Решение коллегий Минобразования РФ и Министерства природных ресурсов РФ
от 19 мая 1999 г. N 11/9
"О концепции геологического образования в России"
Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации на совместном заседании, заслушав представленные доклады и выступления участников заседания, а также ознакомившись с материалами выставки, отмечают особую роль геологии и геологического образования в России, связанную с развитием минерально-сырьевой базы и повышением эффективности недропользования как основы возрождения и подъема отечественной экономики.
Коллегии констатируют, что представленный проект Концепции геологического образования в России, разработанный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 12.06.96 N ВК-П8-21206 межведомственной рабочей группой при участии представителей Российской академии наук, Российского геологического общества, отраслевых геологических институтов, учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, отражает реальные проблемы, решение которых придаст геологическому образованию новое содержание и будет содействовать укреплению его научно-методического, организационного и материально-технического потенциала, повысит геологическую грамотность общества и, тем самым, укрепит экономическую и экологическую безопасность страны.
Роль геологии в жизни современного общества определяется ее важностью как фундаментальной науки о строении Земли, геодинамических и антропологических процессах и минерально-сырьевых ресурсах и ее практическим значением для экономики страны. Подготовка специалистов геологических специальностей в настоящее время ведется в 32 учебных заведениях высшего профессионального образования (ВУЗах) и в 20 учебных заведениях среднего профессионального образования (ССУЗах). Общий выпуск ВУЗов составляет ежегодно около 2 тыс. чел, ССУЗов - около 1 тыс. чел. Исходя из оценки потребности экономики в специалистах геологического профиля, в количественном отношении суммарный выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и географическое размещение ВУЗов, ведущих подготовку геологов, представляются оптимальными. Однако в отношении структуры и качества подготовки выпускников геологическое образование имеет ряд проблем.
Основной проблемой является сохранение высокого качества профессионального геологического образования, достигнутого геологической школой России и основанного на принципе триединства: геологическая наука - обучение - геологическая практика. Для сохранения высокого уровня подготовки специалистов необходимо постоянное обновление учебных заведений специальным лабораторным и полевым оборудованием, аппаратурой и техническими средствами. Особое внимание следует уделять организации учебных, учебно-исследовательских и производственных практик. Вместе с тем, при расчетной стоимости обучения студента-геолога ежегодно около 70 тыс. рублей в текущий период времени финансирование составляет от 3 до 4 тыс. рублей в год на одного студента ССУЗа и до 7 тыс. рублей в год на одного студента ВУЗа, что не полностью обеспечивает даже расходы на зарплату преподавателей и оплату стипендий.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации со своей стороны, несмотря на ограниченные финансовые возможности, принимает определенные меры по размещению заказов в геологических вузах на научные исследования и решение производственных задач. Ежегодно производственную практику на геологических предприятиях проходят около 500 студентов. Проводится работа по усилению связи производственных подразделений с учебными заведениями, поддержке вузовской науки, оснащению геологических факультетов компьютерной техникой, геофизическими приборами и оборудованием, изданию учебно-методических пособий и т.д. Так, на осуществление поддержки научных разработок, выполняемых вузами, издание учебно-методической литературы министерство ежегодно выделяет 10-12 млн. рублей. Передано геофизической и другой аппаратуры за период с 1996 по 1998 год на сумму более 1 млн. рублей. Кроме того, поставлено в учебные заведения 10 компьютерных учебных классов.
Традиционным является плодотворное сотрудничество между Департаментом геологии, гидрогеологии и геофизики с ВУЗами, которым оказывается постоянная финансовая и методическая помощь в решении вопросов совершенствования учебного процесса, приближения его к запросам геологоразведочного производства, содействия в организации производственных практик, трудоустройства выпускников учебных заведений. Например, только в 1998 году на решение задач региональной геологии было задействовано 7 ВУЗов, которыми были выполнены исследования на сумму около 2.5 млн. рублей.
Глубокие структурные изменения в геологической отрасли и системе недропользования меняют традиционно сложившуюся структуру потребности в специалистах, предъявляют новые требования к содержанию и качеству профессионального геологического образования, вызывают необходимость создания новых направлений и специальностей высшего профессионального образования, изменения подходов в организации образовательного процесса. Формирование новых экономических и правовых отношений в обществе требуют государственной и межотраслевой поддержки в решении проблем подготовки специалистов геологического профиля.
Изучение геологических дисциплин на всех уровнях образования должно являться непременной составляющей фундаментального естественнонаучного образования, существенно повышая профессиональную компетентность специалистов многих негеологических специальностей. Развитие непрерывного геологического образования придаст новое содержание и качество образованию в целом, содействуя укреплению экономического и интеллектуального потенциала России.
Коллегии решили:
1. Одобрить проект "Концепции геологического образования в России" как основу для развития системы непрерывного геологического образования, направленной на подготовку специалистов, способных осуществлять свою деятельность в условиях реформирования социально-экономических основ государства, поручив Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Шестакову Г.К.) и Управлению региональной, социальной и кадровой политики Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Шульгину Ю.Г.) с учетом замечаний и предложений, высказанных на коллегии, доработать проект концепции для представления его до 30.07.99 на утверждение руководству Министерств.
2. Включить в Федеральную целевую комплексную программу "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации" раздел по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами геологического профиля. Образовать комиссию с участием представителей Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и других заинтересованных организаций для разработки проекта этого раздела и утвердить ее состав.
3. Для разработки конкретных мер по реализации концепции геологического образования и совершенствования процесса подготовки специалистов геологических специальностей для нужд народного хозяйства образовать Межведомственный координационный совет по геологическому образованию (МКС по геологическому образованию) и утвердить его сопредседателей на уровне заместителей Министров. Возложить обязанности сопредседателей на заместителя Министра общего и профессионального образования Российской Федерации Шадрикова В.Д. и заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации Пинчука Н.П., поручив им в 3-х месячный срок с учетом положений Концепции геологического образования в России разработать и представить на утверждение Министерств Положение о МКС по геологическому образованию и его состав.
4. Структурным подразделениям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации:
4.1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) и Управлению программ развития материально-технической базы и социальной сферы (Сергееву С.К.) Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Управлению региональной, социальной и кадровой политики (Шульгину Ю.Г.) и Финансово-экономическому управлению (Монастырных О.С.) Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Управлению экономики (Боровскому Г.В.) Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации рассмотреть до 30.07.99 вопрос о долевом участии в организации и обновлении в период 2000-2005 гг. 5-6 региональных межвузовских центров полевых учебных и производственных практик для студентов высшего и среднего профессионального образования.
4.2. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Шестакову Г.К.):
4.2.1. Организовать разработку научно-методического обеспечения учебных, учебно-исследовательских, учебно-производственных и производственных практик студентов-геологов, представления практик и условий их проведения в обновляемых образовательных стандартах высшего профессионального образования геологического профиля.
4.2.2. Организовать ежегодное (не позднее 01 октября, начиная с 1999 года) представление в Министерство природных ресурсов Российской Федерации ректорами геологических вузов и деканами геологических факультетов государственных университетов заявки, согласованные с геологическими организациями, на прохождение производственных практик студентами, обучающимися по геологическим направлениям и специальностям высшего профессионального образования.
4.3. Управлению науки (Милетенко Н.В.), Финансово-экономическому управлению (Монастырных О.С.), Департаменту геологии, гидрогеологии и геофизики (Морозову А.Ф.), Управлению минеральных ресурсов (Дауеву Ю.М.) и Управлению ресурсов нефти и газа (Келлеру М.Б.) Министерства природных ресурсов Российской Федерации, начиная с 1999 года предусматривать целевое выделение средств фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы на содержание учебных заведений для организации производственных практик студентов и технического дооснащения полигонов.
4.4. Управлению высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.), Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Управлению региональной, социальной и кадровой политики (Шульгину Ю.Г.) и Финансово-экономическому управлению (Монастырных О.С.) Министерства природных ресурсов Российской Федерации России изучить возможности открытия филиалов ведущих вузов по подготовке геологических кадров в населенных пунктах, приближенных к научно-производственным центрам геологического профиля, а также профильных кафедр геологических вузов и университетов, реализующих подготовку геологов, при НИИ Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Российской академии наук.
4.5. Управлению региональной, социальной и кадровой политики (Шульгину Ю.Г.), Департаменту геологии, гидрогеологии и геофизики (Морозову А.Ф.), Управлению минеральных ресурсов (Дауеву Ю.М.) и Управлению ресурсов нефти и газа (Келлеру М.Б.) Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Управлению высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.), Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) и Управлению экономики (Боровскому Г.В.) Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации к 31.12.99 представить на рассмотрение руководством Министерств план мероприятий по повышению эффективности реализации постановления Министерства труда России и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.95 N 73/7 "О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием".
4.6. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.), Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Зорину Н.Л.) и Управлению экономики (Боровскому Г.В.) Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Управлению науки (Милетенко Н.В.), Управлению информатики и информационных ресурсов (Оганесяну Л.В.) и Управлению экономики природопользования (Шевчуку А.В.) Министерства природных ресурсов Российской Федерации совместно с Межведомственным координационным советом по геологическому образованию разработать к 31.12.99 план подготовки первоочередных изданий учебников нового поколения по дисциплинам, обеспечивающим выполнение требований Государственного образовательного стандарта по направлениям и специальностям в области геологического образования и предложения по источникам финансирования.
4.7. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Шестакову Г.К.) и Управлению региональной, социальной и кадровой политики Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Шульгину Ю.Г.) совместно с Учебно-методическими объединениями ВУЗов, курирующими направления и специальности геологического профиля, и МКС по геологическому образованию (Шадриковым В.Д. и Пинчуком Н.П.) до 31.12.99:
внести предложение о расширении геологической компоненты в программах начального, основного и среднего (полного) общего образования в Комиссию по разработке структуры и содержания школьного образования Комитета Государственной Думы по образованию и науке, Российской академии наук, Российской академии образования и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;
рассмотреть возможность введения и (или) расширения геологической составляющей в государственных образовательных стандартах среднего, высшего и послевузовского профессионального образования по направлениям и специальностям негеологического профиля;
провести анализ заявок вузов и других организаций и представить согласованные предложения по обновлению структуры и содержания высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования геологического профиля, включая развитие информационных технологий в геологии, экологических и экономико-правовых аспектов недропользования;
подготовить предложения по расширению интеграции вузов с академическими и отраслевыми научно-исследовательскими институтами в целях использования новейших технологий и оборудования для подготовки высококвалифицированных специалистов геологического профиля;
проанализировать возможности и внести предложения по развитию дополнительного образования геологического профиля (краеведческая работа, кружки юных геологов и др.);
разработать механизм привлечения Российского геологического общества и других общественных структур геологического профиля к независимой общественной экспертизе Государственных образовательных стандартов всех уровней образования, примерных программ по учебным дисциплинам, организации дискуссий по проблемам геологического образования, проведению научно-практических конференций и совещаний.
5. Заключить Соглашение "О взаимодействии между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации". Управлению региональной, социальной и кадровой политики Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Шульгину Ю.Г) и Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Шестакову Г.К.) до 01.08.99 доработать проект Соглашения с учетом высказанных замечаний и представить на утверждение Министерств.
6. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Шестакову Г.К.), Управлению региональной, социальной и кадровой политики Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Шульгину Ю.Г.) в срок до 20.06.99 подготовить приказы соответствующих министерств по реализации решений коллегии.
Председатель коллегии
Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации |
В.М.Филиппов |
Председатель коллегии
Министерства природных ресурсов
Российской Федерации |
В.П.Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегий Минобразования РФ и Министерства природных ресурсов РФ от 19 мая 1999 г. N 11/9 "О концепции геологического образования в России"
Текст решения официально опубликован не был