Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Курской области" (далее - "дорожная карта").
2. Комитету здравоохранения Курской области (О.В. Новикова) совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Курской области (А.В. Курцев) обеспечить реализацию "дорожной карты".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курской области В.В. Проскурина.
Губернатор Курской области |
А.Н. Михайлов |
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Курской области"
(утв. постановлением Администрации Курской области
от 28 февраля 2013 г. N 97-па)
I. Общее описание "дорожной карты"
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Курской области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Современная стратегия развития системы здравоохранения Курской области ориентирована на повышение доступности, качества медицинской помощи, эффективного использования ресурсов здравоохранения на основе структурного преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи, развития института профилактической медицины и внедрения инновационных методов лечения заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения Курской области.
Решение таких задач возможно лишь при детальном планировании и проектировании процесса организации медицинской помощи на региональном уровне. В этой связи "дорожная карта" разработана с учетом региональных особенностей, структуры заболеваемости и смертности населения региона, потребности в медицинской помощи с позиции реализации федеральных отраслевых стандартов.
"Дорожная карта" представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам реализации и направленных на повышение эффективности системы здравоохранения Курской области.
Цели и задачи "дорожной карты". Путем структурных преобразований системы регионального здравоохранения реализация "дорожной карты" обеспечит:
- повышение доступности и качества медицинской помощи;
- формирование организационной системы, позволяющей достичь стабильного улучшения показателей здоровья граждан;
- развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения системы здравоохранения;
- достижение целевых показателей, определенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р.
Характеристика системы здравоохранения Курской области. Здравоохранение Курской области - сложная многофункциональная система, включающая учреждения здравоохранения различных форм собственности. Лечебно-профилактическая сеть Курской области представлена 50 больничными учреждениями, 13 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 45 амбулаторно-поликлиническими учреждениями (входящими в состав других учреждений), 4 диспансерами, 4 стоматологическими поликлиниками, 644 фельдшерско-акушерскими пунктами. Кроме того, в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи участвуют: ФГУЗ "МСЧ МВД России по Курской области", НУЗ "Отделенческая больница на станции Курск ОАО "Российские железные дороги", Медико-санитарная часть ООО "Электроагрегат", ООО "Медико-санитарная часть "Курскагромаш", ООО "Центр медицинских осмотров и профилактики", ЧЛПУ "Амбулатория", ООО "Медицинский центр N 1", МСЧ ФГУП "18 ЦНИИ" МО РФ. Всего на территории области 75 медицинских организаций осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Общий коечный фонд с учетом медицинских организаций всех форм собственности составляет 9724 койки, в том числе 9071 койка развернута в государственных учреждениях здравоохранения. В 2012 году обеспеченность населения койками с круглосуточным пребыванием составляла 86,7 на 10 тыс. населения, что соответствует средне российским показателям.
На территории области развернута сеть сосудистых и травматологических центров, а также организован ряд межрайонных отделений по различным профилям, общий коечный фонд которых составляет 1115 коек (12,2% от общего коечного фонда).
В Курской области с целью совершенствования организации оказания медицинской помощи матерям и детям, повышения качества и доступности специализированной медицинской помощи создана и совершенствуется трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным женщинам.
С 2011 года функционирует областной перинатальный центр - учреждение 3-го уровня, в котором оказывается специализированная помощь женщинам и детям с использованием новейших технологий и современного оборудования. В городах Курске, Железногорске, Курчатове функционируют 5 родовспомогательных учреждений 2-го уровня, в которых проведены капитальный ремонт и оснащение современным медицинским оборудованием. Организованы 11 межрайонных родильных отделений, которые дооснащены медицинским оборудованием, направленным на оказание своевременной реанимационной помощи новорожденным, родильницам, создание условий для временного их пребывания до момента вывоза из центральной районной больницы реанимационными бригадами. Выработана четкая система маршрутизации беременных женщин, создается единая система мониторинга беременных и новорожденных детей на базе дистанционно-консультативного центра ОБУЗ "Областной перинатальный центр". Выездные анестезиолого-реанимационные акушерские и неонатальные бригады также функционируют на базе дистанционно-консультативного центра, располагают двумя реанимобилями с комплектом медицинской аппаратуры.
Для детей также предусмотрена четкая система маршрутизации с учетом действующей сети медицинских организаций и территориальных особенностей.
В Курской области на сегодняшний день имеют место определенные сложности ввиду отсутствия детской многопрофильной больницы 3-го уровня. Специализированная медицинская помощь детям по профилям соматических заболеваний (пульмонология, эндокринология, ревматология, кардиология, нефрология, гастроэнтерология, гематология, аллергология и иммунология, неврология) оказывается в ОБУЗ "Областная детская клиническая больница" мощностью 170 коек, по хирургическим профилям и неонатологии - в ОБУЗ "Курская областная детская больница N 2" на 130 коек, дети с инфекционными заболеваниями госпитализируются в ОБУЗ "Областная клиническая инфекционная больница".
Необходимостью обеспечения детей равнодоступной квалифицированной педиатрической помощью обусловлено создание 7 межрайонных педиатрических отделений и сокращение маломощных детских отделений круглосуточного пребывания в 3 районах области. Наряду с этим на уровне первичного звена развиваются стационарзамещающие виды помощи - стационары дневного пребывания и стационары на дому.
На базе одного из педиатрических отделений - в МУЗ "Октябрьская ЦРБ" - с учетом близости к г. Курску и кадрового потенциала открыты койки для оказания паллиативной помощи детям.
Уникальность системы организации медицинской помощи жителям Курской области заключается в тесной интеграции областных ресурсов отрасли с возможностями федеральных медицинских учреждений здравоохранения и частных коммерческих медицинских предприятий.
На протяжении последних пяти лет система здравоохранения Курской области претерпела ряд существенных изменений, связанных с реализацией на территории субъекта приоритетного национального проекта "Здоровье" и областных целевых программ, в том числе программы модернизации здравоохранения. Проводимые в рамках указанных проектов мероприятия были направлены на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и увеличение удовлетворенности граждан медицинской помощью.
Ключевым параметром для планирования основных мероприятий в системе здравоохранения (объемные показатели количества госпитализаций, посещений и т.д.) была выбрана потребность населения в том или ином виде медицинской помощи. В этой связи проведена оптимизация коечного фонда в системе здравоохранения Курской области, в результате которой за 5 лет коечный фонд учреждений здравоохранения сократился на 7,3% (758 коек). Сокращение произошло за счет усиления амбулаторно-поликлинического звена - реорганизации врачебных амбулаторий, участковых больниц с преобразованием их в офисы общей врачебной практики и развитием стационарозамещающих технологий.
В качестве основного инструмента реализации проекта модернизации системы здравоохранения Курской области был использован переход учреждений здравоохранения (преимущественно) на одноканальное финансирование. В результате доля средств обязательного медицинского страхования в финансировании территориальной программы государственных гарантий увеличилась с 68,7% (2009 г.) до 79,1% (2013 г.).
Реализация указанных мероприятий позволила не только эффективно перераспределить потоки пациентов, высвободить ресурсы внутри системы здравоохранения, но и обеспечила выполнение отраслевых стандартов медицинской помощи. Для руководителей учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, появилась возможность управлять финансовыми ресурсами в соответствии с реальными потребностями в расходах. Организационные мероприятия, реализованные в 2010 - 2012 годах на территории Курской области, стали инновационными по своему характеру и обеспечили формирование современной модели здравоохранения, ориентированной на достижение более высокого уровня качества и доступности медицинской помощи.
Таким образом, к настоящему времени в Курской области сложилась современная региональная система здравоохранения, имеющая эффективные и стабильные финансово-экономические механизмы взаимодействия всех ее участников. Имеется полное представление о направлениях дальнейшего развития системы регионального здравоохранения. Финансовое наполнение уже существующей системы позволит в кратчайшие сроки изменить ряд медико-демографических показателей путем повышения качества и доступности медицинской помощи населению Курской области.
Общая демографическая характеристика. Демографическая ситуация в Курской области характеризуется снижением отрицательного естественного прироста населения за счет увеличения рождаемости и снижения общей смертности населения. Численность населения Курской области на 1 января 2013 года составляет 1119170 человек, городское население составляет 66,5%, плотность населения составляет 37,31 чел./км2.
Анализ естественной убыли населения показал, что начиная с 2000 года, в Курской области преобладала устойчивая тенденция уменьшения данного параметра, при этом ежегодное сокращение в среднем варьировалось от 6,5 до 5 тыс. человек в год. Проведенный анализ факторов, влияющих на уровень естественной убыли населения (как в целом по России), показал, что наибольшее значение имели: сближение параметров рождаемости городского и сельского населения (сближение городского и сельского стереотипов количества детей в семье); откладывание рождения первого ребенка; высокая доля бесплодных браков; высокий уровень смертности населения (в том числе в трудоспособном возрасте); рост заболеваемости по основным классам причин смертности.
По итогам 2012 года на территории субъекта (в сравнении с 2005 годом) зарегистрировано увеличение рождаемости на 22,3%. Курская область занимает 1-ю позицию среди регионов ЦФО. Ожидаемая продолжительность жизни (при рождении) в 2012 году в сравнении с 2005 годом у жителей Курской области увеличилась 64,9 лет до 69,5 лет.
Одним из основных демографических показателей, применяющихся для характеристики и оценки экономического развития, уровня и доступности медицинской помощи, социальных изменений территории, является показатель младенческой смертности.
Младенческая смертность в Курской области на 01.01.13 (в сравнении с 2005 годом) снизилась на 46,4% и составила 7,5 на 1000 родившихся живыми. Снижение показателя младенческой смертности является следствием создания в Курской области на базе областного перинатального центра системы мониторирования беременных с высокой степенью риска и новорожденных детей, формирование четких схем маршрутизации таких пациентов. На территории субъекта внедрен пилотный проект по пренатальной диагностике нарушений развития плода, реализация которого позволит существенно снизить количество пороков развития у новорожденных.
В течение последних трех лет на территории Курской области уровень материнской смертности сохраняется на стабильных показателях и составляет 15,3 случая на 100000 родившихся живыми детей.
По данным за 2012 год в сравнении с 2008 годом по Курской области показатель общей смертности уменьшился на 11,8% (2012 - 1655,9 случаев на 100 тыс. на населения). По Российской Федерации за аналогичный период уменьшение показателя смертности составляет 17%. Среди областей ЦФО по уровню смертности в 2012 году Курская область находится на 13 месте. В структуре смертности населения Курской области смертность от болезней системы кровообращения занимает первое место, удельный вес умерших от данной патологии в 2012 году составляет 54,6%, на втором месте - новообразования - 13,9%, на третьем - внешние причины смерти - 6,9%.
Заболеваемость населения Курской области за 10 лет (2002 - 2012 гг.) увеличилась с 107214 до 121443,3 на 100 тысяч населения, то есть у каждого жителя области регистрируется более 1,2 заболевания.
Общая заболеваемость населения в 2012 году составила всего 1279,4 на 1000 населения. В структуре общей заболеваемости по нозологическим формам с сохранением ранговых положений ведущие места занимают болезни органов дыхания (302,8), системы кровообращения (139) и пищеварения (97,2) из расчета на 1000 населения. По сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение показателей заболеваемости по классам болезней: новообразования, травмы, болезни органов кровообращения. Снижение уровня заболеваемости отмечается по классу болезней системы пищеварения, дыхания, эндокринных заболеваний. Практически на прежнем уровне остался показатель заболеваемости по классу болезней крови, нервной системы.
Таким образом, оценка динамики демографических процессов в Курской области и детальное изучение причин, определяющих высокие показатели смертности населения, превышающие средне российские показатели заболеваемости по отдельным классам болезней, определяют выбор профилей оказания медицинской помощи, нуждающихся в развитии.
Основные параметры Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов
Постановлением Администрации Курской области от 25.12.2012 г. N 1135-па утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Территориальная программа). Территориальная программа разработана в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Расчетная стоимость Территориальной программы определена исходя из средних подушевых нормативов финансирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074, с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Курской области, основанных на данных медицинской статистики, прогноза численности населения области, численности застрахованного населения с учетом данных регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц:
на 2013 год - 10130,5 млн. руб., в т.ч. за счет средств ОМС - 7721,2 млн. руб., за счет средств консолидированного бюджета субъекта - 2409,3 млн. руб.;
на 2014 год - 11545,8 млн. руб., в т.ч. за счет средств ОМС - 8032,9 млн. руб., за счет средств консолидированного бюджета субъекта - 3512,9 млн. руб.;
на 2015 год - 13567,2 млн. руб., в т.ч. за счет средств ОМС - 9764,8 млн. руб., за счет средств консолидированного бюджета субъекта - 3802,4 млн. руб.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
в 2013 году - 9032,5 рубля, в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования, за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году - 5942,5 рубля, в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Кроме того, стоимость Территориальной программы ОМС включает расходы на ведение дела для страховых медицинских организаций, расходы на выполнение управленческих функций территориальным фондом обязательного медицинского страхования, нормированный страховой запас.
Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи.
Оплата труда работников медицинских организаций. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда.
В целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в учреждениях здравоохранения Курской области планируется обеспечить повышение оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, предусмотрев следующие мероприятия:
сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в Курской области, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в Курской области;
установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
повышение заработной платы работников с возможным привлечением средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;
устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
прозрачность оплаты труда руководителей медицинских организаций с установлением соотношения средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям;
установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений здравоохранения Курской области.
Реализация мероприятий по повышению оплаты труда позволит:
повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);
внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных услуг (выполнения работ);
повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);
повысить качество оказания государственных услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
Вместе с тем, для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ неэффективных расходов в системе регионального здравоохранения. Объем неэффективных расходов в сфере здравоохранения сложился в основном за счет превышения расходов на скорую медицинскую помощь, что связано с обеспечением службой скорой медицинской помощи функций неотложной помощи: медицинской эвакуации, то есть транспортировки больных в другие лечебно-профилактические учреждения; обеспечение обслуживания праздничных, спортивных мероприятий и шествий. В некоторых районах области наблюдается высокий уровень необоснованных вызовов скорой медицинской помощи, что связано с недостаточным уровнем укомплектованности первичного звена, а именно - дефицитом врачей-терапевтов, педиатров, участковых медицинских сестер, фельдшеров в амбулаторно-поликлинических учреждениях, что ведет к увеличению обращений за скорой медицинской помощью при обострении хронических заболеваний. Утвержденные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов территориальные нормативы объемов медицинской помощи соответствуют утвержденным федеральным нормативам, программой предусмотрено выделение объемов по неотложной медицинской помощи.
Неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами обусловлены диспропорциями в укомплектованности врачебным и средним медицинским и прочим персоналом, а также в необходимости организации оказания качественной, доступной медицинской помощи. Наличие неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами объясняется низким уровнем заработной платы в здравоохранении, отсутствием заинтересованности высококвалифицированных работников в трудоустройстве в государственную систему. Реализация программы модернизации здравоохранения позволила в значительной степени изменить сложившуюся ситуацию. За два года реализации Программы произошло увеличение заработной платы у врачей на 57,0%, у средних медицинских работников на 44,2%. В целом по отрасли рост заработной платы составил 47,5%.
По обеспеченности врачебными кадрами медицинских организаций государственной системы здравоохранения (33,93 на 10000 населения) Курская область опережает другие регионы Центрального Черноземья, а в целом по ЦФО занимает по этому показателю 5-е место после города Москвы, Ярославской, Смоленской и Рязанской областей.
По численности среднего медицинского персонала на 10000 человек населения Курская область также входит в первую пятерку среди субъектов ЦФО.
В то же время численность среднего медицинского персонала уменьшилась в сравнении с 2007 годом в абсолютных и относительных величинах. Численность врачей-терапевтов уменьшается как в абсолютных значениях: с 784 человек в 2007 году до 760 в 2012 году, так и в относительном значении (на 10000 человек населения) - с 14,1 в 2007 году до 13,7 в 2011 году.
Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают 2063 врача, в том числе 345 участковых терапевтов, 174 участковых врача-педиатра, а также 4314 средних медицинских работников. Укомплектованность врачами АПУ по области составляет на конец 2011 года 85,0%.
В 2012 году в сельские районы области было направлено 28 молодых специалистов с выплатой каждому по одному миллиону рублей.
В качестве основного инструмента по снижению неэффективных расходов в системе здравоохранения Курской области в 2012 году был использован переход учреждений здравоохранения (преимущественно) на одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования. В результате доля средств обязательного медицинского страхования в финансировании территориальной программы государственных гарантий увеличилась с 68,7% (2009 г.) до 79,1% (2013 г.). Реализация указанных мероприятий позволила не только эффективно перераспределить потоки пациентов, высвободить ресурсы внутри системы здравоохранения, но и обеспечила выполнение отраслевых стандартов медицинской помощи. Организационные мероприятия, реализованные в 2012 году на территории Курской области, обеспечили формирование современной модели здравоохранения, ориентированной на достижение более высокого уровня качества и доступности медицинской помощи.
Структурные преобразования регионального здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и патологических состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
При реформировании системы организации первичной медико-санитарной помощи населению на первый план выходят мероприятия по:
- реструктуризации существующих учреждений здравоохранения с целью централизации специализированной медицинской помощи и повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи;
- развитию службы неотложной медицинской помощи на базе поликлинических подразделений учреждений здравоохранения;
- совершенствованию взаимодействия амбулаторно-поликлинического звена со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Необходимость реформирования системы организации первичной медико-санитарной, а также первичной специализированной медицинской помощи наиболее актуальна для учреждений здравоохранения, обслуживающих сельское население Курской области. И это подтверждается тем, что в 2012 году из 28 муниципальных административных районов в 18 численность населения составляла до 20 тыс. человек (демографические прогнозы указывают на продолжение данной тенденции). Плотность населения в муниципальных районах области варьируется от 13,6 чел./км2 в Тимском районе, до 29,2 чел./км2 в Курском районе. Следствием малочисленности муниципальных образований является уменьшение коечного фонда центральных районных больниц (ЦРБ) и, как следствие, их экономическая несостоятельность. При этом формируются подразделения, которые не в состоянии оказывать качественную медицинскую помощь в режиме круглосуточного дежурства и по экстренным показаниям. Мощность коечного фонда ЦРБ представлена следующим образом:
от 20 до 50 коек - 3 ЦРБ;
от 50 до 80 коек - 15 ЦРБ;
более 80 коек - 10 ЦРБ.
Одной из целей "дорожной карты" является максимальное развитие и модернизация центральных районных больниц, имеющих в своем составе поликлинические подразделения и крупные специализированные отделения (с перспективой их развития) для оказания специализированной помощи и обеспечения ее максимальной доступности для населения. При этом развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и отделений общей врачебной практики должно проходить параллельно с формированием выездных методов работы. В ходе реализации "дорожной карты" будет выстроена единая модель организации специализированных выездных врачебных бригад, которые будут оказывать консультативную и лечебную помощь сельским жителям путем организации маршрутов "Медицинский автобус", "Передвижная поликлиника". Выездные бригады будут оснащены портативным диагностическим оборудованием: УЗИ, электрокардиографы, лабораторные анализаторы, цифровые передвижные флюорографы и т.д. Таким образом, решается главная проблема сельского здравоохранения - проведение профилактических, периодических осмотров и диспансеризация населения.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 252н от 23.03.12 г. "Об утверждении порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты", на фельдшеров ФАП (прошедших соответствующую переподготовку) будет возложено частичное исполнение врачебных функций.
Структурная реорганизация системы здравоохранения Курской области основывается на принципе функциональной организации "медицинских округов", объединяющих территориально приближенные муниципальные образования и медицинские организации. При этом наиболее "мощное", кадрово и материально обеспеченное ЛПУ определяется как ведущее - "Центральная окружная больница" с формированием сети филиалов. На базе указанного медицинского учреждения формируются специализированные отделения и службы экстренного реагирования. Первичная медико-санитарная, в том числе скорая и неотложная медицинская помощь жителям, проживающим на территории "медицинского округа", обеспечивается всеми структурными подразделениями, входящими в состав центральной окружной больницы по принципу максимальной территориальной доступности.
При создании медицинских округов будут определены:
- зоны ответственности медицинских учреждений, расположенных на территории медицинского округа;
- объемы медицинской помощи по ее видам и распределением по медицинским организациям, расположенным на территории "медицинского округа", с учетом демографических показателей и "паспорта здоровья населения" муниципального образования;
- "маршрутизация" потоков больных.
Реструктуризация учреждений здравоохранения будет проводится поэтапно через реализацию пилотного проекта "Медицинский округ - Окружная больница". Таким образом, до 2018 года не менее 10 центральных районных больниц приобретут статус межрайонных (окружных) и будут оказывать специализированную медицинскую помощь (второй уровень учреждений здравоохранения). При этом в обязательном порядке должны учитываться объемы медицинской помощи, оказываемые в негосударственных учреждениях здравоохранения, а также в федеральных учреждениях здравоохранения, территориально расположенных в Курской области.
Для повышения доступности и качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи на территории области будет сформирована трехуровневая система, включающая в себя центральные районные больницы, городские специализированные поликлиники и областные консультативные центры, учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную (в том числе высокотехнологичную) медицинскую помощь.
Первый уровень представляет поликлиническое звено центральных районных больниц и областных бюджетных учреждений здравоохранения г. Курска и г. Железногорска, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (участковая служба) и первичную специализированную медицинскую помощь (врачи узких специальностей). Состав узких специалистов будет определен в соответствии с уровнем и структурой заболеваемости населения, прикрепленного к конкретному ЛПУ. В учреждениях первого уровня планируется максимальное развитие стационарзамещающих технологий и центров здоровья. При этом, кроме мероприятий по реорганизации центральных районных больниц, предполагается в 2013 году присоединить ОБУЗ "Курская городская женская консультация N 7" к ОБУЗ "Курская городская поликлиника N 7" с формированием маршрутизации пациентов, единой планово-экономической службой и администрацией.
Второй уровень будет представлен поликлиническим звеном окружных больниц и специализированными городскими поликлиниками, оказывающими специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специальностям, а также больничными учреждениями, оказывающими специализированную медицинскую помощь.
Третий уровень - это областные учреждения здравоохранения (центры), в которых оказывается специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь. В центрах проводятся консультации и высокотехнологичные диагностические исследования, а также лечение и реабилитация пациентов по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений первого и второго уровней. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.
С целью структурных преобразований учреждений здравоохранения второго и третьего уровней на базе поликлиники ОБУЗ "Курская городская больница N 1 им. Н.С. Короткова" до 2014 года будет организован консультативно-диагностический центр с отделением амбулаторной реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда и травмы. В 2013 году произойдет объединение ОБУЗ "Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер" и ОБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", а также ОБУЗ "Курская областная станция переливания крови" и ОБУЗ "Железногорская городская станция переливания крови".
Специализированная медицинская помощь. Структурная реорганизация стационаров Курской области не может быть обеспечена без перераспределения более затратных видов госпитальной помощи на менее затратный амбулаторно-поликлинический этап развития сети дневных стационаров, амбулаторной хирургии, хирургии одного дня, а также консультативно-диагностических центров и института семейного врача, особенно в сельской местности. Потребуется перепрофилирование неэффективно функционирующих учреждений здравоохранения, но без ущерба для оказания медицинской помощи населению.
Существующая модель организации специализированной стационарной медицинской помощи недостаточно эффективна по ряду причин и, прежде всего, это:
- частичное выполнение лечебными учреждениями функции социальной помощи;
- неполное соответствие специализированного коечного фонда структуре заболеваемости населения;
- низкий уровень внедрения высокотехнологичных методов лечения;
- дефицит врачебных кадров;
- недостаточная материально-техническая база.
В ходе реализации "дорожной карты" будет сформирована структура общего коечного фонда, соответствующая "Паспорту здоровья населения Курской области", создание которого обеспечено мероприятиями по внедрению информационных систем в рамках реализации областной программы "Модернизация здравоохранения Курской области на 2011 - 2012 годы".
Организация оказания специализированной медицинской помощи в обязательном порядке предусматривает внедрение "маршрутизации" пациентов, которая утверждается нормативными актами комитета здравоохранения. Обязательными требованиями при формировании "маршрутизации" являются учет возможности оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе и территориальной доступности.
С целью оптимизации и повышения качества диагностики заболеваний будет выполнена максимальная централизация параклинических служб, обеспечивающих лабораторную диагностику состояний (заболеваний), не требующих экстренного медицинского вмешательства.
Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. На протяжении ряда лет в области реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение смертности от сосудистых заболеваний. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2009 года на территории области действует один региональный (БМУ "Курская областная клиническая больница") и три первичных сосудистых центра (ОБУЗ "Горшеченская ЦРБ", ОБУЗ "Железногорская городская больница N 2", ОБУЗ "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи"). В области стали выполняться хирургические и рентгенэндоваскулярные вмешательства больным с сосудистыми заболеваниями. Результатом реализации проекта стало снижение смертности населения от острого коронарного синдрома и нарушений мозгового кровообращения. В то же время, несмотря на полученные положительные результаты, накопленный опыт указывает на необходимость принятия более масштабных мер по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе внедрение института профилактической медицины.
Среди сердечно-сосудистых заболеваний артериальная гипертония является одним из наиболее распространенных заболеваний. Сердечно-сосудистые осложнения артериальной гипертонии, в первую очередь, мозговой инсульт и инфаркт миокарда являются основной причиной смерти и инвалидности населения трудоспособного возраста. Низкая физическая активность также является фактором риска развития сердечно-сосудистых и других заболеваний, при этом у физически не тренированных людей риск развития ССЗ в 2 раза выше, чем у физически активных.
В этой связи формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни. Информирование населения о факторах риска для их здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу. При этом социальная реклама должна проводиться всеми средствами массовой информации на безвозмездной основе.
В ходе реализации "дорожной карты" во всех учреждениях здравоохранения будут организованы кабинеты/отделения медицинской профилактики для организации всех видов профилактических осмотров и диспансеризации населения.
Развитие сети сосудистых центров. Одним из основных принципов системы организации сосудистых центров является временной показатель "терапевтическое окно", при котором возможно провести ряд эффективных методов диагностики и лечения, позволяющих в значительной степени улучшить прогноз исхода заболевания.
Действующая модель организации первичных сосудистых центров в связи со значительной территориальной удаленностью требует своего дальнейшего развития. В рамках реализации "дорожной карты" на территории области планируется организовать два первичных сосудистых центра на базе ОБУЗ "Рыльская ЦРБ", ФГУ "МСЧ N 125" ФМБА России.
В региональном сосудистом центре на базе БМУ "Курская областная клиническая больница" будут наращиваться объемы оперативных видов лечения с использованием эндоваскулярных технологий: стентирования инфарктзависимых и брахиоцефальных артерий. Параллельно продолжит развитие антиаритмическая служба.
Маршрутизация больных кардиологического профиля и больных острым нарушением мозгового кровообращения (2018 г.)
Зона обслуживания |
Сосудистые центры |
Г. Курск |
Первичный сосудистый центр ОБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи" (г. Курск) Радиус обслуживания - 12 км, время доезда - 20 минут, прикрепленное население - 239062 человека |
Г. Железногорск, Фатежский район, Хомутовский район, Железногорский район, Дмитриевский район, Конышевский район |
Первичный сосудистый центр ОБУЗ "Городская больница N 2" (г. Железногорск), радиус обслуживания - 90 км, время доезда - 1 час, прикрепленное население - 149255 человек |
Черемисиновский район, Тимский район, Мантуровский район, Советский район, Касторенский район, Горшеченский район |
Первичный сосудистый центр ОБУЗ "Горшеченская ЦРБ", радиус обслуживания - 100 км, время доезда - 1 - 1,5 часа, прикрепленное население - 80135 человек |
Октябрьский, Курчатовский, Льговский районы |
Первичный сосудистый центр ФГУЗ "МСЧ N 125" ФМБА России, радиус обслуживания - 60 км, время доезда - 0,5 - 1 час, прикрепленное население - 88066 человек |
Население г. Курска, Курского, Золотухинского, Щигровского, Поныровского, Солнцевского, Пристенского, Обоянского, Беловского, Медвенского, Б. Солдатского Кореневского, Глушковского, Рыльского, Суджанского районов |
Региональный сосудистый центр БМУ "Курская областная клиническая больница", радиус обслуживания - 170 км, время доезда - 1 - 3 часа, прикрепленное население - 388066 человек |
Население Кореневского, Глушковского, Рыльского районов |
Первичный сосудистый центр ОБУЗ "Рыльская ЦРБ", радиус обслуживания - 60 км, время доезда - 1 час, прикрепленное население - 70135 человек |
Совершенствование оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях.
Распределение потоков пациентов с учетом их потребности в специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется по трем уровням.
На первичное звено оказания онкологической помощи населению возложены задачи выявления злокачественных новообразований, в том числе путем анкетного скрининга, скрининговых обследований женщин (методом маммографии) и мужчин (исследование анализа крови на ПСА).
Для повышения качества диагностики онкологических заболеваний, а также в целях приближения специализированной онкологической помощи населению области, повышения эффективности работы онкологической службы и снижения заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в рамках реализации программы модернизации здравоохранения в 11 центральных районных больницах организованы межрайонные центры ранней диагностики рака. Центры обеспечивают первичной медико-санитарной медицинской помощью закрепленное за ними население с радиусом обслуживания от 30 до 60 км.
Дальнейшее совершенствование оказания медицинской помощи больным онкологического профиля планируется осуществлять по нескольким направлениям:
организация и проведение информационно-просветительских программ для населения о факторах риска и первых признаках онкологических заболеваний с максимальным привлечением средств массовой информации;
проведение мероприятий по первичной профилактике онкологических заболеваний на основе диспансеризации населения по единому стандарту обследования с целью раннего выявления лиц из групп высокого риска;
повышение онкологической настороженности врачей "первичного контакта" и осуществление диспансерного наблюдения за выявленными онкологическими больными;
внедрение стандартов специализированной помощи при онкологических заболеваниях, в том числе у детей;
совершенствование методов диагностики, лечения, медицинской, социальной и психологической реабилитации, включая коррекцию функциональных расстройств и анатомических дефектов;
дальнейшее внедрение в учреждениях здравоохранения телекоммуникационных технологий с возможностью передачи изображений между областным онкологическим диспансером и межрайонными онкологическими кабинетами;
подготовка и переподготовка специалистов, оказывающих диагностическую, профилактическую, лечебную и реабилитационную помощь больным со злокачественными новообразованиями;
совершенствование материально-технической базы медицинских учреждений, оказывающих помощь больным со злокачественными новообразованиями.
Одним из наиболее значимых для области проектов по совершенствованию медицинской помощи при онкологических заболеваниях является завершение строительства нового областного онкологического диспансера. Ввод в действие объекта позволит внедрить современные высокотехнологичные методы лечения и диагностики онкологических заболеваний, тем самым обеспечить снижение смертности населения при данной патологии. В рамках реализации плана мероприятий запланирована разработка областной программы "Проведение комплексных мер по борьбе с раком молочной железы в Курской области".
Маршрутизация больных онкологического профиля
1. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Льговская ЦРБ". Обслуживаемое население - 47351 чел., радиус - 30 км | |||
Конышевский район Население 11243 чел. |
Льговский район Население 36108 чел. |
||
2. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Рыльская ЦРБ". Обслуживаемое население - 77188 чел., радиус - 50 км | |||
Глушковский район Население 22832 чел. |
Рыльский район Население 37254 чел. |
Кореневский район Население 17702 чел. |
|
3. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Медвенская ЦРБ". Обслуживаемое население - 66705 чел., радиус - 60 км | |||
Обоянский район Население 30296 чел. |
Пристенский район Население 17620 чел. |
Медвенский район Население 18769 чел. |
|
4. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Щигровская ЦРБ". Обслуживаемое население - 39664 чел., радиус - 30 км | |||
Черемисиновский район Население 10147 чел. |
Щигровский район Население 29517 чел. |
||
5. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ". Обслуживаемое население - 34520 чел., радиус - 50 км | |||
Поныровский район Население 11490 чел. |
Золотухинский район Население 23030 чел. |
||
6. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Беловская ЦРБ". Обслуживаемое население - 46769 чел., радиус - 50 км | |||
Суджанский район Население 28608 чел. |
Беловский район Население 17709 чел. |
Б. Солдатский район Население 12566 чел. |
|
7. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Тимская ЦРБ". Обслуживаемое население - 41029 чел., радиус - 50 км | |||
Мантуровский район Население 12905 чел. |
Солнцевский район Население 16155 чел. |
Тимский район Население 11969 чел. |
|
8. Кабинет ранней диагностики рака на базе ФГУЗ "МСЧ N 125". Обслуживаемое население - 61025 чел., радиус - 20 км | |||
Курчатовский район Население 16025 чел. |
г. Курчатов Население 45000 чел. |
|
|
9. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Курская ЦРБ". Обслуживаемое население - 70606 чел., радиус - 25 км | |||
Октябрьский район Население 23304 чел. |
Курский район Население 47302 чел. |
|
|
10. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Горшеченская ЦРБ". Обслуживаемое население - 57362 чел., радиус - 50 км | |||
Советский район Население 20546 чел. |
Касторенский район Население 18716 чел. |
Горшеченский район Население 18100 чел. |
|
11. Кабинет ранней диагностики рака на базе филиала ОБУЗ "КООД" в г. Железногорске. Обслуживаемое население - 146514 чел., радиус - 50 км | |||
Хомутовский район Население 12589 чел. |
Дмитриевский район Население 17145 чел. |
г. Железногорск и Железногорский р-н Население 116780 чел. |
|
12. Кабинет ранней диагностики рака на базе ОБУЗ "Фатежская ЦРБ". Обслуживаемое население - 21200 чел., радиус - 25 км | |||
Фатежский район. Население 23304 чел. |
Совершенствование медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В 2012 году область вступила в реализацию нового направления приоритетного национального проекта "Здоровье" по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим в ДТП. В рамках проекта открыты травматологические центры вдоль федеральной трассы М-2 на базе ОБУЗ "Фатежская ЦРБ", ОБУЗ "Медвенская ЦРБ", ОБУЗ "Обоянская ЦРБ", ОБУЗ "Курская городская клиническая больница N 4" и БМУ "Областная клиническая больница". Указанные учреждения здравоохранения оснащены самым современным лечебно-диагностическим оборудованием, выполнены капитальные ремонты хирургических и травматологических отделений. Кроме того, на базе Территориального центра медицины катастроф ведется обучение приемам первой помощи потенциальных участников ликвидации медико-санитарных последствий ДТП (сотрудников органов внутренних дел РФ, пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований). Для этих целей организован учебный класс, оснащенный современным симуляционным оборудованием. Следствием проводимой работы станет максимально быстрое начало оказания первой помощи пострадавшим в ДТП и прогнозируемое снижение смертности на месте происшествия.
В рамках реализации "дорожной карты" предполагается дальнейшее развитие сети травматологических центров вдоль автомобильных трасс федерального и регионального значения (ОБУЗ "Рыльская ЦРБ", ОБУЗ "Городская больница N 2 г. Железногорска", ОБУЗ "Щигровская ЦРБ", ОБУЗ "Горшеченская ЦРБ"), а также планомерная замена санитарного транспорта.
Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. Для обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, младенческой и материнской смертности, особенно с учетом перехода с 2012 года на критерии регистрации рождений (рекомендованные ВОЗ), необходимо дооснащение учреждений родовспоможения и детства современным диагностическим и лечебным оборудованием, обеспечение лекарственными препаратами, создание отделений анестезиологии и реанимации, организация дополнительных реанимационных коек для новорожденных, а также обеспечение восстановительного лечения детей с отклонениями в состоянии здоровья в условиях первичного звена здравоохранения.
В направлении повышения уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей) необходимо решить следующие задачи:
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;
укрепление репродуктивного здоровья населения;
оказание государственной поддержки лечения бесплодия;
проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;
раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков;
внедрение высокотехнологичных методов лечения в педиатрии.
В Курской области продолжит свое развитие сеть педиатрических дневных стационаров, коечный фонд которых должен увеличиться в два раза (2012 г. - 243 койки, 2020 г. - 300 коек).
На территории г. Курска функционирует центр здоровья для детей на базе ОБУЗ "Курская городская больница N 3". Дальнейшая работа центра здоровья будет ориентирована на развитие выездной формы, что позволит охватить профилактическими мероприятиями до 7 тысяч детей ежегодно.
В рамках программы модернизации здравоохранения Курской области в ОБУЗ "Областная детская клиническая больница", ОБУЗ "Курская областная детская больница N 2", ОБУЗ "Курская городская больница N 2" приведена в соответствие материально-техническая база: проведены капитальные ремонты, приобретено оборудование для обеспечения хирургической помощи новорожденным, выхаживания новорожденных и недоношенных детей. В то же время актуальным для области остается строительство новой многопрофильной областной детской больницы. В едином учреждении будут сконцентрированы вся необходимая материально-техническая база и медицинские кадры для оказания всех видов медицинской помощи детям, включая высокотехнологичные методы лечения.
Скорая и неотложная медицинская помощь.
С целью совершенствования работы скорой медицинской помощи в рамках реализации "дорожной карты" необходимо обеспечить:
оптимизацию маршрутов обслуживания вызова по принципу максимальной территориальной доступности;
внедрение стандартов догоспитального ведения больных в условиях бригады скорой медицинской помощи;
доступ врачей СМП к медицинским данным о пациенте путем внедрения в практику индивидуальной медицинской электронной карты;
дооснащения бригад СМП кадрами, автотранспортом, оборудованием, телемедицинскими и телекоммуникационными видами связи;
максимально возможное оснащение ФАПов санитарным транспортом.
Для реализации указанных мероприятий необходимо финансово обеспечить поэтапное обновление санитарного транспорта. С учетом того, что г. Курск является наиболее динамически развивающимся муниципальным образованием, уже в ближайшие годы потребуются дополнительные площади для организации подстанций ОБУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи".
Будет продолжена работа по организации службы оказания неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих помощь взрослому населению. В связи с чем предполагается организация отделений неотложной помощи в действующих и строящихся учреждениях поликлинического типа, возложив функцию оказания неотложной помощи на участковых врачей-терапевтов, прошедших повышение квалификации по данному разделу, обеспечив их автотранспортом и необходимым оборудованием. Реализации данного направления будет способствовать реализованный на территории области проект "Единая диспетчерская служба - 112". В г. Курске организация переадресации вызовов на врачей первичного звена при неотложных состояниях в каждом конкретном случае будет обеспечиваться единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденным перечнем заболеваний и состояний.
Паллиативная помощь. Статьей 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" введено понятие паллиативной медицинской помощи как комплекса медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицина - область здравоохранения, призванная улучшить качество жизни пациентов с различными нозологическими формами хронических заболеваний, преимущественно в терминальной стадии развития, в ситуации, когда возможности специализированного лечения ограничены или исчерпаны.
Таким образом, имеется высокая нереализованная потребность и достаточная нормативная база для создания отделений паллиативной помощи, в том числе на базе высвобождающихся помещений районных больниц. В рамках реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в 2013 году на базе государственных учреждений развернута 261 паллиативная койка, что полностью соответствует потребности региона.
Развитие профилактической медицины и медицинской реабилитации. В соответствии с положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.
Особое внимание в реализации программы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни должно уделяться трудоспособному населению по причине высокой распространенности факторов риска и высокого уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Медицинская реабилитация является неотъемлемой частью оказания эффективной медицинской помощи населению, позволяющей добиться значимого снижения показателей инвалидизации населения, увеличения периода активной жизни, повышения качества жизни больных.
Анализ оказания медицинской реабилитации в Курской области показал, что она требует реорганизации в соответствии существующими требованиями, доказавшими клиническую эффективность, и организации единой системы комплексной реабилитации.
В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации связаны с отсутствием в регионе мультидисциплинарного подхода к осуществлению реабилитационных мероприятий, преемственности в мероприятиях по медицинской реабилитации на различных этапах, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, недостаточной материально-технической базой реабилитационных подразделений, отсутствием патронажной формы оказания реабилитационной помощи. Проблема повышения доступности и качества медицинской реабилитации актуальна особенно в педиатрии и обусловлена нехваткой как медицинских, так и педагогических кадров.
Отсутствие коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации детей, а также дефицит подготовленных медицинских кадров не позволяет в полной мере удовлетворить потребность в данных медицинских услугах.
Для увеличения доступности и повышения качества помощи по медицинской реабилитации в условиях трехуровневой системы оказания медицинской помощи, снижения смертности и инвалидизации населения Курской области необходима разработка и реализации программы развития медицинской реабилитации в Курской области.
Основным содержанием Программы должны стать действия, направленные на организацию эффективной медицинской реабилитационной помощи в области, включающей мультидисциплинарный подход к осуществлению реабилитационных мероприятий, начиная с отделений реанимации и интенсивной терапии; организацию отделений реабилитации в стационарных условиях медицинских организаций по следующим профилям:
заболевания центральной нервной системы (БМУ "Курская областная клиническая больница");
заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы (ОБУЗ "Курская городская больница N 1 им. Н.С. Короткова");
соматические заболевания (ОБУЗ "Курская городская больница N 1 им. Н.С. Короткова").
Также запланирована организация отделений реабилитации в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (ОБУЗ "Курская городская больница N 1 им. Н.С. Короткова", ОБУЗ "Курская городская больница N 6", ОБУЗ "Железногорская городская больница N 1" (для взрослого и детского населения), ОБУЗ "Железногорская городская больница N 2", ОБУЗ "Рыльская ЦРБ").
Переход от традиционных программ реабилитации к комплексным мультидисциплинарным программам, направленным на улучшение прогноза пациента, позволит не только стабилизировать, замедлить и привести к обратному развитию большинство заболеваний, но и оптимизировать физический, психологический и социальный статус больных.
Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений Курской области. Областная программа "Модернизация здравоохранения Курской области на 2011 - 2012 годы" позволила в значительной степени улучшить ресурсное обеспечение медицинских учреждений Курской области.
В то же время, утвержденные объемы финансирования и ограниченные сроки реализации Программы не позволили в полной мере решить проблему полного соответствия учреждений здравоохранения порядкам оказания медицинской помощи.
Данная "дорожная карта" предполагает планирование и этапность мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения до 2018 года. Развитие материально-технической базы должно носить комплексный характер и осуществляться по следующим основным направлениям:
- развитие служб, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- развитие служб, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь населению;
- развитие служб экстренного реагирования.
Для более рационального использования бюджетных средств, направляемых на развитие системы регионального здравоохранения, на территории области необходимо обеспечить более активное развитие автономных учреждений здравоохранения и государственно-частного партнерства по проблемам охраны здоровья населения. Целесообразно рассмотреть вопрос установления дифференцированных нормативов объемов медицинской помощи с учетом региональных особенностей (плотность населения, отдаленность населенных пунктов, состояние здоровья населения и пр.), что в полной степени соответствует программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
При проведении ремонтных работ основное внимание необходимо уделять соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, приведению в нормативное состояние инженерных систем жизнеобеспечения учреждений и выполнению противопожарных мероприятий.
Для областного здравоохранения наиболее актуальны в части, касающейся укрепления материально-технической базы (завершение строительства раннее начатых объектов), следующие учреждения здравоохранения:
завершение строительства - областной онкологический диспансер, станция скорой медицинской помощи в г. Курске, Фатежская ЦРБ;
капитальный ремонт и реконструкция - ГМУ КОКБ, родильный дом ОБУЗ "Курская городская клиническая больница N 4", отделение восстановительного лечения ОБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн", "Курская городская детская стоматологическая поликлиника";
строительство новых объектов - поликлиника в Северо-Западном районе г. Курска, областная детская больница.
Источники финансового обеспечения "дорожной карты". Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета (в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и федеральных целевых программ), консолидированного бюджета Курской области и средств обязательного медицинского страхования.
Анализ рисков реализации "дорожной карты". Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под влиянием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста региональной экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней.
Финансовые риски. Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках "дорожной карты" может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой медицинской помощи населению Курской области и, как следствие, целевые показатели проекта не будут достигнуты.
Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования отрасли, а также путем дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков.
Организационные риски. Уровень решения поставленных задач и достижение целевых показателей зависит не только от органов исполнительной власти Курской области, но и от органов местного самоуправления, которые, каждый в рамках своей компетенции и предоставленных полномочий, осуществляют функции по охране здоровья жителей муниципальных образований.
Преодоление таких рисков может быть осуществлено путем жесткой привязки оценки деятельности руководителей муниципальных образований к демографическим показателям и состоянию здоровья проживающего населения.
Заключительная часть. "Дорожная карта" предлагает сценарий развития регионального здравоохранения, основанный на том, что в здравоохранении будет развиваться система стратегического планирования. В учреждениях здравоохранения области заработают механизмы по повышению уровня управления государственной собственностью, будет достигнута структурная эффективность здравоохранения, будет сформирована более эффективная экономическая модель отрасли, повысится доступность и качество оказания медицинской помощи.
Региональное здравоохранение по уровню материально-технического и технологического вооружения, профессиональной подготовке специалистов станет конкурентоспособным.
Организация "медицинских округов" обеспечит возможность развития специализированной помощи в муниципальных образованиях, обеспечив тем самым возможность совершенствования специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Курской области третьего уровня.
Реализация указанных структурных преобразований учреждений здравоохранения Курской области обеспечит этапность оказания медицинской помощи, соблюдение принципов доступности в медицинской помощи. Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на первом уровне значительно активизировать профилактическую работу. Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.
Указанные мероприятия позволят увеличить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости и повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая смертность в трудоспособном возрасте. В ходе структурных преобразований к 2018 году на территории области будет 51 государственное учреждение здравоохранения, оказывающее медицинскую помощь (самостоятельные юридические лица) (против 64 в 2013 г.) с общим коечным фондом 8417 коек. С учетом ведомственных и федеральных учреждений здравоохранения коечный фонд составит 9071 койку, тем самым обеспеченность койками составит 81 на 100 тыс. населения, что позволит оказывать стационарную помощь жителям Курской области в полном объеме.
Реализация основных положений "дорожной карты" предполагается на основе программно-целевого метода с достижением конкретных целевых показателей.
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | ||||||||
1. |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
процент |
5,7 |
5,6 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,1 |
2. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
26,8 |
27,8 |
28,2 |
29,6 |
30,6 |
31,7 |
3. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
1,4 |
1,8 |
2,2 |
2,7 |
3,3 |
3,9 |
4. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
6,7 |
6,9 |
7,2 |
8,1 |
8,5 |
9 |
5. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
59,4 |
57,9 |
57,0 |
54,3 |
52,4 |
50,3 |
6. |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд медицинских организаций Курской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной системы здравоохранения Курской области |
процент |
80 |
85 |
90 |
92 |
95 |
100 |
7. |
Доля аккредитованных специалистов |
процент |
- |
- |
- |
- |
20 |
40 |
8. |
Обеспеченность населения врачами |
на 10 тыс. человек |
47,9 |
47,5 |
47,2 |
46,8 |
46,4 |
46,0 |
9. |
Соотношение "врачи/ средние медицинские работники" |
|
1/2,8 |
1/2,9 |
1/3,1 |
1/3,3 |
1/3,4 |
1/3,6 |
10. |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Курской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процентов |
129,7 |
130,7 |
137 |
159,6 |
200 |
200 |
11. |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Курской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
75,6 |
76,2 |
79,3 |
86,3 |
100 |
100 |
12. |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Курской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
50,1 |
51,0 |
52,4 |
70,5 |
100 |
100 |
13. |
Число дней занятости койки в году |
дней |
321,1 |
325,0 |
326,4 |
328,4 |
330,0 |
331,2 |
14. |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дней |
13,1 |
12,8 |
12,5 |
12,2 |
11,9 |
11,7 |
15. |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
процент |
55,1 |
56,0 |
56,9 |
57,9 |
58,8 |
59,7 |
16. |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процент |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
17. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
70,3 |
71,0 |
71,8 |
72,5 |
73,2 |
74,0 |
18. |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
15,4 |
14,6 |
13,9 |
13,2 |
12,5 |
11,8 |
19. |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
15,7 |
15,7 |
15,7 |
15,7 |
15,6 |
15,6 |
20. |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
7,0 |
21. |
Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
8,4 |
8,3 |
8,2 |
8,2 |
8,2 |
7,7 |
22. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
827,1 |
787,6 |
748,1 |
708,2 |
669,2 |
629,8 |
23. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
12,2 |
11,9 |
11,6 |
11,3 |
11,0 |
10,6 |
24. |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
231,0 |
225,0 |
219,6 |
213,3 |
207,3 |
201,4 |
25. |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
12,6 |
12,0 |
11,3 |
10,7 |
10,1 |
9,5 |
26. |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
54,9 |
52,1 |
49,2 |
46,4 |
43,5 |
40,7 |
27. |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процентов |
84,3 |
85,4 |
86,3 |
87,1 |
88,2 |
90,0 |
II. План мероприятий
|
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
Формирование эффективной структуры здравоохранения субъекта Российской Федерации | ||||
1. |
Анализ итогов реализации программы модернизации здравоохранения Курской области |
11 марта 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Будет проведен анализ итогов модернизации здравоохранения Курской области с точки зрения соотношения инвестиций и улучшения состояния здоровья населения в Курской области. Представление результатов анализа итогов реализации программы модернизации здравоохранения Курской области в Минздрав России |
2. |
Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Курской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
11 марта 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Курской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
3. |
Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Курской области порядкам оказания медицинской помощи |
11 марта 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Будет определен дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Курской области порядкам оказания медицинской помощи |
4. |
Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Курской области порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Будет определен дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Курской области порядкам оказания медицинской помощи |
5. |
Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями стандартам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Будет выявлена неудовлетворенная потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями стандартам оказания медицинской помощи |
6. |
Разработка региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения |
1 апреля 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Утверждение региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения результатом реализации которой должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Курской области |
7. |
Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Курской области |
1 апреля 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения Курской области с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных; структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных, по видам и объемам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования |
8. |
Разработка программы развития здравоохранения Курской области с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
1 мая 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Утверждение программы развития здравоохранения Курской области до 2020 года, направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников. Программа развития здравоохранения Курской области должна быть составлена с учетом раздела IV "Основные направления структурных преобразований в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации" Методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") субъектов Российской Федерации "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" |
9. |
Реализация пилотного проекта "Медицинский округ - окружная больница" |
2014 - 2015 годы |
Комитет здравоохранения Курской области |
Организация медицинских округов позволит сформировать завершенную модель трехуровневой системы организации медицинской помощи, этапность оказания медицинской помощи, соблюдение принципов доступности в медицинской помощи, рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров, значительно активизировать профилактическую работу, компенсировать дефицит дорогостоящего оборудования и компенсировать дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Курской области | ||||
10. |
Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Курской области, их руководителей и работников |
2 декабря 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
11. |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
ежегодно |
Комитет здравоохранения Курской области |
Создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам |
12. |
Заключение трудовых договоров, (дополнительных) соглашений с руководителями государственных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации |
2 декабря 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
13. |
Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на эффективный контракт) работников медицинских организаций |
2 декабря 2013 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
14. |
Обеспечение перевода работников государственных медицинских организаций на эффективный контракт |
ежегодно |
Комитет здравоохранения Курской области |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
15. |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов |
ежегодно |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Курской области | ||||
16. |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Курской области в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Курской области до 2020 года |
2013 - 2015 годы |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Курской области, направленная на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения субъекта Российской Федерации до 2020 года |
17. |
Координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения |
ежегодно |
Комитет здравоохранения Курской области |
Достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Курской области |
18. |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Курской области" |
19. |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций, и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
Комитет здравоохранения Курской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышение качества работы медицинских организаций |
20. |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 г. |
Комитет здравоохранения Курской области |
Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Курской области от 28 февраля 2013 г. N 97-па "Об утверждении плана ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Курской области"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Курской области от 11 апреля 2017 г. N 300-па
Постановление Администрации Курской области от 20 декабря 2016 г. N 981-па
Постановление Администрации Курской области от 22 апреля 2016 г. N 237-па
Постановление Администрации Курской области от 17 августа 2015 г. N 528-па
Постановление Администрации Курской области от 18 мая 2015 г. N 280-па
Постановление Администрации Курской области от 12 сентября 2014 г. N 588-па
Постановление Администрации Курской области от 4 июня 2014 г. N 359-па