Методические указания
по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты
(утв. Министерством природных ресурсов РФ 29 декабря 1998 г.)
Приказом МПР РФ от 13 марта 2000 г. N 71 настоящие Методические указания признаны утратившими силу
1. Введение
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты".
Разработка нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты предусмотрена ст.109 Водного Кодекса Российской Федерации. Целью разработки указанных нормативов является поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, что обеспечивается установлением и соблюдением этих нормативов.
В настоящем документе приводятся методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий и предельно допустимых сбросов вредных веществ для подземных водных объектов.
Специфические особенности подземных водных объектов: наличие в геологическом разрезе чередования водоносных и слабопроницаемых отложений, вертикальный водообмен между различными водоносными горизонтами, высокая регулирующая емкость водовмещающих пород и весьма малые, по сравнению с поверхностными водными объектами, скорости движения подземных вод, физико-химическое взаимодействие подземных вод с водовмещающими породами, отсутствие целенаправленного сброса вредных веществ в продуктивные водоносные горизонты и др. определяют существенную зависимость изменение количественных и качественных показателей подземных водных объектов от расположения источника антропогенного воздействия, его интенсивности и времени воздействия. В этих условиях разработка нормативов предельно допустимого вредного воздействия на подземные водные объекты без учета размещения и характеристик источников антропогенного воздействия принципиально невозможна. В связи с этим настоящими "Методическими указаниями..." разработка нормативов предельно допустимого вредного воздействия возлагается на природопользователей, деятельность которых скрывает или может оказать вредное воздействие на подземные водные объекты в отличие от поверхностных водных объектов, где такие разработки возложены на Министерство природных ресурсов и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Методические указания предназначены для природопользователей (недропользователей, водопользователей), деятельность которых оказывает воздействие на подземные водные объекты и которые осуществляют разработку указанных нормативов, а также для государственных органов исполнительной власти Субъектов Федерации и органов МПР России и Госкомэкологии России, на которых возложено утверждение нормативов.
2. Нормативные ссылки
- Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", 1991 г.;
- Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", 1995 г.;
- Водный Кодекс Российской Федерации, 1995 г.;
- Федеральный Закон "О государственной экологической экспертизе", 1995 г.;
- Положение о порядке лицензирования пользования недрами. Утверждено Верховным Советом Российской Федерации 15 июля 1992 г. N 3314-1;
- Правила представления в пользование водных объектов, находящихся в Государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдача лицензии и распорядительной лицензии. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 382;
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. следует читать "N 383"
- Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 г. N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимого вредного воздействия на водные объекты";
- Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 716;
- Положение об органах государственного геологического контроля в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 899;
- Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утверждено приказом Минприроды России от 18 июня 1994 г. N 222. Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 1994 г. N 695;
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Дату вышеупомянутого приказа N 222 следует читать "от 18 июля 1994 г."
- ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая";
- ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.
- ГОСТ 17.1.3.05-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.
- ГОСТ 17.1.3.11-84. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями.
- ГОСТ 17.1.3.11-84. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами.
- СанПиН 21.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
- СанПиН 2.1.4.544-96 "Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
- СанПиН 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения".
- ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые".
- ТУ 10.04.06.132-88 "Воды минеральные природные столовые".
Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Минприроды России, Минстрой России, 1995.
Санитарные правила и технические условия эксплуатации и консервации глубоких хранилищ жидких радиоактивных и химических отходов предприятий ядерного топливного цикла. СП и ТУ ЭКХ-93 Госсанэпиднадзор России, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, 1995.
3. Общие положения
3.1. Хозяйственная деятельность и связанные с ней техногенные последствия оказывает воздействие на подземные водные объекты, которое происходит в двух основных направлениях:
а) Изменение условий питания и разгрузки подземных вод, вызывающее изменение соотношения приходных и расходных элементов их баланса. Эти процессы вызывают перестройку гидродинамической структуры водоносной системы, находящую отражение в режиме подземных вод и изменении положения и структуры уровенной поверхности.
б) Изменение качества подземных вод при поступлении загрязняющих веществ из антропогенных источников загрязнения, либо при подтягивании к эксплуатирующимся водозаборным сооружениям природных вод (подземных вод из других зон эксплуатируемого водоносного горизонта, подземных вод смежных водоносных горизонтов, поверхностных вод), характеризующихся другими качественными показателями. Следовательно, в результате влияния техногенеза происходит изменение гидрохимической структуры водоносной системы, которое может являться следствием изменения гидродинамической структуры, но может происходить и при сохранении последней.
3.2. Изменения, происходящие в подземных водах в связи с техногенной деятельностью, в свою очередь, привести к изменению количественных и качественных показателей других компонентов природной окружающей среды (изменение поверхностного стока и качества поверхностных вод, засоление почв, изменение ландшафтных условий, возникновение и активизация экзогенных геологических процессов).
3.3. Воздействие техногенной деятельности на подземные водные объекты может иметь как позитивный, так и негативный характер. В позитивном плане может происходить усиление питания подземных вод, формирование новых емкостных запасов, улучшение условий эксплуатации. Отбор подземных вод может обеспечить необходимый дренажный эффект, может также улучшаться качество подземных вод эксплуатируемого водоносного горизонта.
Однако в большинстве случаев влияние техногенной деятельности носит негативный характер, что определяет необходимость, обязательного учета вредного воздействия на подземные водные объекты.
3.4. Под вредным воздействием техногенной деятельности на подземные водные объекты следует понимать такое воздействие, которое приводит к ухудшению количественных и качественных показателей подземных водных объектов.
Последствиями этого ухудшения могут быть:
а) Ухудшение потребительских свойств подземных вод по количественным и качественным показателям, вследствие чего затрудняется или исключается возможность использования подземных вод по целевому назначению.
б) Негативные изменения показателей других компонентов природной окружающей среды, взаимосвязанных с подземными водами.
3.5. По масштабу влияния техногенеза на подземные водные объекты и его последствиям вредное воздействие может быть допустимым и недопустимым. При допустимом вредном воздействии происходящие изменения качественных и количественных показателей подземных вод не влияют на возможность их использования по заданному целевому назначению и обеспечивают сохранение других компонентов природной среды на заданном уровне.
3.6. В связи с тем, что при увеличении антропогенной нагрузки допустимое вредное воздействие может переходить в недопустимое, необходимо в каждом конкретном случае определять нормативы предельно допустимого вредного воздействия (ПДВВ) в соответствии с требованиями ст.109 Водного кодекса Российской Федерации.
3.7. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия должны устанавливаться исходя из условий недопустимости изменения качественных и количественных показателей подземных вод в таких пределах, что становится невозможным использование подземного водного объекта по заданному целевому назначению и (или) сохранение на заданном уровне других компонентов природной среды.
3.8. При разработке нормативов ПДВВ следует учитывать, что воздействие техногенеза на подземные водные объекты может быть прямым и косвенным.
Прямое воздействие происходит в случаях целенаправленного отбора подземных вод из водоносного горизонта или при сбросе (закачке) вод в подземные водные объекты. К прямому воздействию относятся:
а) добыча подземных вод с целью их последующего использования в системе хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения (питьевые и технические подземные воды), в бальнеологии (лечебные и лечебно-столовые минеральные воды), для розлива (лечебно-столовые и столовые минеральные воды), в теплоэнергетике (теплоэнергетические подземные воды), а также для извлечения йода, брома и других ценных компонентов (промышленные подземные воды);
б) извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа; при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов; при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий;
г) закачки (возврат) в недра использованных минеральных, теплоэнергетических, промышленных и технических вод;
д) закачка вод в нефтеводоносные пласты при законтурном и внутриконтурном заводнении нефтяных месторождений.
Косвенное воздействие на подземные водные объекты осуществляется при техногенной деятельности, не связанной с непосредственным отбором подземных вод или сбросом вод в недра. К таким случаям относятся поступление вод в водоносный горизонт при фильтрационных утечках из водонесущих коммуникаций, хвостохранилищ, гидроотвалов; атмосферных вод, загрязненных на полигонах твердых бытовых отходов, свалках, сельскохозяйственных площадях; оросительных вод и т.д.
3.9. Нормативы ПДВВ должны разрабатываться в следующих случаях:
а) техногенная деятельность приводит к изменению количественных и качественных показателей тех водоносных горизонтов, которые используются или могут быть использованы в будущем для добычи подземных вод в указанных в предыдущем пункте целях, а также гидравлически связанных с ними водоносных горизонтов;
б) техногенная деятельность приводит к изменению количественных и качественных показателей водоносных горизонтов, если эти изменения оказывают влияние на другие компоненты окружающей природной среды.
В тех случаях, когда техногенная деятельность оказывает воздействие на водоносные горизонты, которые не используются и не могут быть использованы в будущем по какому-либо целевому назначению в соответствии с п.3.8а, и проходящие в этих горизонтах изменения не влияют на состояние других компонентов природной среды, нормативы ПДВВ не устанавливаются.
3.10. Нормативы ПДВВ представляют собой совокупность количественных и качественных показателей (характеристик) процессов и сооружений, которые могут оказывать вредное воздействие на подземные воды. При соблюдении этих нормативов вредное воздействие не превышает допустимых пределов. Состав этих показателей определяется видом хозяйственной деятельности, оказывающей указанное воздействие и характером воздействия.
3.11. Выделяются следующие основные виды хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты:
а) Эксплуатация подземных вод водозаборными сооружениями, в том числе - с искусственным пополнением запасов подземных вод.
б) Разработка месторождений твердых подземных ископаемых, включая отбор подземных вод водопонизительными и осушительными системами, строительство и эксплуатацию хвостохранилищ и гидроотвалов, складирование твердых отходов. Санация неперспективных шахт и разрезов.
в) Разработка месторождений нефти и газа, включая законтурное и внутриконтурное заводнение.
г) Промышленное и гражданское строительство, включая строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.
д) Сельскохозяйственное освоение территории, включая проведение оросительных и осушительных мероприятий, дренаж орошаемых земель, использование органических и неорганических удобрений и пестицидов, складирование удобрений и пестицидов, строительство фильтрующих накопителей животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм и т.д.
е) Гидротехническое строительство, включая строительство плотин, водохранилищ, каналов, набережных, отвод рек и т.д.
Каждый из перечисленных видов хозяйственной деятельности характеризуется своими особенностями протекания процессов изменения условий питания и разгрузки подземных вод, а также их качества.
3.12. Установление нормативов ПДВВ для различных видов воздействия на подземные воды должно осуществляться с обязательным учетом особенностей гидрогеологических условий. При этом должны учитываться следующие основные факторы:
а) Условия залегания и распространения водоносных горизонтов и слабопроницаемых и водоупорных пород, строение гидрогеологического разреза.
б) Литологический состав и строение водоносных, слабопроницаемых и водоупорных пород.
в) Фильтрационные, миграционные и емкостные параметры, определяющие закономерности движения подземных вод и перенос ими растворенных компонентов - коэффициенты фильтрации, водопроводимости, водоотдача, упругоемкость, эффективная пористость, гидродисперсия и т.д.
г) Физические свойства и химический состав подземных вод.
д) Характер уровенной (свободной или пьезометрической) поверхности.
е) Гидравлический характер водоносных горизонтов (напорный, безнапорный, напорно-безнапорный).
ж) Строение, состав и мощность пород зоны аэрации.
з) Условия на внешних и внутренних границах водоносных горизонтах (условия питания и разгрузки подземных вод, включая характер их взаимосвязи с поверхностными водами).
3.13. Нормативы ПДВВ определяются для каждого проектируемого, строящегося или действующего объекта хозяйственной деятельности применительно к конкретному подземному водному объекту, на который может оказывать негативное воздействие указанная деятельность. Такими водными объектами являются месторождения подземных вод, участки действующих водозаборов, водоносные горизонты, бассейны подземных вод или их части. При этом должно учитываться воздействие на данный водный объект других действующих и проектируемых сооружений.
3.14. Нормативы ПДВВ разрабатываются на основании специально выполненных геолого-гидрогеологических исследований, проводимых для обоснования строительства и эксплуатации сооружений, оказывающих воздействие на подземные водные объекты. При этом в качестве основы для разработки нормативов учитываются следующие требования:
I. К качеству воды, добываемой из подземных водных объектов:
а) Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для использования в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения - требования, устанавливаемые ГОСТ 2761-84 "Источники Централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора; ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая"; СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; СанПиН 2.1.4.544-96 "Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
б) Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для использования с целью розлива минеральных природных столовых (пресных) подземных вод - требования ТУ 10.04.06.132-88 "Воды минеральные природные столовые", утвержденные установленным образом кондиции.
в) Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для розлива в бальнеологических целях - требования ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые", утвержденные установленным образом кондиции.
г) Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для использования в качестве источника производственного водоснабжения, в теплоэнергетике, для извлечения ценных компонентов, а также в бальнеологии для наружного применения - требованиям кондиций, утвержденных установленным образом.
д) Для водоносных горизонтов, подземные воды которых разгружаются в речную сеть и загрязнение которых может привести к загрязнению поверхностных вод, - требованиями к качеству поверхностных вод, определяемыми целевым назначением последних.
II. К положению уровня подземных вод.
а) Для эксплуатируемых или предназначенных для эксплуатации водоносных горизонтов - в соответствии с величиной допустимого понижения уровня подземных вод, устанавливаемого с учетом гидрогеологических, технико-экономических и природоохранных факторов при оценке и утверждении эксплуатационных запасов подземных вод.
б) Для первого от поверхности водоносного горизонта - в соответствии с требованиями к оптимальному положению уровня в аспекте его влияния на состояние ландшафтов (растительности), а также на подтопление территории.
III. К величине возможного изменения расхода и уровня поверхностных вод.
Эти требования устанавливаются при обосновании отбора подземных вод, который может привести к уменьшению поверхностного стока в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, предъявляемыми к величине поверхностного стока и уровню поверхностных вод.
3.16. Нормативы ПДВВ на подземные водные объекты могут устанавливаться:
а) непосредственно на основании требований законодательства об охране окружающей природной среды и водного законодательства Российской Федерации, государственных стандартов, а также утвержденных установленным образом строительных и санитарных норм и правил, устанавливающих:
- запрещение размещения на площадях, используемых или перспективных для использования для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения подземных водных объектов, захоронения вредных отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и т.д.;
- определенный регламент хозяйственной деятельности в зоне санитарной охраны водозаборов и санитарно-защитных зонах сооружений, которые могут оказать влияние на подземные водные объекты;
- запрещение орошения сточными водами, если это может повлиять на состояние подземных водных объектов.
б) путем соответствующих гидрогеологических расчетов по обоснованию нормируемых показателей, исходя из установленных требований к качеству подземных вод, положению их уровней и возможному влиянию на другие компоненты природной окружающей среды (п.3.14);
в) по аналогии с действующими сооружениями, оказывающими влияние на состояние подземных водных объектов.
3.17. Одним из видов хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на подземные водные объекты является целенаправленный сброс сточных вод (жидких отходов), содержащих вредные вещества, в подземные водные объекты (пласты-коллекторы). Этот сброс является методом захоронения, обеспечивающим изъятие жидких отходов из природной среды и консервацию их в недрах на период, необходимой (гарантируемой) длительности. Для этого вида хозяйственной деятельности устанавливается норматив предельно допустимых сбросов (ПДС) сточных вод, содержащих вредные вещества в подземные водные объекты в соответствии с разделом 6 настоящих методических указаний).
4. Разработка, согласование и утверждение нормативов ПДВВ и ПДС
4.1. Разработка нормативов ПДВВ и ПДС осуществляется природопользователями, деятельность которых оказывает или может оказать вредное воздействие на подземные водные объекты, либо по их заказу, научной, проектной или иной организацией, имеющей право на проведение данных работ. Разработка нормативов при отдельных видах хозяйственной деятельности проводится в соответствии с рекомендациями, проводимыми в разделах 5 и 6 настоящих указаний.
4.2. Разработка нормативов ПДВВ и ПДС для вновь проектируемых и реконструируемых объектов хозяйственной деятельности выполняется в два этапа. На первом этапе территориальными органами МПР России и Госкомэкологии России устанавливаются требования к допустимым изменениям количественных и качественных показателей подземных водных объектов, которые могут происходить в результате проектируемой деятельности.
Эти требования для видов хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с пользованием недрами (добыча подземных вод, разработка месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, использование недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в т.ч. для сброса сточных вод (жидких отходов) с вредными веществами) предварительно устанавливаются в лицензиях на пользование недрами, получение которых в соответствии с законодательством о недрах является обязательным, в виде условий недропользования. Эти условия при выдаче лицензии должны быть согласованы с органами охраны природы, органами Госсанэпиднадзора и, при необходимости, с органами Госгортехнадзора.
Для видов деятельности, не связанных с пользованием недрами и оказывающими косвенное влияние на подземные водные объекты (промышленное и гражданское строительство, гидротехническое строительство, сельскохозяйственное освоение территории), указанные требования устанавливаются в техническом задании на проектирование соответствующих сооружений, которое должно быть согласовано с органами МПР России, Госкомэкологии России, органами санэпиднадзора, Минздрава России, а в необходимых случаях и с органами Госгортехнадзора России.
На втором этапе осуществляется непосредственная разработка нормативов ПДВВ или ПДС в составе технического проекта (технологической схемы) разработки месторождений полезных ископаемых, строительства (реконструкции) сооружений и т.д. В указанных проектах в случаях, предусмотренных "Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации", должен быть раздел, содержащий оценку воздействия проектируемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе - на подземные водные объекты. Для случаев, когда оценка воздействия на окружающую среду, может не проводиться, в проекте должен быть сделан вывод о допустимости предполагаемого воздействия на подземные водные объекты.
Разработанные проекты в необходимых случаях должны быть представлены на государственную экологическую экспертизу, проводимую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Утверждение нормативов ПДВ и ПДС осуществляется территориальными органами МПР России при наличии, в необходимых случаях, положительного заключения Государственной экологической экспертизы.
4.3. Для действующих объектов нормативы ПДВВ и ПДС разрабатываются в виде дополнения к утвержденному ранее проекту (для ПДС - в тех случаях, когда эти нормативы ранее не устанавливались). Указанное дополнение должно быть согласовано и утверждено так же, как сам проект (п.4.2) и, в необходимых случаях, представлено на государственную экологическую экспертизу. В первую очередь нормативы должны устанавливаться для тех действующих объектов, эксплуатация которых либо уже привела к загрязнению подземных вод и (или) истощению их запасов, либо может вызвать указанные последствия в ближайшее время.
4.4. Если достижение нормативов ПДВВ или ПДС для проектируемых и реконструируемых сооружений возможно только при осуществлении защитных мероприятий, то в проекте должно быть предусмотрено выполнение этих мероприятий.
4.5. Для действующих (эксплуатируемых) сооружений, деятельность которых приводит к превышению предельно допустимого воздействия на подземные водные объекты (загрязнение подземных вод выше установленных пределов, истощение эксплуатационных запасов подземных вод или повышение их уровня выше установленных пределов и т.д.), территориальными органами Госкомэкологии России и МПР России может быть выдано предписание субъектам хозяйственной деятельности о необходимости осуществления соответствующих водоохранных мероприятий и установлены сроки их выполнения.
4.6. В случае изменения гидрогеологической, экологической, водохозяйственной обстановки, а также по результатам мониторинга подземных водных объектов и других компонентов природной окружающей среды нормативы ПДВВ или ПДС могут быть пересмотрены.
4.7. Так как утверждение требований к нормативам и самих нормативов ПДВВ осуществляется в рамках лицензирования пользования недрами и государственной экологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности, порядок этого утверждения соответствуют установленному порядку лицензирования и экологической экспертизы. В частности, на федеральные органы управления государственным фондом недр и охраны окружающей среды возлагается утверждение нормативов ПДВВ и ПДС для всех случаев, когда хозяйственная деятельность оказывает вредное воздействие на подземный водный объект, расположенный на территории двух или более субъектов Российской Федерации, в остальных случаях эти функции возложены на территориальные подразделения указанных ведомств.
5. Особенности разработки нормативов ПДВВ для различных видов хозяйственной деятельности
5.1. Эксплуатация подземных вод водозаборными сооружениями:
5.1.1. Эксплуатация подземных вод водозаборными сооружениями может привести к следующим вредным последствиям для подземных водных объектов:
а) Ухудшению качества подземных вод эксплуатируемого водоносного горизонта в связи с подтягиванием к водозаборным сооружениям некондиционных поверхностных и подземных вод, а также загрязненных вод из антропогенных источников загрязнения.
б) Сверхнормативному снижению уровней подземных вод эксплуатируемого и неэксплуатируемых водоносных горизонтов, что приводит к истощению эксплуатационных запасов подземных вод.
5.1.2. При отборе подземных вод водозаборными сооружениями могут наблюдаться следующие негативные последствия для других компонентов природной окружающей среды:
а) Уменьшение поверхностного стока, связанное с сокращением (прекращением) разгрузки подземных вод в реки и привлечением транзитных для данного эксплуатируемого участка поверхностного стока (с учетом поступающих на участок возвратных вод).
б) Ухудшение ландшафтных условий, связанное с возможным понижением уровня подземных вод первого от поверхности водоносного горизонта.
в) Возникновение или активизация негативных экзогенных и эндогенных геологических процессов (просадка земной поверхности, карстово-суффозионные процессы и др.)
5.1.3. В связи с вышеизложенным отбор подземных вод должен быть ограничен величиной, при которой:
а) понижения уровня подземных вод эксплуатируемого водоносного горизонта не превышают установленных допустимых пределов;
б) понижения уровня подземных вод первого от поверхности водоносного горизонта также не превысят установленных пределов;
в) изменение качества подземных вод происходит в пределах, позволяющих использовать их по заданному назначению;
г) уменьшение поверхностного стока и уровня понижения поверхностных вод не превышает установленные предельные значения;
д) активизация негативных геологических процессов, при которой возможны недопустимые нарушения земной поверхности и инженерных сооружений.
Таким образом, нормативом ПДВВ при эксплуатации подземных вод водозаборными сооружениями является максимальная величина их отбора в пределах рассматриваемого водного объекта (месторождения подземных вод, участка водозабора подземных вод) при выполнении указанных выше ограничений. Эта величина соответствует эксплуатационным запасам подземных вод, которые определяются по данным поисково-разведочных работ и должны быть утверждены по результатам государственной экспертизы запасов, проводимой в установленном порядке.
5.1.4. Так как в определенных гидрогеологических условиях водозаборные сооружения, расположенные на различных площадях (месторождениях, участках) могут взаимодействовать друг с другом и отбор подземных вод на одной площади вызывать дополнительное понижение уровня на других площадях, при определении эксплуатационных запасов подземных вод на конкретном участке необходимо учитывать возможное взаимодействие оцениваемого водозабора с другими водозаборами подземных вод.
Для водоносных горизонтов, имеющих региональное распространение (артезианские бассейны платформенного типа, крупные речные долины, бассейны грунтовых вод) общая величина отбора не должна превышать суммарных эксплуатационных запасов подземных вод соответствующей гидрогеологической структуры в целом.
При наличии на рассматриваемой территории водопонизительных (осушительных) установок (разработка месторождений твердых полезных ископаемых, эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и т.д.) и возможным их взаимодействием с водозаборами подземных вод, это взаимодействие также необходимо учитывать при определении величины предельного отбора.
5.1.5. Оценка эксплуатационных запасов подземных вод как предельной величины их возможного отбора водозаборными сооружениями в качестве обязательных составных элементов включает:
1) расчет производительности водозаборных сооружений и соответствующих им понижений уровней подземных вод;
2) расчет взаимодействия с водозаборными сооружениями на других участках в пределах области влияния оцениваемого водозабора;
3) прогноз возможных изменений качества подземных вод за весь период эксплуатации;
4) оценку изменений гидрогеологических условий, определяющих возможное влияние подземных вод на окружающую среду, включая оценку изменений поверхностного стока.
5.1.6. Оценка эксплуатационных запасов подземных вод может выполняться гидродинамическими, гидравлическими, балансовыми методами, а также методами гидрогеологических аналогов и экспертных оценок. Подробная характеристика этих методов, включая методы математического моделирования и ЭВМ, и рекомендации по их использованию содержатся в работах [1, 9, 5], а методов, используемых для прогноза качества воды и влияния отбора подземных вод на поверхностный сток - также в работах [2, 4, 5, 8, 12], которые рекомендуется использовать при определении эксплуатационных запасов.
5.1.7. Требования к величине отбора подземных вод с учетом природоохранных ограничений для вновь разведуемых водозаборов предварительно устанавливается в лицензии на пользование недрами для геологического изучения и добычи подземных вод. Эта величина уточняется после проведения разведочных работ при государственной экспертизе эксплуатационных запасов подземных вод и при утверждении проекта водозабора на основании экологической экспертизы, проведенной в необходимых случаях в рамках проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). В соответствии с "Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" проведение ОВОС является обязательным для водозаборов с производительностью 10 млн.м3/год (среднегодовой дебит - 27 тыс.м3/сут). Для остальных водозаборов целесообразность проведения ОВОС определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов по охране природы.
Во всех случаях в проекте работ должен быть сделан краткий вывод о допустимости влияния предполагаемой эксплуатации подземных вод на подземные водные объекты и другие компоненты природной среды.
Для разведанных водозаборов подземных вод, по которым утверждены эксплуатационные запасы по категориям, обосновывающим их промышленное освоение, и составлен проект водозабора, прошедший в необходимых случаях экологическую экспертизу, величина отбора воды устанавливается в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод в соответствии с данными проекта.
5.1.8. Вредное воздействие эксплуатации подземных вод на подземные водные объекты может наблюдаться также и при сокращении водоотбора на действующих водозаборах или прекращении их эксплуатации. Это воздействие может проявляться в двух направлениях. Подъем уровней подземных вод после остановки (сокращения дебита) водозабора, что может привести к подтоплению территорий и затоплению подземных сооружений. Возможно также изменение качества воды на других водозаборных участках в связи с перестройкой гидродинамической структуры потока. В свете вышеизложенного, изменению водоотбора должно предшествовать установление допустимой величины этого изменения, путем проведения соответствующих прогнозов подъема уровня и качества подземных вод.
5.1.9. При разработке месторождений теплоэнергетических и промышленных вод, а также рассолов для производственного водоснабжения, в ряде случаев используются так называемые геоциркуляционные системы, целевым назначением которых является как откачка подземных вод из глубоких водоносных горизонтов, так и закачка (возврат) вод после их использования. При этом решаются две задачи - поддержание пластового давления при добыче подземных вод и утилизация сточных вод. Процесс возврата вод после их использования может оказать вредное воздействие на эксплуатируемый водоносный горизонт, приводя к изменению качества подземных вод (уменьшению температуры для теплоэнергетических вод, содержания полезных компонентов в промышленных водах и рассолах, используемых для производственного водоснабжения). В этих случаях, кроме отбора подземных вод, должны нормироваться:
- расход сбрасываемых вод после их использования;
- расстояние между водозаборными и нагнетательными скважинами и схема их размещения на площади водозаборного участка;
- содержание полезных компонентов в сбрасываемых водах или их температура;
- давление на устье нагнетательных скважин.
Все эти величины являются взаимосвязанными и должны определяться на основании прогнозных расчетов, осуществляемых, главным образом, гидродинамическими методами, в том числе методами математического моделирования на ЭВМ.
Нормирование указанных величин осуществляется исходя из условия, что качество добываемых подземных вод остается в пределах установленных кондиций. В этих случаях величины нормируемых показателей первоначально устанавливаются в лицензии на пользование недрами для геологического изучения, добычи подземных вод и их возврата в недра после использования, а впоследствии уточняются в проекте разработки месторождения.
5.2. Разработка месторождений твердых полезных ископаемых.
5.2.1. Освоение и эксплуатация месторождений твердых полезных ископаемых во многих случаях сопровождается мероприятиями по осушению и водопонижению, связанными с интенсивным отбором подземных вод. Они приводят к тем же последствиям, что и их отбор водозаборными сооружениями (раздел 5.1). Однако при разработке месторождений твердых полезных ископаемых процессы изменения гидродинамического и гидрохимического режима подземных вод характеризуются определенной спецификой, связанной с тем, что в отличие от работы водозаборов, где эксплуатируются только основные водоносные горизонты, в этих случаях отбор подземных вод чаще всего затрагивает весь гидрогеологический разрез. В связи с этим масштабы влияния разработки месторождений твердых полезных ископаемых на подземные водные объекты существенно больше, чем при эксплуатации водозаборов подземных вод.
В тех случаях, когда в обводнении горных выработок участвуют водоносные горизонты, имеющие региональное распространение, на работу водопонизительных и осушительных установок накладывается эксплуатация подземных вод. При этом в результате проведения горноосушительных работ может происходить выход из строя действующих водозаборов, понижение уровня на перспективных участках, т.е. истощение эксплуатационных запасов подземных вод.
При разработке месторождений твердых полезных ископаемых происходит также загрязнение подземных вод, главным образом, в пределах горных выработок, где формируются воды специфического состава.
5.2.2. В связи с вышеизложенным нормирование вредного воздействия на подземные водные объекты при освоении и разработке месторождений твердых полезных ископаемых сводится к технико-экономическому и экологическому обоснованию такой системы защиты месторождений твердых полезных ископаемых от обводнения вод, которая обеспечивала бы минимальное влияние разработки этих месторождений на снижение уровней подземных вод на участках действующих и перспективных водозаборов не приводило бы к загрязнению этих вод за пределами горного отвода. В этом плане должны нормироваться положение дренажных систем и величина отбора подземных вод.
5.2.3. Важным фактором, определяющим влияние хозяйственной деятельности на подземные водные объекты в районах разработки месторождений твердых полезных ископаемых, является создание хвостохранилищ, гидроотвалов и других сооружений подобного типа. Эти сооружения, с одной стороны, вызывают увеличение водопритоков к шахтам и карьерам, а с другой стороны, приводят к загрязнению подземных вод. В связи с этим должно обеспечиваться предотвращение фильтрационных потерь из хвостохранилищ и гидроотвалов или нормироваться такая величина этих потерь, при которой качество подземных вод остается на заданном допустимом уровне. При этом расчеты дренажных сооружений должны выполняться с учетом действия создаваемых хвостохранилищ и других сооружений.
5.2.4. Требования к допустимой величине отбора подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых предварительно устанавливается в лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых с последующим уточнением ее в проекте разработки месторождения. При этом должна быть обоснована возможность использования откачиваемых дренажных вод для производственного, хозяйственно-питьевого водоснабжения или других целей.
5.2.5. Вредное воздействие хозяйственной деятельности на подземные водные объекты в районах разработки месторождений твердых полезных ископаемых может быть также связано с консервацией или санацией перспективных или отработанных шахт, разрезов, разработка которых осуществлялась с водоотливом. В этих случаях происходит подъем уровней подземных вод, последствием которого может быть подтопление территории и затопление подземных сооружений, а также увеличение водопритоков в разрабатываемые горные выработки. В тех районах, где наряду с горными разработками происходит эксплуатация подземных вод, прекращение водоотлива может вызвать ухудшение качества питьевых вод, отбираемых водозаборными сооружениями, в связи с подтоком загрязненных вод, ранее откачиваемых дренажными системами.
В связи с этим в каждом конкретном случае консервации или санации горных выработок необходимо определять вредное воздействие, которое могут оказать эти мероприятия на подземные водные объекты, особенно на водозаборы питьевых и минеральных вод. Нормирование этого вредного воздействия заключается в проведении мероприятий, направленных на защиту подземных водных объектов. Такими мероприятиями могут быть продолжение в течение определенного периода времени отбора воды, устройство специальных дренажных сооружений и т.д.
5.3. Разработка месторождений нефти и газа.
5.3.1. Вредное воздействие на подземные водные объекты при разработке месторождений нефти и газа может быть связано:
а) с загрязнением пресных (питьевых) и минеральных подземных вод при проникновении в содержащие эти воды горизонты соленых вод, рассолов и углеводородов, при добыче нефти и газа, вследствие некачественной изоляции эксплуатационных скважин и скважин другого назначения, а также при поступлении загрязнений с поверхности земли;
б) с загрязнением пресных (питьевых) и минеральных подземных вод при проникновении в них загрязнений в процессе законтурного и внутриконтурного заводнения как по некачественно оборудованным скважинам, так и по зонам тектонических нарушений;
в) с изменением содержания ценных компонентов на месторождениях промышленных вод, гидравлически связанных с нефтеводоносными горизонтами, при применении методов законтурного и внутриконтурного заводнения.
5.3.2. Вредное воздействие, связанное с проникновением загрязнения через эксплуатационные и другие скважины, а также с поверхности земли, должно быть полностью исключено путем обоснования и реализации соответствующей конструкции скважин и предотвращения загрязнений с поверхности земли. При наличии очагов нефтепродуктового загрязнения они должны быть локализованы в тех случаях, когда происходит фильтрация нефтепродуктов в водоносные горизонты на участках, где подземные воды являются или могут являться объектом эксплуатации.
5.3.3. При обосновании систем законтурного и внутриконтурного заводнения должно нормироваться размещение нагнетательных скважин и их расходы таким образом, чтобы было исключено проникновение загрязнений в водоносные горизонты пресных и минеральных вод, а изменение содержания ценных компонентов в промышленных водах не превышало установленные пределы.
Суммарный расход и проектные нагрузки на нагнетательные скважины, а в необходимых случаях и качество вод, используемых для заводнения, предварительно устанавливаются в лицензии на пользование недрами для добычи нефти с последующим уточнением в проекте (технологической схеме) разработки месторождения.
5.4. Промышленное и гражданское строительство.
5.4.1. Промышленное и гражданское строительство и эксплуатация промышленных и гражданских объектов может оказать следующее вредное воздействие на подземные водные объекты:
а) загрязнение грунтовых вод при фильтрации из накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий (хвостохранилища, пруды-накопители, пруды-испарители, отстойники, шламонакопители и т.д.), полигонов для складирования твердых отходов промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для складирования минеральных удобрений, ядохимикатов, химических реагентов и др. с полей фильтрации, а также при утечках из водонесущих и продуктонесущих коммуникаций, канализационных коллекторов, территорий промплощадок и т.д.;
б) подъем уровней подземных вод, связанный с фильтрацией из вышеуказанных сооружений и, как следствие, подтопление территории;
в) понижение уровня при работе различных водопонизительных и осушительных систем (строительство и эксплуатация метрополитенов, тоннелей, других подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и т.д.).
5.4.2. При обосновании строительства различных сооружений, при эксплуатации которых может происходить поступление загрязненных вод в водоносные горизонты, основным нормируемым показателем является величина фильтрационных потерь (утечек) из этих сооружений, при которой не должно происходить ухудшение качества подземных вод и подъем их уровня выше установленных пределов.
В соответствии с законодательными и нормативными документами складирование и захоронение промышленных и бытовых отходов, а также различных химических продуктов на площадях, где существует риск загрязнения эксплуатируемых или предназначенных для эксплуатации подземных вод может быть полностью запрещено.
Для отдельных видов сооружений, например, для полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, строительными нормами и правилами предусматривается проведение в необходимых случаях различных противофильтрационных и дренажных мероприятий, обеспечивающих либо полную изоляцию водоносного горизонта от проникновения загрязнений, либо уменьшение фильтрационных потерь до нормируемых величин.
Такие дренажные и противофильтрационные сооружения должны быть предусмотрены во всех случаях, когда фильтрационные потери превышают установленное нормативное значение. Методы прогнозов подъема уровней подземных вод и изменения их качества при фильтрации из различных сооружений приведены в работах [2, 4, 14, 16, 17].
5.4.3. При обосновании отбора подземных вод различными водопонизительными и осушительными системами, как и в случае эксплуатации подземных вод водозаборными сооружениями и разработки месторождений твердых полезных ископаемых при водоотливе, нормируется величина расхода извлекаемых из недр подземных вод, которая устанавливается из условий предотвращения загрязнения подземных вод и истощения эксплуатационных запасов вод эксплуатируемых или предназначенных для эксплуатации горизонтов. Допустимая величина отбора устанавливается в лицензии на пользование недрами для извлечения подземных вод и уточняется в проекте соответствующего сооружения.
5.5. Сельскохозяйственное освоение территории.
5.5.1. Сельскохозяйственное освоение территории, включающее проведение оросительных и осушительных мероприятий, может оказывать на подземные водные объекты следующее вредное влияние:
а) Подъем уровней подземных вод выше критических значений, вызывающий подтопление сельскохозяйственных земель, а также засоление почв при увеличении расхода подземных вод в связи с подъемом их уровня на испарение и транспирацию.
б) Загрязнение подземных вод, связанное с поступлением загрязняющих веществ с полей орошения сточными водами, из фильтрующих накопителей животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм, а также с поступлением загрязняющих веществ с атмосферными и оросительными водами с полей, обрабатываемых с применением пестицидов, химикатов и удобрений, содержащих токсичные вещества.
в) Понижение уровня подземных вод на осушаемых территориях, а также при осуществлении вертикального и горизонтального дренажа орошаемых земель.
5.5.2. Основными нормируемыми показателями при обосновании сельскохозяйственного освоения территории являются: расход воды на орошение и качество используемых для этих целей вод, фильтрационные потери из накопителей стоков, количество применяемых при обработке земель пестицидов, ядохимикатов, удобрений, объем дренажного стока. Эти показатели должны устанавливаться таким образом, чтобы при совместном действии процессов поступления вод в водоносные горизонты и дренажных сооружений уровень подземных вод не превышал установленные значения, а качество подземных вод позволяло использовать их по заданному назначению. При этом качество используемых для орошения сточных вод по химическим, микрообиологическим и паразитологическим показателям должно отвечать требованиям СанПиН 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков, для орошения и удобрения".
Методика прогноза подъема уровня подземных вод на орошаемых территориях и изменения их качества приведена в работах [5, 6, 7, 10, 17].
5.6. Гидротехническое строительство.
5.6.1. Гидротехническое строительство (строительство плотин, водохранилищ, каналов и т.д.) может приводить к вредному воздействию на подземные водные объекты в следующих основных направлениях:
а) Подъем уровней подземных вод при их подпоре водохранилищами, что может привести к подтоплению территории.
б) Изменение условий эксплуатации подземных вод при отводе рек и регулировании поверхностного стока в связи с сокращением времени прохождения, числа и интенсивности паводков. Эти процессы могут привести к истощению эксплуатационных запасов подземных вод и связанному с этим процессом ухудшению их качества.
6. Особенности разработки нормативов предельно допустимых сбросов
вредных веществ в подземные водные объекты
6.1. Сброс сточных вод (жидких отходов) в подземные водные объекты может осуществляться только при использовании в качестве пластов-коллекторов глубоко залегающих водоносных горизонтов, практически не связанных как с поверхностными водными объектами, так и с водоносными горизонтами верхней гидродинамической зоны, в которой проявляется дренирующее влияние поверхностных вод.
6.2. В течение периода необходимой (гарантированной) консервации отходов в недрах должно быть обеспечено полное отсутствие или сохранение в допустимых пределах всех видов возможного вредного воздействия сброса (захоронения) отходов на окружающую природную среду и используемые или потенциально пригодные для хозяйственного использования элементы и участки недр, а именно:
- отходы не должны распространяться в пласте-коллекторе и перекрывающих буферных горизонтах за пределы, определенные горным отводом;
- вытесняемые по пласту-коллектору при захоронении отходов высокоминерализованные пластовые воды не должны поступать в содержащие пресные воды водоносные горизонты верхней гидродинамической зоны или поверхностные водотоки и водоемы в количествах, которые приводят к превышению ПДК каких-либо компонентов в этих водных объектах;
- в процессе подземного захоронения не должно создаваться предпосылок для гидравлического разрыва перекрывающей пласт-коллектор водоупорной кровли и неконтролируемой вертикальной миграции отходов.
6.3. Нормативами предельно-допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты являются:
- необходимая (гарантированная) длительность консервации отходов в подземном хранилище;
- расход сбрасываемых отходов;
- давление на устье нагнетательных скважин;
- продолжительность эксплуатации полигона подземного захоронения отходов;
- концентрация вредных веществ и (или) других специфических компонентов в отходах.
6.4. Необходимая длительность консервации жидких отходов в подземном хранилище (пласте-коллекторе отходов) является основным исходным нормативом предельно-допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты. Она определяется головной научно-исследовательской организацией соответствующей отрасли исходя из класса опасности, начальной концентрации вредных веществ в отходах и известных или обоснованно прогнозируемых параметров деградации вредных компонентов отходов в геохимических и термодинамических условиях пласта-коллектора. В частности, для радиоактивных отходов таким параметром является период полураспада соответствующих радиоэлементов. В качестве градаций необходимой длительности изоляции отходов принимаются следующие сроки:
- 25-30 лет
- 100-1000 лет
- более 1000 лет.
6.5. Расход сбрасываемых отходов, давление на устье нагнетательных скважин и продолжительность эксплуатации полигона подземного захоронения являются взаимосвязанными показателями, определяющими распространение отходов в пласте-коллекторе, вытеснение ими пластовых вод, эволюцию напорной поверхности пласта-коллектора и буферных водоносных горизонтов, в том числе взаимодействие пласта-коллектора с вышележащими горизонтами для гидравлического разрыва водоупорной кровли. Величины этих показателей определяются по результатам прогнозных расчетов соответствующих процессов, осуществляемых известными методами - аналитическими расчетами, аналоговым или численным моделированием, экстраполяцией опытных данных [3, 12].
Взаимоувязанность этих показателей определяет возможность и (или) необходимость изменения значений одних из них в зависимости от требуемого или допустимого значения других. Так, расход сбрасываемых отходов может быть увеличен за счет уменьшения длительности эксплуатации полигона подземного захоронения - и наоборот. Допустимое повышение давления на устье нагнетательных скважин, обеспечивающее отсутствие предпосылок для гидравлического разрыва кровли, лимитирует величину расхода и схему полигона захоронения (количество и/или расположение нагнетательных скважин).
В свою очередь, величина допустимого повышения давления увеличивается с увеличением глубины залегания пласта-коллектора.
Все прогнозные расчеты по определению предельно-допустимых нормативов расхода, давления и продолжительности эксплуатации полигонов захоронения осуществляются исходя из назначенной величины необходимой длительности консервации отходов в недрах.
6.6. Предельно-допустимая концентрация вредных веществ и/или других специфических компонентов в отходах назначается головной научно-исследовательской организацией отрасли с учетом физико-химических свойств отходов и термодинамических и геохимических условий пласта-коллектора - исходя из необходимости предупреждения опасных и неконтролируемых последствий их взаимодействия (газотепловыделение и др.).
6.7. Нормативы, предельно-допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты и положение представляемого для этих целей горного отвода предварительно устанавливаются при лицензировании пользования недрами для захоронения вредных веществ, осуществляемом на основании решения Правительства Российской Федерации, согласованного с органами исполнительной власти субъекта Федерации. Эти нормативы уточняются в проекте полигона по захоронению жидких вредных отходов, неотъемлемой частью которого является оценка воздействия строительства и эксплуатации сооружения на окружающую среду.
7. Контроль за соблюдением нормативов ПДВВ и ПДС
7.1. Контроль за соблюдением нормативов ПДВВ и ПДС осуществляют субъекты хозяйственной деятельности, оказывающие вредное воздействие на подземные водные объекты и соответствующие государственные органы.
7.2. Субъекты хозяйственной деятельности осуществляют контроль за состоянием и параметрами соответствующих сооружений (источников антропогенного воздействия) и за состоянием подземных водных объектов в зоне существенного влияния хозяйственной деятельности. Контроль за состоянием подземных водных объектов осуществляется в рамках объектного мониторинга, требования к которому должны быть предусмотрены в лицензиях на пользование недрами (для видов хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами) и программах мониторинга геологической среды, согласованной с территориальными органами МПР России. Эти требования включают требования к размещению наблюдательных пунктов, к составу наблюдаемых показателей, составу информации, формам и срокам ее передачи в службу государственного мониторинга геологической среды.
7.3. Государственный контроль за соблюдением нормативов ПДВВ и ПДС осуществляют органы государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы государственного водного контроля за использованием и охраной водных объектов, государственного геологического контроля и другие государственные органы в области окружающей природной среды в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля определяется водным законодательством, законодательством о недрах и об охране окружающей природной среды.
Лист согласования нормативного документа
"Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых
вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно
допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты"
Согласовано
Министерство природных ресурсов РФ |
Михеев Н.Н. |
Согласовано
Государственный комитет РФ |
Порядин А.Ф. |
Согласовано
Министерство сельского хозяйства
и продовольствия РФ
Заместитель Министра |
Измайлов В.А. |
Согласовано
Департамент по рыболовству |
Брухис В.М. |
Согласовано
Министерство здравоохранения РФ |
Онищенко Г.Г. |
Согласовано
Федеральная служба России по |
Цатуров Ю.С. |
Согласовано
Министерство науки и технологий РФ |
Княжев В.А. |
Согласовано
Российская академия наук |
Голицын Г.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты (утв. Министерством природных ресурсов РФ 29 декабря 1998 г.)
Текст Методических указаний официально опубликован не был
Приказом МПР РФ от 13 марта 2000 г. N 71 настоящие Методические указания признаны утратившими силу