Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минприроды РФ
от 12 июля 1996 г. N 326
Положение
о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (пункт 4), утвердившего Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС).
Основные функции и задачи функциональной подсистемы экологической безопасности РСЧС базируются на действующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в частности, на Законах Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе"; Положении о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 375; постановлении Правительства Российской Федерации от 24.11.93 N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга"; Временном положении о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 11.09.95 N 946, а также приказе Минприроды России от 23.01.96 N 29 "Об обеспечении оперативной информации об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды".
См. Рекомендации по составлению донесений о чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями, утвержденные приказом Госкомэкологии РФ от 1 марта 2000 г. N 120
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, назначение, основные задачи и порядок взаимодействия основных структурных элементов функциональной подсистемы экологической безопасности РСЧС, возглавляемой Минприроды России на федеральном уровне и территориальными органами Минприроды России в субъектах Российской Федерации.
2. Функциональная подсистема экологической безопасности предназначена для предупреждения, предотвращения и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций, а также оценки и снижения ущерба окружающей среде и природным ресурсам. Все работы по предотвращению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций выполняются при тесном взаимодействии государственных органов управления, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций головная координирующая роль в этом вопросе на федеральном уровне принадлежит Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Понятия и определения.
Понятия и определения чрезвычайной ситуации, предупреждения чрезвычайной ситуации, ликвидации чрезвычайной ситуации, зоны чрезвычайной ситуации изложены в статье 1 главы 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Другие понятия и определения, имеющие отношения к обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, изложены в государственных стандартах Российской Федерации, разработанных в рамках Программы комплексной стандартизации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях":
ГОСТ Р 22.0.01-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения";
ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий";
ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.1.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения";
ГОСТ Р 22.1.02-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения".
Понятия и определения, связанные с обеспечением экологической безопасности при чрезвычайных ситуациях, изложены в статье 3 главы 1 Федерального закона "Об экологической безопасности", принятого Государственной Думой 17.11.95:
Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее.
Экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу и окружающей природной среде в результате антропогенных и природных воздействий на нее.
Экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующая наличием или возможностью разрушения либо негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий на нее, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам личности и обществу.
Субъект экологической опасности - юридическое или физическое лицо, в том числе должностное лицо, деятельность которого способна создать экологически опасную ситуацию.
Обеспечение экологической безопасности - система действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе отдаленных последствий.
4. В данном Положении в соответствии с его целевой направленностью не рассматриваются проблемы обеспечения экологической безопасности зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия (статьи 58 и 59 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"), для которых характерным признаком является наличие устойчивых длительных отрицательных изменений в окружающей природной среде. Обеспечение экологической безопасности таких зон является самостоятельной проблемой и регламентируется соответствующей системой нормативно-правовых документов Минприроды России.
5. Основными задачами функциональной подсистемы экологической безопасности являются:
- формирование и проведение на территории России единой государственной политики в области экологической безопасности посредством разработки и реализации взаимосвязанного и согласованного с МЧС России и другими федеральными органами комплекса нормативно-правовых, информационно-методических, эколого-экономических и социальных мер по экологической защите населения и природной среды при чрезвычайных ситуациях;
- разработка и реализация федеральных и региональных целевых и научно-технических программ по обеспечению экологической безопасности и их согласование с программами МЧС России;
- организация взаимодействия на федеральном и территориальном уровнях между Минприроды России, МЧС России, объектами, осуществляющими хозяйственную деятельность (министерства и ведомства, промышленные и другие предприятия, являющиеся потенциальными источниками возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций) по вопросам предупреждения, ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и методическое обеспечение научно-исследовательскими учреждениями Минприроды России по составу и содержанию всего ожидаемого объема работ по обеспечению экологической безопасности;
- организация в рамках общего руководства со стороны Минприроды России системой общегосударственного мониторинга (ЕГСЭМ) порядка и содержания информационного обмена и взаимодействия на федеральном и территориальном уровнях между Минприроды России, МЧС России и центральными органами федеральной исполнительной власти согласно их функциям в ЕГСЭМ;
- организация мониторинга источников антропогенного воздействия на природную среду и зон их прямого воздействия, в первую очередь на объектах, предприятиях и территориях (в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях), являющихся потенциальными источниками возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы как средства предупреждения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями на всех создаваемых, модернизируемых и реконструируемых хозяйственных и других объектах и территориях;
- организация и проведение государственного экологического контроля в первую очередь потенциально опасных объектов и территорий для разработки комплекса мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и по восстановлению экосистем, а также для статистического анализа с целью прогнозирования возможных экологических последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.
6. Структура функциональной подсистемы экологической безопасности.
Организационно-функциональная структура подсистемы соответствует целям ее создания и решаемым задачам в рамках РСЧС.
На федеральном уровне основными структурными элементами подсистемы являются:
- руководящий орган - Минприроды России (Комиссия по чрезвычайным ситуациям, возглавляемая Первым заместителем Министра);
- средство управления - Информационно-аналитическая система (ИАС) Минприроды России (подсистема "Экобезопасность").
ИАС Минприроды России предназначена для сбора, обработки, хранения и накопления информации, оперативного анализа и прогнозирования (в том числе превентивного) динамики развития экологической обстановки на всей территории России.
ИАС Минприроды России должна сопрягаться с другими информационными системами межгосударственного, федерального, отраслевого и регионального уровней и в первую очередь с системой МЧС России.
Информационную основу взаимодействия ИАС Минприроды России с информационными системами МЧС России составляют системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды. Техническую основу информационного сопряжения должны составлять действующие и проектируемые федеральные и территориальные информационно-вычислительные (ситуационные) центры, а также существующие и перспективные государственные, отраслевые, ведомственные и коммерческие системы связи и передачи данных.
Силы и средства ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и восстановления экосистем, их состав и оснащение определяются органами Минприроды России по результатам экологического контроля последствий чрезвычайных ситуаций и финансируются за счет средств виновника чрезвычайной ситуации с экологическими последствиями, а в случае ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и катастроф - за счет государственных средств.
Координацию деятельности организаций в рамках функциональной подсистемы экологической безопасности РСЧС осуществляет Управление экологической безопасности Минприроды России.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям Минприроды России в составе, утвержденном приказом Министра от 30.11.95 N 494, действует в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра от 13.02.96 57, и готовит предложения для принятия решений на уровне Министерства, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации.
На территориальном и местном уровнях руководство работами по оказанию срочной экологической помощи и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют соответствующие комиссии территориальных природоохранных органов в тесном взаимодействии с объектовыми, местными и территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
Структурным элементом функциональной подсистемы экологической безопасности на территориальном уровне также являются территориальные информационно-аналитические системы (ТИАС), которые создаются в республиках, краях и областях России, а также в городах Москва и Санкт-Петербург для информационного обеспечения территориальных органов Минприроды России, органов представительной и исполнительной власти, государственных служб и комиссий по чрезвычайным ситуациям данными о состоянии природной среды (в том числе и прогностических) и потенциально опасных объектах, а также для обеспечения информационного взаимодействия с территориальными органами других ведомств.
ТИАС является объектом, в котором собирается, хранится, обобщается и анализируется информация, поступающая от звеньев ведомственных систем локального и территориального уровней, требуемая для оценки и прогноза экологического состояния природной среды конкретного региона.
ТИАС является территориальным научно-методическим центром, обеспечивающим совместимость информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ, находящихся на данной территории, и осуществляет единую политику в интересах Минприроды России при проведении экологического мониторинга.
В связи с тем, что наиболее типичное сочетание экологических проблем имеет место на территориальном уровне, проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности в рамках территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является главным (приоритетным) эвеном функциональной подсистемы экологической безопасности.
7. Порядок функционирования подсистемы экологической безопасности и ее взаимодействия в рамках РСЧС.
В зависимости от экологической обстановки различают три режима функционирования подсистемы (аналогично режимам РСЧС):
режим повседневной деятельности - функционирование подсистемы при нормальной производственной, сейсмической, гидрометеорологической обстановке, при отсутствии превышения над фоновыми значениями радиационных, химических, биологических (бактериологических) и физических факторов воздействия на природную среду, ведение плановых долгосрочных работ по ликвидации экологических последствий и восстановлению целостности экосистем в зонах, объявленных зонами экологического бедствия и экологических катастроф;
режим повышенной готовности - функционирование подсистемы при прогнозировании возможного ухудшения производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), физической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, в том числе при прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;
чрезвычайный режим - функционирование подсистемы при возникновении и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
Функционирование подсистемы, ее федеральных и территориальных (в том числе и местных) органов, звеньев и служб в конкретном режиме осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, МЧС России, соответствующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от характера, масштаба и возможных и (или) реальных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
В зависимости от конкретной обстановки федеральные и территориальные органы подсистемы экологической безопасности могут функционировать в неодинаковых режимах.
Подсистема экологической безопасности в целом в зависимости от режима осуществляет деятельность по следующим направлениям:
а) в режиме повседневной деятельности:
- совместно с органами государственной власти и МЧС России принимает участие в планировании мероприятий по ликвидации ожидаемых последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения в части обеспечения экологической безопасности и восстановления целостности экосистем, а также в части оценки потребностей в природных ресурсах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- принимает участие в разработке с другими министерствами и ведомствами (МЧС России, Росгидромет, Госкомсанэпиднадзор России, Госатомнадзор России и др.) нормативно-правовых, научно-методических и информационных материалов в целях проведения единой государственной политики при обеспечении экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- организует и осуществляет государственную экологическую экспертизу в целях обеспечения экологической безопасности создаваемых (строящихся) и модернизируемых народно-хозяйственных объектов различной формы собственности и новых технологий (процессов) на уже созданных объектах;
- организует и осуществляет государственный экологический контроль на территории страны и в регионах средствами экологического мониторинга (в рамках ЕГСЭМ) с целью получения качественного, достоверного и своевременного прогноза возможных экологических последствий повседневной народно-хозяйственной деятельности и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;
- организует и осуществляет прогнозирование экологического и экономического ущерба, состава, содержания и стоимости работ по восстановлению экологического равновесия для возможных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения в каждом регионе и в стране в целом;
- организует выполнение государственных и региональных целевых и научно-технических программ и мероприятий по предупреждению и уменьшению возможных экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
- обобщает и формирует предварительные заявки от территориальных органов по составу сил и средств, по потребным материально-техническим ресурсам для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и по восстановлению экосистем с целью представления их к финансированию государственными органами власти или потенциальными виновниками чрезвычайных ситуаций;
- участвует в разработке программ и организации обучения населения способам действий при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения с учетом специфики конкретных регионов в части обеспечения экологической безопасности;
- совместно с МЧС России и другими ведомствами участвует в разработке планов и организации проведения учений, тренировок и проверок по вопросам обеспечения экологической безопасности при чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности:
- организует и непосредственно руководит проведением оперативного государственного экологического контроля в потенциально опасных регионах, в первую очередь экологически опасных объектов и источников выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую природную среду;
- осуществляет уточнение и корректировку ранее выполненных прогнозов характера, масштабов и ожидаемого ущерба экологических последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и территориях;
- осуществляет проверку готовности и организации взаимодействия федеральных и территориальных звеньев управления экологической безопасностью, наличия и готовности сил и средств, выделяемых потенциально опасными объектами или (и) территориальными органами МЧС России (по согласованию) для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и для последующего восстановления экосистемы в соответствии с прогнозируемой обстановкой;
- организует и контролирует проведение предварительных (подготовительных) мер по обеспечению экологической безопасности на потенциально опасных объектах и территориях, а также по ликвидации возможных экологических последствий прогнозируемых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;
- участвует совместно с территориальными органами МЧС России в организации возможных способов использования природных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- организует государственный экологический контроль за использованием природных ресурсов в интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций и за потенциальными выбросами и сбросами в окружающую среду после их использования;
- совместно с МЧС России участвует в организации оперативного информирования населения и заинтересованных органов и служб о характере возможной опасности, правилах и порядке действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в) при чрезвычайном режиме:
- совместно с органами МЧС России участвует в экстренном уведомлении и оповещении о факте чрезвычайных ситуаций глобального, регионального и местного масштаба;
- совместно с МЧС России обеспечивает сбор, обработку и доведение до соответствующих органов управления в пределах их компетенции срочной информации о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и о ходе работ по ликвидации их экологических последствий;
- совместно с МЧС России организует обмен информацией по управлению силами и средствами, предназначенными для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и для восстановления экосистем;
- организует и осуществляет постоянный оперативный государственный экологический контроль за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях (акваториях), за состоянием природных ресурсов, используемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, за качеством восстановительных работ и при приемке санированных территорий;
- совместно с МЧС России проводит оценку экологического ущерба чрезвычайной ситуации, затрат на ликвидацию их последствий и на восстановление экосистем;
- участвует в организации ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и восстановления экосистем, проводимых за счет средств из различных источников в зависимости от масштаба, характера и последствий чрезвычайных ситуаций.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минприроды РФ от 12 июля 1996 г. N 326 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме экологической безопасности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.