Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть III. Организация и осуществление госводконтроля за предотвращением загрязнения моря с судов
1. Организация госводконтроля за предотвращением загрязнения моря с судов
1.1. Государственный контроль за предотвращением загрязнения моря с судов может проводиться органами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России на ходу судна, при стоянке у причала, на рейде и включает следующие виды:
плановый или внеплановый (выборочный) контроль отдельных судов для проверки выполнения экипажем судна требований законодательных, нормативных правовых актов и нормативных документов, правил, инструкций по предотвращению загрязнения морской среды нефтью, вредными, не являющимися нефтью веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпью или в автодорожных и железнодорожных цистернах; сточными водами; мусором.
1.2. Объектами госводконтроля за предотвращением загрязнения моря являются транспортные, пассажирские, технические, учебные, научно-исследовательские, служебно-вспомогательные, спортивные суда и другие плавсредства, в т.ч. суда смешанного плавания.
1.3. При проведении госводконтроля общим требованием, предъявляемым к судам, в части предотвращения загрязнения моря, является проверка наличия на судне следующих документов:
1.3.1. Лицензии на водопользование (или копии), выданной судовладельцу-водопользователю, и соблюдение ее требований конкретным судном;
1.3.2. Международного свидетельства, предусмотренного Конвенцией МАРПОЛ 73/78 и Правилами Морского Регистра Судоходства, выданной Морским Регистром;
1.3.3. Наставления, инструкции и правила по предотвращению загрязнения моря, обеспечивающие выполнение водного законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам предотвращения загрязнения моря с судов, утвержденного министерствами, ведомствами и иными судовладельцами по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда - МПР России и органом госсанэпиднадзора Минздрава России;
1.3.4. Схемы пломбирования запорной арматуры, систем откачки за борт подсланевых, нефтесодержащих и сточных вод, а также других запорных устройств, через которые в морскую среду могут быть сброшены вредные вещества;
1.3.5. Акта пломбирования запорной арматуры, произведенного перед выходом в навигацию, а в случае пломбирования в рейсе - записи в вахтенном журнале;
1.3.6. Сертификатов Морского Регистра Судоходства на оборудование по предотвращению загрязнения моря и свидетельств о типовом испытании или одобрении, предусмотренных резолюциями ИМО и Комитета защиты морской среды ИМО, для судов, имеющих водоохранное оборудование:
на установку очистки нефтесодержащих вод и сигнализатор;
на установку очистки и обеззараживание сточных вод;
на печь-инсинератор для сжигания мусора;
1.3.7. Копии протоколов анализов проб очищенной подсланевой нефтесодержащей воды и очищенной и обеззараженной сточной воды (при наличии на судне станций по очистке нефтесодержащих вод и сточных вод);
1.3.8. Правил регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими вредными веществами и их смесями, перевозимых на судах и других плавучих объектах, вредными для здоровья людей, живых ресурсов моря, или ухудшающих условия водопользования, в том числе условия отдыха, а также качество морских вод;
1.3.9. Журнала нефтяных операций (ЖНО), Часть I "Операции в машинном отделении" (для всех судов);
1.3.10. Журнала нефтяных операций (ЖНО Часть II" Грузовые и балластные операции (для нефтяных танкеров);
1.3.11. Журнала грузовых операций для судов, переводящих вредные жидкие вещества наливом;
1.3.12. Журнала грузовых операций для судов, перевозящих вредные вещества в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпью и навалом или в автодорожных и железнодорожных контейнерах;
1.3.13. Журнала операций со сточными водами;
1.3.14. Журнала операций с мусором;
1.3.15. Размещение морских пунктов приема загрязнений (приемных пунктов), где судно может сдать подсланевые нефтесодержащие воды, сточные воды, мусор и пищевые отходы;
1.3.16. Инструкции по бункеровке судна, утвержденной капитаном;
1.3.17. Актов освидетельствования Морским Регистром Судоходства оборудования, систем, устройств и приборов, предназначенных для предотвращения загрязнения моря с судов и соблюдение сроков освидетельствования;
1.3.18. Судового плана чрезвычайных мер по предупреждению загрязнений морской среды нефтью (для нефтяных танкеров) и иных документов по предотвращению загрязнения моря с судов, предъявляемых капитаном судна государственным инспекторам по контролю за использованием и охраной водных объектов органов госводконтроля МПР России.
1.4. Наставления, инструкции, правила и другие руководящие документы по вопросам предотвращения загрязнения моря, не согласованные с Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), а также не отвечающие требованиям водного законодательства Российской Федерации, считаются недействительными.
О выявленных нарушениях в этой части бассейновые (территориальные) органы госводконтроля МПР России должны сделать соответствующие предупреждения капитану судна, судовладельцу, установить сроки их устранения, и сообщить в Управление государственного контроля МПР России. Невыполнение требований органов госводконтроля МПР России в этой части, будет рассматриваться как нарушение Водного кодекса Российской Федерации и Кодекса РСФСР (РФ) об административных правонарушениях, вплоть до остановки эксплуатации судна.
1.5. При нахождении во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также в водах экономической зоны России все суда должны выполнять требования национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов.
2. Госводконтроль за соблюдением требований по опломбированию клапанов и другой запорной арматуры
2.1. При проведении контрольных проверок по предотвращению загрязнения моря с судов органы госводконтроля МПР России особое внимание должны уделять соблюдению экипажем судна требований по опломбированию клапанов на судне, а именно:
2.1.1. Все клапаны, клинкоты или другие запорные устройства, ведущие к борту и через которые сбрасываются вредные вещества (в том числе и сточные воды) за борт, должны быть закрыты и опломбированы перед входом судна в зону (в прибрежные воды морей и другие особые районы), в которой запрещен сброс вредных веществ, при этом пломбирование производится лично капитаном или лицом, уполномоченным капитаном, судовым пломбиратором;
2.1.2. Соблюдение сохранности положения опломбированного клапана (иного запорного устройства), исключающей любые возможности без нарушения пломбы вывести клапан из зафиксированного пломбой положения, кроме обусловленных аварийными ситуациями, до момента пока на снятие пломбы не будет получено разрешение от капитана судна или лица его замещающего;
2.1.3. Соблюдение порядка хранения и использования пломбиратора;
2.1.4. Наличие записи в судовом или машинном журнале (в зависимости от того, какой персонал производит пломбирование) в каждом случае пломбирования, производимого с целью предотвращения загрязнения моря с судов. Запись должна содержать сведения, по которым можно точно установить:
дату и время наложения пломбы;
географические координаты или другие данные, точно определяющие местонахождение судна в момент наложения пломбы;
должность и фамилию лица, наложившего пломбу;
назначение клапана (иного запорного устройства), на который наложена пломба;
рабочее положение (открыто, закрыто, обжато и т.п.), в котором клапан зафиксирован пломбой;
отличительную характеристику пломбы;
2.1.5. Наличие соответствующих записей данных в журнале, когда, согласно требованиям портовых правил, пломбирование определенных клапанов производится также представителем берега;
2.1.6. Наличие пломбы на местном приводе и на постах дистанционного управления;
2.1.7. Наличие на судне схемы расположения клапанов, которые надлежит держать в закрытом положении под пломбой в период плавания судна в районах моря или в период стоянки в порту, где сброс вредных веществ или их смесей запрещен, и транспарантов на пломбированных клапанах, например: "Пломба! Не трогать!" и т.п.;
2.1.8. Наличие отдельных схем расположения пломбируемых клапанов (запорных устройств) для каждой судовой системы (включая устройство для сбора мусора), с помощью которой на судне производятся операции с вредными веществами;
2.1.9. Фиксирование фактов снятия пломбы в судовом или машинном журнале, после выхода судна за пределы запретных для сброса районов моря.
Запись должна содержать:
дату и время снятия пломбы;
географические координаты или другие данные, точно определяющие местонахождение судна в момент снятия пломбы;
клапан или запорное устройство, с которого снята пломба;
должность и фамилия лица, снявшего пломбу, при случайном срыве пломбы и ее восстановлении также делаются соответствующие записи в судовом или машинном журнале.
2.1.10. Наличие заглушек на трубопроводах, заканчивающихся на открытой палубе и специально предназначенных для сдачи вредных веществ с судна на приемные сооружения, которые снимаются, когда судовой трубопровод присоединяется к трубопроводу приемного сооружения.
3. Госводконтроль за предотвращением загрязнения моря сточными водами с судов
3.1. При осуществлении госконтроля за предотвращением загрязнения моря сточными водами с судов органы госводконтроля МПР России должны руководствоваться следующим:
3.1.1. Сброс с судов сточных вод во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации (прибрежные воды морей) регламентируется Водным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и национальными Правилами, а сброс с судов сточных вод в открытом море регламентируется Приложением IV к МАРПОЛ 73/78. Сброс в районе Балтийского моря определяется также Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря;
3.1.2. В целях охраны от загрязнения прибрежных вод морей, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются районы водопользования населения и два пояса зоны их санитарной охраны. В эти районы морей включаются: районы, используемые в настоящее время и предусматриваемые на перспективу для купания, массового отдыха населения, водного спорта, с устройством пляжей и водных станций в границах населенных мест, пригородов, курортов (санаториев, домов отдыха, пансионатов), пионерских лагерей, туристских баз, кемпингов, палаточных городков и других баз длительного и кратковременного отдыха населения, а также районы водозаборов опреснительных установок хозяйственно-питьевого водоснабжения, плавательных бассейнов, водолечебниц, бань и других бальнеологических сооружений;
3.1.3. Границы района по береговой протяженности определяются зоной фактического и перспективного организованного водопользования (участки моря, используемые в культурно-бытовых, рекреационных и оздоровительно-лечебных целях) при ширине в сторону моря не менее двух морских миль (3,7 км). Граница 1-го пояса зоны санитарной охраны должна проходить на расстоянии от 2 до 7 морских миль от ближайшего берега. Граница 2-го пояса должна проходить на расстоянии от 7 до 12 морских миль от ближайшего берега.
Границы охраняемых прибрежных вод морей устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, чьи территории примыкают к морю, по представлению государственного органа санэпиднадзора Минздрава России и по согласованию с бассейновым органом управления МПР России и органом местного самоуправления (в порядке, установленном законодательством РФ). В случаях обоснованной необходимости ширина района водопользования в сторону моря может быть увеличена или уменьшена в установленном порядке;
3.1.4. Правила Приложения IV МАРПОЛ 73/78 распространяются на суда:
валовой вместимостью 200 рег.т и более;
валовой вместимостью менее 200 рег.т, которым разрешается иметь на борту более 10 человек.
На указанные суда также распространяется и конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, при этом требования по запрещению сброса аналогично указанному в пункте 3.2. абз. 3.2.2;
3.1.5. В случае ухудшения санитарного состояния и (или) условий водопользования в прибрежных водах морей специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (МПР России), по согласованию с органом госсанэпиднадзора Минздрава России, органами Пограничной службы России, в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, могут принять решение о полном прекращении сброса сточных вод с судов.
3.2. При осуществлении плановых (внеплановых) проверок судов за соблюдением требований по предотвращению загрязнения моря сточными водами органы госводконтроля проверяют:
3.2.1. Соблюдение запрета (ст.144, 89 Водного кодекса Российской Федерации) сброса любых сточных вод с судов в районах водопользования и в пределах I и II поясов зоны их санитарной охраны, в том числе в акватории порта, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
3.2.2. Соблюдение запрета сброса в остальных районах моря сточных вод с судов (Приложение IV Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов МАРПОЛ 73/78, принятого постановлением Совмина СССР от 6 июля 1987 г. - Приложение 5) за исключением следующих случаев:
судно сбрасывает очищенные и обеззараженные сточные воды, в том числе хозяйственно-бытовые, на расстоянии более 4 морских миль от ближайшего берега, используя установку (систему), имеющую свидетельство о типовом испытании, выданное Морским Регистром Судоходства, показатели очистки и обеззараживания которой соответствуют нормам по коли-индексу не более 2500; по БПК не более 50 мг/л; взвешенным веществам - не более 100 мг/л сверх содержания взвешенных веществ в промывочной воде, а также если сброс при этом не носит залповый характер;
судно постепенно сбрасывает обработанные сточные воды, в том числе хозяйственно-бытовые воды, на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега при скорости не менее 7 узлов, используя установку для обработки сточных вод, имеющую свидетельство о типовом испытании, выданное Морским Регистром Судоходства, и на судне имеется действующее Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами, кроме того, сток не дает видимых плавающих твердых частиц и не вызывает изменение цвета окружающей воды, при этом, если сточные воды смешаны с отходами или другими загрязненными водами, то сброс их подпадает под другие требования;
3.2.3. Соблюдение условий разрешения судам, с численностью экипажа, специального персонала и пассажиров не превышающей 10 человек, постепенно сбрасывать необработанные сточные воды при скорости не менее 7 узлов, если судно судоходное и не менее 4 узлов, если оно не самоходное, вне районов водопользования и I и II поясов зоны санитарной охраны, в территориальном море, на расстоянии не менее 7 морских миль от ближайшего берега;
3.2.4. Соблюдение условий разрешения постепенного сброса хозяйственно-фекальных сточных вод вне районов водопользования и I и II поясов зоны санитарной охраны, в территориальном море Российской Федерации, на расстоянии не менее 7 морских миль от ближайшего берега, с рыбопромысловых судов, с численностью экипажа вместе со специальным персоналом и пассажирами не более 40 человек, при условии, что такой сброс производится только при ведении этими судами промысла, сточные воды сбрасываются при скорости судна не менее 7 узлов и сброс не приводит к появлению видимых плавающих твердых частиц и не вызывает изменения цвета окружающей воды;
3.2.5. Соблюдение судами, занятыми международными перевозками в Балтийском море требований Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря в части наличия "Свидетельства о типовом испытании" установок для обработки сточных вод и их сроков периодических осмотров, проводимых с интервалом не более 5 лет, для проверки соответствия оборудования требованиям, основанным на стандартах и методах испытаний и подтверждающих также их соответствие требованиям Конвенции;
3.2.6. Наличие на судах, плавающих в Балтийском море и имеющих на борту более 50 человек, "Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами";
3.2.7. Наличие соответствующих записей (регистрации) в Журнале операций со сточными водами и мусором, фактов неразрешенных, в том числе аварийных, сбросов сточных вод в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, и наличие сообщений о происшедших случаях сброса сточных вод в соответствии с действующей Инструкцией о порядке передачи сообщений капитанами морских судов и других плавучих средств и командирами воздушных судов о всех случаях нарушения правил по предотвращению загрязнения моря;
3.2.8. Выполнение требований экипажем судна инструкции по эксплуатации систем сточных вод при их обслуживании;
3.2.9. Наличие трубопроводов и стандартных сливных соединений, специально предназначенных для слива с судна сточных вод на приемные сооружения;
3.2.10. Соблюдение срока нахождения сточных вод в сборных цистернах (не более 6 суток) и порядка проверки готовности системы перед сливом с судна сточных вод на приемные сооружения, в том числе проведения, перед сливом сточных вод, предварительного перемешивания содержимого сборной цистерны, а после окончания слива сточных вод сборная цистерна, сливные трубопроводы должны быть промыты забортной водой со сдачей ее на приемные сооружения;
3.2.11. Соблюдение порядка опломбирования запорной арматуры трубопровода сброса сточных вод за борт (запорная арматура пломбируется в закрытом состоянии) и перевода средств автоматического запуска и остановки насосов, предназначенных для опорожнения сборных цистерн, на ручной режим;
3.2.12. Регистрация в Журнале операций со сточными водами и мусором, всех операций сдачи сточных вод на приемные сооружения и сброса этих вод в открытом море за пределами запретных морских районов в установленном порядке или в аварийных ситуациях;
3.2.13. Соблюдение установкой для обработки сточных вод следующей степени очистки сбрасываемых сточных вод в море в разрешенных районах;
коли-индекс - не более 2500;
количество взвешенных веществ - не более 50 мг/л (на стенде), 100 мг/л сверх содержания взвешенных веществ в промывочной воде (на борту судна);
биохимическая потребность - не более 50 мг/л, в кислороде (БПК5), а также режима работы в зависимости от типа установки, а именно:
1. Установки биологического типа должны функционировать постоянно, как в районах моря, где сброс необработанных сточных вод запрещен, так и при выходе из этих районов. Это связано с необходимостью поддержания жизнедеятельности микроорганизмов, гибель которых приводит к полной потере очистной способности установки, а восстановление нормального режима работы установки требует длительного времени (10-15 суток);
2. Установки физико-химического и электрохимического типов запускаются в работу перед входом судна в район, где сброс необработанных и не обеззараженных сточных вод запрещен;
3.2.14. Наличие на судне Свидетельства о типовом испытании, одобренного Морским Регистром Судоходства, достаточного количества химических реагентов и запасных частей, необходимых для нормального функционирования установок, а также, при хранении и работе с сильнодействующими химическими веществами, инструкции поставщика, утвержденной в установленном порядке.
4. Госводконтроль за предотвращением загрязнения моря мусором с судов
4.1. При осуществлении госконтроля за предотвращением загрязнения моря мусором с судов, органы госводконтроля МПР России должны руководствоваться следующим:
4.1.1. Сброс с судов всех видов мусора (отходов) в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (в прибрежных водах морей) регламентируется федеральным законодательством (Водный кодекс Российской Федерации) и национальными правилами;
4.1.2. Сброс с судов мусора в открытом море регламентируется Приложением V к МАРПОЛ 73/78 (Приложение 6), сброс в районе Балтийского моря, кроме того, определяется Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря;
4.1.3. Сброс мусора с судна в любом районе моря возможен только в следующей ситуации:
в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или человеческой жизни на море;
4.1.4. Сброс мусора при повреждении судна или его оборудования, даже при условии, что до и после случившегося повреждения (за исключением случаев стихийных бедствий), были приняты все разумные предупредительные меры для сведения к минимуму такого сброса, рассматривается как аварийная ситуация, и органы госводконтроля обязаны предъявить капитану судна (или судовладельцу) иск за ущерб, причиненный морским водам, нарушением водного законодательства Российской Федерации;
4.1.5. В случаях, если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие требования.
4.2. При проведении плановых (внеплановых) проверок судов за соблюдением требований по предотвращению загрязнения моря мусором, органы госводконтроля МПР России проверяют:
4.2.1. Соблюдение запрета (ст.96 Водного кодекса Российской Федерации) сброса с судов всех видов мусора (отходов) в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (прибрежных вод морей);
4.2.2. Соблюдение судами требований, в соответствии с МАРПОЛ 73/78, вне особых районов, а именно:
запрета выброса в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора;
выбрасывания в море сепарационных, обшивочных, упаковочных и иных материалов, обладающих плавучестью, настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае такой сброс запрещается, если расстояние от ближайшего берега составляет менее 25 морских миль и менее 12 морских миль для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;
4.2.3. Соблюдение судами требований в соответствии с МАРПОЛ 73/78 в особых районах, в том числе в районе Балтийского моря (рекомендации Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря), а именно:
запрета выброса в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы и рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и иные изделия, а также всякого прочего мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы;
сдачу на приемные сооружения сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов, оставшихся после выгрузки груза, а также вовлечение в груз или сдачи на берег остатков груза, потери которого, при перегрузочных операциях, должны контролироваться как на борту, так и на причале;
4.2.4. Наличие на судне специально предназначенных для сбора мусора трех мусорных контейнеров, согласно трем категориям, указанным ниже (съемных или встроенных), в целях сохранения его до момента сдачи на приемные сооружения, или уничтожения на борту судна, или сброса в открытом море, в исключительных случаях, с соблюдением установленных условий, а также соответствующей маркировки емкостей, предусматривающих раздельное накопление мусора:
- изделия из пластика, как чистые, так и смешанные с непластиковым мусором;
- пищевые отходы;
- мусор, разрешенный к сбросу в открытом море;
4.2.5. Сдачу пластикового мусора на портовые приемные сооружения (при сбросе пищевых отходов в море в разрешенных районах, необходимо строго контролировать отсутствие в них изделий из пластика, упаковок, оболочек);
4.2.6. Соблюдение порядка сбора пищевых отходов в мусоросборниках, а именно:
- запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и с нефтесодержащими отходами, в том числе с промасленной ветошью. Это связанно с возможностью переноса заболеваний человека, животных и растений с пищевыми отходами от продуктов, в том числе поступающих из-за границы, а также материалами, сопутствующими им (пищевая упаковка, посуда разового пользования). Для иностранных судов (или судов, прибывших из загранплавания) требуется инсинерация, стерилизация или иная особая обработка мусора для уничтожения болезнетворных организмов. В этом случае мусор должен накапливаться отдельно для последующей сдачи в порту, в соответствии с законоположениями порта;
- при подходе судна к районам, где сброс мусора запрещен, все устройства для сбора мусора должны быть, с соблюдением установленных требований, опорожнены и приготовлены для приема мусора, при этом в районах, где сброс мусора запрещен, мойка и дезинфекция емкостей для хранения мусора не разрешается;
4.2.7. Наличие на судне средств для обработки мусора: инсинераторов, устройств для прессования, измельчителей и соблюдение инструкций по их эксплуатации, а также наличие сертификата Морского Регистра Судоходства на установку для сжигания мусора (инсинератора);
4.2.8. Недопущение сжигания любого мусора (отходов), образовавшихся на судне в инсинераторах на борту судна при эксплуатации его в пределах порта, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
4.2.9. Сохранение золы, образующейся при сжигании пластика на борту судна и сдача ее на приемные сооружения;
4.2.10. Проведение членами экипажа контрольно-профилактических мер для предупреждения возникновения инфекций в зонах хранения мусора (пищевые отходы и смешанный с ними мусор, могущие стать источниками инфекций и подлежащие сдаче на берег, должны храниться отдельно в плотно закрытых контейнерах), и их регистрация;
4.2.11. Максимальное соблюдение основного способа удаления, образующегося на судне мусора, - сдача на береговые сооружения и (или) уничтожение на судне в установленном порядке;
4.2.12. Выполнение судном своими грузоподъемными средствами операций по приему и подаче устройств для мусора, в случаях, если портовые причалы или плавучие мусоросборщики не оборудованы достаточными грузоподъемными средствами.
5. Госводконтроль за предотвращением загрязнения моря нефтью с судов
5.1. При осуществлении госконтроля за предотвращением загрязнения моря нефтью с судов органы госводконтроля должны руководствоваться в этой части следующими общими требованиями для всех судов:
5.1.1. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 рег.т и более и на каждом судне, не являющемся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 рег.т. и более, должен находиться Журнал нефтяных операций (ЖНО) Часть I. В ЖНО Часть I представлен полный перечень операций машинного отделения, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78);
5.1.2. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 рег.т и более наряду с ЖНО часть I должен находиться ЖНО часть II для записи соответствующих грузовых и балластных операций. В ЖНО часть II представлен полный перечень грузовых и балластных операций, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78);
5.1.3. ЖНО является судовым документом и оформляется в соответствии с установленным для судовых документов порядке, т.е. должен быть прошнурован, внесен в реестр судовых документов и заверен капитаном порта, в котором получен журнал. Каждая запись в ЖНО должна быть подписана ответственным за проведение операции лицом с указанием даты записи. Рядом с подписью в скобках указывается должность, фамилия и инициалы ответственного лица. Каждая заполненная страница Журнала подписывается капитаном судна;
5.1.4. Любое судно валовой вместимостью 400 рег.т и более должно быть оснащено оборудованием для фильтрации нефти, за исключением случая плавания только в прибрежных морских водах и иных особых районах, при этом под оборудованием для нефтеводяной сепарации понимается сепаратор или фильтр, или их комбинация, которые должны обеспечивать потоки, содержащие менее 100 млн.-1 нефти, а оборудование для фильтрации нефти - любая комбинация сепаратора и фильтра или коалесцирующего элементов, обеспечивающая потоки, содержащие не более 15 млн.-1 нефти;
5.1.5. Любое судно валовой вместимостью 10000 рег.т и более должно иметь устройство сигнализации и автоматического прекращения любого сброса нефтяной смеси, когда концентрация нефти в потоке превышает 15 млн.-1, за исключением случая плавания только в прибрежных водах морей и иных особых районах;
5.1.6. Если судно, в соответствии с положениями МАРПОЛ 73/78, освобождено от необходимости установки нефтеочистного оборудования и на нем установлены цистерны для накопления нефтесодержащих вод и системы для сдачи их на приемные сооружения (на танкерах для этой цели могут использовать отстойные танки), то в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью с судов, имеющих такое свидетельство, Морским Регистром Судоходства делается об этом соответствующая отметка;
5.1.7. В случае выхода САЗРИУС или сигнализатора из строя, под контролем которых должен проводиться сброс в открытом море нефтесодержащих вод через сепарационное оборудование или систему фильтрации нефти, до ввода их в действие, контроль за нефтесодержанием сливаемых с судна в море нефтеводяных смесей допускается осуществлять с помощью различных неавтоматических стационарных или переносных приводов, подобранных Морским Регистром Судоходства и имеющих свидетельство. Во всех этих случаях обязателен постоянный визуальный контроль за сбросом, а в ЖНО делается соответствующая запись;
5.1.8. В случае, если в сливаемой нефтеводяной смеси или на поверхности воды появляются следы нефти, то слив должен быть немедленно прекращен.
5.2. При проведении плановых (неплановых) проверок судов за соблюдением требований по предотвращению загрязнения моря нефтью, органы госводконтроля МПР России проверяют:
5.2.1. Наличие свидетельства, выданного Морским Регистром Судоходства о типовом испытании или одобрении оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти, которым подтверждается, что оборудование и система прошли испытания в соответствии с установленными ИМО нормативами и признаны удовлетворяющими требованиям этих нормативов, и Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, выданное при очередном или первоначальном освидетельствовании, с отметкой о результатах ежегодного освидетельствования;
5.2.2. Соблюдение инструкций по эксплуатации оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти и фиксирование всех отходов в их работе в соответствующих формулярах на это оборудование и в ЖНО;
5.2.3. Наличие разрешения, утвержденного Администрацией и согласованного (одобренного) органами МПР России, санэпиднадзора Минздрава России и рыбоохраны (Погранслужбы России) на применение конкретного моющего вещества на имеющихся на судне водонефтяных сепараторах или фильтрах, при этом, необходимо иметь ввиду, что их применение запрещено для очистки льял, грузовых и топливных танков, если использованная в процессе мойки промывочная вода будет сбрасываться, через водонефтяные сепараторы или фильтры;
5.2.4. Сдачу нефтяных остатков, собранных после прохода нефтесодержащих вод через сепарационное или фильтрующее оборудование, на приемные сооружения или сжигание их в судовом котле или инсинераторе;
5.2.5. Соблюдение сроков, указанных в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью, переосвидетельствования оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти Морским Регистром Судоходства;
5.2.6. Собирание на судне в специальной цистерне нефтесодержащих вод, а затем сдачу их на приемные сооружения, в тех случаях, когда установленное на судне нефтеочистное оборудование, в силу своих технических характеристик или по причине неисправности, не может снизить содержание нефти в сливаемой за борт воде до допустимого уровня, при этом клапаны, отсекающие такое оборудование от заборного пространства, должны быть закрыты, обжаты и опломбированы;
5.2.7. Соблюдение требований при погрузке или перемещении нефти на судне, бункеровке или сбросе нефтесодержащих смесей, в том числе:
надежное закрепление судна при швартовке исправными тросами или канатами, в целях сведения к минимуму любое перемещение судна от или вдоль причала;
применение мягких пневматических кранов, при грузовых операциях между двумя судами на рейде или в открытом море, при этом грузовые шланги должны быть подвешены так, чтобы была исключена возможность повреждения их между бортами судов;
пломбирование всех клапанов, через которые нефть может попасть в море, в случаях, когда они не будут использоваться в операциях, связанных с нефтью или нефтесодержащими смесями;
заглушка всех шпигатов, через которые нефть может вытечь за борт, при этом скапливающаяся на палубе вода (дождь, снег) должна периодически удаляться через шпигаты, которые в этих целях временно открываются, а затем также надежно заглушаются;
установление переносных или стационарных поддонов достаточной вместимости под устройствами, при помощи которых производится присоединение шлангов к судовому трубопроводу приемки жидкости (нефти), а также под воздушными трубами соответствующих танков и последующее их осушение. В тех местах, где нет устройств для дренажа шлангов и трубопроводов, после рассоединения, они должны быть немедленно заглушены;
наличие впитывающих материалов (песок или сорбенты) в местах возможных утечек нефти, а также разлитая на палубе нефть должна быть немедленно собрана, при этом смывать за борт разлитую нефть не допускается;
наличие надежной связи (сигналов) между судном и берегом (бункеровщиком, морским терминалом) в процессе операций с нефтью;
проведение проверок технического состояния шлангов и другого используемого оборудования перед началом операций с нефтью и в ее процессе, а также предотвращение возможности их сдавливания между судном и причалом или между днищем судна и подводными трубопроводами морской платформы;
5.2.8. Обеспечение безопасной работы шлангов береговым персоналом, а в случае не обеспечения, наличие соответствующего уведомления капитаном судна диспетчера порта и фиксирование этих фактов в судовом журнале;
5.2.9. Наличие и ведение ответственными экипажа судна проверочных листов (Приложение 12) на различных фазах операций с нефтью, включая: бункеровку, погрузку, сброс, перемещение нефтяного груза, дегазацию, балластировку (дебалластировку).
5.3. При проведении проверок судна по предотвращению загрязнения моря нефтью и нефтесодержащими водами при бункеровочных операциях, погрузке нефти, перекачке топлива в пределах судна, балластировке и дебалластировке танков, используемых переменно для топлива и балласта льяльными водами машинного отделения необходимо контролировать:
5.3.1. Наличие на судне инструкции по проведению бункеровочных операций и ее соблюдение, наличие разрешения администрации порта на проведение бункеровочных операций на рейде;
5.3.2. Соблюдение всех требований за наполнением танков, обеспечивающих безопасное принятие необходимого количества топлива и масла и недопущение переполнения танков при бункеровке и повреждения гибких шлангов, что является основными причинами нефтяного загрязнения;
5.3.3. Проведение во время бункеровки периодической проверки уровня жидкости в заполняемых танках;
5.3.4. Проведение контрольных замеров в цистернах топлива (масла) после окончания его приема, закрытие и осушение шлангов и клапанов на приеме топлива (масла), осушение поддонов или огороженных емкостей под приемными патрубками бункеровочных магистралей топлива (масла), и затем отсоединение шлангов;
5.3.5. Закрытие, по окончании бункеровки, всех топливных линий и приемных клапанов танков, а фланцы должны быть разъединены и заглушены на все болты, как на приемном трубопроводе, так и на шланге;
5.3.6. Наличие записей в ЖНО, часть 1, о времени начала и окончания приема топлива (масла);
5.3.7. Проведение перекрытия всех трубопроводов, через которые топливо может попасть за борт, при его перекачке в пределах судна (например, из цистерн основного запаса в расходную цистерну), а также наличие глухих фланцев на трубопроводах, выходящих за борт;
5.3.8. Исправность воздушных и переливных труб, состояние сигнализации о переливе и указателя уровня в цистерне, мерительных труб и (или) индикаторов уровня на расходных цистернах, которые не должны пропускать топливо, в случае перелива цистерны;
5.3.9. Принятие необходимых мер при балластировке танков двойного назначения, исключающих утечку топлива из трубопроводов за борт (для этого насос, используемый для заполнения, включается до открытия клапана забортной воды, а все клапаны на капорной линии балластной магистрали, включая приемный клапан цистерны, должны быть открыты;
5.3.10. Осуществление, при балластировке танков двойного назначения, периодического измерения уровня во всех танках, в целях контроля поступления воды только в заполняемый танк, при этом не допускается переполнение заполняемого танка водой, так как это может оказаться причиной загрязнения моря (при балластировке топливного танка должны осуществляться такие же меры по предотвращению загрязнения моря как и при его бункеровке, а в целях предупреждения обратного вытекания загрязненной воды за борт, после заполнения танка балластной водой, клапаны на танке должны быть закрыты до остановки центробежного насоса);
5.3.11. Соблюдение, вне особых районов, условий по предотвращению загрязнения моря нефтесодержащими балластными водами (Приложение 7) при дебалластировке танков двойного назначения, в случае их откачки за борт через фильтрующее оборудование при наличии соответствующего разрешения (лицензии), а именно:
судно находится в движении;
содержание нефти в потоке не более 15 частей на миллион (15 млн.-1);
сброс контролируется и управляется специальным оборудованием, в соответствии с правилами МАРПОЛ 73/78.
(Во всех остальных случаях, пребывающее в порт судно с нефтесодержащей балластной водой должно сдать ее на приемные сооружения);
5.3.12. Наличие на судне оборудования (средств) для предотвращения проникновения топлива в льяльные воды машинного отделения (к их числу относятся желоба и поддоны под насосами, теплообменниками и т.д.);
5.3.13. Недопущение экипажем судна попадания льяльных вод машинного отделения в топливные дренажные линии и переполнения танка нефтяных отходов;
5.3.14. Наличие стандартных, выполненных в соответствии с требованиями Правила 19 Приложения I МАРПОЛ 73/78, соединений для сдачи загрязненных нефтью льяльных вод, собранных в льялах машинного отделения в период рейса и во время нахождения судна в порту, на приемные сооружения (в случае отсутствия береговых приемных сооружений льяльные воды должны перекачиваться в какой-либо танк для хранения и последующего сброса через водонефтяной сепаратор, в соответствии с установленными требованиями);
5.3.15. Соблюдение в прибрежных водах морей, в акваториях портов, в районах санитарной охраны, находящихся под юрисдикцией России, а также в районах, имеющих рыбохозяйственное значение, запрета любого сброса нефти и нефтесодержащих смесей, в том числе и чистого водяного балласта, с любого нефтяного танкера или судна, не являющегося нефтяным танкером (все образующиеся на судах нефтесодержащие смеси, а также чистый водяной балласт сдаются на приемные сооружения. При отсутствии в порту приемных сооружений, нефтесодержащие смеси, в том числе и чистый водяной балласт, должен сохраняться на борту судна до выхода его из указанных районов. За исключением случаев сброса чистого и изолированного балласта только на ходу судна, в некоторых районах территориального моря России, при наличии разрешения (лицензии), выданной в установленном законодательством порядке специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда - бассейновыми органами МПР России;
5.3.16. Соблюдение в особых районах запрета любого сброса нефти или смесей, содержащих нефть, с любого нефтяного танкера или судна, валовой вместимостью 400 рег.т и более, не являющегося нефтяным танкером, а также с судов не являющимися нефтяными танкерами, валовой вместимостью менее 400 рег.т, за исключением случаев, когда содержание нефти в потоке без разбавления не превышает 15 млн.-1 (в зоне Антарктики запрещен любой сброс нефти или смесей, содержащих нефть);
5.3.17. Соблюдение при сбросе льяльных вод из машинного отделения, в особых районах (Приложение 7), при наличии разрешения (лицензии), следующих условий:
льяльные воды не смешиваются с льяльными водами грузового насосного отделения;
льяльные воды не смешиваются с остатками нефтяного груза;
судно находится в движении;
содержание нефти без разбавления потока не превышает 15 млн.-1;
нефтеочистное оборудование одобрено администрацией и имеет исправную систему с сигнальным устройством и устройством для автоматического прекращения сброса;
5.3.18. Соблюдение запрета сброса в открытом море, вне пределов особых районов, нефти (Приложение 10.2) или смесей, содержащих нефть, нефтяными танкерами, в стоках которых содержатся остатки груза, за исключением следующих случаев:
танкер находится на расстоянии более 50 миль от ближайшего берега;
танкер находится в движении;
мгновенная интенсивность сброса не превышает 30 л нефти на милю хода;
для существующих танкеров общее количество сбрасываемой нефти не должно превышать 1/15000 общей массы груза, от которого образовались отходы;
для новых танкеров общее количество сбрасываемой нефти не должно превышать 1/30000 общей массы груза, от которого образовались отходы;
танкер должен использовать отстойный танк и систему САЗРИУС в соответствии с Правилом 15 Приложения I МАРПОЛ 73/78;
5.3.19. Соблюдение запрета сброса в море, вне пределов особых районов, нефти и нефтесодержащих смесей судами валовой вместимостью 400 рег.т и более, и танкерами, сбросы которых не содержат остатков груза (льяльные воды грузовых насосных отделений всегда содержат остатки груза), за исключением следующих случаев:
судно находится в движении;
содержание нефти в потоке не превышает 15 млн.-1;
судно имеет фильтрующее оборудование, в соответствии с Правилами 16 Приложение 1 МАРПОЛ 73/78;
5.3.20. Соблюдение нефтяными танкерами требований в части сбора в отстойном танке льяльных вод грузовых насосных отделений и машинного отделения и сбросу их в море (Приложение 7);
5.3.21. Выполнение иных установленных требований и критерий по сбросу нефти или запрещению сброса нефти в отдельных морских районах в пределах экономической зоны России или морских районах, прилегающих к северному побережью России, о чем сообщается в Извещениях мореплавателям;
5.3.22. Наличие на судне системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС), предназначенной для непрерывного измерения нефтесодержания в сбрасываемой за борт балластной и промывочной воде, автоматической записи мгновенной интенсивности сброса нефти и общего сброшенного количества, либо содержания нефти в стоке и интенсивность сброса стока и подачи сигнала на исполнительное устройство, прекращающее сброс в случае превышения допустимых параметров сброса;
5.3.23. Соблюдение экипажем судна инструкции по эксплуатации САЗРИУС в части слива за борт нефтеводяной смеси, а также сроков хранения лент с записями самопишущего прибора САЗРИУС (на судах, совершающих международные рейсы, - в течении трех лет; на судах, совершающих каботажные рейсы, - в течении одного года);
5.3.24. Наличие соответствующих записей в ЖНО (часть I и часть II) при выходе САЗРИУС из строя и его запуске, с указанием причины неисправности;
5.3.25. Наличие свидетельства, одобренного Морским Регистром Судоходства, о соответствии САЗРИУС и сигнализатора, установленных на судне, требованием МАРПОЛ 73/78 и соблюдение сроков освидетельствования системы и приборов, указанных в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью;
5.3.26. Наличие, в соответствии с инструкцией по эксплуатации САЗРИУС или сигнализатора, пломб на приборах или отдельных узлах системы и их сохранность;
5.3.27. Наличие на борту каждого танкера документов, регламентирующих эксплуатацию судна без загрязнения моря нефтью:
1) документы, требуемые МАРПОЛ 73/78 и одобренные Морским Регистром Судоходства: информация для капитана по погрузке и выгрузке; информация для капитана об остойчивости и прочности судна (в т.ч. критерии аварийной остойчивости); руководство по эксплуатации системы мойки сырой нефтью; руководство по эксплуатации системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти; судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью;
2) документы, утвержденные судовладельцем:
инструкция по проведению грузовых операций с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа; инструкции по проведению бункеровочных операций; инструкция по мойке водой грузовых танков; инструкция о балластировке танкера; инструкция о пломбировании клапанов;
5.3.28. Соблюдение требований, выше названных инструкций, в части предотвращения загрязнения моря, в том числе:
соблюдение в процессе эксплуатации танкера графиков осмотров и ремонтов оборудования и систем, неисправность которых может привести к загрязнению моря нефтью;
соблюдение правил и порядка проведения балластных операций (прием, слив и перекачка балласта) на танкере, промывки грузового и зачистного трубопроводов и насосов, палубных трубопроводов, концевых приемоотливных патрубков и клинкеров, грузовых танков, внесение соответствующих записей в ЖНО, часть II;
5.3.29. Применение специальных систем и оборудования одобренных Морских Регистром Судоходства в установленном порядке, при мойке грузовых танков танкера;
5.3.30. Соблюдение правил мойки грузовых танков, во избежание попадания нефти за борт, водой либо растворителем. При этой мойка танков может производиться с одноразовым (по разомкнутому циклу) и многократным использованным моющей воды (по замкнутому циклу), а мойка танков растворителями и растворами моющих препаратов должна производиться только по замкнутому циклу (при плавании судна в зоне 50 миль от ближайшего берега и в пределах особого района водная мойка грузовых танков производится только по замкнутому циклу);
5.3.31. Сдача промывочной воды на приемные сооружения, за исключением случаев допущения слива промывочной воды из отстойного танка за борт при плавании танкера вне зоны на расстоянии не менее 50 миль от ближайшего берега и вне пределов особого района;
5.3.32. Наличие на танкерах, перевозящих сырую нефть, стационарного моечного устройства, непосредственно связанного с грузовой системой, для мойки танков, вместо воды, сырой нефтью (СМСН), а также "Руководство по оборудованию и эксплуатации системы мойки сырой нефтью", где дается полная технология мойки, разработанная непосредственно для данного танкера и одобренная Администрацией;
5.3.33. Наличие разрешения портовых властей и грузополучателя к проведению мойки сырой нефтью в порту выгрузки (мойка танков сырой нефтью входит в компетенцию портовой инспекции согласно "Руководству для портовой инспекции при мойке сырой нефтью", которое включено в документ ИМО "Система мойки сырой нефтью";
5.3.34. Наличие соответствующих записей после окончания мойки танков, водой и (или) операций по мойке танков сырой нефтью и последующей промывке водой в ЖНО, часть II;
5.3.35. Соблюдение требований специальной инструкции по мойке топливных цистерн, которая может производиться по разомкнутому или замкнутому циклу только через отстойные танки системы мойки грузовых танков, и наличие, после окончания мойки цистерн, записей в ЖНО, часть II;
5.3.36. Проведение всех стадий слива воды из отстойного танка с использованием системы САЗРИУС и постоянного наблюдения членами экипажа за ходом всей операции, как одной из ответственных операций с находящейся на борту судна нефтью (даже небольшая задержка в отключении насоса или закрытии клапана может привести к попаданию в море значительного количества нефти);
5.3.37. Наличие и соблюдение плана погрузки нефти, подписанного ответственными лицами на танкере и на берегу;
5.3.38. Соблюдение требований по эксплуатации шлангующих устройств и шлангов, используемых для подачи нефти (шлангующие устройства должны удовлетворять требованиям для нефтяных перекачивающих систем, одобренным соответствующими контролирующими органами);
5.3.39. Наличие маркировки на шлангах, используемых для перекачки нефти, грязного балласта или бункера, с указанием на ней: "используется для нефти", даты изготовления шланга, величины разрывного давления (минимальное разрывное давление шланга, определенное изготовителем должно в 4 раза превышать давление, установленное на предохранительном клапане или в 4 раза превышать давление развиваемое насосом), величины рабочего давления, даты последних испытаний, величины давления при испытаниях, даты следующего испытания (срок годности);
5.3.40. Наличие соответствующих записей о проведении, предусмотренных правилами, гидравлических испытаний в машинном журнале (ответственность за состояние шлангов и их оснастку в период эксплуатации, проведение осмотров и испытаний, подачу на судно, крепление к судовым трубопроводам и наблюдение во время работы несет та сторона, которая занимается непосредственной эксплуатацией шлангов, ответственность за судовые шланги несет судовая администрация);
5.3.41. Наличие поста управления береговыми операциями на территории обслуживающего берегового средства, двухсторонней связи с лицами, проводящими операции с используемыми для хранения нефти емкостями, отсекающих устройств, способных остановить перекачку нефти;
5.3.42. Наличие на нефтяном танкере отсекающего выключателя, для остановки перекачки нефти, связанного с береговым сооружением;
5.3.43. Наличие совместного плана операций, в виде проверочного листа (Приложение 12), между нефтяным танкером и терминалом и его соблюдение в части недопущения загрязнения моря;
5.3.44. Соблюдение правил и требований по предотвращению загрязнения моря при проведении грузовых операций и слива груза нефти и наличие записей в ЖНО, часть II, после окончания грузовых операций;
5.3.45. Соблюдение запрета сброса в море с судов нефтесодержащих остатков:
извлеченных из:
нефтесодержащих льяльных, балластных и промывочных вод, других нефтеводяных смесей в процессе обработки (сепарации, фильтрации);
топлив и масел при их подготовке (сепарации, фильтрации) к использованию в судовых механизмах и устройствах;
грузового трубопровода после окончания операций с нефтью или разным балластом;
систем топлива и масла при их осушении или продувке;
различных механизмов и устройств при замене или удалении смазки;
образовавшихся в результате:
протечек нефти через неплотности соединений в различных системах, механизмах и устройствах;
сбора нефти, разлитой во время грузовых, балластных и бункеровочных операций;
остающихся и накапливающихся:
в грузовых танках, отстойных танках, цистернах топлива и масла после мойки (очистки) этих емкостей;
5.3.46. Хранение на судне нефтесодержащих остатков в специально предназначенных емкостях и сдача их на приемные сооружения в порту или в использование в качестве топлива или сжигание в установках для мусора, одобренных Морским Регистром Судоходства;
5.3.47. Фиксирование в ЖНО сдачи нефтесодержащих остатков на приемные сооружения, их утилизации или уничтожения на судне, или в судовом журнале;
5.3.48. Наличие у капитана судна, выданных ему оператором приемных сооружений, расписок или свидетельств, в которых указывается количество перекаченной промывочной воды, грязного балласта, остатков или нефтесодержащих смесей, а также время и дата перекачки, которые прилагаются к Журналу нефтяных операций;
5.3.49. Соблюдение требований по предотвращению загрязнения моря с судов при плавании в ледовых условиях: наличие у судна свидетельства на годность к плаванию в ледовых условиях; при выходе судна, особенно груженного танкера, в лед, все отверстия и горловины ахтер- и форпика, двойного дна, топливных цистерн и грузовых танков должны быть закрыты, задрайки на водонепроницаемых дверях и иллюминаторах обжаты; наличие на борту судна несколько шлангов и погружного насоса; и других требований МАРПОЛ 73/78, а также национальных правил, публикуемых в Извещениях мореплавателям (органы госводконтроля, при плавании судов по трассе Северного морского пути осуществляют контроль совместно или во взаимодействии с соответствующими службами департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации).
6. Госводконтроль за предотвращением загрязнения моря вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом
6.1. При осуществлении госконтроля за предотвращением загрязнения моря вредными, не являющимися нефтью, веществами, перевозимыми наливом, органы госводконтроля МПР России должны руководствоваться следующими основными положениями:
6.1.1. В соответствии с МАРПОЛ 73/78 (Дополнение II Приложения II) вредные жидкие вещества, перевозимые на танкерах-химовозах наливом делятся на категории вредности: категория А, Б, С, Д и категория III - вещества определенные как не относящиеся к категориям А, В, С и Д и не подпадающие под положения Приложения II МАРПОЛ 73/78. В приложениях 11), 10.1 дан перечень веществ вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, а также ухудшающих качество морских вод и ограничивающих водопользование, сброс которых запрещается, и нормы предельно допустимых концентраций этих веществ, при которых могут быть, в смесях с водой и при определенных условиях (при наличии разрешения - лицензии), осуществлены сбросы в открытом море. Этот перечень аналогичен перечню вредных жидких веществ, перевозимых на судах наливом, с их разделением на категории вредности (приведен в главах 17 и 18 Международного кодекса по конструкции и оборудованию судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (МКХ);
6.1.2. Вредные жидкие вещества, не включенные или не отнесенные к какой-либо из указанных категорий, а также не подвергались оценке в отношении степени вредности, к перевозке морским транспортом не допускаются;
6.1.3. Сброс вредных жидких веществ и их смесей в прибрежных водах морей России запрещается. В воды открытого моря разрешается сброс только тех веществ, для которых определена предельно допустимая концентрация (ПДК) для конкретного морского района и только в том случае, когда концентрация вредного вещества в потоке не превышает значения ПДК. Во всех остальных случаях, в целях предотвращения загрязнения моря вредными жидкими веществами, а также различными смесями, содержащими такие вещества, предусматривается сдача их на приемные сооружения;
6.1.4. Правила сброса в открытом море вредных жидких веществ, перевозимых на танкерах-химовозах наливом, или веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластных и промывочных вод, иных остатков или смесей, содержащих такие вещества, определены Приложением II к МАРПОЛ 73/78 (Приложение 9);
6.2. При проведении проверок соблюдения судами (танкерами-химовозами) требований по предотвращению загрязнения моря вредными жидкими веществами, перевозимых наливом, органы госводконтроля МПР России контролируют:
6.2.1. Наличие на судне вредных жидких веществ, их категории, основные свойства, количество, вид упаковки и маркировки;
6.2.2. Наличие на танкере-химовозе Международного свидетельства, выданного Морским Регистром Судоходства после соответствующего освидетельствования судна (сроки и порядок освидетельствования оборудования по предотвращению загрязнения моря вредными веществами, перевозимыми наливом, определяются Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации Морского Регистра Судоходства);
6.2.3. Выполнение требований по проведению грузовых операций танкером-химовозом, в части, касающейся предотвращения разливов вредного жидкого вещества на палубу и за борт, шланговки и отшланговки, проведения грузовых и балластных операций (проведение операций аналогично указанным для нефтяного танкера);
6.2.4. Наличие специальных инструкций на танкере-химовозе и выполнение их требований при наличии груза со специфическими свойствами (особо устойчивые к воздействию перекачиваемых вредных веществ шланги, в соответствии со сертификатом, прокладочные материалы, применение специальных типов соединений судовых трубопроводов с береговыми или особых материалов для нейтрализации протечек или разливов вредного вещества и т.д.);
6.2.5. Наличие у капитана танкера-химовоза информации от грузоотправителя о вредном веществе, подлежащем перевозке в качестве груза наливом (название, плотность, температура вспышки, пределы взрываемости, а также категорию вредности вещества для здоровья людей, живых ресурсов моря и качества морской воды) (Приложение 11);
6.2.6. Выполнение требований при погрузке груза (магистрали по которым будет приниматься груз, последовательность открытия и закрытия грузовых клапанов и т.д.) согласно РД 31.11.81.37-82 "Правила морской перевозки химических грузов наливом";
6.2.7. Наличие на причалах при погрузке некоторых вредных веществ наливом (например, акрилонитрила, нитробензола, фенола, ацетонового цианогидрида и др.), специальных трубопроводов для отвода паров этих веществ из грузовых танков судна на берег в резервуары, и оборудование трубопровода автоматическим запорным клапаном, для предотвращения обратного поступления паров груза, в целях предотвращения загрязнения воздуха и водной поверхности;
6.2.8. Отделение грузовых танков друг от друга посредством коффердама или грузового танка, заполненного "нейтральным веществом" при погрузке вредных веществ, вступающих друг с другом в опасную реакцию;
6.2.9. Наличие записей по окончании загрузки танкера-химовоза и после окончания перекачки груза вредного жидкого вещества на переходе морем в Журнале операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом;
6.2.10. Соблюдение требований по предотвращению загрязнения при разгрузке танкера-химовоза (аналогичны требованиям для нефтяного танкера) и наличие, по окончании выгрузки, записей в Журнале операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом;
6.2.11. Наличие у капитана танкера-химовоза информации о портах, в которых возможна сдача на приемные сооружения вредных жидких веществ, водяного балласта, промывочной воды, иных остатков и смесей, содержащих такие вредные вещества;
6.2.12. Соблюдение запрета сброса в море вредных веществ (Приложение 9) категории А, веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластных и промывочных вод, иных остатков или смесей, содержащих такие вещества;
6.2.13. Осуществление сброса в открытом море вредных жидких веществ категории В, веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластных и промывочных вод, иных остатков или смесей, содержащих такие вещества, с соблюдением одновременно следующих условий:
в период слива судно следует со скоростью не менее 7 узлов, если оно самоходное, или со скоростью не менее 4 узлов, если оно не самоходное;
методы и устройства применяемые для сброса или слива, одобрены Морским Регистром Судоходства и обеспечивают концентрацию сбрасываемого вещества в кильватерной струе судна не более 1 млн.-1;
максимальное количество вредного вещества, сброшенного в море из каждого танка и связанных с ним трубопроводов, не превышает 1 м3 или 1/3000 вместимости танка в зависимости от того, что больше;
сброс производится через отверстие, расположенное ниже ватерлинии, и при этом принимается во внимание расположение отверстий для приема забортной воды;
сброс производится на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега и на глубине не менее 25 м;
6.2.14. Осуществление сброса в открытом море вредных жидких веществ категории С, веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластные и промывочные воды, иные остатки и смеси, содержащие такие вещества, с соблюдением одновременно следующих условий:
в период слива судно следует со скоростью не менее 7 узлов, если оно самоходное, или со скоростью не менее 4 узлов, если оно не самоходное;
методы и устройства применяемые для сброса или слива, одобрены Морским Регистром Судоходства и обеспечивают концентрацию сбрасываемого вещества в кильватерной струе судна не более 10 млн.-1;
максимальное количество вредного вещества, сброшенного в море из каждого танка и связанных с ним трубопроводов, не превышает 3 м3 или 1/1000 вместимости танка в зависимости от того, что больше;
сброс производится через отверстие, расположенное ниже ватерлинии, и при этом принимается во внимание расположение отверстий для приема забортной воды;
сброс производится на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега и на глубине не менее 25 м;
6.2.15. Осуществление сброса в открытом море вредных жидких веществ категории Д, веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластных и промывочных вод, иных остатков или смесей, содержащих такие вещества, с соблюдением одновременно всех следующих условий:
в период слива судно следует со скоростью не менее 7 узлов, если оно самоходное, или со скоростью не менее 4 узлов, если оно не самоходное;
концентрация вещества категории Д в сливаемой с судна смеси не превышает одной доли вещества в десяти долях воды;
сброс производится на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега;
5.2.16. Соблюдение запрета сброса в пределах особого района моря вредных жидких веществ категории А, веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластных и промывочных вод, иных остатков или смесей, содержащих такие вещества;
5.2.17. Осуществление сброса в пределах особого района моря, вредных жидких веществ категории В, веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластных и промывочных вод, иных остатков или смесей, содержащих такие вещества, с соблюдением одновременно всех следующих условий:
танк, из которого производился сброс, до приема в него водяного балласта или образования в нем промывочной воды или иных остатков или смесей, содержащих вредные вещества категории В, был промыт водой, объем которой составил не менее 0,5% от общего объема танка, и эта промывочная вод сливалась в приемное сооружение или в судовой отстойный танк до тех пор, пока танк не был опорожнен;
методы и устройства применяемые для мойки и сброса или слива, одобрены Морским Регистром Судоходства и обеспечивают концентрацию сбрасываемого вещества в кильватерной струе судна не более 1 млн.-1;
сброс производится через отверстие, расположенное ниже ватерлинии, и при этом принимается во внимание расположение отверстий для приема заборной воды;
сброс производится на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега и на глубине не менее 25 м;
6.2.18. Осуществление сброса, в пределах особого района моря, вредных жидких веществ категории С, веществ, временно отнесенных к этой категории, а также балластных и промывочных вод, иные остатки или смеси, содержащие такие вещества, с соблюдением одновременно всех условий, которые определены для сброса вредных веществ категории В при сбросе их в открытом море за пределами особого района, а сброса вредных жидких веществ категории Д, с соблюдением тех же условий, что и для сброса этих вредных веществ в открытом море за пределами особого района;
6.2.19. Наличие на судне специальных устройств, одобренных Морским Регистром Судоходства, для предварительного понижения концентрации вредных веществ (для разбавления забортной водой вредных веществ категории В и С до нужной концентрации) перед сбросом их в кильватерную струю судна, и соблюдения запрета сброса вредных веществ, в случае отсутствия на судне этих устройств;
6.2.20. Своевременное принятие мер капитаном судна, при обнаружении утечки вредного вещества с судна в море, по ее устранению и наличие сообщения, данного в установленном порядке, об аварийном сбросе вредного вещества, с полной характеристикой происшедшего сброса и мер, принятых для его предотвращения, а именно:
дату и время аварийного сброса;
данные, позволяющие идентифицировать судно;
координаты судна в момент сброса, курс и скорость;
направление и скорость течения, наличие судов в районе сброса;
данные о состоянии судна и экипажа;
точное наименование и основные свойства вредного вещества;
категорию вредности, вид упаковки и маркировки;
количество сброшенного вредного вещества или количество, которое в силу сложившихся обстоятельств может быть сброшено в море;
наименование изготовителя вредного вещества и полный перечень других вредных веществ, находящихся на борту и места их укладки;
и другие сведения, включая принятые судном меры.
7. Конводконтроль за предотвращением загрязнения моря веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпью или в автодорожных и железнодорожных цистернах
7.1. При осуществлении госконтроля за предотвращением загрязнения моря вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке и навалом, органы госводконтроля МПР России должны руководствоваться следующими основными положениями:
7.1.1. Категории вредных веществ, перевозимых морем в упаковке и навалом, соответствуют категориям вредности жидких веществ, перевозимых наливом;
7.1.2. Сброс вредных веществ и их смесей, перевозимых морем в упаковке и навалом, в прибрежных водах морей Российской Федерации запрещается. Перечень веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, а также ухудшающих качество морской воды и ограничивающих водопользование, сброс которых запрещен и нормы предельно допустимых концентраций этих веществ, сброс которых с судов в смесях с водой и при определенных условиях, может быть разрешен (лицензия) в ряде районов отрытого моря, аналогичны для вредных жидких веществ, перевозимых наливом (Приложение 10).
Категория вредности веществ, перевозимых в качестве груза в упаковке и наливом, указана в Правилах морской перевозки опасных грузов (МДПОГ);
7.1.3. Объектами контроля являются все суда, перевозящие вредные вещества в упаковке или в грузовых контейнерах;
7.1.4. К перевозке не допускаются вредные вещества не указанные в "Перечне веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается" и на которые не установлены нормы предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях;
7.1.5. Входить в трюм, загруженный вредными веществами в упаковке и навалом, должностные лица органов госводконтроля могут только при условии, что концентрация вредных паров и газов не превышает установленных безопасных норм, с разрешения капитана судна и только после проверки записей в Журнале регистрации операций с вредными веществами, перевозимыми в упаковке и навалом;
7.1.6. Ответственность за своевременную выдачу сертификатов на вредные вещества, перевозимые в упаковке и навалом, указание их категории вредности несет грузоотправитель, который также должен представить перевозчику инструкцию по отбору проб и анализа льяльных вод грузовых трюмов и необходимого оборудования и препаратов, если таковые на судне отсутствуют;
7.2. При проведении проверок по предотвращению загрязнения моря вредными веществами с судов, перевозимыми в упаковках или навалом, органы госводконтроля МПР России контролируют:
7.2.1. Наличие на судне Журнала регистрации операций с вредными веществами, перевозимыми в упаковке и навалом, соблюдение порядка регистрации вредных веществ и производимых с ними операций;
7.2.2. Наличие сертификатов на вредные вещества, инструкции по отбору проб и анализа льяльных вод грузовых трюмов, свидетельства (заявления) об удовлетворении упаковки требованиям Государственным стандартам для морской перевозки с сохранением содержимого от утечки и просыпания, либо требованиям МОПОГ, представленных в установленном порядке (согласованных с соответствующими органами МПР России, санэпиднадзора) грузоотправителем перевозчику;
7.2.3. Соблюдение требований по размещению, креплению, специальному укрытию груза на палубе и в трюмах, исключающих их попадание в море, а также выполнение условий совместной погрузки (разгрузки) различных вредных грузов и мер по недопущению загрязнения моря при погрузочно-разгрузочных работах;
7.2.4. Наличие на упаковке маркировки с наименованием вредного вещества и ярлыка с указанием на вредные свойства, содержащегося в ней вещества, а также соответствие маркировки требованиям ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов", либо требованиям МАРПОЛ 73/78;
Взамен ГОСТ 14192-77 постановлением Госстандарта РФ от 18 июня 1997 г. N 219 введен в действие с 1 января 1998 г. ГОСТ 14192-96
7.2.5. Осуществление грузовых операций с вредными веществами в морских портах на специальных перегрузочных комплексах универсального назначения и по технологическим картам, разработанным портом в соответствии с характеристиками и свойствами этих веществ и согласованных со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (бассейновыми органами МПР России), органами санитарного надзора, пожарной охраны порта и другими подразделениями порта;
7.2.6. Принятие мер, исключающих сброс вредного вещества в море, при обнаружении повреждения упаковки, перевозимого на палубе вредного вещества (закрытие палубных шпигатов, уборка рассыпанного или разлитого вредного вещества, тары, палубы, переборок и других поверхностей методами и средствами согласно инструкции);
7.2.7. Наличие пломб на клапанах, отсекающих трубопроводы осушения трюмов, в которых перевозятся вредные вещества;
7.2.8. Фиксирование в Журнале операций с вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке и навалом, процедур, связанных с опломбированием клапанов для выкачки льяльных вод из грузовых трюмов, а также каждой выкачки льяльных вод и других операций согласно инструкций;
7.2.9. Соблюдение требований по зачистке и дегазированию грузовых помещений (трюма и палубы), после окончания грузовых операций с вредными веществами;
7.2.10. Соблюдение запрета сброса в море вредных веществ категории А, а также различных остатков и смесей, содержащих такие вещества, включая балластные и льяльные воды, выкачиваемые из трюмов через систему осушения судна;
7.2.11. Соблюдение запрета сброса в море вредных веществ категории В, а также промывочных и балластных вод и других остатков, содержащих вредные вещества, за исключением случаев, когда соблюдение одновременно все следующие условия:
сброс производится на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега и на глубине не менее 25 м, при этом судно движется со скоростью не менее 7 узлов, если оно самоходное, или со скоростью не менее 4 узлов, если оно не самоходное;
сброс производится ниже действующей ватерлинии, так чтобы загрязненные воды не всасывались в отверстия для приема забортной воды, а попадали в кильватерную струю за судном и концентрация вредного вещества в кильватерной струе не превышала 1 млн.-1;
все остатки вредных веществ и то, что вытекло или рассыпалось в результате повреждения упаковки, должны быть помещены в специальное устройство, предназначенное для понижения концентрации вредного вещества в загрязненных водах, подлежащих сбросу, до концентрации не превышающей предельно допустимую;
7.2.12. Соблюдение запрета сброса в море вредных веществ категории С, а также промывочных и балластных вод и других их остатков, за исключением случаев сброса при условиях аналогичных для категории В, при этом концентрация веществ категории С в кильватерной струе не должна превышать 10 млн.-1;
7.2.13. Соблюдение запрета сброса в море вредных веществ категории Д, а также промывочных и балластных вод и других их остатков, за исключением случаев, когда соблюдены условия:
сброс производится на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега, при скорости движения судна не менее 7 узлов;
сдачу остатков вредных веществ, промывочных и балластных вод их содержащих, из сборных емкостей судов на приемные сооружения портов и обеспечение администрацией порта их приема с судов;
7.2.14. Соблюдение требований по принятию мер при аварийных сбросах и уведомлению об аварийном сбросе (аналогично как для вредных жидких веществ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.