Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минздрава РФ,
Госатомнадзора РФ
и Госкомэкологии РФ
от 21 июня 1999 г. N 239/66/288
Порядок
ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий
(Методические указания)
(утв. приказом Минздрава РФ, Госатомнадзора РФ и Госкомэкологии РФ от 21 июня 1999 г. N 239/66/288)
1. Область применения
1.1. Настоящие методические указания "Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" предназначены для организаций (предприятий) любой ведомственной принадлежности и формы собственности, в которых проводятся работы с использованием источников ионизирующего излучения (далее по тексту организации), для администрации субъектов Российской Федерации и для центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее по тексту ЦГСЭН) государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (далее по тексту Госсанэпидслужба России).
2. Общие положения
2.1. Радиационно-гигиенические паспорта организации и территории вводятся в соответствии со ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации N 3, 1996, ст.141) и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" (Собрание законодательства Российской Федерации N 5, 1997, ст.688).
2.2. Радиационно-гигиенические паспорта являются основными документами, характеризующими радиационную безопасность организаций и территорий.
2.3. Целью ежегодного заполнения (ведения) радиационно-гигиенических паспортов является оценка воздействия основных источников ионизирующего излучения, направленная на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, необходимая для планирования и проведения мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности.
2.4. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
2.5. Территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за достоверностью и полнотой информации, содержащейся в радиационно-гигиенических паспортах, дают письменное заключение по состоянию радиационной безопасности в организациях и на территории, оценивают риск возникновения стохастических эффектов у лиц из персонала организации (предприятия) и населения эффективность проведенных мероприятий по улучшению радиационной обстановки и дают рекомендации по основным защитным мероприятиям на последующий период (год).
2.6. Радиационно-гигиенические паспорта территорий выполняются в компьютерной версии в формате WORD-6.0 (7.0) и представляются на стандартных листах бумаги формата А-4 и на магнитном носителе (дискеты 3.5").
Радиационно-гигиенические паспорта организаций заполняются на компьютере или на пишущей машинке на листах формата А-4.
2.7. Заполнение радиационно-гигиенических паспортов должно осуществляться на основе действующих регламентирующих документов по оценке (определению) этих показателей. Методика и особенности заполнения отдельных пунктов (разделов) радиационно-гигиенических паспортов изложены в разделах 3 и 4 и в приложениях 1 - 4 настоящих методических указаний. В приложениях 5 и 6 представлены примеры заполнения радиационно-гигиенических паспортов организаций (предприятий) и территорий.
2.8. В случае отсутствия или недостаточности информации об уровнях облучения населения от некоторых видов источников выполняются работы по оценке доз облучения от этих источников.
3. Ведение радиационно-гигиенического паспорта организации (предприятия)
См. типовой паспорт безопасности опасного объекта, утвержденный приказом МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506
3.1. Радиационно-гигиенический паспорт ведется организациями (предприятиями), осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий".
Паспорт составляется должностным лицом, ответственным за радиационную безопасность, назначенным приказом по организации, подписывается ее руководителем и заверяется печатью.
3.2. Для составления радиационно-гигиенического паспорта организации (предприятия) используются материалы радиационного контроля, осуществляемого службой радиационной безопасности этой организации либо лицом, ответственным за радиационный контроль, а также официальные данные измерений (исследований), выполненные другими аккредитованными в установленном порядке организациями.
3.3. Радиационно-гигиенический паспорт организации (предприятий) представляется на заключение в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
3.4. Радиационно-гигиенический паспорт организации составляется в четырех экземплярах. Подписанный должностным лицом, ответственным за радиационную безопасность, и руководителем организации, паспорт представляется в территориальный ЦГСЭН, который дает заключение, подписанное главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации и скрепленное печатью (п.8 паспорта организации). В срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным, паспорт организации с заключением ЦГСЭН направляется для ознакомления руководителю организации, на подпись которого ставится печать организации. Оформленный таким образом паспорт направляется (по одному экземпляру в каждый адрес) в администрацию территории субъекта Российской Федерации, в территориальный орган Госсанэпиднадслужбы России и в ведомственную службу радиационной безопасности. Один экземпляр радиационно-гигиенического паспорта остается в администрации организации.
3.5. При заполнении граф: "Наименование организации (предприятия)", "Ведомственная принадлежность", "Адрес" все наименования следует писать полностью с указанием (в скобках) официально принятых сокращений в соответствии с учредительными документами организации.
3.6. Графа "Дата выдачи и номер лицензии на право работы с источниками ионизирующего излучения" заполняется по данным всех действующих лицензий.
3.7. При заполнении графы "Дата выдачи и регистрационный номер санитарного паспорта" в случае наличия нескольких действующих в организации санитарных паспортов (например, на отдельные цеха, участки, кабинеты и т.п., в которых проводятся работы с источниками ионизирующего излучения), необходимо привести данные всех санитарных паспортов.
3.8. В п.1.1. паспорта перечисляются виды работ с источниками ионизирующего излучения, разрешенные организации (предприятии) (из указанных в скобках), типы используемых установок и их количество.
3.9. В п.1.2. паспорта указывается основное направление деятельности организации связанное с использованием источников ионизирующего излучения, (например: радиоизотопная дефектоскопия; транспортировка и захоронение радиоактивных отходов и т.п.).
В радиационно-гигиеническом паспорте спецкомбината по переработке и захоронению радиоактивных отходов, помимо этого указывается: суммарная активность отходов, захороненных в отчетном году и за весь период работы спецкомбината, раздельно для высоко-, средне- и низкоактивных отходов, а также суммарная активность отдельных радионуклидов в каждом виде отходов.
3.10. В п.1.3. паспорта организации приводятся классы работ с радиоактивными веществами в открытом виде, указанные в санитарных паспортах, и число лиц из персонала, занятых на работах каждого класса.
3.11. Сведения, приводимые в разделе 2 паспорта, должны давать ясное представление о степени воздействия деятельности организации на состояние радиационной обстановки на территории санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения данной организации. Этот раздел заполняется организациями, при работе которых образуются (или могут образоваться) выбросы и сбросы жидких радиоактивных веществ в окружающую среду. При заполнении этого раздела следует использовать как данные измерений, полученных силами службы радиационной безопасности организации, так и результаты измерений, проведенных другими аккредитованными в установленном порядке на право их проведения лабораториями радиационного контроля (далее по тексту ЛРК).
3.12. Пп.2.1 и 2.2 паспорта заполняются только теми организациями, для которых установлены предельно допустимые выбросы (далее по тексту ПДВ), а п.п.2.3. - 2.5. паспорта - только теми организациями, для которых установлены санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения.
В п.2.1. паспорта приводятся отношения годовых выбросов основных радионуклидов, связанных с деятельностью организации, к установленным для данной организации величинам ПДВ для каждого радионуклида по разрешениям выданным природоохранными органами. Величина годового газоаэрозольного выброса радионуклидов определяется по данным радиационного технологического контроля за источниками выбросов.
3.13. П.2.2. паспорта по характеристике жидких сбросов радиоактивных веществ в водные образования заполняется таким же образом, как п.2.1. паспорта.
3.14. В п.2.3. паспорта приводится среднегодовая мощность эквивалентной дозы внешнего излучения от всех источников на границе санитарно-защитной зоны по данным измерений, произведенных в различных точках на границе этой зоны в течение года по регламенту контроля, установленному проектной документацией и согласованному с территориальным ЦГСЭН.
3.15. Среднегодовая объемная (удельная) активность радионуклидов в воздухе, воде открытых водоемов в санитарно-защитной зоне определяется на основании усредненных за год данных соответствующих измерений, проводимых по установленному в организации и согласованному с территориальными надзорными органами регламенту контроля. В п.2.4. паспорта заносятся абсолютные значения и отношения (в скобках) полученных среднегодовых данных к допустимой объемной или удельной активности для населения (далее по тексту ДОАнас, ДУАнас соответственно).
3.16. В п.2.5. паспорта заносятся среднегодовые удельные (объемные) активности радионуклидов в объектах окружающей среды зоны наблюдения, которые определяются аналогично п.2.4.
3.17. В разделе 3 паспорта организаций приводятся величины, характеризующие дозы облучения персонала и населения (в том числе пациентов медицинских учреждений). Они должны быть получены на основе анализа данных радиационного контроля, проводимого в организации, в учреждении в соответствии с требованиями нормативных документов.
3.18. Оценку средней индивидуальной и коллективной годовых эффективных доз облучения следует проводить отдельно для персонала:
- Должностные лица, работающие с техногенными источниками (далее по тексту - группа А)
- Должностные лица, находящиеся по условиям работы в сфере воздействия техногенных источников (далее по тексту - группа Б)
В скобках указывается численность персонала групп А и Б и всего персонала. Оценка указанных доз изложена в приложении 1 методических указаний.
3.19. Количество лиц с превышением установленных основных дозовых пределов определяется на основе анализа информации по индивидуальным дозам облучения отдельно для персонала группы А и персонала группы Б. При этом анализируемые индивидуальные дозы понимаются как сумма индивидуальных эффективных доз внешнего и внутреннего облучения (см. приложение 1). Количество лиц с выявленным превышением установленных дозовых пределов заносится в соответствующие графы п.3.1. паспорта.
3.20. В п.3.2. паспорта заносится численность населения, постоянно проживающего в зоне наблюдения (по данным администрации территории).
3.21. В п.3.3. паспорта заносятся значения средней индивидуальной и коллективной годовых эффективных доз, характеризующие вклад радиоактивных выбросов и сбросов организации вследствие ее текущей деятельности (без радиационных аварий) в отчетном году, в годовую дозу облучения населения, проживающего в зоне наблюдения. Эти значения определяются по результатам мониторинга содержания радионуклидов в объектах окружающей среды и измерения мощности дозы в воздухе и/или с помощью расчетных моделей. Расчетные модели применяются для расчета дозы у населения от деятельности организации при недостатке данных мониторинга окружающей среды и/или при уровнях ее радиоактивного загрязнения ниже чувствительности применяемой аппаратуры. Для расчета по моделям используются данные о выбросах и сбросах радионуклидов при деятельности организации в отчетном году.
3.22. При оценке дозы облучения населения зоны наблюдения за счет деятельности организации в отчетном году необходимо правильно определить вклад в дозу естественных и других техногенных источников (глобальных выпадений, "чернобыльского" загрязнения и др.). Этот вклад определится расчетным путем по величине радиоактивного выброса за отчетный период, либо на основе анализа данных измерений в предшествующие годы в зоне наблюдения и в прилегающих районах, а также путем анализа радионуклидного состава загрязнений окружающей среды. Дозу облучения населения зоны наблюдения вследствие текущей деятельности организации в отчетном году определяют согласно специальным методическим документам, а до их введения - согласно приложению 2 методических указаний.
3.23. Медицинские учреждения, выполняющие рентгенорадиологические диагностические исследования, в графу 3.3 паспорта заносят данные о количестве проведенных флюорографических, рентгенографических, рентгеноскопических и радионуклидных исследований.
3.24. В п.4. паспорта должна быть дана оценка эффективности мероприятий, проведенных в организации, которые направлены на обеспечение выполнения санитарных норм и правил и соблюдение гигиенических нормативов в области радиационной безопасности, снижение индивидуальных и коллективных доз облучения, предотвращение случаев превышения установленных основных дозовых пределов и контрольных уровней, снижение уровней радиоактивных выбросов и сбросов, уменьшение вероятности радиационных аварий и аварийных ситуаций и пр.. Оценка эффективности мероприятий основывается на анализе динамики количественных показателей радиационной безопасности за последние 2-3 года.
3.25. В п.5. паспорта приводится число случаев аварийных ситуаций и радиационных аварий, имевших место в отчетном году. К аварийным происшествиям относятся любые случаи потери управления источником ионизирующего излучения, вызванные неисправностью оборудования: неправильными действиями работников, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли бы привести к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды. При инцидентах и авариях на ядерных энергетических установках указываются их уровни в соответствии с международной шкалой INES, которая включает 7 уровней. При авариях на других объектах их уровень определяется по заключению комиссии, проводившей расследование аварии.
3.26. В п.6. паспорта указывается наличие в организации планов мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий, дата их согласования с органами государственного надзора и дата утверждения их администрацией. Далее приводятся данные о наличии и достаточности в организации средств индивидуальной защиты, дезактивирующих растворов, аварийных дозиметров и средств первой медицинской помощи на случай возникновения радиационной аварии (с отметкой "имеются", "имеются, но в недостаточном количестве", "отсутствуют").
3.27. В п.7 паспорта перечисляются только те параметры, по которым обнаружено превышение радиационных показателей, установленных для нормальной эксплуатации, включая основные дозовые пределы, контрольные уровни для персонала, квоты и контрольные уровни для населения, проживающего в зоне наблюдения.
3.28. В п.8 паспорта должно содержаться заключение территориального ЦГСЭН с оценкой достаточности представленных данных о состоянии радиационной безопасности персонала организации и лиц из населения, проживающих в зоне наблюдения. Дается оценка индивидуального и коллективного рисков возникновения стохастических эффектов у лиц этих категорий. Риск стохастических последствий для персонала принимается равным 5,6 х 10(-2), а для населения - 7,3 х 10(-2) случаев на 1 чел.-Зв. Для получения величин коллективного риска коллективная доза персонала и населения умножается на соответствующие значения коэффициентов риска. Для определения индивидуального риска средняя индивидуальная годовая эффективная доза умножается на эти же значения риска и делится на 1000 (коэффициент перехода от мЗв к Зв).
Оценка радиационной безопасности в организации дается по трехбалльной шкале:
- хорошая - объект полностью соответствует требованиям действующих нормативных актов:
- удовлетворительная - отмечены несущественные нарушения регламентов, не приведшие к переоблучению персонала и населения, сверхнормативному загрязнению окружающей среды;
- неудовлетворительная - отмечены существенные нарушения нормативных актов по радиационной безопасности.
При необходимости, формулируются основные предложения ЦГСЭН по повышению уровня радиационной безопасности и устанавливаются сроки их реализации.
4. Ведение радиационно-гигиенического паспорта территории
4.1. Радиационно-гигиенический паспорт территории составляется и ведется во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий". Паспорт заполняется должностным лицом, назначенным распоряжением администрации данной территории, ответственным за состояние радиационной безопасности населения, и подписывается руководителем администрации территории или его заместителем.
4.2. Если величина средней эффективной дозы облучения населения в отдельном районе, населенном пункте территории субъекта Российской Федерации существенно (не менее, чем в 3 раза) превышает таковую на остальной территории, то по решению администрации территории, согласованному с органами Госсанэпидслужбы России, помимо паспорта на всю территорию субъекта Российской Федерации, радиационно-гигиенический паспорт составляется также и на этот район (населенный пункт).
4.3. При заполнении радиационно-гигиенического паспорта территории следует использовать обобщенные данные радиационно-гигиенических паспортов организаций, информацию о состоянии радиационной безопасности населения территории, получаемую территориальными службами, осуществляющими плановый систематический или периодический контроль за радиационной обстановкой, (в том числе организациями Росгидромета и Госсанэпидслужбы России), результаты измерений других аккредитованных лабораторий радиационного контроля, а также данные работ, выполненных научно-исследовательскими учреждениями Госсанэпидслужбы России.
4.4. Для оформления радиационно-гигиенического паспорта территорий, в котором используется информация различных служб радиационной безопасности (или радиационного контроля) рекомендуется постановлением администрации территории субъекта Российской Федерации определить исполнителя указанной работы.
4.5. Радиационно-гигиенические паспорта территории представляются ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
О сроках подготовки радиационно-гигиенического паспорта России в 2006 г. см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 апреля 2006 г. N 0100/3823-06-27
4.6. Радиационно-гигиенический паспорт территории составляется в трех экземплярах. Подписанный должностным лицом администрации территории, паспорт направляется в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъекте Российской Федерации, который в п.12 паспорта дает заключение, подписанное главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации и скрепленное печатью. Не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, паспорт с заключением ЦГСЭН передается на ознакомление руководителю администрации субъекта Российской Федерации. Подпись руководителя администрации или его заместителя скрепляется печатью. Один экземпляр полностью оформленного паспорта администрация территории направляет в Федеральный центр госсанэпиднадзора. По одному экземпляру паспорта остается в администрации субъекта Российской Федерации и в территориальном ЦГСЭН. Федеральный радиологический центр при Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте радиационной гигиены Минздрава России осуществляет консультативно-методическую помощь в оформлении и ведении радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий.
4.7. Федеральный центр госсанэпиднадзора проводит анализ и обобщение данных, содержащихся в радиационно-гигиенических паспортах, и направляет в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России сводную информацию о состоянии радиационной безопасности в Российской Федерации, а также проект радиационно-гигиенического паспорта Российской Федерации за отчетный год.
4.8. В тех случаях, когда в соответствии с п.4.2 методических указаний радиационно-гигиенический паспорт территории, помимо территории субъекта Российской Федерации, составляется также на отдельный район (населенный пункт), ответственность за заполнение и ведение паспорта возлагается на должностное лицо, назначенное приказом местной администрации по согласованию с территориальным ЦГСЭН в субъекте Российской Федерации.
4.9. В п.1 радиационно-гигиенического паспорта территории должны содержаться сведения о количестве расположенных на территории объектов, в которых ведутся работы с использованием источников ионизирующего излучения. При этом объекты следует сгруппировать по видам использования источников ионизирующего излучения: атомная энергетика, промышленные и исследовательские ядерные реакторы, ускорители, мощные радиоизотопные установки, дефектоскопия, геологоразведка, медицинская рентгенология, медицинская радиология, научные исследования, обучение, прочие. После каждого такого вида использования указывается число объектов, отнесенных к данному виду деятельности, по учетным данным ЦГСЭН.
4.10. В п.2 паспорта общая характеристика объектов, использующих источники ионизирующих излучений, составляется по отраслям (промышленные, медицинские, научные и учебные, прочие) и численности персонала групп А и Б. Указывается число и перечень объектов, имеющих неудовлетворительную оценку радиационной безопасности. Этот пункт заполняется по обобщенным данным паспортов организаций, расположенных на территории.
4.11. В п.3.1. паспорта данные о плотности радиоактивного загрязнения почвы заносятся на основании официальных данных Росгидромета. Допускается использование данных оперативного анализа плотности загрязнения почвы, проводимого территориальными ЦГСЭН в порядке выборочного контроля, и результатов измерений аккредитованных лабораторий радиационного контроля.
В паспорт территории заносятся минимальная, средняя и максимальная величины плотности загрязнения почвы цезием-137, стронцием-90, плутонием-239 (Бк/м2) и, при необходимости, другими радионуклидами.
4.12. В п.3.2. паспорта объемная активность радиоактивных веществ в атмосферном воздухе определяется на основании данных измерений содержания радиоактивных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и в воздухе жилых и общественных зданий, осуществляемых органами Росгидромета, Госсанэпиднадслужбы России или другими аккредитованными лабораториями.
В паспорт следует заносить средние за год величины объемной активности радионуклидов в атмосферном воздухе в единицах Бк/м3.
4.13. В п.3.3. паспорта указываются средние по территории величины удельной активности радионуклидов в воде открытых водоемов, используемых для питьевого водоснабжения, хозяйственно-бытовых нужд, рыболовства или орошения, Бк/кг.
4.14. В п.3.4. паспорта территории указываются минимальные, средние и максимальные величины удельной активности радионуклидов (Бк/кг) в питьевой воде из поверхностных и подземных источников питьевого водоснабжения по данным лабораторий организаций, осуществляющих водоснабжение населения, а также по данным территориальных ЦГСЭН. Данные приводятся по тем радионуклидам, за содержанием которых установлен контроль. При необходимости, могут использоваться данные специальных исследований, проводимых другими аккредитованными в установленном порядке лабораториями радиационного контроля.
4.15. В п.3.5. паспорта заносятся средние величины удельной активности радионуклидов в основных видах пищевых продуктов местного производства и привозных (молоко, мясо и мясопродукты, хлеб и зернопродукты, листовые овощи, картофель и корнеплоды и других) по данным радиологической службы Минсельхозпрода России и территориальных ЦГСЭН.
4.16. В п.3.6. паспорта заносятся данные о минимальном, среднем и максимальном значениях эффективной удельной активности природных радионуклидов в строительных материалах, изготовленных из местного сырья, и поступивших из других регионов.
Сведения об удельной активности отдельных видов строительных материалов берутся по результатам их исследований, выполненных аккредитованными лабораториями строительных организаций и ЦГСЭН.
4.17. В п.4 паспорта приводится число локальных радиационных аномалий и загрязнений, не связанных с радиационными авариями, зарегистрированными в отчетном году, а также их краткая характеристика: местонахождение, площадь, радионуклидный состав и уровень загрязнения (Бк/м2).
4.18. Оценка медицинского облучения населения территории осуществляется по числу проведенных в отчетном году профилактических и диагностических рентгенорадиологических исследований. В таблицу п.5 паспорта заносится количество флюорографических, рентгенографических, рентгеноскопических и радионуклидных исследований.
При наличии объективных данных по конкретным дозам облучения пациентов в рентгенологических кабинетах и радиодиагностических лабораториях каждого медицинского учреждения следует использовать их для получения значений коллективных доз облучения населения территории от каждого вида медицинских процедур. При отсутствии таких данных допускается использовать приближенные значения средней эффективной дозы за одно исследование: 0,8 мЗв для флюорографии, 0,4 мЗв для рентгенографии, 10 мЗв для рентгеноскопии, 5 мЗв для радионуклидных исследований. Коллективная доза облучения населения территории от каждого вида медицинских процедур в этом случае получается путем перемножения средней эффективной дозы за одну процедуру на количество процедур. Для перевода полученной величины в чел.-Зв ее необходимо поделить на 1000.
4.19. Пункт 6.1. паспорта "Годовая эффективная доза персонала" следует заполнять на основе данных радиационно-гигиенических паспортов организаций, расположенных на территории. Для этого необходимо суммировать значения (в единицах чел.-Зв) коллективных доз облучения персонала всех организаций, которые включены в графу 3.1 радиационно-гигиенических паспортов организаций. При этом получается величина коллективной дозы облучения всего персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения на территории, за отчетный год. В соответствующую строку п.6.1. паспорта заносятся значения средней эффективной дозы облучения раздельно для персонала групп А и Б. Для получения значения средней эффективной дозы облучения всего персонала, а также персонала групп А и Б необходимо величины соответствующих коллективных доз разделить на общую численность персонала этих групп.
Количество лиц с превышениями основных дозовых пределов для персонала групп А и Б на всей территории определяется путем суммирования этих данных, взятых из п.3.1 радиационно-гигиенических паспортов организаций.
4.20. В п.6.2 паспорта количество населения, проживающего в зонах наблюдения, а также значения коллективной дозы облучения населения за счет деятельности организаций в целом по территории определяются путем суммирования соответствующих величин, взятых из пп.3.2 и 3.3 радиационно-гигиенических паспортов всех организаций, расположенных на территории (за исключением доз облучения пациентов медучреждений).
Значение средней эффективной дозы облучения населения, проживающего в зонах наблюдения организаций, находящихся на данной территории, определяется путем деления полученного значения годовой коллективной дозы на общую численность населения, проживающего в зонах наблюдения организаций.
4.21. В п.6.3 паспорта заносятся данные о структуре годовой коллективной дозы населения, проживающего на территории, за счет всех основных видов облучения.
4.22. Годовая коллективная доза населения территории за счет деятельности организаций, использующих источники ионизирующего излучения (п.6.3.а. паспорта территорий), определяется путем суммирования коллективных доз облучения персонала групп А и Б всех организаций, расположенных на территории, которые приведены в п.3.3 паспортов организаций, и коллективной дозы облучения населения, проживающего в зонах наблюдения этих организаций по данным п.6.2 паспорта территории.
4.23. В п.6.3.б. паспорта территорий указывают коллективную эффективную дозу облучения всего населения территории в отчетном году, обусловленную загрязнением окружающей среды долгоживущими радионуклидами вследствие глобальных выпадений продуктов ядерных испытаний, прошлых радиационных аварий, и нормальной деятельности организаций (без радиационных аварий) за весь период, предшествующий отчетному году. Оценку дозы осуществляют территориальные ЦГСЭН с привлечением, при необходимости, научно-исследовательских учреждений системы Госсанэпидслужбы России согласно специальным методическим документам, а до их введения - согласно приложению 3 к методическим указаниям (далее по тексту - к МУ).
4.24. Для оценки эффективной дозы облучения населения природными источниками ионизирующего излучения (п.6.3.в. паспорта территорий) необходимо оценить дозы от всех ее составляющих: дозы космического излучения, дозы гамма-излучения земных пород и строительных конструкций, дозы внутреннего облучения за счет поступления природных радионуклидов с продуктами питания и водой, дозы за счет ингаляции изотопов радона, торона и их короткоживущих дочерних продуктов. Основной вклад в эффективную дозу облучения населения природными источниками вносит радон и его короткоживущие продукты. Методика проведения такой оценки приведена в приложении 4 (к МУ).
4.25. Годовая эффективная коллективная доза всего населения, проживающего на территории, от медицинских исследований (п.6.3.г. паспорта территорий) рассчитывается путем суммирования коллективных доз от основных видов этих исследований (флюорографических, рентгенографических, рентгеноскопических, радионуклидных).
4.26. В п.6.3.е. паспорта территорий указывают годовую коллективную дозу облучения всего населения территории, обусловленную радиационными авариями, происшедшими в отчетном году. В случае таких радиационных аварий индивидуальные дозы жителей территории должны быть определены согласно специальным методическим документам, разработанным применительно к условиям конкретных аварий и утвержденным Минздравом России. Коллективную дозу облучения населения территории от радиационных аварий вычисляют как сумму индивидуальных доз у всех жителей, подвергшихся облучению.
4.27. Для определения относительного вклада каждого из основных видов облучения населения в суммарную (общую) коллективную дозу от всех источников необходимо вначале подсчитать сумму коллективных доз от этих источников. Приняв полученное суммарное значение коллективной дозы облучения населения за 100%, следует определить долю, приходящуюся на каждый вид облучения населения. Полученные относительные значения (в %) записываются в пп.6.3.а. - 6.3.е. паспорта территорий в скобках после каждого из соответствующих абсолютных значений коллективной дозы в чел.-Зв от различных видов облучения.
4.28. В п.7 паспорта количество радиационных аварий и происшествий (аварийных ситуаций) определяется путем суммирования данных по всем организациям территории, взятым из п.5 радиационно-гигиенических паспортов организаций, а также по тем авариям и происшествиям, которые имели место в отчетном году на территории, однако по каким-либо причинам не были включены в радиационно-гигиенические паспорта организаций, но вошли в учетные формы системы Госсанэпидслужбы России.
4.29. В п.8 паспорта указывается наличие и число случаев лучевой патологии (число впервые выявленных заболеваний в отчетном году), если таковые имели место. Заполняется на основании журналов учета лиц, у которых впервые обнаружено профессиональное отравление и профзаболевание, по заключениям территориального центра (отделения) профпатологии или иного уполномоченного учреждения. Случаи лучевой патологии, обусловленные лучевой терапией, в паспорт не включаются.
4.30. В п.9 паспорта следует представить анализ проведенных в отчетном году основных мероприятий по выполнению норм, правил и других документов, регламентирующих радиационную безопасность персонала и населения, также мероприятий по ее совершенствованию с оценкой их эффективности по трехбалльной шкале ("высокоэффективные", "недостаточно эффективные", "неэффективные").
В качестве критериев, по которым проводится оценка эффективности мероприятий по радиационной безопасности, следует использовать основные показатели, перечисленные в п.2.3 настоящих указаний, а также данные о характере и числе зарегистрированных нарушений требований регламентирующих документов, по которым были применены санкции со стороны органов государственного надзора.
4.31. В п.10 паспорта указываются сведения о наличии и достаточности у администрации территории сил и средств для ликвидации радиационных аварий: соответствующей штатной или нештатной структуры, планов, средств защиты, транспортных средств, аварийных дозиметров, средств дезактивации и оказания медицинской помощи по трехбалльной шкале (с пометкой: "имеются", "имеются в недостаточном количестве", "отсутствуют").
4.32. В п.11 паспорта на основе анализа материалов, представленных в паспорте территории, администрация территории записывает свое мнение по оценке радиационной обстановки на территории по трехбалльной шкале ("хорошая", "удовлетворительная", "неудовлетворительная"), а также о выполнении постановлений и решений, принятых Правительством и субъектом Российской Федерации по совершенствованию радиационной безопасности населения и основных мероприятиях, планируемых на следующий год.
4.33. В п.12 радиационно-гигиенического паспорта территории должно содержаться официальное заключение территориального ЦГСЭН с оценкой (также по трехбалльной шкале см. методические указания п.3.28) радиационной безопасности населения территории в отчетном году и мероприятий, планируемых администрацией территории на следующий год. Оценка количественных показателей индивидуального и коллективного рисков возникновения стохастических эффектов облучения у населения проводится по данным, содержащимся в п.6.3 радиационно-гигиенического паспорта территории о величинах коллективной эффективной дозы населения (чел.-Зв).
Оценка радиационной безопасности территории дается так же, как и в п.3.28 методических указаний.
Здесь же записываются основные оптимизированные предложения территориального ЦГСЭН по повышению уровня радиационной безопасности населения территории на следующий год.
4.34. С заключением территориального органа Госсанэпидслужбы России, подписанным главным государственным санитарным врачом по субъекту Российской Федерации, необходимо ознакомить руководителя администрации территории, о чем последний расписывается в последней графе паспорта территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.