Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению мэра г. Иркутска
от 27 марта 2002 г. N 031-06-350/2
Порядок
обращения с отходами производства и потребления
на территории г.Иркутска
Основные понятия, используемые в Порядке обращения с отходами производства и потребления на территории г.Иркутска (далее по тексту - Порядок):
Отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои исходные потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, удалению, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Удаление отходов - транспортирование отходов специализированными организациями на объекты размещения отходов.
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Объект временного хранения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для временного хранения отходов (контейнерная площадка, специальные емкости, бункер и другое).
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Несанкционированная свалка - территории, не предназначенные для размещения отходов.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Сверхлимитное количество размещения отходов - это масса размещаемых отходов, которая превышает установленный лимит на размещение отходов.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно, или при вступлении в контакт с другими веществами.
Ресурсы вторичные материальные - отходы, которые образуются в народном хозяйстве и могут быть повторно использованы в нем. Основными видами вторичных материальных ресурсов являются: макулатура, вторичный текстиль, изношенные автопокрышки и камеры, отходы полимерного сырья, кожевенные отходы, стеклобой, кость, лом и отходы цветных и (или) черных металлов.
Природопользователи - юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности оказывают или могут оказывать негативное воздействие (загрязнение) на качество окружающей среды и ее составляющие (атмосферный воздух, почвы, недра, воды).
Природопользователь-арендодатель, Природопользователь-арендатор - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), на которое, в соответствии с договором аренды (безвозмездного пользования) здания (помещения), земельного участка возлагается обязанность по обращению с отходами.
Плата за размещение отходов - форма компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, и которая состоит из платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное размещение отходов. Плата за размещение отходов является составляющей частью платы за негативное воздействие на окружающую среду и взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специализированная организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), имеющее лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (лицензию на осуществление деятельности по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных) в части обращения с опасными отходами до окончания предусмотренного в них срока), а так же иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие удаление отходов согласно настоящему Порядку.
1. Общие положения
Настоящий Порядок регламентирует организацию деятельности Природопользователей на территории г.Иркутска в области обращения с отходами, механизм взаимодействия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами - (Государственного учреждения Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Иркутске Иркутской области (ГУ ЦГСЭН), Комитета природных ресурсов по Иркутской области (КПР)); Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Иркутску, Инспекций Министерства по налогам и сборам РФ по Правобережному, Свердловскому, Ленинскому, Октябрьскому округам г.Иркутска Иркутской области (ИМНС РФ), Отдела охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска (ОООС), Комитетов по управлению округами администрации г.Иркутска, специализированных организаций, а также обеспечение внесения Природопользователями платы за размещение отходов.
Порядок разработан в соответствии с Федеральным Законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным Законом "Об охране окружающей среды", Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента РФ N 867 от 17.05.00 "О структуре Федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 10.02.97 N 155 "Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.92 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред. Постановления Правительства РФ N 463 от 14.06.01), СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", СП 3183-84 "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов", Письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 31.10.01 N ВТ-6-21/833 "О платежах за загрязнение окружающей природной среды", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.93 (зарегистрированы в Минюсте РФ 24.03.93 N 190), Постановлением мэра г.Иркутска от 16.04.99 N 031-06-545/9 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов", с учетом изменений, внесенных Постановлением мэра г.Иркутска от 19.01.01 N 031-06-38/1, Соглашением между Комитетом природных ресурсов по Иркутской области и Администрацией г.Иркутска о взаимодействии и разграничении полномочий в области охраны окружающей природной среды. N 010-64-266/1 от 26.12.01.
2. Организация документооборота по обращению с отходами
2.1. Декларация твердых бытовых, промышленных и иных видов отходов (далее Декларация) (Приложение 1 к Порядку) - это представляемый Природопользователем и подлежащий согласованию в соответствии с настоящим Порядком документ, содержащий следующие сведения о Природопользователе:
- информацию об источниках образования отходов и технологических процессах, в результате которых эти отходы образуются;
- наименование, количество, класс опасности образующихся у Природопользователя отходов;
- сведения об объектах временного хранения отходов, способах размещения отходов с указанием:
а) реквизитов Договора на временное хранение отходов (пользование контейнерной площадкой) с собственником контейнерной площадки с указанием адреса объекта временного хранения отходов. Копия Договора на временное хранение отходов (пользование контейнерной площадкой) прилагается Природопользователем.
В случае, если Природопользователь, предоставляющий Декларацию является собственником контейнерной площадки, в Декларации указывается наличие у Природопользователя контейнерной площадки.
б) специализированной организации, удаляющей отходы с конкретной контейнерной площадки (далее Перевозчик), с которой Природопользователь намерен заключить Договор на регулярное удаление отходов;
в) организаций, с которыми Природопользователь намерен заключить Договор на передачу отходов для их последующего использования, обезвреживания;
г) периодичности удаления отходов с мест временного хранения на объекты их размещения (в соответствии с санитарными требованиями).
- сумму платы за размещение отходов.
Ответственность за полноту и достоверность данных Декларации несет руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель).
Консультативно-методическую помощь в заполнении Декларации Природопользователям оказывают: комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска, ОООС, ГУ ЦГСЭН.
Декларация Природопользователей, указанных в Приложении 5 к Порядку, согласованию в Комитете по управлению округом администрации г.Иркутска и ГУ ЦГСЭН не подлежит. Вышеназванные Природопользователи получают Разрешение на размещение отходов и согласовывают расчет платы за загрязнение окружающей среды за кварталы и за год в КПР. Для эффективного формирования базы данных АСОИ "ОТХОДЫ" указанные Природопользователи подают общие сведения, согласно Приложению 1 к Порядку, в Комитет по управлению округом администрации г.Иркутска по месту своего фактического нахождения.
Декларация оформляется и представляется в Комитет по управлению округом администрации г.Иркутска ежегодно в срок до 1 февраля.
Природопользователь, представляет заполненную Декларацию в Комитет по управлению округом администрации г.Иркутска по месту постановки на учет в ИМНС РФ. Природопользователь, осуществляющий свою деятельность не только по месту постановки на учет в ИМНС РФ, согласовывает Декларацию также в Комитетах по управлению округами администрации г.Иркутска по месту осуществления своей деятельности.
Природопользователь-арендатор Декларацию не заполняет т.к. данные о нем заносятся в Приложение 2 к Декларации Природопользователя-арендодателя. Исключение составляет случай, когда у Природопользователя-арендатора образуются виды отходов, отличные от отходов Природопользователя-арендодателя.
2.2. Комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска рассматривают Декларацию в течение 7 (семи) рабочих дней с момента ее представления Природопользователем; осуществляют проверку правильности предоставления данных; совместно с Природопользователем осуществляют устранение возникших замечаний, вопросов, после чего Декларация считается согласованной, и заносят информацию из Декларации в базу данных единой общегородской автоматизированной системы обработки информации "ОТХОДЫ" (далее АСОИ "ОТХОДЫ").
2.3. ГУ ЦГСЭН, получив данные Декларации в электронной форме, согласовывает ее посредством АСОИ "ОТХОДЫ" в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения Декларации по электронной почте. Основаниями для отказа в согласовании являются:
- указание неполного перечня отходов, образующихся в результате производственных процессов;
- указание неполных сведений по характеристикам производственных процессов;
- отходы классифицированы неверно;
- указанные условия и способы сбора, использования, обезвреживания, удаления, хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", СП 3183-84 "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов".
О согласовании Декларации, либо о причинах отказа в ее согласовании Комитет по управлению округом администрации г.Иркутска в письменной форме в 3 (трех) дневный срок уведомляет Природопользователя.
Для устранения причин отказа в согласовании Декларации Природопользователи обращаются в ГУ ЦГСЭН.
2.4. На основании согласованной Комитетом по управлению округом администрации г.Иркутска и ГУ ЦГСЭН Декларации, Природопользователь, не являющийся собственником контейнерной площадки, заключает Договор на регулярное удаление отходов с объектов временного хранения отходов - контейнерных площадок - только с тем Перевозчиком, который обслуживает конкретную контейнерную площадку (за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п.3.1. настоящего Порядка).
Договоры на регулярное удаление отходов, разрешенных к размещению на Полигоне твердых бытовых отходов, должны заключаться на объемы, установленные в Декларации, согласованной в соответствии с настоящим Порядком, или в Разрешении на размещение отходов, выданном КПР.
2.5. На основании заключенного Договора на регулярное удаление отходов, Комитет по управлению округом администрации г.Иркутска выдает Разрешение на размещение отходов Природопользователем.
2.6. Прием вторичных материальных ресурсов осуществляют специализированные организации.
2.7. В случае выявления у Природопользователя отходов, не подлежащих размещению и обезвреживанию на Полигоне твердых бытовых отходов, Природопользователь разрабатывает проект нормативов образования и лимитов размещения отходов по методикам, утвержденным КПР.
2.8. В случаях увеличения в течение года у Природопользователя количества образующихся отходов (свыше задекларированных объемов), заключения, расторжения договоров аренды (безвозмездного пользования) зданий (помещений), земельных участков и иных изменений, Природопользователь осуществляет переоформление Декларации в соответствии с настоящим Порядком в месячный срок со дня наступления соответствующего события.
2.9. В случаях отсутствия у Природопользователя оформленного в установленном порядке Разрешения на размещение отходов, при размещении отходов, не предусмотренных в Разрешении на размещение отходов, а также иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, весь объем отходов учитывается, как сверхлимитный.
В этом случае Комитетом по управлению округом администрации г.Иркутска (по согласованию с ОООС) Природопользователю предъявляется письменное требование для оплаты сверхлимитного количества размещения отходов. При не внесении Природопользователем платы за сверхлимитное количество размещения отходов, Комитет по управлению округом администрации г.Иркутска (по согласованию с ОООС) направляет соответствующую информацию в КПР и ИМНС РФ.
2.10. На основании полученного Разрешения на размещение отходов Природопользователи рассчитывают и согласовывают в Комитетах по управлению округами администрации г.Иркутска Расчет платы за загрязнение окружающей среды за кварталы и за год (Приложения 2, 3 к Порядку).
2.11. КПР и Администрация г.Иркутска ежегодно в срок до 15 января текущего года информируют ИМНС РФ об органе, которому делегировано право согласовывать расчет платы за загрязнение окружающей среды за год и расчет платы за загрязнение окружающей среды за кварталы.
2.12. Природопользователи представляют в ИМНС РФ по месту постановки их на учет в налоговых органах сведения о плановых платежах за загрязнение окружающей среды (Приложение 3 к Порядку) в срок до 1-го февраля текущего года, и не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о фактических платежах за размещение отходов (Приложение 2 к Порядку).
2.13. Природопользователь производит оплату за загрязнение окружающей среды в полном объеме одним платежным документом на счета органов федерального казначейства.
Перечисление платы за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
- перечисление плановой платы за 1-3 кварталы осуществляется ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В четвертом квартале перечисления плановой платы на счета органов федерального казначейства, должны производиться не позднее 20 декабря.
- перерасчет платы за 4 квартал отчетного года производится в январе следующего года и суммы, излишне внесенной платы за загрязнение окружающей среды, вносятся на счета органов федерального казначейства не позднее 20-го числа этого месяца, этот же срок для перерасчета платы устанавливается для Природопользователей, вносивших плановые платежи в течение всего отчетного года.
2.14. Излишне внесенная сумма платы за загрязнение окружающей среды подлежит зачету в соответствии с действующим законодательством.
3. Сбор, удаление и размещение отходов
3.1. Сбор и удаление отходов, образующихся в процессе деятельности Природопользователей, разрешенных к размещению на объектах размещения отходов, осуществляется Перевозчиками.
Природопользователи, не оказывающие услуги по удалению отходов сторонним организациям, но имеющие специализированный автотранспорт, могут удалять отходы, не относящиеся к категории опасных, на Полигон твердых бытовых отходов с собственной территории, в границах которой они находятся, самостоятельно, по согласованию с ГУ ЦГСЭН.
3.2. Размещение отходов на территории г.Иркутска осуществляется на городском Полигоне твердых бытовых отходов (далее Полигон ТБО), расположенном на 7 км Александровского тракта. Полигон ТБО находится во владении и пользовании муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство".
Перевозчики заключают с МУП "Спецавтохозяйство" Договор на размещение отходов на Полигоне ТБО.
С целью оптимизации технологии транспортирования отходов по территории города и для учета поступления отходов на Полигон ТБО, Перевозчики:
- предоставляют данные по заключенным с Природопользователями договорам на регулярное удаление отходов в Комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска, на территории которых осуществляют деятельность по удалению отходов;
- на основании договоров на регулярное удаление отходов, составляют маршрутные графики удаления отходов с разбивкой на рейсы (Приложение 4 к Порядку). Данные маршрутные графики Перевозчики согласовывают с ГУ ЦГСЭН и представляют в ОООС ежегодно в срок до 15 марта.
Факт принятия отходов на Полигоне ТБО фиксируется автоматизированным способом, с помощью электронных весов.
3.3. Природопользователи передают отходы, не подлежащие размещению на Полигоне ТБО согласно СП 2.1.7.1038-01, в специализированные организации по сбору и переработке отходов для их использования и обезвреживания.
Передача фактического количества отходов в вышеназванные специализированные организации должна подтверждаться справками. Такие организации ежеквартально предоставляют справку в ОООС.
В справке должны быть указаны следующие сведения:
- наименование организации, принявшей отходы;
- наименование Природопользователя, сдавшего отходы на переработку для использования и обезвреживания;
- ИНН Природопользователя;
- дата передачи отходов;
- наименование вида отходов;
- количество отходов (с указанием единиц измерения).
4. Контроль за соблюдением требований Порядка
обращения с отходами производства и потребления
на территории г.Иркутска
4.1. Комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска:
1) осуществляют контроль за содержанием земельных участков землепользователями с целью предотвращения образования несанкционированных свалок.
2) проверяют достоверность данных об отходах Природопользователя путем анализа следующих документов и данных:
- Декларации твердых бытовых, промышленных и иных видов отходов;
- Договоров на регулярное удаление отходов;
- фактического количества и состава отходов, вывезенных на Полигон ТБО за определенный период Перевозчиком;
- Договоров на размещение отходов;
- Договора на передачу отходов для их последующего использования, обезвреживания;
- данных по фактическому количеству отходов, переданным специализированным организациям на переработку для использования и обезвреживания;
- поступивших платежей за размещение отходов в целевой бюджетный экологический фонд города г.Иркутска.
4.2. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Иркутска осуществляет контроль за предотвращением загрязнения и захламления территории города Иркутска несанкционированными свалками.
4.3. Государственный контроль и надзор за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами и органы исполнительной власти Иркутской области в соответствии со своей компетенцией согласно действующему законодательству.
4.3.1. ГУ ЦГСЭН осуществляет государственный контроль и надзор за выполнением санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к сбору, использованию, обезвреживанию, удалению, хранению и захоронению отходов.
4.3.2. КПР осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением норм экологической безопасности в области обращения с отходами.
4.4. ИМНС РФ осуществляют контроль за поступлением платы за загрязнение окружающей среды.
4.4.1. ИМНС РФ при предоставлении плательщиками расчетов платы за загрязнение окружающей среды за кварталы и за год без согласования КПР или органа, которому КПР делегировал это право, рассматривают их как представленные не по установленной форме.
5. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Порядка
5.1. За нарушение Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории г.Иркутска юридические лица и индивидуальные предприниматели несут дисциплинарную, административную, уголовную, имущественную ответственность в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными нормативными актами в порядке, предусмотренном законодательством.
5.2. Природопользователь-арендодатель, имеющий специализированный автотранспорт для удаления отходов, несет ответственность за содержание своего земельного участка, а также удаление отходов разрешенных к размещению на Полигоне ТБО (вышеназванные условия оговариваются в соответствующих договорах).
5.3. Размещение отходов на не отведенных для этой цели территориях, а также отсутствие на территории Природопользователя отходов, образованных в процессе его деятельности, либо полученных от других Природопользователей, но не использованных как вторичные материальные ресурсы, не переданных на организованное хранение, использование или обезвреживание, квалифицируется как организация несанкционированной свалки.
5.4. Природопользователю, ответственному за организацию несанкционированных свалок, пожоги отходов выносится предупреждение или налагается штраф или в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае невозможности точного установления Природопользователя, ответственного за организацию несанкционированной свалки, удаление отходов и рекультивация мест несанкционированных свалок производится за счет средств и силами владельца территории в сроки, установленные специально уполномоченными органами в области использования и охраны земель (ГУ ЦГСЭН, КПР, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Иркутска) и органами городского самоуправления г.Иркутска.
5.5. При нарушении установленного срока внесения платы за загрязнение окружающей среды, уплачивается пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, и плательщик несет административную ответственность в соответствии с законодательством.
5.6. За уничтожение и захоронение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, к Природопользователю применяются меры административной, уголовной ответственности и экономические санкции в установленном законодательством порядке.
Председатель Комитета по делам горожан |
Н.А.Алаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.