Распоряжение Администрации Курской области
от 27 мая 2014 г. N 384-ра
"Об утверждении Программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года"
23 декабря 2015 г.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. N 2593-р и постановления Губернатора Курской области от 07.03.2014 г. N 96-пг "Об утверждении Плана мероприятий по реализации основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах":
1. Утвердить Программу по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года.
2. Комитету финансов Курской области разместить утвержденную Программу по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Нормативно-правовые акты Курской области" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня подписания настоящего распоряжения.
3. Исполнительным органам государственной власти Курской области руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при реализации государственных программ Курской области, а также при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов Курской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и реализовать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Временно исполняющий обязанности |
А.Н. Михайлов |
Программа
по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года
(утв. распоряжением Администрации Курской области
от 27 мая 2014 г. N 384-ра)
23 декабря 2015 г.
1. Общая характеристика сферы реализации программы, сложившаяся практика и описание основных проблем в указанной сфере
Программа по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. N 2593-р.
Разработка программы обусловлена необходимостью практического внедрения нормативных механизмов, разработанных в рамках программы повышения эффективности бюджетных расходов, а также выработки эффективных подходов реализации на территории Курской области новых задач, определенных на долгосрочную перспективу федеральными нормативными правовыми актами.
На территории области в 2010 - 2012 годах реализована Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 8 октября 2010 года N 459-па.
Целями Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года стали повышение качества государственных услуг с полным финансовым обеспечением бесплатных для граждан услуг, создание заинтересованности для областных государственных учреждений в эффективном использовании финансовых ресурсов и государственного имущества Курской области, ориентации на потребителя, снижение издержек, обеспечение прозрачности деятельности областных учреждений, контроль как за финансовым состоянием, так и результатами деятельности областных учреждений.
Основным критерием эффективности реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года определено своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом ее реализации.
Выполнение мероприятий Программы составило 100%. По всем утвержденным Программой количественным показателям, характеризующим достижение целей Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, достигнуты плановые показатели.
Значительное перевыполнение в 2012 году достигнуто по таким показателям как: удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением субвенций) (в 1,8 раза) и доля субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках целевых программ (в 1,6 раза).
Решение задач Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года обеспечило преемственность развития системы управления финансовыми ресурсами Курской области и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.
В рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а также в последующий период в сфере управления общественными финансами Курской области достигнут существенный прогресс по следующим направлениям.
1) Повышение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Курской области.
Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами Курской области путем:
ограничения объема государственного внутреннего долга областного бюджета;
организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей областного бюджета;
инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;
ликвидации просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
оценки эффективности и сокращения наименее эффективных налоговых льгот;
расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки";
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного па результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных заданий);
создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями.
В 2011 году в бюджетное законодательство области внесены изменения, необходимые для перехода к трехлетнему бюджетному планированию. В соответствии с Законом Курской области от 21 июня 2011 года N 40-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "О бюджетном процессе в Курской области", начиная с 2012 года, утверждение областного бюджета осуществляется на три года (очередной финансовый год и плановый период).
Принятие трехлетнего бюджета способствует более тесной увязке стратегических приоритетов развития Курской области с планируемыми бюджетными ассигнованиями, повышению прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений.
В целях улучшения качества управления региональными финансами и организации бюджетного процесса принято постановление Администрации Курской области от 7 июля 2011 года N 301-па "О порядке конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств областного бюджета", что позволяет определить наиболее эффективные направления финансирования принимаемых расходных обязательств.
Ежегодно приказами комитета финансов Курской области утверждается Методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и построения межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Курской области на очередной финансовый год и на плановый период.
Ведение учета бюджетных обязательств создает возможности осуществления контроля, своевременно производить оплату расходов и обеспечить уверенность поставщиков в платежеспособности учреждений, финансируемых из областного бюджета.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении областного бюджета позволяет повысить прозрачность бюджетной системы Российской Федерации на всех этапах бюджетного процесса, обеспечить подотчетность деятельности органов государственной власти Курской области и администраторов средств областного бюджета, выявить тенденции в изменении финансового состояния областных государственных учреждений.
В целях совершенствования регионального налогового законодательства в 2011 - 2013 годах приняты Законы Курской области:
от 10 февраля 2011 года N 1-ЗКО "О внесении изменения в статью 5 Закона Курской области "О транспортном налоге";
от 2 ноября 2011 года N 88-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "О транспортном налоге";
от 19 декабря 2011 года N 107-ЗКО "О внесении дополнения в Закон Курской области "О транспортном налоге";
от 24 ноября 2011 года N 96-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков";
от 27 января 2012 года N 1-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в статью 1 Закона Курской области "О ставках налога на игорный бизнес в Курской области";
от 23 ноября 2012 года N 104-ЗКО "О введении на территории Курской области патентной системы налогообложения";
от 21 ноября 2013 года N 107-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "О налоге на имущество организаций";
от 9 декабря 2013 года N 118-ЗКО "О внесении изменения и дополнений в Закон Курской области "О налоге на имущество организаций".
В целях повышения эффективности установленных законами Курской области льгот по региональным налогам постановлением Администрации Курской области от 05.09.2011 г. N 441-па утвержден Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот.
В 2011 году был принят Закон Курской области от 19 декабря 2011 года N 111-ЗКО "О резервном фонде Курской области", которым предусматривается создание резервного фонда Курской области, предназначенного для исполнения расходных обязательств Курской области в случае недостаточности доходов областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств.
Формирование резервного фонда и направление средств данного фонда на исполнение расходных обязательств Курской области, в том числе на предоставление субвенций местным бюджетам, является одним из инструментов обеспечения стабильности бюджетов Курской области.
2) Разработка государственных программ Курской области как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
Программой по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года была обозначена задача перехода на программный бюджет с использованием инструмента государственных программ Курской области.
Формирование областного бюджета осуществляется преимущественно с применением программно-целевых методов финансирования расходов областного бюджета.
Одним из факторов, оказывающим благоприятное влияние на процесс увеличения доли программно-целевых расходов, является принятие в 2012 году постановлений Администрации Курской области от 25.05.2012 г. N 480-па "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ" и от 02.08.2012 г. N 680-па "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ". Это позволило увеличить долю расходов, предусматриваемых в рамках целевых программ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, за счет включения отдельных расходов областного бюджета в ведомственные целевые программы.
Начиная с 2014 года Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ) фиксирует переход на государственные программы и устанавливает их правовой статус. Одновременно с этим понятие "долгосрочная целевая программа", равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ вышеуказанным Федеральным законом из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключены.
Постановлением Администрации Курской области от 11.10.2012 г. N 843-па утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Курской области. В целях приведения нормативной правовой базы Курской области по разработке и реализации государственных программ Курской области в соответствие с действующим федеральным законодательством постановлением Администрации Курской области от 11.07.2013 г. N 440-па "О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 11.10.2012 г. N 843-па" в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Курской области внесены изменения.
Распоряжением Администрации Курской области от 24.10.2012 г. N 931-ра утвержден Перечень государственных программ Курской области.
Распоряжением Администрации Курской области от 09.08.2013 г. N 659-ра утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Курской области.
Законом Курской области от 16 сентября 2013 года N 93-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Курской области" в Закон Курской области "О бюджетном процессе" включены положения, регулирующие вопросы разработки и реализации государственных программ Курской области.
В 2013 году Администрацией Курской области утверждено 25 государственных программ Курской области по приоритетным направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; эффективное государство.
3) Переход к программной структуре расходов бюджетов.
С 2012 года осуществлен переход к преимущественно программно-целевым методам финансирования расходов областного бюджета, конечной целью которого стало формирование программного бюджета. В рамках данного направления в 2012 году доля расходов, предусматриваемых в рамках целевых программ, в общей сумме расходов областного бюджета возросла в 2 раза по сравнению с 2011 годом: 24 % в 2011 году, 50% - в 2012 году.
Разработка и принятие нормативно-правовой базы Курской области (постановление Администрации Курской области от 25.05.2012 г. N 480-па "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ", постановление Администрации Курской области от 02.08.2012 г. N 680-па "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ") позволили увеличить долю расходов, предусматриваемых в рамках целевых программ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, за счет включения отдельных расходов областного бюджета в ведомственные целевые программы. На 2013 год в областном бюджете было предусмотрено 53 % расходов в рамках программно-целевого метода планирования
Во исполнение Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", предусматривающего переход к формированию бюджетов в структуре государственных (муниципальных) программ, областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре утвержденных государственных программ Курской области. В связи с чем, доля "программных", то есть непосредственно увязанных с целями и результатами государственной политики расходов областного бюджета, составит в 2014 году 95,2 % всех расходов, в 2015 году - 97,4 %, в 2016 году - 97,7 %.
4) Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения.
Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части урегулирования правоотношений, связанных с устранением избыточных ограничений при предоставлении государственных и муниципальных услуг), в целях реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. N 1021-р, распоряжением Губернатора Курской области от 27.09.2011 г. N 699-рг утвержден и реализован План мероприятий по реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг па 2011 - 2013 годы в Курской области.
5) Повышение эффективности предоставления государственных услуг.
В 2010 - 2012 годах была проведена реформа системы оказания государственных услуг.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ Администрацией Курской области был принят План мероприятий, утвержденный распоряжением от 23.07.2010 г. N 321-ра "О мерах по реализации в Курской области Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который полностью реализован органами исполнительной государственной власти Курской области.
Распоряжением Правительства Курской области 14.03.2011 г. N 97-рп создана рабочая группа по контролю за реализацией в Курской области Федерального закона N 83-ФЗ. По результатам заседаний рабочей группы руководителям органов государственной власти Курской области и местного самоуправления даны рекомендации по реализации Федерального закона N 83-ФЗ.
Уполномоченными органами власти области приняты решения об изменении типа существующих и создании новых учреждений. По состоянию на 01.04.2014 г. из 3049 областных государственных и муниципальных учреждений: 2049 казенных учреждений (из них 52 органа государственной власти Курской области, 97 областных государственных казенных учреждений, 550 органов местного самоуправления муниципальных образований области, 1710 муниципальных казенных учреждений), 593 бюджетных учреждения (из них 232 областных государственных бюджетных учреждений и 361 муниципальное бюджетное учреждение) и 47 автономных учреждений (из них 40 областных государственных учреждений и 7 муниципальных автономных учреждений).
Органами государственной власти проведена работа по принятию необходимой нормативной правовой базы для утверждения государственных заданий подведомственным им областным государственным учреждениям. Утверждение государственных заданий осуществляется в установленные сроки.
6) Развитие системы государственного финансового контроля Курской области.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" принят Закон Курской области от 21 сентября 2011 года N 72-ЗКО "О Контрольно-счетной палате Курской области".
Ключевыми направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области в 2012 году стали вопросы использования бюджетных средств, направленных на модернизацию систем образования и здравоохранения Курской области, использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилья, обеспечения населения лекарственными средствами, проводилась работа по созданию областной ассоциации контрольно-счетных органов. Особое внимание уделяется вопросам оценки доходного потенциала областного бюджета, определения эффективности управления и распоряжения государственными финансами и имуществом, предоставления органам государственной власти и обществу объективной и независимой информации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, профилактики нарушений в финансовой и имущественных сферах.
Органами исполнительной государственной власти Курской области финансовый контроль за использованием средств областного бюджета осуществлялся на основании Сводного плана работы органов исполнительной государственной власти Курской области по проведению финансового контроля, ежегодно утверждаемого Администрацией Курской области.
С 2014 года комитет финансов Курской области при санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета по государственным контрактам осуществляет проверку на соответствие сведений о государственном контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также сведений о принимаемом на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о государственном контракте в указанном реестре контрактов.
Контрольно-ревизионная работа ориентирована па осуществление контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств, внесению предложений по устранению выявленных нарушений, а также принятие соответствующих бюджетных мер принуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации к нарушителям действующего законодательства.
В связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 252-ФЗ) принято постановление Губернатора Курской области от 19 августа 2013 года N 342-пг "О создании департамента финансово-бюджетного контроля Курской области", в соответствии с которым департамент финансово-бюджетного контроля Курской области определен как орган исполнительной власти Курской области, осуществляющий функции органа внутреннего государственного финансового контроля, установленные законодательством Российской Федерации и Курской области.
Постановлением Администрации Курской области от 13.12.2013 г. N 950-па утвержден порядок осуществления департаментом финансово-бюджетного контроля Курской области внутреннего государственного финансового контроля.
7) Формирование комплексной контрактной системы.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Реализация принципиального нового подхода в сфере обеспечения государственных нужд должна способствовать существенному повышению качества обеспечения государственных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных контрактов, обеспечению прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных нужд.
Постановлением Администрации Курской области от 30 декабря 2013 года N 1054-па "О мерах по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков путем проведения конкурса или аукциона при начальной (максимальной) цепе контракта свыше 500 тыс. рублей, за исключением заказов в сфере дорожного хозяйства, в сфере безопасности дорожного движения и в сфере капитального строительства; комитет строительства и архитектуры Курской области, областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области" уполномоченным органом исполнительной власти области и казенным учреждением соответственно на осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере капитального строительства в рамках утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов для государственных нужд на текущий год и плановый период по закрепленным объектам; областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" уполномоченным казенным учреждением на осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере дорожного хозяйства, в сфере безопасности дорожного движения.
Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, определен комитет по экономике и развитию Курской области, органом исполнительной власти области по регулированию контрактной системы в сфере закупок - комитет по управлению имуществом Курской области.
Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области определен органом исполнительной власти области, уполномоченным на внутренний государственный финансовый контроль в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в отношении закупок для обеспечения государственных нужд Курской области.
Вместе с тем отдельные задачи, решение которых необходимо для модернизации системы управления общественными финансами Курской области, остаются нереализованными:
бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием в связи с отсутствием единого подхода к государственному стратегическому планированию, обеспечению иерархии стратегических документов, а также процедуры обеспечения их координации и соподчиненности;
необходима практика использования государственных программ Курской области в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы бюджетного планирования;
сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при сниженной мотивации органов государственной власти и органон местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг остается отчасти формальным в связи с недостаточной проработкой вопросов обоснованности определения нормативных затрат и установления показателей качества оказания государственных услуг, контроля за исполнением государственных услуг;
система управления финансовыми ресурсами остается недостаточно эффективной, в том числе в связи с недостаточной полнотой применения принципов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов и осуществлении бюджетных инвестиций, отсутствием упорядочения и увязки предоставляемых льгот с экономическим показателями инвестиционных проектов, недостаточно эффективной работой с государственным имуществом Курской области;
информационные системы, используемые для целей государственного управления, в том числе в сфере управления общественными финансами, остаются разрозненными и фрагментарными, что требует объединения информационных баз планирования и исполнения областного и местных бюджетов в единую базу, а также унификации программного обеспечения автоматизации ведения бухгалтерского учета, используемого государственными и муниципальными учреждениями;
недостаточная самостоятельность и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий, низкая заинтересованность в наращивании собственной налоговой базы;
отсутствуют эффективная методологическая база и ответственность за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов;
деятельность участников сектора государственного и муниципального управления остается недостаточно прозрачной, не в полной мере обеспечены возможности общественного контроля за сферой общественных финансов, что связано как с отсутствием должного контроля раскрытия исполнительными органами государственной власти Курской области информации о своей деятельности, так и с недостаточным техническим обеспечением;
недостаточно действенна система государственного финансового контроля и недостаточна его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов;
отсутствует современная система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области по выполнению государственных функций, полномочий и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, обеспечению их доступности и качества за счет повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития региона.
Для достижения цели программы предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы Курской области путем проведения сбалансированной финансовой политики;
2) провести модернизацию бюджетного процесса путем полноценного внедрения программно-целевых методов управления в деятельность исполнительных органов государственной власти Курской области;
3) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами, включая государственные унитарные предприятия, доходы областного бюджета, бюджетные обязательства области, государственный долг Курской области;
4) реализовать меры по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов, проведению необходимых структурных реформ в сфере оказания государственных услуг (выполнения работ), бюджетных инвестиций, межбюджетных отношений с муниципалитетами;
5) обеспечить повышение операционной эффективности, реализовав принципы и подходы финансового менеджмента и финансового стимулирования проводимых структурных реформ в секторе государственного управления и на уровне учреждений, обеспечив развитие операционного обслуживания, повысив открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках формирующейся в настоящее время системы документов государственного стратегического планирования. Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в них целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий государственных программ Курской области.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих государственных программ Курской области.
3. Система мероприятий Программы
Достижение цели и задач Программы осуществляются путем скоординированного комплекса взаимоувязанных мероприятий, структурированных по блокам:
обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы Курской области;
модернизация бюджетного процесса в условиях программно-целевых методов управления;
упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами;
повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
повышение операционной эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области и областных государственных учреждений.
План реализации Программы приведен в Приложении N 1 к Программе.
Обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы Курской области
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата;
способствует достижению ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития Курской области - роста уровня и качества жизни населения.
На уровне Курской области должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения финансовой устойчивости областного бюджета, прежде всего путем стабилизации его доходной базы, а также создания устойчивых стимулов по ее наращиванию. Для этого предлагается реализовать следующие меры.
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета
1. Аккумулирование средств резервного фонда Курской области.
В целях обеспечения устойчивости бюджетной системы, создания возможностей для гибкого реагирования на циклические колебания в экономике и повышения эффективности долговой политики необходимо формировать резервный фонд области в рамках закона Курской области от 19.12.2011 г. N 11-ЗКО "О резервном фонде Курской области".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Закона вместо "11" следует читать "111"
Резервный фонд области аккумулирует часть средств областного бюджета, предназначенных для дальнейшего использования в случае недостаточности доходов областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств области.
2. Формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации. Принятие новых расходных обязательств Курской области через систему конкурсного подхода, которая позволит дать объективную оценку значимости и первоочередности проведения того или иного мероприятия, с учетом их эффективности и возможных сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов.
В связи с чем, анализ предложений органов государственной власти Курской области по принятию новых (увеличению действующих) расходных обязательств должен строиться на основании определения объема средств, доступного для распределения между принимаемыми расходными обязательствами, и оценки эффективности принимаемых расходных обязательств в соответствии с порядком конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств областного бюджета, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 07.07.2011 г. N 301-па.
3. Поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга Курской области.
В целях недопущения превышения предельного объема государственного долга субъекта Российской Федерации, установленного статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимо:
- проводить анализ структуры государственного внутреннего долга Курской области;
- принимать меры по недопущению роста государственного долга сверх установленных нормативных значений;
- управлять государственным внутренним долгом с целью оптимизации структуры заимствований, снижения расходов на обслуживание долговых обязательств.
4. Анализ кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности.
Необходимо продолжить осуществление на постоянной основе мероприятий по мониторингу кредиторской задолженности и предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности.
Обеспечение устойчивости и сбалансированности местных бюджетов
5. Мониторинг состояния долга муниципальных образований Курской области.
Увеличение долговой нагрузки на местные бюджеты приводит к увеличению рисков бюджетной системы, росту расходов на обслуживание долговых обязательств, в связи с чем необходимо продолжить осуществление постоянного мониторинга кредиторской задолженности и долговой нагрузки на местные бюджеты, а также практику заключения с муниципальными образованиями Курской области при предоставлении им бюджетных кредитов из областного бюджета соглашений о недопущении роста муниципального долга выше установленного объема.
6. Проведение мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
В целях создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, повышения эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом на территории Курской области осуществление мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами проводится в порядке, утвержденном постановлением Администрации Курской области от 14.10.2011 г. N 498-па "О Порядке осуществления мониторинга и оценки управления муниципальными финансами".
7. Проведение анализа кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов.
Принятие органами местного самоуправления обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, приводит к возникновению кредиторской задолженности и создает риски предъявления исковых требований к местным бюджетам.
В связи с чем, необходимо проведение мониторинга и анализа кредиторской задолженности местных бюджетов и проработка с органами местного самоуправления Курской области возможных путей ликвидации (минимизации) просроченной кредиторской задолженности.
Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления
Внедрение "программного" бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых форм и видов государственного финансового контроля.
Следует отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей государственных программ. Необходима увязка государственных программ со стратегией социально-экономического развития региона в целом и отдельных отраслей.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов исполнительной власти. Эффективность "программного" бюджета, как одного из инструментов реализации государственной политики, будет определяться результатами комплексной реформы государственного управления.
В целях устранения существующих проблем предлагается осуществлять следующие меры.
Взаимосвязь документов бюджетного планирования с документами стратегического планирования
1. Определение четкой последовательности, соподчиненности целей, задач, целевых индикаторов и инструментов достижения соответствующих приоритетов, установление предметных требований к прозрачности формирования и реализации документов стратегического и бюджетного планирования.
Поскольку на настоящее время отсутствует четкая взаимосвязь между документами стратегического и бюджетного планирования необходимы формирование реестра документов государственного стратегического планирования (включая отраслевые документы), выявление избы точных документов, выработка требований к обеспечению сопоставимости документов и их соподчиненности.
Распоряжением Администрации Курской области от 23 декабря 2015 г. N 901-ра пункт 2 изложен в новой редакции
2. Подготовка и реализация бюджетного прогноза (на срок 12 и более лет), основной целью которого является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития Курской области в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз Курской области содержит основные характеристики областного бюджета (консолидированного бюджета Курской области), показатели финансового обеспечения государственных программ Курской области на период их действия, иные показатели, характеризующие областной бюджет (консолидированный бюджет Курской области), а также основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.
Бюджетный прогноз Курской области на долгосрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Курской области на соответствующий период.
Распоряжением Администрации Курской области от 23 декабря 2015 г. N 901-ра в пункт 3 внесены изменения
3. Доработка государственных программ Курской области в части системы целеполагания в увязке с индикаторами реализации мероприятий в целях обеспечения взаимосвязи государственных программ Курской области со стратегией социально-экономического развития и бюджетным прогнозом Курской области на долгосрочный период, ожидаемыми результатами реализации государственной политики в соответствующих сферах.
4. Формирование комплексных проектов ("дорожных карт") в отдельных сферах деятельности, требующих опережающего развития.
С целью реализации "майских" указов Президента Российской Федерации необходимо сформировать и согласовать с федеральными органами государственной власти комплексные проекты ("дорожные карты"), обеспечивающие в течение установленного срока решение четко сформулированных, описываемых измеримыми индикаторами задач, необходимых для достижения конкретных стратегических целевых индикаторов.
5. Обеспечение публичности и прозрачности подготовки и обсуждения документов стратегического планирования в процессе их разработки, реализации и корректировки.
В настоящее время разработка и принятие основных документов государственного стратегического планирования осуществляется без обеспечения обратной связи с потребителями государственных услуг, представителями общественных организаций и объединений. В связи с чем, требуется выработка подходов (требований) к получению и учету независимого экспертного мнения при разработке и реализации документов государственного стратегического планирования, обеспечению публичности и доступности информации о ходе и результатах их реализации.
Развитие государственных программ Курской области как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
6. Подготовка методик распределения "блоковых" субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках государственных программ Курской области, критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ, поддерживаемых за счет субсидий из областного бюджета.
С целью повышения самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления области при реализации закрепленных за ними полномочий необходимо перейти к предоставлению "блоковых" субсидий местным бюджетам в рамках государственных программ Курской области, установив критерии оценки эффективности муниципальных программ, поддерживаемых за счет субсидий из областного бюджета, для чего требуется инвентаризация предоставляемых субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов), подготовка предложений по укрупнению (объединению) субсидий, разработка критериев, порядка оценки эффективности использования местными бюджетами предоставляемых субсидий.
Распоряжением Администрации Курской области от 23 декабря 2015 г. N 901-ра в пункт 7 внесены изменения
7. Проведение ежегодной оценки эффективности реализации каждой государственной программы Курской области и размещение на официальном сайте Администрации Курской области сводной информации о государственных программах Курской области.
Ежегодное проведение оценки эффективности государственных программ Курской области осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 11.10.2012 N 843-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Курской области" в рамках подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Курской области. Кроме того, в целях повышения эффективности реализации государственных программ возможно рассмотреть вопрос о проведении независимой экспертизы отчетности о реализации государственных программ Курской области и внести соответствующие изменения в постановление Администрации Курской области от 11.10.2012 г. N 843-па.
В целях улучшения качества управления и обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов необходимо размещать на официальном сайте Администрации Курской области сводную информацию о государственных программах Курской области, фактически достигнутых в ходе их реализации результатов, а также соответствия целей и задач программ стратегии либо программе социально-экономического развития Курской области.
Распоряжением Администрации Курской области от 23 декабря 2015 г. N 901-ра в пункт 8 внесены изменения
8. Формирование "потолков" расходов по всем государственным программам Курской области в пределах прогнозируемого общего объема расходов областного бюджета. Установление требований к ответственным исполнителям государственных программ Курской области по изысканию части необходимых средств внутри ранее установленного "потолка" расходов по соответствующей государственной программе.
При разработке бюджетного прогноза Курской области предполагается установление "потолков" расходов по направлениям реализации государственной политики, которые не могут быть превышены. С целью повышения эффективности реализации государственных программ Курской области предполагается установление возможности увеличения бюджетных ассигнований на реализацию отдельных программ и (или) мероприятий программ только в рамках установленного "потолка" расходов (путем снижения объема ассигнований па реализацию менее эффективных программ, мероприятий).
Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами
В рамках настоящей Программы под упорядочением структуры управления финансовыми ресурсами понимается:
определение перспектив развития структуры государственного сектора, в том числе сектора государственного управления, формирующей состав и полномочия субъектов управления общественными финансами; повышение эффективности управления доходами; развитие методологии формирования и использования расходных обязательств Курской области как основы для планирования расходов.
В целях упорядочения структуры управления финансовыми ресурсами предлагаются к реализации следующие меры.
Развитие структуры сектора государственного управления
1. В целях повышения эффективности управления государственной собственностью и общественными финансами реорганизация или ликвидация государственных унитарных предприятий, деятельность которых не соответствует функциям соответствующего органа исполнительной власти Курской области.
Для этого потребуется:
выработать критерии принятия решений о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации унитарных предприятий и хозяйственных обществ с государственным участием и утвердить их нормативным правовым актом Курской области;
уполномоченным органам исполнительной власти Курской области, в ведении которых находятся унитарные предприятия, проводить анализ функционала унитарных предприятий и принимать решения о целесообразности сохранения их статуса.
Управление доходами
2. Оптимизация неэффективных налоговых льгот и освобождений, установленных региональным законодательством. Проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот.
Продление действующих и особенно введенных налоговых льгот следует производить на условиях:
установления ограничения действия льготы во времени;
анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
3. Принятие нормативных правовых актов Курской области, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве "налоговых расходов" областного бюджета.
4. Организация взаимодействия с территориальными органами Федеральной налоговой службы России в целях повышения качества налогового администрирования региональных и местных налогов.
В целях обеспечения доходной части областного и местных бюджетов в рамках предоставленных органам государственной власти и местного самоуправления прав необходимо выявлять объекты налогообложения и содействовать в их регистрации, а также принимать участие в обеспечении погашения налогоплательщиками имеющейся задолженности по уплате налогов и сборов.
Управление бюджетными обязательствами
5. Формирование планов закупок товаров, работ, услуг и планов-графиков исполнения заключенных контрактов.
В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с целью обоснованного планирования бюджетных ассигнований на осуществление государственных закупок государственными заказчиками должны быть разработаны планы и планы-графики закупок на период действия закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6. Включение негосударственных организаций в сферу оказания государственных услуг через заключение договоров (соглашений) об оказании услуг в пользу третьих лиц.
Оказание государственных услуг гражданам и юридическим лицам осуществляется преимущественно областными государственными учреждениями. При этом эффективность деятельности государственных учреждений ожидаемо не возрастает в связи с отсутствием у учреждений стимулов к повышению эффективности и качества оказания услуг.
Привлечение к оказанию государственных услуг негосударственных организаций положительно скажется па развитии конкуренции за государственный заказ и в конечном итоге приведет к повышению качества оказания услуг, эффективности работы государственных учреждений.
В связи с чем, необходимо разработать нормативные правовые акты, утверждающие перечень государственных услуг, которые могут оказываться негосударственными организациями, с учетом оценки потребности в предоставляемых услугах, реализовывать конкурсные процедуры размещения государственного заказа па оказание государственных услуг и, в последующем, проводить мониторинг оказания государственных услуг негосударственными организациями, а также мероприятия по контролю за деятельностью данных организаций в части оказания ими государственных услуг (включая контроль качества оказываемых услуг в соответствии с условиями контракта и стандартами качества оказания услуг).
Управление государственным долгом и финансовыми активами Курской области
7. Снижение стоимости заимствований до минимально возможного уровня, исходя из действующей учетной ставки Банка России.
В связи с чем, управление структурой государственного внутреннего долга Курской области с целью снижения стоимости заимствований необходимо осуществлять путем замещения кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами, снижения процентных ставок в результате проведения аукционов на привлечение заимствований.
8. Оказание гарантийной поддержки только при условии наличия ликвидного обеспечения в размере не менее 100 процентов предоставленной гарантии и проверки финансового состояния принципалов.
При принятии решения о предоставлении государственной гарантии осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности принципала па основе данных бухгалтерской отчетности принципала.
Целесообразно при проведении анализа финансового состояния с целью снижения рисков областного бюджета по взысканию гарантированных средств учитывать перспективы развития принципала.
9. Разработка нормативного правового акта Курской области о соблюдении определенных ограничений получателями государственной поддержки па период действия государственных гарантий Курской области. Контроль за соблюдением определенных ограничений получателями государственной поддержки на период действия государственных гарантий Курской области.
С целью снижения рисков областного бюджета, связанных с предоставлением государственных гарантий Курской области, необходимо предусмотреть условия, накладывающие на принципала дополнительные ограничения, в том числе путем включения их в договор о предоставлении государственной гарантии.
Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе - "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти области за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов государственной власти Курской области.
Повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ)
1. Организация независимой оценки соответствия качества фактически предоставленных государственных услуг утвержденным требованиям к качеству, изучение мнения населения о качестве предоставляемых государственных услуг и публикация ее результатов, рейтинга учреждений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предусмотрено формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.
В целях реализации названного мероприятия требуется установление исполнительного органа государственной власти Курской области, ответственного за формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Осуществление организации работы по проведению независимой оценки качества работы областных государственных учреждений, оказывающих государственные услуги, с привлечением независимых общественных организаций, объединений, общественных советов при исполнительных органах государственной власти области.
2. Унификация ведомственных перечней государственных услуг путем приведения их в соответствие с единым регистром государственных услуг и базовыми (отраслевыми) перечнями (реестрами) государственных услуг.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для реализации данного подхода внесены изменения в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие формирование, ведение и утверждение ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых областными государственными учреждениями в порядке, устанавливаемом Администрацией Курской области с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации. Указанные ведомственные перечни должны содержать исчерпывающий перечень услуг и работ, оказываемых или выполняемых учреждениями с учетом установленного объема полномочий Курской области в конкретных сферах деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, социальная защита, транспорт и т.д.).
3. Проведение сравнительного анализа, межведомственных, межтерриториальных сравнений стоимости и результатов оказания однотипных (сопоставимых) государственных услуг.
После унификации наименований государственных услуг (приведения ведомственных перечней государственных услуг в соответствие с федеральными базовыми отраслевыми перечнями) необходимо проведение сравнительного анализа себестоимости и показателей качества государственных услуг, оказываемых различными учреждениями, в том числе межотраслевых и межтерриториальных сравнений.
4. Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат па оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики).
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в большинстве случаев составляются "от обратного" - путем деления доступного объема бюджетных ассигнований на планируемое количество государственных услуг. Установленные подобным образом нормативные затраты испытывают недостаток обоснованности, подвергаются неоднократным корректировкам в течение срока реализации государственного задания.
Для устранения имеющихся проблем необходимо определить исчерпывающий перечень возможных статей себестоимости оказания государственных услуг, базовые (эталонные) нормативные затраты на оказание государственных услуг.
5. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в областных государственных учреждениях.
Оказание государственными учреждениями платных услуг населению осуществляется в соответствии с правовыми актами исполнительных органов государственной власти области, определяющими порядок определения и взимания платы за оказание услуг. Требуется проведение инвентаризации платных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями области, плановых оснований взимания платы за оказание услуг.
6. Внедрение в областных государственных учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности, и финансирования учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение количества и качества оказываемых услуг, обеспечение соответствия уровня оплаты работников результатам их труда.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" предусмотрено внедрение механизма "эффективного контракта" - трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.
В связи с чем предлагается:
актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания услуг (выполнения работ);
совершенствование основных элементов системы оплаты труда, в том числе системы стимулирующих выплат, исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (выполнения работ);
введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;
разработка систем оценки эффективности деятельности руководителей учреждений и работников.
разработка типовых норм труда с учетом определения численности работников, необходимых для предоставления услуг в объемах, установленных государственными гарантиями и стандартами.
Повышение эффективности бюджетных инвестиций и инвестиционных проектов с государственным участием
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8. Определение порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Курской области.
Законом Курской области от 29 октября 2013 года N 101-ЗКО "Об инвестиционном фонде Курской области" в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых па принципах государственно-частного партнерства на территории Курской области, создан инвестиционный фонд Курской области.
Требуется принятие порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Курской области, содержание которого, в свою очередь, зависит от принятия на федеральном уровне закона о государственно-частном партнерстве и последующего приведения в соответствие с ним норм отраслевого регулирования, в том числе Бюджетного, Земельного, Налогового кодексов Российской Федерации, Федеральных законов "О концессионных соглашениях", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", "О соглашениях о разделе продукции", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
9. Реализация инвестиционных проектов с государственным участием.
Реализация инвестиционных проектов в Курской области должна быть обеспечена в различных видах правовых оснований, регулирование которых учитывает общие принципы государственно-частного партнерства. За счет средств областного бюджета обеспечивается возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами инвестиционной деятельности на реализацию инвестиционных проектов.
Вместе с тем, за счет средств областного бюджета осуществляется оказание прямой государственной поддержки реализации различных инвестиционных проектов. С целью сокращения государственного участия в негосударственном секторе экономики необходимо осуществлять оказание государственной поддержки инвестиционных проектов исключительно па конкурсной основе.
Повышение эффективности межбюджетных трансфертов
10. С целью повышения самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления при реализации закрепленных за ними полномочий, сокращения затрат на администрирование межбюджетных трансфертов необходимо перейти к предоставлению блоковых субсидий, установив целевые значения достижения результатов за счет предоставляемых трансфертов.
Повышение операционной эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области и областных государственных учреждений
Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами государственного управления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов государственной власти Курской области, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств областного бюджета.
Повышение качества финансового менеджмента в органах государственной власти Курской области
1. Мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и публикация его результатов.
Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и размещение ее результатов на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" осуществляется в соответствии с Порядком и Методикой оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденными постановлением Администрации Курской области от 07.03.2013 г. N 116-па.
Развитие информационной системы управления общественными финансами Курской области
2. Интеграция процессов управления финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований.
В период реализации Программы предполагается осуществить внедрение системы электронного документооборота с применением электронных подписей между участниками бюджетного процесса.
3. Размещение в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информации об общественных финансах Курской области в формате открытых данных.
На официальном сайте Администрации Курской области в подразделе "Финансы" раздела "Экономика" комитетом финансов Курской области осуществляется размещение и актуализация информации об общественных финансах Курской области в формате открытых данных, что позволяет обеспечивать информационную прозрачность деятельности органов государственной власти Курской области.
Развитие системы операционного обслуживания
4. Минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления, в том числе посредством использования пластиковых карт.
Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов увеличивает актуальность применения современных эффективных банковских платежных технологий в расчетах организаций сектора государственного управления.
Реализация данного направления предусматривает постепенный отказ от использования наличных денежных средств организациями сектора государственного управления и переход к осуществлению безналичных расчетов путем перечисления средств на банковские счета физических лиц - сотрудников организаций в целях осуществления ими с использованием карт физических лиц, выданных в рамках "зарплатных" проектов, оплаты командировочных, хозяйственных расходов и компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов.
Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов Курской области
5. С целью расширения привлечения граждан к участию в бюджетном процессе целесообразно разработать механизм общественного обсуждения наиболее значимых программ Курской области и их проектов, а также перейти к формированию "бюджета для граждан" параллельно с проектом закона Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Развитие системы государственного финансового контроля
6. Внедрение риск-ориентированного планирования контрольной деятельности: приоритетность предметов и объектов контроля в направлениях использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений.
Контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового контроля Курской области ориентирована на выявление нарушений постфактум. В связи с чем предполагается организация контрольной деятельности в отношении участников бюджетного процесса, областных государственных бюджетных и автономных учреждений, государственных программ и проектов, по которым наиболее вероятно проявление финансовых нарушений с целью переориентации контрольной деятельности на осуществление внутреннего и предварительного контроля.
7. Осуществление мероприятий по организации внутреннего финансового контроля и аудита.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в исполнительных органах государственной власти Курской области ведется работа по созданию подразделений, осуществляющих внутренний финансовый контроль и аудит. В целях координации внутреннего финансового контроля и аудита требуется установление нормативным правовым актом Курской области порядка осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля и аудита, утверждение и обновление методических рекомендации по его организации, обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области в данном направлении.
4. Управление реализацией Программы
Разработчиком и координатором Программы является комитет финансов Курской области. Ответственными исполнителями Программы являются исполнительные органы государственной власти Курской области.
Координатор реализации программы:
осуществляет координацию деятельности ответственных исполнителей по реализации мероприятий Программы;
организует текущее управление реализацией Программы; обеспечивает размещение на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Финансы" раздела "Экономика") в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
осуществляет методическое руководство ответственных исполнителей по реализации мероприятий Программы;
осуществляет в установленные сроки подготовку материалов о ходе реализации Программы и представляет их на рассмотрение Губернатору Курской области;
содействует внедрению информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения;
обеспечивает взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам реализации Программы. Ответственные исполнители Программы:
осуществляют планирование, организацию реализации, исполнение и контроль реализации закрепленных за ними мероприятий Программы;
обеспечивают соответствие сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий срокам и ожидаемым результатам, утвержденным Программой;
представляют координатору реализации Программы результаты реализации программных мероприятий;
разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации мероприятий Программы, и обеспечивают своевременное их принятие.
Руководители исполнительных органов государственной власти Курской области и их заместители, курирующие вопросы экономики и финансов, являются должностными лицами, ответственными за реализацию закрепленных за ответственными исполнителями мероприятий Программы.
Распоряжением Администрации Курской области от 23 декабря 2015 г. N 901-ра в приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Программе
по повышению эффективности
управления общественными
финансами на период до 2018 года
План
реализации Программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года
23 декабря 2015 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Срок реализации |
Обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы Курской области | |||
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета | |||
1. |
Аккумулирование средств резервного фонда Курской области |
Комитет финансов Курской области |
Ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
2. |
Формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации |
Комитет финансов Курской области |
Ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
3 |
Принятие новых расходных обязательств через систему конкурсного подхода |
Комитет финансов Курской области |
Ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
4. |
Поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга Курской области |
Комитет финансов Курской области |
Па постоянной основе |
5. |
Анализ кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности |
Комитет финансов Курской области |
Па постоянной основе |
Обеспечение устойчивости и сбалансированности местных бюджетов | |||
6. |
Мониторинг состояния долга муниципальных образований Курской области |
Комитет финансов Курской области |
Ежемесячно |
7. |
Проведение мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами |
Комитет финансов Курской области |
Ежегодно до 1 мая |
8. |
Проведение анализа кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов |
Комитет финансов Курской области |
ежеквартально |
Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления | |||
Взаимосвязь документов бюджетного планирования с документами стратегического планирования | |||
1. |
Определение четкой последовательности, соподчиненности целей. задач, целевых индикаторов и инструментов достижения соответствующих приоритетов, установление предметных требований к прозрачности формирования и реализации документов стратегического и бюджетного планирования |
Комитет по экономике и развитию Курской области, комитет финансов Курской области |
На постоянной основе |
2 |
Подготовка и реализация бюджетного прогноза (на срок 12 и более лет) |
Комитет финансов Курской области, комитет по экономике и развитию Курской области |
В сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области |
3. |
Доработка государственных программ Курской области в части системы целеполагания в увязке с индикаторами реализации мероприятий |
Комитет по экономике и развитию Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
2014 год. |
4. |
Формирование комплексных проектов ("дорожных карт") в отдельных сферах деятельности, требующих опережающего развития |
Исполнительные органы государственной власти Курской области |
В сроки, установленные профильными федеральными органами исполнительной власти |
5. |
Обеспечение публичности и прозрачности подготовки и обсуждения документов стратегического планирования в процессе их разработки, реализации и корректировки |
Комитет по экономике и развитию Курской области |
При разработке, реализации и корректировке документов стратегического планирования |
Развитие государственных программ Курской области как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов | |||
6. |
Подготовка методик распределения "блоковых" субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках государственных программ Курской области, критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ, поддерживаемых за счет субсидий из областного бюджета |
Исполнительные органы государственной власти Курской области, комитет финансов Курской области |
Ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
7. |
Проведение ежегодной оценки эффективности реализации каждой государственной программы Курской области и размещение на официальном сайте Администрации Курской области сводной информации о государственных программах Курской области |
Комитет по экономике и развитию Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
Ежегодно в сроки, установленные постановлением Администрации Курской области от 11.10.2012 г. N 843-па |
8. |
Формирование "потолков" расходов по всем государственным программам Курской области в пределах прогнозируемого общего объема расходов областного бюджета. Установление требований к ответственным исполнителям государственных программ Курской области по изысканию части необходимых средств внутри ранее установленного "потолка" расходов по соответствующей государственной программе |
Комитет финансов Курской области |
Ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами | |||
Развитие структуры сектора государственного управления | |||
1. |
Реорганизация или ликвидация областных государственных унитарных предприятий, не |
Исполнительные органы государственной власти Курской области, комитет по |
На постоянной основе |
|
соответствующих функциям органов государственной власти Курской области |
управлению имуществом Курской области |
|
Управление доходами | |||
2. |
Оптимизация неэффективных налоговых льгот и освобожден гик установленных региональным законодательством. Проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот. |
Комитет финансов Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
Ежегодно в порядке, установленном Администрацией Курской области |
3. |
Принятие нормативных правовых актов Курской области, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве "налоговых расходов" областного бюджета |
Комитет финансов Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
В течение шести месяцев после принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве "налоговых расходов" бюджета |
4. |
Организация взаимодействия с территориальными органами Федеральной налоговой службы России в целях повышения качества налогового администрирования региональных и местных налогов. |
Комитет финансов Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
На постоянной основе |
Управление бюджетными обязательствами | |||
5. |
Формирование планов закупок товаров, работ, услуг и планов-графиков исполнения заключенных контрактов |
Исполнительные органы государственной власти Курской области |
Ежегодно |
6. |
Включение негосударственных организаций в сферу оказания государственных услуг через заключение договоров (соглашений) об оказании услуг в пользу третьих лиц |
Исполнительные органы государственной власти Курской области |
2014 - 2018 годы |
Управление государственным долгом и финансовыми активами Курской области | |||
7. |
Снижение стоимости заимствований до минимально возможного уровня, исходя из действующей учетной ставки Банка России |
Комитет финансов Курской области |
На постоянной основе |
8. |
Оказание Гарантийной поддержки только при условии наличия ликвидного обеспечения в размере не менее 100 процентов предоставленной гарантии и проверки финансового состояния принципалов |
Комитет финансов Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
На постоянной основе |
9. |
Разработка нормативного правового акта Курской области о соблюдении определенных ограничений получателями государственной поддержки на период действия государственных гарантий Курской области |
Комитет финансов Курской области |
2014 год |
10. |
Контроль за соблюдением определенных ограничений получателями государственной поддержки на период действия государственных гарантий Курской области |
Комитет финансов Курской области |
На постоянной основе |
Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов | |||
Повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ) | |||
1. |
Организация независимой оценки соответствия качества фактически предоставленных государственных услуг утвержденным требованиям к качеству, изучение мнения населения о качестве предоставляемых государственных услуг и публикация ее результатов, рейтинга учреждений |
Комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
Ежегодно в сроки, установленные нормативными правовыми актами курской области |
2. |
Унификация ведомственных перечней государственных услуг путем приведения их в соответствие с единым регистром государственных услуг и базовыми (отраслевыми) перечнями (реестрами) государственных услуг |
Исполнительные органы государственной власти Курской области, комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг |
2014 - 2015 годы |
3. |
Проведение сравнительного анализа, межведомственных, межтерриториальных |
Комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области, |
2015 - 2016 годы |
|
сравнений стоимости и результатов оказания однотипных (сопоставимых) государственных услуг |
исполнительные органы государственной власти Курской области |
|
4. |
Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых норма! явных затрат па оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) |
Исполнительные органы государственной власти Курской области, комитет финансов Курской области |
2016 - 2018 годы |
5. |
Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в областных государственных учреждениях |
Исполнительные органы государственной власти Курской области |
До 31.12.2014 г. |
6. |
Внедрение в областных государственных учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности, и финансирования учреждений, настроенных па решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение количества и качества оказываемых услуг, обеспечение соответствия уровня оплаты работников результатам их труда |
Исполнительные органы государственной власти Курской области |
2014 - 2018 годы |
Повышение эффективности бюджетных инвестиций и инвестиционных проектов с государственным участием | |||
8. |
Определение порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Курской области |
Комитет по экономике и развитию Курской области |
В течение 11 квартала 2014 года |
9. |
Реализация инвестиционных проектов с государственным участием. |
Комитет по экономике и развитию Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
Ежегодно |
Повышение эффективности межбюджетных трансфертов | |||
10. |
Оптимизация предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета |
Комитет финансов Курской области |
Ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
Повышение операционной эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области и областных государственных учреждений | |||
Повышение качества финансового менеджмента в органах государственной власти Курской области | |||
1. |
Мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и публикация его результатов |
Комитет финансов Курской области |
В порядке и сроки, установленные постановлением Администрации Курской области от 07.03.2013 г. N 116-па |
Развитие информационной системы управления общественными финансами Курской области | |||
2. |
Интеграция процессов управления финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований |
Комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области, комитет финансов Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
2014 - 2018 годы |
3. |
Размещение в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информации об общественных финансах Курской области в формате открытых данных |
Комитет финансов Курской области |
На постоянной основе |
Развитие системы операционного обслуживания | |||
4. |
Минимизация наличного денежного обращения в секторе государстве иного управления, в том числе посредством использования пластиковых карт |
Комитет финансов Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
2014 - 2018 годы |
Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов Курской области | |||
5. |
Организация привлечения граждан к участию в бюджетном процессе, разработка механизма общественного обсуждения наиболее значимых программ Курской области и их проектов |
Комитет финансов Курской области, комитет по экономике и развитию Курской области |
На постоянной основе на официальном сайте Администрации Курской области |
Развитие системы государственного финансового контроля | |||
6. |
Внедрение риск-ориентированного планирования контрольной деятельности: приоритетность предметов и объектов контроля в направлениях использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений |
Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области |
Ежегодно при составлении плана контрольных мероприятий |
7. |
Осуществление мероприятий по организации внутреннего финансового контроля и аудита |
Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области |
2014 - 2018 годы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены цели и задачи реализации Программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года.
Система мероприятий Программы представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, структурированных по блокам согласно основных задач Программы:
обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы Курской области;
модернизация бюджетного процесса в условиях программно-целевых методов управления;
упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами;
повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
повышение операционной эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области и областных государственных учреждений.
Каждому блоку мероприятий дано подробное описание.
Прилагается План реализации Программы по повышению эффективности управления общественными финансами.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Администрации Курской области от 27 мая 2014 г. N 384-ра "Об утверждении Программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) 27 мая 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Курской области от 23 декабря 2015 г. N 901-ра