Методические указания
по осуществлению государственного контроля
за соблюдением порядка и правил эксплуатации водохранилищ
(утв. Министерством природных ресурсов РФ)
Содержание
Введение
Настоящие методические указания по организации и проведению государственного контроля за соблюдением установленного порядка и правил эксплуатации водохранилищ предназначены для органов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России (далее органы госводконтроля).
При осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка и правил эксплуатации водохранилищ органы госводконтроля должны руководствоваться Водным кодексом Российской Федерации, Правилами эксплуатации конкретного водохранилища, разработанными и утвержденными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1997 года N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ", и иными нормативно-правовыми актами водного и гражданского законодательства России, а также лицензиями и договорами на водопользование водохранилищем или иными разрешительными документами, выданными в установленном порядке.
В случае отсутствия утвержденных Правил эксплуатации водохранилищ при проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться "Типовыми правилами эксплуатации водохранилищ емкостью 10 млн.м3 и более" РД 33-3.2.08-87.
Методические указания разработаны на базе существующих законодательных, правовых, нормативных актов Российской Федерации, а также нормативных актов СССР и РСФСР, не утративших своего действия на территории России.
Нормативные ссылки
1. Водный кодекс Российской Федерации. 1995 г.
2. Земельный кодекс РСФСР. 1991 г.
3. Лесной кодекс Российской Федерации. 1997 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. 1997 г.
5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях по состоянию на 15 мая 1995 г. (посмотреть более поздний срок)
6. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". 1992 г.
7. Закон Российской Федерации "О недрах". 1992 г.
8. Закон Российской Федерации "О безопасности гидротехнических сооружений". 1997 г.
9. "Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов", утвержденное постановлением от 16.06.97 N 716.
10. "О порядке эксплуатации водохранилищ", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.97 N 762.
11. "Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.97 N 307.
12. "Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383.
13. "Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1404.
14. "Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362.
15. ГОСТ 17.0.0.02-79. Охрана природы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы, поверхностных вод и почвы. Основные положения.
16. ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков.
17. ГОСТ 2874-82*. Вода питьевая. Гигиенические требования, контроль за качеством.
18. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 4630-88.
19. Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ. СанПиН 3907-85.
20. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.027-95.
21. Санитарные правила для речных судов. Утверждены Минздравом СССР, 1985 г. N 4058-85.
Взамен "Санитарных правил для речных судов СССР" N 4058-85 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 г. N 16 с 1 июля 1998 г. введены в действие СанПиН 2.5.2-703-98
22. Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной Среды, утвержденное приказом Минприроды России от 23.11.95 N 109.
23. Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть. 1998 г.
24. Типовые правила эксплуатации водохранилищ емкостью 10 млн.м3 и более. РД 33-3.2.08-87.
25. Правила рассмотрения (экспертизы) и согласования водопотребления и водоотведения МПР России. 1996 г.
26. Положение о порядке действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, обнаружении экстремально высокого загрязнения окружающей среды и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. РД 52.88.340-93.
27. Методические рекомендации по размещению сети пунктов наблюдений на реках, озерах и водохранилищах. Госкомгидромет СССР. 1973 г.
28. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып.7, ч.1. Гидрометеорологические наблюдения на озерах и водохранилищах. Госкомгидромет СССР. 1972 г.
29. РД 52.08.24-84. Охрана природы. Гидросфера. Методические указания. Правила ведения учета поверхностных вод. Контроль за правильностью учета поверхностных вод суши по количественным показателям. 1984 г.
30. Правила учета стока воды на гидроэлектрических станциях. ПР 34-70-005-84. Союзтехэнерго.
31. Правила эксплуатации заиляемых водохранилищ малой и средней емкости. ПР 34-70-009-83. Союзтехэнерго.
32. Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами. 1993 г. ОРГРЭС.
33. Правила охраны поверхностных вод (типовые положения). Госкомприроды СССР. 1991 г.
34. Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. Госкомприроды СССР. 1989 г.
35. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления экологической ситуации и зон экологического бедствия. Минприроды России. 1992 г.
36. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов. РД 31.04.01-79.
Министерством морского флота СССР, Министерством речного флота РСФСР и Минрыбхозом СССР взамен РД 31.04.01-79 с 1 января 1991 г. введен РД 31.04.01-90
37. Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ на предприятиях речного флота. Минречфлот РСФСР. 1987 г.
38. Нормы накопления судовых загрязнений на речном флоте. Минречфлот РСФСР. 1988 г.
39. Правила отведения с судов в водные объекты отработанных и нефтесодержащих вод. Минводхоз РСФСР, Минрыбхоз РСФСР, Минздрав РСФСР, Минречфлот РСФСР. 1988 г.
40. Наставление по предотвращению загрязнения водных объектов с судов внутреннего плавания. Минречфлот РСФСР. 1987 г.
2. Контроль гидрометобеспечения эксплуатации водохранилищ
Для обеспечения нормальной эксплуатации водохранилищ необходимая периодическая и оперативная информация, включая гидрометеорологические прогнозы, бассейновым и территориальным органам МПР России, дирекциям гидроузлов и организациям-водопользователям представляется по договорам, соглашениям и планам-схемам гидрометобеспечения соответствующими федеральными органами.
Оперативный контроль за соблюдением порядка гидрометобеспечения осуществляют служба эксплуатации водохранилища и дирекция гидроузла. О случаях нарушения договоров (соглашений) и о возможных последствиях таких нарушений, указанные органы обязаны в течение суток информировать территориальные (бассейновые) органы МПР России.
2.1. При осуществлении проверки государственный инспектор по контролю за использованием и охраной водных объектов (далее госинспектор) должен проконтролировать:
- соответствие состава режимной гидрометеорологической сети правилам эксплуатации водохранилища;
- объем и полноту запрашиваемой и представляемой гидрометеорологической информации, предусмотренной договором или соглашением;
- соблюдение установленных сроков предоставления гидрометеорологической информации, в том числе оперативной;
- соблюдение порядка представления информации о прогнозируемых стихийных гидрометеорологических явлениях службам эксплуатации водохранилищ, дирекциям гидроузлов.
2.2. На водохранилищах, где правилами эксплуатации предусматривается составление водного баланса иным федеральным органом исполнительной власти, органы госводконтроля обязаны контролировать своевременность, полноту и достоверность представляемой информации о водопользовании на водохранилище (объемы водопотребления и водоотведения, сток через створ гидроузла и др.).
2.3. При осуществлении внеплановой проверки, в случаях нарушения договоров (соглашений) о гидрометобеспечении правил эксплуатации водохранилищ, органы госводконтроля:
- идентифицируют нарушение;
- предпринимают действия в соответствии со служебными инструкциями, а также условиями, оговоренными в договоре (соглашении);
- информируют органы исполнительной власти субъектов Федерации, если нарушение способно привести к чрезвычайной ситуации.
Результаты проверки гидрометобеспечения должны быть зафиксированы в "Акте проверки использования и охраны водных объектов", форма 2 (см. "Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть").
При обнаружении нарушений, несоответствий или произвольных изменений гидрометобеспечения эксплуатации водохранилища, угрожающих нормальной эксплуатации водохранилища и гидроузла, составляется предписание, которое вместе с актом направляется в соответствующее территориальное подразделение федерального органа, осуществляющего функции гидрометеорологического прогноза.
3. Контроль за соблюдением правил водопользования
на водохранилищах
3.1. Основные положения при осуществлении контроля
за соблюдением правил водопользования
3.1.1. Общими элементами, подлежащими контролю за соблюдением правил водопользования на водохранилище, являются:
1. Наличие утвержденных в установленном порядке Правил эксплуатации водохранилища и их соблюдение;
2. Назначение водохранилища и виды специального водопользования и фактическое положение.
3. Количество водопользователей, осуществляющих использование водохранилища с применением технических средств, их наименования, адреса, местоположение на водохранилище.
4. Виды технических средств, сооружений и иных устройств, посредством которых осуществляется водопользование, их основные технические показатели.
5. Соблюдение установленного порядка предоставления права пользования водохранилищем: органы, выдавшие лицензию и договор на пользование водохранилищем, наличие их государственной регистрации, согласований заинтересованных контрольных, надзорных и иных федеральных органов управления, государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации; срок, лимиты водопользования, цели и условия пользования акваторией, дном и берегами водохранилища.
6. Установленные ограничения пользования водохранилищем.
7. Соблюдение установленного порядка рационального использования и охраны водных ресурсов водохранилищ.
8. Соблюдение установленного порядка платного водопользования на водохранилище.
Другие элементы, подлежащие контролю, связаны с особенностями специального водопользования и приведены в пунктах 3.3-3.9 настоящих указаний.
3.1.2. По итогам проверки органы госводконтроля составляют акт по одной из установленных форм, в зависимости от целей проверки (Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть.), а в случае выявления нарушений - предписание по устранению нарушений. При этом, формы могут быть при необходимости изменены или дополнены, исходя из особенностей водопользования на водохранилищах.
3.1.3. Органы госводконтроля контролируют также и формирование банка данных по всем вопросам специального водопользования на водохранилищах в соответствующих бассейновых (территориальных) органах МПР России, осуществляющих государственное управление использованием охраны водной фонда.
3.2. Контроль выполнения
"Правил использования водных ресурсов водохранилища"
Правила использования водных ресурсов водохранилища (группы водохранилищ, каскада водохранилищ) являются документом, на основании которого ведется управление водным режимом водохранилища. В правилах, на основе бассейнового принципа управления использованием и охраной водного объекта, рационально увязываются интересы водопользователей с водным режимом водохранилища и водного объекта в целом, исходя из гидрологической и водохозяйственной обстановки, учета преимущественных интересов питьевого водообеспечения, сохранения и воспроизводства запасов ценных пород рыб, соблюдения требований безопасной эксплуатации сооружений, соблюдения водоохранных и природоохранных требований. Правила использования водных ресурсов водохранилища могут являться составной частью Правил эксплуатации водохранилища.
В правилах устанавливается порядок ведения режимов работы водохранилища (диспетчерские графики, специальные указания руководящих органов МПР России для особо важных каскадов водохранилищ, решения бассейновых (территориальных) органов МПР России).
Разработку правил использования водных ресурсов действующего водохранилища, их пересмотр и переутверждение обеспечивает собственник сооружений гидроузла. Задание на разработку правил, а также сами правила после их государственной экспертизы утверждает бассейновый (территориальный) орган МПР России.
Самовольное изменение или невыполнение правил собственником сооружений гидроузла или водопользователями, если эти действия не вызваны предотвращением возникновения аварийной ситуации, должны рассматриваться органами госводконтроля как нарушение водного законодательства.
При проведении проверок необходимо контролировать:
- наличие утвержденных в установленном порядке Правил использования водных ресурсов водохранилища, соблюдение установленного МПР России порядка их разработки, рассмотрения (или пересмотра), согласования, экспертизы и утверждения (или переутверждения);
- своевременность и порядок перехода от одного режима к другому;
- выполнение собственниками гидроузлов и водопользователями диспетчерских графиков или специальных указаний органов МПР России по ведению режимов работы водохранилищ.
3.3. Контроль за соблюдением правил водопотребления
Органы госводконтроля по каждому водохранилищу должны иметь полный перечень всех водопользователей, осуществляющих забор воды с применением сооружений, технических средств и устройств (водопотребители) с указанием их местоположения и основных показателей водозаборов.
Ежегодные планы контрольных проверок водопользователей водохранилища органами госводконтроля должны быть составлены таким образом, чтобы каждый водопотребитель проверялся не реже одного раза в год при краткосрочном пользовании (до трех лет) и одного раза в три года при долгосрочном пользовании (до 25 лет), из расчета, что в течении трех лет все водопотребители на водохранилище были бы охвачены проверкой. Более частые плановые проверки, через 1-2 года, рекомендуется проводить на предприятиях, имеющих водозаборы свыше 1 м3/с и на предприятиях, имеющих предписание на устранение нарушений водопотребления.
3.3.1. При контрольных проверках госинспекторы проверяют:
1. Фактическое количество водопользователей-водопотребителей, наличие лицензий и договоров и соблюдение их условий;
2. Соблюдение установленного порядка первичного учета использования вод: учет водопотребления водоизмерительными приборами или устройствами; учет водопотребления неинструментальными методами (в особо оговоренных случаях); оформление результатов учета.
В целях осуществления оперативного контроля крупных водопотребителей рекомендуется применение автоматизированной системы учета забора воды с выводом данных суточного водопотребления в компьютерную сеть водопотребителя, а при возможности - в компьютерную сеть органов госводконтроля.
3. Соблюдение установленных лимитов и норм водопотребления.
4. Наличие, состояние контрольно-измерительной аппаратуры по определению количества забираемой воды и соблюдение сроков ее государственной аттестации (сертификат о калибровке и др. документы);
5. Соблюдение установленных правил эксплуатации водозаборов, использующих водные ресурсы водохранилища для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Этот вид контроля осуществляется во взаимодействии с территориальным органом санэпиднадзора Минздрава России в рамках плана согласованных комплексных проверок.
6. Осуществление на водозаборах водоохранных и рыбоохранных мероприятий и их эффективность. Этот вид контроля осуществляется выборочно во взаимодействии с территориальным органом рыбоохраны Госкомрыболовства России в рамках годового плана совместных комплексных проверок.
7. Соблюдение установленного объема безвозвратного изъятия стока (водопотребление, испарение, переброска стока в бассейны других рек и т.п.), при эксплуатации водохранилищ. Во всех случаях величина безвозвратного изъятия стока из водохранилища не должна превышать 20% от среднемноголетнего стока в створе гидроузла.
3.3.2. Внеплановые проверки водопотребителей должны производиться органами госводконтроля при получении информации:
- о незафиксированном в установленном порядке (самовольном) водозаборе воды из водохранилища;
- о нарушении правил водопотребления, а также при поступлении от населения и общественных организаций жалоб о нарушении водопользователями правил общего водопользования на водохранилищах.
3.4. Контроль за соблюдением
правил водоотведения в водохранилище
В органы госводконтроля по каждому водохранилищу должны иметь полный перечень водопользователей, осуществляющих сброс очищенных сточных вод нормативного качества непосредственно в водохранилище с указанием места сброса, основных показателей сбрасываемых сточных вод и состава вредных (загрязняющих) веществ в них.
В государственную сеть наблюдений и контроля за загрязнением объектов природной среды (ГСНК) входят контрольные створы, в том числе и на водных объектах - водохранилищах. Кроме того, на водохранилищах имеются контрольные створы, как правило, ниже сброса сточных вод от крупных предприятий, невходящие в ГСНК, которые устанавливаются бассейновыми (территориальными) органами МПР России по согласованию с соответствующим территориальным органом федерального ведомства и органом исполнительной власти субъекта Федерации.
Все данные по контрольным створам на водохранилищах, с указанием организации, ведущей на них наблюдения, видов наблюдений и перечня контролируемых показателей должны быть представлены органам госводконтроля МПР России.
Водопользователи, осуществляющие сброс сточных вод нормативного качества в водохранилище, должны иметь собственную службу по контролю объема и качества сбрасываемых сточных вод, включая их лабораторные исследования.
3.4.1. Для контроля водопользователей за соблюдением правил водоотведения в водохранилище осуществляются плановые и внеплановые контрольные проверки. В зависимости от конкретных условий органы госводконтроля могут проводить комплексные проверки с привлечением представителей территориальных органов федеральных министерств и ведомств (санэпиднадзора, охраны окружающей Среды, рыбоохраны и т.д.).
Количество в разрезе года плановых контрольных проверок водопользователей, осуществляющих водоотведение в водохранилище, должно определяться с учетом местоположения очистных сооружений и иных сооружений по сбросу сточных вод, мощности и состояния очистных сооружений, принятой технологии очистки, состава вредных (загрязняющих) веществ в отводимых сточных водах, нормативного качества, возможности возникновения чрезвычайной ситуации и других факторов. Плановая проверка таких предприятий-водопользователей, как правило, должна осуществляться не реже одного раза в год.
Если водопользователь осуществляет водопотребление и водоотведение одновременно, при контрольной проверке необходимо совмещать контроль этих двух видов водопользования. В этом случае водопользователь должен иметь согласованный в установленном порядке водный баланс предприятия (см. Правила рассмотрения (экспертизы) и согласования водопотребления и водоотведения. МПР России. 1996 г.).
3.4.2. При проведении плановой проверки предприятия-водопользователя, осуществляющего установленный сброс сточных вод нормативного качества в водохранилище (водоотведение), органы госводконтроля проверяют:
- соблюдение установленных лимитов сброса очищенных сточных вод нормативного качества (предельно допустимый сброс - ПДС);
- соблюдение установленного состава вредных (загрязняющих) веществ и лимитов их содержания в сточных водах нормативного качества;
- соблюдение температурного режима сточных вод, если это предусмотрено условиями водопользования;
- организацию учета сточных вод на предприятии (канализационные, производственные, ливневые, фекальные стоки и т.п.). Особо проверяется наличие неучтенных стоков различных видов и возможность их поступления, минуя системы очистки, в водохранилище;
- наличие и состояние контрольно-измерительной аппаратуры по определению количества и качества сбрасываемой в водохранилище воды, соблюдение сроков государственной аттестации аппаратуры (сертификат о калибровке и др. документы);
- состояние лабораторной базы, отслеживающей показатели сточных вод. Если у водопользователя отсутствует собственная лабораторная база и он прибегает к услугам другой организации, органы госводконтроля проверяют наличие у этой организации государственной лицензии на право выполнения лабораторных работ;
- соблюдение установленных требований организациями, осуществляющими оперативный контроль качества сточных вод, отводимых в водохранилище;
- состояние очистных сооружений предприятия-водопользователя и их соответствие проектным требованиям к количественному и качественному составу вод, отводимых от предприятия к очистным сооружениям;
- состояние системы сбора загрязненных стоков и отвода их на очистные сооружения со всех возможных источников загрязнения, имеющихся на предприятии (производственные стоки, хозяйственно-бытовые стоки, ливневые стоки).
3.4.3. Внеплановые контрольные проверки проводятся при:
- поступлении информации о допущении нарушений органами, осуществляющими оперативный контроль;
- поступление сообщений о нарушении водопользователем установленных правил водоотведения;
- поступление от населения и общественных организаций жалоб, касающихся ухудшения качества воды водохранилища, вызванного деятельностью водопользователя.
3.4.4. В случае получения информации о зафиксированном в ходе оперативного контроля экстремально высоком загрязнении в контрольном створе водохранилища (критерии экстремально высокого загрязнения приводятся в Приложении 1) или при его обнаружении в ходе контрольной проверки, органы госводконтроля в течении суток обязаны предпринять все меры к предотвращению дальнейшего загрязнения, вплоть до приостановления сброса сточных вод и опломбирования очистных и других сооружений - источников загрязнения. Затем органы госводконтроля участвуют в работе комиссии по определению распространения зоны загрязнения, контролируют ход мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварийного загрязнения, исчисляют ущерб и представляют иск о возмещении ущерба нанесенного водохранилищу и водному объекту в целом (если это имеет место).
3.4.5. В обязательном порядке подлежат контрольной проверке объекты, которые могут осуществить сброс сточных неочищенных вод непосредственно в водохранилище (сток с территорий небольших населенных пунктов, относительно небольших сельхозпредприятий и т.п.).
Учитывая, что сброс неочищенных вод в водные объекты запрещен (Водный кодекс Российской Федерации, Правила охраны поверхностных вод (типовые положения), в таких случаях бассейновыми (территориальными) органами МПР России соответствующим объектам (предприятиям) должны быть установлены мероприятия, выполнение которых исключит сброс неочищенных сточных вод.
Проверки таких объектов органами госводконтроля должны осуществляться не менее двух раз в год совместно с контрольными (надзорными) органами санэпиднадзора, охраны окружающей среды, рыбоохраны. Проверке в таких случаях подлежат:
- ход выполнения плана мероприятий по исключению возможности сброса неочищенных сточных вод.
3.5. Контроль за соблюдением правил водопользования
гидроэнергетическими объектами
По объектам гидроэнергетики, которые являются одним из основных пользователей водных ресурсов водохранилищ, органам госводконтроля МПР России должны быть представлены следующие данные:
- название ГЭС (ГАЭС) и ее юридический владелец;
- установленная мощность, количество агрегатов;
- среднемноголетняя выработка электроэнергии;
- напоры (расчетный, минимальный, максимальный);
- отметки НПУ; УМО; характерные отметки уровня в нижнем бьефе (по данным "Правил использования водных ресурсов водохранилища");
- расход ГЭС при расчетном напоре, минимальный расход, максимальный расход в паводок;
- годовой сток, обеспечивающий среднегодовую выработку электроэнергии.
3.5.1. В ходе плановых проверок гидроэнергетического объекта за соблюдением правил водопользования, проводимых не реже одного раза в 2 года, органы госводконтроля проверяют:
- соблюдение установленных правил использования водных ресурсов (см. раздел 3.2);
- наличие на объекте инструкции по учету стока, прошедшего через створ гидроузла и ее исполнение;
- состояние оборудования и устройств, используемых для учета стока воды;
- систему организации учета стока: через агрегаты, водопропускные сооружения (водосливы, водосбросы, шлюзы, донники и т.п.);
- фактические и установленные в лицензии (договоре) на водопользование величины протечек через неплотности затворов, направляющих аппаратов турбин, ворот шлюзов и т.п.;
- фактические и установленные в лицензии (договоре) на водопользование расходы на фильтрацию и через дренажные системы гидроузла, а также расходы воды для использования на собственные нужды;
- наличие и порядок оформления документов по учету стока через створ гидроузла и выработанной электроэнергии, а также порядок передачи этих данных в бассейновые (территориальные) органы МПР России.
В целях осуществления оперативного контроля рекомендуется применение автоматизированной системы учета стока, прошедшего в течение суток через створ гидроузла и выработанной энергии, с выводом данных учета в компьютерную сеть водопользователя, а при возможности - в компьютерную сеть органов госводконтроля;
- состояние системы учета, сбора и очистки замасленных стоков;
- состояние системы водоотведения производственных, ливневых и канализационных стоков (см. раздел 3.4);
- состояние акватории перед водоприемниками ГЭС и сооружениями гидроузла.
3.5.2. Учитывая, что гидроэлектростанции, как правило, входят в состав сооружений гидроузла, образующих напорный фронт, плановые проверки соблюдения на них требований водного законодательства Российской Федерации органами госводконтроля целесообразно совмещать с проверками состояния сооружений (см. раздел 5).
3.5.3. В случаях признания водохранилища или его части объектом преимущественного предоставления права пользования в части сохранения ценных пород рыб и мест их нерестилищ органы госводконтроля совместно с органами рыбоохраны вправе требовать от дирекции гидроэнергетического объекта проведения специальных исследований, обосновывающих необходимость выполнения дополнительных (не предусмотренных проектом) рыбоохранных мероприятий и осуществлять контроль за их исполнением.
3.6. Контроль соблюдения правил водопользования
при использовании водохранилищ для целей
водного транспорта и лесосплава
При осуществлении контроля за соблюдением правил водопользования при использовании водохранилища для целей водного транспорта, органы госводконтроля должны располагать следующими сведениями:
- наличие данного водохранилища в перечне объектов, определенном в установленном законодательством порядке для использования в целях водного транспорта (ст.142 "Водного кодекса РФ");
- категория водного пути (сквозное судоходство, замкнутое судоходство);
- характер грузоперевозок;
- проектный грузовой судооборот в расчетных створах;
- наименование и местоположение портов, мест отстоя судов, пристаней, специализированных причалов и очистных станций по приему сточных вод, а также других стационарных объектов водного транспорта;
- наименование и основные реквизиты пароходства, осуществляющего эксплуатацию водного пути в пределах водохранилища.
3.6.1. Органы госводконтроля при проведении плановых проверок за соблюдением правил водопользования при использовании водохранилища для целей водного транспорта проверяют:
- наличие лицензии и договора на пользование водохранилищем и соблюдение условий, установленных в этих документах;
- обустройство судового хода (один раз в навигационный период);
- состояние акватории портов и других наземных сооружений водного транспорта (два раза в навигационный период);
- объекты, осуществляющие водопотребление и (или) водоотведение (см. разделы 3.3; 3.4);
- организацию приема от плавающих средств загрязняющих стоков, мусора и твердых отходов (два раза в навигационный период);
- соблюдение согласованных с бассейновым (территориальным) органом МПР России местоположения и режима отстоя судов (один раз в год);
- соблюдение согласованного с бассейновым органом МПР России в случае, когда водохранилище расположено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, в остальных случаях с территориальными органами МПР России, ежегодных мероприятий по реконструкции стационарных объектов, судового хода и других мероприятий, влияющих на состояние водохранилища (один раз в году);
- организацию руководством портов и других стационарных объектов водного транспорта контроля качества воды в пределах акватории, находящейся в пользовании объектов (один раз в году) и ведение соответствующего учета;
- качество воды в ходе периодических проверок (см. раздел 4.2);
- соблюдение правил платного водопользования;
- соблюдение правил консервации (ликвидации) плавсредств.
3.6.2. Органы госводконтроля должны проводить выборочные проверки соблюдения плавсредствами установленного порядка использования и охраны вод водохранилищ. В ходе проверки проверяются:
- соблюдение капитаном и командой плавсредства порядка использования водохранилища в целях водного транспорта (см. раздел "Нормативные ссылки");
- организация учета на плавсредстве сдачи загрязненных стоков, мусора и твердых бытовых отходов, техническое состояние средств, предназначенных для этих целей;
- общее техническое состояние плавсредства (срок его эксплуатации, время последнего ремонта и т.п.).
Выборочные проверки необходимо проводить на наиболее крупных плавсредствах пароходства или на находящихся в длительной эксплуатации.
3.6.3. Если на водохранилище разрешен в установленном порядке лесосплав на судовой тяге, то органы госводконтроля должны располагать следующими сведениями (документами, утвержденными в установленном порядке):
- среднегодовой объем древесины и вид (способ) ее сплава по водохранилищу;
- места расположения нижних складов и лесосплавных рейдов;
- максимальные размеры плотов и тип плавсредств, осуществляющих буксировку плотов;
- краткое описание организации лесосплава в разрезе года;
- наименование и реквизиты лесозаготовительных предприятий, производящих формирование плотов и их сдачу пароходству для транспортировки.
3.6.4. В ходе плановых проверок (не менее раза в период лесосплава) органами госводконтроля проверяется:
- наличие данного водохранилища в перечне водных объектов, где разрешен лесосплав;
- наличие лицензии и договора на пользование водохранилищем в целях лесосплава на судовой тяге и соблюдение условий, установленных этими документами;
- состояние акватории и прибрежной зоны водохранилища на всем протяжении водного пути, где осуществляется лесосплав, а также в местах расположения нижних складов и лесосплавных рейдов (наличие плавающих сортиментов, мусор, отходы древесины и т.п.);
- соблюдение установленного порядка сбора плавающей и затонувшей древесины;
- осуществление лесосплавной организацией контроля качества воды в местах расположения нижних складов и лесосплавных рейдов.
3.6.5. Выборочный контроль плавсредств, задействованных при лесосплаве, осуществляется в соответствии с указанием п.3.6.2.
3.6.6. Внеплановые проверки органами госводконтроля объектов и средств водного транспорта и лесосплава осуществляются при поступлении информации от службы эксплуатации водохранилища, водопользователей общественных организаций и населения о нарушении установленного порядка использования и охраны акватории водохранилища и его береговой полосы.
3.7. Контроль за соблюдением порядка водопользования
при использовании водохранилищ в рыбохозяйственных целях
При эксплуатации водохранилищ, в случаях их использования в рыбохозяйственных целях, органам госводконтроля должны представляться сведения (документы, утвержденные в установленном порядке):
- места промысловых участков, их границы на акватории водохранилища (площадь), пути перемещения судов, ведущих лов рыбы, сроки лова;
- наименование и реквизиты организаций, ведущих рыбный промысел на водохранилище, а также основные виды рыб, являющихся объектами рыбного промысла, средняя промысловая рыбопродуктивность водохранилища;
- места расположения, наименование и реквизиты рыбоводных предприятий, использующих водохранилище для производства рыбной продукции (рыбоводные заводы, цеха, рыбопитомники, нерестово-вырастные хозяйства и т.п.);
- места расположения отгороженных заливов водохранилищ, где с помощью технических средств поддерживается уровневый режим, необходимый для выращивания молоди рыбы и требования к этим средствам;
- основные требования и ограничения, предъявляемые к организациям, ведущим рыбный промысел и выращивающим молодь рыбы, в части использования и охраны вод, обеспечения их качества, а также берегов водохранилища и в целом водного объекта.
3.7.1. Органы госводконтроля при проведении контрольных проверок соблюдения установленных правил водопользования и охраны водохранилищ при использовании их в рыбохозяйственных целях должны проверять:
- наличие водохранилища в перечне водных объектов, предоставляемых для использования в рыбохозяйственных целях (ст.140 "Водного кодекса РФ");
- вид водопользования: специальное водопользование и (или) особое пользование водным объектом (или его частью) для государственных или муниципальных нужд в рыбохозяйственных целях;
- наличие у предприятия (или судна) лицензии и договора на пользование водохранилищем в рыбохозяйственных целях, регистрационные номера указанных документов и срок их действия;
- выполнение условий лицензий и договора пользования водохранилищами;
- соблюдение установленных правилами эксплуатации водохранилищ и (или) условиями лицензий ограничений при использовании водохранилищ в рыбохозяйственных целях;
- соблюдение рыбоводными предприятиями требований по проведению водоохранных мероприятий в местах выращивания молоди, в прибрежной полосе и в целом в водоохранной зоне;
- соблюдение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений, судов и других плавсредств, используемых в рыбохозяйственных целях;
- осуществление контроля качества воды рыбоводными предприятиями в пределах закрепленной за ними части акватории водохранилища и ведение на предприятиях первичного учета использования вод.
3.7.2. Органы госводконтроля при осуществлении плановых проверок предприятий, имеющих право пользования водохранилищем для рыбохозяйственных целей, совместно с территориальными органами рыбоохраны проверяют:
- выполнение водо- и рыбоохранных мероприятий водопользователями;
- соблюдение правил ведения рыболовства, установленных на водохранилище (средства и орудия лова, технология лова и транспортировка пойманной рыбы, запретительные меры и т.п.);
- соблюдение правил использования установленных мест промысловых участков;
- соблюдение утвержденных лимитов и сроков вылова промысловых видов рыб;
- соблюдение требований и условий в части сохранения и воспроизводства особо ценных пород рыб и мест их нерестилищ.
Совместно с территориальными органами санэпиднадзора органы госводконтроля проверяют санитарное состояние части водохранилища и прибрежной территории, закрепленных за рыбоводным предприятием, и его влияние на качественное состояние воды водохранилища.
Если рыбоводное предприятие имеет право пользования водохранилищем в целях водопотребления и водоотведения, органы госводконтроля в этой части проверяют его в соответствии с п.3.3. и 3.4 настоящих указаний.
Внеплановые проверки должны выполняться, как правило, комплексно, при поступлении информации о нарушениях рыбохозяйственными организациями установленных правил использования и охраны водохранилищ или их прибрежной полосы и водоохранной зоны в целом.
3.7.3. Любительское и спортивное рыболовство на водохранилище проверяется органами госводконтроля в рамках общего водопользования (см. раздел 3.10).
3.8. Контроль за соблюдением порядка
рекреационного использования водохранилищ
При использовании водохранилищ, в целях рекреации, органы госводконтроля должны располагать следующими сведениями (документами, утвержденными в установленном порядке):
- наименование и местоположение всех рекреационных объектов и учреждений, использующих акватории и (или) водные ресурсы, биологические ресурсы, дно водохранилища, их прибрежные полосы и водоохранные зоны в целом (санатории, дома отдыха, пансионаты, базы отдыха, профилактории, турбазы, детские лагеря отдыха, спортивные лагеря и сооружения, охотничьи и рыболовные базы, парки, заказники, зоны отдыха, пляжи, гребные базы, водно-моторные станции и т.п.);
- требования, условия и ограничения по использованию и охране водохранилищ при различных видах рекреации;
- периоды работы объектов рекреации;
- водоохранные и санитарные мероприятия, выполняемые рекреационными объектами и учреждениями;
- требования к правилам эксплуатации рекреационных объектов, плавсредствам и иным сооружениям и устройствам, используемым в целях рекреации;
- требования, условия и ограничения режима водохозяйственной деятельности, а также использования и охраны природных ресурсов прибрежных полос и водоохранных зон водохранилищ в местах использования их объектами и учреждениями рекреации.
3.8.1. Органы госводконтроля осуществляют, как правило, комплексные плановые проверки объектов рекреации совместно с территориальными органами санэпиднадзора, органами рыбоохраны и органами по охране и использованию животного мира. Крупные объекты и учреждения рекреации необходимо проверять не менее одного раза в период максимальной загрузки. Небольшие объекты (вместимостью до 100 человек) проверяются выборочно.
При осуществлении контрольной проверки проверяются:
- наличие лицензии и договора на пользование водохранилищем в целях рекреации и соблюдение установленных в этих документах условий и требований;
- выполнение требований к санитарному состоянию части акватории, дна и прибрежной территории, закрепленных за объектом;
- выполнение водоохранных и санитарно-технических мероприятий;
- соблюдение требований по обустроенности околоводных территорий, правил их эксплуатации и содержания при предоставлении рекреационных услуг;
- организация на рекреационном объекте контроля качества воды и санитарно-эпидемиологического контроля в пределах закрепленной части акватории, а также проведение периодических проверок качества воды (см. раздел 4.2, 4.4);
- оперативность и своевременность оповещения населения и соответствующих органов власти и управления об ограничении или запрещении пользования ресурсами водохранилищ (водные ресурсы, водные биологические ресурсы, донные отложения) в случаях угрозы здоровью и безопасности граждан;
- состояние маломерного флота, находящегося на рекреационном объекте (допустимое количество, типы судов, соблюдение установленных правил эксплуатации и т.п.).
Если объект рекреации имеет право пользования водохранилищем в целях водопотребления и водоотведения, органы госводконтроля проверяют его в соответствии с п.3.3 и 3.4.
3.8.2. Внеплановые проверки органами госводконтроля должны осуществляться, как правило, совместно с органами санэпиднадзора при поступлении информации о нарушениях в зонах рекреации, влияющих на здоровье и безопасность граждан.
3.9. Контроль за соблюдением правил использования и охраны
водохранилищ при добыче полезных ископаемых, торфа,
сапропеля и при проведении иных работ
При использовании водохранилищ для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водохранилища, а также при проведении иных работ, органы госводконтроля должны располагать следующими сведениями (документами, утвержденными в установленном порядке):
- виды полезных ископаемых, залегаемых под дном водохранилища и представляемые к добыче, способы и средства производства работ по их добыче, а также способы и средства добычи торфа и сапропеля со дна водохранилища;
- местоположение и наименование всех предприятий, имеющих право добычи полезных ископаемых и (или) торфа, сапропеля со дна водохранилища, границы участков добычи на акватории и дне водохранилища;
- требования, условия, режим и организация ко всем видам деятельности, связанным с добычей полезных ископаемых, торфа и сапропеля и по борьбе с заилением, а также при проведении дноуглубительных работ. Указанные виды деятельности могут выполняться только при наличии лицензии и договора на пользование водным объектом - водохранилищем и утвержденной в установленном порядке проектной документации;
- требования, условия и ограничения (или запрещения) к производству работ по добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля и требования к правилам эксплуатации сооружений и устройств, используемых для этих целей;
- перечень водоохранных и санитарных мероприятий по защите от загрязнения вод водохранилища и его дна, а также в целом водного объекта при добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
- порядок эксплуатации всех сооружений и устройств, особенности технологических процессов при добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также мероприятия по обеспечению их нормальной эксплуатации и предотвращению загрязнения вод водохранилища в случае аварийной ситуации;
- требования по защите от засорения и загрязнения земель и других природных ресурсов прибрежной защитной полосы и в целом водоохранной зоны в местах, предоставленных в установленном законодательством порядке, для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.
В процессе эксплуатации водохранилищ, следует постоянно иметь в виду, что предоставление права пользования водохранилищем для добычи песка, глины, гравия и других видов общераспространенных полезных ископаемых запрещается и рассматривается как самовольное пользование водными объектами. Кроме того, отведение земельных участков под карьеры для добычи песка, глины, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых в прибрежной защитной полосе водохранилища также запрещается (см. Водный кодекс РФ, Закон РФ "О недрах", Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах).
При проведении на водохранилище работ, связанных с дноуглублением, с прокладкой трубопроводов, строительством подводных и надводных сооружений, их последующей эксплуатацией или иных работ, разрешенных в установленном законодательством порядке, к ним должны предъявляться аналогичные требования как и при добыче полезных ископаемых. При этом должна отражаться специфика сооружений, их эксплуатации, а также методов производства работ.
Кроме того, для подобных видов деятельности должен быть представлен перечень соответствующих мероприятий, исключающих загрязнение вод водохранилища (или ухудшения их качества) в случае аварийной ситуации.
3.9.1. Для контроля соблюдения правил и требований водного законодательства РФ по использованию и охране водохранилищ при добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля проводятся плановые проверки, периодичность которых устанавливается органами контроля самостоятельно с учетом особенностей выполняемых работ (сезонность работ, суточная мощность добычи, характер воздействия на водную экосистему и т.п.).
При плановой проверке органы госводконтроля проверяют:
- соблюдение правил эксплуатации водохранилищ в части их использования для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
- наличие лицензии и договора пользования водохранилищем у организации, осуществляющей добычу полезных ископаемых, и соблюдение их условий;
- на стадии проведения работ по организации добычи соответствие выполняемых работ утвержденному проекту;
- выполнение водоохранных и санитарных мероприятий;
- соблюдение водоохранных и природоохранных требований. Плановые комплексные проверки в этих случаях осуществляются совместно с органами санэпиднадзора, органами рыбоохраны, органами охраны окружающей среды;
- организацию и проведение добывающим предприятием (организацией) контроля качества воды в водохранилище в зоне его деятельности;
- выполнение правил использования водных ресурсов водохранилища при осуществлении технологических процессов по добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля и правил отвода отработанных вод, а также организацию первичного учета использования вод;
- соблюдение правил эксплуатации подводных и надводных сооружений и устройств, используемых при добыче полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также их техническое состояние;
- соблюдение установленных режимов и сроков добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.
3.9.2. Внеплановые проверки осуществляются в случае поступления от службы эксплуатации водохранилищ, граждан и общественных организаций информации о загрязнении вод или других нарушениях установленных правил ведения подобных работ.
3.10. Контроль за соблюдением правил
общего водопользования на водохранилищах
Органы госводконтроля осуществляют выборочные проверки отдельных видов общего водопользования на водохранилище, а также при необходимости комплексные проверки совместно с органами санэпиднадзора Минздрава России и Госкомэкологии России.
3.10.1. При проведении проверок соблюдения правил общего водопользования на водохранилище, органы госводконтроля проверяют виды общего водопользования на водохранилище (купание, плавание на маломерных плавательных средствах, питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение без применения сооружений, любительский лов рыбы и т.п.), установленные органами местного самоуправления по согласованию с территориальными (бассейновыми) органами МПР России, соблюдение условий их осуществления и ограничения, соблюдение ограничений в местах, где тот или иной вид общего водопользования запрещен и установленных сроков.
О запрещении определенного вида общего водопользования население должно оповещаться через средства массовой информации и специальными информационными знаками.
3.10.2. При обнаружении в ходе проверки нарушений установленного режима общего водопользования органы госводконтроля при необходимости составляют акты (протоколы) с указанием вида нарушений, нарушителя, возможных последствий нарушений и способов их устранений. В случае, если нарушения влекут за собой угрозу безопасности жизни (здоровью) граждан, общественного порядка или угрозу загрязнения или засорения водохранилища, органы госводконтроля должны немедленно принять в пределах компетенции необходимые меры по их пресечению и сообщить при необходимости в правоохранительные органы (милицию).
4. Контроль за соблюдением правил обеспечения надлежащего
технического и санитарного состояния водохранилищ
При планировании контрольных проверок за соблюдением правил обеспечения надлежащего технического и санитарного состояния водохранилищ органы госводконтроля должны располагать следующими сведениями, которые им представляет эксплуатационная организация: проектные параметры водохранилища, включая объемные, площадные и линейные характеристики (см. "Типовые правила эксплуатации водохранилищ емкостью 10 млн.м3 и более". РД 33-3.2.08-87), а также основные гидрологические характеристики, данные о водном и ледовом режиме водотока, режиме наносов, масштабах поступления наносов и материалов берегопереработки, наличие затопленной, затонувшей или плавающей древесины и о других явлениях, влияющих на техническое и санитарное состояние водохранилища, а также данные о возможных негативных воздействиях различных водопользователей в результате их деятельности на состояние акватории, водных ресурсов, дна и береговой линии водохранилищ. Кроме того должны быть представлены технические, водоохранные и санитарные мероприятия, способствующие поддержанию надлежащего состояния водохранилища, с указанием сроков их выполнения.
Контроль за техническим и санитарным состоянием водохранилища осуществляется по следующим направлениям
- техническое состояние водохранилища;
- качество воды;
- состояние гидробионтов;
- санитарно-эпидемиологическое состояние;
- соблюдение порядка ведения государственного мониторинга.
Контроль за соблюдением правил обеспечения надлежащего технического и санитарного состояния по всем направлениям должен включать проверку:
- соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации, нормативов по санитарному состоянию, правил и иных нормативных актов по использованию и охране водохранилищ;
- реализации мероприятий федеральных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных ресурсов водохранилищ, схем комплексного использования и охраны водных объектов, проектов улучшения технического и санитарного состояния водохранилищ;
- обеспечения нужд водопользователей и безопасного для здоровья человека состояния водных ресурсов водохранилища.
Проверки целесообразно проводить совместно с органами санэпиднадзора.
По итогам проверок органами госводконтроля составляется акт по форме N 2 и N 3 (см. Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть.") в зависимости от конкретной ситуации, а в случае выявления нарушений - предписание по устранению нарушений.
4.1. Контроль за соблюдением правил обеспечения надлежащего
технического состояния водохранилищ
4.1.1. Органы госводконтроля при осуществлении плановых проверок технического состояния водохранилищ проверяют:
- выполнение требований по организации и проведению наблюдений за техническим состоянием водохранилища службой эксплуатации;
- выполнение работ и мероприятий по поддержанию водохранилища в надлежащем состоянии в соответствии с утвержденным годовым планом;
- отчетная документация по наблюдениям (ведение журналов наблюдений, информационные отчеты и т.п.) и предпринимаемые меры по результатам наблюдений;
- состояние акватории водохранилища, его береговой линии и прибрежной полосы.
Внеплановые проверки органами госводконтроля проводятся в случае поступления информации от службы эксплуатации, общественных организаций и населения о действиях или явлениях, негативно влияющих на техническое состояние водохранилища.
4.1.2. Органы госводконтроля через каждые пять лет эксплуатации водохранилища должны организовывать совместно со службой эксплуатации водохранилища специальную проверку проектных параметров водохранилища с подключением научно-исследовательских и изыскательских организаций.
Необходимость проведения специальных проверок определяется тем, что в процессе эксплуатации водохранилища под действием разнообразных, в основном, гидродинамических и внутриводоемных процессов возможно изменение отдельных параметров водохранилищ.
К числу таких процессов, главным образом, относятся:
- волновая берегопереработка;
- вынос в водохранилище продуктов водной эрозии;
- подтопление территории;
- заиление водохранилищ, как правило, в хвостовой части;
- зарастание мелководий;
- накопление продуктов деструкции;
- изменение конфигурации береговой линии;
- размораживание и обрушение берегов, для водохранилищ, расположенных в криолитозоне.
Большинство этих процессов носит замедленный, растянутый во времени характер, их влияние на параметры водохранилища может быть выявлено только в ходе специальных проверок.
4.2. Контроль за соблюдением требований
к качеству воды водохранилищ
Контроль качества воды водохранилища зависит от целей водопользования (хозяйственно-питьевое; рыбохозяйственное и т.д.) и проводится путем сравнения показателей загрязнения с предельно допустимыми их значениями (ПДК), установленными в соответствии с "Правилами охраны поверхностных вод (типовые положения). Госкомприроды СССР. 1991 г.", до выхода нового нормативного документа.
Систематический оперативный контроль качества воды в контрольных створах проводится, как правило, территориальными органами федерального ведомства по гидрометеорологии, в отдельных случаях - службой эксплуатации водохранилища. Места расположения контрольных створов, перечень контролируемых показателей, порядок представления информации в органы госводконтроля устанавливаются по специальному соглашению бассейновых органов МПР России с соответствующими территориальными органами федеральных ведомств и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Кроме контрольных створов наблюдений за качеством воды, могут быть створы в местах, где проводится периодический контроль качества воды. К таким местам могут быть отнесены: нерестилища или участки, имеющие рыбохозяйственное значение для воспроизводства и сохранения ценных пород рыб, места сезонной рекреации, мелководья, санитарные зоны водозаборных сооружений и населенных пунктов, устьевые участки рек и т.п.
Порядок проведения и форма отчетности периодических проверок определяются организациями осуществляющими периодический контроль качества воды по согласованию с бассейновым или территориальным органом МПР России. Периодические проверки качества воды могут проводится совместно с территориальными органами санэпиднадзора Минздрава России, органами рыбоохраны.
4.2.1. Плановые проверки органами госводконтроля проводятся не реже одного раза в год и включают:
- проверку выполнения соглашения о систематическом наблюдении в контрольных створах;
- проверку соблюдения установленного порядка и отчетности по периодическим проверкам;
- анализ материалов о показателях загрязнения и их оценки по классификации СанПиН 4630-88.;
- подготовку решений по материалам анализа.
4.2.2. Внеплановые проверки качества воды органы госводконтроля проводят в случаях, предусмотренных в п.3.4.4.
В ходе внеплановой проверки:
- идентифицируются данные о качестве воды;
- выявляется причина сложившейся ситуации;
- производится оценка возможных последствий;
- предпринимаются действия в соответствии со служебными инструкциями.
4.2.3. В случаях фиксирования в ходе любых видов проверок экстремально высокого загрязнения воды (критерии приводятся в приложении N А) органы госводконтроля в установленном порядке в течение суток предпринимают все возможные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения и контролируют ход мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварийного загрязнения.
4.3. Контроль за влиянием гидробионтов на санитарное
и техническое состояние водохранилищ
При осуществлении эксплуатации водохранилища необходимо иметь характеристику гидробиологического его состояния, которая в общем случае может включать:
- уровень эвтрофикации водохранилища;
- степень зарастания мелководий высшей водной растительностью;
- наличие и масса (зафиксированная и прогнозируемая) сине-зеленых водорослей;
- количественная и качественная оценка фитопланктона, зоопланктона, бентоса и др.
- состав ихтиофауны, расположение нерестилищ, мест нагула и зимовки рыбы, промысловые запасы, рыбопродуктивность;
- состав фауны водных и околоводных животных, места обитания наиболее ценных животных.
4.3.1. Органы госводконтроля не менее раза в 2-3 года должны проводить плановые проверки и влияния гидробионтов на санитарное и техническое состояние водохранилища, включая:
- проверку выполнения соглашений по предоставлению информации о гидробиологических показателях воды водохранилища;
- анализ гидробиологических показателей, состояния ихтиофауны и их соответствие правилам эксплуатации водохранилищ и лицензиям на водопользование;
- проверку выполнения водопользователями и службой эксплуатации водохранилищ запланированных мероприятий по регулированию состояния гидробионтов, по обеспечению сохранности рыбных запасов и других биоресурсов, отнесенных к ценным ресурсам водохранилища (совместно с органами рыбоохраны).
4.3.2. Плановые и внеплановые проверки органы госводконтроля проводят, как правило, совместно:
- с органами рыбоохраны при расследовании фактов гибели рыбы;
- со специальными органами при расследовании фактов гибели водных и околоводных животных и птиц;
- с органами санэпиднадзора при поступлении информации о состоянии гидробионтов, угрожающем жизни и здоровью граждан.
4.4. Санитарно-эпидемиологический контроль
При осуществлении эксплуатации водохранилищ должны быть обозначены места, где предполагается проведение санитарно-эпидемиологического контроля:
- контрольные створы по наблюдению за гидрохимическими и гидробиологическими показателями качества воды;
- санитарные зоны в пределах населенных пунктов;
- места массового отдыха населения;
- места водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- места сброса сточных вод;
- крупные мелководные массивы;
- прочие места по усмотрению территориальных органов санэпиднадзора, органов госводконтроля МПР России и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за санитарно-эпидемиологическим состоянием водохранилищ осуществляют территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
Порядок предоставления информации в органы госводконтроля МПР России о санитарно-эпидемиологическом состоянии водохранилища устанавливается по специальному соглашению бассейновых органов МПР России с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
4.4.1. Плановые проверки органами госводконтроля проводятся один раз в год и включают:
- проверку выполнения соглашения с органами санэпиднадзора;
- анализ информационных материалов и оценку состояния водохранилища по нормативам и требованиям СанПиН N 4630-88 и СанПиН N 3907-85;
- назначение и контроль выполнения мероприятий по улучшению санитарного состояния водохранилища.
4.4.2. Внеплановые проверки санитарно-эпидемиологического состояния проводятся по инициативе органов санэпиднадзора с привлечением в необходимых случаях представителей отделов госводконтроля органов МПР России, исполнительной власти, местного самоуправления и прокуратуры.
4.4.3. Результаты проверок оформляются по установленным формам. При выявлении нарушений предписание по их усмотрению выдается совместно органами госводконтроля и органами санэпиднадзора.
4.5. Контроль за соблюдением порядка ведения
государственного мониторинга на водохранилище
В управлениях эксплуатации водохранилищ должна быть общая схема государственного мониторинга на водохранилище согласно "Положению о ведении государственного мониторинга водных объектов". В схеме должны быть указаны:
- виды наблюдений и организации, их выполняющие;
- организации, использующие в своей деятельности результаты мониторинга, сроки предоставления им информации и порядок ее передачи;
- организация, ведущая банк данных, обработку, хранение, распространение всей информации, получаемой в ходе мониторинга на водохранилище, а также проводящая анализ результатов мониторинга с подготовкой управленческих решений.
4.5.1. Органы госводконтроля проводят раз в год плановые проверки установленного порядка ведения государственного мониторинга на водохранилищах. В случае поступления жалоб от организаций, задействованных в общей схеме мониторинга, может быть проведена внеплановая проверка.
4.5.2. Нарушения, выявленные в ходе проверок государственного мониторинга на водохранилище, необходимо рассматривать как несоблюдение требований водного законодательства и должны пресекаться в установленном порядке (см. "Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть.").
5. Контроль за состоянием гидротехнических сооружений
и соблюдением правил их эксплуатации
См. Методические рекомендации по проведению проверок гидроэлектростанций, утвержденные приказом Ростехнадзора от 2 сентября 2009 г. N 772
По сооружениям гидроузла и объектам инженерной защиты, расположенным на водохранилище, его береговой линии и прибрежной защитной полосе должны представить органам госводконтроля МПР России эксплуатационные организации следующие данные:
- организация - юридический владелец (собственник) сооружений и организация, ведущая их эксплуатацию;
- местоположение, состав, основные характеристики и параметры сооружений. Для сооружений инженерной защиты дополнительно указывается назначение сооружений;
- наличие утвержденных правил или инструкций по эксплуатации гидротехнических сооружений и их оборудования, а также объектов инженерной защиты.
Кроме того, должна быть указана организация, осуществляющая государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений и объектов инженерной защиты (постановление Правительства РФ от 16.10.97 N 1320).
5.1. При плановой проверке технического состояния и соблюдения правил эксплуатации гидротехнических сооружений гидроузла и объектов инженерной защиты, органы госводконтроля самостоятельно проверяют:
- наличие лицензий на водопользование и на эксплуатацию сооружений и соблюдение их условий;
- соответствие состояния сооружений проектным решениям и показателям, заложенным в правилах их эксплуатации (отметка гребня, количество и состояние водосливных пролетов и водосбросов, состояние дренажной сети, крепления откосов земляных сооружений, состояние кранового оборудования и т.п.);
- способность гидротехнических сооружений обеспечивать напор, расходы, уровенный режим в верхнем и нижнем бьефах гидроузла, расчетную аккумуляцию стока, допустимые потери воды на фильтрацию и протечки и т.п.;
- организацию наблюдений на сооружениях и состояние контрольно-измерительной аппаратуры, оформление результатов и их анализ;
- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений, а также наличие инструкций по эксплуатации, предусмотренных в правилах эксплуатации водохранилищ;
- готовность сооружений к пропуску паводков (или работе в условиях паводка) и половодий. Этот вид проверок может осуществляться в рамках работы паводковых комиссий;
- оперативность эксплуатационного персонала по выполнению предписанного режима пропуска расходов в нижний бьеф.
5.2. Плановую проверку состояния и эксплуатации сооружений гидроузла рекомендуется совмещать с проверкой гидроэнергетического объекта как водопользователя (см. раздел 3.5).
5.3. Внеплановые проверки состояния гидротехнических сооружений органы госводконтроля осуществляют, как правило, после прохождения высокого паводка, землетрясений, ураганных ветров и других чрезвычайных природных или техногенных ситуаций. В этих случаях анализируется возможность сооружений поддерживать заложенные в правилах эксплуатации водохранилищ параметры, а также намечаются возможные мероприятия по восстановлению нарушенных элементов сооружений.
5.4. Результаты проверки органами госводконтроля состояния и эксплуатации гидротехнических сооружений должны быть зафиксированы в "Акте проверки использования и охраны водных объектов" форма 2 (см. "Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть.").
При обнаружении нарушений, несоответствий и произвольных изменений параметров гидротехнических сооружений или эксплуатационного оборудования составляется предписание, которое вместе с актом направляется в организацию, являющуюся юридическим владельцем сооружений. Если в результате выявленных нарушений создается угроза безопасности сооружений, органы госводконтроля информируют об этом соответствующие территориальные органы федерального ведомства, осуществляющего надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
6. Контроль за соблюдением режима хозяйственной
деятельности в водоохранной зоне водного объекта
В соответствии с "Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1404 (далее именуется Положение о ВЗ) на территории, примыкающей к водохранилищу, устанавливается водоохранная зона со специальным режимом хозяйствования. Границы прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны, а также мероприятий по ее обустройству определяются проектом, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном в Положении о ВЗ.
После утверждения, проект водоохранной зоны становится составной частью правил эксплуатации водохранилища.
До разработки и утверждения вышеуказанного проекта минимальные границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вокруг водохранилища, а также требования по трансформации земельных угодий и по режиму хозяйственной деятельности принимаются в соответствии с Положением о ВЗ.
6.1. Органы госводконтроля должны осуществлять в водоохранной зоне водохранилища в течение года, как правило, не менее одной плановой, при необходимости комплексной, проверки и контролировать:
- закрепление на местности водоохранными знаками границ прибрежной защитной полосы и водохранилища, а также трансформацию (перевод из одних видов угодий в другие) земельных угодий согласно утвержденному проекту или требований Положения о ВЗ. Проверка проводится совместно с территориальными органами госземконтроля и (или) органов охраны окружающей среды и санэпиднадзора;
- соблюдение предусмотренных утвержденным проектом или Положением о ВЗ режимов использования земель водоохранной зоны, которые согласно Водного, Лесного, Земельного кодексов и других федеральных законов о природных ресурсах отнесены к землям природоохранного назначения. Проверка проводится совместно с территориальным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, органами госземконтроля;
- осуществление намеченных утвержденным проектом лесомелиоративных мероприятий и соблюдение режима использования лесов водоохранных зон. Проверка проводится совместно с территориальным органом управления и контроля лесным хозяйством;
- соблюдение требований водного законодательства водопользователями, осуществляющими сброс очищенных сточных вод в водные объекты, находящиеся в пределах водоохранной зоны. Проверка производится в соответствии с указанием п.3.4;
- наличие, предусмотренных проектом, систем наблюдений за процессами берегопереработки и подтопления, а также осуществление систематических наблюдений за указанными процессами (периодичность наблюдений, приборное оснащение, обработка результатов, банк данных и т.п.). Если указанные наблюдения входят в систему государственного мониторинга, проверка осуществляется в соответствии с п.4.5;
- ход выполнения предусмотренных условиями лицензий, договоров, предписаниям, годовыми планами мероприятий по обустройству водоохранной зоны, независимо от источников их финансирования (берегоукрепление, инженерная защита, противоэрозионные мероприятия, мероприятия в зоне временного затопления, мероприятия по обустройству береговой линии и т.п.);
- состояние водоохранной зоны и ее прибрежной защитной полосы и соблюдение установленного Положением о ВЗ порядка предоставления земельных участков в их пределах (см. Приложение N В. Перечень видов деятельности, запрещенных в водоохранной зоне водохранилищ и их прибрежной защитной полосе).
6.2. Внеплановые проверки в водоохранной зоне органы госводконтроля проводят в случаях поступления информации от службы эксплуатации водохранилищ, водопользователей общественных организаций и населения о фактах нарушения режима водоохранной зоны водохранилища.
6.3. Результаты проверки органами госводконтроля состояния водоохранной зоны и соблюдение на ее территории требований законодательных и правовых актов Российской Федерации должны быть зафиксированы в акте по формам 2; 3; 4 (см. "Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть.") в зависимости от целей проверки.
При обнаружении нарушения положений, предусмотренных утвержденным проектом водоохранной зоны или Положением о ВЗ, составляется предписание, направляемое вместе с актом в организацию, юридическому лицу и гражданам, которые допустили нарушения.
7. Предупредительный контроль возможных аварийных
ситуаций на водохранилищах
Правилами эксплуатации водохранилищ должны быть предусмотрены возможные источники и виды основных аварийных ситуаций на водохранилище, способных негативно повлиять на санитарное и техническое состояние. К таким ситуациям можно отнести:
- сосредоточенный сброс в водохранилище загрязненных вод или отходов, мусора от расположенных в прибрежной полосе и в водоохранной зоне объектов, не являющихся водопользователями, а пользующихся правами общего водопользования (населенные пункты, нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтетранспортирующие предприятия и т.п.);
- залповый сброс сточных вод ненормативного качества предприятием (объектом) - водопользователем в результате нарушения условий водопользования (аварии на очистных сооружениях, прямой сброс сточных вод, минуя очистные сооружения и т.п.);
- разрушения или повреждения инженерных сооружений, расположенных на водохранилище или в водоохранной зоне;
- аварийные ситуации, связанные с возникновением полей плавающей древесины, торфяника и сплавин;
- стихийные природные явления (паводок, шторм, ледовые явления и т.п.);
- иные виды, связанные с эксплуатационными и природными особенностями водохранилища.
7.1. Органы госводконтроля на основе анализа отчетных материалов Минтопэнерго России, Госгортехнадзора России, МПР России, МЧС России о безопасности и чрезвычайных ситуациях, а также данных службы эксплуатации водохранилищ и дирекции гидроузла должны планировать не менее одной проверки в год с участием заинтересованных контрольных и надзорных органов и исполнительных органов власти соответствующих субъектов Федерации. В ходе проверки по предупреждению аварийных ситуаций необходимо проверять:
- выполнение водопользователями установленных (предписанных) мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций;
- соблюдение водопользователями ограничений режима хозяйственной деятельности, исключающих аварийные ситуации;
- наличие и исправность системы оповещения об угрозе или возникновении аварийных ситуаций;
- готовность службы эксплуатации водохранилищ, дирекции гидроузла и водопользователей к действиям в условиях аварийной ситуации.
С этой целью могут проводиться совместные учения служб эксплуатации водохранилищ и органов МЧС России с привлечением представителей водопользователей и местного самоуправления.
7.2. В случае возникновения аварийной ситуации органы госводконтроля предпринимают действия по программе, устанавливаемой территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти и местного самоуправления, комиссиями по ликвидации аварийных ситуаций.
8. Дополнительные рекомендации по организации контроля
за соблюдением правил эксплуатации водохранилищ
8.1. Общий порядок организации и проведения госводконтроля за использованием и охраной водных объектов, в том числе и водохранилищ, а также реализации права наложения штрафов за административные правонарушения и предъявления исков о возмещении ущербов изложен в "Методических указаниях по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе МПР России. Общая часть". М. 1997 г.
Об административной ответственности за нарушения водного законодательства см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
8.2. Органы госводконтроля должны иметь утвержденный в установленном МПР России порядке годовой план контрольных проверок соблюдения правил эксплуатации водохранилищ.
В план вносятся все виды проверок, включая и комплексные и специальные проверки, проводимые совместно с другими органами государственного контроля и надзора, представителями органов исполнительной власти, местного самоуправления, милиции и прокуратуры.
Сроки и порядок проведения комплексных проверок согласовываются органами госводконтроля с соответствующими контрольными органами и утверждаются их руководителями.
8.3. В органах госводконтроля необходимо иметь:
- банк законодательных, нормативных правовых, ведомственных нормативных и методических документов, необходимых для осуществления госводконтроля на водохранилищах и в их водоохранных зонах;
- банк данных результатов контрольных проверок, желательно на машинных носителях;
- утвержденные в установленном порядке Правила эксплуатации водохранилища или данные об их разработке, утверждении и корректировке, а также данные о непосредственном участии органов госводконтроля в рассмотрении и согласовании правил на различных этапах составления документа;
- копии соглашений с территориальными органами Росгидромета, санэпиднадзора, охраны окружающей среды и другими государственными органами, осуществляющими управление, надзор и контроль за природными ресурсами и охраной окружающей среды.
8.4. Органы госводконтроля должны способствовать внедрению:
- в бассейновых водохозяйственных управлениях, территориальных органах МПР России, управлениях эксплуатации водохранилищ, у водопользователей систем автоматизированного контроля, особенно по водопользованию (водопотребление и водоотведение);
- международных стандартов ИСО по контролю качества воды (см. приложение N Г) и методов экспресс-анализов;
- систем информационного обеспечения эксплуатации водохранилищ;
- систем прогнозирования различных ситуаций на водохранилище, включая создание математических моделей водохранилища или отдельных его частей.
8.5. В бассейновом (территориальном) органе МПР России по материалам контрольных проверок соблюдения порядка и правил эксплуатации водохранилищ должен быть организован ежегодный анализ технического и санитарного состояния водохранилища, качества его вод и условий водопользования. В ходе такого анализа необходимо отслеживать динамику процессов, проходящих в водохранилище, в сопоставлении со сложившейся системой водопользования и обстановкой в водоохранной зоне, выявлять причины негативного влияния, намечать мероприятия по устранению или ослаблению такого влияния, осуществляемые как службой эксплуатации, так и водопользователями.
8.6. В бассейновом (территориальном) органе МПР России с использованием материалов контрольных проверок соблюдения порядка и правил эксплуатации должен быть организован анализ экономической эффективности эксплуатации водохранилищ, путем сопоставления доходов, которые получает государство от водопользования на объекте и затрат, идущих на эксплуатацию водохранилища.
Отдельно должен проводиться анализ эффективности применения органами госводконтроля штрафных санкций к нарушителям водного законодательства, порядка и правил эксплуатации водохранилищ, а также исков по ущербам, нанесенным водохранилищу нарушением водного законодательства Российской Федерации.
8.7. Органам госводконтроля рекомендуется осуществлять свою деятельность в постоянном контакте с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации, с местной администрацией и общественными организациями. О результатах отдельных проверок, о фактах нарушения порядка и правил эксплуатации водохранилищ следует информировать общественность через средства массовой информации.
Заместитель Министра природных ресурсов
Российской Федерации,
Заместитель главного государственного
инспектора Российской Федерации | А.Е.Наталенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по осуществлению государственного контроля за соблюдением порядка и правил эксплуатации водохранилищ (утв. Министерством природных ресурсов РФ)
Текст методических указаний официально опубликован не был