Курская областная Дума постановляет:
1. Принять к рассмотрению протест прокурора Курской области на отдельные положения Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" (в редакции Закона Курской области от 31 марта 2016 года N 20-ЗКО).
2. Поручить постоянному комитету Курской областной Думы по законодательству и местному самоуправлению совместно с комитетом по правовым вопросам Курской областной Думы и Администрацией Курской области подготовить соответствующий проект закона Курской области и внести его на рассмотрение Курской областной Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Н.И. Жеребилов |
г. Курск
18 октября 2016 г.
N 22-VI ОД
Протест
на отдельные положения Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" (в редакции Закона Курской области от 31 марта 2016 года N 20-ЗКО)
По результатам проведенного мониторинга Закона Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" (в редакции Закона Курской области от 31.03.2016 N 20-ЗКО) (далее - Закон N 1-ЗКО) установлено, что отдельные положения данного регионального законодательного акта не соответствуют федеральному законодательству.
Положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определено разграничение полномочий по установлению административной ответственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерацией.
Так, согласно пункту 3 статьи 1.3 КоАП РФ установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
Статьей 1.3.1 КоАП РФ к предметам ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Закон N 1-ЗКО содержит ряд положений, которыми устанавливается административная ответственность за нарушения в сферах правоотношений, урегулированных федеральным законодательством.
1. Статьей 29.1 Закона N 1-ЗКО установлена административная ответственность за проезд по газонам, детским площадкам, остановку и стоянку на них транспортных средств.
Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, ответственность за нарушение которых установлена статьей 12.19 КоАП РФ.
Кроме того, запрет на стоянку, а следовательно, и проезд автомашин на озелененных территориях предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными приказом Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88).
При этом, федеральное законодательство не предполагает установления дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, соответственно и ответственности за их нарушение.
В связи с изложенным, установление статьей 29.1 Закона N 1-ЗКО административной ответственности за проезд по газонам, детским площадкам, остановку и стоянку на них транспортных средств противоречит требованиям федерального законодательства.
2. Статьей 37 Закона N 1-ЗКО установлена административная ответственность за нарушение установленных органами государственной власти и органами местного самоуправления Курской области правил содержания пчел, собак, кошек и других домашних животных в городах и других населенных пунктах Курской области.
Указанная норма в нарушение ст. ст. 1.3, 1.3.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения в сфере правоотношений, урегулированных федеральным законодательством: Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации. СанПиН 3.2.1333-03", введенными в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 105; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54; санитарными правилами СП 3.1.7.2835-11 "Профилактика лептоспирозной инфекции у людей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.01.2011 N 6; Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденными Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981, Минсельхозом РСФСР 24.06.1981, Минздравом РСФСР 24.06.1981, Минюстом РСФСР 03.07.1981, Роспотребсоюзом 29.06.1981.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
Таким образом, статья 37 Закона N 1-ЗКО устанавливает административную ответственность за нарушение требований, определенных федеральных законодательством, а также не исключает возможность привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.3 и частями 1 и 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
3. Статьей 66 Закона N 1-ЗКО установлена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального или местного (муниципального) значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны.
Требования к сохранению, охране и использованию объектов культурного значения урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 61 данного Федерального закона за его нарушение должностные, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная ответственность установлена статьей 7.13 КоАП РФ (нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны).
Таким образом, статья 66 Закона N 1-ЗКО устанавливает ответственность за нарушение требований, определенных федеральным законодательством.
4. Статьей 52.5 Закона N 1-ЗКО установлена административная ответственность за осуществление мойки и (или) ремонта транспортных средств во дворах жилых домов или на расстоянии менее 50 м от них, сопряженное с шумом, загрязнением, задымлением прилегающей территории.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются правила эксплуатации и содержания транспортных средств как источника негативного воздействия на среду обитания человека и на его здоровье.
Правоотношения в данной сфере урегулированы Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153, в связи с чем субъект Российской Федерации не вправе устанавливать административную ответственность в этой сфере.
Кроме того, запрет на мойку транспортных средств во дворах многоквартирных домов, на газонах, в скверах, на участках с зелеными насаждениями, расположенных в границах территорий общего пользования населенных пунктов, детских и спортивных площадках, на территории дошкольных образовательных учреждений, установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
5. Статьей 28.2 Закона N 1-ЗКО установлена административная ответственность за нарушение установленного муниципальными нормативными правовыми актами в пределах компетенции, предусмотренной действующим законодательством, порядка сбора, вывоза отходов на территории муниципальных образований.
Правовые основы обращения с отходами определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В соответствии Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, установлены единые санитарно-эпидемиологические требования по содержанию городских и сельских поселений, промышленных площадок. На федеральном уровне утверждены и действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88.
Таким образом, статья 28.2 Закона N 1-ЗКО устанавливает ответственность за нарушение требований, определенных федеральных законодательством.
Кроме этого, статья 28.2 Закона N 1-ЗКО не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, поскольку в качестве объективной стороны административного правонарушения указывает на любое нарушение порядка в обозначенной области, установленного органами местного самоуправления.
Соответственно, данная норма Закона N 1-ЗКО вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
Неопределенность законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом и снижает уровень гарантий, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 22, 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Исключить статьи 28.2, 29.1, 37, 52.5, 66 Закона Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" (в редакции Закона Курской области от 31.03.2016 N 20-ЗКО).
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Курской областной Думы.
О дате рассмотрения настоящего протеста известите прокуратуру области для обеспечения участия в его рассмотрении.
О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщите в прокуратуру области.
Прокурор области |
А.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 18 октября 2016 г. N 22-VI ОД "О протесте прокурора Курской области на отдельные положения Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" (в редакции Закона Курской области от 31 марта 2016 года N 20-ЗКО)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном сайте Курской областной Думы (http://kurskduma.ru) 21 октября 2016 г.