Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Администрации города Курска
от 21 августа 2020 г. N 1525
Муниципальная программа
"Развитие и совершенствование системы гражданской обороны, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в городе Курске на 2021 - 2027 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие и совершенствование системы гражданской обороны, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в городе Курске на 2021 - 2027 годы"
Заказчик Программы |
Администрация города Курска |
Исполнитель-координатор Программы |
МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска" |
Основной разработчик Программы |
МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска" |
Цель Программы |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Курска |
Задачи Программы |
1. Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны для защиты населения и территории города Курска от чрезвычайных ситуаций 2. Совершенствование системы мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и оперативного реагирования на них в рамках антикризисного управления 3. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 4. Финансовое обеспечение деятельности МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска" (далее - Управление) |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа рассчитана на 7 (семь) лет (с 2021 по 2027 годы), ее выполнение предусмотрено без разделения на этапы и предусматривает постоянную реализацию планируемых мероприятий |
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств бюджета города Курска |
Общий объем финансирования мероприятий Программы из бюджета города Курска на 2021 - 2027 годы составляет 712 106,4 тыс. руб., в том числе: 2021 - 91 206,8 тыс. руб.; 2022 - 91 738,0 тыс. руб.; 2023 - 95 984,0 тыс. руб.; 2024 - 104 410,8 тыс. руб.; 2025 - 106 946,0 тыс. руб.; 2026 - 111 534,0 тыс. руб.; 2027 - 110 286,8 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы (включая значения целевых показателей Программы за весь период реализации) |
Создание и совершенствование правовой основы в области гражданской обороны и защиты населения и территории от ЧС (происшествий) на территории города Курска (не менее 2-х нормативных правовых актов в год); поддержание в актуальном состоянии 3-х планов (гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации ЧС, по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории города Курска.); повышение квалификации 410 чел. руководящего состава и специалистов ГО и КГЗ ТП РСЧС (в т. ч.: 2021 - 50; 2022 - 2027 по 60 чел. ежегодно); проведение 84 мероприятий, ежегодно по 12, для повышения практических навыков в организации выполнения мероприятий ГО и защиты населения; ежегодное подведение итогов КГЗ ТП РСЧС по выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановка задач на следующий год (количество участников не менее 50 чел.); обеспечение постоянной готовности к работе городского защищенного пункта управления города Курска (замена на городском защищенном пункте управления 2021 - 2023 годы - 3х фильтров поглотителей (ФПУ-200), 2024 - 2027 годы - замена средств связи); обеспечение получения, обработка, хранение, использование и передача информации (текстовой, графической, видео и аудио и пр.), поддержание работоспособности существующих рабочих ПК и серверного оборудования Управления (закупка оборудования расходных материалов и пр. не менее 2 ед. в год.); организация информирования и оповещения населения города Курска в труднодоступной местности (приобретение подвижного (мобильного) пункта оповещения на базе автомобиля повышенной проходимости в 2026 г. - 1 ед.); проведение проверок с целью поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (1 раз в 3 года 320 ед., в т.ч.: 2021 - 40 ед., 2022 - 50 ед., 2023 - 50 ед., 2024 - 40 ед., 2025 - 50 ед., 2026 - 50 ед., 2027 - 40 ед.); обеспечение охраны 8 объектов ежегодно; оснащение Аварийно-спасательного формирования города Курска (далее - АСФ города Курска) необходимыми аварийно-спасательными средствами для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (обеспечение не менее 850 ежегодно выездов дежурных смен спасателей АСФ города Курска); обеспечение постоянной готовности АСФ города Курска к выполнению аварийно-спасательных работ (приобретение технических средств для выполнения аварийно-спасательных работ в: 2023 г. - 1 фронтального погрузчика, 2024 г. - 1 аварийно-спасательной машины, 2025 г. - 1 малого лесопожарного комплекса, 2026 г. - 1 самосвала, 2027 г. - 1 экскаватора); повышение уровня квалификации спасателей АСФ города Курска; (доля спасателей АСФ города Курска, имеющих квалификацию по пожаротушению, от общего количества спасателей - 85%); обустройство территории учебных зон для получения спасателями практических навыков проведения аварийно-спасательных работ (2021 - 2022 гг. - обустройство периметра полигона, ограждение, наружное освещение, подъездные дороги внутри полигона и т.д., 2023 - 2024 гг. - оборудование подсобного помещения учебного полигона, 2025 г. - оснащение учебной зоны N 1 "Завалы", 2026 г. - оснащение учебной зоны N 2 "Альпинистская подготовка", 2027 г. - оснащение учебной зоны N 3 "Техногенная подготовка"); определение пригодности спасателей АСФ города Курска к профессиональной деятельности и к работе в условиях повышенной опасности. (не менее 20 чел. ежегодно); обеспечение страховых гарантий спасателям АСФ города Курска в случае возникновения страхового случая (не менее 20 чел. ежегодно); наличие проектно-сметной документации (1 ед.) и проведение капитального ремонта нежилых зданий по адресу: г. Курск, ул. 2-я Рабочая 18-в, лит. А, лит. В1; создание условий для сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших при ЧС (происшествиях) природного и техногенного характера, а также пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (50 чел.); повышение квалификации сотрудников службы психологической поддержки и реабилитации (далее - СППиР) Управления, обеспечение готовности к реагированию для оказания экстренной психологической помощи населению: проведение 14 тренировок, в т.ч.: тренировки по отработке навыков по оказанию психологической помощи в рамках работы на телефоне "Горячая линия" (по 1 ежегодно); конференции "Психология здоровья" (по 1 ежегодно); получение сотрудниками СППиР допуска в зону ЧС для оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению при ЧС и на пожарах (прохождение медицинского освидетельствования (не более 3 чел.) 1 раз в три года; снижение негативных последствий профессиональной деятельности, а также профилактика профессионального выгорания сотрудников Управления (количество сеансов реабилитации психоэмоционального состояния всего 1050, ежегодно по 150 ед.), проведение занятий по программам психологической подготовки спасателей АСФ города Курска, доля спасателей АСФ города Курска, прошедших обучение по психологической подготовке - 100% ежегодно); оснащение и укомплектование Единой дежурно-диспетчерской службы города Курска (далее - ЕДДС) и оперативных групп Управления в соответствии с требованиями законодательства; совершенствование профессиональных навыков сотрудников ЕДДС по действиям при возникновении кризисных ситуаций, происшествий, ЧС (повышение квалификации 1 раз в 5 лет и подготовка принятых на работу специалистов) (доля обученных специалистов от общей численности работников дежурных смен ЕДДС- 100% ежегодно); участие в смотрах-конкурсах с целью обобщения и распространения передового опыта работы администраций муниципальных образований Курской области по вопросам развития и обеспечения функционирования ЕДДС (число участия в смотрах-конкурсах - 7, по 1 ежегодно); обеспечение бесперебойной работы существующего аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" - 100%, в том числе профилактические работы и диагностика в соответствии с регламентом проведения работ по техническому обслуживанию; ежемесячное содержание каналов связи и потребностей удаленных оконечных устройств для обеспечения их непрерывной работоспособности; замена устаревших 54 камер видеонаблюдения и 2-х тепловизоров в течение 2021 - 2026 годов и установка в 2027 году 6 новых камер на муниципальных пляжах (Боева дача - 2 пляжа, Ермошкино озеро, "Городской" пляж, "Здоровье"-"Олимпийский"; обеспечение круглосуточного видеонаблюдения в местах массового пребывания людей на общественных территориях: (2021 год - (парк "им. Ф.Э. Дзержинского" (ул. Бочарова), Ермошкино озеро, парк имени Героев Гражданской войны (ул. Радищева); 2022 год - (парк "КЗТЗ", сквер Героев 16-й воздушной армии (ул. Аэропортовая - ул. Союзная), сквер "Пролетарский" (парк Афганцев); 2023 год - (территория сквера около памятника В.М. Клыкову (пр-т Клыкова, 1а), сквер "Веспремский" (пр-т Дружбы, 5), сквер "им. Рокоссовского"; 2024 год - (Детский парк "Пионеров" (ул. Перекальского), ул. Ленина; кольцо "Льговский поворот"); 2025 год - (сквер на проспекте Кулакова (перед ЗАГС), (сквер перед МБУК "Лира", сквер перед кинотеатром "Родина"); 2026 год - (парк "Дворец культуры железнодорожников" (Театральный проезд, 1), Привокзальная площадь, перекресток Союзная - Станционная); 2027 год - (парк ул. Союзная, 12; парк ул. Союзная, 26; площадь у Храма во Имя Введения Пресвятой Богородицы (ул. Дубровинского, 40); обеспечение выполнения функций автоматического распознавания событий с использованием возможностей интеллектуальной видеоаналитики в местах массового пребывания людей на общественных территориях (обеспечение в 2027 году 100% объектовых систем видеонаблюдения аналитическими функциями); обеспечение выполнения функций автоматического распознавания событий с использованием возможностей интеллектуальной видеоаналитики на городских и придомовых территориях (обеспечение в 2027 году 100% охвата селитебной зоны интеллектуальным видеонаблюдением); повышение надежности и пропускной способности системы оповещения руководящего состава Администрации города Курска (достижение показателя пропускной способности системы оповещения - 100 абонентов/мин и 100% резервирования канальной составляющей системы оповещения и телефонии); строительство очередных этапов развития городского сегмента КСЭОН в районах новой застройки после корректировки в 2023 году имеющегося проекта развития городского сегмента комплексной системы экстренного оповещения населения; расширение зоны охвата оповещением территорий города Курска и своевременное оповещение руководящего состава ГО и населения города Курска, в том числе установка экстренного оповещения на дополнительных объектах (2024 - на 8 объектах, 2025 - на 3 объектах, 2026 - на 10 объектах); обеспечение бесперебойной работы существующей системы экстренного оповещения (уровень готовности действующей системы экстренного оповещения - 100% ежегодно); утилизация устаревшего оборудования пунктов уличного оповещения населения (далее - ПУОН) (2026 г.- проведение экспертизы 2х ПУОН, 2027 г. - разработка проекта на демонтаж, а также демонтаж и утилизация конструкций 2х ПУОН; организация группировки сил и средств для ликвидации природных пожаров (разработка и утверждение плана привлечения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории муниципального образования "Город Курск" ежегодно по 1); проведение 560 мероприятий (ежегодно по 80), для повышения уровня знаний населения в области пожарной безопасности и предотвращение возникновения пожаров в жилом секторе; повышение уровня информированности населения города Курска о действиях в ЧС и поведении при пожаре и на водных объектах (количество изготовленных предупреждающих знаков всего 210 (по 30 ежегодно), (количество листовок всего 7000 шт., ежегодно по 1 000 шт.); повышение уровня подготовки в области пожарной безопасности в 2024 г. 15 чел. добровольной пожарной дружины Управления; оснащение членов ДПД Управления средствами защиты (приобретение всего 15 комплектов, с 2021 по 2026 гг. включительно по 2 комплекта ежегодно, 2027 г. - 3 комплекта; предупреждение гибели и травмирования населения города Курска при происшествиях на водных объектах в период весеннего половодья (организация, при необходимости, не менее 1 лодочной переправы ежегодно); обеспечение безопасности населения на водных объектах в период летнего купального сезона, организация (при необходимости) ежегодно не менее 1-го общественного спасательного поста в традиционных местах неорганизованного отдыха населения; предупреждение несчастных случаев на водных объектах путем проведения рейдов (число проведенных рейдов: всего - 224, ежегодно по 32 рейда); обеспечение оперативной информацией о ситуации в городе для своевременного принятия решений (приобретение в 2022 году 1 камеры в комплекте с объективом, 1 штативом, 1 стабилизатором); формирование безопасного поведения у населения города (количество публикаций в области пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах: всего-490 публикаций, по 70 ежегодно). Целевые показатели программы: количество слушателей, обученных в области гражданской обороны и защиты от ЧС - 410 чел., в т. ч. в 2021 г. - 50 чел., в 2022 - 2027 годах - по 60 чел. ежегодно; количество проведенных учений, тренировок по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - 84, в т.ч. ежегодно по 12; количество выездов дежурных смен спасателей АСФ - не менее 850 ежегодно; доля спасателей АСФ, имеющих квалификацию по пожаротушению, от общего количества спасателей - 85%; доля спасателей АСФ, прошедших обучение по психологической подготовке, от общего количества спасателей - 100% ежегодно; доля сообщений граждан, обработанных оперативными дежурными ЕДДС города Курска, от числа принятых, - 100% ежегодно; доля обученных специалистов от общей численности работников дежурных смен ЕДДС - 100% ежегодно; количество абонентов, оповещенных в единицу времени (мин.), - 100; доля зарезервированных каналов связи - 100%; уровень готовности действующей системы экстренного оповещения - 100% ежегодно; количество мероприятий, проведенных с населением города Курска, по противопожарной тематике - 560 (по 80 ежегодно); число проведенных рейдов патрулирования мест отдыха на воде - 224 (по 32 ежегодно); количество публикаций на официальном сайте Управления в области пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах - 490 (по 70 ежегодно); уровень исполнения полномочий - 100%. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Город Курск - административный центр Курской области. Площадь территории города после включения в границы города Курска в 2014 поселка Северный Нижнемедведицкого сельсовета Курского района (Закон Курской области от 10.06.2014 года N 34-ЗКО), а также в 2018 году ряда земельных участков и автодороги "Курск - Чаплыгино" (Законом Курской области от 27.02.2018 года N 11-ЗКО внесены изменения в Закон Курской области от 01.12.2004 года N 60-ЗКО "О границах муниципальных образований Курской области"), составляет 208,2 км2.
Общая численность населения города Курска на 1 января 2020 года составила 452,9 тыс. чел.
В Курске отмечается наибольшая в регионе плотность населения - 2374,71 чел./км2. Доля населения города Курска составляет 41,0% общей численности населения Курской области.
Государственная политика в области обеспечения защиты населения и территорий от угроз различного характера направлена на формирование эффективного механизма реализации органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами своих полномочий и прав в указанной области.
Возможные военные угрозы, последствия применения современных средств поражения по объектам экономики, а также риски возникновения и последствия ЧС природного и техногенного характера и пожаров показывают, что они могут представлять существенную угрозу населению, обществу и государству, могут приносить огромный материальный ущерб (прямой и косвенный), имеют долговременные экологические и социальные последствия.
С учетом показателей, определяющих роль промышленных предприятий в экономике города Курска, а также в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по ГО, город Курск отнесен ко 2-ой группе.
Именно поэтому одной из важных задач Администрации города Курска является исполнение полномочий в области обеспечения безопасности населения и территории города Курска от угроз различного характера. Их перечень определен статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К вопросам местного значения в области защиты населения и территории города Курска от ЧС относятся:
участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах города Курска;
организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и ГО, защите населения и территории от ЧС, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, объектов ГО города Курска об опасностях. Создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах города Курска, охране их жизни и здоровья;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Курска;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории города Курска.
Чрезвычайные ситуации в современной действительности все чаще становятся серьезной угрозой общественной стабильности, наносят непоправимый вред здоровью людей и материальный ущерб. Первые места среди них занимают пожарная опасность, опасность на водных объектах, угрозы техногенного и природного характера для населения и территории.
В этой связи очевидно, что заблаговременное выполнение организационных, нормативно-технических и других требований позволяют значительно снизить людские и материальные потери не только в условиях боевых действий, но и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и происшествиях.
Территория города Курска с учетом реально сложившейся экономической обстановки, природно-климатических особенностей, высокой концентрации источников повышенной опасности техногенного характера является зоной возможного возникновения чрезвычайных ситуаций. На территории городского округа осуществляют производственную деятельность 9 промышленных предприятий, которые являются потенциально опасными объектами техногенного характера, в том числе 1 химически опасный объект - ОАО "Курский хладокомбинат" (в зоне возможного химического заражения которого проживает более 4,5 тыс. человек) и 8 взрывопожароопасных объектов.
Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий города Курска от чрезвычайных ситуаций, являются:
а) техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия;
б) особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов;
в) подтопление жилых домов, придомовых территорий, подвальных, хозяйственных и других помещений, вследствие выхода воды на пойму рек города, подъема уровня грунтовых вод, отсутствия системы водоотведения в низменных участках на территории Сеймского и Железнодорожного округов, где в зону подтопления попадает до 30 улиц с численностью населения более 1 тыс. чел.;
г) нарушение условий жизнеобеспечения населения вследствие подтопления электросетевых объектов, объектов газоснабжения, водоканализационного хозяйства (54 трансформаторные подстанции, 6 газораспределительных пунктов, 11 участков газопровода низкого давления, линии электропередач общей протяженностью 37 км).
Основными причинами, вызывающими возникновение техногенных ЧС, являются:
высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;
нарушение правил и техники безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;
высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом.
Для решения вопросов в области гражданской обороны в городе Курске создана система ГО, защиты населения и территории от ЧС.
Основным принципом функционирования данной системы является комплексное и приоритетное осуществление предупредительных мер.
Ежегодно проводилось планирование мероприятий по защите населения и территории города по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС и ЧС.
В период с 2015 по 2019 год руководящий состав системы ГОЧС Администрации города Курска принял участие в более чем 400 сборах, семинарах, научно-практических конференциях по вопросам совершенствования ГО, антикризисного управления, безопасности жизнедеятельности населения.
За указанный период проведено более 1000 учений, тренировок и других плановых мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территории города Курска от ЧС
Приоритетным направлением работы в области защиты населения и территории города Курска от ЧС является подготовка руководящего состава, всех категорий населения, учащейся молодежи действиям в условиях возникновения опасностей.
За последние годы повысился уровень подготовки руководящего состава и специалистов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) города Курска.
Ежегодно около 100 должностных лиц и специалистов ГО РСЧС проходят обучение по 16 различным специальностям: в 2015 году - 79 чел., в 2016 году - 85 чел., в 2017 году - 90 чел., в 2018 году - 100 чел., в 2019 году - 106 чел., в истекшем периоде 2020 года - 30 чел.
Вместе с тем, перечень должностных лиц и специалистов ГО РСЧС постоянно обновляется, что требует ежегодных затрат на организацию их подготовки и обучения.
В ходе штабных тренировок, тактико-специальных учений, которых ежегодно проводится более 200, рабочие и служащие организаций и учреждений города Курска, личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований отрабатывают практические навыки в условиях различных ЧС.
Более 2 тысяч выпускников образовательных учреждений города Курска ежегодно проходят обучение по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках системы общего образования.
В городе Курске функционируют 17 кадетских классов в общеобразовательных учреждениях (школы N 5, 36, 49), в которых кадеты получают дополнительные практические знания и навыки спасателей и пожарных. Общая численность кадетов-спасателей составляет более 200 человек. Полученные знания кадеты совершенствуют в ходе областных соревнований "Школа безопасности", где традиционно показывают достаточно высокий уровень подготовки. Для подготовки и отправки команд на соревнования требуются ежегодные затраты.
За отчетный период успешно использовались возможности стационарного на базе Управления и подвижного пункта управления Главы города (далее - ППУ) Курска, которые оснащены необходимыми инженерно-техническими средствами, оборудованием и средствами связи.
В отчетном периоде была также организована плановая работа по развитию и поддержанию в готовности к использованию по предназначению имущества ГО. Всего на территории города Курска расположено 140 защитных сооружений гражданской обороны (убежищ).
В соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 06.07.2018 N 290-ра "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Курской области в 2018 году", распоряжением Администрации города Курска от 17.07.2018 N 203-ра "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Курска" в период с июля по сентябрь 2018 года проведена инвентаризация вышеуказанных защитных сооружений ГО на территории города. По итогам инвентаризации установлено, что количество защитных сооружений, а также подвальных и других заглубленных помещений жилого сектора достаточно для укрытия всего населения города Курска.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные формирования, спасательные службы и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций в течение не менее 3 суток.
Современные технологии и методы выполнения аварийно-спасательных работ предъявляют высокие квалификационные требования к спасателям, специальной технике и оборудованию. В последние годы удалось значительно повысить возможности входящего в структуру Управления Аварийно-спасательного формирования города Курска (АСФ города Курска) по ликвидации последствий ЧС, что позволило оперативно решать многие вопросы предупреждения ЧС.
За период с 2015 по 2019 год АСФ города Курска осуществлены 4175 выездов для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также оказания различных видов помощи населению города Курска, спасены 271 чел., в том числе по годам:
Таблица 1
Количество выездов спасателей и спасенного населения за 2015 - 2019 годы
N п/п |
Годы |
Количество выездов спасателей |
Количество спасенных |
1 |
2015 |
814 |
45 |
2 |
2016 |
927 |
136 |
3 |
2017 |
874 |
61 |
4 |
2018 |
754 |
23 |
5 |
2019 |
806 |
6 |
С 2014 года АСФ города Курска размещено в зданиях, расположенных по адресу: г. Курск, ул. 2-я Рабочая 18-в, лит. А, лит. В1. За прошедший период в здании выполнен капитальный ремонт кровли. Однако оборудование и оснащение помещений для несения службы АСФ города Курска в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
В соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области и эвакуационной комиссии Курской области (Протокол N 8 от 14.04.2015 года) Управление входит в перечень организаций Курской области, привлекаемых к мероприятиям по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и на пожарах. Данная задача реализуется силами специалистов службы психологической поддержки и реабилитации Управления (далее - Служба ППиР).
В течение года сотрудники Службы ППиР осуществляют выезды к месту происшествий и ЧС. При необходимости оказывают экстренную психологическую помощь и информационно-психологическую помощь пострадавшим, родственникам погибших и пострадавших, а также очевидцам происшествия, у которых выявляются признаки острых стрессовых реакций.
За последние 5 лет осуществлено 10 выездов, при которых 21 гражданину была оказана экстренная психологическая помощь и информационно-психологическая поддержка.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.
Одним из важнейших элементов созданной и действующей в стране единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является система антикризисного управления в чрезвычайных ситуациях. Даная система является оперативной составляющей системы РСЧС, входящей в общий комплекс мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Антикризисное управление - это система управления, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных явлений посредством использования всего потенциала современных технологий, разработки и реализации специальных программ, совершенствования систем взаимодействия и функционирования объектов и субъектов. Она позволяет повысить оперативность реагирования, а также эффективность применения сил и средств.
Единая дежурно-диспетчерская служба города Курска (далее - ЕДДС) является ключевым элементом системы антикризисного управления и вышестоящим органом повседневного управления Курского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - КГЗ ТП РСЧС), а также экстренной оперативной службой (далее - ЭОС) реагирования на ЧС (происшествия). ЕДДС города Курска, работающая в системе вызова экстренных служб по единому номеру 112 (Система -112), осуществляет прием и передачу сигналов управления и оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования КГЗ ТП РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС ЭОС и организаций (объектов) города Курска, координации совместных действий ДДС ЭОС и организаций (объектов) города Курска, оперативного управления сил и средств КГЗ ТП РСЧС, оповещения руководящего состава КГЗ ТП РСЧС и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Создание и совершенствование деятельности ЕДДС города Курска позволяет постоянно повышать готовность Администрации города Курска и различных служб города к реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективность взаимодействия привлекаемых сил и средств организаций города при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий).
За отчетный период (2015 - 2019 годы) приняты и обработаны более 100 тыс. обращений граждан, а именно:
Таблица 2
Количество принятых и обработанных специалистами ЕДДС города Курска обращений граждан за 2015 - 2019 годы
N п/п |
Годы |
Количество принятых и обработанных обращений граждан |
1 |
2015 |
19409 |
2 |
2016 |
17190 |
3 |
2017 |
18684 |
4 |
2018 |
21684 |
5 |
2019 |
26529 |
Итого |
|
103496 |
Таким образом, количество обращений граждан в 2016 и 2017 годах оказалось меньше, чем в 2015 году на 2219 и 725 обращений соответственно, однако в последующие годы отмечен существенный рост количества обращений: в 2018 г. - на 16,0% по отношению к 2017 году, а в 2019 году - на 22,3% больше, чем в 2018 г. По каждому обращению оказана помощь.
На базе муниципального образования "Город Курск" проводится реализация мероприятий в рамках построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город") на муниципальном уровне.
Возможности комплекса позволяют:
получать информацию с 54 камер видеонаблюдения на улицах города Курска, датчиков мониторинга гидрологической, химической, радиационной инженерной обстановки, метеодатчиков, информацию с 243 систем пожарной безопасности объектов с круглосуточным пребыванием людей;
обрабатывать полученную с систем мониторинга информацию, в том числе информацию, поступающую от граждан через Систему - 112, и в автоматическом режиме формировать совокупный план реагирования.
Создание АПК "Безопасный город" на территории МО "Город Курск", в том числе сети видеонаблюдения на территории города, способствует повышению защищенности жителей города Курска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В 2020 году завершится строительство городского сегмента АПК "Безопасный город" в рамках выполнения муниципального контракта.
В рамках АПК "Безопасный город" с 2019 года в Сеймском округе города Курска (на ул. Ламоновской, 5) начата реализация проекта "Безопасный двор" с организацией ситуационной видеоаналитики на распознавание лиц, оставленных предметов, фиксации государственных регистрационных знаков и марок автотранспорта, обнаружения пожаров, "умным домофоном", "умным шлагбаумом", а также с возможностью экстренного оповещения и связи через единый номер вызова экстренных оперативных служб Системы-112. В целях реализация государственной политики в отрасли развития IT технологий и предоставления населению цифровых услуг все больше внимания уделяется решению вопросов в сфере цифровизации городских пространств. В рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика" Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации запущены для реализации в субъектах РФ и муниципальных образованиях проекты "Умный город" и "Цифровой регион". На текущем этапе реализации проектов происходит определение индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства (IQ городов). Город Курск включен в перечень городов, участвующих в проектах, что в перспективе обеспечит динамичное и эффективное внедрение современных технологий, преференций городам с высоким индексом IQ, возможность федерального финансирования.
Сегодня в Курске системой оповещения через домофоны уже оборудованы 12 многоквартирных домов. Ведутся работы по подключению еще 20 домов.
В 2019 году на базе ЕДДС создан центр по приему, первичной обработке и передаче для исполнения в отраслевые органы Администрации города Курска обращений жителей города в рамках реализации проектов "Слышать курян" и "Действуем вместе". Только за 2019 год было принято и отработано 8 936 обращений.
Основой эффективного проведения мероприятий по защите населения города Курска в условиях возникновения ЧС является своевременное оповещение руководящего состава и населения об опасности.
Для этого ЕДДС города Курска оснащено системой оповещения "Рупор - 1,5". Оповещение производится по телефонным линиям ГТС и через операторов мобильной связи. В списки оповещения занесены городские и сотовые номера телефонов работников Администрации города Курска, работников Управления, членов оперативного штаба ликвидации ЧС города Курска, а также лиц, ответственных за ГО на предприятиях города Курска, и другие.
За последние пять лет по системе "Рупор-1,5" оповещение проводилось более 1000 раз.
Таблица 3
Количество оповещений должностных лиц органов управления и должностных лиц города Курска по системе "Рупор-1,5" за 2015 - 2019 годы
N п/п |
Годы |
Количество оповещений должностных лиц |
1 |
2015 |
256 |
2 |
2016 |
315 |
3 |
2017 |
295 |
4 |
2018 |
278 |
5 |
2019 |
185 |
Итого |
|
1329 |
Для оповещения и информирования населения города Курска могут использоваться:
городской сегмент комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" в 2015 году введена в эксплуатацию комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) города Курска. Система состоит из электромеханических сирен С-40, которые предназначены для привлечения внимания людей и подачи сигнала "Внимание всем!", а также высокочастотных акустических устройств, предназначенных для трансляции речевой информации. Сегодня КСЭОН в местах установки оборудования позволяет своевременно доводить до населения сигналы оповещения и (или) экстренную информацию об угрозе и (или) возникновении ЧС, опасностях природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения (РАСЦО) Курской области;
6 единиц техники Управления и 45 единиц техники УМВД России по городу Курску, оснащенные громкоговорящими устройствами;
9 ручных мегафонов;
3 ручные сирены;
массмедиа интернет-сайт Управления, средства массовой информации города Курска;
вывод информации на ЖК-панели в 107 маршрутных автобусах города Курска;
колокольный звон в приходах Курского Епархиального управления.
Кроме того, могут использоваться мобильные пункты оповещения, созданные в Управлении на базе автомобилей ГАЗ-66 и ГАЗ-2705, а также подвижный пункт управления Главы города Курска, оборудованные системой оповещения, которые позволяют избирательно доводить информацию до населения в любое время суток и в кратчайшие сроки.
Действующая система информирования и оповещения населения города Курска показала свою эффективность в летний пожароопасный период, купальный сезон, при неблагоприятных метеорологических явлениях, при введении противопожарных режимов. Ее использование и применение позволило снизить уровень гибели людей при различных рисках.
Опыт работы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции показал эффективность работы городского сегмента комплексной системы экстренного оповещения населения и городского сегмента общероссийской комплексной системы оповещения населения ОКСИОН.
В связи с интенсивным строительством жилых зданий в новых микрорайонах города Курска система КСЭОН покрывает не всю территорию города.
Кроме того, оборудование городского сегмента общероссийской комплексной системы оповещения населения (ПУОН-1, ПУОН-2) достигло максимального износа, в связи с чем необходимо проведение экспертизы вышеуказанных ПУОН, по результатам которой требуется разработка проекта на демонтаж и утилизацию оборудования, с последующей утилизацией.
Как уже было сказано выше, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального городского округа.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
На территории Курска в период 2015 - 2019 годов произошло 2677 пожаров, в результате которых погибли 36 человек и пострадали 50 человек.
Таблица 4
Информация о количестве пожаров, погибших и пострадавших на пожарах в 2015 - 2019 годах
Годы |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Количество пожаров |
94 |
109 |
103 |
1163 |
1208 |
|
Количество погибших |
9 |
5 |
14 |
2 |
6 |
|
Количество пострадавших |
12 |
10 |
9 |
8 |
11 |
Из общего количества пожаров, зарегистрированных на территории города Курска в 2019 году, пожары приходятся на:
горение мусора - 665;
горение травы - 321;
жилой сектор - 84;
хозяйственные постройки и бесхозные строения - 53;
транспорт - 51;
торговые и промышленные объекты - 17;
ГСК и СНТ - 15;
административные объекты - 2.
Значительное увеличение количества пожаров с 2018 года связано с внесением изменений в приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий". В соответствии с пунктом 13 Приказа официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.
Потенциальной пожароопасной зоной являются городские леса. На территории муниципального образования "Город Курск" расположено более 20 лесных урочищ, которые разбиты на 64 квартала общей площадью 2834 га (из них 704 га хвойные), в том числе 2 класса пожарной опасности - 388 га, 3 класса - 493 га, 4 класса - 1106 га, 5 класса - 847 га.
Исходя из анализа условий и причин возникновения лесных пожаров, наиболее пожароопасная обстановка может сложиться в урочище "Солянка" Сеймского округа города Курска и в урочищах "Агрегатное" и "Горелый лес" Железнодорожного округа города Курска. Здесь наиболее вероятно возникновение низовых пожаров с переходом в верховые. Общая площадь пожаров может достигнуть до 5% от общей площади хвойных лесных массивов.
В целях предупреждения природных пожаров ЕДДС города Курска ведется круглосуточный мониторинг пожарной обстановки на территории города Курска и лесных массивов с помощью 9-и видеокамер, 2-х тепловизоров и беспилотного летательного аппарата вертолетного типа. С помощью средств видеонаблюдения в лесных массивах на территории города Курска в период весенне-летнего пожароопасного сезонов 2015 - 2019 годов было зафиксировано 10 очагов возгорания.
Ежегодно основными причинами пожаров являются:
неосторожное обращение с огнем (в среднем 45% от общего числа пожаров);
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования
(в среднем 30% от общего числа пожаров);
поджог (в среднем 17% от общего числа пожаров);
нарушение правил устройства и эксплуатации печей (в среднем 5% от общего числа пожаров);
шалость детей (в среднем 3% от общего числа пожаров).
К вопросам местного значения городского округа "Город Курск" относится также постоянное обеспечение безопасности на водных объектах: в зимнее время - это безопасность в период крещенских купаний и на льду; весной - в паводковый период; летом - в купальный сезон.
К летнему купальному сезону ежегодно на территории города Курска оборудуются 8 пляжей, из которых - 6 муниципальных и 2 частных. В традиционных местах неорганизованного отдыха людей (Суворовский пляж и пляж у спорткомплекса "Олимпиец") организована дополнительно работа еще двух общественно-спасательных постов. Это позволяет на оборудованных пляжах максимально не допустить происшествий, связанных с гибелью отдыхающих.
В период с 2015 по 2019 годы на водоемах города Курска погибли 42 человека, в том числе 36 в необорудованных местах. Для выполнения задач по предотвращению и спасению терпящих бедствие людей на водных акваториях рек Сейм и Тускарь в черте города Курска, в первую очередь в необорудованных для купания местах, создана маневренная поисковая группа с соответствующим оснащением. Во время купального сезона маневренной группой проводятся патрулирования на плавсредствах. Во время патрулирования распространяются агитационные листовки, посредством громкоговорящей связи осуществляется информационное предупреждение о правилах безопасности на водных объектах. В ходе патрулирований только за 2019 год 15 раз оказывалась помощь терпящим бедствие на воде, было выявлено 59 нарушений правил поведения на воде и в прибрежной зоне.
Таким образом, за предыдущие 5 лет достигнуты определенные успехи в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города.
Тем не менее, продолжают сохраняться проблемы, требующие решения:
наличие устаревшего оборудования в пунктах управления Главы города Курска и Управления;
отсутствие системы оповещения населения в районах новой застройки и труднодоступных районах города Курска;
отсутствие мобильного пункта оповещения на базе автомобиля повышенной проходимости для оповещения населения в труднодоступных районах города Курска;
недостаточное оснащение спасателей АСФ соответствующим оборудованием, специальной техникой;
отсутствие полигона для отработки практических приемов спасателями, а также условий для отдыха в период несения дежурства;
отсутствие пункта временного размещения населения на период сохранения угрозы жизни и здоровью;
наличие физически и морально устаревших камер видеонаблюдения, требующих замены;
отсутствие камер видеонаблюдения на общественных территориях и недостаточное их количество в местах массового скопления людей;
максимальный износ оборудования городского сегмента общероссийской комплексной системы оповещения населения ПУОН-1, требующий замены.
Исходя из изложенного, обеспечить эффективное противодействие существующим и потенциальным угрозам можно только при учете особенностей каждой из них, а также специфики их проявления в единой системе деструктивных факторов. Отсюда можно сделать вывод, что меры по обеспечению безопасности города Курска должны носить комплексный и системный характер. Таким комплексным системным документом является муниципальная программа "Развитие и совершенствование системы гражданской обороны, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в городе Курске на 2021 - 2027 годы".
Возрастание риска возникновения ЧС природного и техногенного характера, количество пожаров и число погибших и пострадавших людей на пожарах, количество несчастных случаев на водных объектах и число погибших на водных объектах определяют актуальность названной программы.
II. Цель и задачи Программы, срок ее реализации
Цель Программы определена в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы, утвержденной Решением Курского городского Собрания, - обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Курска.
Достижение поставленной цели требует формирования комплексного подхода, реализации скоординированных по ресурсам, срокам и результатам мероприятий, а также решения следующих задач:
1. Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны для защиты населения и территории города Курска от чрезвычайных ситуаций.
2. Совершенствование системы мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и оперативного реагирования на них в рамках антикризисного управления.
3. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
4. Финансовое обеспечение деятельности МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска".
Задачи в полной мере охватывают полномочия органов местного самоуправления в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, определенные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Курска.
III. Мероприятия Программы
Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на решение задач и достижение цели.
1. В целях решения задачи обеспечения постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны для защиты населения и территории города Курска от чрезвычайных ситуаций предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
планирование мероприятий по защите населения и территории города по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, ГО;
участие руководящего состава системы ГОЧС города Курска в сборах, семинарах, научно-практических конференциях по вопросам совершенствования ГО, антикризисного управления, безопасности жизнедеятельности населения;
организация обучения руководителей органов местного самоуправления города Курска, организаций, должностных лиц, личного состава формирований и служб системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС в области гражданской обороны и защиты от ЧС;
проведение учений, тренировок и других плановых мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территории города Курска от ЧС;
установка системы внутреннего и наружного видеонаблюдения на подвижном пункте управления Главы города Курска, а также замена устаревшего оборудования видеоконференцсвязи и замена аналоговых телеприемников на цифровые;
модернизация городского защищенного пункта управления Курска, в том числе дооснащение необходимыми инженерно-техническими средствами, оборудованием и средствами связи;
приобретение подвижного (мобильного) пункта оповещения на базе автомобиля повышенной проходимости;
проверка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО);
организация охраны помещений, в которых размещены Администрация города Курска, отраслевые и территориальные органы Администрации города Курска;
приобретение для АСФ города Курска оборудования, снаряжения, инструментов, материалов, вещевое обеспечение;
приобретение для АСФ города Курска специальной техники;
обучение спасателей АСФ города Курска по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации кадров "Проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров";
оборудование полигона на открытой местности для проведения практических занятий;
прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров и обязательного психиатрического освидетельствования спасателями АСФ города Курска;
страхование спасателей АСФ города Курска от несчастных случаев и болезней в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (ежегодно);
разработка проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта нежилых зданий по адресу: г. Курск, ул. 2-я Рабочая 18-в, лит. А, лит. В1, в которых размещается АСФ города Курска;
организация и обустройство пункта временного размещения населения, пострадавшего при ЧС (происшествиях) природного и техногенного характера, в том числе пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
участие сотрудников СППиР Управления в тренировках, конференциях и семинарах по вопросам оказания экстренной психологической и информационно-психологической помощи населению;
медицинское освидетельствование сотрудников СППиР;
аттестация сотрудников СППиР для подтверждения квалификации "Спасатель";
оснащение комнаты психологической разгрузки и реабилитации Управления и вещевое обеспечение сотрудников СППиР.
2. В задачу совершенствования системы мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и оперативного реагирования на них в рамках антикризисного управления включены следующие основные мероприятия, направленные на:
приобретение необходимых товаров, в том числе вещевое обеспечение, для ЕДДС и оперативных групп Управления, а также проведение текущего ремонта оборудования;
обучение специалистов ЕДДС города Курска в учебно-методическом центре;
участие в смотрах-конкурсах на лучшую Единую дежурно-диспетчерскую службу среди муниципальных образований Курской области;
техническое обслуживание сегментов и систем аппаратно-программных средств передачи и обработки различных видов информации аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
приобретение 60 цифровых камер видеонаблюдения и 2-х тепловизоров с последующей заменой 54 устаревших и 2-х тепловизоров и установкой 6 новых камер видеонаблюдения в местах массового пребывания людей;
установку систем видеонаблюдения в местах массового пребывания граждан, на общественных территориях (парки, прогулочные зоны) и их объединение в единый ситуационный центр в рамках концепции "умной" безопасности в целях развития возможностей подсистемы интеллектуального видеонаблюдения АПК "Безопасный город" и обеспечения общественной безопасности;
внедрение современных средств обеспечения безопасности, мониторинга, связи и оперативного реагирования, совершенствование системы "Безопасный город" (внедрение интеллектуальных модулей ситуационной видеоаналитики подсистемы интеллектуального видеонаблюдения АПК "Безопасный город");
совершенствование технологий "умной" безопасности (сбор и анализ больших объемов информации о городе, организация обработки информации от систем видеонаблюдения в селитебной зоне с использованием сервисов операторов систем видеонаблюдения);
внедрение современных средств обеспечения безопасности, мониторинга, связи и оперативного реагирования, совершенствование системы "Безопасный город" (Организация связи и оперативного реагирования с использованием SIP-протокола связи "Рупор-1,5");
корректировку имеющегося проекта развития городского сегмента комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) с дальнейшей его реализацией;
строительство системы КСЭОН в соответствии с уточненным проектом;
содержание, техническое обслуживание имеющейся системы оповещения (КСЭОН) (оплата каналов связи, регламентное обслуживание оборудования, оплата аренды за размещение оборудования, оплата потребляемой электроэнергии, оформление и переоформление документов, работы по ремонту и техническому обслуживанию);
обследование городского сегмента общероссийской комплексной системы оповещения населения (ПУОН-1, ПУОН-2), а также их демонтаж и утилизация.
3. Для решения задачи обеспечения первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах города Курска планируется:
разработка и утверждение плана привлечения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории муниципального образования "Город Курск";
организация проведения и участие в собраниях граждан, рейдах в жилом секторе, а также подворовых (поквартирных) обходах граждан;
организация информирования населения в области безопасной жизнедеятельности через изготовление листовок, предупреждающих знаков и прочих агитационных печатных материалов;
обучение членов добровольной пожарной дружины (ДПД) Управления;
закупка пожарных костюмов добровольца "ШАНС-Д", касок пожарного КЗ-94, перчаток комбинированных со спилком "САФАРИ", берцев) для членов ДПД Управления;
подготовка и организация работы лодочных переправ в период активной фазы прохождения паводка (закупка необходимого оборудования, инвентаря, форменной одежды, изготовление и установка стендов и плакатов и т.д.);
организация работы общественных спасательных постов в местах отдыха населения города на водных объектах на время летнего купального сезона (закупка необходимого оборудования, инвентаря, форменной одежды, аптечек и медикаментов, изготовление и установка стендов и плакатов и т.д.);
проведение рейдов, организация патрулирования мест отдыха на воде;
приобретение оборудования для фото и видеосъемки;
поддержание работы сайта Управления, размещение публикаций пропагандисткой и профилактической направленности в области пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах.
4. Решению задачи "Содержание и развитие, материально-техническое обеспечение деятельности МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска" будут способствовать:
выплата заработной платы в установленные сроки;
своевременное перечисление начислений на заработную плату;
выплата продовольственного пайка спасателям АСФ города Курска;
оплата расходов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, коммунальных расходов, аренды помещения и транспортных средств, страхование и ремонт автотранспорта и оборудования, а также прочих расходов.
Перечень программных мероприятий и информация о сроках их реализации с указанием финансирования и ожидаемых результатов представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
Программа разработана в соответствии с приоритетами государственной и муниципальной политики в сфере обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций (происшествий) на основании:
Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Указа Президента РФ от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указа Президента РФ от 11.01.2018 N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года";
Указа Президента РФ от 16.10.2019 N 501 "О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года";
постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб";
постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
постановления Правительства РФ от 22.12. 2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 300 "О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
приказа МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
решения Правительственной комиссии от 21.11.2011 N 5 "Об утверждении Положения о ЕДДС муниципального образования";
Закона Курской области от 26.06.2006 N 39-ЗКО "О пожарной безопасности в Курской области";
постановления Губернатора Курской области от 30.03.2012 N 165-пг "О Порядке сбора и обмена информацией в области защиты информации населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Курской области";
постановления Администрации Курской области от 28.11.2013 N 888-па "Об определении границ зон экстренного оповещения населения на территориях муниципальных образований Курской области";
постановления Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1021-па "Об утверждении Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб Курской области по единому номеру "112";
постановления Администрации Курской области от 27.02.2014 N 103-па "О развитии комплексной системы экстренного оповещения населения, региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Курской области и местных систем оповещения муниципальных образований Курской области";
распоряжения Администрации Курской области от 24.07.2009 N 407-ра "О совершенствовании информационного обмена в рамках территориальной подсистемы РСЧС Курской области";
распоряжения Администрации Курской области от 03.11.2010. N 528-ра "О порядке организации сбора и формирования данных о состоянии комплексной безопасности объектов на территории Курской области";
распоряжения Администрации Курской области от 14.11.2014 N 903-ра "Об утверждении регламента межведомственного и межуровневого взаимодействия системы-112 Курской области";
постановления Администрации города Курска от 19.05.2020 N 914 "О Курском городском звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Курской области";
постановления Администрации города Курска от 18.07.2013 N 2281 "О силах и средствах Курского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Курска";
постановления Администрации города Курска от 17.02.2015 N 428 "О системе обеспечения вызова служб обеспечения жизнедеятельности населения на территории города Курска по единому номеру "112" и взаимодействии с экстренными оперативными службами в системе-112";
постановления Администрации города Курска от 20.02.2017 N 500 "Об утверждении временного порядка сбора, накопления, хранения, обработки, предоставления и обмена информацией в области защиты населения и территории города Курска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в рамках аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
распоряжения главы Администрации города Курска от 04.04.2014 N 64-ра "О развитии муниципальной системы оповещения и городского сегмента комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории города Курска".
IV. Финансовое обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета города Курска.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы за счет средств бюджета города Курска устанавливается и утверждается решением Курского городского Собрания.
Обоснование потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Программы, произведено на основании мониторинга цен 2020 года, уровня обеспеченности оборудованием, услугами и т.п.
Финансирование Программы осуществляется через главного распорядителя бюджетных средств, который включает мероприятия Программы в реестры расходных обязательств и в процессе формирования проекта бюджета города Курска на очередной финансовый год и плановый период, при составлении расчетной потребности в бюджетных ассигнованиях учитывает средства на их реализацию.
Ежегодные объемы бюджетных ассигнований уточняются в соответствии с утвержденным бюджетом города Курска на соответствующий финансовый год и плановый период с учетом выделенных финансовых средств.
Закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд будут осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства. Порядок расчетов за поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги будет определяться контрактами (договорами), заключаемыми в установленном действующим законодательством порядке.
Финансовое обеспечение представлено в приложении 2 к настоящей Программе.
V. Механизм реализации Программы, мониторинг и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляет МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска", которое:
обеспечивает реализацию мероприятий Программы;
уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств;
осуществляет контроль за ходом реализации Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы: ежеквартальный, по итогам отчетного года и после завершения действия Программы. Мониторинг осуществляется в целях выявления отклонений хода реализации Программы от запланированных параметров и своевременного принятия соответствующих мер.
подготавливает отчеты о ходе реализации Программы и проводит оценку эффективности реализации Программы за отчетный год и после завершения Программы в целом за весь период ее реализации в соответствии с Методикой оценки эффективности (приложение 4);
разрабатывает необходимые для реализации Программы проекты нормативных правовых актов Администрации города Курска и локальных правовых актов Управления;
предоставляет ежеквартальные отчеты о выполнении мероприятий и целевых показателей Программы за первые три квартала года нарастающим итогом курирующему заместителю главы Администрации города Курска до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
несет ответственность за реализацию, конечные результаты Программы и достоверность сведений, включенных в годовые отчеты.
Исполнителем мероприятий Программы является Управление, а также отраслевые органы Администрации города Курска.
По итогам реализации Программы за отчетный год (весь период реализации) годовой отчет о реализации Программы и результаты оценки эффективности реализации Программы (по формам, утвержденным постановлением Администрации города Курска от 31.12.2015 N 4271 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города Курска от 17.09.2013 N 3202"), согласованные курирующим заместителем главы Администрации города Курска, представляются в комитет экономического развития Администрации города Курска в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом.
В случае признания реализации Программы со средним или низким уровнем эффективности заместителем главы Администрации города Курска, курирующим вопросы, предлагаемые к решению Программой, подготавливаются предложения о принятии мер, направленных на повышение эффективности реализации Программы, либо о досрочном прекращении реализации Программы в установленном порядке.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие результаты:
создание и совершенствование правовой основы в области гражданской обороны и защиты населения и территории от ЧС (происшествий) на территории города Курска (не менее 2-х нормативных правовых актов в год);
поддержание в актуальном состоянии 3-х планов (гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации ЧС, по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории города Курска.);
повышение квалификации 410 чел. руководящего состава и специалистов ГО и КГЗ ТП РСЧС (в т. ч.: 2021 - 50; 2022 - 2027 по 60 чел. ежегодно);
проведение 84 мероприятий, ежегодно по 12, для повышения практических навыков в организации выполнения мероприятий ГО и защиты населения города Курска;
ежегодное подведение итогов КГЗ ТП РСЧС по выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановка задач на следующий год (количество участников не менее 50 чел.);
обеспечение постоянной готовности к работе городского защищенного пункта управления города Курска (замена на городском защищенном пункте управления 2021 - 2023 годы - 3х фильтров поглотителей (ФПУ-200), 2024 - 2027 годы - замена средств связи);
обеспечение получения, обработка, хранение, использование и передача информации (текстовой, графической, видео и аудио и пр.), поддержание работоспособности существующих рабочих ПК и серверного оборудования Управления (закупка оборудования расходных материалов и пр. не менее 2 ед. в год.);
организация информирования и оповещения населения города Курска в труднодоступной местности (приобретение подвижного (мобильного) пункта оповещения на базе автомобиля повышенной проходимости в 2026 г. - 1 ед.);
проведение проверок с целью поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (1 раз в 3 года 320 ед., в т.ч.: 2021 - 40 ед., 2022 - 50 ед., 2023 - 50 ед., 2024 - 40 ед., 2025 - 50 ед., 2026 - 50 ед., 2027 - 40 ед.);
обеспечение охраны 8 объектов ежегодно;
оснащение АСФ города Курска необходимыми аварийно-спасательными средствами для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (обеспечение не менее 850 ежегодно выездов дежурных смен спасателей АСФ города Курска);
обеспечение постоянной готовности АСФ города Курска к выполнению аварийно-спасательных работ (приобретение технических средств для выполнения аварийно-спасательных работ в: 2023 г. - 1 фронтального погрузчика, 2024 г. - 1 аварийно-спасательной машины, 2025 г. - 1 малого лесопожарного комплекса, 2026 г. - 1 самосвала, 2027 г. - 1 экскаватора);
повышение уровня квалификации спасателей АСФ города Курска; (доля спасателей АСФ города Курска, имеющих квалификацию по пожаротушению, от общего количества спасателей - 85%);
обустройство территории учебных зон для получения спасателями практических навыков проведения аварийно-спасательных работ (2021 - 2022 гг. - обустройство периметра полигона, ограждение, наружное освещение, подъездные дороги внутри полигона и т.д., 2023 - 2024 гг. - оборудование подсобного помещения учебного полигона, 2025 г. - оснащение учебной зоны N 1 "Завалы", 2026 г. - оснащение учебной зоны N 2 "Альпинистская подготовка", 2027 г. - оснащение учебной зоны N 3 "Техногенная подготовка");
определение пригодности спасателей АСФ города Курска к профессиональной деятельности и к работе в условиях повышенной опасности. (не менее 20 чел. ежегодно);
обеспечение страховых гарантий спасателям АСФ города Курска в случае возникновения страхового случая (не менее 20 чел. ежегодно);
наличие проектно-сметной документации (1 ед.) и проведение капитального ремонта нежилых зданий по адресу: г. Курск, ул. 2-я Рабочая 18-в, лит. А, лит. В1;
создание условий для сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших при ЧС (происшествиях) природного и техногенного характера, а также пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (50 чел.);
повышение квалификации сотрудников СППиР Управления, обеспечение готовности к реагированию для оказания экстренной психологической помощи населению: проведение 14 тренировок, в т.ч.: тренировки по отработке навыков по оказанию психологической помощи в рамках работы на телефоне "Горячая линия" (по 1 ежегодно); конференции "Психология здоровья" (по 1 ежегодно);
получение сотрудниками СППиР допуска в зону ЧС для оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению при ЧС и на пожарах (прохождение медицинского освидетельствования (не более 3 чел.) 1 раз в три года;
снижение негативных последствий профессиональной деятельности, а также профилактика профессионального выгорания сотрудников Управления (количество сеансов реабилитации психоэмоционального состояния всего 1050, ежегодно по 150 ед.), проведение занятий по программам психологической подготовки спасателей АСФ города Курска, доля спасателей АСФ города Курска, прошедших обучение по психологической подготовке - 100% ежегодно);
оснащение и укомплектование ЕДДС и оперативных групп Управления в соответствии с требованиями законодательства;
совершенствование профессиональных навыков сотрудников ЕДДС по действиям при возникновении кризисных ситуаций, происшествий, ЧС (повышение квалификации 1 раз в 5 лет и подготовка принятых на работу специалистов) (доля обученных специалистов от общей численности работников дежурных смен ЕДДС - 100% ежегодно);
участие в смотрах - конкурсах с целью обобщения и распространения передового опыта работы администраций муниципальных образований Курской области по вопросам развития и обеспечения функционирования ЕДДС (число участия в смотрах-конкурсах - 7, по 1 ежегодно);
обеспечение бесперебойной работы существующего аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" - 100%, в том числе профилактические работы и диагностика в соответствии с регламентом проведения работ по техническому обслуживанию; ежемесячное содержание каналов связи и потребностей удаленных оконечных устройств для обеспечения их непрерывной работоспособности;
замена устаревших 54 камер видеонаблюдения и 2-х тепловизоров в течение 2021 - 2026 годов и установка в 2027 году 6 новых камер на муниципальных пляжах (Боева дача - 2 пляжа, Ермошкино озеро, "Городской" пляж, "Здоровье"-"Олимпийский";
обеспечение круглосуточного видеонаблюдения в местах массового пребывания людей на общественных территориях:
(2021 год - (парк "им. Ф.Э. Дзержинского" (ул. Бочарова), Ермошкино озеро, парк имени Героев Гражданской войны (ул. Радищева);
2022 год - (парк "КЗТЗ", сквер Героев 16-й воздушной армии (ул. Аэропортовая - ул. Союзная), сквер "Пролетарский" (парк Афганцев);
2023 год - (территория сквера около памятника В.М. Клыкову (пр-т Клыкова, 1а), сквер "Веспремский" (пр-т Дружбы, 5), сквер "им. Рокоссовского";
2024 год - (Детский парк "Пионеров" (ул. Перекальского), ул. Ленина; кольцо "Льговский поворот");
2025 год - (сквер на проспекте Кулакова (перед ЗАГС), (сквер перед МБУК "Лира", сквер перед кинотеатром "Родина");
2026 год - (парк "Дворец культуры железнодорожников" (Театральный проезд, 1), Привокзальная площадь, перекресток Союзная - Станционная);
2027 год - (парк ул. Союзная, 12; парк ул. Союзная, 26; площадь у Храма во Имя Введения Пресвятой Богородицы (ул. Дубровинского, 40);
обеспечение выполнения функций автоматического распознавания событий с использованием возможностей интеллектуальной видеоаналитики в местах массового пребывания людей на общественных территориях (обеспечение в 2027 году 100% объектовых систем видеонаблюдения города Курска аналитическими функциями);
обеспечение выполнения функций автоматического распознавания событий с использованием возможностей интеллектуальной видеоаналитики на городских и придомовых территориях (обеспечение в 2027 году 100% охвата селитебной зоны интеллектуальным видеонаблюдением);
повышение надежности и пропускной способности системы оповещения руководящего состава Администрации города Курска (достижение показателя пропускной способности системы оповещения - 100 абонентов/мин и 100% резервирования канальной составляющей системы оповещения и телефонии);
строительство очередных этапов развития городского сегмента КСЭОН в районах новой застройки после корректировки в 2023 году имеющегося проекта развития городского сегмента комплексной системы экстренного оповещения населения;
расширение зоны охвата оповещением территорий города Курска и своевременное оповещение руководящего состава ГО и населения города Курска, в том числе установка экстренного оповещения на дополнительных объектах (2024 - на 8 объектах, 2025 - на 3 объектах, 2026 - на 10 объектах);
обеспечение бесперебойной работы существующей системы экстренного оповещения (уровень готовности действующей системы экстренного оповещения -100% ежегодно);
утилизация устаревшего оборудования ПУОН (2026 г. - проведение экспертизы 2х ПУОН, 2027 г. - разработка проекта на демонтаж, а также демонтаж и утилизация конструкций 2х ПУОН;
организация группировки сил и средств для ликвидации природных пожаров (разработка и утверждение плана привлечения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории муниципального образования "Город Курск" ежегодно по 1);
проведение 560 мероприятий (ежегодно по 80), для повышения уровня знаний населения в области пожарной безопасности и предотвращение возникновения пожаров в жилом секторе города Курска;
повышение уровня информированности населения города Курска о действиях в ЧС и поведении при пожаре и на водных объектах (количество изготовленных предупреждающих знаков всего 210 (по 30 ежегодно), (количество листовок всего 7000 шт., ежегодно по 1 000 шт.);
повышение уровня подготовки в области пожарной безопасности в 2024 г. 15 чел. добровольной пожарной дружины Управления;
оснащение членов ДПД Управления средствами защиты (приобретение всего 15 комплектов, с 2021 по 2026 гг. включительно по 2 комплекта ежегодно, 2027 г. - 3 комплекта;
предупреждение гибели и травмирования населения города Курска при происшествиях на водных объектах в период весеннего половодья (организация, при необходимости, не менее 1 лодочной переправы ежегодно);
обеспечение безопасности населения на водных объектах в период летнего купального сезона, организация (при необходимости) ежегодно не менее 1-го общественного спасательного поста в традиционных местах неорганизованного отдыха населения;
предупреждение несчастных случаев на водных объектах города Курска путем проведения рейдов (число проведенных рейдов: всего - 224, ежегодно по 32 рейда);
обеспечение оперативной информацией о ситуации в городе Курске для своевременного принятия решений (приобретение в 2022 году 1 камеры в комплекте с объективом, 1 штативом, 1 стабилизатором);
формирование безопасного поведения у населения города (количество публикаций в области пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах: всего - 490 публикаций, по 70 ежегодно);
Целевые показатели (индикаторы) программы рассчитаны в абсолютных и относительных величинах и соответствуют приоритетам, целям и задачам программы.
Перечень показателей для проведения оценки эффективности реализации Программы приведен в приложении 3 к настоящей Программе.
Методика оценки эффективности реализации Программы содержится в приложении 4 к настоящей Программе.
Ожидаемые результаты реализации Программы будут положительно сказываться на показателях социально-экономического развития города, так как программные мероприятия направлены на создание условий по обеспечению пожарной, а также иных видов безопасности населения и территории города Курска от угроз, возникающих в ходе военных конфликтов, а также в мирное время.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.