граждане готовы воспринимать и принимать ребёнка со всеми присущими ему особенностями и недостатками. Это обусловлено как малой информированностью принимающих родителей о психологических особенностях ребёнка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, так и спецификой развития этих детей. В результате у новых родителей возникают мысли о непреодолимости выявившихся проблем, нарушается контакт с ребёнком, появляется чувство раздражения и разочарования. В крайних случаях ребёнка возвращают в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которого он был передан на воспитание в замещающую семью. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала даже минимальной подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребёнка на воспитание.
Для изменения сложившегося положения и обеспечения успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье назрела острая необходимость осуществлять подготовку таких родителей.
В соответствии с пунктом 15 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" осуществляется подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года N 1681, и является документом, направленным для решения в Курской области проблем, связанных с подготовкой кандидатов в замещающие родители (опекуны, попечители, приемные родители, усыновители), граждан, имеющих небольшой опыт осуществления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, изъявившими желание пройти данный курс подготовки. Программа является комплексной и включает в себя освещение нормативно-правовых основ деятельности замещающих родителей, социальные и психолого-педагогические аспекты, содержание и технологии семейного воспитания.
Программа предназначена для обучения взрослых, что предъявляет особые требования к организационной стороне ее реализации. Основными направления деятельности являются:
1) информационно-просветительское - включает издание специализированных буклетов о различных формах устройства детей в семьи, предоставление информации в средства массовой информации, детские поликлиники и др. организации о семейных формах устройства детей, разъяснение требований и порядка создания приемной семьи;
2) диагностическое - направлено на изучение особенностей граждан, желающих создать приемную семью, особенностей семейных отношений, мотивов принятия ребенка в семью, воспитательного потенциала замещающей семьи;
3) образовательное - обучение слушателей по программе;
4) консалтинг - индивидуальное консультирование замещающих родителей по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.
Цели и задачи курса подготовки
Цель курса подготовки - подготовка кандидатов в замещающие родители к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ребенок, дети), формирование у них родительских компетенций.
Задачи курса подготовки:
1. Познакомить кандидатов в замещающие родители с существующими формами устройства ребенка в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей.
2. Разъяснить кандидатам в замещающие родители их права и обязанности как замещающих родителей.
3. Выявлять уровень сформированности воспитательных компетенций у кандидатов в замещающие родители, а также родительских навыков, в том числе по охране здоровья, образованию и развитию детей, охране их прав.
4. Стимулировать развитие воспитательной компетентности и родительских навыков у кандидатов в замещающие родители.
5. Дать слушателям знания по детской психологии, развитию ребенка, влиянию прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка.
6. Сформировать у кандидатов в замещающие родители представление о семье как о системе, об изменениях, которые произойдут в этой системе после появления ребенка.
7. Познакомить кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье.
8. Сформировать у кандидатов в замещающие родители представление о безопасном воспитании детей.
9. Научить кандидатов в замещающие родители выявлять причины "трудного" поведения ребенка.
10. Помочь кандидатам в замещающие родители в освоении и совершенствовании способов и навыков преодоления "трудного" поведения ребенка.
11. Научить кандидатов в замещающие родители ориентироваться в системе существующей профессиональной помощи и поддержки замещающим родителям, оценить важность процесса профессионального сопровождения.
12. Побудить кандидатов в замещающие родители к осознанию и оценке своей готовности к приему и воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, и оценке имеющихся у них ресурсов и ограничений.
13. Помочь кандидатам в замещающие родители в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться.
14. Создать условия для осознания кандидатами в замещающие родители ответственности, которую они на себя берут.
15. Помочь кандидатам в замещающие родители осознать свои слабые и сильные стороны, ресурсы и ограничения, как личные, так и семейной системы в целом.
16. Помочь кандидатам в замещающие родители сделать осознанный выбор конкретной формы устройства ребенка.
17. Помочь кандидатам в замещающие родители понять свое место в системе защиты прав детей, почувствовать себя полноценным участником этой системы
Показателями готовности кандидатов будут выступать умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, желание организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем замещающей семьи и профилактике их возникновения.
Ожидаемые результаты обучения
Слушатели, успешно освоившие программу, по завершении курса: должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками;
должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Организация изучения курса подготовки
В ходе проведения курса подготовки специалисты организации должны:
создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе кандидатов в замещающие родители для осуществления ими дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;
дать возможность каждому кандидату в замещающие родители проявить себя в процессе подготовки для самооценки им своих компетенции как воспитателя;
изучить психологические особенности и возможности будущих замещающих родителей с целью разработки рекомендаций органам опеки и попечительства о наиболее оптимальных условиях размещения детей, оставшихся без попечения родителей, в конкретных семьях;
помочь кандидатам в замещающие родители стать более восприимчивыми по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка.
Категория слушателей: кандидаты в замещающие родители; а также замещающие родители, уже воспитывающие приемного ребенка (для повышения их родительской компетентности).
Форма обучения: очная с использованием дистанционных технологий
Учебно-тематический план
N п/п |
Темы |
всего |
Количество часов |
Форма контроля |
||
в том числе | ||||||
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальное консультирование |
||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители |
4 |
2 |
|
2 |
Структурированное интервью |
2 |
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
3 |
Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации замещающих родителей |
4 |
1 |
3 |
|
|
4 |
Особенности развития ребенка |
8 |
2 |
6 |
|
|
5 |
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
- |
6 |
Особенности развития ребенка, утратившего родительское попечение |
4 |
1 |
1 |
|
|
7 |
Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка |
20 |
1 |
3 |
16 |
|
8 |
Адаптация ребенка и замещающей семьи |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
9 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
6 |
|
4 |
2 |
|
10 |
Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
11 |
Особенности полового воспитания ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
12 |
Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4 |
|
4 |
|
|
13 |
Основы законодательства о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
4 |
4 |
|
|
|
14 |
Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью |
2 |
|
|
2 |
|
15 |
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
собеседование |
16 |
Всего |
80,5 |
16 |
36 |
28,5 |
|
Содержание программы
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот).
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Процесс и этапы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (далее - сопровождающая организация), приемной семье после устройства ребенка.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Основы безопасного воспитания ребенка.
Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.
Структурированное интервью на тему: "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей". Проводится по завершении изучения темы 1 по желанию кандидатов в замещающие родители. В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи (материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребенка).
Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Понятие обучающе-психологического тренинга.
Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.
Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки замещающих родителей (далее - участники тренинга), и членов их семьи.
Содержание обучающе-психологического тренинга.
Правила работы участников тренинга в группе.
Знакомство участников тренинга.
Ожидания и опасения участников тренинга.
Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации замещающих родителей
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые кандидату в замещающие родители.
Тема 4. Особенности развития ребенка
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Мозаичность развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие.
Дихотомия "жертва-агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семьи.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития.
Семейная история и ее обсуждение.
Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Самооценка кандидатов в замещающие родители.
Составление Карты семьи.
Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.
Тема 8. Адаптация ребенка и замещающей семьи
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье ребенка.
Особенности ожиданий принимающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и переданного на воспитание в замещающую семью ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, переданного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя ребенком, переданным на воспитание в замещающую семью и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он "приемный".
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление замещающими родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении "Книги жизни ребенка".
Тема 9. "Трудное" поведение ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью, навыки управления "трудным" поведением ребенка
Формы "трудного" поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Тема 11. Особенности полового воспитания ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в замещающей семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Защита ребенка от сексуального насилия.
Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.
Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.
Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка, переданного на воспитание в семью, и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - замещающая семья).
Взаимодействие замещающих семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.
Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.
Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Поиск и подбор семьи для ребенка. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Возмездная форма опеки - приемная семья. Права приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной семьи, льготы.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых замещающей семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), замещающими родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в замещающую семью.
Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.
Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Курской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность замещающих родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей - ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.
Информирование замещающий семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, судебных органов.
Тема 14. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Совместное составление итогового заключения о готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка на воспитание.
Итоговая аттестация по программе
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.
Список литературы
I. Список литературы для кандидатов в замещающие родители
1. Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М.: Смысл, 2003.
3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? - СПб: Речь, 2008.
4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. / Пер. с англ. Орлова А.Б. - М.: Просвещение, 1991.
5. Богачева О., Дубягин Ю. Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления. - изд-во "Пихта", 1997.
6. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003.
7. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2004.
8. Братья и сестры, болезнь любви. Марсель Руфо. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991.
10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М.: Знание, 1994.
12. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. - М.: Дрофа, 2002.
13. Воспитание и развитие детей в детском доме. Ред. сост. Иванова Н. П. - М., 1996.
14. Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского под ред. Ершовой Н.М. - М: Прогресс, 2000.
15. Вы решили усыновить ребёнка. - М.: "Дрофа", 2001.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Генезис
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так. - М.: Генезис.
18. Губина Татьяна. "Кузя, Мишка, Верочка и другие ничейные дети". М., 2011.
19. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.
20. Дети в приёмной семье. Иванова Н. П., Заводилкина О.В. - М., 1993.
21. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
22. Дейте Б. Жизнь после потери. - М., 1999.
23. Дивиньи Дж. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии со своими "трудными" детьми. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
24. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? - М., 1985.
25. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб.: Петербург - XXI век, 1997.
26. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб.: Петербург - XXI век, 1997.
27. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Просвещение, 2000.
28. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 1994.
29. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - М.: Динка-Пресс, 1998.
30. Жаров А.А. Устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей: куда, как, почему? - М., 2008.
31. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. Цымбал Е.И. - М., 2007.
32. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учиться во вспомогательной школе. - М., 1993.
33. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия: Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.
34. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям. - М., 1993.
35. Ильин В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. - М. Независимая фирма "Класс", 2002 г.
36. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков. - М.: Школа-Пресс, 1999.
37. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л., 1980.
38. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М., 1991.
39. Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. / Пер. с англ. - СПб,: Мирт, 1995.
40. Кемпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. / Пер. с англ. - СПб,: Мирт, 2000.
41. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" и Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Под редакцией П.В. Крашенинникова, изд-во: Статут, 2009 г.
42. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 20 века. - Дубна, 2001.
43. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
44. Котли П. Новые приемные родители (первый опыт). - Новосибирск, 2000.
45. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
46. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. - М.: Генезис
47. Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия. - М., 1991.
48. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.: А.П.О., 1995.
49. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. - М.: А.П.О., 1995.
50. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. - М.: Генезис
51. Максименко О.В. Фрустрация потребностей, конфликт и психологическая защита ребенка в ситуации нарушенного материнского отношения //Родители и дети. Психология взаимоотношений /Под редакцией Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М, 2003.-167-187 с.
52. Мурашова. Е.В. Понять ребёнка: психологические проблемы ваших детей. - Екатеринбург, 2004.
53. Мюррей М. Узник иной войны. Удивительный путь исцеления от детской травмы. - Изд-во: Альварес Паблишинг, 2004
54. Нартова - Бочавер С.К. и др. 140 вопросов семейному психологу. - М.: Генезис, 2002.
55. Некрасова 3., Некрасова Н. Без опасности: От рождения до школы. - М.: ООО Издательство "София", 2007.
56. Некрасова 3., Некрасова Н. Без опасности: Школьные годы. - М.: 000 Издательство "София", 2007.
57. Образцова Л., Бить или не бить? Маленькие подсказки для родителей. - Изд-во: СОВА, 2006 г.
58. Пезешкиан Н. 33-и 1 форма партнерства. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2005.
59. Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2007.
60. Петрановская Л.В. К вам пришел приёмный ребенок. - М. "Студио-Диалог", 2009.
61. Петрановская Л.В. Как ты себя ведёшь или 10 шагов по изменению трудного поведения. - М.: "Студио-Диалог", 2009.
62. Популярная психология для родителей./ Под.ред. Спиваковской А.С. - СПб: Союз, 1997.
63. Психическое развитие воспитанников детского дома./ под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М, 1990.
64. Психологический практикум по консультированию. - Ростов-на-Дону Феникс, 2007.
65. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. - СПб., 1994.
66. Рональде Вудс Винникотт. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - М.:Литур, 2004.
67. Сатир В. Вы и ваша семья.-М., ЭКСМО, 2002.
87. Черепанова Е. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. - М.: Академия, 1996.
88. Шаллер Дж.Л. Потеря и обретение отца. - Спб., 1997.
89. Шульга Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. - М.: УРАО, 2003.
90. Шульга Т.И. и др. Методика работы с детьми "группы риска". - М.: УРАО, 2001.
91. Экман П. Почему дети лгут? - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
92. Эльячефф.К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. - М.; Кстати, 1999.
93. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.
94. Януш К., Линдман М. Как я появился на свет. - М.: Открытый мир, 2006.
II. Литература для специалистов, осуществляющих подбор и подготовку кандидатов в замещающие родители
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998.
2. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. - Самара: Самвен, 1998.
3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М.: ГНИЙ семьи и воспитания, 2000.
4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., "Класс", 1999.
З. Бебчук М.А. Жуйкова Е.Б. Особенности психотерапевтической работы с семьями, имеющими приемных детей. - М.: Институт интегративной семейной терапии, 2008.
6. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. // Основные направления современной психотерапии. - М., 2000.
8. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. - ТПО "Ахилл", 1990.
9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М., 2000.
10. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Девятова О.Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. / Руководство под. ред. Н.В. Вострокнутова. - М.: Изд-во 2005 г.
11. Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте. // Дефектология. 1994. N 3. С. 10 - 16.
12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
13. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М., 2004.
14. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. - М., 2006.
15. Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2007.
16. Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии. В поисках знаний и понимания. - М.: МПСИ, 2006.
17. Красницкая Г.С., Рудов А.Г. Работа с гражданами, желающими принять на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения. - М.: ДСиМП, 2008.
18. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. - М., "Класс", 2002.
19. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989.
20. Лангеймер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.
21. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. - Изд-во: Издательская группа Прогресс, Универс, 1994г.
22. Макшанов С.И. Психология тренинга. - СПб., 1997.
23. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. Справочник практического психолога. - Издательство: Эксмо, 2006 Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.
24. Методические материалы по подготовке приёмных родителей. - СПб.: СПРО Врачи детям, 2006.
25. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. // Вопросы психологии. 1989. N 1. С. 32 - 39.
26. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 1997.
27. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. - Москва - Обнинск: "ИГ - СОЦИН", 2005
28. Организация работы с приёмными семьями. Гусарова Г.И. - Самара, 2000.
29. Организация сопровождения и помощи принимающим семьям. Под общей ред. Рудова А.Г. - М., 2008.
30. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи. // Вопросы психологии. 2001. N 4. С. 39 - 53.
31. Ослон В.Н. Основы социальной и психологической помощи замещающей профессиональной семье. - Пермь, 2004.
32. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как система. // Семейная психология и психотерапия. 2001. N 2 С. 5 - 25.
33. Ослон В.Н. Ребенок в приёмной семье: проблемы воспитания. - Пермь, 2004.
34. Ослон В.Н., Пимонов В.А. Сопровождение замещающей семьи: мишени и технологии помощи. - М., 2009.
35. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
36. Петрушин С. Психологический тренинг в больших группах. - М., 2000.
37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Дети без семьи. - СПб, Питер, 2005.
38. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. Дозорцева Е.Г. - М., 2007 г.
39. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии 1982. N 2. С. 80 - 86.
40. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психической депривации. // Формирование личности в онтогенезе. - М., 1991
41. Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей. // Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Кн.4./ Сост. Терновская М.Ф., авт. Коллектив. - М., 2004.
42. Психическое развитие воспитанников детского дома. / под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М., 1990.
43. Психодрама - вдохновение и техника. / П.р. п. Холмса и М. Карп. / Пер. с англ. - М.: Класс, 1997.
44. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения. / Авт. Сост.Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. - М.: Изд-во Института психотерапии. 2005.
45. Работа Детского дома N 19 ЦАО г. Москвы как уполномоченного учреждения органов опеки и попечительства/Составитель Терновская М.Ф. М.:2001.
46. Роджерс К. О групповой психотерапии. - М.: "Гиль-Эстель", 1993.
47. Рудестам К. Групповая психотерапия. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.
48. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000.
49. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. - М., 1990.
50. Создание профессиональных служб для органа опеки. Методическое пособие.// Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Книга 1. /Составитель Терновская М.Ф. М., 2004.
51. Создание и функционирование Школы приёмных родителей. Красницкая Г.С., Рудов А.Г. - М.: ДСиМП, 2008.
52. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - М., 1991. С. 127-132.
53. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Под ред. К. Бейкер, А.Я. Варга. - М.,2005.
54. Терновская М.Ф. и др. Отчет о мониторинге и оценке деятельности опытно-экспериментальных площадок по устройству детей на воспитание в семью. Части 1 и 2. - М.: Слово, 2003.
55. Терновская М.Ф. и др. Рабочие материалы к совещанию - семинару "Разработка модели патронатного воспитания". - М.; Слово, 2002.
56. Терновская М.Ф. и др. Рабочие материалы к совещанию-семинару "Нормативно-правовое обеспечение новой модели работы по опеке и попечительству". - М.: Слово, 2002.
57. Терновская М.Ф. и др. Рабочие материалы к совещанию-семинару "Социально-экономическая эффективность и правовые аспекты внедрения новой модели организации работы по опеке и попечительству над детьми". - М.: Слово, 2003.
58. Терновская М.Ф. Реабилитационный детский дом и служба патронатного воспитания детей-сирот и детей из неблагополучных семей //Защити меня - М.: Внешторгиздат, 1998. - 12 - 13 с.
59. Терновская М.Ф., Дзугаева А.3., Иванова Н.П., Лопатина В.И. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуск 1. - М.: Квадрум, 2002.
60. Терновская М.Ф., Бухман Е.В., Власова Е.В., Зайцев С.В. и др. Работа детского дома N 19 г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства. - М.: Изд-во "Слово", 2001.
61. Терновская М.Ф., Дзугаева А.3. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми // Защити меня - М.: Внешторгиздат, 1999. - 20-26 с.
62. Терновская М.Ф., Дзугаева А.3., Тимофеева М.В. Модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. // Новые формы помощи детям, оставшимся без попечения родителей. - Великий Новгород: ЗАО "Новгородский Технопарк", 1999. - 4 с., 24 - 28 с.
63. Терновская М.Ф., Бухман Е.В., Волков П.В., Дзугаева А.3., Избуцкая Н.В. и др. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуск 7 - М.: Квадрум, 2002.
64. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М., 2002.
65. Фопель К. Технология ведения тренинга. - М., 2003.
66. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб., 2001.
67. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. - Минск, 1999.
68. Хеллингер Б. Порядки любви. - М., 2003.
69. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М., 2007.
70. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. - М., 1988.
71. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. - М., 1997.
72. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - М., 2001.
73. Шефер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия. - СПб., 2001.
74. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб., 2003.
III. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.
7. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
9. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
10. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства Российской Федерации вместо "от 19 мая 2009 г." следует читать "от 18 мая 2009 г."
16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".
17. Приказ Минобрнауки России от 12 ноября 2008 г. N 347 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
18. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
19. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" и Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Под редакцией П.В. Крашенинникова, изд-во: Статут, 2009 г.
20. Семейное законодательство: комментарий судебной практики. Нечаева А.М. - М.: Эксмо, 2005.
21. Закон Курской области от 21 июня 2006 г. N 30-ЗКО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)".
22. Закон Курской области от 6 апреля 2007 г. N 18-ЗКО "О вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и льготах, предоставляемых приемной семье, размере выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью".
23. Закон Курской области от 13 июня 2007 г. N 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области".
24. Закон Курской области от 10 декабря 2008 г. N 108 "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Закона Курской области вместо "N 108" следует читать "N 108-ЗКО"
25. Закон Курской области от 24 ноября 2011 г. N 92-ЗКО "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по ремонту жилых помещений, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
26. Постановление Администрации Курской области от 4 мая 2011 г. N 172-па "О порядке обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Курской области, по договору социального найма".
27. Постановление Администрации Курской области от 2 апреля 2012 г. N 300-па "О порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки по ремонту жилых помещений, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
28. Постановление Правительства Курской области от 10 июня 2011 г. N 89-пп "Об утверждении порядка формирования сводных списков граждан-участников областной целевой программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011 - 2015 годы".
Порядок
подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. постановлением Администрации Курской области
от 31 июля 2012 г. N 678-па)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - кандидаты в замещающие родители).
1.2. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится по Программе подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной настоящим постановлением (далее - Программа), включающей курс обучения в количестве 80 часов, и сдачу итоговой аттестации.
1.3. Подготовку кандидатов в замещающие родители осуществляет областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования" (далее - организация), в соответствии с Приказом департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от 16.07.2012 г. N 30 "Об итогах отбора организаций для осуществления отдельного государственного полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах".
1.4. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется 3 раза в год по мере комплектования групп слушателей.
2. Порядок взаимодействия органов опеки и попечительства Курской области с организацией по подготовке кандидатов в замещающие родители
2.1. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится при их обращении в органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) Курской области.
2.2. Кандидаты в замещающие родители подают в произвольной форме заявление о приеме на подготовку и дают согласие на обработку персональных данных, проведение диагностики и психологического обследования семьи.
2.3. Иностранные граждане или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе обратиться в органы опеки и попечительства Курской области для прохождения подготовки кандидатов в замещающие родители в случае, если они не прошли подготовку по месту жительства.
Граждане, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку кандидатов в замещающие родители, имеют право пользоваться услугами переводчика.
2.4. Органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) Курской области направляют заявки в департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области для формирования групп слушателей.
2.5. Департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области по мере поступления заявлений формирует группы слушателей, направляет сводную заявку на проведение подготовки кандидатов в замещающие родители в организацию и уведомляет кандидатов в замещающие родители о дате, времени и месте проведения занятий.
2.6. Организация:
2.6.1. Определяет дату и время проведения подготовки кандидатов в замещающие родители по согласованию с департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области;
2.6.2. Организует подготовку кандидатов в замещающие родители в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских и правовых знаний по Программе, утвержденной настоящим постановлением;
2.6.3. Проводит диагностику и психологическое обследование кандидатов в замещающие родители и их семей для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью;
2.6.4. Формирует на каждого кандидата в замещающие родители личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики;
2.6.5. Выдает в течение пяти рабочих дней со дня прохождения кандидатами в замещающие родители итоговой аттестации им свидетельства о прохождении подготовки;
2.6.6. Предоставляет в течение семи рабочих дней после окончания подготовки замещающих родителей в органы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Курской области выводы и рекомендации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидатов в замещающие родители и их семей;
2.6.7. Информирует в течение семи рабочих дней после окончания подготовки департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области о проведении курса подготовки кандидатов в замещающие родители с приложением списка кандидатов в замещающие родители, прошедших итоговую аттестацию;
2.6.8. Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.7. Органы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Курской области:
2.7.1. Осуществляют подбор и ведут учет кандидатов в замещающие родители;
2.7.2. Выдают кандидатам в замещающие родители направление в организацию на прохождение подготовки;
2.7.3. Знакомят кандидатов в замещающие родители с правами, обязанностями и ответственностью опекунов, попечителей, усыновителей установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области;
2.7.4. Учитывают выводы и рекомендации организации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в замещающие родители и его семьи при выдаче заключения о его возможности быть опекуном, попечителем, усыновителем.
3. Финансирование расходов, связанных с подготовкой кандидатов в замещающие родители
3.1. Финансирование расходов, связанных с подготовкой кандидатов в замещающие родители, осуществляется за счет средств бюджета Курской области, предусмотренных департаменту по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области на данные цели.
3.2. Оплата услуг организации по подготовке кандидатов в замещающие родители осуществляется в соответствии с договором, заключенным между департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области и организацией путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации после предоставления ею следующих документов:
счета;
счета-фактуры;
акта выполненных работ (оказанных услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Курской области от 31 июля 2012 г. N 678-па "Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
Текст постановления опубликован в газете "Курская правда" от 16 августа 2012 г. N 98
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Курской области от 20 июля 2020 г. N 737-па
Изменения вступают в силу с 21 июля 2020 г.
Постановление Администрации Курской области от 30 января 2020 г. N 84-па
Изменения вступают в силу с 31 января 2020 г.
Постановление Администрации Курской области от 12 мая 2017 г. N 380-па
Постановление Администрации Курской области от 24 февраля 2016 г. N 100-па
Постановление Администрации Курской области от 24 июня 2013 г. N 396-па